язык интерфейса

2016 год

2016 год/ Собрание законодательства РУз N 43

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 43



Вступил в силу Закон "О ратификации Конвенции Международной организации труда N 87 о свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы (Сан-Франциско, 9 июля 1948 года)" от 25.10.2016 г. N ЗРУ-412


Напомним, этот международный документ был принят на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ в 1948 г., вступил в силу в 1950 г. Конвенция предусматривает право работников и работодателей создавать организации и вступать в них, а также свободу от вмешательства госорганов, ограничивающих право на объединение.


* * *



В Узбекистане решено создать региональные апелляционные суды в системе хозяйственных судов республики (УП-4850 от 21.10.2016 г.). Новый обзор - о логике принятого решения через призму развития системы судопроизводства по хозделам.


Прежде всего, зададим вопрос: почему апелляционных хозяйственных судов в Узбекистане до сих пор не было?

На момент формирования системы хозяйственных судов в действующем тогда законодательстве в принципе отсутствовал механизм апелляционного обжалования судебных решений. Поэтому в первоначальной редакции Закона "О судах" хозсуды областного уровня (Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, хозяйственные суды областей и г. Ташкента) были наделены полномочиями по рассмотрению дел в I-инстанции и в порядке надзора.

С внедрением этого механизма, в результате проведенной в 2001 году судебно-правовой реформы в стране, произошло перераспределение компетенции судов. Областным хозсудам сохранили право разрешать споры по I-инстанции, прибавив к этому рассмотрение апелляционных жалоб (протестов).

Таким образом, сложилась практика, действующая и по сей день, когда один и тот же суд сначала выносит решение по спору, а затем пересматривает его на предмет законности и обоснованности в процессе апелляции.

Разумеется, такой подход требует пересмотра в силу ряда причин.

Во-первых, необходимо обеспечить действительную независимость апелляции, как самостоятельной судебной инстанции. С точки зрения теории юриспруденции, рассмотрение апелляций тем же судом, что вынес первоначальное решение, не соответствует принципу институционализма в системе сдержек и противовесов, согласно которому тот или иной орган в системе власти не может осуществлять контрольные функции за собственной деятельностью.

Во-вторых, сказывается ограниченность судейского штата. Как известно, хозяйственные дела в I-инстанции рассматриваются судьей единолично, а в апелляционном порядке  коллегией из трех судей. Исходя из утвержденной штатной численности, на каждый областной суд приходится в среднем по 8 судей (конкретное число определяется исходя из факторов, влияющих на загруженность хозсуда. Предельная численность судей в республике  124, включая председателей и их замов).

Апелляционная инстанция имеет право отменить вынесенное решение и направить дело на новое рассмотрение. Закон не ограничивает количество таких возвратов, судьи вправе прибегнуть к этому полномочию каждый раз, когда имеются соответствующие основания (ч. 2 ст. 170 ХПК). При этом судье, который рассматривал дело в первой инстанции, запрещено участвовать в заседаниях апелляционной коллегии и наоборот.

Выходит, на практике апелляционная инстанция вернет дело дважды, а на третий его попросту некому будет рассматривать. В этом случае дело должно быть передано на рассмотрение в другой суд (п. 2 ст. 33 ХПК). Но в какой? Очевидно, если истец и ответчик  представители разных регионов страны, то в тот, который представляет противоположная сторона (т.е. по месту нахождения истца, если изначально рассматривалось по месту нахождения ответчика, и наоборот). И менее понятно, если стороны из одной области страны.

Вопрос о передаче дела из одного хозсуда в другой решается председателем ВХС, что в конечном счете затягивает его рассмотрение и оборачивается сторонам дополнительными издержками (например, по проезду в другую область или оплате видеоконференцсвязи).

На наш взгляд, этим в первую очередь и мотивировалось принятое решение. Создание в структуре хозсудов отдельных апелляционных судов одновременно позволит как избежать сомнений в объективности апелляционной инстанции, так и устранить отдельные барьеры в реализации ее законных полномочий на практике.

От редакции: Общемировая практика предполагает движение дела в рамках судебной системы, как правило, по вертикали: снизу вверх. При этом решение нижестоящего суда пересматривается вышестоящим, где позиция, занимаемая судом, определяется не только исходя из его полномочий, но и с учетом территориального признака.

При определении иерархии хозяйственных судов создание районных (городских) либо межрайонных судов было признано нецелесообразным. Это решение во многом отражало уровень развития экономических отношений в государстве на тот момент. За прошедшее время эти показатели серьезно изменились: экономика страны растет, увеличивается количество действующих предприятий как крупных, так и малых, развиваются механизмы в банковском и кредитно-денежном секторе.

С учетом сказанного, принимая во внимание тенденции на дальнейшую специализацию судов, не исключено, что в ближайшем будущем количество хозсудов будет увеличено также и по территориальному принципу.


* * *



Указом Президента "О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон" от 26.10.2016 г. N УП-4853 установлен единый правовой режим для свободных экономических зон.

Действовавшие в республике СИЭЗ "Навои", СИЗ "Ангрен" и "Джизак" переименованы в СЭЗ "Навои", "Ангрен" и "Джизак" соответственно.

Документом унифицированы налоговые и таможенные льготы, что предполагает освобождение участников СЭЗ от уплаты:

q земельного налога, налога на прибыль и налога на имущество юрлиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, ЕНП (для микрофирм и малых предприятий), а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Минфине;

q таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, а также стройматериалы, не производимые в республике и завозимые в рамках реализации проектов, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров. (Таможенные платежи взимаются в полном объеме, если в течение 3 лет с момента ввоза указанная продукция будет реализована или безвозмездно передана.)

Льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций, в том числе в эквиваленте:

от 300 тыс. до 3 млн долл. США - на 3 года;

от 3 до 5 млн долл. США - на 5 лет;

от 5 до 10 млн долл. США - на 7 лет;

от 10 млн долл. США и выше - на 10 лет с применением в течение последующих 5 лет ставки налога на прибыль и ЕНП, сниженной на 50%.

Участники СЭЗ "Ангрен" и "Джизак":

q освобождаются на весь период деятельности СЭЗ от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) на завозимое сырье, материалы и комплектующие изделия в части продукции, направленной на экспорт;

q имеют право осуществлять в пределах СЭЗ расчеты и платежи в иностранной валюте в соответствии с заключенными между ними договорами (контрактами);

q вправе оплачивать в иностранной валюте поставку товаров, работ (услуг) другими хозсубъектами-резидентами, а также использовать удобные для них условия и формы оплаты и расчетов за экспортируемые и импортируемые товары.

Указом образован единый Административный совет СЭЗ, определены его задачи, функции и полномочия. Ранее созданные Административные советы СИЭЗ "Навои", СИЗ "Ангрен" и "Джизак" упраздняются.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 20.10.2016 г. N 355 внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства.


В Положении о Министерстве по делам культуры и спорта Республики Узбекистан (прил. N 1 к ПКМ N 96 от 5.04.2016 г.) расширены функции министерства путем включения следующих:

ведение реестра спортивных федераций (ассоциаций), определение порядка его ведения;

формирование Календарного плана спортивных и физкультурно-массовых мероприятий международного и республиканского уровней и совместно с заинтересованными организациями обеспечение их финансирования и проведения;

выдача в установленном порядке разрешения на занятие тренерской деятельностью;

утверждение составов спортивных сборных команд Республики Узбекистан и их ближайший резерв, комплектование спортивных делегаций Узбекистана, обеспечение их подготовки и участия в международных спортивных соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях.

В постановлении Кабинета Министров от 27 апреля 2011 г. N 121 "О мерах по совершенствованию подготовки сборных команд и их резерва к спортивным соревнованиям, а также порядка их материальной поддержки" Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования поручено раз в 3 года определять и утверждать в каждом образовательном учреждении основные виды спорта, включенные в программы спортивных игр "Умид нихоллари", "Баркамол авлод" и "Универсиада".

Документом предусмотрен ряд других изменений и дополнений.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 21.10.2016 г. N 357 внесено изменение в Положение о порядке организации деятельности единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу "одно окно".


Оно касается денежных средств, поступающих за оказываемые хокимиятами районов (городов) государственные услуги.

Ранее было закреплено, что в доход центров "одно окно" перечислялись суммы средств (полностью или частично) со всех государственных пошлин, сборов и иных платежей за государственные услуги, оказываемые исключительно этими центрами. При этом размер данных сумм определялся законодательством.

Теперь включена оговорка, предусматривающая, что в законодательстве могут быть предусмотрены случаи, когда денежные средства могут и не поступать на специально открытый соответствующими казначейскими отделениями лицевой счет для центра "одно окно". То есть отныне деньги в центры будут поступать не со всех услуг.

Кроме того, уточнено, что размер средств государственных пошлин, сборов и иных платежей, зачисляемых в доходы центров "одно окно", определяется в порядке, установленном Министерством финансов. Это решило вопрос о том, кто должен определять размеры поступающих средств  Кабинет Министров или Министерство финансов.

Как и ранее, поступившие средства могут расходоваться только на укрепление материально-технической базы, оплату труда и стимулирование работников центров "одно окно".


* * *



Постановлением Кабинета Министров N 360 от 22.10.2016 г. изменены розничные цены на бензин.

С 23.10.2016 г. установлены следующие розничные цены за 1 л автобензина:

марки Аи-80 - 2 800 сум.;

марок Аи-91, Аи-92 и Аи-93 - 3 000 сум.;

марки Аи-95 - 3 300 сум.

Сумма ежемесячной денежной компенсации части расходов на приобретение бензина отдельным категориям лиц, определенным законодательством, теперь равна 46 700 сум. Также установлена скидка в размере 10% от розничной цены на автомобильный бензин и дизельное топливо за вычетом налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, реализуемых нефтебазами АК "Узнефтепродукт" автозаправочным станциям.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 26.10.2016 г. N 362 внесены дополнения и изменения в постановление Кабмина "Об утверждении Положения о порядке работы по совместительству и совмещения профессий и должностей" (утв. ПКМ N 297 от 18.10.2012 г.).

Теперь требовать у совместителей при приеме на работу документы, не предусмотренные Положением, нельзя.

Уточнено, что при внутреннем совместительстве учет рабочего времени ведется раздельно по основной работе и работе по совместительству.

Определено, что расширением зоны обслуживания, увеличением объема работ являются выполнение, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по той же профессии и должности в одной и той же организации в течение установленной законодательством продолжительности рабочего времени по основной профессии и должности.

Совмещение профессий и должностей, расширение зоны обслуживания, увеличение объема работ:

допускаются при наличии вакансии по совмещаемой профессии и должности либо в случаях, предусмотренных законодательством, при выполнении работником обязанностей временно отсутствующего работника;

для работников бюджетных организаций - производятся в соответствии с перечнями профессий и должностей, утвержденными министерствами и ведомствами по согласованию с Министерством финансов и Министерством труда, с возможным установлением доплаты.

Доплата за совмещение профессий и должностей в бюджетных организациях не устанавливается, если совмещаемая работа входит в трудовые обязанности по основной работе.

Допускается распределение работы по совмещаемой профессии (должности) между несколькими работниками.

Совмещение профессий и должностей, расширение зоны обслуживания, увеличение объема работ не допускаются для следующих категорий:

работников органов госуправления (кроме технического и обслуживающего персонала);

руководителей бюджетных организаций, не являющихся органами госуправления, их заместителей, а также руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, за исключением случаев, установленных законодательством.

Документ предусматривает и другие изменения и дополнения.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 27.10.2016 г. N 364 внесены изменение и дополнение в Положение о нагрудном знаке "Ўзбекистон Республикаси фахрий донори" ("Почетный донор Республики Узбекистан").


Теперь лицам, получившим нагрудной знак "Ўзбекистон Республикаси фахрий донори" ("Почетный донор Республики Узбекистан"), будет выплачиваться единовременное денежное вознаграждение в размере 5 МРЗП.

Напомним! Нагрудным знаком "Ўзбекистон Республикаси фахрий донори" ("Почетный донор Республики Узбекистан") награждаются граждане Республики Узбекистан, безвозмездно сдавшие свою кровь не менее сорока раз или ее компонентов - не менее шестидесяти раз. Могут награждаться и лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан.

Награждение производится приказом министра здравоохранения Республики Узбекистан и осуществляется в торжественной обстановке 14 июня в день Всемирного донора.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 27.10.2016 г. N 365 утвержден Общий технический регламент о безопасности лекарственных средств. Регламент будет введен в действие по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования, то есть с 30 апреля 2017 года.

С введением в действие технических регламентов ранее принятые нормативные документы по стандартизации на указанную в них продукцию и услуги утрачивают обязательный характер и применяются добровольно в установленном порядке.

Регламент устанавливает требования к безопасности лекарственных средств при их разработке, производстве, маркировке, упаковке, транспортировке, хранении, реализации и уничтожении.


* * *



Постановлением Кабинета Министров N 366 от 27.10.2016 г. "Об ответственности руководителей министерств и ведомств, хозяйственных объединений, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов за безусловное выполнение требований Закона Республики Узбекистан "Об обращениях физических и юридических лиц" проанализированы поступление и рассмотрение обращений физических и юридических лиц.

Так, за 9 месяцев 2016 года госорганам и органам госвласти на местах от физических и юридических лиц поступило всего 338,2 тыс. обращений, что на 3,1% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Из них количество обращений составило в:

Кабинет Министров - 16,3 тыс.;

областные хокимияты - 50 тыс.;

городские и районные хокимияты - 200,8 тыс.;

министерства, ведомства и органы хозуправления - 71,2 тыс.

В разрезе территорий чаще всего обращались в хокимияты:

г.Ташкента - 14,8 тыс. раз (29,9%);

Ташкентской области - 5,9 тыс. (12%);

Самаркандской - 4,1 тыс. (8,3%);

Андижанской - 3,5 тыс. (7,2%);

Наманганской - 3,3 тыс. (6,8%);

Кашкадарьинской - 2,8 тыс. (5,7%);

Сурхандарьинской - 2,7 тыс. (5,6%).

По отдельным вопросам число обращений в хокимияты областей выросло:

на 48,5% - по работе органов внутренних дел;

на 48% - по назначению и получению пособий;

на 34,6% - по предпринимательской деятельности;

на 26% - по образованию;

на 21,3% - по трудовым отношениям и выплате зарплаты;

на 16,6% - по здравоохранению;

на 7% - по получению жилья и выделению земельных участков.

Результаты анализа показали, что на местах действительно имеются серьезные проблемы, они не решаются своевременно, при рассмотрении обращений многие руководители допускали безответственность и волокиту.

Также в документе приведена статистика обращений к Премьер-министру страны. Только с 24 сентября текущего года в виртуальную приемную Премьер-министра от населения и предпринимателей со всей территории республики поступило 77,1 тыс. обращений. 20,9 тыс. из них рассматриваются министерствами и ведомствами, органами местной власти, 33 тыс. - направлены на исполнение, 23,2 тыс. - решены.

Эти обращения поступали по вопросам, касающимся:

жилья и земли (ипотечные кредиты, ремонт, купля-продажа, ремонт внутренних дорог), - 10,8 тыс.;

судебных процессов, действий сотрудников правопорядка, - 5,4 тыс.;

обеспечения природным газом, электроэнергией, питьевой водой и ГВС, - 4,6 тыс.;

труда и занятости, - 4,5 тыс.;

образования, - 2,6 тыс.;

паспортного режима, - 1,5 тыс.;

здравоохранения, - 1,4 тыс.

Поступление в короткие сроки такого количества обращений в виртуальную приемную Премьер-министра показывает безответственность руководителей на местах, особенно городского и районного уровней, незаинтересованность в предложениях и пренебрежительное отношение к проблемам населения в большинстве обращений физических и юридических лиц.

Соответствующим структурам постановлением поручено рассматривать, контролировать и вести учет обращений, поступивших органам госвласти на местах, министерствам и ведомствам через виртуальную приемную Премьер-министра, устранять недостатки, допущенные при рассмотрении обращений. В отношении некоторых должностных лиц применены меры дисциплинарной ответственности.

Документ принят на государственном языке.


* * *



Совместным постановлением Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования, Министерства труда (рег. МЮ N 2834 от 24.10.2016 г.) утверждены новые размеры почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий.

С 1 октября 2016 года размеры почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий увеличены:

более чем на 33% - для педагогических работников общеобразовательных школ;

в среднем на 15% - для преподавателей высших, средних специальных, профессиональных образовательных и научно-исследовательских учреждений, учреждений по переподготовке и повышению квалификации, а также учебных курсов этих госучреждений;

на 15% - для академиков Академии наук.

Установлено, что при оплате труда членам жюри конкурсов и отборов, а также рецензентам конкурсных работ применяются размеры почасовой оплаты, предусмотренные за проведение учебных занятий со студентами вузов.

Размеры почасовой оплаты установлены исходя из академического часа, и в них включена оплата трудового отпуска.

Документ принят на государственном языке и вступил в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан N 43 от 31.10.2016 г.


* * *



Приказом министра финансов (рег. МЮ N 2835 от 26.10.2016 г.) утверждена Инструкция о порядке удержания из пенсий, пособий и иных выплат.

По Инструкции удержания из пенсий, пособий и иных выплат могут производиться на основании:

q судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

q решений отдела Пенсионного фонда в случае излишней выплаты сумм пенсий, пособий и иных выплат пенсионеру или получателю пособий из-за представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия по случаю потери кормильца либо вследствие счетной или другой технической ошибки.

Никакие другие удержания из пенсий, пособий и иных выплат не допускаются.

По указанным выше основаниям принудительно можно удержать не свыше 50% причитающейся к выплате суммы. При этом сам должник (пенсионер или получатель пособия) вправе увеличить размер удержания по собственному заявлению. Размер удержания определяется как в процентном соотношении, так и в твердой сумме. Размер суммы, направляемой на погашение задолженности, может быть изменен должником путем подачи нового заявления.

При поступлении нескольких исполнительных документов в отношении одного пенсионера или получателя пособия удержания из пенсий и пособий производятся в порядке очередности в соответствии со статьей 80 Закона "Об исполнении судебных актов и актов иных органов". Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей. Удержания из пенсий и пособий в Пенсионный фонд подлежат удовлетворению в первую очередь. При недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

Излишне выплаченные пенсионеру или получателю пособия суммы вследствие злоупотреблений с его стороны либо из-за счетной или другой технической ошибки удерживаются из пенсий и пособий на основании решения комиссии по назначению пенсий отдела Пенсионного фонда.

По решению комиссии удержания производятся в следующих размерах:

вследствие счетной или другой технической ошибки - 10%;

в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, непредставления сведений об изменениях в составе членов семьи, на которых назначена пенсия или пособие по случаю потери кормильца, сокрытия фактов трудоустройства в период выплаты пенсий или пособий - 30%;

по лицам, получающим пенсию или пособие в размере менее 2 МРЗП, - 5%.

В случае установления размера удержания решением суда оно производится в порядке, предусмотренном в этом решении.

Решения комиссии о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий и пособий могут быть обжалованы в вышестоящий орган и(или) в суд.

При подаче искового заявления в суд решение комиссии об удержании приостанавливается.

В случае наличия задолженности по излишне выплаченной сумме пенсии (пособия) удержанию также подлежат суммы недополученных пенсий и пособий в связи со смертью пенсионера (получателя пособия), а также суммы пенсий за 6 месяцев вперед перед отъездом на постоянное место жительства за пределы Узбекистана в государства, с которыми не заключены международные договоры о социальном (пенсионном) обеспечении.

Документ вступил в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан N 43 от 31.10.2016 г.