ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Регулирование оборота отдельных видов товаров / Производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции /Указ Президента Республики Узбекистан от 03.06.2024 г. N УП-84 "Об усилении мер по регулированию рынка алкогольной и табачной продукции и предупреждению ее незаконного оборота"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.06.2024 г.
N УП-84
ОБ УСИЛЕНИИ МЕР ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ
ПРОДУКЦИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ЕЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА
В целях внедрения эффективной системы контроля в сфере производства и реализации алкогольной и табачной продукции, пресечения ее незаконного оборота, развития атмосферы здоровой конкуренции для ведения бизнеса, а также защиты прав потребителей:
1. Упразднить Комиссию по лицензированию деятельности по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, уполномоченную принимать решения о выдаче, приостановлении или прекращении действия, а также аннулировании и переоформлении лицензий на право осуществления деятельности по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции.
2. Образовать Инспекцию по регулированию алкогольного и табачного рынка при Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре со статусом юридического лица (далее - Инспекция).
При этом предельная численность управленческого персонала Инспекции устанавливается в количестве 30 человек, данные штатные единицы формируются за счет сокращения штатных единиц, содержавшихся за счет средств внебюджетных фондов Министерства сельского хозяйства.
3. Определить основными задачами Инспекции:
участие в проведении единой государственной политики по производству и реализации пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также обеспечении контроля за данными процессами;
реализацию комплексных программ, направленных на развитие сферы производства и реализации пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
лицензирование деятельности по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также оптовой торговле алкогольной продукцией;
организацию совместно с соответствующими компетентными органами работ по осуществлению контроля соблюдения технических и технологических норм в производстве пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции со строгим соблюдением требований государственных стандартов и законодательных актов;
осуществление проверки и мониторинга соблюдения лицензионных и разрешительных процедур в сфере производства и оптовой торговли пищевым и техническим этиловым спиртом, алкогольной и табачной продукцией;
внедрение и развитие современных информационных систем по мониторингу и контролю объемов производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
взаимодействие с компетентными органами в направлении предупреждения, выявления и пресечения незаконного производства и оборота алкогольной и табачной продукции, устранения способствующих им причин и условий;
участие в разработке новых образцов акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, а также ведение профилактических и разъяснительных работ, направленных на недопущение незаконного производства и реализации данной продукции.
Принять к сведению, что на основании постановления Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2023 года N ПП-260 на Агентство по оказанию услуг в сельском хозяйстве при Министерстве сельского хозяйства возложены задачи ведения государственной политики в сфере виноградарства и виноделия, разработки и реализации целевых программ развития данной сферы.
4. Установить, что с 1 октября 2024 года:
а) внедряются следующие дополнительные лицензионные требования к производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции:
соблюдение определенных законодательством требований по своевременной уплате годовых лицензионных платежей, налогов и иных обязательных платежей;
соблюдение требований качества при производстве и торговле алкогольной продукцией, а также процедур использования акцизных марок, обязательной цифровой маркировки посредством средств идентификации;
установка средств видеонаблюдения, предоставляющих возможность ведения мониторинга и контроля за процессами производства алкогольной продукции.
Нарушение требований, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего подпункта, расценивается как грубое нарушение лицензионных требований и условий;
б) при выявлении случаев теневого производства, производства без акцизной марки, без цифровой маркировки либо некачественной алкогольной продукции производственное оборудование обращается в доход государства;
в) алкогольная и табачная продукция с поддельной акцизной маркой, без акцизной марки, немаркированная средствами цифровой идентификации, маркированная поддельными кодами маркировки изымается контролирующими органами из оборота и лицензия (документы разрешительного характера) на право торговли данной продукцией аннулируется в установленном порядке;
г) договоры оптовой торговли пищевым и техническим этиловым спиртом, алкогольной и табачной продукцией подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах;
д) в случаях, когда показатель задействования имеющихся производственных мощностей при производстве водки, а также водки и ликеро-водочной продукции из пищевого этилового спирта составляет менее 60 процентов, на невыполненную часть от установленных 60 процентов начисляются финансовые санкции в размере 50 процентов суммы акцизного налога по итогам каждого полугодия.
При этом в случаях, когда показатель задействования имеющихся производственных мощностей составляет более 60 процентов и акцизный налог оплачен в полном объеме, взысканные суммы финансовых санкций подлежат возврату предприятию.
Департаменту по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре совместно с Министерством экономики и финансов, Налоговым комитетом и Узбекским агентством по техническому регулированию в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающий определение полугодового плана производства (с учетом сезонности) предприятиями-производителями алкогольной продукции, предельного размера потерь продукции в процессе производства, а также порядок применения действенного механизма к производителям в случае, когда показатель задействования производственных мощностей составляет менее 60 процентов.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
до 1 января 2025 года к каждому предприятию-производителю пищевого этилового спирта и алкогольной продукции (за исключением натуральных и игристых вин, пива и пивных напитков) прикрепляются сотрудники Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре в целях эффективного и целевого использования производственных мощностей и производимой продукции, а также осуществления контроля за остатками пищевого этилового спирта и алкогольной продукции;
в течение десяти рабочих дней со дня уведомления производителя о приостановлении либо прекращении действия лицензии посредством информационной системы "Лицензия" Инспекцией совместно с Налоговым комитетом проводится инвентаризация оплаты в полном размере налогов и сборов, а также остатков пищевого этилового спирта и алкогольной продукции.
При этом по результатам инвентаризации предоставляется разрешение на реализацию остатков продукции в установленном порядке, производственное оборудование опечатывается.
6. Определить, что:
а) процедуры проверки деятельности субъектов предпринимательства не распространяются на контрольные мероприятия по:
изучению соблюдения лицензионных (уведомительных) требований субъектами, занимающимися производством и реализацией пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции;
изучению целевого использования пищевого этилового спирта в субъектах, занимающихся производством антисептических средств и парфюмерно-косметической продукции, приобретших свыше тысячи дал пищевого этилового спирта в месяц.
При этом сотрудники, ответственные за указанные проверки, обязаны заполнить Книгу регистрации проверок, представленную субъектом предпринимательства, в установленном законодательством порядке;
б) с 1 июля 2024 года в Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже пищевой этиловый спирт реализуется производителям алкогольной продукции посредством больших лотов, другим производителям (оказывающим услуги) - через малые лоты. При этом:
установление объема выставления на торги пищевого этилового спирта в разрезе лотов, внесение в них изменений, а также установление ограничений к объему приобретения одним покупателем в течение одного торгового дня осуществляются Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей (далее - Комитет по конкуренции);
претенденты на закупку пищевого и технического этилового спирта из числа производителей, государственных органов и организаций размещают в информационной системе Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи сведения об объемах и целях использования пищевого и технического этилового спирта в процессе закупки;
Узбекская республиканская товарно-сырьевая биржа регулярно представляет Инспекции и Налоговому комитету данные по закупкам этилового спирта в разрезе объемов и целей приобретения в режиме онлайн посредством информационной системы;
в) с 1 сентября 2024 года в случае выявления нецелевого использования производителями, приобретшими пищевой и технический этиловый спирт, кроме целей приобретения пищевого и технического этилового спирта, указанных в сведениях, размещенных в информационной системе Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи, налоговыми органами применяются финансовые санкции в 2,5-кратном размере суммы акцизного налога, начисляемого на объемы пищевого и технического этилового спирта, закупленные на биржевых торгах в последние 12 месяцев.
7. Уполномочить Инспекцию приостанавливать действие лицензии на десятидневный срок, рассматривая случаи погрузки и перевозки без электронного счета-фактуры и товарно-транспортной накладной пищевого и технического этилового спирта не соответствующими установленным требованиям транспортными средствами, на которых отсутствует система дистанционного онлайн-наблюдения (GPS), в качестве нарушения лицензионных требований.
При повторном нарушении предусмотренных настоящим пунктом требований лицензии в течение одного года применяются финансовые санкции в 500-кратном размере базовой расчетной величины.
8. Комитету по конкуренции совместно с Министерством здравоохранения и Налоговым комитетом в месячный срок провести полную инвентаризацию покупателей пищевого этилового спирта на биржевых торгах и запретить участие в этих торгах субъектов, деятельность которых противоречит требованиям постановления Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2021 года N ПП-5031 "О мерах по дальнейшему внедрению рыночных механизмов в процессы реализации высоколиквидных и монопольных товаров".
9. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 сентября 2024 года вводятся следующие требования к транзиту табачной продукции через территорию Республики Узбекистан:
наличие сертификата страны происхождения и договора (соглашения) по поставке товаров, при разделении на несколько частей и транзитной перевозке товаров - графика перевозки;
осуществление перечисления сумм соответствующих таможенных платежей на депозитный счет таможенных органов Республики Узбекистан перевозчиками грузов. При этом в дальнейшем, после подтверждения факта вывоза товаров за пределы республики, уплаченные суммы подлежат возврату;
прохождение транспортных средств, осуществляющих перевозку табачной продукции, исключительно через пограничные таможенные посты, оснащенные инспекционно-досмотровыми комплексами;
наличие разрешения на транзитную перевозку через территорию республики табачной продукции с нанесенной акцизной маркой принимающего государства, за исключением случаев импорта либо экспорта в государства, в которых акцизные марки не используются, а также когда в соответствии с законодательством нанесение акцизной марки не требуется.
Таможенному комитету в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров проект постановления, предусматривающий порядок перечисления на депозитный счет таможенных органов и возврата сумм таможенных платежей за транзит табачной продукции.
10. Инспекции в срок до 1 сентября 2024 года на основе новых лицензионных требований внести изменения и дополнения в лицензионные соглашения по ранее выданным лицензиям на право осуществления деятельности по производству алкогольной продукции.
11. Министерству экономики и финансов:
в срок до 1 июля 2024 года пересмотреть минимальные отпускные цены на алкогольную продукцию;
с 1 сентября 2024 года внедрить минимальные отпускные цены для оптовой торговли алкогольной продукцией.
12. Налоговому комитету совместно с Министерством экономики и финансов, Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре и ГУП "Давлат белгиси" в срок до 1 августа 2024 года внести в Кабинет Министров конкретные предложения по объединению системы маркировки с системой акцизных марок.
13. Внести изменения и дополнение в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению.
14. Департаменту по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
15. Возложить на заместителя Премьер-министра - министра экономики и финансов Кучкарова Д.А. и Генерального прокурора Йулдошева Н.Т. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 03.06.2024 г. N УП-84
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЕ,
вносимые в некоторые акты Президента
Республики Узбекистан
1. В Перечне проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа путем их регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, утвержденном Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года N УП-5490, позиции 1 и 26 исключить.
2. В пункте 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года N УП-5656 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования производства и оборота алкогольной и табачной продукции, а также развитию виноградарства и виноделия":
в абзаце шестом слова "Агентстве по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия" заменить словами "Инспекции по регулированию алкогольного и табачного рынка при Департаменте по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан";
абзац восьмой исключить.
3. В Указе Президента Республики Узбекистан от 23 июля 2020 года N УП-6033 "О совершенствовании системы управления в сфере производства и регулирования оборота алкогольной и табачной продукции":
а) в пункте 1:
абзац второй исключить;
абзац третий считать абзацем вторым;
б) пункты 2, 3 и 9 признать утратившими силу.
4. В подпункте "б" пункта 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 10 июня 2023 года N УП-90 "О мерах по эффективной организации государственного управления в сельскохозяйственной и продовольственной сфере в рамках административных реформ":
абзац второй исключить;
абзацы третий и четвертый считать соответственно абзацами вторым и третьим.
5. Абзац третий пункта 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 6 ноября 2017 года N ПП-3377 "О дополнительных мерах по поддержке отечественных экспортеров плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов" изложить в следующей редакции:
"в случае выявления признаков нарушения актов законодательства о таможне оформление грузовой таможенной декларации на экспорт плодоовощной продукции осуществляется после составления акта досмотра, а также оформление грузовой таможенной декларации на экспорт виноградной, винной и коньячной продукции осуществляется после предоставления разрешения на оформление товаров на экспорт - в срок не более 3 часов".
6. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 23 июля 2020 года N ПП-4787 "Об организации деятельности агентства по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия Республики Узбекистан":
а) пункты 1, 2 и 4 признать утратившими силу;
б) в пункте 5:
в абзаце втором слово "Агентства" исключить;
в абзаце десятом слова "Агентства и" исключить;
абзац пятнадцатый исключить;
в) пункты 7 и 13 признать утратившими силу;
г) приложение N 1 признать утратившим силу.
7. В Указе Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2021 года N ПП-5200 "О дополнительных мерах по внедрению кластерной системы в развитие виноградарства, государственной поддержке привлечения передовых технологий в данную сферу":
а) в пункте 5:
из абзаца третьего слова "Агентства по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия (далее - Агентство)," исключить;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Министерство сельского хозяйства привлекает квалифицированных специалистов из государств развитого виноградарства за счет средств Фонда развития виноградарства";
б) в абзаце втором пункта 8 слово "Агентства," исключить;
в) в абзаце первом пункта 21 слова "Государственный налоговый комитет" заменить словами "Инспекцию по регулированию алкогольного и табачного рынка";
г) пункт 22 исключить;
д) текст приложения N 5 изложить в следующей редакции:
"СОСТАВ
Совета по борьбе с незаконным изготовлением
и оборотом алкогольной и табачной продукции
1. |
По должности |
- |
заместитель Генерального прокурора - начальник Департамента по борьбе с экономическими преступлениями, председатель Совета
|
2. |
Кудбиев Ш.Д. |
- |
председатель Налогового комитета при Кабинете Министров
|
3. |
Рахмонов Ш.Н. |
- |
первый заместитель министра внутренних дел
|
4. |
Хайдаров А.Я. |
- |
заместитель министра экономики и финансов
|
5. |
Жуманазаров А.Р. |
- |
директор Узбекского агентства по техническому регулированию
|
7. |
Мухторов И.М. |
- |
первый заместитель председателя Таможенного комитета
|
8. |
По должности |
- |
председатель Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей
|
9. |
По должности |
- |
начальник Инспекции по регулированию алкогольного и табачного рынка, секретарь Совета |
Примечание. При переходе членов Совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эту должность, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций".
8. В абзаце первом пункта 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2023 года N ПП-110 "О дополнительных мерах, направленных на обеспечение населения качественными потребительскими товарами" слова "Министерству экономики и финансов" заменить словами "Налоговому комитету".
9. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2023 года N ПП-260 "О мерах по дальнейшему развитию сферы виноградарства и виноделия в 2023-2026 годах":
а) в пункте 6:
из абзаца второго подпункта "б" слова "и поступивших в Фонд развития виноделия" исключить;
из подпункта "в" слова ", а также производства алкогольной продукции из винограда, фруктов и ягод" исключить;
б) пункты 12, 13 и 15 признать утратившими силу;
в) в пункте 16:
абзац первый исключить;
абзацы второй - пятый считать соответственно абзацами первым - четвертым;
г) пункт 18 признать утратившим силу;
д) приложение N 6 признать утратившим силу.
10. Пункт 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2023 года N ПП-422 "О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год" дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"Определить, что объекты недвижимого имущества налогоплательщиков, осуществивших независимую оценку стоимости недвижимого имущества с привлечением оценочных организаций и представивших отчет по оценке в налоговые органы, предназначенные для их предпринимательской деятельности и (или) извлечения дохода, не предназначенные для проживания, признаются в качестве налоговой базы налога на имущество физических лиц на 2024 год".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 июня 2024 г.