ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2023 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 1 по 7 января 2023 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 1 по 7 января 2023 г.)
Повышены требования к операторам системы госзакупок
Как будут работать центры по олимпийским
Определен порядок регистрации участников спецрежима
в сфере оборота крипто-активов
Утвержден перечень товаров с измененными
Как помещать товары в режим таможенного транзита
В Налоговый кодекс внесены поправки
Госбюджет-2023: основные показатели
Внедряется дифференцированная система
Утверждены размеры ассигнований Госбюджета
Как будут оценивать эффективность работы госслужащих
Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31.12.2022 г. N 734 "О мерах по совершенствованию механизмов регулирования деятельности операторов электронной системы государственных закупок".
В соответствии с документом с 1 апреля 2023 года операторы электронной системы госзакупок должны иметь:
q электронную систему госзакупок, принадлежащую на праве собственности;
q полностью сформированный уставной фонд (капитал) в размере не менее 25 тыс. БРВ (7,5 млрд сумов);
q при обеспечении исполнения соглашений, заключенных в электронной системе госзакупок, - клиринговую и расчетную cистемы, функционирующие только посредством казначейского счета, открытого в информационной системе Министерства экономики и финансов;
q как минимум 2 сотрудников с опытом работы не менее 2 лет в сфере электронной коммерции и информационных технологий, а также Call-центр.
Операторам запретят пользоваться средствами субъектов госзакупок, в том числе размещать их на депозиты в коммерческих банках.
Также будет внедрен рейтинг "Прозрачность в государственных закупках". Участникам с высоким рейтингом предоставят возможность участвовать на биржевых торгах с залоговыми средствами в размере не более 1% от стоимости договора.
* * *
Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 30.12.2022 г. N 731 "О мерах по организации деятельности центров подготовки по олимпийским и паралимпийским видам спорта".
Олимпийские и паралимпийские центры - это общеобразовательные и профессиональные государственные спортивно-образовательные учреждения. Их деятельность направлена ??на подготовку высококвалифицированных специалистов и спортивных ресурсов для формирования сборных команд.
В 2022/2023 учебном году количество учащихся - спортсменов Республиканского центра олимпийской и паралимпийской спортивной подготовки составит 750 человек, а в региональных центрах - 600. Начиная с 2023/2024 учебного года количество учащихся Республиканского центра составит 600 человек, а в региональных центрах - 450.
Бюджетные средства, высвободившиеся в результате сокращения квоты учащихся и персонала в центрах, будут направлены на дальнейшее улучшение питания спортсменов этих центров и поощрение тренеров.
По рекомендации Национального паралимпийского комитета Узбекистана для олимпийских и паралимпийских колледжей и центров устанавливаются дополнительные квоты до 10% для учащихся с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью в общем количестве учащихся.
Документом утверждены:
q Перечень центров подготовки к олимпийским и паралимпийским спортивным турам;
q Положение о тренировочных центрах, готовящих спортсменов к олимпийским и паралимпийским турам;
q Положение о порядке приема, аттестации и перевода учащихся в учебно-тренировочные центры по олимпийским и паралимпийским видам спорта.
* * *
Принят Приказ директора Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан "Об утверждении Положения о порядке регистрации участников специального режима регулирования (специальный режим "Песочница регулирования") в сфере оборота крипто-активов (рег. МЮ N 3409 от 30.12.2022 г.).
Положением определены:
q требования и условия регистрации участников спецрежима;
q порядок предоставления и рассмотрения заявлений;
q порядок ведения реестра участников спецрежима;
q порядок продления срока реализации пилотного проекта, внесения изменений и дополнений в реестр.
Для регистрации в качестве участника спецрежима необходимо подать заявление в Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан с приложением следующих документов:
q анкета установленной формы;
q информация о стоимости договоров (оферт, сделок), которые планируется заключить и о количестве клиентов;
q бизнес-план с указанием конкретных целевых показателей;
q устав юрлица и другие учредительные документы;
q сведения об отсутствии судимости руководителя и заместителей руководителя юрлица по некоторым преступлениям;
q сведения о руководстве юрлица.
При положительном заключении юрлицо вносится в реестр участников сроком на 12 месяцев. В течение данного срока участник должен реализовать пилотный проект. При необходимости данный срок может быть продлен еще на 12 месяцев.
В рамках спецрежима на территории Узбекистана запрещается:
q принимать и использовать крипто-активы в качестве платежного средства;
q осуществлять операции с анонимными крипто-активами, майнинг анонимных крипто-активов и скрытый майнинг.
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 31.12.2022 г. N 733 "О дополнительных мерах по регулированию внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан".
Документом утвержден перечень товаров с измененными классификационными кодами в связи с введением в действие Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан версии 2022 года.
Министерству инвестиций, промышленности и торговли и Таможенному комитету предоставлено право в необходимых случаях совместно давать заключения по классификации товаров, а также вносить изменения в вышеуказанный перечень.
* * *
Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 31.12.2022 г. N 737 "О мерах по регулированию операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим таможенного транзита".
В соответствии со статьями 118 и 261 Таможенного кодекса:
q для помещения товара под таможенный режим таможенного транзита декларантом в таможенный орган представляются транзитная декларация и товаросопроводительные документы;
q транзитная декларация подается до или во время пересечения таможенной границы товаров и транспортных средств, въезжающих на таможенную территорию.
Операции, связанные с подачей и оформлением транзитной декларации в таможенный орган, осуществляются через автоматизированную информационную систему "Е-Транзит" Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов.
Документом утверждено Положение о порядке осуществления транзитных операций с товарами и транспортными средствами, предусматривающее:
q этапы таможенного оформления транзитной декларации;
q ситуации, в которых транзитная декларация не требуется;
q виды документов, прилагаемых при подаче транзитной декларации;
q порядок регистрации транзитной декларации в автоматизированной информационной системе "Е-Транзит";
q основания и порядок изменения транзитной декларации, внесения в нее дополнений, ее переоформления или аннулирования.
* * *
Изменения и дополнения в НК утверждены в последний день уходящего года. Об этом проинформировало Министерство финансов, опубликовав Информационное сообщение об изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц, а также применения таможенных льгот.
buxgalter.uz пбликует основные положения документа.
По ставкам налогов. Сохраняются ставки по налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий - 20%), налогу на доходы физических лиц (12%), налогу на имущество юридических лиц (1,5%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (бюджетные организации - 25%, остальные - 12%).
По налогу на добавленную стоимость:
1. Сохраняются категория налогоплательщиков, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки представления налоговой отчетности.
2. С 1 января 2023 года налоговая ставка снижается с 15% до 12%.
3. Сокращаются сроки проведения камеральной налоговой проверки обоснованности суммы налога на добавленную стоимость к возмещению с 60 до 30 дней.
4. Отменяются:
а) с 1 апреля 2023 года льготы, предоставленные по:
- геологическим услугам, оказываемым в рамках ежегодных государственных программ развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы за счет средств бюджета;
- обороту по реализации почтовых марок, маркированных открыток, конвертов;
- обороту по реализации научно-исследовательских и инновационных работ, выполняемых за счет средств бюджета;
б) с 1 июля 2023 года льготы, предоставленные по услугам подразделений охраны Национальной гвардии Республики Узбекистан.
5. Органы государственной власти и управления могут признаваться налогоплательщиками налога на добавленную стоимость на основании решения Президента или Кабинета Министров Республики Узбекистан.
6. С 1 января 2023 года вводится порядок, предусматривающий, что сумма налога, уплаченная (подлежащая уплате) по фактически полученным товарам (услугам), которая не принята к зачету в связи с приостановлением действия свидетельства, в случае возобновления действия свидетельства подлежит корректировке (отнесению в зачет) как у налогоплательщика, так и его покупателей за период, когда свидетельство было приостановлено.
7. Налогоплательщикам, состоящим на учете в Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам, предоставляется право осуществлять взаимозачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению из бюджета в счет уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров.
Взаимозачет налога на добавленную стоимость будет производиться налоговыми и таможенными органами в автоматическом режиме. Для этого налогоплательщик - участник внешнеэкономической деятельности при оформлении ГТД должен сделать отметку об уплате налога на добавленную стоимость при импорте за счет суммы, подлежащей возмещению.
* * *
Вступил в силу Закон Республики Узбекистан от 30.12.2022 г. N ЗРУ-813 "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год". Он принят Законодательной палатой 22 декабря 2022 года и одобрен Сенатом 27 декабря 2022 года.
Валовой внутренний продукт на 2023 год прогнозируется на уровне 1 068 044 млрд сумов. Темп роста ВВП составит 5,3%, а индекс потребительских цен по отношению к декабрю прошлого года - 9,5%.
Предельный размер дефицита Консолидированного бюджета на 2023 год установлен в размере 3% от валового внутреннего продукта. В 2023 году доходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне 310, 68 трлн сумов.
Сумма государственного долга, привлеченного от имени и под гарантию Республики Узбекистан, не должна превышать 60% по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта.
Установлен на 2023 год предельный объем вновь подписываемых годовых соглашений по привлечению внешних заимствований от имени и под гарантию Республики Узбекистан в размере $4,5 млрд. Из них $2 млрд - на поддержку Госбюджета, в том числе на финансирование дефицита Государственного бюджета, $2,5 млрд - на финансирование инвестиционных проектов.
Установлен на 2023 год предельный чистый объем государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Узбекистан, в размере 17 трлн сумов. При этом государственные ценные бумаги, выпускаемые в течение финансового года и погашаемые в текущем году, не включаются в предельный чистый объем.
Финансирование дополнительных мероприятий, осуществляемых по инициативе органов государственной власти на местах, осуществляется только за счет дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента, районов и городов.
Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и г. Ташкента, районов и городов формируют соответствующие бюджеты, предусмотрев в первоочередном порядке планирование расходов на заработную плату и приравненные к ним платежи, питание, медикаменты и коммунальные услуги.
Установлены следующие минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, на 2023 год:
N
|
Вид имущества, передаваемого в аренду
|
Показатель, характеризующий размер установленной ставки
|
Минимальные размеры ставок арендной платы в месяц, в сумах
|
||
город Ташкент
|
город Нукус, города - областные центры
|
другие населенные пункты
|
|||
1 |
Помещения: |
||||
жилое помещение |
за 1 кв. метр общей площади |
17 000 |
10 500 |
4 500 |
|
нежилое помещение |
35 000 |
20 500 |
8 300 |
||
2 |
Автомобильный транспорт: |
||||
легковой автомобиль (автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, багажа и имеющее не более 8 мест для посадки, не считая места водителя) |
за 1 автотранспортное средство |
695 000 |
|||
микроавтобусы, автобусы и грузовые автомобили |
1 375 000 |
Примечание. Данные ставки применяются в целях налогообложения доходов физических лиц от сдачи имущества в аренду.
* * *
Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 30.12.2022 г. N УП-287 "О мерах по разделению территорий республики на категории и внедрению дифференцированной системы поддержки предпринимательства".
Согласно документу, все районы (города) республики разделены на 5 категорий. Отныне налоговые льготы и субсидии предоставляются исходя из категории районов и городов.
С 1 января 2023 года по 1 января 2026 года внедряется дифференцированный порядок налогообложения, в соответствии с которым:
q субъекты предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в районах 5 категории (кроме крупных налогоплательщиков, постоянных учреждений, бюджетных организаций и госпредприятий, а также юрлиц, с госдолей 50% и более), оплачивают:
q налог на прибыль, налог с оборота и социальный налог - по налоговой ставке в размере 1%;
q налог на имущество юрлиц и земельный налог с юрлиц - по налоговой ставке в размере 1% суммы, начисленной по этим налогам;
q индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в районах 5 категории, освобождаются от оплаты НДФЛ в фиксированном размере;
q для предпринимателей из районов 4 категории (кроме крупных налогоплательщиков, постоянных учреждений, бюджетных организаций и госпредприятий, а также юрлиц госдолей 50% и более) базовая налоговая ставка налога с оборота устанавливается в размере 3%.
Жокаргы Кенес, Кенгашы народных депутатов областей вправе вводить в районах 4 категории понижающие коэффициенты:
q минимальных размеров налога на имущество юрлиц и земельного налога с юрлиц, установленных Налоговым кодексом, - до 0,3;
q НДФЛ в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей - до 0,5.
Также Госфонд поддержки предпринимательской деятельности предоставит субъектам малого предпринимательства из районов 4 и 5 категорий:
q компенсацию на покрытие части процентной ставки, превышающей основную ставку, но не превышающей 40% основной ставки ЦБ, по кредитам и лизингам коммерческих банков;
q поручительство до 75% суммы банковских кредитов в размере, не превышающем 2,5 млрд сумов.
Документом утверждены повышенные размеры субсидий, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства.
Все субсидии, срок действия которых не определен, признаются внедренными до 1 января 2025 года.
Устанавливается, что при предоставлении поддельных документов для получения, нецелевом использовании, несоблюдении условий субсидии подлежат возврату с пеней.
Размер госпошлины за получение лицензий и разрешений в сфере предпринимательской деятельности для 4 и 5 категории снижен вдвое.
* * *
Принято Постановление Президента РУз от 30.12.2022 г. N ПП-471 "О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год".
Документом утверждены:
q Предельные размеры бюджетных ассигнований для распорядителей бюджетных средств второго уровня в 2023 году;
q Минимально допустимые размеры оборотной кассовой наличности республиканского бюджета Республики Узбекистан, бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на 2023 год;
q Прогнозы доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2023 год;
q Перечень крупных налогоплательщиков, налог на прибыль с которых направляется в республиканский бюджет Республики Узбекистан в полном объеме;
q "Дорожная карта" по обеспечению устойчивости Государственного бюджета Республики Узбекистан и повышению эффективности расходов.
Согласно Постановлению предусмотрено оставить в республиканском бюджете Республики Каракалпакстан, областных бюджетах областей и городском бюджете г. Ташкента часть от перевыполнения прогноза доходов в следующих размерах по следующим видам налогов:
q налог на доходы физических лиц в полном объеме;
q налог на прибыль в полном объеме (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого крупными налогоплательщиками, нерезидентами Республики Узбекистан, осуществляющими деятельность через учреждение, постоянно действующее в Республике Узбекистан, а также с доходов нерезидентов, удерживаемых у источника выплаты);
q в Республике Каракалпакстан 100%, в остальных регионах 60% части от перевыполнения прогноза доходов по налогу на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого крупными налогоплательщиками).
В 2023 году сохраняются нормативы распределения поступлений социального налога, действовавшие в 2022 году.
Наряду с этим, утверждены следующие налоговые ставки на 2023 год:
q для АО "Навоийский горно-металлургический комбинат" и АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат":
q налога на прибыль исходя из степени рентабельности;
q налога за пользование недрами по золоту - 10% и по палладию, серебру, меди - 15%;
q для АО "Узбекнефтегаз" по нефти, природному газу и газовому конденсату - 15%;
q размер сбора за реализуемые в розничной торговле ювелирные изделия из золота -1 000 сумов за 1 грамм.
Кроме того, установлены с 1 января 2023 года по 1 января 2026 года следующие понижающие коэффициенты относительно размеров родительского платежа по обеспечению детей в государственных дошкольных образовательных организациях исходя из категорий районов:
q 5 категории - 50%;
q 4 категории - 50%;
q 3 категории (кроме городских населенных пунктов) - 30%.
* * *
Принят Приказ директора Агентства развития Государственной службы при Президенте Республики Узбекистан "Об утверждении методики оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих на основе важнейших показателей" (рег. МЮ N 3407 от 28.12.2022 г.).
Утверждаемая методика определят порядок оценки эффективности госслужащих в целях их поощрения и карьерного продвижения.
В госоргане для каждой должности утверждаются важнейшие показатели эффективности, которые должны быть точными, измеримыми, достижимыми, срочными.
Оценка эффективности госслужащего осуществляется путем начисления баллов при достижении показателей:
q до 60 баллов - неудовлетворительно;
q 60-80 баллов - удовлетворительно;
q 80-100 баллов - хорошо;
q 100 баллов и выше - отлично.
Оценка эффективности не проводится в следующих случаях:
q до 3 месяцев с момента принятия на работу оцениваемого госслужащего;
q в период нахождения госслужащего в отпуске;
q в период прохождения госслужащим повышения квалификации, нахождения его в командировке и др.;
q при привлечении госслужащего к работе межведомственных рабочих групп.
При оценке деятельности госслужащего на "отлично" и "хорошо" руководителем госоргана могут быть применены следующие дополнительные меры поощрения:
q внесение в список кандидатов на повышение по должности в первую очередь;
q внесение в список потенциальных кандидатов на повышение должности;
q внеочередное присвоение квалификационного ранга;
q поощрение нематериального характера;
q снятие наложенного дисциплинарного взыскания и др.