язык интерфейса

2018 год

2018 год/ Обзор нового в законодательстве (за период с 19 по 25 мая 2018 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


(за период с 19 по 25 мая 2018 г.)


Указ Президента РУз от 23.05.2018 г. N УП-5446 "О мерах

по коренному повышению эффективности использования

бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы

с экономическими преступлениями"

               

Постановление Президента РУз от 24.05.2018 г. "О создании

Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана"

        

Постановление Кабинета Министров РУз от 18.05.2018 г. N 371

"Об организации и проведении международного фольклорного

музыкального фестиваля "Буюк ипак йўли"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 19.05.2018 г. N 377

"О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения

дорожной безопасности в Республике Узбекистан"

         

Приказ директора Национального агентства проектного

управления при Президенте Республики Узбекистан

"Об утверждении Положения о деятельности оператора

специального информационного портала в отношении

организации и проведения государственных закупок"

(Зарегистрирован МЮ 21.05.2018 г. N 3015)

               

Постановление Президента РУз от 21.05.2018 г. N ПП-3731

"О приеме в Академию государственного управления при Президенте

Республики Узбекистан в 2018/2019 учебном году"

              

Постановление Кабинета Министров РУз от 21.05.2018 г. N 379

"О дополнительных мерах по обеспечению платежной дисциплины

в сфере потребления энергоресурсов, услуг водоснабжения

и водоотведения, а также в сфере исполнительного производства"

             

Указ Президента РУз от 22.05.2018 г. N УП-5445 "О дополнительных

мерах по оптимизации порядка осуществления проектных

и строительных работ в капитальном строительстве"

         

Указ Президента РУз от 18.05.2018 г. N УП-5444 "О внесении

дополнений в Указ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля

2005 года N УП-3594 "О дополнительных мерах по стимулированию

привлечения прямых частных иностранных инвестиций"

        

Постановление Кабинета Министров РУз от 14.05.2018 г. N 362

"О мерах по внедрению программного комплекса Счетной палаты

Республики Узбекистан"

     

Постановление Кабинета Министров РУз от 15.05.2018 г. N 365

"О мерах по организации деятельности свободной туристской

зоны "Чарвак"

      

Постановление Президента РУз от 18.05.2018 г. N ПП-3730

"О мерах по дальнейшему совершенствованию системы

обращения с бытовыми отходами"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 16.05.2018 г. N 367

"Об образовании Угам-Чаткальского государственного

биосферного резервата"

         

Постановление Кабинета Министров РУз от 16.05.2018 г. N 366

"О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка

организации питания военнослужащих Национальной

гвардии Республики Узбекистан"

        

Постановление Правления Центрального банка "Об утверждении

Положения о порядке обмена и вывода из обращения монет старого

образца в 50 и 100 сумов, а также банкнот в 50, 100, 200 и 500 сумов"

(Зарегистрировано МЮ 19.05.2018 г. N 3014)

     

Постановление Президента РУз от 14.05.2018 г. N ПП-3726

"О дополнительных мерах по социальной поддержке военнослужащих

Вооруженных Сил Республики Узбекистан и членов их семей"

           

Постановление Президента РУз от 12.05.2018 г. N ПП-3722

"О присоединении к международному договору"

          

Постановление Президента РУз от 18.05.2018 г. N ПП-3729 "О мерах

по дальнейшему совершенствованию системы противодействия

распространению гриппа и других острых респираторных инфекций

в Республике Узбекистан"

            

Постановление Министерства дошкольного образования

и Министерства здравоохранения "Об утверждении Положения

о порядке организации охраны жизни и здоровья детей

в дошкольных образовательных учреждениях"

(Зарегистрировано МЮ 14.05.2018 г. N 3012)



Подписан Указ Президента от 23.05.2018 г. N УП-5446 "О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями".


В 2001 году на базе Главного оперативного управления по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере ГНК создали Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре. Спустя 5 лет его преобразовали в Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре. Тогда, в 2006 году, в его структуре создали управление по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

Департамент осуществлял дознание по ст.ст. 177, 179, 183, ч. 1 и 2 ст. 184 (кроме преступлений, связанных с нарушением таможенного законодательства), ст. 184-1, ч. 1 ст. 186 и ст.ст. 189-192 УК, а с недавних пор также и доследственную проверку по делам о нарушениях налогового и валютного законодательства.

Принятый акт предусматривает очередное преобразование. Теперь это Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре. В нем созданы:

q Управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией - на базе Отдела по борьбе с налоговыми правонарушениями, Отдела по борьбе с валютными правонарушениями, Отдела по защите потребительского рынка, Отдела по защите прав субъектов предпринимательства и борьбе с коррупцией;

q Информационно-аналитический отдел и Организационно-контрольный отдел - на базе Сводного информационно-аналитического управления.

Департамент осуществляет оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку и дознание по экономическим и коррупционным преступлениям, фактам легализации преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Изменится ли перечень преступлений, отнесенных к его компетенции, станет понятно после внесения соответствующих поправок в УПК.

Одновременно за ним сохраняется функция специально уполномоченного госоргана по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Подразумеваются контрольно-надзорные функции в отношении отдельных субъектов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В частности, Управление по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма вправе направлять предписания о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30-ти  рабочих дней.

С 1 июля Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при НАПУ начнет систематически сообщать Департаменту о выявленных в ходе работы подозрительных операциях. Кроме того, Департаменту разрешено запрашивать и получать от Центрального банка и Министерства финансов сведения, связанные с движением государственных денежных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету.

Отдельное внимание будет уделяться расходованию средств бюджетов бюджетной системы и государственных целевых фондов, иностранных грантов, полученных по договорам, заключенным Президентом и Правительством нашей страны, и иностранных кредитов, привлекаемых под государственную гарантию. По результатам оперативно-розыскной деятельности в этом направлении Департамент будет инициировать проверки госорганизаций и предприятий с госдолей, а также других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности.


* * *



Принято Постановление Президента от 24.05.2018 г. "Об организации Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана".


О необходимости создания соответствующего университета Президент нашей страны отметил в своем послании Олий Мажлису в конце прошлого года.

В целях коренного повышения качества  подготовки высококвалифицированных кадров в сфере СМИ создается Университет журналистики и массовых коммуникаций (далее - Университет). Он входит в систему Министерства высшего и среднего специального образования.

Университет станет базовым вузом по подготовке журналистских кадров для СМИ, в том числе журналистов - "международников", владеющих в совершенстве несколькими иностранными языками, а также научно-педагогических кадров. Также в нем будут вестись работы по научно-исследовательской деятельности, созданию системы медиаобразования, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Первых студентов вуз примет уже в предстоящем учебном году по утвержденным квотам в бакалавриат и магистратуру. В Университете будет и заочная форма обучения. Количество ее квотных мест - до 30% от общих квот бакалавриата. Конкретные цифры представят в месячный срок.

Вступительные экзамены для абитуриентов будут проходить в форме тестовых испытаний, а по соответствующим образовательным направлениям добавится еще и профессиональный (творческий) экзамен - письменный и в форме собеседования.  

В связи с созданием Университета начиная с нового учебного года прекращается прием на бакалавриат и магистратуру, а также высшие журналистские курсы Национального университета Узбекистана и Университета мировых языков по направлению: "Журналистика (по видам деятельности)". Обучающиеся в настоящее время по данному направлению студенты продолжат учебу до ее окончания.

Новый вуз расположится по адресу: г. Ташкент, Юнусабадский район, Ц-5, 88 (в здании Юнусабадского колледжа дизайна).


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 18.05.2018 г. N 371 утвержден порядок организации и проведения международного фольклорного музыкального фестиваля "Буюк ипак йўли".


Фестиваль будет проводиться, начиная с 2019 года, каждые 2 года в летнее время, с проведением его завершающей части в  Маргилане (Ферганская область). Точные даты и сроки проведения фестиваля определит его оргкомитет.

Организаторы - Минкультуры и хокимият Ферганской области. На фестивале будут проводиться конкурсы по следующим номинациям:

q искусство пения (такие виды как "алла", "бахши", "лапар", "терма" и др.);

q искусство танца (национальные танцы различных регионов);

q национальное древнее фольклорное инструментальное искусство.

Количество участников в фольклорных и инструментальных коллективах - не более 12-ти, в ансамблях народного танца - не более 14-ти.

Программа фестиваля будет состоять из 3 этапов:

q I тур фестиваля проводится в регионах на местах. По их итогам региональные управления культуры будут рекомендовать участников для следующих этапов. В срок до 10 мая в Минкультуры представляются заявка, творческая характеристика рекомендуемого участника, а также протокол, фото и видео проведенного мероприятия;

q II тур пройдет во второй половине июня в Ташкенте в форме заочного отбора по отдельным номинациям на основе представленных материалов;

q завершающий тур состоится в Маргилане.

Победителей фестиваля по каждой номинации наградят следующими денежными призами:

q 1 место - 3 500 долл. США;

q 2 место - 2 500 долл. США;

q 3 место - 1 500 долл. США.

Иностранные исполнители участвуют в конкурсной программе сразу со II тура. Их участие осуществляется на основе документов и материалов, подаваемых соответствующими госорганизациями стран через Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами. Участники фестиваля будут освобождены от консульских и других сборов при оформлении виз.

Финансирование фестиваля, в том числе расходы по проживанию, питанию, внутреннему проезду членов жюри и участников фестиваля, осуществляются за счет средств Минкультуры и местного бюджета Ферганской области.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 19.05.2018 г. N 377 утверждена Концепция обеспечения безопасности дорожного движения на 2018-2022 гг. и "Дорожная карта" по ее реализации в ближайшей перспективе.



Видеорегистраторы - повсеместно


Автомобили граждан и организаций будут оборудоваться видеорегистраторами. В общественном транспорте и транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров, - обязательно. Их производство будет локализовано.  

Для оперативного сбора записей с видеорегистраторов, запечатлевших факты совершенных правонарушений, внедрят централизованную систему. Все поступающие в нее видеозаписи будут мониторить и направлять в ОВД для осуществления процессуальных действий.

Граждан, передающих видеоматериалы в систему, будут поощрять при подтверждении правонарушения судом.



Ответственность повысят, и не только водителям...


К декабрю поручено проработать вопрос о введении административной ответственности за дорожное хулиганство. Подразумеваются заведомо умышленные действия, проявляющиеся в:

а) перманентом несоблюдении культуры управления транспортным средством;

б) других формах неадекватного поведения на дороге:

q агрессивной манере вождения с резким изменением занимаемой полосы движения без предупреждения об этом сигналом поворота;

q неоправданном использовании громкого звукового сигнала при отсутствии реальной необходимости в этом, без предупреждения об опасности.


Для справки. Сегодня действуют штрафы за схожие нарушения:

q за участие в групповом передвижении на дорогах, создающим угрозу безопасности дорожному движению или аварийную ситуацию - 3 МРЗП;

q за бесцельную подачу звукового сигнала - 1 МРЗП.


Помимо этого планируют усилить административную ответственность за прочие нарушения ПДД, в частности, за:

q управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 131 КоАО) - за это необходимо ввести административный арест;

q невыполнение законных требований сотрудников ГСБДД по остановке транспортного средства (ст. 194 КоАО);

q оставление места ДТП (ст. 137 КоАО), включая уголовную ответственность за оставление в опасности (ст. 117 УК).

Еще одно интересное нововведение ожидается в начале 2019 года - внедрение накопительной балловой системы. Ежегодно на водительское удостоверение будут начислять по 12 баллов и списывать их при каждом нарушении ПДД в зависимости от тяжести нарушения. "Истративших" все 12 баллов водителей лишат прав, а не нарушавших правил будут поощрять.

Но в контексте усиления мер ответственности за ПДД упоминаются не только водители. Планируется также ввести санкции для лиц, осуществляющих ремонтные работы транспортных средств участников ДТП, без разрешения ГСБДД.

А чтобы повысить культуру соблюдения ПДД у пешеходов, собираются внедрять механизмы установления личности нарушителей пешеходных правил с использованием ИКТ и оформления электронных протоколов о совершенных ими правонарушениях.



Каждая пятница - День БДД, ежемесячно - "День без автомобиля"


Еженедельно по пятницам решено проводить "День безопасности дорожного движения". Все министерства, ведомства и другие организации в этот день активно участвуют в обеспечении неукоснительного соблюдения ПДД и профилактике ДТП.

Кроме того, во всех регионах страны запускается ежемесячная акция "День без автомобиля". Цель - привлечь общественное внимание к проблеме безопасности на дорогах и продемонстрировать, что передвигаться без авто можно и нужно.



При ГСБДД создан Общественный совет


В его главные задачи входит:

q системное изучение общественного мнения по вопросам соблюдения ПДД и обеспечения безопасности в данной сфере;

q мониторинг хода и результатов реализации Концепции и мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой";

q подготовка и внесение предложений по совершенствованию законодательной базы деятельности ОВД по обеспечению безопасности дорожного движения.


* * *



Приказом Национального агентства проектного управления (рег. МЮ N 3015 от 21.05.2018 г.) регламентирована деятельность оператора специального информационного портала по организации госзакупок.


Напомним, отношения в области госзакупок, условия и требования к их проведению регулируются Законом от 09.04.2018 г. "О государственных закупках".


Оператор специального информационного портала - это юридическое лицо, обеспечивающее организацию и проведение закупочных процедур, размещение на портале объявлений, заявок и другой информации о госзакупках и их итогах.



Как стать оператором


Для этого юридические лица направляют в Национальное агентство проектного управления (далее - НАПУ):

1) заявление;

2) документы, подтверждающие их соответствие установленным требованиям, а именно:

q наличие электронной информационной системы, обеспечивающей размещение информации о госзакупках и доступ к этой информации, гарантии исполнения обязательств через расчетно-клиринговую палату, обработку статистических данных по госзакупкам;

q наличие квалифицированного персонала в сфере электронной коммерции и информационных технологий;

q размещение портала на аппаратно-технических средствах, находящихся на территории Республики;

q отсутствие введенных в отношении них процедур банкротства.

3) проект Правил этического поведения. Они принимаются госзаказчиками и оператором для определения мер по предотвращению конфликта интересов, а также процедур проверки и требования к профподготовке.

По итогам месячного изучения представленных документов НАПУ удовлетворяет заявление и наделяет заявителя функциями оператора либо отказывает  в удовлетворении заявления. С оператором заключается соглашение, в котором предусматривается размер комиссионного сбора в пользу оператора с заказчиков и участников. Размер комиссионного сбора единый для всех операторов.



Что возлагается на оператора


Оператор осуществляет следующие функции:

q обеспечивает бесперебойное функционирование портала, сохранность и целостность размещенной на нем информации;

q предоставляет бесплатные свободные доступы к порталу заказчикам и участникам для участия в госзакупках, а также физическим и юридическим лицам к информации, содержащейся на портале;

q организует обмен информацией между органами госуправления в портале;

q осуществляет техническое сопровождение портала;

q осуществляет взаимодействие с НАПУ и такими структурами, как Госкоминвестиции, "УзИнжиниринг";

q размещает на портале Единый реестр недобросовестных исполнителей;

q формирует реестр заключенных договоров и др.

Также портал организует деятельность Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере госзакупок и является ее рабочим органом.



Какова процедура допуска к электронным закупкам


Допуск к электронным госзакупкам заказчиков и участников осуществляется оператором при условии наличия у них ЭЦП.

Бюджетные заказчики (госорганы, бюджетные организации, получатели бюджетных средств для осуществления закупочных процедур, госцелевые фонды) допускаются  в централизованном порядке в автоматическом режиме путем электронного взаимодействия баз данных Минфина и оператора.

Корпоративные заказчики допускаются путем заполнения ими анкеты-заявления в электронной форме на портале.

Для доступа участники должны соответствовать следующим критериям:

q правомочность на заключение договора, т.е. наличие ЭЦП;

q отсутствие задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей;

q отсутствие введенных в отношении них процедур банкротства;

q отсутствие записи о них в Едином реестре недобросовестных исполнителей.


Важно! Допуск заказчиков и участников - бесплатный и осуществляется в течение одного рабочего дня после внесения необходимых данных на портале.


Также документ определяет порядок заключения договоров по госзакупкам и обеспечения исполнения договорных обязательств.


* * *



Постановлением Президента от 21.05.2018 г. N ПП-3731 утвержден новый порядок приема и квоты в Академию государственного управления при Президенте.


Для справки. Академия госуправления при Президенте  (далее - Академия) - государственное высшее образовательное учреждение по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров, а также проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в области государственного и общественного управления.


Новый порядок приема значительно отличается от действовавшего ранее. Рассмотрим основные вводимые новшества.



Кто сможет учиться по гранту, и кто рекомендует

для обучения в Академии


Из числа претендентов на обучение в магистратуре Академии на грантовой основе исключены работники органов хозяйственного управления. Таким образом, принимать в Академию на грант теперь будут только работников органов государственной власти и управления, а также госучреждений и госорганизаций.

Рекомендовать лиц для приема в магистратуру, на курсы переподготовки  теперь в числе прочих, могут и субъекты предпринимательства. Также этим правом, напомним, обладают органы государственной власти и управления, хозуправления и ННО. Кроме того, предприниматели могут подавать заявку для приема слушателей на курсы повышения квалификации.



Порядок приема и конкурсного отбора - единый для магистратуры

и переподготовки кадров


С этого года устанавливается единая процедура приема документов и проведения конкурса для приема в магистратуру и на курсы переподготовки.

Для участия в первичном отборе на местах в ведомственную комиссию в общем пакете теперь представляются следующие документы:

q заверенная копия трудовой книжки;

q справка-объективка установленного образца;

q копия документа о высшем образовании;

q 4 фотокарточки размером 3,5 х 4,5;

q медицинская справка по форме N 086-У.


Важно! Субъекты предпринимательства представляют документы в областные хокимияты и хокимият г. Ташкента или Торгово-промышленную палату. Последующая подача документов в электронном виде приемной комиссии Академии возлагается уже на ведомственную комиссию, а не самого кандидата.


Сроки подачи документов для приема в Академию изменились. Раньше их принимали с 15 июня по 15 июля, а в этом году - с 1 по 20 июня.

При проведении конкурсного отбора исключен этап психологической диагностики кандидата в виде тестов и решения ситуационных задач. Таким образом, теперь прием в магистратуру и на курсы переподготовки будет состоять из 3 этапов (ранее - 4).

Первый этап - первичный отбор кандидатов на местах, второй - тестовые испытания по истории Узбекистана и на предмет выявления уровня логического мышления, третий - собеседование на предмет оценки владения управленческими навыками.

Для прохождения собеседования допускаются кандидаты, набравшие по итогам тестовых испытаний не менее 35% от максимального балла.

Конкретизирована периодичность проведения повышения квалификации управленческих кадров - 1 раз в 3 года. Продолжительность курса - не более 1-го месяца.



Квоты приема на 2018/2019 учебный год


Квоты приема теперь формирует сама Академия, по согласованию с Организационно-кадровой службой Аппарата Президента, которая ранее и решала этот вопрос. 

Всего в предстоящем учебном году будет принято по 60 человек (24 - грант, 36 - контракт) на каждое из следующих направлений:

q на магистратуру;

q на курсы переподготовки кадров с отрывом от производства;

q на курсы переподготовки кадров без отрыва от производства.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 21.05.2018 г. N 379 утвержден перечень крупных сделок и услуг, которые требуют обязательной предварительной  проверки долгов по коммунальным платежам и исполнительным документам.


В нем 21 вид крупных сделок и отдельных финансово-кредитных услуг, услуг международных пассажирских перевозок и государственных услуг. Более того, банкам рекомендовали внедрить в свою практику такие проверки при оформлении не предусмотренных перечнем кредитов и оказание иных финансово-кредитных услуг.

Проверка осуществляется через базы данных Бюро принудительного исполнения. Для этого в 2-недельный срок должны запустить специальный программный модуль.

Механизм следующий. Физических и юридических лиц, обратившихся за оформлением сделки или получением услуги из перечня, проверяют на наличие долгов за электроэнергию, природный газ, водоснабжение и водоотведение, а также задолженности по исполнительным документам имущественного характера. Если предполагается выплата периодических платежей (например, алиментов), проверка проводится только при оформлении выездного стикера и продаже авиа- и железнодорожных билетов за рубеж (проверяется наличие временного ограничения на выезд).

Если долгов нет, из базы данных Бюро принудительного исполнения распечатывается соответствующая выписка и приобщается к материалам, связанным с совершением сделок и оказанием услуг. При обнаружении задолженности, в совершении сделки и оказании услуги отказывается, а должнику выдается копия выписки из базы данных.


Напомним, с 1 марта оплата коммунальных услуг (электроэнергия, газ, водоснабжение и водоотведение) ложится солидарно на всех совершеннолетних физлиц, прописанных в жилой площади. Поэтому на наличие коммунальных долгов проверять будут собственников жилья и остальных постоянно прописанных у него людей.


Бюро принудительного исполнения вправе внедрять дополнительные возможности для информирования о задолженности (например, бесплатная SMS-рассылка) и упрощенные формы ее погашения.


* * *



Подписан Указ Президента от 22.05.2018 г. N УП-5445 "О дополнительных мерах по оптимизации порядка осуществления проектных и строительных работ в капитальном строительстве".


Во-первых, лицензирование деятельности по проведению экспертизы проектов строительства отменяется. При этом Центр по аккредитации при Национальном агентстве проектного управления при Президенте (НАПУ) ответственен за аккредитацию лиц, осуществляющих экспертизу проектов строительства.

Во-вторых, лицензии на разработку архитектурно-градостроительной документации выдаются НАПУ, на другие виды деятельности в строительстве - Министерством строительства по согласованию с НАПУ.

В-третьих,  НАПУ вправе единовременно допускать подрядчиков (включая иностранных) к реализации проектов на условиях "под ключ" (Engineering Procurement Construction, ЕРС-подрядчики) методом "fast-track" - одновременное проектирование, закупка и строительные работы, без получения ими соответствующей лицензии или разрешения. При этом данные проекты должны быть включены в госпрограммы развития страны, а на ЕРС-подрядчиков возлагается полная ответственность за качественную реализацию проекта.

Чтобы получить допуск к реализации проектов методом "fast-track" у ЕРС-подрядчика должен быть практический опыт по аналогичным проектам, определенные финансовые показатели, численность компетентного инженерного состава и прочие условия, установленные НАПУ. При этом НАПУ может разрешить заключение прямого договора о госзакупках между госзаказчиком и ЕРС-подрядчиком, получившим допуск к реализации проектов методом "fast-track".


* * *



Предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции и функционирующие в сфере обращения с отходами, освободили от налога на прибыль, на имущество, ЕНП (малый бизнес) и обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.


Это предусмотрено Указом Президента от 18.05.2018 г. N УП-5444. Условия предоставления указанных налоговых льгот (Указ Президента от 11.04.2005 г. N УП-3594) следующие:

а) срок действия льгот зависит от объема прямых частных иностранных инвестиций:

q от $300 тыс. до $3 млн - 3 года;

q свыше $10 млн - 7 лет.

б) иностранные инвестиции вносятся без предоставления нашей страной государственной гарантии;

в) доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 33%, а в акционерных обществах - не менее 15%;

г) иностранные инвестиции вносятся в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;

д) не менее 50% дохода, полученного в результате предоставления перечисленных льгот в течение срока их применения, реинвестируется в дальнейшее развитие предприятия.

Территориальное ограничение (размещение предприятия в любом городе или сельском населенном пункте, кроме Ташкента и Ташкентской области) сферы обращения с отходами не касается.


Напомним, ранее предприятиям в данной сфере уже предоставили налоговые и таможенные льготы (без привязки к иностранным инвестициям).


* * *



Постановлением Кабинета Министров N 362 от 14.05.2018 г. внедряется программный комплекс Счетной палаты по онлайн-оценке налогооблагаемой базы и полноты охвата налогоплательщиков.


Напомним, что Счетная палата является высшим органом внешнего аудита и финансового контроля и осуществляет свои полномочия независимо от всех госорганов и организаций, а также их должностных лиц.


Указом Президента от 10.08.2017 г. N УП-5147 приняты меры по коренному совершенствованию ее деятельности.

Программный комплекс позволит Счетной палате сопоставлять базы данных налоговых и других госорганов и организаций. В связи с чем утверждены два перечня госорганов и организаций, обязанных обеспечить ей такой доступ.

Первый состоит из госорганов и организаций, которые уже имеют электронные базы данных, и соответственно могут предоставить доступ к ним в режиме реального времени. Их всего 12:

q Министерство финансов;

q Министерство юстиции;

q Министерство занятости и трудовых отношений;

q Государственный налоговый комитет;

q Государственный таможенный комитет;

q Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру;

q Государственный комитет по статистике;

q Узбекское агентство автомобильного транспорта;

q АО "Узтрансгаз";

q АО "Узбекэнерго";

q АО "Узбекская Республиканская товарно-сырьевая биржа";

q АО "Узбекская Республиканская валютная биржа".

В двухнедельный срок обеспечат их подключение к Межведомственной сети передачи данных Электронного правительства.

Во второй включены госорганы и организации (всего 33), которые до формирования у них электронной базы данных будут предоставлять информацию Счетной палате по электронным запросам через программное обеспечение обмена данными. Сформировать собственные базы данных они должны в течение 2018-2020 годов.

До 1 декабря т.г. разработают и введут в эксплуатацию программное обеспечение обмена данными.


* * *



Утверждены критерии отбора инвестпроектов и требования к бизнес-планам их инициаторов. Они указаны в Постановлении Кабинета Министров от 15.05.2018 г. N 365.


Чтобы стать участником свободной туристской зоны (СТЗ) и реализовать там свой проект нужно отвечать 11-ти обязательным критериям. Отметим, что часть требований социально ориентирована.

Например, необходимо создавать новые рабочие места. Причем их количество называет административный совет и 10% - квота для нуждающихся по спискам Совета Федерации профсоюзов. Как минимум 95% штата создаваемой организации должны быть гражданами Узбекистана и им дается возможность проходить стажировку и повышать квалификацию.

Также инициатору проекта нужно обратить внимание на содержание собственного бизнес-плана. В дирекцию нужно подавать только тот, который отвечает прописанным требованиям.

При решении вопроса о размещении проекта в СТЗ, помимо вышеперечисленного, имеет значение:

q осуществление инвестиций за счет собственных средств учредителей и кредитов, привлеченных ими без предоставления государственной гарантии Узбекистана;

q финансовая состоятельность инвестора, наличие технической и технологической базы;

q целесообразность реализации инвестиционного проекта (оптимальное размещение инвестиционного проекта, количество создаваемых рабочих мест, влияние на инфраструктурные преобразования в регионе и отрасль, в целом использование действующих мощностей, наличие необходимой инфраструктуры);

q наличие в инвестиционном проекте системы менеджмента, соответствующей международным стандартам;

q сведения о наличии современных энергосберегающих систем и технологий, с указанием перечня оборудования и технологических линий.

Предпочтение отдается проектам, предусматривающим привлечение прямых иностранных инвестиций, отвечающим критериям ведущих мировых брендов гостиничных сетей, сетей общественного питания, а также привлечение на работу соотечественников.


Важно! Субъекты предпринимательства-участники СТЗ пользуются всеми льготами и преференциями, предусмотренными для участников свободных экономических зон (см. п.п. 3 и 4 Указа Президента от 26.10.2016 г. N УП-4853).


* * *



Принято Постановление Президента от 18.05.2018 г. N ПП-3730 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами".


Сбор и вывоз мусора разрешат отобранным

по конкурсу "частникам"


Субъектам предпринимательства разрешено оказывать услуги по сбору и вывозу бытовых отходов на основе государственно-частного партнерства. Для этого за ними закрепят территории районов и городов с условием соблюдения надлежащей чистоты в мусоросборочных пунктах и рядом с ними, а также самостоятельной сортировки бытовых отходов.

Закрепление территорий за конкретной частной организацией будет происходить на конкурсной основе посредством электронного аукциона через "E-IJRO AUKSION", начиная с нулевой ставки. Если конкурс будет признан не состоявшимся, соответствующая территория закрепляется за ГУП "Тоза худуд" или ГУП "Махсустранс" без проведения конкурса. Механизм начнет действовать с 1 августа этого года.

Конкретный порядок закрепления территорий за субъектами предпринимательства для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов будет утвержден позже в отдельном Положении.

При этом услуги по сбору и вывозу бытовых отходов будут оказываться гражданам на основе публичных договоров, типовую форму которого разработают до 1 июля. Т.е. заключать с каждым потребителем-физлицом договор в отдельности, как это предусмотрено сейчас, станет необязательно. 


Напомним, публичный договор устанавливает обязанности организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые она должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратится, не отдавая предпочтения одному лицу перед другим (статья 358 ГК).



Налоговые и таможенные льготы


До 01.01.2023 г. освобождаются:

q организации, осуществляющие деятельность в области обращения с бытовыми отходами, - от сборов в Республиканский дорожный фонд при регистрации в органах МВД нового отечественного спецавтотранспорта;

q ГУП "Тоза худуд" и ГУП "Махсустранс" - от земельного налога и обязательных платежей в государственные целевые фонды (кроме ЕСП), с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие их материально-технической базы;

q от таможенных платежей (кроме таможенных сборов) - технологическое оборудование, запчасти, комплектующие, сырье и материалы, не производимые у нас в стране, ввозимые для использования в технологическом процессе производства биоразлагаемых полимерных материалов для расфасовки и упаковки товаров, по утверждаемым перечням;

q от таможенных платежей (кроме таможенных сборов) - не производимые в Узбекистане спецтехнику, технологическое оборудование, запчасти, комплектующие, ввозимые в рамках реализации проектов по созданию кластеров по комплексному обращению с бытовыми отходами, по утвержденным перечням.



Бесплатных пакетов не будет, отдельные запретят

ввозить и производить


С 1 января будущего года запрещается:

q бесплатная выдача пакетов из полимерной пленки, включение их стоимости в стоимость реализуемого в Узбекистане товара, а также их реализация ниже себестоимости (кроме пакетов без ручек и являющихся неотъемлемой частью товаров);

q производство в нашей стране пакетов из полимерной пленки, толщиной менее 40 микрон (кроме производимых для экспорта, без ручек и являющихся неотъемлемой частью товаров, реализуемых рулонами для использования в быту, а также из биоразлагаемых полимерных материалов);

q ввоз на территорию страны пакетов из полимерных пленок (код по ТН ВЭД 3923 21 000 0, 3923 29 100 0, 3923 29 000), кроме пакетов, ввозимых физлицами для собственных нужд при транспортировке и упаковке товаров и личных вещей, а также транзитного перемещения товаров в опломбированных грузовых отсеках.

К 2020 году поручено рассмотреть целесообразность введения экологического сбора на группу производимых и импортируемых товаров, наносящих вред окружающей среде после утраты ими потребительских свойств.



Экологический мониторинг - на специальном портале


До 1 сентября т.г. откроется специальный веб-портал, позволяющий населению осуществлять общественный контроль за состоянием окружающей среды. На этой площадке можно будет размещать фото- и видеоматериалы о правонарушениях в этой сфере, на что уполномоченные органы будут оперативно реагировать.

А на сайте Госкомэкологии откроют страницу с электронной картой расположения всех мусоросборочных пунктов в разрезе регионов страны. Там можно будет найти конкретный населенный пункт, количество проживающего населения и имеющиеся контейнеры, а также другую информацию для реализации государственно-частного партнерства и общественного контроля в сфере.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 16.05.2018 г. N 367 "Об образовании Угам-Чаткальского государственного биосферного резервата".


Согласно документу, на части территорий Бостанлыкского, Ахангаранского и Паркентского районов Ташкентской области, переданных на праве постоянного пользования АО "Узбекистон темир йуллари", создан заказник.

На базе заказника образован Угам-Чаткальский государственный биосферный резерват (далее - биосферный резерват) общей площадью 42 952,81 га.

Государственный биосферный резерват - охраняемая природная территория, предназначенная для сохранения биологического разнообразия, рационального использования природных объектов и комплексов (статья 44 Закона "Об охраняемых природных территориях").

Установлено, что:

q биосферный резерват находится в ведении АО "Узбекистон темир йуллари";

q работники охраны биосферного резервата приравниваются к государственным инспекторам по экологии и охране окружающей среды, с предоставлением им соответствующих прав и льгот;

q за предоставляемым АО "Узбекистон темир йуллари" биосферным резерватом сохраняются источники финансирования деятельности, включая другие источники финансирования, не запрещенные законодательством, льготы и преференции, предоставляемые охраняемым природным территориям.

АО "Узбекистон темир йуллари" поручено:

q в двухнедельный срок совместно с заинтересованными ведомствами произвести зонирование территории биосферного резервата с подробным описанием границ каждой зоны (заповедной, буферной и переходной);

q в месячный срок внести на утверждение в Кабинет министров проект Положения об Угам-Чаткальском государственном биосферном резервате;

q обеспечить эффективное использование биосферного резервата, осуществление мер по сохранению, воспроизводству и восстановлению природных объектов и комплексов.


* * *



Питание Национальной гвардии передают частникам. Это предусмотрено Постановлением Кабинета Министров N 366 от 16.05.2018 г. "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации питания военнослужащих Национальной гвардии Республики Узбекистан".


Напомним, в стране уже начат процесс организации питания военнослужащих на условиях аутсорсинга, когда для этих целей на договорной основе привлекаются предприятия общественного питания (аутсорсеры). В первую очередь, данная система внедряется в батальонах МПР, военных образовательных и лечебных учреждениях.


Теперь услугами частных компаний будут пользоваться и для организации питания личного состава подразделений Национальной гвардии, отвечающей за охрану общественного порядка и безопасности в стране. Реализация данного механизма будет поэтапной, на основе государственно-частного партнерства. 

Плата за услуги аутсорсера устанавливается Нацгвардией. При этом учитывается утвержденная норма питания для соответствующего контингента на 1-го питающегося по среднерыночным фактическим ценам продуктов питания на дату заключения договора, с наценкой не более 20%. Причем договорные цены подлежат пересмотру, как правило, не чаще 1 раза в месяц.

Информацию о среднерыночных фактических ценах на продовольствие по запросу подразделений Нацгвардии будут регулярно предоставлять областные хокимияты. Покрытие расходов аутсорсера по арендным, коммунальным платежам, порядок отбора претендентов на заключение договоров осуществляются в том же порядке, что и при организации питания военнослужащих Минобороны.

Качество приготовления пищи и продуктов будет регулярно контролироваться подразделениями Нацгвардии, с привлечением при необходимости специалистов министерств и ведомств.


* * *



Министерство юстиции сообщило на своем официальном канале в Telegram о регистрации Положения о порядке обмена и вывода из обращения монет старого образца в 50 и 100 сумов, а также банкнот в 50, 100, 200 и 500 сумов.


Им на смену придут монеты в 50, 100, 200 и 500 сумов образца 2018 года.


Важно! Срок обмена монет старого образца в 50 и 100 сумов, а также банкнот в 50 и 100 сумов установлен до 01.07.2019 г. А для 200 и 500-сумовых купюр - до 01.07.2020 года. До этого времени они по-прежнему должны приниматься при платежах.


Коммерческие банки обязаны без препятствий и ограничений принимать старые денежные знаки, в том числе по заявлению клиентов приходовать их на банковские вклады, счета банковских пластиковых карт, а также бесплатно и без комиссии обменивать их на монеты нового образца.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 14.05.2018 г. N ПП-3726 "О дополнительных мерах по социальной поддержке военнослужащих Вооруженных Сил Республики Узбекистан и членов их семей".


Служба в Вооруженных Силах связана с постоянными переездами. Из-за этого дети военнослужащих часто сменяют учебные заведения, что отрицательно влияет на качество получаемых ими знаний.

Поэтому с 2018/2019 учебного года в вузах вводится 5-процентная квота от общего числа мест на обучение по государственному гранту для детей служащих офицеров, а также проходящих службу по контракту сержантов и солдат министерств и ведомств, входящих в Вооруженные Силы. Их детям будет выдаваться специальная рекомендация.

В гражданских вузах специальная квота вводится помимо основной, т.е. на общий конкурс для других абитуриентов нововведение не повлияет. А вот в военных вузах - в рамках общей квоты. Здесь обычным абитуриентам мест останется меньше.


Важно! В рамках 5-процентной квоты будет проходить свой конкурс - дети военнослужащих будут соревноваться друг с другом. Чем больше баллов наберет абитуриент на тестовых испытаниях, тем выше место он займет в рейтинге. Соответственно, если абитуриентов будет больше, чем мест по специальной квоте, то кто-то может не получить возможности обучаться.


Чтобы абитуриенту получить рекомендацию, непосредственный командир его родителя должен внести ходатайство. А для этого родитель должен внести весомый вклад в укрепление оборонной мощи страны, достичь определенных результатов в военной и научной деятельности. При этом каждое министерство и ведомство будет выдавать ограниченное количество рекомендаций. Квота в 5% будет разделена на части, из которых:

q для Министерства обороны - 44%;

q для Службы государственной безопасности - 30%;

q для Министерства внутренних дел - 10%;

q для Национальной гвардии - 10%;

q для Министерства по чрезвычайным ситуациям - 3%;

q для Государственной службы безопасности Президента - 2%.

q для Министерства информационных технологий и коммуникаций - 1%.


Важно!  Дети военнослужащих, которые во время прохождения военной службы погибли, были ранены, стали инвалидами или заболели из-за контузии или повреждения, на основе рекомендации соответствующего министерства и ведомства поступают в вузы на бюджетные места по специальной квоте без прохождения тестовых испытаний.


Кроме того, министерствам и ведомствам разрешили оплачивать контракты за обучение детей погибших военнослужащих, если они поступили на обучение до 2018/2019 учебного года.


* * *



Постановлением Президента от 12.05.2018 г. N ПП-3722 республика присоединилась к Протоколу о внесении изменений в Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств-участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года (подписан 20.11.2009 г. в г. Ялте).


Протоколом создан Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. Это постоянно действующий координирующий орган отраслевого сотрудничества СНГ, который:

q разрабатывает вопросы формирования межгосударственного научно-технического и инновационного пространства;

q определяет приоритетные направления и формы сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах;

q принимает или подготавливает и вносит на рассмотрение глав государств и глав правительств участников СНГ проекты документов по вопросам данной сферы.

В его состав входят по одному представителю от каждого участника - руководитель или заместитель профильного органа исполнительной власти, а также руководитель Международной ассоциации академий наук. Каждый представитель государства - участника СНГ имеет один голос. Компетентным органом от нашей страны определено Министерство инновационного развития.

Заседания Межгосударственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в год поочередно в государствах - участниках Соглашения.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 18.05.2018 г. N ПП-3729 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия распространению гриппа и других острых респираторных инфекций в Республике Узбекистан".


Согласно Постановлению работа Министерства здравоохранения в сфере профилактики, диагностики и лечения гриппа и других острых респираторных инфекций признана неудовлетворительной.

Основными задачами Министерства здравоохранения и других ответственных ведомств по противодействию распространению гриппа и других острых респираторных инфекций определены:

q постоянный анализ и мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки, прогнозирование распространения и возможной эпидемии гриппа и других острых респираторных инфекций в стране;

q проведение и координация научных исследований по проблемам гриппа и других острых респираторных инфекций, разработка и внедрение вакцин, противовирусных препаратов и защитных средств, инновационных методов профилактики, диагностирования и лечения данных заболеваний;

q формирование резерва и своевременное обеспечение учреждений здравоохранения и населения актуальными вакцинами, противовирусными препаратами и средствами индивидуальной защиты в необходимых объемах;

q осуществление комплексной профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций посредством организации всеобщей вакцинации категории населения, подверженной повышенному риску заражения и тяжелым исходам;

q выявление ранних признаков возможной эпидемии гриппа и других острых респираторных инфекций с последующей реализацией комплекса мер для снижения заболеваемости среди населения.

Утверждена Программа мер по противодействию распространению гриппа и других острых респираторных инфекций в Республике на 2018 год.

Министерству здравоохранения совместно с Государственным комитетом по инвестициям поручено принять меры по привлечению льготных кредитов (займов) и грантов зарубежных государств, международных финансовых организаций и других внебюджетных средств для реализации Программы мер.

В рамках Постановления Министерство финансов по обоснованным расчетам Министерства здравоохранения будет предусматривать на последующие годы необходимые средства из госбюджета на обеспечение вакцинами, противовирусными препаратами, средствами индивидуальной защиты, приборами для ранней диагностики и оказания неотложной помощи при тяжелых формах гриппа и других острых респираторных инфекциях.

Установлено, что с 1 августа 2018 года лица, больные тяжелыми формами гриппа и другими острыми респираторными заболеваниями, в отношении которых имеются подозрения в заражении высокопатогенными вирусами гриппа птиц и животных, а также другими опасными инфекциями, подлежат обязательной диагностике на указанные типы вирусов.

Также Министерству здравоохранения поручено:

q обеспечить создание возобновляемого резерва экспресс-тестов диагностики гриппа и специфического противовирусного препарата против гриппа, а также оснащение профильных стационаров необходимым оборудованием и расходными материалами;

q в месячный срок определить обоснованный контингент лиц, подверженных повышенному риску заражения и тяжелым осложнениям гриппа, для их предсезонной вакцинации, а также объем необходимых финансовых средств;

q совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок разработать и утвердить комплекс мер по контролю и предупреждению заноса на территорию Республики высокопатогенных вирусов гриппа и других острых респираторных инфекций;

q в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию и развитию отечественного производства вакцин, средств диагностики, противовирусных препаратов и средств индивидуальной защиты от гриппа и других острых респираторных инфекций;

q до 1 августа 2018 года разработать и утвердить комплекс мер по организации целевой научно-исследовательской деятельности, изучения передовых зарубежных научных разработок и опыта внедрения новых высокоэффективных средств профилактики, диагностики, лечения гриппа и других острых респираторных инфекций с последующим внедрением результатов инновационных разработок в практику здравоохранения;

q в срок до 1 сентября 2018 года принять меры по совершенствованию учебной программы Ташкентского института усовершенствования врачей.


* * *



Опубликовано Положение о порядке организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях (рег. МЮ N 3012 от 14.05.2018 г.).


В отличие от старого Положения (рег. МЮ N 1956 от 14.05.2009 г., утратило силу) новый документ распространяется только на государственные дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ).


Напомним, ранее утверждены следующие документы, касающиеся частных ДОУ:

q Положение о негосударственном дошкольном образовательном учреждении в Республике Узбекистан (приложение N 2 к Постановлению Кабинета Министров от 25.10.2017 г. N 225);

q Нормы оснащения дошкольных образовательных учреждений играми, игрушками, мебелью, оборудованием и другими техническими средствами (рег. МЮ N 2986 от 17.03.2018 г.).



Ежедневный "прием-сдача" воспитанников


Принятое Положение не содержит прежнего правила, разрешающего близким родственникам забирать ребенка из детского сада после предъявления документа, удостоверяющего личность. Из этого можно сделать вывод, что теперь это запрещено - осталось только правило, что ребенка забирают родители или лица их заменяющие (опекуны).

Кроме того, теперь каждое утро после приема воспитатели обязаны проводить осмотр медицинского состояния детей под контролем медсестры (на практике это уже встречалось). А в случаях, когда родители вечером не забрали воспитанника, воспитатель не обязан и не может провожать ребенка до дома. Воспитанник будет находиться в детском саду.



Выход воспитанников за пределы ДОУ


Установлено, что все прогулки и экскурсии воспитанников за пределами дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) проводятся по согласованию с органами внутренних дел. Ранее - это требовалось только для организованных прогулок, когда было необходимо сопровождение дорожно-постовой службы.

Также обо всех прогулках и экскурсиях за пределами ДОУ будут извещаться родители.



Охрана жизни и здоровья воспитанников


Раньше не было конкретизировано, кто должен оказывать первую медицинскую помощь детям, здоровье которых ухудшилось во время пребывания в детском саду. Теоретически это возлагалось на всех работников ДОУ. Сейчас это обязанность медсестры, а воспитатель лишь своевременно извещает о состоянии ребенка. Соответственно, исключены нормы о том, что аптечка должна быть в каждой группе.

Введена обязанность дежурного или вечернего воспитателя ДОУ, в котором есть вечерние группы, ежедневно с 19.00 до 20.00 извещать органы пожарной безопасности о количестве детей и сотрудников, находящихся в ДОУ.

А большинство технических требований к зданию, территории и пожарной безопасности, которые содержались в старом Положении, исключены из нового документа (эти вопросы регулируются общими правилами в других НПА). Остались только несколько специфичных требований:

q установка звонка при входе на территорию ДОУ;

q прикрепление шкафов, вешалок, портретов, а также специальных держателей для цветочных горшков к полу или стене;

q запрет на использование опасных растений и предметов;

q наличие на каждом этаже плана эвакуации при чрезвычайных ситуациях;

q наличие возле каждого телефонного аппарата, а также в местах, куда имеют свободный доступ все работники, телефонных номеров служб пожарной безопасности, скорой медицинской помощи, по чрезвычайным ситуациям и органов внутренних дел и т.д.