Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Государственная поддержка субъектов предпринимательства/ Указ Президента Республики Узбекистан от 15.09.2021 г. N УП-6314 "О мерах по дальнейшему снижению административной и налоговой нагрузки для субъектов предпринимательства, совершенствованию системы защиты законных интересов бизнеса"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
15.09.2021 г.
N УП-6314
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СНИЖЕНИЮ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ И НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ БИЗНЕСА
В целях ускоренного развития деятельности субъектов предпринимательства, снижения в отношении них административной и налоговой нагрузки путем совершенствования государственного контроля и системы "Налоговик - помощник", а также обеспечения исполнения задач, определенных в рамках открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, проведенного 20 августа 2021 года по непосредственному изучению проблем и предложений предпринимателей и определению основных направлений последующего развития предпринимательства:
а) с 1 октября 2021 года отменяются:
обязательство по сдаче налоговым органам налоговой отчетности индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками налога на доходы физических лиц в фиксированных размерах;
запрет на выставление на продажу и реализацию в розничной торговле некоторых готовых импортных потребительских товаров по истечении 12 месяцев с даты оформления таможенной декларации;
б) с 1 января 2022 года по 1 января 2023 года ставка социального налога, установленного для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в районах республики (за исключением города Ташкента), определяется с уменьшением ее в два раза в размере 50 процентов базовой расчетной величины.
Министерству финансов до 1 декабря 2021 года внести в Кабинет Министров проект закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан" исходя из настоящего пункта.
2. Предоставить Торгово-промышленной палате полномочие по подтверждению обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), возникающих в рамках местных договоров.
3. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палаты об отмене с 1 октября 2021 года контрольных функций органов государственного управления и органов государственной власти на местах согласно приложению N 1.
4. Установить, что:
перечень государственных контрольных функций по проверке соответствия деятельности субъектов предпринимательства требованиям законодательства (далее - обязательные требования) утверждается законом, при этом после принятия соответствующего закона не допускается осуществление государственных контрольных функций, не включенных в перечень;
в перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, включаются проверки, связанные с осуществлением незамедлительных контрольных мероприятий для предотвращения риска нанесения ущерба жизни и здоровью граждан, общественной безопасности, окружающей среде, а также выездные налоговые проверки;
с 1 апреля 2022 года поэтапно внедряется электронный реестр обязательных требований. При этом данный реестр формируется и ведется Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства на основе перечня обязательных требований, предоставленных в установленном порядке государственными органами и организациями по сферам в рамках их компетенций.
5. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2022 года:
контролирующие органы проверяют деятельность субъектов предпринимательства по вопроснику, утвержденному в установленном порядке;
в проверке деятельности субъекта предпринимательства, являющегося членом Торгово-промышленной палаты, участвуют сотрудники Торгово-промышленной палаты с согласия данного субъекта предпринимательства;
учет Книги регистрации проверок ведется в электронном виде Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства допускается после осуществления в установленном порядке профилактических мероприятий по предотвращению правонарушений, за исключением налоговых проверок, проверок, проводимых в рамках уголовных дел и оперативно-розыскной деятельности, а также на основе обращений и сведений о нарушении актов законодательства.
6. Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства совместно с Министерством юстиции, Торгово-промышленной палатой и заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 апреля 2022 года обеспечить разработку и запуск информационной системы "Единый государственный контроль", позволяющей собирать, анализировать и обрабатывать большой объем данных, связанных с государственным контролем в сфере предпринимательства, а также имеющей следующие возможности:
формирования и ведения электронных реестров государственных контрольных функций, обязательных требований, должностных лиц, имеющих право на проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства;
электронной регистрации проверок и ведения учета Книги регистрации проверок;
онлайн-обучения субъектов предпринимательства по соответствующим обязательным требованиям и внедрения механизмов самостоятельной проверки соответствия деятельности обязательным требованиям;
оценки проведения в установленном порядке проверок, осуществляемых контролирующими органами.
7. Внедрить с 2022 года Индекс свободы предпринимательской деятельности (далее - Индекс), направленный на определение и облегчение уровня административного давления на субъектов предпринимательства, а также предотвращение правонарушений.
Определить, что:
а) Индекс составляется Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства посредством информационной системы "Единый государственный контроль" на основе таких показателей, как обоснованность и законность результатов проверки, пропорциональность профилактических мероприятий и проверок, уровень удовлетворенности предпринимателей результатами проверки;
б) контролирующие органы по итогам каждого полугодия до 1 августа, по итогам года - до 1 февраля вносят Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства анализ проведенных контрольных мероприятий;
в) Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства по итогам каждого полугодия до 1 сентября, по итогам года - до 1 марта размещает в информационной системе "Единый государственный контроль" и публикует для сведения общественности информацию о результатах Индекса и сведения о часто повторяемых правонарушениях в деятельности субъектов предпринимательства, а также мероприятиях по предотвращению их совершения.
8. Возложить персональную ответственность на Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д. Касимов) и руководителей контролирующих органов за полное и своевременное внесение данных в информационную систему "Единый государственный контроль", а также за их достоверность.
9. Министерству финансов по обоснованным расчетам Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства обеспечить до 1 ноября 2021 года выделение средств в размере до 1 миллиарда сумов на разработку информационной системы "Единый государственный контроль" за счет средств резервного фонда Кабинета Министров.
10. Утвердить "Дорожную карту" по облегчению ведения предпринимательства и совершенствованию системы защиты законных интересов бизнеса согласно приложению N 2.
11. Внести в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан изменения согласно приложению N 3.
12. Министерству юстиции совместно с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
предусмотреть в проекте Предпринимательского кодекса утверждение государственных контрольных функций данным кодексом;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
13. Возложить на Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства Касимова Д.С. и руководителей контролирующих органов персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 апреля 2022 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 15.09.2021 г. N УП-6314
ПЕРЕЧЕНЬ
контрольных функций органов
государственного управления и органов
государственной власти на местах,
отменяемых с 1 октября 2021 года
N
|
Функция
|
Уполномоченный орган
|
1. |
Организация системного контроля за недопущением случаев нарушений санитарных правил перевозчиками. |
Министерство транспорта |
2. |
Проведение постоянного наблюдения и контроля за фитосанитарным состоянием на посевных площадях, приусадебных землях, в тепличных хозяйствах независимо от форм собственности. |
Министерство сельского хозяйства |
3. |
Проведение контроля за качеством применения средств защиты растений. |
|
4. |
Проведение мониторинга за качеством работ по строительству административных зданий органов самоуправления граждан. |
Министерство по поддержке махалли и семьи |
5. |
Контроль за использованием и реализацией акцизных марок, а также реализацией через торговую сеть (розничную, оптовую) табачных изделий и алкогольных напитков, не маркированных акцизными марками. |
Государственный таможенный комитет |
6. |
Ведение реестра и осуществление контроля в установленном порядке за оборудованием (приборами, материалами, системами и средствами информационной и организационной техники), поставляемом в рамках грантов международных и зарубежных организаций и фондов, а также международных соглашений в области научно-технического сотрудничества. |
|
7. |
Контроль за исполнением владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Республики Узбекистан, установленной законодательством обязанности по обязательному страхованию. |
|
8. |
Контроль за расходованием средств Фонда материального стимулирования работников предприятий теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. |
Государственный налоговый комитет |
9. |
Обеспечение соответствующего контроля за применением металлопроката в строительстве. |
Антимонопольный комитет |
10. |
Обеспечение мониторинга исполнения баланса производства и использования пищевого спирта, при этом установив строгий контроль за исполнением баланса в разрезе всех производителей и потребителей. |
Государственный комитет по статистике |
11. |
Обеспечение контроля за целевым использованием физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на соответствующей территории. |
Органы государственной власти на местах |
12. |
Осуществление постоянного контроля за правильностью формирования и применения договорных (свободных) цен и тарифов на продукцию топливно-энергетических отраслей. |
|
13. |
Осуществление государственного контроля за использованием и охраной недр. |
|
14. |
Обращение в суд с исками о взыскании задолженностей по коммунальным платежам и выплате обязательных взносов. |
|
15. |
Контроль за соблюдением клинико-статистических стандартов качества медицинской помощи. |
|
16. |
Осуществление государственного контроля за качеством и безопасностью йодированной соли и йодированных пищевых продуктов, условиями их хранения. |
к Указу Президента РУз
от 15.09.2021 г. N УП-6314
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по облегчению ведения предпринимательства
и совершенствованию системы защиты
законных интересов бизнеса
N
|
Наименование мероприятий
|
Форма реализации
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители
|
1. |
Разработка порядка согласования и проведения проверок, проводимых в деятельности субъектов предпринимательства, осуществления профилактических мероприятий, электронной регистрации проверок, ведения Книги регистрации проверок. |
Проект нормативно- правового акта |
1 декабря 2021 года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), заинтересованные ведомства |
2. |
Разработка порядка определения индекса свободы предпринимательской деятельности. |
Проект нормативно- правового акта |
1 декабря 2021 года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), заинтересованные ведомства |
3. |
Запуск информационной системы "Единый государственный контроль". При этом обеспечить наличие у данной системы следующих возможностей: формирование и ведение электронных реестров государственных контрольных функций, обязательных требований, должностных лиц, имеющих право на проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства; электронная регистрация проверок и ведение учета Книги регистрации проверок. При этом Единая система электронной регистрации проверок интегрируется с информационной системой "Единый государственный контроль"; онлайн-обучение субъектов предпринимательства по соответствующим обязательным требованиям и внедрение механизмов самостоятельной проверки соответствия деятельности обязательным требованиям; оценка проведения в установленном порядке проверок, осуществляемых контролирующими органами. |
Практические мероприятия |
1 апреля 2022 года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Торгово-промышленная палата (А.Икрамов), заинтересованные ведомства |
4. |
Утверждение по согласованию с Уполномоченным по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства каждым контролирующим органом вопросников по проверке деятельности субъектов предпринимательства. |
Внутренний ведомственный акт |
1 января 2022 года |
Контролирующие органы, Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов) |
Размещение утвержденных вопросников на официальном веб-сайте контролирующих органов, а также в информационной системе "Единый государственный контроль" (после запуска данной системы). |
Практические мероприятия |
1 января 2022 года, на постоянной основе |
||
5. |
Установление порядка уведомления субъекта предпринимательства о начале проведения проверки контролирующим органом не менее чем за 10 рабочих дней. При этом предусмотреть указание в уведомлении в обязательном порядке сроков и предмета проведения проверки, прав и обязанностей сторон, ответственности сторон за коррупционные правонарушения, порядка оповещения при возникновении коррупционных проявлений, порядка обжалования действий должностных лиц и вопросов, связанных с конфликтом интересов. |
Проект нормативно- правового акта |
1 декабря 2021 года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), Агентство по противодействию коррупции (А.Бурханов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), контролирующие органы |
6. |
Разработка проекта нормативно-правового акта, предусматривающего порядок формирования и ведения электронных реестров государственных контрольных функций, обязательных требований и должностных лиц, имеющих право на проверку деятельности субъектов предпринимательства. При этом: в реестре государственных контрольных функций указываются государственные контрольные функции, контролирующий орган, форма осуществления контроля и объект контроля; в реестре обязательных требований указываются перечень обязательных требований по видам предпринимательской деятельности и вопросники со ссылкой на соответствующие нормативно-правовые акты. |
Проект нормативно- правового акта |
1 ноября 2021 года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Агентство по противодействию коррупции (А.Бурханов), контролирующие органы |
7. |
Разработка минимальных требований к системам "риск-анализа" контролирующих органов. |
Проект нормативно- правового акта |
1 января 2022 года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), заинтересованные ведомства |
8. |
Совершенствование порядка проведения аттестации должностных лиц контролирующих органов на право проведения проверок субъектов предпринимательства. |
Проект нормативно- правового акта |
1 ноября 2022 года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Агентство по противодействию коррупции (А.Бурханов) |
9. |
Передача функций государственного контроля, оказывающих наибольшую административную нагрузку для субъектов предпринимательства, частному сектору посредством аккредитации, сертификации, лицензирования и другими способами. |
Проект нормативно- правового акта |
1 января 2022 года |
Министерство экономического развития и сокращения бедности (С.Холхужаев), Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Антимонопольный комитет (Ш.Шарахметов), Торгово-промышленная палата (А.Икрамов) |
10. |
Составление перечня проверок, проводимых только дистанционно путем анализа представленных субъектами предпринимательства сведений по вопросникам с применением информационных технологий, а также данных, полученных из информационных баз соответствующих министерств и ведомств. |
Проект нормативно- правового акта |
1 апреля 2022 года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Ш.Садыков), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Торгово-промышленная палата (А.Икрамов) |
11. |
Пересмотр государственных контрольных функций и перечня видов проверок не реже одного раза в три года с учетом обеспечения уровня безопасности в соответствующих сферах, текущего состояния социально-экономического и технологического развития. |
Практические мероприятия |
Каждые три года |
Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (Д.Касимов), Министерство экономического развития и сокращения бедности (С.Холхужаев), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Торгово-промышленная палата (А.Икрамов) |
к Указу Президента РУз
от 15.09.2021 г. N УП-6314
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в некоторые акты Президента
Республики Узбекистан и Правительства
Республики Узбекистан
1. Пункт 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2010 года N ПП-1326 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов" и приложение N 2 к постановлению признать утратившими силу.
2. В Правилах розничной торговли в Республике Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 13 февраля 2003 года N 75:
а) пункт 4-1 и приложение N 3 признать утратившими силу;
б) в пункте 189 текста на государственном языке:
абзац двадцать шестой исключить;
абзац двадцать седьмой считать абзацем двадцать шестым.
3. Пункт 2 приложения к постановлению Кабинета Министров от 8 июня 2010 года N 112 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан" признать утратившим силу.
Примечание. Настоящее приложение вступает в силу с 1 октября 2021 года.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 сентября 2021 г.
"Народное слово", 16 сентября 2021 г.