язык интерфейса

2018 год

2018 год/ Обзор нового в законодательстве (за период с 8 по 13 января 2018 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

    

(за период с 8 по 13 января 2018 г.)



Принят Закон от 08.01.2018 г. N ЗРУ-457 "Об административных процедурах". Документ вступит в силу через год.


Принятый Закон является рамочным актом. Это означает следующее. Специальные административные процедуры регулируются отдельными актами законодательства: например, Законами "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности" и т.д. Нормы Закона "Об административных процедурах" будут применяться только в части, не урегулированной специальными законами.


В Законе отражены основные принципы административных процедур, порядок осуществления административного производства, принятия административного акта и его исполнения, а также процедуры обжалования этих актов.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 08.01.2018 г. N ПП-3464 "О создании эффективной системы комплексной экспертизы документации в рамках формирования и реализации государственных программ развития Республики Узбекистан, осуществления государственных закупок".


Центр будет функционировать в форме ГУП при Национальном агентстве проектного управления при Президенте. Центр вправе создавать региональные филиалы.


Определены главные направления деятельности Центра:


1 - организация комплексной экспертизы проектов, включаемых в государственные программы развития страны, анализ и мониторинг их реализации;


2 - комплексная экспертиза предпроектной, проектной и тендерной документации, техзаданий, разрабатываемых в рамках формирования и реализации госпрограмм развития, а также при осуществлении госзакупок;


3 - экспертиза и регистрация импортных контрактов, заключаемых в рамках реализации госпрограмм развития, а также при осуществлении госзакупок;


Все экспортные и импортные контракты, зарегистрированные в 2015-2017 гг., будут изучены. По итогам разработают документ, направленный на совершенствование механизмов экспертизы, регистрации контрактов, введение обязательной проверки представленных документов на достоверность и требований к подписям уполномоченных лиц, исключение конфликта интересов. Кроме того, будет создана единая база данных стоимости товаров (услуг).


Перечисленные работы и услуги (п.п. 2 и 3) не могут быть переданы на условиях субподряда и Центр не вправе давать рекомендации о выборе проектных институтов, инжиниринговых и консалтинговых компаний.


4 - формирование и обновление единого национального справочника ресурсов.


Сфера деятельности Центра распространяется на:

q все госорганы и органы хозяйственного управления;

q хозсубъекты с долей государства в уставном фонде 50% и более;

q хозсубъекты, в уставном фонде которых 50% и более принадлежит юрлицу, указанному в предыдущем пункте;

q все проекты, реализуемые в рамках госпрограмм развития.


Постановлением также предусмотрено временное ограничение на выдачу лицензий в области строительства.



Выдачу лицензий в сфере строительства приостановили на 3 месяца. Это предусмотрено Постановлением Президента от 08.01.2018 г. N ПП-3464 "О создании эффективной системы комплексной экспертизы документации в рамках формирования и реализации государственных программ развития Республики Узбекистан, осуществления государственных закупок".


Республиканская комиссия по мониторингу за реализацией реформ и лицензированию деятельности в области строительства и Госархитектстрой приостановили выдачу лицензий на отдельные виды деятельности в сфере строительства на 3 месяца.


Для справки: выдача каких именно лицензий приостановлена в документе не указано. В целом вышеуказанные органы занимаются лицензированием следующих видов деятельности:

q проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт мостов и тоннелей;

q проектирование, строительство, эксплуатация и ремонт оборонных объектов;

q проектирование, строительство и эксплуатация объектов повышенного риска и потенциально опасных производств;

q проведение экспертизы проектов строительства;

q разработка архитектурно-градостроительной документации;

q производство ремонтных, строительно-монтажных работ на высотах методами промышленного альпинизма.


В этот срок будет изучен действующий порядок лицензирования и технического регулирования строительной отрасли. В результате должен быть разработан проект постановления Президента, предусматривающий внедрение современных механизмов в эту сферу.


В частности, следующие процедуры будут проходить при обязательном участии Национального агентства проектного управления при Президенте (Агентство):

q лицензирование деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации;

q лицензирование деятельности по проведению экспертизы проектов строительства;

q координация проектных работ и комплексных инженерных изысканий по объектам градостроительной деятельности, содействии развитию рынка проектных услуг.


Для этого Госархитектстрой передаст Агентству централизованную базу данных и материалы о ранее выданных лицензиях в сфере строительства.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 08.01.2018 г. N 13 утверждены Типовые правила посещения охраняемых природных территорий и Положение о порядке взимания платы за посещение отдельных охраняемых природных территорий.


Какие объекты входят в ОПТ


Охраняемая природная территория (ОПТ) - это участок земли и (или) водного пространства, имеющий приоритетное экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное значение, полностью или частично, постоянно или временно изъятый из хозяйственной эксплуатации.


Существуют следующие категории ОПТ:

q государственные заповедники;

q комплексные (ландшафтные) заказники;

q природные парки;

q государственные памятники природы;

q территории для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных природных объектов и комплексов;

q охраняемые ландшафты;

q территории для управления отдельными природными ресурсами.


Доступ на ОПТ разрешен в целях:


1) Рекреации (восстановления здоровья и работоспособности человека). Осуществляется путем организованного экологического туризма либо самостоятельным пребыванием граждан на установленных местах ОПТ.


2)  Природопользования.


3)  Культурно-эстетического, экологического образования и воспитания населения.


4)  Научно-исследовательской деятельности - по договорам с научными организациями, учебными заведениями и отдельными специалистами.


Посещение ОПТ - по билету


Для доступа на ОПТ выдается билет на его посещение, в том числе в электронной форме через электронные средства связи. Оформить билет можно также через туристские фирмы, занимающиеся организацией экологического туризма. В билете указывается временной промежуток посещения ОТП. За задержку выхода из ОТП выплачивается установленная сумма посещения, пропорциональная времени задержки.


У кого льготы по оплате билета


До оформления билета на посещение ОПТ взимается плата с каждого посетителя - 5% МРЗП за сутки, на основе решений госоргана, юридического или физического лица, в ведении которого находится ОПТ.


Льготы по оплате за посещение ОПТ, которые имеют отдельные посетители-граждане Узбекистана, представлены в таблице ниже.


Полное освобождение от оплаты

Оплата в размере 50% от установленного размера


Участники и инвалиды Второй мировой войны и приравненные к ним лица.


Ученики общеобразовательных школ.

Участники трудового фронта Второй мировой войны.

Студенты средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений.

Инвалиды I и II групп.


Ветераны труда и пенсионеры.

Опекаемые в домах-интернатах "Саховат"

Дети до 7 лет.

Воспитанники домов "Мехрибонлик" и детских домов-интернатов "Мурувват".

Военнослужащие-срочники, на должностях рядового и сержантского составов.

  


Для справки: за нарушение режима охраняемых природных территорий предусмотрен административный штраф на граждан от 1 до 3 МРЗП, для должностных лиц - от 3 до 5 МРЗП (ст.82 КоАО).


Туристские услуги на ОПТ - на основании лицензии и сертификата


Для осуществления туристской деятельности на ОПТ необходимо:

q юридическим лицам - получить лицензию и сертифицировать туристские услуги;

q физическим лицам, в ведении которых находятся частные заказники и питомники без образования юрлица, в части оказания экскурсионных услуг - получить квалификационный сертификат гида (экскурсовода), инструктора-проводника.


Важно! До 01.01.2023 г. неиспользованные средства Фонда развития бюджетной организации, сформированные в государственных ОПТ, включая средства, поступившие в качестве платежей за их посещение и оказанные услуги, не изымаются в конце календарного года и используются в последующем.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 08.01.2018 г. N 15 утверждено Положение о порядке поощрения граждан и общественных организаций за активное участие в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.


В каких случаях будут поощрять


Документом предусматривается поощрение граждан и общественных организаций, в т.ч. религиозных, за их содействие в борьбе с правонарушениями.


Основаниями для этого могут стать:

q предупреждение или пресечение планируемого или совершаемого умышленного административного правонарушения;

q предупреждение совершения преступления в результате сообщения о его подготовке в правоохранительные органы;

q пресечение умышленного преступления и содействие правоохранительным органам в его полном раскрытии;

q установление доказательств, содействующих раскрытию преступления либо раскрытие преступления в результате предоставления сведений о лицах, его совершивших, или их местонахождении;

q предоставление сведений о месте, где скрываются объявленные в розыск лица, а также содействие правоохранительным органам в их поимке;

q установление без вести пропавшего лица на основании предоставленных о нем сведений;

q активное участие и проведение мероприятий по агитации и пропаганде профилактики правонарушений и борьбы с преступлениями среди населения;

q внедрение в практику предложений и инициатив по устранению причин совершения преступления и способствующих им условий.


Предложения дают органы по профилактике правонарушений


Поощрение - это премия, которая выплачивается соответствующими ведомственными комиссиями по борьбе с преступлениями и профилактике правонарушений (республиканской и территориальными). Представление к премированию дают органы, непосредственно осуществляющие профилактику правонарушений. Они же собирают и оформляют все необходимые документы, являющиеся основанием для премирования.


Для справки: в систему органов, непосредственно осуществляющих профилактику правонарушений, входят органы внутренних дел; прокуратуры; СНБ; юстиции; государственной таможенной и налоговой служб; по труду; государственного управления образованием; управления государственной системой здравоохранения; по экологии и охране окружающей среды.


Гражданам - премия, общественным организациям - благодарность


Граждан премируют соответствующие ведомственные комиссии:

q до 10 МРЗП - районные (городские) комиссии;

q до 15 МРЗП - комиссии Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента;

q до 20 МРЗП - республиканская комиссия.


Помимо уровня комиссии, конкретный размер премии зависит от вида содействия органам профилактики.


Основание для поощрения

Вид поощрения


1.

За каждую представленную подтвержденную информацию по правонарушениям, а также оказанную помощь в розыске лица, совершившего правонарушение (в % к установленным размерам):


по административным правонарушениям и не представляющим большой общественной опасности преступлениям


до 50%

по не особо тяжким преступлениям


до 75%

по тяжким преступлениям


до 100%

по особо тяжким преступлениям


до 150%

К примеру, за сообщение о готовящемся тяжком преступлении на районном уровне можно получить 1 722 400 сумов (10 МРЗП х 100%), а особо тяжком - 2 583 600 сумов (10 МРЗП х 150%).


2.

Помощь в установлении без вести пропавшего лица


Благодарность и другие памятные подарки

3.

Активное участие и проведение мероприятий по агитации и пропаганде профилактики правонарушений и борьбы с преступлениями среди населения


4.

Внедрение в практику предложений и инициатив по устранению причин совершения преступления и способствующих им условий



Обратите внимание! Общественным организациям денежные премии не выплачиваются, им объявляется благодарность и вручаются памятные подарки.


* * *



Законом от 09.01.2018 г. N ЗРУ-459 внесены поправки в целый ряд законодательных актов. Некоторые из них мы обозревали на стадии проекта, далее - подробнее об этих изменениях.


Во-первых, дочерним, зависимым и унитарным предприятиям теперь запрещено иметь в собственности доли в уставном капитале (акции) своих основных обществ. Если же они приобрели их до 10.01.2018 г., доли (акции) они сохранят, но лишатся права голосовать на общем собрании участников (акционеров).


Вместе с этим введен еще один запрет. Работники дочерних и зависимых предприятий и члены их органов управления, руководитель и работники унитарного предприятия не могут быть членами наблюдательного совета акционерного общества и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью соответственно.


Во-вторых, налоговая служба получила право приостанавливать на срок до 5-ти банковских дней операции по счетам хозсубъектов, занимающихся реализацией товаров (работ, услуг) без оформления приходных документов. Это осуществляется во внесудебном порядке. Соответствующие дополнения внесены в Закон "О государственной налоговой службе" и Налоговый кодекс.


Важно! В утвержденной редакции указано также, что именно признается реализацией товаров (работ, услуг) без оформления приходных документов:

q несоответствие объемов оприходованных и реализованных (израсходованных) товаров (работ, услуг), а равно несоответствие банковских операций характеру и виду деятельности хозяйствующих субъектов, выявленные в ходе камерального контроля;

q отсутствие, подмена, подделка или уничтожение документов, свидетельствующих о факте оприходования товаров (работ, услуг), отсутствие на складе или в месте реализации товаров, числящихся в учете как нереализованные, выявленные в ходе налоговой проверки;

q представление физическими и юридическими лицами в органы государственной налоговой службы подтверждающих документов о случаях реализации хозяйствующими субъектами товаров (работ, услуг) без оформления приходных документов.


В-третьих, изменен и дополнен Закон "О конкуренции". Введен запрет на устные соглашения, ограничивающие конкуренцию, за отдельными исключениями. Предусмотренное проектом дополнительное условие для получения предварительного согласия на слияние и присоединение субъектов (доля созданного в ходе слияния или присоединения лица на рынке может составить 35% и более) в итоговой редакции отсутствует. Т.е. получать предварительное согласие в этом случае не потребуется.


Кроме того, с 1 декабря 2018 года подать документы, необходимые для получения предварительного согласия, можно будет в центры "одно окно" (сейчас представляются непосредственно в антимонопольный орган).



Деяние под физическим или психическим принуждением либо угрозой - не преступление. Соответствующие изменения и дополнения внесены в общую часть Уголовного кодекса и Кодекс об административной ответственности Законом от 09.01.2018 г. N ЗРУ-459.


Поскольку поправки в оба кодекса фактически дублируют друг друга, рассмотрим их на примере Уголовного кодекса.


Для справки: уголовный закон ранее уже предусмотрел 7 обстоятельств, исключающих преступность деяния вменяемого человека (по этим основаниям общественно опасные действия или бездействия не признаются преступлением, по ним не выносится обвинительный приговор, нет судимости и наказания):

q малозначительность деяния;

q необходимая оборона;

q крайняя необходимость;

q причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние;

q исполнение приказа или иной обязанности;

q оправданный профессиональный или хозяйственный риск.


При этом совершение общественно опасного деяния под физическим или психическим принуждением рассматривалось в качестве разновидности крайней необходимости (см. ст. 38 УК).


Отметим, что при оценке действий или бездействий в качестве преступных с точки зрения крайней необходимости ключевым моментом является соблюдение ее пределов. Т.е. причиненный вред не должен быть значительнее предотвращенного. Также должны отсутствовать другие способы устранения опасности. Только тогда деяние в состоянии крайней необходимости не будет преступлением. Если пределы крайней необходимости превышены - его признают преступлением, совершенным при смягчающих обстоятельствах.


Эти нормы распространялись и на случаи физического или психического принуждения.


Теперь совершение общественно опасного деяния в результате физического или психического принуждения либо угрозы применения такого принуждения признано самостоятельным обстоятельством, исключающим преступность. А значит, у него теперь свои правила применения.


Важное правило N 1. По данному основанию деяние не будет признано преступлением, если лицо из-за принуждения, либо угрозы не могло руководить своими действиями (бездействием).


Закономерно возникает вопрос, как определить, что лицо могло или не могло руководить своими действиями. На данный момент по этому вопросу отсутствует соответствующее разъяснение Верховного суда.


По нашему мнению, отсутствие возможности руководить своими действиями нельзя путать с отсутствием такой способности при невменяемости. Невменяемый человек не руководит своими поступками вследствие хронической психической болезни, временного расстройства психики, слабоумия либо иного болезненного психического расстройства. При физическом или психическом принуждении к преступлению мыслительная деятельность не нарушена, совершение преступления пусть и вынужденный, но сознательный поступок.


В данном случае речь идет о том, что характер, степень и обстоятельства физического или психического принуждения (угрозы) не оставили выбора действий в условиях конкретного места и времени.


Простейший пример: лицу угрожают незамедлительным нанесением тяжких телесных повреждений, если оно не убьет другого гражданина. По старым правилам такое убийство было бы признано превышением пределов крайней необходимости. Новые правила рассматривают это как потерю возможности руководить своими действиями. Ими теперь руководит другой человек.


При этом моральный принцип "чужая жизнь дороже собственного здоровья" в расчет не принимается. Малодушие закон теперь не осуждает.


Если в толковании термина "физическое принуждение" проблем на практике, по всей видимости, не возникнет (под ним понимается нанесение телесных повреждений, истязание, побои, причинение боли и т.д.), то с психическим принуждением все сложнее.


На наш взгляд, психическое принуждение выражается в том же физическом насилии, но не по отношению к лицу, которого хотят заставить совершить преступление, а к другим лицам, в т.ч. его близким родственникам.


Поэтому, например, когда для сокрытия хищения материальных средств начальник угрожает подчиненному увольнением, если он не подпишет подложный документ о списании средств, это не должно считаться психическим принуждением.


Важное правило N 2. Когда лицо сохранило возможность руководить своими действиями (бездействием), его деяние подлежит оценке по правилам о крайней необходимости. Таким образом, если пределы крайней необходимости не были нарушены, то деяние не будет признано преступлением.



Законом от 09.01.2018 г. N ЗРУ-459 внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности.


Так, предусмотрен ряд мер по обеспечению уплаты должниками алиментов на содержание несовершеннолетних, нетрудоспособных лиц, а также нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи родителей или лиц их заменяющих.


Во-первых, уголовная ответственность по статьям 122 и 123 УК стала невозможной без привлечения к административной ответственности за такие же деяния в прошлом (т.е. требуется повторное совершение правонарушения в течение 1 года).


Однако это не сильно облегчит судьбу уклонистов. По новым статьям 47-4 и 47-5 КоАО взыскание - 15 суток административного ареста. Его назначают судьи по административным делам. Беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, лицам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до 14-ти лет, лицам, не достигшим 18-ти лет, инвалидам I и II групп вместо ареста назначается штраф строго в размере 20 МРЗП.


Во-вторых, и уголовная, и административная ответственности наступают не после 3-х месяцев просрочки, как это было ранее, а уже с 2-х полных месяцев уклонения от уплаты алиментов.


В-третьих устранение задолженности по уплате алиментов в полном объеме гарантирует освобождение, как от административной, так и от уголовной ответственности. Чтобы избежать 15-ти суток административного ареста либо административного штрафа в 20 МРЗП, надо успеть возместить ущерб в период рассмотрения дела. Возмещение ущерба в рамках уголовного судопроизводства возможно как до, так и после постановления приговора (если приговор уже вынесен, придется подавать апелляционную либо кассационную жалобу).


Важно! Нет разницы, сколько раз лицо привлекалось к уголовной или административной ответственности за данное правонарушение. При каждом возмещении ущерба (долга) следует освобождение от ответственности.


В-четвертых, в ст. 122 УК внесена корректировка. Уточнено, что неисполнение судебного приказа о взыскании алиментов наказывается также как неисполнение аналогичного судебного решения.



За повторное воспрепятствование обучению детей - арест до 15 суток. Такие изменения и дополнения внесены в ст. 47 Кодекса об административной ответственности (КоАО) Законом от 09.01.2018 г. N ЗРУ-459.


Напомним, в ст. 47 КоАО предусмотрены 2 административных правонарушения:

q невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей (в т.ч. повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения) - т.е. игнорирование обязанностей, предусмотренных ст. 73 Семейного кодекса (СК);

q воспрепятствование родителями или лицами, их заменяющими, получению детьми обязательного общего среднего, среднего специального, профессионального образования - т.е. совершение уже активных действий в нарушение ст. 73 Семейного кодекса.


За совершение таких деяний повторно введены повышенные штрафы и даже административный арест до 15 суток. Ранее повторность не влекла к отягощению административного взыскания.

  

Вид правонарушения

Взыскание при первом совершении


Взыскание при повторном совершении в течение года

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, в т.ч. повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения.

от 1/2 до 3 МРЗП

от 3-х до 5-ти МРЗП

Воспрепятствование родителями или лицами, их заменяющими, получению детьми обязательного общего среднего, среднего специального, профессионального образования.

от 5 до 10 МРЗП

от 10 до 20 МРЗП или административный арест до 15 суток.

  

Важно! При первом совершении данных административных правонарушений дело может рассматриваться Межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних. А при повторном - только судьями по административным делам.



Законом от 09.01.2018 г. N ЗРУ-459 внесены соответствующие изменения в ст. 77 Кодекса об административной ответственности (КоАО).


Теперь нарушение правил пастьбы скота является наиболее тяжкой разновидностью административного правонарушения в виде несоблюдения правил пользования землями лесного фонда.


Для справки: порядок выпаса скота на землях лесного фонда регулируется Правилами сенокошения и пастьбы скота в лесах Республики Узбекистан (прил. N 3 к ПКМ N 506 от 22.11.1999 г.).


При первом совершении данного правонарушения граждане платят штраф от 3 до 5 МРЗП (ранее- от 1/3 до 1 МРЗП), а должностные лица - от 5 до 10 МРЗП (ранее - от 1 до 3 МРЗП). За повторное совершение в течение года после административного взыскания за такие же действия штрафы возрастают: с граждан от 5 до 10 МРЗП (ранее - от 1 до 3 МРЗП), а с должностных лиц от 10 до 20 МРЗП (ранее - от 3 до 7 МРЗП).


Важно! Фермер, возглавляя юридическое лицо - фермерское хозяйство, является должностным лицом (см. ч. 2 ст. 15 КоАО). Если дехканское хозяйство создано с образованием юридического лица, то его глава является должностным лицом, как и глава фермерского хозяйства. А если без образования юридического лица - нет.


Административные взыскания за нарушения правил пастьбы скота на землях лесного фонда применяются судьями по административным делам.



Законом от 09.01.2018 г. N ЗРУ-459 внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс, Семейный кодекс и Закон "Об исполнении судебных актов и актов иных органов".


Алименты + исправительные работы = до 70% зарплаты


У каждого работника из зарплаты удерживаются определенные суммы независимо от его согласия. Например, налоги, дисциплинарный штраф, взыскания по исполнительным документам, по которым в т.ч. уплачиваются и алименты. По общему правилу у работника за один раз могут удержать максимум 50% причитающейся ему зарплаты (см. ст. 164 ТК).


Это ограничение не будет касаться ситуаций, когда у работника, отбывающего наказание в виде исправительных работ, удерживается задолженность по алиментам. В этих случаях размер удержаний по наказанию и алиментам может достигать 70%, но не выше.


Для справки: исправительные работы - это наказание за уголовное преступление, когда виновный в обязательном порядке привлекается к труду, а из его зарплаты в доход государства удерживается от 10% до 30%. Если у осужденного есть место работы, наказание там же и отбывается (т.е. он продолжает работать, а из зарплаты производятся отчисления), если нет - его распределяют органы внутренних дел..


Необходимо учитывать следующие аспекты.


Во-первых, норма не конкретизирует за какое преступление назначены исправительные работы. Они могут быть как следствием уклонения от уплаты алиментов (ст.ст. 122, 123 УК), так и любого другого преступления, за которое предусматривается подобное наказание. Например, человек осужден за хулиганство и ему назначены исправительные работы, одновременно он является "алиментщиком". Новое правило об удержаниях будет работать и в этом случае.


Во-вторых, в рассматриваемой норме четко указано: 70% - это максимальное совокупное удержание отчислений двух видов:

q по исправительным работам - указывается в приговоре суда и исполнительном документе (от 10% до 30%);

q по алиментам - размер алиментов указывается в исполнительном документе (в зависимости от количества детей, на содержание которых уплаичваются алименты).


Однако помимо этих отчислений у работника с зарплаты также в обязательном порядке удерживаются налоги и обязательные платежи. Кроме того, за нарушение трудовой дисциплины работодатель может назначить штраф до 30% от среднемесячного заработка (или до 50% согласно Правилам внутреннего трудового распорядка). Из чего следует, что общий размер удержаний из зарплаты такого работника даже превысит 70%.


Алименты на каждого ребенка - не ниже 75% МРЗП


Алименты на содержание детей составляют следующие размеры от заработка и (или) иного дохода родителей в месяц:

q на одного ребенка - 1/4 (т.е. 25%);

q на двух детей - 1/3 (т.е. 33,3%);

q на трех и более детей - половина (т.е. 50%).


Суд в определенных случаях может уменьшить эти размеры. Однако минимальный размер взыскиваемых алиментов на каждого ребенка составит 75% МРЗП (сейчас - 1/3 МРЗП, т.е. немногим больше 33% "минималки"). Таким образом, нижний предел ежемесячных выплат на каждого ребенка увеличивается примерно в 2,25 раза.


Алименты разрешили платить "впрок"


Алименты на содержание несовершеннолетних детей можно будет уплатить заблаговременно на весь период до достижения ребенком совершеннолетия (т.е. 18 лет). В этом случае в счет алиментов также разрешается отдавать недвижимое, движимое имущество либо другие ценные вещи. На это имущество (вещи) будет заключаться договор залога.


Данный механизм значительно облегчит жизнь плательщикам алиментов:

1) если алименты уплачены заблаговременно или заключен договор залога на обеспечение их уплаты - при выезде за границу не нужно заключать соглашение, предусмотренное ст. 145 СК;

2) если алименты уплачены заблаговременно или заключен договор залога на обеспечение их уплаты и размер залога не менее 250 МРЗП - ограничение на выезд из страны должнику снимается.


Обратите внимание! Порядок заблаговременной уплаты алиментов и заключения договора залога по обеспечению алиментных обязательств установит Кабинет Министров.


Также ожидается изменение в механизме привлечения к ответственности за уклонение от уплаты алиментов.



В Законодательной палате вводится "правительственный час", Сенат заслушает отчеты хокимов. Это предусмотрено Законом от 09.01.2018 г. N ЗРУ-459 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан".


Органы хозуправления тоже будут получать парламентские запросы


Поправки дают право направлять парламентский запрос, запрос депутата или сенатора в органы хозяйственного управления. Ранее это полномочие распространялось только на органы государственной власти и управления (министерства, госкомитеты, ведомства и т.д.).


Для справки. Органы хозяйственного управления - это хозяйственные объединения, действующие, как правило, в одной из следующих форм:

q акционерное общество, в т.ч. с участием государства, осуществляющее хозяйственное управление входящими в его состав предприятиями через пакеты акций этих предприятий, принадлежащих хозяйственному объединению. Пример: АО "Узагроэкспорт", АО "Узпахтасаноат", АО "Узвиносаноат-холдинг" и т.д.;

q ассоциация, созданная на добровольной основе предприятиями-учредителями для оказания содействия в их деятельности путем делегирования ей отдельных общих функций без права управления пакетами акций предприятий-учредителей. Пример: ассоциации "Узбекозиковкатзахира", "Узбекзаргарсаноати", "Узтекстильпром" и т.д.


Напомним, за нарушения в ходе рассмотрения парламентского, депутатского запроса и запроса сенатора введена административная ответственность.


Кого будут заслушивать в Парламенте


В Законодательной палате раз в месяц будет проходить "правительственный час". График его проведения определит Кенгаш нижней палаты по согласованию с Премьер-министром. В его ходе члены Правительства будут отвечать на вопросы депутатов. Вопросы они получат заранее за 10 дней. Кто именно будет отвечать на конкретный вопрос определяет Кабинет Министров. По итогам "правительственного часа" может быть принято постановление Законодательной палаты.


В свою очередь, Сенат теперь может на своем заседании заслушать отчеты областных, районных и городских хокимов по вопросам развития соответствующей территории. Об этом принимается постановление, которое заблаговременно направляется хокимам. По итогам заслушивания отчетов также принимается постановление Сената.


Для справки: постановления Законодательной палаты и Сената - нормативно-правовые акты. Подписываются соответственно Спикером Законодательной палаты и Председателем Сената, а затем публикуются в официальных источниках.


* * *



Опубликован Указ Президента от 09.01.2018 г. N УП-5296 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан".


Указом определены 7 приоритетных направлений деятельности Центрального банка (ЦБ):

q кардинальное совершенствование денежно-кредитной политики;

q развитие статистической, аналитической и исследовательской базы в целях совершенствования методов формирования, принятия и реализации денежно-кредитной политики;

q совершенствование механизмов регулирования и надзора за банковской системой;

q развитие банковской системы, укрепление доверия населения к банковской системе как к надежному институциональному партнеру;

q дальнейшее развитие платежной системы;

q укрепление финансовой устойчивости небанковских кредитных организаций и усиление надзора над их деятельностью;

q обеспечение защиты прав и интересов потребителей банковских услуг, повышение финансовой доступности населения и субъектов предпринимательства.


В системе ЦБ произошел ряд изменений.


При ЦБ образуются:


Упраздняются и ликвидируются:

Комитет банковского надзора и Кредитный комитет.


Их задачи: поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов и проведение денежно-кредитных операций ЦБ.


Республиканский банковский совет.

Служба по защите прав потребителей банковских услуг на базе Департамента по работе с обращениями физических и юридических лиц.

Республиканская комиссия по денежно-кредитной политике.

Республиканская комиссия по сокращению просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и укреплению дисциплины платежей в бюджет.

Должность заместителя председателя ЦБ - генерального директора Агентства по драгоценным металлам при ЦБ. Гендиректор Агентства теперь приравнивается по статусу к заместителю министра.

ГУП "Агентство по развитию финансового сектора Республики Узбекистан" при ЦБ.

  

Кабинет Министров больше не будет курировать ЦБ, он подотчетен Сенату Олий Мажлиса. На зампредседателя ЦБ отныне не возлагается непосредственное руководство деятельностью Республиканской службы инкассации при ЦБ. Работники ЦБ теперь не будут включаться в составы наблюдательных советов коммерческих банков, органов хозуправления и других хозсубъектов.


Доли ЦБ в АК "Народный банк" и АКБ "Микрокредитбанк" переходят Минфину. Они передаются безвозмездно на праве оперативного управления.


На территории и в зданиях ЦБ, а также его главных управлений в регионах и столице будут расположены структурные подразделения подведомственных предприятий и организаций, обеспечивающих деятельность ЦБ.


Банки перестанут скупать непрофильные активы


Коммерческим банкам перестанут продавать предприятий-банкротов или должников по кредитам. Напомним, порядок реализации обанкротившихся предприятий банкам действовал с конца 2008 года.


Кроме того, банкам запретили участвовать в уставном фонде управляющих компаний, инвестиционных компаний и фондов, а также хозсубъектов, не имеющих отношение к банковской деятельности.


Для справки: проекты новых редакций Законов "О Центральном банке Республики Узбекистан" и "О банках и банковской деятельности" разработают и внесут в Кабинет Министров до 1 сентября 2018 года.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 09.01.2018 г. N 17 "О мерах по дальнейшему совершенствованию регулирования импорта в Республику Узбекистан и экспорта из Республики Узбекистан озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей".


Постановление вступает в силу 13.04.2018 года. С этой даты действующее сейчас постановление Кабинета Министров от 11.11.2005 г. N 247, регулирующее данную сферу, утрачивает свою силу.


Документом утверждены обновленные перечни видов озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей (далее - ОВ):


1 - импорт и экспорт которых осуществляется по разрешениям.


В сравнении с действующей редакцией из него исключены, например:

q аэрозольные продукты: парфюмерия, косметика и туалетные принадлежности (группа 33 ТН ВЭД), краски и лаки, приготовленные на водорастворимых пигментах и красителях (группа 32 ТН ВЭД), бытовые вещества (группа 34 ТН ВЭД) и др.;

q изоляционные щиты, панели и покрытия труб.


То есть для импорта/экспорта данных товаров получать разрешения не потребуется.


Вместе с тем в перечень включены отдельные товары, для импорта-экспорта которых будет необходимо разрешение. Среди них, например:

q торговые автоматы для продажи продовольственных товаров и напитков со встроенными охлаждающими устройствами;

q смеси группы 38 ТН ВЭД прочих химических продуктов.


2 - запрещенные к импорту в Узбекистан.


Важно! Постановление не распространяется на случаи, когда продукция, содержащая ОВ, перемещается физическими лицами для использования в собственных нуждах, для некоммерческих целей и не предназначена для предпринимательской деятельности.


Как получить разрешение на импорт/экспорт ОВ


Постановлением утверждена новая редакция Положения о порядке прохождения разрешительных процедур при импорте и экспорте ОВ и продукции, их содержащей.


Импорт и экспорт ОВ осуществляется на основе разрешений, выдаваемых Госкомэкологии и его территориальными подразделениями в соответствии с представленной положением схемой.


Обратите внимание! При транзитных перевозках ОВ через Узбекистан получать разрешение не нужно.


Для получения разрешения заявитель представляет в Госкомэкологии или его территориальное подразделение соответствующее заявление. Действующий перечень представляемых к заявлению приложений дополнен следующими документами:

q банковский документ об уплате сбора за рассмотрение заявления о выдаче разрешения (1 МРЗП на день подачи заявки);

q состав импортируемых ОВ, а также копия лицензии, выданной страной, из которой производится экспорт, по требованию Госкомэкологии.


В свою очередь, предъявлять сертификат соответствия ОВ больше не потребуется.


Для справки: с 01.07.2018 г. разрешение можно будет оформить и через Центры государственных услуг при Народных приемных Президента (преобразованные Единые центры "одно окно") либо через ЕПИГУ.


Срок действия разрешения - в пределах текущего года


Срок рассмотрения заявления и выдачи разрешения - не более 7 рабочих дней с даты подачи документов. При необходимости этот срок может составлять не более 20 рабочих дней с даты подачи документов (конкретные случаи продления срока документом не указаны).


Разрешение выдается на срок, необходимый для осуществления импорта или экспорта ОВ, но не превышающий 31 декабря каждого текущего года. В настоящее время предельный срок действия разрешения не должен превышать 1-го года.


При этом срок действия разрешения может быть продлен по заявлению, которое подается заявителем до истечения срока действия разрешения, но не должно превышать срок 31 декабря каждого последующего года.


Квотирование ОВ на импорт


Положение определяет порядок распределения квот на импорт в нашу страну ОВ между заявителями. Он основан на доле общего объема разрешенных к импорту ОВ за последний 3-летний период. Также представлены новые квоты (в тоннах) на импорт в ОВ в 2018-2030 гг.


При этом не квотируются:

q вещества, используемые в качестве сырья для производства других химических веществ;

q импортируемые рециркулированные, восстановленные ОВ, на которые выдаются разрешения.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 10.01.2018 г. N 20 внесены изменения в ряд правительственных решений, чем упрощены процедуры предоставления субъектам предпринимательства земельных участков в Ташкентской области.


В 2009 году образовалась Комиссия по изучению практики предоставления земельных участков юридическим и физическим лицам в Ташкентской области в соответствии с земельным законодательством, градостроительными нормами и правилами. Комиссия изучает документы, предоставленные ей хокимиятом Ташкентской области, и принимает решения по предоставлению земельного участка для предпринимательской деятельности, индивидуального жилищного строительства и других целей. Без такого решения хоким не имеет права выделить землю.


Это довольно длительный процесс: документы рассматриваются в течение 10-ти дней с момента получения, затем в 3-дневный срок в Ташоблхокимият направляется протокол, содержащий принятое решение. И только при положительном решении Комиссии районный (городской) хоким издает решение об отводе земельного участка (в недельный срок).


В результате принятых поправок этот механизм сохраняется только в 5-ти районах Ташобласти: Бостанлыкском, Зангиатинском, Кибрайском, Паркентском и Ташкентском. Таким образом, в остальных 10-ти районах получить земельный участок теперь можно без решения Комиссии, а порядок земельного отвода там зависит от целей, для которых земля предоставляется:

q для осуществления градостроительной деятельности;

q для несельскохозяйственных нужд, а также для строительства объектов, размещаемых на территории двух и более районов (городов);

q для осуществления предпринимательской деятельности.


Напомним, ранее в 7-ми районах столичной области предоставление земельных участков временно приостановлено.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 10.01.2018 г. N 21 "О применении единиц величин в Республике Узбекистан".


Документом утверждены:


1 - наименование и обозначение единиц величин Международной системы единиц (СИ), применяемых в Узбекистане.


Для справки: Международная система единиц, СИ (фр. Le Systeme International dUnites, SI) - система единиц физических величин, наиболее широко используемая в мире, как в повседневной жизни, так в науке и технике. Принята в качестве основной системы единиц большинством стран мира. СИ определяет 7 основных единиц физических величин (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, моль и кандела) и производные единицы.


2 - допускаемые к применению в нашей стране единицы величин, не включенные в Международную систему единиц (СИ), их наименование и обозначение.


Например, основная единица измерения массы по Международной системе единиц (СИ) - килограмм (kg), но есть и несистемные - тонна (t), центнер (q), метрический карат (car) и атомная единица массы (u). Последние можно использовать только когда указать массу в килограммах невозможно или нецелесообразно. Аналогичная ситуация с остальными величинами (длина, площадь, объем и т.д.).


3 - правила написания и применения единиц величин.


Важно! Содержащиеся в документе единицы величин, их наименования и обозначения, применяются в:

q нормативных документах в области технического регулирования;

q научно-технических и иных публикациях, в т.ч. публикациях в СМИ;

q учебной, учебно-методической и справочной литературе.


Обратите внимание! При осуществлении внешнеторговой деятельности в соответствии с условиями контракта могут использоваться и иные единицы величин, не утвержденные постановлением.


* * *



Постановлением Министерства высшего и среднего специального образования и Министерства финансов (рег. N 2961 от 10.01.2018 г.) утверждено Положение о порядке материальной поддержки Союзом молодежи Узбекистана студентов высших образовательных учреждений, обучающихся на платно-контрактной основе, являющихся активными членами Союза молодежи Узбекистана.


От редакции: Принятый документ не распространяется на студентов бакалавриата, уже получающих материальную поддержку от Союза молодежи по программе для лиц, отслуживших срочную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, имеющих рекомендацию командования части, и зачисленных на платно-контрактную форму обучения. Таким студентам Союз Молодежи оплачивает 35% контракта в другом порядке.


Кто может претендовать на льготу


Положение распространяется на студентов-контрактников, обучающихся на дневном отделении бакалавриата и магистратуры (кроме заочного, вечернего образования и образования по второй специальности). Отметим, что ранее Союз молодежи не оплачивал контракт студентам магистратуры.


Обязательным условием материальной поддержки является активное участие в деятельности первичной организации Союза молодежи вуза, а также отличные показатели в учебе (средний рейтинговый балл должен составлять 86% и более).


Материальная поддержка производится Союзом молодежи в виде оплаты 35% от годовой суммы контракта студента. При этом студент обязан своевременно оплатить оставшуюся часть (т.е. 65%).


Важно! Студенты, принятые по допконтракту, могут претендовать на льготу со 2-го курса обучения.


Отбор - на основании оценки показателей обучения


При отборе претендентов учитываются следующие основные показатели студента:

q активное участие в проектах и мероприятиях, организуемых Советом Союза молодежи;

q достигнутые результаты на олимпиадах по предметам, спортивных соревнованиях, в научной и творческой деятельности;

q организационные и лидерские качества;

q соблюдение правил внутреннего распорядка вуза (отсутствие выговоров по приказу ректора).


Критерии оценки основных показателей студентов разрабатываются и утверждаются Центральным советом Союза.


Порядок предоставления материальной помощи


Для получения льготы студенты, отвечающие всем требованиям, ежегодно до 10 февраля могут подавать соответствующее заявление в Совет молодежи своего вуза. После изучения представленных заявлений Совет выносит решение о рекомендациях на льготу. Далее сведения со списком рекомендуемых студентов предоставляются в Центральный совет Союза молодежи. По результатам рассмотрения рекомендаций Исполнительный комитет Центрального совета выносит решение, которое является основанием для перечисления денежных средств на соответствующие счета вуза не позднее 1 марта года.


Напомним, для активных членов Союза молодежи предусмотрено также льготное поступление в вузы.


* * *



Приказом министра занятости и трудовых отношений (рег. N 2962 от 10.01.2018 г.) внесены изменения и дополнения в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих.


Напомним, обновленный КОДП-2017 утвержден постановлением Кабинета Министров от 04.10.2017 г. N795. Он включает в себя:

q Классификацию основных профессий рабочих;

q Классификацию основных должностей служащих.


Обязательность применения КОДП определяется в части:

q использования наименований должностей служащих и профессий рабочих - обязательно при внесении записей в трудовые книжки, заключении трудовых договоров, оформлении приказов, отнесении должностей служащих к категориям персонала;

q минимального уровня образования при приеме на работу, установления квалификационных разрядов по профессиям рабочих - обязательно для применения в госпредприятиях, госучреждениях и других госорганизациях, с долей государства в уставном капитале более 50% (для остальных - носит рекомендательный характер);

q направлений образования - носит рекомендательный характер для всех организаций.


Согласно внесенным поправкам на следующие должности допускается принимать лиц со средним специальным профессиональным образованием:

q заведующий архивом (архивным отделом);

q заведующий кабинетом (агрохимическим, по военно-технической подготовке, по технике безопасности, техническим, учебным, экономического образования и другими);

q заведующий канцелярией;

q инженер по кадрам;

q инженер по нормированию труда;

q инженер по подготовке кадров;

q инспектор-методист (в системе образования);

q лаборант;

q помощник нотариуса.


Для маркшейдеров и оценщиков отменили наличие определенного направления образования. Для этих должностей оно зависит от сферы применения знаний. Например, предметом деятельности оценщика является оценка самых разных объектов. Это могут быть материальные объекты (вещи), услуги, информация, объекты интеллектуальной собственности и т.д. Скажем, оценка активов предприятия предполагает наличие у оценщика экономического образования. Если специфика его деятельности - оценка недвижимого имущества или автомобильных средств, возможно техническое образование.


* * *



Подписан Указ Президента от 12.01.2018 г. N УП-5299 "О награждении в связи с 26-летием Вооруженных сил Республики Узбекистан и Днем защитников родины группы сотрудников правоохранительных органов, министерств обороны и по чрезвычайным ситуациям". Акт размещен на УзА.


Главой государства отмечен большой вклад в повышение оборонной мощи государства, обеспечение национальной безопасности и неприкосновенности государственной границы.


За проявленные мужество, отвагу и самоотверженность при исполнении служебного долга военнослужащих наградили орденами "Меҳнат шуҳрати" (2 чел.), "Шон-шараф" II степени (4 чел.), "Дўстлик" (2 чел.), "Мардлик" (8 чел.), медалями "Жасорат" (30 чел.), "Содиқ хизматлари учун" (26 чел.) и "Шуҳрат" (34 чел.).


Для справки. Лица, удостоившиеся государственных наград, получают единовременное денежное вознаграждение, в частности награжденные:

q орденом "Мехнат шухрати" - 40 МРЗП;

q орденом "Шон-шараф" II степени - 20 МРЗП;

q орденом "Дўстлик" - 30 МРЗП;

q орденом "Мардлик" - 15 МРЗП;

q медалью "Жасорат" - 10 МРЗП;

q медалью "Содиқ хизматлари учун" - 10 МРЗП;

q медалью "Шухрат" - 5 МРЗП.


* * *



Подписано Постановление Президента от 12.01.2018 г. N ПП-3472 "О мерах по дальнейшему развитию шелковой отрасли в республике".


Утверждены конкретные проекты


Глава государства утвердил 5 инвестиционных проектов по организации производства шелка-сырца, шелковой ваты, шелковой ткани и готовой продукции из нее. Их общая стоимость составила 26 млн. долларов США (в эквиваленте).


В рамках данных проектов в период 2018-2021 гг. планируется увеличить производство шелка-сырца на 672 тыс. тонн, шелковой ваты - на 243 тыс. тонн, а шелковой ткани - на 2 533,6 тыс. погонных метров.


Финансирование 5-ти проектов будет осуществляться в т.ч. путем выдачи льготных кредитов коммерческими банками (по ставке рефинансирования ЦБ).


Инициаторам этих и новых проектов - госсобственность по "нулевой"


Обращения инициаторов инвестиционных проектов в шелковой отрасли о передачи им для производственной деятельности объектов госсобственности по "нулевой" выкупной стоимости Совет Министров Каракалпакстана, хокимиятам областей и г. Ташкента, Госкомконкуренции и Ассоциация "Узбекипаксаноат" рассмотрят в приоритетном порядке. Для положительного решения потребуется стоимость инвестпроекта в 5 млн. долларов и ходатайство Ассоциации "Узбекипаксаноат".


Плантации шелковицы передадут ООО "Агропилла"


Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и г. Ташкента, Госкомземгеодезкадастр и Ассоциация "Узбекипаксаноат" в месячный срок проведут инвентаризацию имеющихся на местах плантаций шелковицы для их последующей передачи ООО "Агропилла" (входит в структуру Ассоциации "Узбекипаксаноат"). ООО "Агропилла" передаст плантации в безвозмездное пользование шелкоперерабатывающим и гренажным организациям.


Кроме того, данной компании выделят по 30 гектаров орошаемой земли в каждом регионе для организации хозяйств по заготовке саженцев и семян шелковицы.


Членам Ассоциации "Узбекипаксаноат" таможенные и налоговые льготы


До 1 января 2023 г. члены ассоциации "Узбекипаксаноат" освобождены:


а) от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за не производимые в Узбекистане оборудование, технику, сырье и материалы, которые ввозятся ими по перечням, утверждаемым в установленном порядке;


б) от уплаты земельного налога в части площадей, занятых плантациями шелковицы (льгота распространяется на плательщиков общеустановленных налогов);


в) от уплаты единого земельного налога (льгота применяется при упрощенном порядке налогообложения).


Вузы подготовят кадры для шелковой отрасли


Для этого с 2018/2019 учебного года в профильных высших образовательных учреждениях откроются специальные заочные отделения. А при определении квот приема в вузы учтут реальную потребность отрасли в высококвалифицированных специалистах.


Работникам Ассоциации "Узбекипаксаноат" - столичная прописка


Ассоциация "Узбекипаксаноат" будет включена в Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке работников в городе Ташкенте и Ташкентской области.


Шелководам сезонные работы учтут за год работы


Одобрено предложение Министерства финансов и Министерства занятости и трудовых отношений о том, что сезонные работы, относящиеся к шелковой отрасли, выполняемые на фермерских хозяйствах, засчитываются в стаж для назначения пенсии за год работы.


* * *



Постановлением Президента от 12.01.2018 г. N ПП-3473 предусмотрено строительство горно-металлургического комплекса на базе месторождения Тебинбулак.


Производственная мощность комплекса - до 1 млн тонн стальной продукции в год. Его планируют ввести в эксплуатацию в 2024 году.


Для справки: в марте минувшего года утверждено предварительное технико-экономическое обоснование проекта "Разработка месторождения Тебинбулак с дальнейшим получением чугуна". В нем предусмотрено применение внедоменной технологии получения чугуна и стали. Месторождение расположено в Каракалпакстане.


Документом определены заказчик, генпроектная и генподрядная организации, а также образована Рабочая комиссия по организации работ и координации реализации проекта.


До конца года должны внести на утверждение разработанное и согласованное технико-экономическое обоснование инвестпроекта, а уже до 01.04.2018 г. - определить конкретные источники финансирования.


Ряду министерств и ведомств даны соответствующие поручения.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 12.01.2018 г. N 22 "О дополнительных мерах по совершенствованию порядка пользования электрической энергией и природным газом".


Документом утверждены:

q Правила пользования электрической энергией в новой редакции (предыдущая утратила силу);

q Правила пользования природным газом (Правила пользования газом в отраслях экономики утратили силу).


В них можно выделить несколько интересных моментов.


Во-первых, приобретение, установка, регистрация, периодическая государственная поверка и опломбирование современных приборов учета потребления электрической энергии и природного газа бытовым потребителям (т.е. населению) теперь осуществляются за счет предприятий территориальных электрических сетей и газоснабжающих организаций соответственно. Но здесь необходимо учитывать следующие нюансы.


1) В норме говорится только о современных приборах учета, т.е. интегрированных в автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и природного газа (АСКУЭ, АСКУГ). Расходы, например, поверка приборов учета, не отвечающих современным требованиям, оплачиваются потребителем (собственником) самостоятельно.


2) В Правилах пользования природным газом имеется еще одно условие. В них сказано, что расходы за ремонт и проведение государственной поверки приборов учета потребления природного газа покрываются их собственником. Значит, если гражданин оплатил стоимость установленного ему прибора учета, он является его собственником и должен самостоятельно оплачивать работы по его периодической поверке. А если счетчик установлен за счет газоснабажающей организации и потребитель не оплачивал его стоимость, то и периодическая поверка для него бесплатна.


3) Указанные выше правила работают только в случае надлежащей эксплуатации приборов учета. Если счетчик поврежден, вышел из строя или утерян по вине потребителя, его замена, ремонт, государственная поверка и установка оплачиваются самим потребителем.


Во-вторых, ответственность за своевременное и качественное проведение периодической государственной поверки счетчиков электроэнергии и газа бытовых потребителей (т.е. населения) возлагается, соответственно, на предприятия территориальных электрических сетей и газоснабжающие организации.


Важно! Обновленными Правилами пользования электрической энергии прямо предусмотрено: если срок межповерочного интервала истек, но электроснабжающее предприятие не организовало проведение его поверки - потребитель продолжает платить по показаниям счетчика. В этом случае электроснабжающая организация не вправе производить перерасчет за период, в который учет потребленного электричества велся счетчиком с истекшим периодом межповерочного интервала. Правила пользования природным газом подобной гарантии не содержат.


В-третьих, подключение к электрическим и газовым сетям субъектов предпринимательства на условиях "под ключ" производится только по их желанию. Значит, энергоснабжающие организациии не могут навязывать эти услуги.


Для справки: документы для подключения принимаются едиными центрами "одно окно". Предлагаем ознакомиться с порядком подключения предпринимателей к электрическим и газовым сетям на условиях "под ключ".


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 12.01.2018 г. N 24 "О мерах по созданию эффективных механизмов внедрения научно-инновационных разработок и технологий в производство".


Для практического внедрения в производство инновационных разработок с этого года органы хозуправления и крупные госпредприятия должны реализовать ряд мер.


1 - ввести в штатное расписание должность заместителя руководителя по науке и инновациям;


2 - создать подразделения, ответственные за формирование портфеля заказов для инноваций и координацию работ по проведению опытно-промышленных испытаний разработанных технологий, организацию выпуска опытной партии продукции и запуска серийного производства;


3 - создать в крупных госпредприятиях отраслевые проблемные лаборатории, специализирующиеся на разработке новой техники и технологий, с привлечением ведущих квалифицированных специалистов и научных сотрудников профильных НИИ и вузов;


4 - создать Фонд поддержки инновационной деятельности (без образования юрлица). Он будет формироваться за счет отчислений в размере 10% от чистой прибыли данных субъектов. Средства фонда будут направляться на строго определенные цели, в т.ч. на оказание финансовой поддержки профильным НИИ и вузам.


Открываются курсы по инновационному менеджменту


С февраля 2018 года, на базе Академии государственного управления при Президенте будут организованы специальные краткосрочные курсы по инновационному менеджменту. На них будут обучать ответственных руководителей, специалистов НИИ и вузов, органов хозуправления и крупных госпредприятий.


Расходы, связанные с обучением, покрываются за счет внебюджетных средств юрлиц, работниками которых являются слушатели курсов. Программу курсов разработают и утвердят в месячный срок.


* * *



Приказом Министра финансов (рег. N 2963 от 12.01.2018 г.) утверждено Положение о порядке перерасчета пенсий. Оно разработано в соответствии с пунктом 4 Указа Президента от 20.11.2017 года N УП-5245 "О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий".


Напомним, с 1 декабря 2017 года были установлены новые минимальные размеры:

q заработной платы - 172 240 сумов в месяц;

q пенсии по возрасту - 336 880 сумов в месяц;

q пособия инвалидам с детства - 336 880 сумов в месяц;

q пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, - 206 720 сумов в месяц.


В приложении к принятому Положению отражены размеры минимальной заработной платы, действовавшие в Республике Узбекистан в период с 01.01.1973 г. по настоящее время. Эти данные применяются для выравнивания заработка, из которого исчисляются вновь назначаемые после 1 декабря 2017 года пенсии с применением индивидуальных коэффициентов заработка.


Порядок пересчета заработка, принимаемого для исчисления пенсии, с применением индивидуальных коэффициентов заработка, определен отдельным Положением (прил. N 2 к ПКМ N 252 от 08.09.2011г.).


Пенсии, назначенные до 1 декабря 2017 года, перерассчитываются путем увеличения их размера в 1,15 раза.


Например, до 1 декабря 2017 года пенсионер получал пенсию по возрасту в размере 521 250 сумов. При пересчете ее с применением коэффициента 1,15 получим ныне действующий размер его пенсии - 599 437,5 сума (521 250 х 1,15). С декабря 2017 года пенсионер будет вправе получать эту пересчитанную сумму пенсии.


Для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не выше 8-кратного МРЗП (172 240 сумов х 8 = 1 377 920 сумов).


В случае если размер новой среднемесячной заработной платы, с учетом применения индивидуального коэффициента заработка, составляет 8-кратный МРЗП и выше, перерасчет пенсии осуществляется с заработка в сумме не выше 8-кратного МРЗП путем его умножения на процент, принятый для исчисления пенсии в зависимости от длительности стажа работы.


При отсутствии стажа работы, необходимого для установления пенсии (для мужчин - не менее 25 лет, женщин - не менее 20 лет, инвалидов - согласно ст. 17 Закона "О государственном пенсионном обеспечении граждан"), размер пенсии при перерасчете определяется в размере, пропорциональном имеющемуся стажу.


Во всех случаях надбавки к пенсиям определяются исходя из действующей минимальной заработной платы (172 240 сумов).


Положение согласовано с Министерством занятости и трудовых отношений.


* * *



Решением хокима г. Ташкента от 12.01.2018 г. N 69 установлен размер специальной надбавки к тарифам на услуги питьевого водоснабжения в г. Ташкенте.


Предыстория. В минувшем году образован Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства. В числе источников его формирования - специальная надбавка к тарифам на услуги питьевого водоснабжения, устанавливаемая Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента по согласованию с территориальными финансовыми органами.


Согласно решению столичного хокима размер данной надбавки в г. Ташкенте на 2018 год составляет 100 сумов за 1 куб. м. В документах не указывается к какой именно группе потребителей она применяется, из чего можно сделать вывод, что данная надбавка обязательна к применению всеми потребителями услуг питьевого водоснабжения.


Таким образом, итоговая сумма к оплате за услуги питьевого водоснабжения будет зависеть от ряда факторов: группы потребителя, утвержденного тарифа для соответствующей группы, наличия прибора учета воды у бытовых потребителей и т.д.


1. При наличии приборов учета, каждый кубометр потребленной холодной воды обойдется гражданам в 600 сумов (тариф на дату публикации - 500 сумов за 1 куб. м).


2. При отсутствии прибора учета оплата производится с применением повышающего коэффициента - 1,5 (см. абз. 3 п. 98 Правил оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям; абз. 4 п. 10 ПКМ от 06.11.2013 г. N 300). Тариф за пользование услугами питьевого водоснабжения в квартирах с централизованной системой горячего водоснабжения и канализацией на день публикации составляет 5 972,31 сумов в месяц за 1 человека (с учетом повышающего коэффициента).


От редакции: по вопросам о порядке применения специальной надбавки и расчете итоговой суммы к оплате за услуги питьевого водоснабжения редакцией направлен запрос в хокимият г. Ташкента.


* * *



Подписано Постановление Президента от 13.01.2018 г.N ПП-3474 "Об очередном призыве граждан Республики Узбекистан на срочную военную службу и увольнении в резерв Вооруженных Сил военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы".


Граждане страны призывного возраста, не имеющие права на отсрочку, призываются на срочную военную службу в феврале-марте 2018 года. Лица, годные к несению срочной военной службы и не имеющие права на отсрочку или освобождение от нее, которые не призываются в Вооруженные Силы в ходе этого призыва, зачисляются в мобилизационный призывной резерв (МПР).


Для справки: в мирное время на военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные по состоянию здоровья к ее прохождению. Существует несколько видов военной службы, в данном случае речь идет о следующих:

q срочная военная служба - обязательная служба в Вооруженных Силах на должностях рядового и сержантского составов граждан призывного возраста, а также офицеров, ранее не проходивших военную службу. Ее срок для военнослужащих рядового и сержантского составов - 12 месяцев, а для лиц, имеющих высшее образование - 9 месяцев; для офицеров, проходящих срочную военную службу по призыву на должностях офицерского состава - 9 месяцев;

q служба в МПР - организуется по территориальному принципу в виде месячных сборов и предусматривает внесение призывниками денежных взносов, размер которых устанавливает Кабинет Министров. На службу в МПР зачисляются до 27 лет. Зачисленные могут привлекаться к ежегодным военным сборам, а при возникновении чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Узбекистана - призываются на действительную военную службу.


Уклонение от военной службы грозит административным штрафом по ст. 237 КоАО и уголовной ответственностью по ст. 225 УК.


Военнослужащие, выслужившие установленные сроки срочной военной службы в феврале-апреле т.г. увольняются в резерв Вооруженных Сил