ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Сельское и водное хозяйство / Дехканские хозяйства. Личные подсобные хозяйства /

Закон Республики Узбекистан от 01.04.2021 г. N ЗРУ-680 "О дехканском хозяйстве" (Принят Законодательной палатой 13.01.2021 г., одобрен Сенатом 12.03.2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

01.04.2021 г.

N ЗРУ-680



О ДЕХКАНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ


Принят Законодательной палатой 13 января 2021 года

Одобрен Сенатом 12 марта 2021 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области создания и ведения дехканских хозяйств.



Статья 2. Законодательство о дехканском хозяйстве


Законодательство о дехканском хозяйстве состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.



Статья 3. Дехканское хозяйство


Дехканским хозяйством является хозяйство, осуществляющее выращивание и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе личного труда членов дехканского хозяйства на земельном участке, предоставленном главе дехканского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или аренды (субаренды).

Дехканское хозяйство осуществляет свою деятельность на основе специализации на садоводстве и виноградарстве или выращивании овощей и бахчевых культур либо других сельскохозяйственных культур.

Деятельность в дехканском хозяйстве относится к предпринимательской деятельности и может осуществляться по желанию членов дехканского хозяйства как с образованием, так и без образования юридического лица.



Статья 4. Глава дехканского хозяйства


Главой дехканского хозяйства может быть достигший восемнадцатилетнего возраста дееспособный гражданин Республики Узбекистан или лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории Республики Узбекистан, которому для ведения дехканского хозяйства предоставлен земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения или аренды (субаренды).

Глава дехканского хозяйства без доверенности действует от имени дехканского хозяйства, в том числе представляет его интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, и заключает договоры от имени дехканского хозяйства.

В случае временной нетрудоспособности или длительного отсутствия (призыв на военную службу, поступление в высшие образовательные организации для получения образования по дневной форме обучения, избрание на выборные должности и другие) главы дехканского хозяйства он вправе уполномочить одного из членов этого хозяйства выполнять свои обязанности.

В случае смерти главы дехканского хозяйства по взаимной договоренности между членами дехканского хозяйства определяется новый глава дехканского хозяйства. При этом право на пожизненное наследуемое владение земельным участком переходит по наследству к новому главе дехканского хозяйства, а в отношении земельных участков, предоставленных для ведения дехканского хозяйства в аренду (субаренду), соответствующие изменения вносятся в договор аренды (субаренды).

При достижении главой дехканского хозяйства пенсионного возраста или полной утраты трудоспособности, а также в случае призыва на военную службу, поступления в высшие образовательные организации для получения образования по дневной форме обучения, избрания на выборные должности по предложению главы дехканского хозяйства и взаимной договоренности между членами дехканского хозяйства может быть определен новый глава дехканского хозяйства, которому также переходит право на пожизненное наследуемое владение земельным участком, а в отношении земельных участков, предоставленных для ведения дехканского хозяйства в аренду (субаренду), соответствующие изменения о новом главе дехканского хозяйства вносятся в договор аренды (субаренды).

В случаях, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи, решение о новом главе дехканского хозяйства оформляется протоколом собрания членов дехканского хозяйства в порядке, установленном законодательством. При недостижении между членами дехканского хозяйства взаимной договоренности о новом главе дехканского хозяйства спор разрешается в судебном порядке.

В случаях, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством, на имя нового главы дехканского хозяйства переоформляются документы, необходимые для государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения земельным участком, аренды (субаренды) земельного участка, а также соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр дехканских хозяйств.



Статья 5. Члены дехканского хозяйства


Членами дехканского хозяйства могут быть глава семьи, его супруга (супруг), родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), дедушки, бабушки и внуки, другие родственники, достигшие трудоспособного возраста (супруги детей и внуков, кровные и сводные братья и сестры, их супруги).



ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

ДЕХКАНСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

РЕГИСТРАЦИЯ ДЕХКАНСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КАЧЕСТВЕ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. УСЛОВИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ


Статья 6. Создание дехканского хозяйства


Дехканское хозяйство без образования юридического лица считается созданным после возникновения у главы дехканского хозяйства права на земельный участок и постановки на учет дехканского хозяйства, а дехканское хозяйство с образованием юридического лица - после возникновения у главы дехканского хозяйства права на земельный участок и государственной регистрации дехканского хозяйства.

Дехканское хозяйство может осуществлять свою деятельность на земельных участках, предоставленных:

на праве пожизненного наследуемого владения для ведения дехканского хозяйства до вступления в силу настоящего Закона, а также лицам, к которым право на пожизненное наследуемое владение земельным участком, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, перешло по наследству либо по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

в аренду из состава земель запаса, в том числе вновь восстановленных и введенных в пользование земель;

в аренду из состава неиспользуемых земель лесного фонда и иных земель охраняемых природных территорий с условием обеспечения строгого соблюдения требований безопасности и технических требований;

в аренду из состава земель по берегам водных объектов с условием обеспечения строгого соблюдения требований безопасности и технических требований;

в субаренду части земель сельскохозяйственного назначения, освобожденных от основной культуры на один сезон для промежуточного посева.

Земли, указанные в абзацах третьем, четвертом и пятом части второй настоящей статьи, предоставляются в аренду сроком на тридцать лет.



Статья 7. Постановка на учет дехканского хозяйства

или государственная регистрация дехканского

хозяйства в качестве юридического лица


Дехканское хозяйство ставится на учет или проходит государственную регистрацию в качестве юридического лица посредством личной явки главы дехканского хозяйства в центр государственных услуг или через Единый интерактивный портал государственных услуг Республики Узбекистан.

Для постановки на учет дехканского хозяйства глава дехканского хозяйства представляет информацию о составе членов дехканского хозяйства (с указанием степени родства) и документ, подтверждающий предоставление земельного участка для ведения дехканского хозяйства, а при создании дехканского хозяйства с образованием юридического лица - документ, подтверждающий предоставление земельного участка для ведения дехканского хозяйства, и учредительные документы.

После постановки на учет или государственной регистрации главе дехканского хозяйства выдается выписка из Единого государственного реестра дехканских хозяйств.

Выписка из Единого государственного реестра дехканских хозяйств содержит сведения о главе и членах дехканского хозяйства, специализации дехканского хозяйства, дате постановки на учет или государственной регистрации дехканского хозяйства, об организационно-правовой форме дехканского хозяйства (без образования либо с образованием юридического лица) и срок договора аренды (субаренды) земельного участка, предоставленного для ведения дехканского хозяйства.

В отношении земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения (перешедших по наследству), в выписке из Единого государственного реестра дехканских хозяйств указывается информация, содержащаяся в документе о праве на земельный участок.

За государственную регистрацию прав на земельные участки, предоставленные для ведения дехканских хозяйств, постановку на учет или государственную регистрацию дехканских хозяйств и выдачу выписок из Единого государственного реестра дехканских хозяйств государственная пошлина и сбор не взимаются.



Статья 8. Размер площади земельных участков,

предоставляемых в аренду (субаренду) для ведения

дехканского хозяйства


Для ведения дехканского хозяйства предоставляются земельные участки в размере от 0,06 гектара до 1 гектара, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.

Для ведения дехканского хозяйства с целью выращивания кормовых культур для скота земельные участки в отдельных регионах, определенных решениями Президента Республики Узбекистан, предоставляются в размере от 0,06 гектара до 5 гектаров.

Для ведения дехканского хозяйства фермерскими хозяйствами или другими сельскохозяйственными предприятиями могут предоставляться в субаренду (без права передачи третьим лицам) части земель сельскохозяйственного назначения, освобожденных от основной культуры, на срок до одного года для промежуточного посева сельскохозяйственных культур в размере от 0,06 гектара до 10 гектаров.



Статья 9. Условия пользования земельным участком,

предоставленным для ведения дехканского хозяйства


Земельный участок, предоставленный для ведения дехканского хозяйства, должен использоваться только для выращивания сельскохозяйственной продукции на основе специализации дехканского хозяйства.

Земельный участок, предоставленный для ведения дехканского хозяйства, также может использоваться одновременно для выращивания других сельскохозяйственных культур, не предусмотренных специализацией дехканского хозяйства, путем их посевов (посадки) в междурядьях основных сельскохозяйственных культур в соответствии со специализацией дехканского хозяйства или чередования основных и других сельскохозяйственных культур.

Условия пользования земельным участком, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, указываются в документе о праве на земельный участок.

На земельном участке, предоставленном для ведения дехканского хозяйства, запрещается строительство строений и сооружений, в том числе подземных сооружений, за исключением строительства теплиц и иных построек из легких конструкций, а также оросительных сооружений.

На земельном участке, предоставленном для ведения дехканского хозяйства, одновременно с выращиванием сельскохозяйственной продукции допускается выпас 10 условных голов скота.

Дехканское хозяйство обязано охранять находящийся в его распоряжении земельный участок (не допускать бесхозяйственное использование земель либо их порчу), поддерживать и увеличивать его продуктивность.



Статья 10. Государственный контроль за использованием

земельного участка, предоставленного для ведения

дехканского хозяйства


Контроль за целевым и рациональным использованием земельных участков, предоставленных для ведения дехканского хозяйства, осуществляется уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством.

В случае неосуществления посева дехканским хозяйством сельскохозяйственных культур по специализации земельный налог взимается в трехкратном размере, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 9 настоящего Закона.

Снижение плодородия почв, загрязнение почвы химическими и радиоактивными веществами, а также применение методов, ведущих к ухудшению экологической обстановки, дехканским хозяйством являются основанием для привлечения к ответственности в установленном законом порядке.

В случае обнаружения на земельном участке, предоставленном для ведения дехканского хозяйства, строений и сооружений, в том числе подземных сооружений, кроме теплиц и иных построек из легких конструкций, а также оросительных сооружений по письменному представлению уполномоченного государственного органа глава дехканского хозяйства обязан добровольно снести эти строения и сооружения за свой счет в течение пятнадцати дней со дня получения письменного представления уполномоченного государственного органа и привести земельный участок в первоначальное состояние.

В случае, когда глава дехканского хозяйства добровольно не исполняет письменное представление уполномоченного государственного органа, вопрос о сносе строений и сооружений, в том числе подземных сооружений, и приведении земельного участка в первоначальное состояние решается в судебном порядке.

В случае повторения одного из случаев, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, в течение трех лет подряд вопрос об изъятии земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, или досрочном расторжении договора аренды (субаренды) разрешается в судебном порядке.

Ответственность дехканского хозяйства и его членов за нецелевое и неэффективное использование земельного участка, предоставленного для ведения дехканского хозяйства, устанавливается законодательством.


Статья 11. Водопотребление


Водопотребление дехканского хозяйства осуществляется на основании лимитов водозаборов из водных объектов, устанавливаемых обслуживающей его ассоциацией водопотребителей.

Порядок учета расхода воды на полив, подаваемой в дехканское хозяйство, и уплаты налога за пользование водными ресурсами определяется Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Дехканское хозяйство обязано рационально и экономно использовать водные ресурсы.



ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕХКАНСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Статья 12. Производственная деятельность

дехканского хозяйства


Дехканское хозяйство самостоятельно определяет свою специализацию, в том числе виды и объемы сельскохозяйственных культур, способы их выращивания и проведения агротехнических мероприятий.

Дехканское хозяйство имеет равные с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями права на покупку семян, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, необходимых для выращивания сельскохозяйственных культур и производства сельскохозяйственной продукции, а также использования других материальных ресурсов и услуг. Для этих целей глава дехканского хозяйства в установленном порядке может заключать прямые договоры с соответствующими организациями, участвовать в биржевых торгах.

Дехканские хозяйства должны соблюдать требования, касающиеся качества производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, установленные национальными стандартами, санитарными правилами и нормами, гигиеническими нормативами, ветеринарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами.

Не допускается вмешательство государственных органов и организаций, их должностных лиц в хозяйственную деятельность дехканских хозяйств, в том числе в выбор выращиваемых ими сельскохозяйственных культур, в установление цены на производимую и реализуемую сельскохозяйственную продукцию.



Статья 13. Реализация продукции

дехканского хозяйства


Дехканское хозяйство самостоятельно устанавливает цены на производимую сельскохозяйственную продукцию исходя из соотношения спроса и предложения на рынке.

Дехканское хозяйство имеет право беспрепятственно перевозить и реализовывать свою сельскохозяйственную продукцию на территории Республики Узбекистан на основании выписки из Единого государственного реестра дехканских хозяйств без дополнительных документов (разрешений).

Дехканское хозяйство имеет право реализовывать свою сельскохозяйственную продукцию в поле, на дехканских рынках и в торговых центрах, а также путем организации выездной торговли в населенных пунктах без дополнительных разрешений (лицензий).

Дехканское хозяйство имеет право реализовывать свою сельскохозяйственную продукцию за наличный расчет или путем безналичных расчетов по банковским картам, без ограничений. При этом дехканское хозяйство не обязано вести учет, предусмотренный правилами кассовых операций для хозяйствующих субъектов.

Дехканское хозяйство имеет право заключать договоры с юридическими и физическими лицами на реализацию своей сельскохозяйственной продукции.

Доходы, полученные дехканским хозяйством от реализации своей сельскохозяйственной продукции, не подлежат налогообложению.



Статья 14. Доступ дехканского хозяйства

к финансовым услугам


Дехканское хозяйство для осуществления своей деятельности может получать кредиты, в том числе льготные, привлекать имущество и денежные средства других юридических и физических лиц на добровольной основе и на условиях договора с применением залога, гарантии, страхования, а также других видов обеспечения исполнения кредитных и долговых обязательств.

Дехканское хозяйство имеет право приобретать в свое владение и пользование по договору лизинга оборудование, технику и инструменты, необходимые для выращивания сельскохозяйственных культур, производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

Дехканское хозяйство имеет право на получение долгосрочных и краткосрочных кредитов на строительство производственных объектов (за пределами территории земельных участков, предоставленных для ведения дехканского хозяйства), покупку основных средств.

При получении кредита дехканское хозяйство вправе передать в залог имущественные права (владение, пользование) на находящийся в его распоряжении земельный участок, частную собственность членов дехканского хозяйства, будущий урожай.

Дехканское хозяйство на добровольной основе осуществляет страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения собственных или арендуемых средств производства, посевов (посадок) сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, произведенной продукции, сырья, материалов, предпринимательского риска, а также риска своей ответственности за нарушение договоров и получает страховое возмещение в порядке и на условиях, установленных законодательством.

На дехканские хозяйства также распространяются все виды льгот, предоставляемых малому бизнесу и сельскохозяйственным предприятиям по кредитованию, страхованию и лизингу.



Статья 15. Трудовые отношения

в дехканском хозяйстве


Деятельность дехканского хозяйства основана на личном труде членов хозяйства. В зависимости от специализации дехканского хозяйства для выполнения определенной работы могут на временной (сезонной) основе привлекаться другие лица на условиях трудового договора.

Члены дехканского хозяйства, а также физические лица, занятые в дехканском хозяйстве, уплачивают социальный налог. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает социальный налог в обязательном порядке, а другие члены и физические лица, занятые в дехканском хозяйстве, - на добровольной основе. Уплата социального налога засчитывается за календарный год при исчислении трудового стажа члена дехканского хозяйства и физического лица, занятого в дехканском хозяйстве. Порядок уплаты социального налога устанавливается Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Назначение и выплата государственных пенсий и пособий по социальному страхованию (обеспечению) членам дехканских хозяйств осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава дехканского хозяйства в соответствии с законодательством несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью физических лиц, работающих в дехканском хозяйстве на временной (сезонной) основе, на условиях трудового договора при исполнении ими трудовых обязанностей.



Статья 16. Совместная деятельность

дехканских хозяйств


Дехканские хозяйства имеют право осуществлять, в том числе путем создания на добровольной основе производственного кооператива, совместную деятельность по выращиванию, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, закупке материалов и оборудования для своей деятельности, технической поддержке, пользованию водными ресурсами, защите растений (насаждений) от вредителей и болезней, оказанию консультационных и других услуг, необходимых для деятельности дехканских хозяйств.



Статья 17. Учет результатов деятельности

дехканского хозяйства


Дехканское хозяйство ведет учет результатов своей деятельности.

Дехканское хозяйство до 15 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет органу самоуправления граждан по месту нахождения дехканского хозяйства справку установленной формы, содержащую информацию о видах сельскохозяйственных культур, выращиваемых в течение года на земельном участке, объемах произведенной и реализованной сельскохозяйственной продукции, а также количестве теплиц.



ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

ДЕХКАНСКИХ ХОЗЯЙСТВ


Статья 18. Основные направления поддержки

дехканских хозяйств


Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов дехканских хозяйств.

Не допускается оптимизация (сокращение, перепланировка и другие) площади земельных участков, находящихся в распоряжении дехканских хозяйств, без их согласия.

Государственные органы содействуют развитию и укреплению деятельности дехканских хозяйств.

Государственная поддержка дехканских хозяйств осуществляется путем:

создания механизмов льготного кредитования дехканских хозяйств, а также оказания им лизинговых и страховых услуг;

внедрения системы бесперебойных поставок органических и минеральных удобрений, средств защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней, горюче-смазочных материалов, водных и других необходимых ресурсов, сортовых семян и саженцев, необходимых для выращивания сельскохозяйственной продукции;

создания возможностей пользования дорогами, электроснабжением, водоснабжением и мелиоративными сооружениями, необходимыми для работы дехканского хозяйства;

предоставления достоверной информации о спросе и предложении на производимую дехканскими хозяйствами сельскохозяйственную продукцию на внутреннем и внешнем рынках, а также научно-практических рекомендаций и пособий по выращиванию сельскохозяйственных культур;

выделения специальных торговых рядов на дехканских рынках и торговых точек в торговых центрах для реализации сельскохозяйственной продукции, выращенной в дехканских хозяйствах, а также создания условий для организации выездной торговли в населенных пунктах;

внедрения системы льгот для экспорта произведенной дехканскими хозяйствами сельскохозяйственной продукции;

реализации мер по поощрению и поддержке производства, хранения, переработки сельскохозяйственной продукции дехканскими хозяйствами, а также увеличения ее объемов и внедрения передовых научных разработок и технологий.



Статья 19. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области государственной

поддержки деятельности дехканских хозяйств


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

утверждает государственные программы по развитию деятельности дехканских хозяйств и обеспечивает их реализацию;

принимает в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты в области государственной поддержки дехканских хозяйств;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области государственной поддержки дехканских хозяйств;

вводит льготы, субсидии и другие преференции дехканским хозяйствам в области производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 20. Полномочия Министерства сельского

хозяйства Республики Узбекистан в области

государственной поддержки дехканских хозяйств


Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан:

разрабатывает рекомендации по осуществлению агротехнических мероприятий, производству сельскохозяйственной продукции с учетом площади земельных участков дехканских хозяйств, почвенно-климатических условий и водоснабжения и обеспечивает их бесплатное использование;

содействует дехканским хозяйствам во внедрении ресурсосберегающих агротехнологий, альтернативных источников энергии для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

проводит разъяснительную работу по эффективному использованию земельных участков дехканскими хозяйствами и повышению культуры земледелия;

проводит совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами маркетинговые исследования по вопросам предложения и спроса на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;

разрабатывает на основе результатов маркетинговых исследований предложения и рекомендации по перечню и объему сельскохозяйственной продукции, которая будет пользоваться повышенным спросом в наступающем году, и обеспечивает их доведение до мест.

Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 21. Полномочия органов государственной

власти на местах в области государственной

поддержки дехканских хозяйств


Органы государственной власти на местах:

создают необходимые условия и оказывают содействие в организации эффективного использования земельных участков дехканских хозяйств;

привлекают экспортеров для сотрудничества с дехканскими хозяйствами, оказывают им всестороннее содействие в экспорте сельскохозяйственной продукции;

участвуют в реализации государственных программ по развитию дехканских хозяйств;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы по развитию дехканских хозяйств;

оказывают практическую помощь в улучшении материально-технического снабжения дехканских хозяйств, обеспечении их водными ресурсами, поставке необходимых семян, саженцев, минеральных удобрений.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЛЕНОВ

ДЕХКАНСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Статья 22. Права и обязанности главы

дехканского хозяйства


Глава дехканского хозяйства имеет право:

без доверенности действовать от имени дехканского хозяйства;

заключать договоры с юридическими и физическими лицами;

предоставлять земельный участок, предоставленный ему в пожизненное наследуемое владение, или часть этого земельного участка во временное пользование юридическим и физическим лицам в целях производства сельскохозяйственной продукции в соответствии со специализацией дехканского хозяйства с сохранением права пожизненного наследуемого владения на этот земельный участок;

выдавать доверенности;

открывать счета в банке.

Глава дехканского хозяйства обязан обеспечивать защиту интересов и реализацию прав дехканского хозяйства и его членов.

Глава дехканского хозяйства может иметь и иные права и обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 23. Права и обязанности членов

дехканского хозяйства


Члены дехканского хозяйства имеют право:

на получение своей доли от выращенной дехканским хозяйством сельскохозяйственной продукции и дохода от ее реализации;

участвовать в гражданско-правовых отношениях от имени дехканского хозяйства по поручению главы дехканского хозяйства;

на государственное социальное страхование и социальное обеспечение в соответствии с законодательством, а также на включение в трудовой стаж рабочего времени, затраченного на производство сельскохозяйственной продукции в дехканском хозяйстве, при уплате социального налога в порядке, предусмотренном частью второй статьи 15 настоящего Закона (в случае отсутствия другой постоянной работы).

Члены дехканского хозяйства обязаны личным трудом участвовать в деятельности дехканского хозяйства.

Члены дехканского хозяйства могут иметь и иные права и обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 24. Имущественные отношения

в дехканском хозяйстве


Имущество, принадлежащее дехканскому хозяйству, выращенная продукция и доход от ее реализации, полученные в результате совместной деятельности членов дехканского хозяйства, являются их общей совместной собственностью, если по соглашению между ними не предусмотрено создание общей долевой собственности.

Имущественные права дехканского хозяйства и его членов находятся под защитой государства.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 25. Основания ликвидации (прекращения

деятельности) дехканского хозяйства


Дехканское хозяйство ликвидируется (прекращает деятельность) при прекращении права на земельный участок, предоставленный на праве пожизненного наследуемого владения для ведения дехканского хозяйства, или по истечении срока аренды (субаренды).

Ликвидация (прекращение деятельности) дехканского хозяйства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

При прекращении права на земельный участок, находящийся в ведении дехканского хозяйства, орган государственной регистрации прав на объекты недвижимости направляет электронное уведомление об этом в центр государственных услуг в день внесения соответствующей записи в Государственный реестр прав на объекты недвижимости. О прекращении деятельности дехканского хозяйства вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр дехканских хозяйств.



Статья 26. Разрешение споров


Споры, возникающие в области создания и ведения дехканских хозяйств, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 27. Ответственность по обязательствам


По обязательствам членов дехканских хозяйств, возникающим в ходе ведения дехканского хозяйства, они отвечают общим имуществом, возникшим в результате их совместной деятельности.

При недостаточности общего имущества членов дехканского хозяйства они несут ответственность по обязательствам принадлежащим им имуществом в соответствии с законодательством.



Статья 28. Ответственность за нарушение

законодательства о дехканском хозяйстве


Лица, виновные в нарушении законодательства о дехканском хозяйстве, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 29. Признание утратившими силу некоторых

законодательных актов Республики Узбекистан


Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года N 604-I "О дехканском хозяйстве" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 5-6, ст. 88);


2) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года N 605-I "О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан "О дехканском хозяйстве" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., N 5-6, ст. 89);


3) пункт 23 Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2000 года N 175-II "О внесении изменений и дополнений , а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г. N 1-2, ст. 23);


4) раздел XVII Закона Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года N 220-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 5, ст. 89);


5) раздел XXI Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года N 535-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 9-10, ст. 149);


6) раздел XXI Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года N 568-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 1-2, ст. 18);


7) пункт 42 Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 года N 714-II "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 1, ст. 18);


8) статью 6 Закона Республики Узбекистан от 23 мая 2005 года N ЗРУ-2 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 5, ст. 152);


9) статью 10 Закона Республики Узбекистан от 28 декабря 2007 года N ЗРУ-138 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Налогового кодекса Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 12, ст. 608);


10) статью 22 Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года N ЗРУ-197 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием налогового законодательства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2008 г., N 12, ст. 640);


11) статью 7 Закона Республики Узбекистан от 14 января 2009 года N ЗРУ-199 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием исполнительного производства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., N 1, ст. 1);


12) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2009 года N ЗРУ-240 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с углублением экономических реформ в сельском и водном хозяйстве" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., N 12, ст. 472);


13) статью 5 Закона Республики Узбекистан от 9 сентября 2010 года N ЗРУ-254 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы пенсионного обеспечения граждан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., N 9, ст. 334);


14) статью 20 Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года N ЗРУ-355 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 10, ст. 263);


15) статью 18 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года N ЗРУ-391 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., N 8, ст. 312);


16) статью 15 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 2016 года N ЗРУ-416 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., N 12, ст. 383);


17) статью 4 Закона Республики Узбекистан от 21 декабря 2018 года N ЗРУ-506 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизма эффективного использования посевных площадей в сельском хозяйстве" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., N 12, ст. 781);


18) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 4 апреля 2019 года N ЗРУ-533 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 4, ст. 199);


19) статью 4 Закона Республики Узбекистан от 29 сентября 2020 года N ЗРУ-639 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., N 9, ст. 540).



Статья 30. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству сельского хозяйства, Министерству юстиции, Министерству по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан, Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 31. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 32. Применение норм настоящего Закона


Со дня вступления настоящего Закона в силу отменяется порядок предоставления земельных участков для ведения дехканских хозяйств на праве пожизненного наследуемого владения.

При этом в отношении дехканских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Закона, сохраняется право пожизненного наследуемого владения на предоставленные им земельные участки.

Кабинету Министров Республики Узбекистан до 1 декабря 2021 года обеспечить приведение деятельности дехканских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Закона, в соответствие с требованиями настоящего Закона.



Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2 апреля 2021 г.


"Народное слово", 2 апреля 2021 г.















































Время: 0.2294
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск