ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Борьба с терроризмом, экстремизмом и легализацией преступных доходов /

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций (Утверждены Постановлением от 14.11.2018 г. МФ N 145 и Департамента по борьбе с ЭП N 45, зарегистрированным МЮ 15.12.2018 г. N 3101)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Постановлению от 14.11.2018 г.

МФ N 145 и Департамента

по борьбе с ЭП N 45,

зарегистрированному МЮ

15.12.2018 г. N 3101



ПРАВИЛА

внутреннего контроля по противодействию легализации

доходов,  полученных  от  преступной  деятельности,

финансированию  терроризма  и  финансированию

распространения оружия массового уничтожения

для аудиторских организаций


Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" и "Об аудиторской деятельности" определяют порядок организации и осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для аудиторских организаций при оказании клиентам сопутствующей услуги по ведению бухгалтерского учета.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Действие настоящих Правил распространяется на аудиторские организации при оказании сопутствующей услуги по ведению бухгалтерского учета на территории Республики Узбекистан.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:


бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или контролирует клиента, в том числе юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;


внутренний контроль - деятельность аудиторских организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом при подготовке и осуществлении сделок от имени клиентов, по надлежащей проверке клиента, управлению рисками легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, выявлению подозрительных операций, а также операций, участниками которых являются лица, участвующие или подозреваемые в участии в террористической деятельности, финансировании терроризма или финансировании распространения оружия массового уничтожения;

внутренние правила - внутренний документ, регламентирующий порядок организации и осуществления внутреннего контроля в аудиторской организации и ее филиалах;


государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, - государства и территории, определенные в официальных заявлениях группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма имеют стратегические недостатки;


идентификация клиента - установление данных о клиентах, на основе предоставленных ими документов, дополнительно подтвержденных сведений, доступных в открытых источниках и базах данных, в целях осуществления надлежащей проверки клиента;

идентификация бенефициарного собственника клиента - определение собственника клиента или контролирующего его юридического лица путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и/или учредительного договора, положения);


клиент - юридическое лицо, заключившее договор с аудиторской организацией на оказание сопутствующей услуги по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в террористической деятельности, - физическое или юридическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности, прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности, а также юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности;


лицо, участвующее или подозреваемое в участии в распространении оружия массового уничтожения, - физическое или юридическое лицо, определенное резолюциями Совета Безопасности ООН и международно-правовыми документами, признанными Республикой Узбекистан, направленными на предотвращение распространения оружия массового уничтожения;


надлежащая проверка клиента - проверка клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника клиента, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о нем и его деятельности;


операции, подлежащие сообщению, - совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные аудиторскими организациями подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;


ответственный сотрудник - лицо, ответственное за организацию и осуществление внутреннего контроля;


оффшорная зона - государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций;


Перечень - перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, формируемый специально уполномоченным государственным органом на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций;


подозрительная операция - находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная операция с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которой у аудиторской организации при реализации настоящих Правил возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;


приостановление операции - приостановление исполнения поручений клиента по операциям с денежными средствами или иным имуществом, а также совершении других юридически значимых действий;


публичные должностные лица - лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном, судебном или военном органе иностранного государства либо в международной организации, а также высокопоставленные руководители предприятий иностранных государств, известные политики и известные члены политических партий иностранных государств, в том числе бывшие публичные должностные лица;

лица, близкие к публичным должностным лицам, - физические лица, непосредственно связанные с публичными должностными лицами по социальным и профессиональным признакам;

риск - риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

система внутреннего контроля - совокупность действий ответственного сотрудника и аудиторской организации, направленных на достижение целей и выполнение задач, определенных настоящими Правилами и внутренними документами;


специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;


участники операции - клиенты (в том числе учредители, акционеры и иные участники) и их представители, а также партнеры клиента, участвующие в операции;


иностранная структура без образования юридического лица - организационная структура, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица и имеющая право осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (фонды, партнерства, товарищества, трасты, иные формы осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления).

3. Целями внутреннего контроля являются:

эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения аудиторской организации в преступную деятельность;

выявление, оценка, документальное фиксирование и снижение рисков;

обеспечение неукоснительного соблюдения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

4. Основными задачами внутреннего контроля являются:

принятие соответствующих мер по выявлению, оценке, документальному фиксированию и снижению своих рисков;

осуществление процедур идентификации и мер по надлежащей проверке клиентов, в том числе верификации и регулярного обновления данных о клиентах и их бенефициарных собственниках;

идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности и определению источников денежных средств или иного имущества, используемого при осуществлении операции;

осуществление углубленного мониторинга операций, проводимых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;

выявление подозрительных операций в порядке, установленном настоящими Правилами и внутренними правилами;

своевременное предоставление в специально уполномоченный государственный орган информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля;

выявление среди участников операции лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечение хранения информации об операциях, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства аудиторской организации достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, участников операций, осуществивших подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с другими государственными органами в соответствии с законодательством;

выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности или финансированием распространения оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


5. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей функционирования аудиторской организации, основных направлений ее деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.


6. Ответственный сотрудник аудиторской организации назначается приказом руководителя аудиторской организации. Аудиторская организация направляет через средства почтовой связи или в электронной форме сведения о своем ответственном сотруднике и выполнении требований настоящих Правил в Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан ежегодно до 10 января в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.

6-1. Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан ежегодно не позднее 20 января представляет в специально уполномоченный государственный орган сведения об ответственных сотрудниках в аудиторских организациях и выполнении требований настоящих Правил.

7. Ответственный сотрудник должен занимать руководящую должность и являться штатным аудитором аудиторской организации.


8. Лицо, назначаемое на должность ответственного сотрудника должно знать законодательство об аудиторской деятельности, противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также международные стандарты в данной сфере.

9. Ответственным сотрудником не могут быть назначены лица, продемонстрировавшие в своей деятельности и личном поведении неправильное управление вверенным подразделением, а также ранее привлекавшиеся судом к уголовной ответственности за преступления в сфере экономики.


10. Аудиторские организации обязаны проводить регулярную переподготовку ответственных сотрудников с целью повышения их информированности о современной технике легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

11. Ответственный сотрудник выполняет следующие функции:

принимает меры, предусмотренные законодательством, настоящими Правилами и внутренними правилами, для пресечения угрозы использования услуг аудиторской организации для легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

проводит мониторинг и оценку эффективности системы внутреннего контроля с учетом изменяющихся внутренних и внешних обстоятельств, а также осуществляет контроль соблюдения аудиторской организацией требований настоящих Правил и внутренних правил;

предоставляет руководителю аудиторской организации информацию о фактах нарушений законодательства, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

вносит на рассмотрение руководителю аудиторской организации, при необходимости, предложения по укреплению эффективности системы внутреннего контроля и об устранении выявленных недостатков, нарушений в деятельности аудиторской организации в части несоблюдения требований настоящих Правил и внутренних правил;

предоставляет руководителю аудиторской организации не реже одного раза в год отчет о результатах реализации настоящих Правил;

обеспечивает своевременную передачу сообщений в специально уполномоченный государственный орган о подозрительных операциях, о попытках их совершения, а также исполнение запросов специально уполномоченного государственного органа о предоставлении дополнительной информации;

осуществляет взаимодействие с ответственными лицами Министерства экономики и финансов Республики Узбекистан и специально уполномоченного государственного органа по организации внутреннего контроля, предупреждению и устранению случаев нарушений требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

доводит Перечень до работников аудиторской организации.

12. Ответственный сотрудник вправе:

истребовать от работников аудиторской организации распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для осуществления внутреннего контроля;

вносить руководителю аудиторской организации предложения по дальнейшим действиям в отношении операции, подлежащей сообщению.

Ответственный сотрудник может иметь иные права в соответствии с законодательством.


13. Ответственный сотрудник обязан:

принимать необходимые меры в пределах своей компетенции для достижения целей и выполнения задач, возложенных настоящими Правилами и внутренними правилами;

принимать соответствующие меры по выявлению и оценке своих рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;

принимать меры по надлежащей проверке, идентификации клиентов и сверке с Перечнем;

принимать соответствующие меры по обеспечению выявления идентификации бенефициарных собственников;

передавать в специально уполномоченный государственный орган, в установленном порядке, сообщения о подозрительных операциях, в том числе о попытках их совершения не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;

соблюдать конфиденциальность полученной информации;

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля;

выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.


14. Аудиторские организации, исходя из требований настоящих Правил, должны разработать внутренние правила, в которых должны отражаться:

порядок осуществления мер по выявлению, оценке, мониторингу, снижению и документированию уровня рисков;

правила надлежащей проверки клиентов и их бенефициарных собственников, а также осуществления постоянного контроля за операциями клиентов;

порядок оформления необходимой информации и обеспечения ее конфиденциальности;

порядок выявления подозрительных операций, а также порядок подготовки и отправки сообщений о таких операциях в специально уполномоченный государственный орган;

квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

меры по недопущению злоупотребления технологическими достижениями в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

порядок установления деловых отношений с публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам, и осуществления углубленного мониторинга проводимых ими операций;

порядок учета и мониторинга клиентов, отнесенных к категории высокого уровня риска, и мониторинга операций таких клиентов;

другие правила, не противоречащие законодательству.


14-1. Аудиторские организации обязаны в своей деятельности систематически, не менее одного раза в год проводить изучение, анализ и выявление возможных рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать результаты изучения и принимать соответствующие меры по снижению выявленных рисков.

15. Внутренние правила аудиторской организации должны соответствовать требованиям законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, настоящих Правил, а также составляться с учетом выявленных рисков и их оценки. Внутренние правила, а также вносимые к ним изменения и дополнения утверждаются руководителем аудиторской организации.

16. Зарубежные обособленные подразделения аудиторских организаций (при наличии таковых) при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения должны соблюдать требования страны нахождения, а в случае, когда данные требования отличаются от требований законодательства Узбекистана, применять международные стандарты в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

17. Аудиторская организация обязана требовать от своих зарубежных обособленных подразделений информирования головного офиса в случае невозможности применения соответствующих мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, из-за имеющегося запрета в законодательстве страны, в которой находятся такие обособленные подразделения.


ГЛАВА 3. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ


18. Аудиторские организации должны принимать меры по надлежащей проверке клиентов.

Меры по надлежащей проверке клиента применяются ко всем новым клиентам, а также в отношении существующих клиентов, исходя из уровня риска.


19. Надлежащая проверка клиента должна осуществляться:

при установлении деловых отношений с клиентом;

при заключении договора с клиентом на оказание сопутствующей услуги по ведению бухгалтерского учета;

при выявлении подозрительных операций;

при оценке неотъемлемого и контрольного риска в соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности;

при наличии сомнений относительно достоверности ранее полученных данных о клиенте;

при осуществлении разовых сделок, сумма которых превышает 400-кратный размер от базовой расчетной величины на день осуществления операции.

20. Меры по надлежащей проверке клиента обязательно включают:

идентификацию и проверку клиента, проверку личности и полномочий его представителя на основании соответствующих документов;

идентификацию бенефициарного собственника клиента;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

Применяемые меры должны позволять принимать решение о проведении усиленных мер по надлежащей проверке клиента исходя из уровня риска. В случае, если принятие мер по надлежащей проверке клиента, по которому имеются обоснованные подозрения в его причастности к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, может привести к тому, что клиент будет осведомлен о принятии в отношении него мер по надлежащей проверке клиента, допускается направление сообщения о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган без принятия мер по надлежащей проверке клиента.

21. Помимо применения указанных в пункте 20 настоящих Правил мер по надлежащей проверке клиента, в отношении публичных должностных лиц, членов их семей и лиц, близких к публичным должностным лицам, выступающих в качестве участника операции или бенефициарного собственника клиента, аудиторские организации должны:

применять разумные меры для проверки сведений о статусе публичного должностного лица и определения источника денежных средств или иного имущества по операции;

устанавливать (или продолжать для существующих клиентов) деловые отношения с публичным должностным лицом только с разрешения руководства аудиторской организации;

осуществлять мониторинг деловых отношений.


21-1. По мерам надлежащей проверки, указанным в пунктах 20 и 21 настоящих Правил, аудиторские организации могут доверять результатам надлежащей проверки клиента, проведенной третьими сторонами (организациями, зарегистрированными в Республике Узбекистан и осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом).

В таких случаях конечную ответственность по надлежащей проверке клиента несет аудиторская организация. При этом аудиторские организации должны удостовериться:

в возможности незамедлительного получения необходимой информации посредством электронных систем, а также по запросу копий идентификационных данных и других соответствующих документов по надлежащей проверке клиентов;

в том, что третьи стороны руководствуются внутренними правилами по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В случае несоблюдения одного из требований, предусмотренных в абзацах третьем - четвертом настоящего пункта, аудиторские организации должны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов.

22. Усиленные меры по надлежащей проверке клиентов включают:

сбор и фиксирование дополнительных сведений о клиенте, доступных в открытых источниках и базах данных;

получение от клиента сведений об источнике денежных средств или финансовом состоянии клиента;

проведение постоянного мониторинга за осуществляемыми операциями клиента.


23. При обращении клиента для заключения договора на оказание сопутствующей услуги по ведению бухгалтерского учета аудиторская организация обязана:

идентифицировать клиента и/или бенефициарного собственника по операции в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и настоящих Правил;

изучить ранее проводившиеся операции клиента в течение прошлого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких операциях имеются в распоряжении;

определить вид операции и степень ее соответствия цели и виду деятельности клиента, установленным в его учредительных документах;

письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента.


24. Идентификация клиента и бенефициарного собственника клиента осуществляется аудиторской организацией на основе информации, предусмотренной приложением 2 к настоящим Правилам.

Результат идентификации вносится в отдельный журнал ответственным сотрудником с указанием фамилии, имени и отчества.

При невозможности выявления бенефициарного собственника доступными мерами аудиторская организация должна идентифицировать лицо, занимающее высокую руководящую должность, и принять обоснованные меры по проверке его личности.

25. При идентификации клиентов должны поверяться сведения о государственной регистрации, о руководителях, а также иные сведения, указанные в учредительных документах.

Получение указанных сведений осуществляется через автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства либо непосредственно от клиента в случае, когда получение информации из данной системы невозможно.


26. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента и иных участников операции должны быть действительными на дату их предъявления.

Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника изучаются сведения о деловой репутации клиента.


27. К иностранным структурам без образования юридического лица применяются требования, установленные настоящими Правилами к юридическим лицам.

28. Аудиторские организации отказывают клиентам в оказании сопутствующей услуги по ведению бухгалтерского учета в случае:

невозможности применения мер по надлежащей проверке клиента;

невозможности завершения идентификации или получения данных по результатам надлежащей проверки клиента, указывающих на нецелесообразность установления с ним деловых отношений;

предоставления заведомо недостоверных документов или непредставления документов, запрашиваемых в соответствии с законодательством;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Аудиторским организациям запрещается оказывать услуги лицам, включенным в Перечень, лицам, действующим по их поручению, а также юридическим лицам, которые находятся в собственности или под контролем физического лица или организации, включенных в Перечень.

В случае отказа клиентам аудиторские организации должны направить сообщение в специально уполномоченный государственный орган.



ГЛАВА 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РИСКА


29. Аудиторские организации должны определять уровень риска, а также разработать и реализовать программу мер по его снижению в зависимости от уровня риска.

Уровень риска определяется ответственным сотрудником на основании представленной клиентом информации с учетом видов деятельности и операций, совершаемых клиентом, критериев, установленных настоящими Правилами, результатов надлежащей проверки клиента.

На основании требований абзаца второго настоящего пункта клиенту присваивается соответствующий уровень риска совершения операции в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Применяемые меры должны позволять принимать решение о проведении расширенных или упрощенных мер контроля выявленных рисков и эффективном распределении ресурсов.

Аудиторские организации должны ежегодно предоставлять результаты оценки рисков в Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан через информационную систему программного комплекса "Аудит".

При определении и оценке уровня риска аудиторские организации могут применять методические рекомендации, разрабатываемые Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан по согласованию со специально уполномоченным государственным органом и имеющие рекомендательный характер.

30. К категории высокого уровня риска должны быть отнесены участники операции, отвечающие изначально следующим критериям:

а) лица, включенные в Перечень или находящиеся под контролем лица, включенного в Перечень, прямо либо косвенно являющиеся собственником или контролирующие организацию, включенную в Перечень;

б) лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, либо в оффшорных зонах;

в) иностранная структура без образования юридического лица и физические лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан;

г) лица, имеющие счета в оффшорных зонах;

д) организации, бенефициарным собственником которых является лицо, указанное в подпунктах "а" и/или "б" настоящего пункта;

е) клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев подряд);

ж) публичные должностные лица, члены их семей и лица, близкие к публичным должностным лицам;

з) иные лица, определяемые внутренними правилами.


31. При установлении высокого уровня риска аудиторские организации должны принимать усиленные меры по надлежащей проверке клиента и осуществлять постоянный мониторинг совершаемых им операций.


32. По мере изменения характера проводимых клиентом операций аудиторские организации должны пересматривать уровень риска работы с учетом собранных сведений по результатам надлежащей проверки клиента.


33. Аудиторские организации должны вести учет всех клиентов (участников операции), отнесенных к категории высокого уровня риска, в порядке, установленном внутренними правилами. Сведения о клиентах (участников операции), отнесенных к категории высокого уровня риска, заносятся в специальный журнал.


34. Аудиторские организации должны принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. В этих целях аудиторские организации должны определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи с использованием новых или развивающихся технологий для оказания услуг. Такая оценка риска должна проводиться до использования новых или развивающихся технологий.


34-1. Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан не менее одного раза в год изучает, анализирует и оценивает риски легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в деятельности аудиторских организаций, принимает меры по их снижению в зависимости от уровня риска, а также информирует об этом специально уполномоченный государственный орган.


ГЛАВА 5. КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, А ТАКЖЕ

ПОРЯДОК ИХ ВЫЯВЛЕНИЯ


35. Операция признается подозрительной при наличии одного из нижеследующих критериев и признаков:

предоставленные документы на проведение операции вызывают сомнение в их подлинности (достоверности), и (или) сведения об операции, в том числе о какой-либо из ее сторон, не соответствуют имеющейся информации;

операция не имеет явного экономического смысла и не соответствует характеру и виду деятельности клиента;

немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в связи с необходимостью идентификации, в том числе о доверителе (если клиент выступает в качестве поверенного);

наличие неучтенных финансово-хозяйственных операций и уничтожение учетной документации ранее установленных сроков;

немедленное прекращение деловых отношений по инициативе клиента при применении по отношению к нему требований, предусмотренных настоящими Правилами;

невозможно завершить идентификацию или получить по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений;

пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг;

денежные средства переводятся за пределы Республики Узбекистан в пользу лиц, постоянно проживающих или зарегистрированных в оффшорных зонах;

один из участников операции является лицом, постоянно проживающим, находящимся или зарегистрированным в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, которые дают основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур контроля, установленных законодательством;

наличие любых подозрений, что денежные средства или иное имущество, использованные при осуществлении операции, имеют преступное происхождение.


36. Информация, полученная в ходе идентификации, а также присвоенный уровень риска работы с клиентом являются основой для мониторинга операций.


37. Идентификация клиента и текущая проверка его операции проводится работником аудиторской организации в соответствии с должностными обязанностями, которые при выявлении операций, имеющих признаки подозрительных операций, обязаны незамедлительно сообщить о таких операциях ответственному сотруднику.


38. Последующая проверка операций клиента проводится ответственным сотрудником посредством анализа совершенных за предыдущий период операции клиента с целью выявления подозрительных операций, не определяемых на стадии текущей проверки.

При наличии обоснованных подозрений ответственный сотрудник принимает письменное решение о признании операции клиента подозрительной.


39. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, целями и размером операций и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительности операций.


40. После признания операции клиента подозрительной ответственный сотрудник должен принять нижеследующие меры:

усилить мониторинг за операциями клиента;

получить дополнительную информацию о клиенте;

пересмотреть уровень риска клиента;

занести информацию об операции в специальный журнал;

обеспечить предоставление сообщения о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

внести предложение руководителю аудиторской организации о прекращении договорных отношений с клиентом в соответствии с законодательством и заключенным с ним договором.


41. Сообщение о подозрительной операции передается аудиторской организацией в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня с момента выявления подозрительной операции, в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2021 года N 402.

42. Аудиторская организация должна также незамедлительно сообщать в специально уполномоченный государственный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.



ГЛАВА 6. ОПЕРАЦИИ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ,

ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ ИЛИ УЧАСТВУЮЩИХ

ИЛИ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ В УЧАСТИИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ РАСПРОСТРАНЕНИИ ОРУЖИЯ

МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ И МЕРЫ,

ПРИНИМАЕМЫЕ ПРИ ИХ ВЫЯВЛЕНИИ


43. Аудиторские организации при оказании сопутствующей услуги по ведению бухгалтерского учета обязаны сверять идентификационные данные клиента, бенифициарного собственника клиента и участников операции с Перечнем.

Если во время установления деловых отношений или при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом, работниками аудиторской организации будет установлено полное совпадение всех идентификационных данных клиента, бенифициарного собственника клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень, они должны безотлагательно и без уведомления клиента сообщить об этом ответственному сотруднику.

В свою очередь ответственный сотрудник должен занести идентификационные данные об участнике операции и совершаемой операции в специальный журнал, а также в течение трех часов направить сообщение в специально уполномоченный орган.

44. Операция с денежными средствами или иным имуществом безотлагательно и без предварительного уведомления подлежит сообщению в специально уполномоченный государственный орган, если:

установлено полное совпадение всех идентификационных данных клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень;

клиент действует от имени или по поручению лица, включенного в Перечень;

денежные средства или иное имущество, используемые для проведения операции, полностью или частично принадлежат лицу, включенному в Перечень;

клиент находится в собственности или под контролем физического или юридического лица, включенного в Перечень.


45. Приостановление и возобновление операции осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (peг. N 3327 от 19 октября 2021 года).


ГЛАВА 7. ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПРОСОВ СПЕЦИАЛЬНО

УПОЛНОМОЧЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА


46. Специально уполномоченный государственный орган в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" вправе письменно запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в том числе из автоматизированных информационных систем и баз данных аудиторской организации.

47. По операциям, подлежащим сообщению в специально уполномоченный государственный орган в соответствии с законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются с записью в специальном журнале:

вид операции и основания ее совершения;

дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации клиента, совершающего операцию.



ГЛАВА 8. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ,

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ


48. Аудиторские организации обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов, включая деловую переписку и результаты любого проведенного анализа, в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения деловых отношений с клиентами.

По истечении сроков хранения документы сдаются в установленном порядке в архив.


49. Информация о клиенте, полученная в процессе надлежащей проверки клиента, указывается в анкете клиента по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам. Аудиторская организация вправе включить иные данные в анкету клиента согласно внутренним правилам.


50. Анкета клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью ответственного сотрудника.


51. Анкеты клиентов подшиваются в отдельной папке в хронологическом порядке и находятся на хранении у ответственного сотрудника.


52. Информация об операциях с денежными средствами или иным имуществом и надлежащей проверке клиента должна быть оформлена таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить детали операции и информация была доступной для специально уполномоченного государственного органа.


53. Сведения, полученные в результате надлежащей проверки и идентификации клиента, должны обновляться не реже одного раза в год, при оценке аудиторской организацией риска осуществления клиентом легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

54. В целях ограничения доступа ко всем документам, использованным в деятельности ответственного сотрудника, такие документы и их опись должны храниться непосредственно этим лицом в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.


55. Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться ответственным сотрудником вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.


56. Аудиторские организации:

ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать клиентов и других участников операции о предоставлении сообщений об их операциях в специально уполномоченный государственный орган;

обеспечивают неразглашение (либо неиспользование в личных целях или интересах третьих лиц) сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.



ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


57. Мониторинг и контроль за соблюдением аудиторскими организациями требований настоящих Правил осуществляется также с использованием информационно-коммуникационных технологий Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан и специально уполномоченным государственным органом согласно Положению о порядке мониторинга и контроля за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2021 года N 402.

58. Руководитель аудиторской организации и ответственный сотрудник за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с законодательством.


59. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Правилам



СВЕДЕНИЯ

об ответственном сотруднике

аудиторской организации и реализации

Правил внутреннего контроля


_____________________________________________________

(наименование аудиторской организации)



1. Фамилия, имя и отчество, должность, контактный телефон. Сведения о наличии или отсутствии судимости.

2. Дата и номер приказа о назначении ответственным лицом.


3. Информация об оказанных аудиторской организацией услугах по ведению бухгалтерского учета за истекший год:

а) наименование клиента;

б) продолжительность периода оказания услуг;

в) сумма услуги;

г) функции, выполняемые аудиторской организацией при оказании услуг;

д) уровень риска клиента, а также меры, принимаемые для его снижения и обеспечения эффективности внутреннего контроля.

4. Наименование и дата утверждения документа аудиторской организации по обеспечению внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

5. Информация о проведении регулярной переподготовки ответственного лица и сотрудников аудиторской организации.


6. Количество сообщений, переданных в специально уполномоченный государственный орган.


7. Количество клиентов, которым отказано в оказании услуги по ведению бухгалтерского учета (указать причину отказа).





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

необходимая при идентификации клиента

и его бенефициарного собственника



1. Полное, а также сокращенное наименование, если оно указано в свидетельстве о государственной регистрации.


2. Информация, указанная в свидетельстве о государственной регистрации (дата, номер, наименование регистрирующего органа и другие данные).


3. Идентификационный номер налогоплательщика.


4. Местонахождение (почтовый адрес, сведения о наличии филиалов и представительств).


5. Сведения о деловой репутации клиента и бенефициарного собственника.


6. Информация об имеющихся лицензиях на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию: вид деятельности, номер и дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия.


7. Данные об идентификации личности представителя клиента (на основании паспорта, ID-карты или приравненного к нему документа) и проверки его полномочий.


8. Информация об учредителях (акционерах, участниках) и об их долевом участии в уставном фонде (капитале) клиента, данные об идентификации бенефициарного собственника (определение личности и местожительства, определение является ли публичным должностным лицом, членом его семьи или лицом, близким к публичному должностному лицу).


9. Информация о величине зарегистрированного и оплаченного уставного фонда (капитала).


10. Информация об органах управления клиента (структура и персональный состав органов управления юридического лица).


11. Контактная информация (номера телефонов, электронная почта, веб-сайт (при наличии).


12. Иные данные, определяемые внутренними правилами.






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

указываемая в анкете клиента



1. Информация, полученная в процессе идентификации клиента и его бенефициарного собственника, указанная в приложении 2 к Правилам внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в аудиторских организациях.

2. Информация об уровне риска, включая обоснование оценки риска.


3. Результаты дополнительных мероприятий, проведенных аудиторской организацией, при идентификации клиента.


4. Дата начала отношений с клиентом и продолжительность периода оказания аудиторской услуги.


5. Функции, выполняемые работником аудиторской организацией при оказании услуги по ведению бухгалтерского учета.


6. Стоимость аудиторской услуги по ведению бухгалтерского учета.


7. Дата заполнения и внесения изменений в анкету клиента.


8. Фамилия, имя и отчество, должность, контактный телефон сотрудника аудиторской организации, ответственного за работу с клиентом.


9. Подпись сотрудника, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени и отчества, должности) и фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, заполнившего анкету клиента в электронном виде.


10. Иные данные, определяемые внутренними правилами.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 17 декабря 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

24 декабря 2018 г., N 51, ст. 980









































Время: 0.0424
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск