ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2021 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 23 по 29 января 2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 23 по 29 января 2021 г.)


Что изменилось в регистрации по месту проживания

и временного пребывания

       

Сокращаются сроки госрегистрации объектов

интеллектуальной собственности

          

На развитие химических технологий - $53,8 млн

       

Как решат проблему утилизации строительного мусора

     

Дехканам и владельцам приусадебных земель окажут

финансовую поддержку

       

Изменяется процедура госзакупок

         

Утвержден порядок помилования Президентом

         

В сфере народного образования внедряется непрерывное

профессиональное развитие

       

Как будет проводиться полевой фитосанитарный контроль

         

Верховный суд дал разъяснения по пересмотру судебных решений

      

Создаются два новых фонда

       

Охрану Госграницы усилят

       

Узбекистан и Германия: сотрудничество в сфере обмена

секретной информацией

      

172 объекта культуры передадут предпринимателям

       

В Ургенче открывается филиал узбекской Государственной

академии хореографии

       

В Бюро переводчиков при МИД - структурные изменения

      

Плодородные земли будут маркировать

       

У молодежной государственной политики - своя Концепция

         

Что изменится в сфере государственно-частного партнерства



Принят Указ Президента Республики Узбекистан от 26.01.2021 г. N УП-6146 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан".


Им в соответствии с Законом от 28.08.2019 г. N ЗРУ-558 и Указом Президента РУз от 22.04.2020 г. N УП-5984 внесены изменения и дополнения в следующие акты Президента.


1. В Перечень категорий лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших из других государств и имеющих право на регистрацию по месту постоянного проживания в Республике Каракалпакстан и областях (кроме Ташобласти) (утвержден Постановлением Президента РУз от 28.08.2018 г. N ПП-3924), включены:

q соотечественники, проживающие за рубежом, и члены их семей (супруг, супруга и несовершеннолетние дети);

q граждане иностранных государств или лица без гражданства, внесшие инвестиции в создание предприятий по производству товаров и оказанию услуг на территории Республики Узбекистан в размере не менее $3 млн, - учредители (участники) предприятий с участием иностранных инвестиций и члены их семей (супруг, супруга и несовершеннолетние дети);

q граждане иностранных государств и лица без гражданства, которым присвоен статус "Почетный гражданин", а также члены их семей (супруг, супруга и несовершеннолетние дети).

2. Положение о паспортной системе в Республике Узбекистан (утверждено Указом Президента РУз от 05.01.2011 г. N УП-4262) и Положение о биометрическом проездном документе лица без гражданства (утверждено Указом Президента РУз от 05.01.2011 г. N УП-4262) дополнены разделами II-1, которыми регулируется порядок выдачи нового паспорта (проездного документа) взамен паспорта (проездного документа), действие которого приостановлено по определению суда.

Так, при задержании разыскиваемого обвиняемого или подсудимого на территории республики паспорт (проездной документ), действие которого приостановлено по определению суда, изымается органами внутренних дел или подразделениями пограничного контроля и отправляется в пункт сбора данных для уничтожения. Обвиняемому (подсудимому) выдается акт об изъятии.

Обвиняемому или подсудимому, действие паспорта (проездного документа) которого приостановлено по определению суда, новый паспорт (проездной документ) выдается пунктом сбора данных в течение 10 дней со дня представления необходимых документов без привлечения к административной ответственности за нарушение правил паспортной системы.

Оформление нового паспорта (проездного документа) лицам, содержащимся в следственных изоляторах или изоляторах временного содержания, проводится с выездом на место содержания данных лиц.

3. Скорректировано Положение о порядке выезда за границу граждан Республики Узбекистан (утверждено Постановлением Президента РУз от 26.12.2018 г. N ПП-4079). Утверждены образцы штампов о выдаче разрешения на выезд за границу на постоянное жительство и о сопровождающих лицах (для несовершеннолетних граждан), проставляемых в паспорте, образец расписки о предупреждении. Определен порядок изъятия паспорта или биометрического паспорта либо биометрического паспорта для выезда за границу обвиняемого или подсудимого, действие которого приостановлено судом, и выдачи свидетельства на возвращение в республику. Норма распространяется на лиц, состоящих на постоянном или временном консульском учете.

Также внесены изменения и дополнения и в другие акты Президента, связанные с регистрацией по месту постоянного проживания и временного пребывания.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 28.01.2021 г. N ПП-4965 "О мерах по совершенствованию системы охраны объектов интеллектуальной собственности".


Согласно документу, с 1 апреля 2021 года:

q отменяются действующие ограничения в законодательстве в отношении регистрации товарных знаков и знаков обслуживания исключительно на имя юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

q внедряется порядок ускоренной экспертизы, сокращающий сроки госрегистрации объектов интеллектуальной собственности. При этом предварительный поиск по заявке, представляемой для взятия под охрану объектов интеллектуальной собственности, проводится по соглашению сторон.

В деятельность Агентства по интеллектуальной собственности (далее - Агентство) внедряется практика применения методов аутсорсинга в процессе проведения госэкспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности.

Также устанавливается, что затраты национальных экспортеров на регистрацию за рубежом наименований мест происхождения (географических указаний) товаров, осуществленные до 1 января 2025 года, полностью покрываются за счет внебюджетных средств Агентства. Органы госуправления и госпредприятия, научно-исследовательские и высшие образовательные учреждения до 1 июня 2021 года проводят полную инвентаризацию принадлежащих им объектов (авторских и смежных прав, промышленной собственности) интеллектуальной собственности с отображением их в бухучете.

В 2021-2022 гг. национальная регистрация товарных знаков субъектов предпринимательства - экспортеров, а также осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства и ремесленничества, в общем товарообороте которых доля экспорта составляет  более 60%, проводится бесплатно.

До 1 октября 2021 года будет запущена электронная "Патентная платформа" при Агентстве, в которой будет подробно отображаться информация об:

q охранных документах изобретений;

q полезных моделях;

q промышленных образцах;

q селекционных достижениях;

q товарных знаках;

q знаках обслуживания;

q наименовании мест происхождения товаров.

Подключение к ней субъектов предпринимательства проводится на добровольной и бесплатной основе.

Агентство вносит рекомендации для представления к специальным премиям Всемирной организации интеллектуальной собственности создателей лучших объектов в этой сфере. Раз в год будет проводиться конкурс "Лучший объект интеллектуальной собственности". Трем победителям за счет внебюджетных средств Агентства вручаются денежные вознаграждения в размере 30, 25, 20 БРВ.

Предметы сферы интеллектуальной собственности будут поэтапно внедрены в систему подготовки кадров. На I этапе, начиная с 2021/2022 года, их внедрят в ВОУ, в частности, направлениях образования для сфер производства и техники, сельского и водного хозяйства.

В структуре Агентства создаются следующие подразделения:

q Управление по защите интеллектуальной собственности на базе Отдела мониторинга за соблюдением прав интеллектуальной собственности;

q центры по защите интеллектуальной собственности без статуса юрлица в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте.

Утверждены:

q "Дорожная карта" по укреплению охраны интеллектуальной собственности и внедрению современных информационно-коммуникационных технологий;

q Программа практических работ по развитию сферы интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений) в 2021-2023 гг.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 28.01.2021 г. N 39 "О мерах по реализации инвестиционного проекта по созданию Научно-исследовательского и проектного института - Центра химических технологий".


Меморандум о взаимопонимании между Министерством финансов, Министерством инвестиций и внешней торговли, АО "Узкимёсаноат" и Эксимбанком Республики Корея о совместной реализации и финансировании инвестиционного проекта "Научно-исследовательский и проектный институт - Центр химических технологий" был подписан 6 декабря 2019 года.

В рамках реализации проекта при учредительстве АО "Узкимёсаноат" создано ООО "Ташкентский химико-технологический научно-исследовательский институт".

В мае 2020 года утверждено ТЭО проекта общей стоимостью $53,8 млн и проведена экспертиза в уполномоченных государственных органах в установленном порядке. Проект будет реализован до декабря 2024 года.

В качестве источников финансирования проекта определены:

q заем Эксимбанка Республики Корея в размере $40 млн с годовой процентной ставкой 0,15%, сроком на 40 лет, включая льготный период в 10 лет;

q 50% средств из чистой прибыли АО "Узкимёсаноат" и его дочерних компаний, направляемые в Фонд поддержки инновационной деятельности в размере $13,8 млн.

Постановлением утверждены технико-экономические параметры проекта, прогнозная таблица возврата основного долга, процентов по кредиту и других платежей по проекту.

Установлено, что основной долг, проценты и другие платежи по кредиту Эксимбанка Республики Корея будут покрываться за счет чистой прибыли АО "Узкимёсаноат" и его дочерних компаний, средств Фонда поддержки инновационной деятельности, а также от внедрения инноваций и продажи патентов Ташкентского химико-технологического научно-исследовательского института.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 28.01.2021 г. N 40 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка проведения работ со строительным мусором".


Постановлением утверждено Положение о порядке выполнения работ, связанных со строительными отходами. В нем указаны:

q основные требования к сбору, хранению, транспортировке, утилизации, переработке и утилизации строительного мусора;

q порядок сдачи и приема строительного мусора для захоронения на полигоне;

q порядок создания и ведения базы данных строительного мусора;

q методы осуществления государственного контроля за сбором, хранением, транспортировкой, вывозом, переработкой и размещением строительного мусора.

В Постановлении отмечается, что:

q как правило, все виды строительного мусора должны в первую очередь перерабатываться, утилизироваться производителями отходов или передаваться предприятиям, занимающимся этим. Строительный мусор, не подлежащий переработке, подлежит захоронению с соблюдением экологической безопасности;

q повторное использование или переработка осуществляется организациями, обладающими соответствующими технологиями и возможностями для этого, в районе (городе), где образуются строительные отходы;

q если строительные отходы не подлежат повторному использованию, они вывозятся на специально отведенные для их захоронения строительные полигоны или на свалки бытовых отходов в районах, где нет строительных полигонов.

Минстрою при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт или снос зданий и сооружений, в том числе дорог и инженерных коммуникаций, поручается определение объемов строительного мусора, образующегося во время строительства, и места его сбора, обеспечение выполнения связанных с этим утилизационных работ.

Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды надлежит:

q внести до 1 мая 2021 года проект постановления Кабинета Министров, которым должно быть предусмотрено утверждение целевой программы строительства и обеспечение оборудованием строительных полигонов за счет средств местных бюджетов на 2022-2023 годы;

q обеспечить строгий контроль за сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой и удалением строительного мусора, образующегося при строительных работах, и ведение его учета;

q принять соответствующие меры по сбросу строительного мусора в предназначенных для этого местах.

Документ принят в целях обеспечения реализации Постановления Президента РУз от 29.09.2020 г. N ПП-4845 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами".


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.01.2021 г. N ПП-4964 "О дополнительных мерах по финансовой поддержке фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель".


Министерство финансов выделит Фонду поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель при Совете фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана 200 млрд сумов. Средства выделяются через коммерческие банки за счет заемных средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, привлекаемых для поддержки Госбюджета республики. Их направят на:

q укрепление материально-технической базы ООО "Томорка хизмати", фермерских и дехканских хозяйств;

q финансовую поддержку владельцев приусадебных земель.

100 млрд сумов из выделенных средств распределяются в I квартале текущего года, остальная часть - исходя из фактического требования в следующих кварталах. Не менее 50 млрд сумов выделяется через АКБ "Туронбанк" на проекты по направлению лимоноводства.

Также принимается к сведению, что средства Фонда в размере 413 млрд сумов направлены на выделение кредитных средств через коммерческие банки. Фонду совместно с АКБ "Микрокредитбанк", АКБ "Агробанк" и АК "Халк банки" поручено обеспечить выделение кредитных средств на финансирование новых проектов за счет погашенной части кредитных средств, ранее выделенных Фондом.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 26.01.2021 г.  N 37 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации государственных закупок с применением информационно-коммуникационных технологий".


В соответствии с Законом "О государственных закупках" Министерству финансов поручено:

q в срок до 1 апреля 2021 года создать отдельную страницу на специальном информационном портале в сфере госзакупок, которая предусматривает проведение госзакупок в электронном виде в сфере строительства;

q в срок до 1 мая 2021 года разработать техническую и проектную документацию по созданию Центрального информационного портала и в установленном порядке провести его экспертизу в Министерстве информационных технологий и связи;

q до 1 сентября 2021 года принять меры по созданию и мониторингу Центрального информационного портала о государственных закупках, в котором сводятся все данные о госзакупках и обеспечивается электронное взаимодействие с внешними информационными системами.

Разработку и обслуживание Центрального информационного портала осуществляет Информационно-вычислительный центр Министерства финансов. Разработка и мониторинг портала будут осуществляться за счет средств, привлеченных от международных финансовых институтов, а также за счет Информационно-вычислительного центра Минфина.

С 1 апреля 2021 года информация об учредителях исполнителя госзакупок будет внесена в реестр договоров с государственными заказчиками с использованием обмена информацией между информационными системами Минфина и ГНК.

Документом утверждены функциональные требования к ведению Центрального информационного портала государственных закупок и Правила ведения национального классификатора товаров (работ, услуг), применяемых в сфере государственных закупок.


* * *



Указом Президента РУз от 26.01.2021 г. N УП-6146 внесены изменения и дополнения в Положение о порядке осуществления помилования в Республике Узбекистан (утверждено Указом Президента РУз от 08.05.2018 г. N УП-5439).


Положение дополнено главой 6-1, которой определен порядок помилования осужденного или отбывшего наказание лица по усмотрению Президента.

Президент по своей инициативе может помиловать любого осужденного или отбывшего наказание независимо от наличия или отсутствия ходатайства о помиловании.

Письмо-поручение Президента об этом направляется в Сектор по гражданству и помилованию подразделений советника Президента по вопросам координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов (далее - Сектор), который в течение 1 рабочего дня со дня его получения уведомляет членов Комиссии о дне и месте проведения заседания.

В состав Комиссии включаются представители Верховного суда, Генеральной прокуратуры, СГБ, МВД, Минюста, Министерства по поддержке махалли и семьи, а также Агентства по делам молодежи и Фонда "Нуроний".

По итогам заседания Комиссии Сектор формирует рабочие группы для изучения личности и документов осужденных или отбывших наказание лиц. Рабочая группа берет у последних письмо-согласие об отсутствии возражения по рассмотрению вопроса об их помиловании, к которому прилагаются необходимые документы. В случае отказа осужденного или отбывшего наказания лица от написания письма-согласия его документы не вносятся на обсуждение Комиссии.

Комиссия проводит обсуждение представленных рабочей группой документов, принимает протокольное решение по лицам, которые могут быть помилованы, и вносит предложение Президенту.

Отказ Комиссии рекомендовать лиц к помилованию не препятствует обращению осужденными или отбывшими наказание с ходатайством о помиловании в будущем.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 25.01.2021 г. N ПП-4963 "О мерах по поддержке научно-исследовательской деятельности и внедрению системы непрерывного профессионального развития в сфере народного образования".


С 1 марта 2021 года:

а) районные (городские) отделы народного образования:

q изучают потребности работников народного образования в повышении квалификации и посредством специальной электронной платформы "Непрерывное профессиональное образование", составляют траектории их индивидуального профразвития;

q формируют электронные портфолио каждого работника народного образования с внесением в них сведений об индивидуальных траекториях, результатах профразвития и освоенных учебных программах;

б) Министерство народного образования и МВССО налаживают практику обучения работников народного образования по дифференцированным программам повышения квалификации, соответствующим их уровню квалификации, знаниям, научно-педагогическому потенциалу, опыту работы, психологической подготовке и траекториям индивидуального профразвития;

в) Министерство народного образования и Госинспекция по надзору за качеством образования утверждают минимальный объем кредитов (количество академических часов), которые должны набрать работники народного образования в системе непрерывного профразвития, а также перечень альтернативных форм повышения квалификации;

г) Госинспекция по надзору за качеством, Министерство народного образования и МВССО проводят оценку эффективности преподавания по программам повышения квалификации и принимают меры для совершенствования программ на постоянной основе.

С 1 сентября 2021 года:

q аттестация педагогических кадров дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и внешкольных образовательных учреждений по присвоению и сохранению квалификационной категории (далее - педагогические кадры) проводится на протяжении всего года;

q педагогические кадры, не прошедшие аттестацию по уважительным причинам (нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, уходу за ребенком и другие), привлекаются к аттестации через год после возвращения к трудовой деятельности. В течение указанного периода их квалификационная категория сохраняется (за исключением педагогических кадров, изъявивших желание пройти аттестацию по своей инициативе).

Научно-исследовательскому институту изучения проблем и определения перспектив народного образования им. А. Авлони (далее - Институт) определены задачи, права и источники финансирования деятельности. Он является правопреемником по правам и обязательствам Института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования им. А. Авлони.

До 1 июня 2021 года планируется разработать и внедрить в практику Института и региональных центров по переподготовке и повышению квалификации работников народного образования Каракалпакстана, областей и г. Ташкента (далее - региональные центры) модули педагогической подготовки для студентов непедагогических направлений образования бакалавриата высших образовательных учреждений (ВОУ).

Определено, что:

q на учебу в ВОУ, подготавливающие педагогические кадры, Институт и региональные центры по внедряемым в них модулям педагогической подготовки принимаются студенты, обучающиеся на последних 2-х курсах бакалавриата;

q обучение студентов по модулям проводится в свободное от учебы в ВОУ время на основе гранта Министерства народного образования и платного контракта;

q студенты, освоившие модули на основе гранта, после окончания ВОУ распределяются в общеобразовательные госучреждения для прохождения обязательной двухгодичной отработки;

q лица, имеющие сертификат об освоении модулей, после окончания учебы в ВОУ имеют право на занятие педагогической деятельностью по предметам своей специальности в учреждениях общего среднего и профессионального образования без прохождения курсов переподготовки.

Утверждены:

q "Дорожная карта" по дальнейшему совершенствованию системы непрерывного профессионального развития работников народного образования;

q Основные целевые показатели, достигаемые в результате непрерывного профессионального развития работников народного образования в 2021-2025 гг.;

q Целевая программа по совершенствованию деятельности Института;

q Целевые показатели Института до 2023 г.;

q План-график повышения квалификации работников Института в ведущих научных центрах зарубежных стран.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 22.01.2021 г. N 32 "Об утверждении Положения о порядке проведения мониторинга и полевого фитосанитарного контроля в области карантина растений".


Документ принят в соответствии с Законом "О карантине растений".

Принято к сведению, что Постановлением Президента РУз от 30.08.2017 г. N ПП-3249 "Об организации деятельности Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан" установлен порядок проведения лабораторной экспертизы подкарантинных растений на платной основе.

Утвержденным Положением Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров поручено:

q определить расценки на услуги, исходя из фактических расходов на проведение лабораторной экспертизы образцов подкарантинных растений и, по согласованию с Минфином, утвердить их до 1 марта 2021 года;

q обеспечить проведение карантинных испытаний подкарантинной продукции, обратно ввезенной на территорию республики (реимпорт), на основании фитосаниитарного сертификата;

q проводить на регулярной основе среди населения и субъектов предпринимательства системную работу по ознакомлению с порядком проведения мониторинга и полевого фитосанитарного контроля в области карантина растений и агитационно-пропагандистскую деятельность по их разъяснению.

Государственная инспекция по карантину растений при Кабинете Министров является уполномоченным госорганом в сфере проведения мониторинга и полевого фитосанитарного контроля растений и руководства им, ведет единую систему по определению, наблюдению, анализу, оценке и прогнозированию распространения объектов карантина растений.

Мониторинг в сфере карантина растений осуществляется государственными инспекциями по карантину растений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.

Государственные инспекторы по карантину растений, в рамках проведения мониторинга, в целях определения очагов объектов карантина растений, факторов, способствующих воздействию на биоэкологические свойства, вправе беспрепятственно входить на территории физических и юридических лиц и проводить предварительное изучение сроком не более одного дня.

Государственные службы по карантину растений проводят мониторинг в сфере карантина растений в целях:

q определения и оценки факторов, способствующих проникновению и распространению на территории Узбекистана объектов карантина растений, а также воздействию на биоэкологические свойства;

q определения и анализа фитосанитарных угроз;

q оценки объектов карантина растений и прогнозирования их распространения;

q борьбы против объектов карантина растений;

q предупреждения нанесения экономического ущерба растениям вредными организмами.


* * *



Пленум Верховного суда принял Постановление от 15.01.2021 г. N 1 "О некоторых вопросах применения судами норм процессуального закона в связи с усовершенствованием института пересмотра судебных решений".


С 13 января 2021 года:

q упразднен институт обжалования судебных решений в порядке надзора;

q изменен порядок обжалования судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;

q расширены полномочия судов апелляционной и кассационной инстанций;

q полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы в ведение судов по уголовным делам.

Судам разъясняется, что по смыслу статей 1, 3 УПК, статей 1, 7 ГПК, статей 1, 6 ЭПК, статей 1, 8 КоАС, статей 1, 9 КоАО судебное разбирательство, в том числе в судах апелляционной и кассационной инстанции, осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на момент производства судебного разбирательства по делу. В связи с чем, с 13 января 2021 года:

1) дела об административных правонарушениях, принятые к производству административных судов, но не рассмотренные по существу, передаются по подсудности районным (городским) судам по уголовным делам;

2) кассационные жалобы (протесты):

q по которым начато судебное разбирательство (принятые к производству), рассматриваются по существу областными и приравненными к ним судами или судебными коллегиями Верховного суда;

q по которым не начато судебное разбирательство (не решен вопрос о принятии их к производству), рассматриваются в апелляционном порядке. Пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы (протеста) подлежит восстановлению при отсутствии других оснований для их возвращения или отказа в принятии к производству;

q по делам об административных правонарушениях рассматриваются в апелляционном порядке с восстановлением пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста);

3) на решения, вынесенные судами апелляционной и кассационной инстанций до 13 января 2021 года, может быть подана жалоба (протест) в кассационном порядке в соответствующую судебную коллегию Верховного суда. В случае отмены указанных решений суда дело направляется на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При этом судам необходимо иметь в виду, что по смыслу части 1 статьи 13 УК уголовное дело подлежит прекращению по пункту 2 статьи 83 УПК, если преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом до вступления приговора в законную силу;

4) надзорные жалобы (протесты), по которым не начато судебное разбирательство (не решен вопрос о принятии к производству), рассматриваются соответствующими судебными коллегиями Верховного суда в кассационном порядке, если отсутствуют основания для их возвращения или отказа в принятии к производству;

5) находящиеся на изучении судей Верховного суда жалобы (заявления) о принесении протеста в порядке надзора в Президиум Верховного суда рассматриваются как заявление о принесении протеста о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции повторно;

6) наличие определения судьи Верховного суда об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебную коллегию не является препятствием для обращения с кассационной жалобой (протестом) в пределах сроков кассационного обжалования судебного акта.

Апелляционные и кассационные жалобы (протесты) на судебные акты областных и приравненных к ним судов по которым:

q этими же судами начато судебное разбирательство (принятые к производству), рассматриваются по существу соответствующими судебными коллегиями судов данного звена;

q не начато судебное разбирательство (не решен вопрос о принятии к производству), возвращаются заявителям. Им разъясняется право на обращение с апелляционной жалобой (протестом) в соответствующие судебные коллегии Верховного суда, а в случае истечения сроков апелляционного обжалования (опротестования) - подачи ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы (протеста).

Судам также разъясняется, что при рассмотрении ходатайств о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной или кассационной жалобы (протеста), изменения и дополнения, внесенные в законодательство, могут быть признаны обстоятельством, являющимся уважительной причиной пропуска срока. При обсуждении данного вопроса суды должны исходить из сроков обжалования (опротестования) судебных решений, установленных в ГПК, КоАС, ЭПК и КоАО.

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений суда кассационной инстанции, принятых до 13 января 2021 года, которыми изменен или принят новый судебный акт, производится соответствующим областным и приравненным к нему судом, изменившим либо принявшим новый судебный акт. В случае отмены судебного акта кассационной инстанции дело рассматривается этим же судом в апелляционном порядке. В таком же порядке осуществляется пересмотр постановлений и определений надзорной инстанции. В случае отмены судебного акта надзорной инстанции дело рассматривается соответствующей судебной коллегией Верховного суда в кассационном порядке.

Дела об инвестиционных спорах по которым:

q судами по гражданским делам до 13 января 2021 года начато судебное разбирательство (принятые к производству), рассматриваются по существу этими же судами;

q не начато судебное разбирательство (не решен вопрос о принятии к производству), передаются по подсудности в экономический суд.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 23.01.2021 г. N 36 утверждены Положения о фондах развития научно-исследовательской деятельности Военно-медицинской академии Вооруженных Сил и Военного института информационно-коммуникационных технологий и связи Министерства обороны.


Фонды создаются без образования юрлица в соответствии с Постановлением Президента РУз от 22.10.2020 г. N ПП-4870.

Средства фондов:

а) формируются за счет:

q поступлений от оказания платных услуг;

q спонсорских средств и благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;

q других источников, не запрещенных законодательством;

б) используются на следующие цели:

q не менее 75% - укрепление материально-технической базы структурных подразделений, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность;

q не более 25% - материальное стимулирование особо отличившихся военнослужащих и служащих Вооруженных Сил, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 23.01.2021 г. N 35 "О мерах по совершенствованию деятельности отрядов "Чегара посбонлари" по поддержке Пограничных войск Службы государственной безопасности Республики Узбекистан".


В соответствии с Законом "О Государственной границе Республики Узбекистан", а также для обеспечения добровольного участия граждан в охране границы утверждено Положение об отрядах содействия Пограничным войскам Службы государственной безопасности "Чегара посбонлари".

Положение определяет:

q задачи и основы организации деятельности отрядов "Чегара посбонлари";

q права и обязанности членов отрядов;

q порядок их стимулирования.

Ежемесячные выплаты членам отрядов осуществляются из средств Госбюджета, выделенных пограничным войскам СГБ. Хокимияты и региональные управления СГБ выделят необходимые помещения для расположения отрядов, обеспечат их мебелью и оборудованием за счет средств местных бюджетов.

В состав вспомогательных отрядов могут входить граждане, проживающие в приграничной зоне, а также рабочие и служащие, работающие в учреждениях, предприятиях и организациях, расположенных вблизи Госграницы. Граждане Узбекистана в возрасте от 18 до 60 лет отбираются в отряды из числа кандидатов, обладающих организованностью, сильной волей, находчивостью, инициативностью и авторитетом среди населения. При зачислении во вспомогательный отряд трудовой договор не заключается.

Отряды будут осуществлять наблюдение в специально отведенных местах, и участвовать в ночном патрулировании общественных мест и территорий в приграничных районах. Кроме того, они будут принимать участие в своевременном оповещении населения и спасении граждан при стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

Прием во вспомогательный отряд производится на основании письменного заявления на имя командира войсковой части Пограничных войск с приложением копии документа, удостоверяющего личность гражданина. Заявка должна быть рассмотрена в течение месяца с момента ее получения. После подписания приказа командира воинской части Пограничных войск о допуске гражданских лиц во вспомогательный отряд его копия направляется работодателю по основному месту работы члена отряда.

При необходимости члены отряда временно освобождаются от работы с согласия их основного работодателя в общей сложности не более чем на 30 рабочих дней в течение года. За практическую помощь и содействие в обеспечении охраны Государственной границы членам отряда выплачиваются:

q начальникам отрядов - в размере до 1,41 МРОТ;

q членам отряда - до 1,06 МРОТ.


* * *



Постановлением Президента РУз от 21.01.2021 г. N ПП-4958 утверждено Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Федеративной Республики Германия об обмене и взаимной защите секретной информации.


Соглашение было подписано 28 мая 2019 года в г. Ташкенте. Уполномоченным органом по реализации Соглашения определена Служба государственной безопасности.

Министерству иностранных дел поручено направить Германии соответствующее уведомление о выполнении Узбекистаном внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.01.2021 г. N 30 "Об утверждении перечня объектов государственной собственности в сфере культуры и искусства, передаваемых на основе государственно-частного партнерства".


С целью расширения сети культурных объектов, а также развития государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства утвержден перечень 172 объектов государственной собственности, передаваемых на основе ГЧП.

Установлено, что запрещается без согласования с Министерством культуры и Национальным агентством "Узбеккино":

q приватизация недвижимых объектов кинотеатров, культурных центров, парков культуры и отдыха, театров, детских школ музыки и искусства, входящих в их систему;

q изъятие в резерв местных хокимиятов земельных участков, расположенных на их территории.

Такие объекты будут передаваться предпринимателям на основе государственно-частного партнерства с условием сохранения за ними вида деятельности в сфере культуры и искусства.

При этом для создания дополнительных условий инициаторам разрешается заниматься близкими к сфере культуры и искусства видами деятельности по предоставлению услуг, малому производству и торговле.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 22.01.2021 г. N 31 "О создании Ургенчского филиала Государственной академии хореографии Узбекистана".


Для дальнейшего совершенствования системы подготовки квалифицированных специалистов в области национального танца создается Ургенчский филиал Узбекской государственной академии хореографии в форме государственного образовательного учреждения.

В структуре филиала открывается отделение по развитию танца "Лазги", перед которым поставлены следующие задачи:

q поддержка деятельности сформированных творческих школ по исполнению хорезмского танца "Лазги";

q обеспечение интеграции науки и образования с исполнительством;

q сохранение и изучение исторических и социальных корней и традиций исполнения "Лазги" и др.

Учебный процесс в филиале начнется с 2021-2022 учебного года.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 20.01.2021 г. N 28 "О дальнейшем совершенствовании деятельности Бюро переводчиков при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан".


Документом определено, что дополнительные средства на покрытие расходов по оплате труда сотрудников Бюро переводчиков, укреплению его материально-технической базы, а также капитальному ремонту помещений бюро выделяются МИД в пределах средств, предусмотренных в 2021 году Госбюджетом. Выделение дополнительных средств в последующие годы осуществляется Минфином при формировании Госбюджета.

Постановлением также вносятся изменения и дополнения в Постановление Кабинета Министров РУз от 18.02.2019 г. N 140 "Об организации деятельности Бюро переводчиков при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан". Оно дополнено пунктом 4-1, согласно которому к управленческому персоналу Бюро переводчиков применяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей центрального аппарата МИД. Бюро переводчиков предусматривает лимит на содержание 2 ед. легковых автотранспортных средств. Изменена структура Бюро переводчиков.

Теперь директор Бюро переводчиков имеет одного заместителя, который назначается на должность и освобождается от нее директором по согласованию с министром иностранных дел. Замдиректора по своему статусу приравнивается к заместителю начальника главного управления МИД с распространением на него соответствующих условий оплаты труда, дополнительных выплат и материального стимулирования.

Бюро переводчиков размещается в здании Бюро по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД по адресу: г. Ташкент, Шайхантахурский район, ул. Лабзак, 1а, на праве безвозмездного пользования.

Бюро переводчиков также наделяется правами:

q проводить в пределах своей компетенции конференции, семинары, а также участвовать в аналогичных мероприятиях, организованных другими организациями;

q распоряжаться получаемыми доходами в соответствии с законодательством, целями и задачами своей деятельности;

q заключать от своего имени договоры, приобретать имущество.

Полномочия директора Бюро переводчиков расширены. Теперь он может вносить министру иностранных дел предложения по присвоению дипломатических рангов сотрудникам, а также по направлению через МИД сотрудников в краткосрочные и длительные служебные командировки в иностранные государства.


* * *



Для обеспечения соответствия сельскохозяйственной продукции международным стандартам Кабинет Министров РУз принял Постановление от 22.01.2021 г. N 33, определяющее порядок установки знаков и указателей на органических землях.


Постановлением утверждено Положение о форме и порядке установки знаков и указателей на органических землях, которое также определяет  требования к землям под выращивание и заготовку органических продуктов.

Начиная с 2021 года Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и районов (городов), Минсельхоз, Госкомитет лесного хозяйства и Госкомитет ветеринарии и развития животноводства будут до 1 октября каждого года:

q формировать адресный список земель хозяйств, выращивающих органическую сельхозпродукцию и собирающих продукцию дикорастущих растений;

q принимать меры по изучению результатов статистического анализа и топографического положения земель за последние 3 года, проводить лабораторный анализ качества и показателей безопасности почв, грунтовых и сточных вод хозяйств, выращивающих органические культуры и собирающих дикорастущие культуры.

Хозяйствам поручено устанавливать знаки и указатели, отличающие земельные участки, на которых регулярно выращиваются зерновые культуры, от земель хозяйств, собирающих продукцию дикорастущих растений.

Хозяйства, занимающиеся выращиванием органических сельскохозяйственных продуктов или сбором дикорастущих растений, представляют в орган по оценке соответствия документы, подтверждающие, что они имеют право работать на выбранной земельной площади.

Если результаты анализа земельного участка, отобранного для выращивания органической сельскохозяйственной продукции, будут положительными, то на входе на земельный участок хозяйства будут установлены указатели со следующей информацией:

q название хозяйства, владеющего землей;

q местонахождение фермы (почтовый адрес);

q Ф.И.О. управляющего фермой;

q генеральная карта земельного участка;

q название выращиваемого органического сельскохозяйственного продукта.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 18.01.2021 г. N 23 "Об утверждении Концепции развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года".


В основе Концепции лежит общий принцип "Работа с молодежью и в ее интересах", изложенный в Стратегии ООН "Молодежь-2030". Документом также утверждена "Дорожная карта" по реализации Концепции в 2021-2022 годах. Концепция будет реализовываться поэтапно на основе ежегодно утверждаемых соответствующих "дорожных карт", начиная с 2023 года.

Агентству по делам молодежи совместно с министерствами и ведомствами, Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и города Ташкента поручено:

q начиная с 2022 года ежегодно до 1 декабря осуществлять разработку и вносить на утверждение в Кабинет Министров "Дорожную карту" на будущий год на основании детальной проработки реализации соответствующей "Дорожной карты";

q осуществлять постоянный мониторинг выполнения соответствующих "дорожных карт".

Концепция предусматривает выполнение следующих задач:

q совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на защиту законных прав и интересов молодежи;

q обеспечение получения молодежью качественного образования на всех этапах, создание условий для развития инклюзивного образования в регионах;

q создание достойных условий труда для молодежи, расширение их экономических возможностей, развитие предпринимательской активности;

q реализация "Пяти важных инициатив", направленных на широкое вовлечение молодежи в культуру, искусство, физкультуру и спорт, развитие навыков использования информационных технологий у молодежи, популяризацию чтения среди них, трудоустройство женщин;

q поддержка молодежи, нуждающейся в социальной защите, молодежи с ограниченными возможностями, детей, воспитываемых в детских домах, детей-сирот, детей, потерявших кормильца и лишенных родительской опеки;

q повышение социальной активности молодежи, поддержка молодежных общественных организаций и волонтерских движений и др.

Некоторые планируемые мероприятия согласно "Дорожной карте":

q принятие закона "О детском омбудсмане";

q организация широкого круга дискуссий с молодежью по проекту Международной конвенции ООН о правах молодежи;

q создание молодежного портала Узбекистана, формирование в нем национальных индексов оценки молодежной политики, законодательной базы в сфере молодежи и электронной площадки "Обращение молодежи";

q выделение грантовых средств на инновационные практические и перспективные стартап-проекты молодежи;

q проведение международного бизнес-форума и стартап-мероприятий для молодых предпринимателей;

q выявление молодых женщин, ставших жертвами домашнего насилия, и разработка эффективных механизмов их защиты;

q организация форума волонтеров под девизом "Мы вместе";

q организация деятельности региональных мониторинговых групп по предотвращению случаев причинения вреда здоровью детей в детских домах;

q создание до конца 2021 года центров обучения цифровым технологиям в 102 районах (городах).


* * *



Принят Закон от 22.01.2021 г. N ЗРУ-669 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о государственно-частном партнерстве".


Данным Законом вносятся изменения в законы:


1) "О валютном регулировании".

Согласно внесенным изменениям допускается привязка цен на реализуемые товары (работы, услуги) на территории республики к иностранным валютам и условным единицам в следующих исключительных случаях:

q по проектам, осуществляемым с участием иностранных инвестиций, привлекаемых в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве;

q по инвестиционным договорам с Правительством Узбекистана, на основании решений Президента.


2) "О государственно-частном партнерстве".

Теперь Законом "О государственно-частном партнерстве" регулируются и отношения, связанные с концессиями. Реализация концессионных проектов, а также заключение концессионных договоров осуществляются в порядке, установленном для проектов ГЧП.

В Закон внесены такие понятия как "концессия", "специальная проектная компания", "претендент". Конкретизированы и другие основные понятия, используемые в Законе.

Уполномоченный орган - Агентство по развитию ГЧП - согласовывает тендерную документацию проектов ГЧП и проекты соглашений о ГЧП общей стоимостью в эквиваленте свыше $1 млн.

Закон дополнен статьей 12-1, определяющей полномочия органов исполнительной власти на местах в области ГЧП. Им предоставляются полномочия по определению объектов, находящихся в их распоряжении, изучению и определению перспективных проектов, земельных участков, выявлению факторов, препятствующих своевременной и эффективной реализации проектов ГЧП, выделению земельных участков без проведения аукциона.

Также уточнены сведения о проектах ГЧП, размещаемых на официальных веб-сайтах госпартнера и уполномоченного госоргана. К их числу относятся:

q наименование сторон проекта;

q направление деятельности проекта;

q месторасположение проекта;

q срок реализации проекта;

q тарифы на товары (работы, услуги), реализуемые потребителям (при наличии);

q общая стоимость проекта;

q объем и виды господдержки (при наличии).

Изменение, дополнение или расторжение соглашения о ГЧП общей стоимостью в эквиваленте осуществляются:

q до $1 млн включительно - госпартнером и частным партнером самостоятельно в порядке, установленном соглашением о ГЧП;

q свыше $1 млн - по согласованию с уполномоченным госорганом;

q свыше $10 млн - по согласованию с Кабинетом Министров.

Конкретизированы также гарантии прав частного партнера. В частности установлено, что если изменение законодательства, действовавшего на дату заключения соглашения о ГЧП, напрямую влечет увеличение расходов частного партнера или уменьшение его доходов в рамках проекта ГЧП, он вправе требовать:

q компенсационного увеличения платы за доступность объекта ГЧП и (или) платы за пользование;

q разовой компенсационной выплаты от госпартнера и (или) внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в соглашение о ГЧП, если это предусмотрено соглашением.

Теперь, в рамках проектов ГЧП с участием кредиторов, последние могут заключать прямые соглашения с государственным или частным партнерами, в которых учитываются:

q права и обязанности кредиторов в связи с заменой или отстранением частного партнера (руководства частного партнера);

q обязанность по уплате кредиторам платежей, подлежащих уплате госпартнером частному партнеру в соответствии с соглашением о ГЧП в случаях замены или отстранения частного партнера;

q условия по снижению риска расторжения соглашения о ГЧП;

q выплаты при досрочном прекращении соглашения о ГЧП;

q порядок обмена информацией о реализации проекта ГЧП, об обеспечении прав и обязанностей сторон.

Определен механизм поддержки ГЧП. Так, предоставление дополнительных гарантий и (или) поддержки осуществляются:

q путем заключения между Узбекистаном и частным партнером соглашения о господдержке;

q или в порядке, предусмотренном в соглашении о ГЧП.

Соглашение о господдержке подписывается от имени Узбекистана Минфином и вступает в силу со дня принятия постановления Президента или постановления Кабинета Министров об утверждении Соглашения, если иное не предусмотрено соответствующими постановлениями.



























































Время: 0.0188
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск