ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Верховный суд / Постановления Пленума Верховного суда / По уголовным делам / Постановления по отдельным категориям уголовных дел /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26.06.2015 г. N 10 "О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.06.2015 г.

N 10



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ,

СВЯЗАННЫМ  С  ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА


В связи с вопросами, возникающими в судебной практике по делам, связанным с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта, руководствуясь статьей 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, что основным объектом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта является общественная безопасность и общественный порядок. Вместе с тем, при совершении указанных преступлений виновное лицо практически во всех случаях посягает и на другие охраняемые законом объекты, такие как жизнь и здоровье человека.


2. Правовые и организационные основы безопасности движения и эксплуатации транспорта, порядок и безопасность движения в Республике Узбекистан определяются:

Воздушным кодексом Республики Узбекистан;

Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1998 года "Об автомобильном транспорте";

Законом Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года "О железнодорожном транспорте";

Законом Республики Узбекистан от 10 апреля 2013 года "О безопасности дорожного движения";

Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 апреля 2022 года N 172;

Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 2003 года N 482;

Уставом железной дороги Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 2008 года N 232, и иными актами законодательства.


3. Судам при рассмотрении дел о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта следует руководствоваться, в частности, терминами, данными в статье 3 Закона Республики Узбекистан "О безопасности дорожного движения", согласно которым:

дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя автомобильные дороги, пути городского электрического транспорта и тротуары;

транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или для производства специальных работ;

дорожное движение - совокупность отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

владелец транспортного средства - юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности (по договорам купли-продажи, дарения, мены и т.п.) или других вещных правах (по договору аренды, на основании доверенности, путевого листа и т.п.);

воздушное пространство Республики Узбекистан - пространство над территорией и территориальными водами государства, находящееся под его исключительной юрисдикцией.

4. Судам необходимо учитывать, что в главе XVIII Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту - УК) предусмотрена ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации всех видов транспортных средств. К транспортным средствам следует относить, в частности, средства железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта, а также мотоцикл, мопед, велосипед, гужевое транспортное средство и т.п.

5. К транспортным средствам, предназначенным для производства специальных работ, относятся машины, специализированные для прокладки дорог, строительства, сельского хозяйства и других работ (экскаваторы, грейдеры, автокраны, скреперы, автопогрузчики).


6. Субъектом преступлений, предусмотренных статьями 263, 267 УК, является лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста, а преступлений, предусмотренных статьями 260-262, 263-1, 264-266, 268, 269 УК - лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Разъяснить, что субъектом преступления, предусмотренного статьей 266 УК, может быть признан водитель, управлявший транспортным средством, т.е. лицо:

имеющее водительское удостоверение;

у которого водительское удостоверение изъято за допущенное нарушение правил дорожного движения;

лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства;

вообще не имевшее права управления транспортным средством;

обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.


7. В силу раздела I Правил дорожного движения не может быть субъектом преступления, предусмотренного статьей 266 УК, лицо, управлявшее транспортным средством, приводимым в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющим максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также мопеды (велосипеды с подвесным двигателем) и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лицо, управлявшее указанными транспортными средствами или гужевым транспортом, а также велосипедисты, лица, везущие тележки, сани, детские и инвалидные коляски и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести или тяжкого телесного повреждения либо смерть человека, при наличии к тому оснований несет ответственность по статье 268 УК.

Если же нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств находится в причинной связи с преступными действиями водителей транспортных средств нескольких видов, в этом случае они подлежат ответственности, в зависимости от вида транспортного средства, соответственно по статье 266 или 268 УК.


8. Обязательным признаком преступлений, предусмотренных статьями 260, 261 - 263, 266, 268, 269 УК, является наличие причинной связи между допущенными нарушениями правил движения или эксплуатаций транспортных средств или иных правил, указанных в уголовном законе, и наступившими последствиями. Нарушение правил движения или эксплуатации транспортных средств может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Следует иметь в виду, что нарушение правил дорожного движения выражается в отступлении от установленных предписаний относительно порядка управления транспортным средством (например, превышение установленной скорости движения, игнорирование дорожных знаков, выезд на встречную полосу движения и т.д.). А нарушение правил эксплуатации транспортных средств выражается в отступлении от установленных предписаний относительно порядка эксплуатации транспортных средств (например, перевозка негабаритных грузов или пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве, передача управления транспортным средством ненадлежащему лицу и т.д.).

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 266 УК последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при загрузке-разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое не связано с наступившими последствиями, подлежит исключению из обвинения. В таких случаях принимаются иные меры правового воздействия в соответствии с законодательством.


9. Обратить внимание судов на то, что при исследовании причин дорожно-транспортного происшествия необходимо установить, какие пункты правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нарушены и какие из них находятся в причинной связи с последствиями, предусмотренными статьей 266 УК.

В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, уголовная ответственность по статье 266 УК наступает лишь у того водителя, чьи действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с последствиями, указанными в данной статье. Водитель же другого транспортного средства, действия которого не находились в причинной связи с наступившими последствиями, за нарушения правил дорожного движения привлекается к административной ответственности.


10. Независимо от характера допущенных нарушений правил движения или эксплуатации транспортных средств или иных правил, преступления, предусмотренные статьями 260, 261, 262, 266, 268, 269 УК, признаются совершенными по неосторожности, поскольку при этом виновный во всех случаях действует по самонадеянности или небрежности. Если же виновный нарушил правила движения или эксплуатации транспортных средств умышленно, его деяния подлежат квалификации по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за соответствующие умышленные преступления.

В тех случаях, когда виновным совершены несколько самостоятельных преступлений, например, одно из которых - против безопасности движения или эксплуатации транспортного средства, а другое - против жизни или здоровья, его действия образуют совокупность указанных преступлений.


11. Разъяснить судам, что под "человеческими жертвами", предусмотренными в диспозициях статьей 260, 260-1, 262, 263, 263-1, 266, 268, 269 УК, следует понимать смерть двух или более людей в результате нарушения правил движения или эксплуатации транспортных средств или иных правил, указанных в уголовном законе.

Под "катастрофой" следует понимать происшествие на железнодорожном, морском, речном, воздушном, общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси и т.п.), повлекшее наряду с гибелью десятков людей, причинение непоправимого вреда окружающей среде и для здоровья или жизни людей.

Под "другими тяжкими последствиями" наряду с гибелью людей следует понимать выход из строя движения поездов, кораблей или самолетов на длительный срок, разрушение окружающих домов и других сооружений (взрыв, загорание, завал) и т.п. Следует иметь в виду, что сам факт причинения в результате нарушения правил движения или эксплуатации транспортных средств средней тяжести и/или тяжкого телесного повреждения двум и более лицам, не может быть основанием для квалификации содеянного по признаку "другие тяжкие последствия".


12. В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек (одновременно причинены тяжкие телесные повреждения и смерть), действия лица, нарушившего правила дорожного движения, в соответствии с частью второй статьи 33 УК подлежат квалификации по той части статьи 266 УК, которая предусматривает более строгую ответственность.

Если в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности были одновременно причинены разной степени тяжести (легкие, средней тяжести либо тяжкое) телесные повреждения нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по части первой статьи 266 УК.

При совершении нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекших наступление одинаковых последствий, действия виновного охватываются соответствующей частью статьи 266 УК, содержащей указание на наступление этих последствий (в соответствии с правилами части второй статьи 33 УК).


13. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия, в частности, вследствие превышения скорости движения, следует исходить из требований раздела XI Правил дорожного движения, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого требования при возникновении опасности для движения, если водитель в состоянии ее обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 266 УК наступает лишь в случае, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его неправомерными действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.


14. При решении вопроса о наличии у водителя технической возможности для предотвращения дорожно-транспортного происшествия следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.


15. Для выяснения вопросов, требующих специальных знаний, в зависимости от особенностей дорожно-транспортного происшествия (о скорости движения транспортных средств, технической возможности у водителя предотвратить дорожно-транспортное происшествие, соответствии действий участников дорожно-транспортного происшествия требованиям Правил дорожного движения, техническом состоянии транспортных средств, их агрегатов, узлов и т.п.) следует назначать судебную автотехническую экспертизу. Для установления иных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия могут назначаться комплексные экспертизы, которые наряду с вопросами, разрешаемыми автотехнической экспертизой, включают вопросы, относящиеся к ведению судебно-трассологических и иных экспертиз.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы, должны быть приведены основанные на материалах дела исходные данные о дорожно-транспортном происшествии, необходимые эксперту для дачи заключения. При наличии в деле противоречивых данных об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия эксперту (экспертам) поручается дача заключения по каждому из этих данных в отдельности.


16. Судам следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения).


17. Разъяснить судам, что водитель, виновный в совершении дорожно-транспортного происшествия и заведомо оставивший без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 266 и 117 УК.

Если же водитель не виновен в совершении дорожно-транспортного происшествия, но потерпевший был оставлен в опасном для жизни или здоровья состоянии в результате данного дорожно-транспортного происшествия с его участием, то невыполнение водителем обязанности по оказанию помощи потерпевшему, предписанной ему пунктом 13 Правил дорожного движения, влечет ответственность по соответствующей части статьи 117 УК.

Под заведомым оставлением без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал наличие опасности для жизни или здоровья потерпевшего, который не имеет возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния, но не оказал ему необходимую помощь (например, водитель скрылся с места происшествия, не оказывал первую медицинскую помощь, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.).

Мотивы заведомого оставления без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, а также доводы водителя о том, что помощь могла быть оказана другими лицами, на квалификацию действий виновного не влияют.


18. Ответственность по статье 117 УК у водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии, не наступает в случаях:

если он не имел возможности оказать потерпевшему помощь (например, потеря сознания в результате дорожно-транспортного происшествия либо получение при этом телесного повреждения, лишившего его возможности оказания помощи потерпевшему и т.п.);

телесные повреждения потерпевшего являлись неопасными для его жизни и здоровья;

смерть потерпевшего наступила в момент дорожно-транспортного происшествия.


19. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 266 УК, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в данной статье и в чем конкретно выразилось это нарушение (например, управление технически неисправным транспортным средством, управление транспортом в нетрезвом состоянии, превышение скорости и т.д.).


20. Необходимо отличать нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств от нарушения правил вождения и эксплуатации военных машин. В случае нарушения правил вождения и эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины военнослужащим, деяние квалифицируется по статье 298 УК. Если дорожно-транспортное происшествие возникло по вине военнослужащего, управлявшего невоенизированным транспортным средством, или дорожно-транспортное происшествие возникло по вине гражданского лица, управлявшего военной машиной, деяние подлежит квалификации по статье 266 УК.


21. Разъяснить что лица, ответственные за эксплуатацию железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 261 УК, если ими допущены к управлению указанными транспортными средствами лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, их аналогов, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность. Такая ответственность наступает, лишь в случае, если:

лицо, ответственное за эксплуатацию транспортного средства достоверно знало о нахождении водителя в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, их аналогов, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, к моменту допуска его к управлению;

в результате нарушения водителем правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступили тяжкие телесные повреждения или смерть человека.

Субъектом преступления, предусмотренного статей 261 УК, является лицо, на которого по приказу руководителя организации, предприятия, учреждения возложена обязанность по выдаче допуска на управление транспортным средством, а также владелец индивидуального транспортного средства.

Если лицо, ответственное за допуск к управлению транспортным средством, отстранило от управления водителя, впоследствии самовольно управлявшего транспортным средством и находившегося в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, их аналогов, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, ответственность по статье 261 УК не наступает.

Следует иметь в виду, что лица, передавшие управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, подлежат ответственности по части третьей статьи 131 Кодекса об административной ответственности, если в результате дорожно-транспортного происшествия, допущенного по вине лица, которому передано транспортное средство, не наступили последствия, предусмотренные статьей 261 УК.


22. Судам следует иметь в виду, что в случае нарушения лицом, допущенным к управлению транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, их аналогов, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, его действия могут быть квалифицированы в зависимости от наступивших последствий по соответствующим частям статьи 260 или 266 УК.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 260 УК являются работники, чья деятельность связана с организацией безопасности движения железнодорожного, морского, речного или воздушного транспорта (например, работники службы движения, центра управления воздушным сообщением, диспетчерской службы, старший штурман, руководитель полетов), а также работники, непосредственно эксплуатирующие транспортное средство (командир (капитан) и штурман судна, машинист и его помощник и другие).


23. Ответственность по статье 262 УК наступает в случаях недоброкачественного ремонта железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи или другого транспортного оборудования, а равно в случаях выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, совершенных лицом, выполняющим ремонт, либо ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства. При этом лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств, путей сообщения, сигнализации, средств связи или другого транспортного оборудования, должно быть осведомлено о технической неисправности.


24. Суды должны отличать преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, от преступлений, связанных с нарушением правил техники безопасности или охраны труда на транспорте.

Под нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспорта (статья 266 УК) понимается совершение таких действий в процессе движения транспортного средства на дорогах. Если в процессе использования транспортного средства, в частности при загрузке-разгрузке транспорта, ремонте транспортного средства, выполнении строительных, сельскохозяйственных и других видов работ в результате нарушения правил техники безопасности или охраны труда причиняется средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, смерть человека либо иные тяжкие последствия, то действия лица, ответственного за соблюдение этих правил, подлежат квалификации по статье 257 УК.


25. Суды при определении вида и срока наказания лицу, признанному виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия, должны исходить из принципов гуманизма и справедливости, неукоснительно выполнять требование закона об индивидуализации наказания по каждому делу, уделять особое внимание степени общественной опасности совершенного преступления, поведению лица после происшествия (например, его действия по оказанию медицинской помощи потерпевшему, оказание потерпевшему и его семье материальной и иной помощи, возмещение материального и морального вреда, причиненного преступлением и т.п.) и другим обстоятельствам, смягчающим или отягчающим наказание.


26. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьями 260, 260-1, 262, 265 УК, суды должны обсудить вопрос о применении к подсудимому дополнительной меры наказания в виде лишения определенного права. Данный вопрос подлежит обсуждению независимо от того, обладает ли лицо таким правом на момент рассмотрения дела (например, оно было лишено права на управление транспортным средством до совершения преступления либо в ходе следствия в административном порядке или на основании приговора суда).

Поскольку санкции статьи 261, частей второй и третьей статьи 266 УК предусматривают обязательность применения дополнительного наказания в виде лишения определенного права, суд при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных статьей 57 УК (например, основная профессия подсудимого - водитель и он другой специальности не имеет), может не применить дополнительное наказание, обосновав свое решение в описательной части приговора.


27. Обратить внимание судов на то, что при рассмотрении дел о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств важное значение имеет взыскание материального ущерба, причиненного указанными преступлениями. При разрешении этих вопросов судам необходимо руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 27 декабря 2016 года N 26 "О судебной практике по применению законодательства о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением", а также от 28 апреля 2000 года N 7 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда".

28. При установлении фактов недобросовестного отношения к выполнению служебных обязанностей, неудовлетворительного состояния транспортных средств, нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, нарушения правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в организациях, предприятиях, учреждениях, способствовавших совершению преступления, судам следует путем вынесения частных определений (постановлений) обращать внимание соответствующих государственных органов и должностных лиц на эти обстоятельства.

В случаях установления по делу грубого нарушения правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (обвал дорог, оставление открытыми люков подземных коммуникаций, не установление предупредительных знаков и т.п.), способствовавшего совершению дорожно-транспортного происшествия, повлекшего последствия, предусмотренные статьей 266 УК, судам необходимо направлять прокурору соответствующие материалы для дачи правовой оценки действиям лиц, ответственных за соблюдение указанных правил (работников ремонтно-строительных или эксплуатационных организаций, сотрудников службы безопасности дорожного движения органов внутренних дел и т.п.).


29. В связи с принятием данного постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 22 декабря 2000 года N 32 "О судебной практике по делам, связанным с преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта".



Председатель

Верховного суда                                                                       Ш. Газиев



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                             Д. Камилов






























Время: 0.2100
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск