язык интерфейса

2018 год

2018 год/ Обзор нового в законодательстве (за период с 9 по 15 апреля 2018 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


(за период с 9 по 15 апреля 2018 г.)


Принят Закон от 09.04.2018 г. N ЗРУ-472 "О государственных закупках".


Документ определил круг субъектов госзакупок, а также их права и обязанности. К ним относятся:

а) государственные заказчики, которые подразделяются на бюджетных и корпоративных заказчиков.

           

       

     

Бюджетные заказчики

      

    

Корпоративные заказчики

        

государственные органы


государственные предприятия


бюджетные организации


юридические лица с долей участия государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более


получатели бюджетных средств, направляемых на осуществление закупочных процедур


юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50% и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50% и более


государственные целевые фонды


         

          

б) участники закупочных процедур - резиденты и нерезиденты Узбекистана, принимающие участие в закупочной процедуре в качестве претендентов на исполнение госзакупок;

в) исполнитель госзакупок - участник, определенный победителем по итогам закупочных процедур, с которым заключен договор;

г) закупочная комиссия - постоянно действующий коллегиальный орган при госзаказчике, уполномоченный принимать решения о выборе победителя закупочных процедур. Закупочная комиссия состоит из нечетного числа членов (персональный состав и конкретное количество может варьироваться), формируется и расформировывается соответствующими решениями самого заказчика.

Заседания закупочной комиссии должны проводиться в очной форме, если стоимость закупки свыше 5 000 МРЗП. При меньшей сумме допускается заочная форма - путем опроса, без совместного присутствия. При проведении госзакупок на сумму более 5 000 МРЗП в состав закупочной комиссии включаются представители Госкоминвестиций и РПИ "УзИнжиниринг".

д) оператор специального информационного портала госзакупок - специально уполномоченная организация, которая содействует в организации и проведении закупочных процедур, размещении заявок и другой информации о госзакупках и их итогах на специальном сайте, где проводятся госзакупки.

Также стоит обратить внимание на утвержденные законом виды осуществления закупочных процедур. Всего их пять.

               

          

    

N

п/п

    

   

Вид закупочной процедуры

      

   

Краткое описание

     


Критерии

(одновременное выполнение)

     

1

Электронный магазин


Специальная площадка на портале госзакупок, предназначенная для приобретения потребительских и иных товаров (работ, услуг), к которым не предъявляются специфические требования


закупка товаров на сумму, не превышающую 250 МРЗП по одному договору (для бюджетных заказчиков - 25 МРЗП), и не более чем на 2 500 МРЗП в год для одного госзаказчика


закупка работ, услуг на сумму, не более 25 МРЗП для одного госзаказчика


2

Аукцион на понижение стартовой цены (в электронной форме)


Единственным критерием отбора участника является цена (с соблюдением установленных стандартов качества товаров)


товар обладает стандартными свойствами


отсутствует необходимость оценки и сопоставления технических, эксплуатационных и иных характеристик товара


объектом госзакупки не являются услуги, работы


стоимость товара менее 5 000 МРЗП по одному договору, а для бюджетных заказчиков госзакупки в аукционе не должны превышать 2 500 МРЗП по одному договору


3

Конкурс


Победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора


возможность сформулировать подробное и точное описание товара (работы, услуги)

критерии определения победителя имеют не только денежную оценку, но количественную и качественную оценку товара (работы, услуги)


стоимость товара* составляет от 5 000 до 25 000 МРЗП (для бюджетных заказчиков - от 2 500 до 6 000 МРЗП) по одному договору


стоимость работ, услуг* составляет от 25 до 25 000 МРЗП (для бюджетных заказчиков - от 25 до 6 000 МРЗП) по одному договору


4


Тендер


Победителем признается участник тендера, предложивший лучшие условия исполнения договора

критерии определения победителя имеют не только денежную оценку, но количественную и качественную оценку товара (работы, услуги)


стоимость товаров (работ, услуг) составляет свыше 25 000 МРЗП (у бюджетных заказчиков - свыше 6 000 МРЗП) по одному договору


5

Государственная закупка у единого поставщика

Закупка товаров (работ, услуг) у:

субъекта естественной монополии;

субъекта, определенного нормативными актами Президента или Кабинета Министров;

поставщика уникальных товаров (работ, услуг).


Все единые поставщики включаются в специальный реестр.


приобретение технически сложных товаров (работ, услуг), не имеющих альтернативы на рынке, и которые можно приобрести только у единого поставщика


приобретение культурных ценностей


госзакупка на основании нормативных актов Президента или постановлений Кабинета Министров


госзакупка товаров (работ, услуг) субъекта естественной монополии


возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами госвласти и управления в соответствии с их полномочиями или подведомственными им госучреждениями и организациями


госзакупка товаров (работ, услуг) по тарифам, устанавливаемым Правительством


          

          

*) Если нормативным актом Президента в рамках инвестиционных проектов разрешается не проводить тендер, независимо от суммы госзакупки проводится конкурс.


Процесс госзакупок - открытый, всю информацию будут публиковать на специальном портале. Над закупочными процедурами установят мониторинг, государственный контроль со стороны Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, НАПУ и Министерства финансов, а также общественный контроль со стороны граждан, органов самоуправления, ННО и СМИ.   


Важно! Действие Закона не распространяется на госзакупки:

q осуществляемые стратегическими субъектами, за исключением госзакупок товаров (работ, услуг), осуществляемых при реализации государственных программ развития, проектов, предусмотренных актами Президента и решениями Правительства;

q для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка в стране, а также связанные с государственными секретами;

q товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения нужд республики в случаях чрезвычайных ситуаций;

q если процедурами стран-доноров, соответствующих международных, иностранных правительственных и неправительственных организаций или условиями предоставления иностранных кредитов под государственную гарантию и иностранных грантов определен иной порядок закупки товаров (работ, услуг);

q осуществляемые для подготовки и проведения выборов Президента, в Олий Мажлис, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, а также референдумов;

q связанные с назначением адвоката (представителя) для участия в судебных разбирательствах;

q товаров (работ, услуг), на которые установлены фиксированные цены в соответствии с законодательством.


* * *



Закон "О государственных наградах" принят в новой редакции (N ЗРУ-473 от 11.04.2018 г.). Прежняя редакция закона действовала с 1995 года.


Имеющиеся в документе перечни орденов (11) и медалей (4) пополнил полный список всех почетных званий (34), присваиваемых в нашем государстве. В числе официальных госнаград, по-прежнему, остаются звание "Ўзбекистон қаҳрамони" - высшая степень отличия и Почетная грамота Республики Узбекистан.

Субъектов, уполномоченных на представление к госнаградам, стало больше. К ним теперь также относятся председатели Высшего судейского совета, Центрального банка, Службы государственной безопасности, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, а также руководители органов государственного (ранее - министерств и ведомств) и хозяйственного управления, других республиканских учреждений и ННО (ранее - общественных объединений) в лице их республиканских органов. Более того, глава государства вправе самостоятельно инициировать награждение.

Отражены в законе и полномочия образованной в прошлом году Комиссии по государственным наградам и геральдике.

Также новая редакции акта отличается более подробным описанием порядков вручения, ношения, хранения и вывоза государственных наград.


* * *



Министерство юстиции на своем канале в Telegram сообщило о принятии Указа Президента от 11.04.2018 г. N УП-5409 "О мерах по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, а также улучшению условий ведения бизнеса".


В сообщении отмечаются некоторые нововведения.

Во-первых, упразднены 42 лицензионные и разрешительные процедуры. Среди них - лицензирование продажи нефтепродуктов через АЗС и пункты замены масла, разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, на размещение внешней рекламы и др.

Во-вторых, 38 лицензионных и разрешительных процедур объединили в 17.

В-третьих, сокращены сроки 25 видов лицензионных и разрешительных процедур за счет уменьшения времени на их внутреннее оформление.

В-четвертых, по 9 видам лицензий функции лицензирующего органа передаются от Кабинета Министров соответствующим государственным органам. А 5 видов лицензий и разрешительных процедур передаются от республиканских органов государственного управления их территориальным управлениям.

В-пятых, предусмотрены меры по дальнейшему сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур. Например, с 1 июня:

q сокращается количество представляемых документов для получения лицензий и разрешительных документов на проектирование, строительство, эксплуатацию и оказание услуг сетей телекоммуникаций, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, оценочную, ветеринарную и туристскую деятельность;

q отменяется лицензионное требование к обязательному размеру уставного капиталариэлторской организации, дается возможность оказывать риэлторские услуги без предварительной оплаты;

q физическим лицам, имеющим легковые автомобили, дается право в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять коммерческие перевозки пассажиров в виде линейного такси;

q индивидуальным предпринимателям дается право получить разрешение на выездную торговлю, действительное не более 12 месяцев (одно разрешение даст право осуществлять выездную торговлю в нескольких местах).

В-шестых, кроме лицензий, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также радиотелефонной (сотовой) связью и телерадиовещанием, все остальные лицензии будут выдаваться на неограниченный срок.

В-седьмых, если лицензирующий орган в течение срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии не принимает решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, то по истечении указанного срока соискатель вправе осуществлять заявленную им деятельность.


* * *



Подписано Постановление Президента от 11.04.2018 г. N ПП-3662 "О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг".



Проведут эксперимент


С 01.06.2018 г. в отдельных центрах государственных услуг (утвержден их перечень) проведут эксперимент. Там ускоренно внедрят еще 70-100 наиболее востребованных видов госуслуг. Их оказание упорядочат временные административные регламенты, которые утвердит руководитель Службы по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента.

Экспериментальные госуслуги оказываются только через центры. Уполномоченным органам запрещается принятие заявлений об их оказании непосредственно от заявителей.


Важно! В центрах государственных услуг, где проводится эксперимент, сертификаты ключей электронных цифровых подписей будут выдаваться бесплатно до 01.07.2018 г.


По итогам эксперимента к 01.07.2019 г. Министерство юстиции внесет предложения по внедрению данных госуслуг на всей территории страны.



Как будут идентифицировать граждан


С 01.01.2019 г. при межведомственном электронном взаимодействии в рамках оказания электронных государственных услуг, станет обязательным использование:

q персонального идентификационного номера физического лица;

q идентификационного номера налогоплательщика;

q кадастрового номера объектов недвижимости.

Вероятно, их придется указывать при заполнении заявления на получение госуслуги.

При этом МВД поручено обновить (актуализировать) персональные данные граждан в своих информационных системах. Также ведомство с Госкомземгеодезкадастром, органами госвласти на местах и др. в 3-месячный срок обновит адресную информацию физических лиц с привязкой к персональному идентификационному номеру физического лица и кадастровому номеру объектов недвижимости.



Получать госуслуги станет удобнее


К 01.09.2018 г создадут и внедрят систему обработки звонков с возможностью записи поступающих обращений за получением госуслуг по телефону. Это снизит документальную волокиту и откроет новые возможности для тех, кто плохо владеет компьютером.

До 01.12. 2018 г. разработают и внедрят специальное мобильное приложение для оказания наиболее востребованных электронных государственных услуг.

А 01.01.2019 г. внедрят механизм онлайн-оплаты пошлин, сборов и иных платежей за оказание госуслуг в электронном виде.



Государственные услуги будут пропагандировать


Начиная с 2018/2019 учебного года во всех школах, лицеях и колледжах на последнем курсе (классе) будут проводить открытые уроки и учебные семинары по формированию у молодежи необходимых знаний и навыков по теме "Культура получения государственных услуг". К их проведению привлекут специалистов центров государственных услуг и других организаций.

А при Министерстве юстиции создали Информационно-аналитического мультимедийный центр (штат - 5 ед.). Его задачи:

q реализация системных мер по правовому просвещению и повышению правовой культуры населения, особенно молодежи, а также в сельской местности;

q доведение до населения, а также субъектов предпринимательства сути и значения внедряемых в сфере оказания государственных услуг нововведений по упрощению административных процедур посредством использования современных технологий и креативных подходов;

q подготовка и подача в эфир, а также в сеть Интернет информационно-аналитических и обзорных медийных материалов, в том числе аудио- и видеороликов, теле- и радиопередач, социальной рекламы, репортажей по широкому освещению деятельности органов и учреждений юстиции;

q оказание консультативной помощи общественности по порядку получения государственных услуг, в том числе наглядное и детальное разъяснение требований принимаемых административных регламентов;

q информирование населения о проводимых уполномоченными органами изучений и проверок деятельности государственных органов и иных организаций по оказанию государственных услуг, а также о выявленных грубых нарушениях и системных недостатках, принятых мерах в отношении виновных лиц и восстановленных правах заявителей в целях предупреждения дальнейшего совершения противоправных действий;

q установление диалога со всеми слоями населения, изучение потребностей в сфере оказания государственных услуг и общественное обсуждение наиболее актуальных недостатков данной отрасли путем широкого использования возможностей социальных сетей и мобильных приложений.


* * *



Принят Закон от 12.04.2018 г. N ЗРУ-474 "Об общественным контроле". Его текст опубликован  в газете "Народное слово".



Как проводится общественный контроль


Общественный контроль может осуществляться в следующих 8-ми формах:

q Обращения и запросы в государственные органы - в соответствии с Законом "Об обращениях физических и юридических лиц". При этом право на информацию может быть ограничено, если сведения отнесены к персональным данным, госсекретам или иной охраняемой законом тайне.

q Участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов - порядок участия, вероятно, будет определен отдельно.

q Общественное обсуждение - публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов нормативно-правовых актов, иных решений государственных органов. Могут проводить только ННО, органы самоуправления граждан и СМИ.

q Общественное слушание - собрание, организуемое для обсуждения вопросов, касающихся деятельности государственных органов, их должностных лиц и имеющих общественную значимость либо затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, интересы обществ.  Могут проводить только ННО, органы самоуправления граждан и СМИ.

q Общественный мониторинг - наблюдение за деятельностью государственных органов и их должностных лиц посредством сбора, обобщения и анализа информации, затрагивающей общественный интерес. Могут проводить ННО, органы самоуправления граждан и другие субъекты общественного контроля в случаях, предусмотренных законодательством.

q Общественная экспертиза - изучение и оценка проектов нормативно-правовых актов и иных решений государственных органов на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц, интересам общества. Могут проводить ННО, органы самоуправления граждан и СМИ в случаях, предусмотренных законодательством.

q Изучение общественного мнения - сбор, обобщение и анализ информации с целью оценки мнения различных социальных групп о проектах нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов, их должностных лиц по соблюдению ими требований законодательства, обеспечению прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества. Могут проводить ННО, органы самоуправления граждан и СМИ в случаях, предусмотренных законодательством.

q Заслушивание органами самоуправления граждан отчетов и информации должностных лиц государственных органов:

отчеты руководителей местных органов исполнительной власти по вопросам, входящим в сферу деятельности сходов граждан;

отчеты инспекторов по профилактике ОВД, руководителей образовательных учреждений на местах;

информация соответственно руководителей семейных поликлиник и сельских врачебных пунктов;

отчеты руководителей организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состояния, благоустройства и озеленения территории.


Важно! Среди обязанностей субъектов общественного контроля - не вмешиваться и не создавать препятствий для деятельности госорганов и их должностных лиц, а также не допускать унижения чести и достоинства граждан, вмешательства в их личную жизнь.


* * *



Подписан Указ Президента от 12.04.2018 г. N УП-5412 "О мерах по созданию свободной экономической зоны "Сирдарё". Текст акта размещен на УзА.


Она образуется на базе филиала СЭЗ "Джизак" в Сырдарьинском районе Сырдарьинской области и территории малой промышленной зоны в г. Янгиер Сырдарьинской области. Конкретные границы новой СЭЗ уточнят и возможно расширят в 2-недельный срок. СЭЗ "Сирдарё" создана на 30 лет с возможным последующим продлением этого срока.

Определены производственные направления, на развитие которых будут привлекаться инвестиции и передовые технологии - глубокая переработка, хранение и упаковка плодоовощной и сельхозпродукции, текстильная, обувная, кожгалантерейная, химическая, пищевая, электротехническая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, промышленность строительных материалов и др.

Статус участника СЭЗ "Сирдарё" предоставляется решением Административного совета свободных экономических зон и малых промышленных зон Сырдарьинской области, в прямом ведении которого находятся земельные участки, включенные в ее состав.

Поскольку режим функционирования всех СЭЗ унифицированный, на участников СЭЗ "Сирдарё" распространяются налоговые, таможенные льготы и особый валютный режим согласно п.п. 3, 4 и 5 Указа Президента от 26.10.2016 г. N УП-4853. Еще им гарантируется подключение к соответствующим инженерным коммуникациям со своевременным их подведением к территории СЭЗ.


Важно! За субъектами, получившими ранее статус участников бывшей МПЗ в Янгиере, сохраняются льготы и преференции, предусмотренные Постановлением Президента от 30.03.2017 г. N ПП-2860 (п.п. 6 и 7).


* * *



Принят Указ Президента от 12.04.2018 г. N УП-5414 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан". Документ без приложений размещен на УзА.


Утверждена Программа мер по совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы, предусматривающая в т.ч. институциональные преобразования в системе таможенных органов. В ГТК в пределах общей штатной численности созданы новые подразделения:

q Управление по внедрению передовых и инновационных методов таможенного администрирования;

q Управление по мониторингу и оценке рисков;

q Управление мониторинга внешнеторговых операций и таможенной статистики.

К сентябрю поручено разработать и внедрить автоматизированную систему управления рисками, предполагающую проведение выборочного таможенного контроля товаров. Также должны разработать систему контроля за таможенными постами с мониторингом и оценкой единообразного применения норм законодательства, эффективности таможенных процедур, правильности классификации товаров по ТН ВЭД и определения их таможенной стоимости. 

На таможенных постах "Международный аэропорт "Ташкент" имени Ислама Каримова" и "Ташкент товарная" в пилотном режиме начнут применять современные методы таможенного администрирования, направленные на максимальное упрощение таможенных процедур, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, выявление незаконного импорта товаров и контрабанды. После этого положительный опыт будет внедряться в работу других таможенных постов.



Нововведения в таможенной сфере


С 01.07.2018 г. вводится порядок, в соответствии с которым:

а) отменяется выдача таможенными органами разрешений при помещении товаров под таможенные режимы, а также разрешения на изменение маршрута движения иностранных автоперевозчиков по нашей стране;

б) таможенное оформление идентичных товаров (по физическим характеристикам, качеству, производителю, коду ТН ВЭД) в рамках одного внешнеторгового договора (контракта) осуществляется путем предоставления периодических деклараций;

в) карантинное разрешение, разрешение на ввоз и вывоз объектов растительного и животного мира, озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, сертификат соответствия, ветеринарный, гигиенический и экологический сертификаты на идентичные товары в рамках одного внешнеторгового договора (контракта) выдаются единожды, но не более чем на 1 календарный год;

г) лицензирование деятельности магазина беспошлинной торговли, свободного склада и таможенного склада осуществляется централизованно центральным аппаратом ГТК;

д) участники внешнеэкономической деятельности вправе заполнять и представлять в таможенные органы ГТД в режиме реального времени через Интернет, без обращения к таможенным брокерам;

е) вводится практика предварительного декларирования импортируемых товаров до их фактического прибытия на таможенную территорию Узбекистана, в т.ч. для поощрения добросовестных участников внешнеэкономической деятельности путем выпуска импортируемых товаров в свободное обращение непосредственно в пунктах пропуска на границе;

ж) таможенные органы совместно с налоговыми органами и органами департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре систематически осуществляют мониторинг по фактам завышения цен в отношении товаров, импортируемых государственными предприятиями и организациями, в уставном капитале которых имеется доля государства;

з) имущество, хранящееся на таможенных складах свыше 3-х лет, задерживается таможенными органами и, в случае не востребования в течение 3-х месяцев, взыскивается в пользу государства на основании судебного решения, в дальнейшем реализуется либо уничтожается Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре;

и) таможенные органы осуществляют таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств после их выпуска в свободное обращение, для проверки достоверности заявленных сведений и законности внешнеторговой деятельности субъектов предпринимательства;

к) таможенные органы по методологии ведущих международных организаций регулярно изучают среднее время таможенного оформления товаров, публикуют итоги, а также разрабатывают и реализуют меры по улучшению этих показателей.



У Таможенного кодекса будет новая редакция


До 1 ноября текущего года поручено разработать проект новой редакции Таможенного кодекса.  Главное, на что указано обратить внимание:

q либерализация таможенного законодательства, прозрачность и упрощение таможенных процедур, общедоступность в восприятии норм и исключение возможности их различного толкования;

q создание механизма стимулирования соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства;

q имплементация норм международных договоров, общепризнанных принципов международного права, рекомендаций и стандартов международных организаций;

q опыт развитых зарубежных стран в сфере таможенного администрирования, в т.ч. тарифного регулирования и организации таможенного контроля.



26 января - день таможенника


26 января установлен Днем сотрудников органов Государственной таможенной службы Республики Узбекистан. Правительству дано поручение разработать и внести в Законодательную палату соответствующий законопроект.


* * *



Порядок предоставления доступного жилья утвержден Постановлением Кабинета Министров от 12.04.2018 г. N 285.


Напомним, Комитетом женщин Узбекистана и Научно-практическим исследовательским центром "Оила" учрежден Общественный фонд поддержки женщин и семьи (далее - Фонд), который, в т.ч. оказывает помощь женщинам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.



Условия выделения доступного жилья


Доступное жилье могут получить нуждающиеся женщины:

q попавшие  в трудное социальное положение;

q с инвалидностью;

q малообеспеченные матери, воспитывающие детей в неполной семье.

Предоставление им доступного жилья осуществляется на основании программ, предусмотренных постановлениями Президента от 21.10.2016 г. N ПП-2639 (в сельской местности) и от 23.10.2017 г. N ПП-3350 (в городах). Количество ежегодно выделяемого жилья зависит от категорий районов и городов (I или II), предусмотренных Постановлением Президента от 22.12.2016 г. N ПП-2691.

Оплата стоимости жилья покрывается следующим образом:

q 25% (первоначальный взнос) - за счет Фонда, организации - работодателя заявительницы, а также других, не запрещенных источников;

q 75% - за счет льготных ипотечных  кредитов коммерческих банков.

Погашение кредита осуществляется за счет собственных средств участницы программы. Если женщина из малообеспеченной семьи не имеет постоянного дохода, кредит может погашаться за счет:

q организации, в которой она работает;

q Совета Федерации профсоюзов Узбекистана;

q общественного благотворительного фонда "Махалла" и других, не запрещенных источников.



Порядок участия в программе получения льготного жилья


Для улучшения своих жилищных условий нуждающиеся женщины должны обратиться с заявлением в территориальную комиссию по постоянному месту жительства. Комиссии образованы при хокимиятах соответствующих районов (городов) и занимаются отбором претенденток на участие в программе доступного жилья. Они изучают заявление и жилищные условия женщины, после чего, в случае положительного решения, выдают письменную рекомендацию для получения жилья на основе льготного кредита.

Перечень претенденток, включенных в программу, передается в территориальные комитеты женщин, которые обобщают их и направляют в Комитет женщин Узбекистана. Те, совместно с инжиниринговыми компаниями, на основании предоставленного обобщенного перечня нуждающихся женщин определяют средства, необходимые для строительства жилья. После чего обеспечивается зачисление первоначального взноса на накопительный депозитный счет заявительниц. Женщины заключают предварительный договор с филиалом инжиниринговой компании и подают заявление в филиал соответствующего коммерческого банка о выделении ипотечного кредита.

Отбор претенденток на улучшение жилищных условий осуществляется путем оценки социальных критериев. Среди них: совместное проживание нескольких семей в одном доме (квартире), наличие двух и более детей, размер семейного дохода, одинокие женщины с первой группой инвалидностью и др. 

Степень нуждаемости в жилье определяется в баллах, выставляемых по каждому критерию.


* * *



Приказом командующего Национальной гвардии утверждено Положение о курсах подготовки и переподготовки работников организаций, которым разрешено ношение и использование ведомственного огнестрельного оружия и специальных средств, на базе Военно-технического института Национальной гвардии (рег. МЮ N 2997 от 12.04.2018 г.).


На курсы подготовки направляются работники, вновь принимаемые на должности, на которых разрешается ношение и использование огнестрельного оружия и специальных средств (резиновых дубинок и наручников). Продолжительность курсов составит 2,5 недели (90 часов).

На курсы переподготовки (2 недели или 72 часа) направляются работники:

q при окончании срока действия сертификата о подготовке или переподготовке (5 лет);

q при изменении должностных обязанностей работника (перевод из состава простых сотрудников в состав младших и средних командиров, либо из состава младших и средних командиров в состав старших командиров).

По окончании обучения проводится экзамен по специальной, физической и стрелковой подготовке. Его принимает комиссия в составе не менее 5-ти членов. Необходимо набрать не меньше 70 из 100 баллов. Успешно прошедшим экзамен выдается сертификат (бланк строгой отчетности). Не прошедшим (имеется возможность пересдачи в течение 5-ти дней) - справка об окончании курсов.


Важно! Обучение является платным, а расходы несет направляющая организация на основании заключенного с Военно-техническим институтом договора. На время обучения за работником сохраняется занимаемая должность и средний заработок.


* * *



Подписан Указ Президента от 13.04.2018 г. N УП-5415 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики". Об этом сообщает УзА.


Во-первых, созданы районные (городские) отделы юстиции. Они образуются за счет штатных единиц юрисконсультов профессиональных колледжей, финансируемых из Государственного бюджета. При этом юридическое обслуживание колледжей возложено на районные (городские) отделы юстиции. Ранее на местном уровне ведомство было представлено только Министерством юстиции Каракалпакстана, областными управлениями юстиции, и управлением юстиции г. Ташкента.

Во-вторых, упразднено Управление по контролю договорно-правовой работы Министерства юстиции, поскольку деятельность в этом направлении признана несвойственной органам юстиции.

В-третьих, с 01.07.2018 г. органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) передаются районным (городским) хокимиятам. При этом на Агентство по оказанию государственных услуг при Министерстве юстиции возлагается координация правоприменительной практики и методическое обеспечение их деятельности, ведение информационной системы "Единый электронный архив ЗАГС", руководство территориальными архивами ЗАГС.

В-четвертых, Министерство юстиции определено уполномоченным государственным органом в сфере защиты интересов Узбекистана по вопросам международных арбитражей и судебных дел. Министерству дано право направлять обязательные для исполнения поручения государственным органам и организациям, дипломатическим представительствам за рубежом по вопросам международных арбитражей и судебных дел. Оно также сможет направлять работников органов юстиции, юридических служб государственных органов и организаций на обучение и повышение квалификации в развитые зарубежные страны.

В-пятых, на базе Центра правовых исследований Ташкентского государственного юридического университета создан Исследовательский институт правовой политики при Министерстве юстиции. Среди прочего, он займется разработкой методов и приемов повышения правосознания и правовой культуры.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 13.04.2018 г. N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан".


В системе министерства созданы 14 юридических колледжей - по одному в каждом регионе страны, включая г. Ташкент. Они образуются на базе 13-ти других колледжей и 1-го академического лицея.

Примечательно, что директорами этих образовательных учреждений станут министр юстиции Каракалпакстана и начальники управлений юстиции областей и г. Ташкента.

Данные юридические колледжи будут готовить кадры по следующим 7-ми специальностям и профессиям:

q юрист по государственным услугам;

q юрист по кадровым вопросам;

q юрист в аграрном секторе;

q юрист по договорным вопросам;

q юрист по нотариату;

q юрист по адвокатуре;

q юрист по исполнительному производству.

Этот список может быть пересмотрен министром юстиции, исходя из потребностей рынка труда.


Напомним, в настоящее время лица со средним специальным, профессиональным юридическим образованием вправе работать помощниками адвоката, нотариуса, юрисконсульта, а также государственным исполнителем, инспектором по кадрам, инспектором бюро пропусков, архивариусом, делопроизводителем, секретарем-делопроизводителем и др. В результате последующих изменений в законодательстве этот список может быть расширен.


Прием в данные юридические колледжи будет проводиться на конкурсной основе. Квоту определит само Министерство юстиции.


Для справки: Указом Президента от 26.01.2018 г. N УП-5313 установлено, что с 2019/2020 учебного года в профессиональные колледжи будут принимать только выпускников 11 классов. А Постановлением Президента от 03.02.2018 г. N ПП-3504 определено, что обучение в них будет проводиться преимущественно на платно-контрактной основе. Будут также места на основе государственного гранта с условием 3-летней отработки в регионах.


С 2020/2021 учебного года выпускники юридических колледжей Министерства юстиции вправе поступать в Ташкентский государственный юридический университет по направлениям территориальных органов юстиции без вступительных испытаний путем индивидуального собеседования с обучением по специальной 3-годичной программе подготовки бакалавров и принятием обязательств о непрерывной работе в течение 3-х лет после окончания обучения согласно распределению.


Важно! Такой льготой не будут обладать выпускники колледжей, не входящих в структуру Министерства юстиции. Например, учащиеся 2-Ташкентского юридического колледжа.


В документе прямо не отмечается, будет ли обучение в этом порядке платно-контрактным либо на основе государственного гранта. Также не оговорено, кто и в каком порядке будет проводить собеседование, повлияет ли данное нововведение на "обычные" квоты и квоты "суперконтракта" и т.д. Данные вопросы будут урегулированы в нормативно-правовых актах, принимаемых во исполнение постановления Президента (проект постановления Кабинета Министров разработают в 2-месячный срок).


Примечание. Учащиеся 3-х курсов образовательных учреждений, которые преобразуются в юридические колледжи, закончат обучение в них, но будут включены в контингент других близлежащих колледжей и академического лицея. А Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством занятости и трудовых отношений поручено трудоустроить их педагогических работников в соответствии со специальностью.



Работа в юрслужбе - без юридического образования после переподготовки


Такая мера предусмотрена в Постановлении Президента от 13.04.2018 г. N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан".

При Ташкентском государственном юридическом университете (далее - ТГЮУ) создан Центр профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам. Он образуется на базе Отраслевого центра переподготовки и повышения квалификации юридических кадров.

В Центре будут организованы курсы переподготовки по юридической специальности для лиц, имеющих высшее образование. Курсы будут платными, а их продолжительность - 6 месяцев. По итогам экзамена выдадут диплом установленного образца, который даст право работать в юридических службах государственных органов и других организаций.


Важно! Такая переподготовка станет возможной не для всех направлений высшего образования. Их конкретный перечень утвердит Кабинет Министров. Соответствующие предложения поручено внести Министерству юстиции в месячный срок.

Напомним, сейчас согласно пунктам 7 и 9 Положения о юридической службе государственных органов и организаций на должности работника юридической службы, кроме помощника юрисконсульта, назначаются лица с высшим юридическим образованием. Помощник юрисконсульта может иметь среднее специальное юридическое образование, либо учиться на последнем курсе бакалавриата или в магистратуре по специальности "Юриспруденция". В частных структурах данные требования носят рекомендательный характер.

При этом в принятом документе не уточняется, на каких конкретно должностях (руководитель юрслужбы, юрисконсульт, помощник юрисконсульта) разрешат работать лицам, прошедшим переподготовку в Центре. Этот вопрос, вероятно, будет решен в будущем при внесении изменений и дополнений в законодательство во исполнение анализируемого постановления Президента.


Кроме того, в Центре будут действовать:

q краткосрочные курсы профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам, включая правовое сопровождение международной коммерческой деятельности, международные арбитражные и судебные разбирательства;

q курсы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, преподающих правовые дисциплины в средних специальных, профессиональных высших образовательных учреждениях.

Также Постановлением вводится обязательное общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов на портале СОВАЗ и согласование вносимых Президенту и Кабинету Министров проектов с Министерством юстиции.

С 1 мая 2018 года начнут действовать обновленные правила по работе с проектами нормативно-правовых актов.

Во-первых, на Едином портале интерактивных государственных услуг (СОВАЗ) теперь будут размещаться все проекты нормативно-правовых актов (далее - НПА).

Ранее Постановлением Кабинета Министров от 02.12.2014 N 328 такое обсуждение было определено обязательным только по проектам, воздействующим на осуществление предпринимательской деятельности. Оно проводится до согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом конкретные критерии для размещения проекта на портале СОВАЗ были приведены в пункте 4 Положения о порядке оценки воздействия разрабатываемых проектов и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан.

Во-вторых, проекты НПА вносятся в Кабинет Министров и аппарат Президента только при наличии заключения Министерства юстиции о целесообразности их принятия по итогам правовой экспертизы. При этом правовая экспертиза проектов НПА осуществляется министерством после их согласования с заинтересованными организациями, а также повторно при изменении концептуальных положений проекта в структурных подразделениях аппаратов Кабинета Министров и Президента.

Ранее Регламентом Кабинета Министров Республики Узбекистан (приложение к Постановлению Кабинета Министров от 14.02.2005 г. N 62) и Регламентом аппарата Президента Республики Узбекистан (приложение к Постановлению Президента от 28.07.2017 г. N ПП-3161) уже предусматривалась такая экспертиза. Однако она не была обязательной после переработки проекта в аппаратах Кабинета Министров и Президента.

При этом заключение Министерства юстиции не обязательно должно быть положительным для внесения проекта НПА на рассмотрение либо его принятия.

В-третьих, органам государственной власти на местах фактически запретили принимать нормативно-правовые акты, по проектам которых территориальные органы юстиции не дали своего положительного заключения.

Согласно Инструкции о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти на местах (на государственном языке) проведение такой экспертизы и ранее было обязательным. Однако ее результаты не ограничивали местные Кенгаши народных депутатов и хокимов в принятии решений нормативно-правового характера.

В-четвертых, министерства и ведомства могут принимать ведомственные нормативно-правовые акты, если законодательными актами, указами, постановлениями и распоряжениями Президента, постановлениями Кабинета Министров им были предоставлены полномочия по принятию соответствующего нормативно-правового акта или правовому регулированию конкретных общественных отношений.

Ранее такое понимание компетенции министерств, государственных комитетов и ведомств содержалась в Правилах подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов, утвержденных самим министром юстиции (рег. N 2565 от 28.02.2014 г.).

Кроме того, с 01.01.2019 года на территории Узбекистана прекращается действие ведомственных общеобязательных актов, принятых до 17.06.1993 года и незарегистрированных в Министерстве юстиции, в т.ч. ведомственных актов бывшего СССР.