ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Государственные программы, концепции и их реализация / Общие концептуальные вопросы /Указ Президента Республики Узбекистан от 06.07.2022 г. N УП-165 "Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.07.2022 г.
N УП-165
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НА 2022-2026 ГОДЫ
В результате реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы достигнуты большие успехи в обеспечении и стимулировании инновационного и технологического прогресса в отраслях экономики и социальной сфере, в том числе сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, образовании, здравоохранении. В частности:
республика поднялась на 36 позиций по сравнению с 2015 годом в рейтинге Глобального инновационного индекса, который оценивается по 81 индикатору;
объем годовых средств, выделяемых из государственного бюджета на инновационную и научную сферы, по сравнению с 2018 годом увеличился в 3 раза и доведен до 1,5 триллиона сумов;
если в 2018 году число молодых ученых составляло 6,5 тысячи, то этот показатель в 2022 году достиг 10,8 тысячи человек, то есть обеспечен рост в полтора раза;
за последние четыре года количество специализированных институтов по финансированию инновационной деятельности (инновационные фонды, венчурные организации и другие) доведено до 28 единиц;
проводимая ежегодно начиная с 2018 года Международная неделя инновационных идей - "Innoweek.uz" превращается в платформу инновационных технологий, объединяющую зарубежные научные и инновационные центры, инвестиционные фонды, технологические агентства, технопарки и бизнес-инкубаторы на пути к одной цели.
Вместе с тем степень коммерциализации научных и инновационных разработок, уровень сотрудничества между наукой, образованием и промышленностью в реальном секторе экономики остаются сравнительно низкими.
В целях ускорения инновационного развития в республике, широкого внедрения инноваций и технологий во всех отраслях экономики, развития человеческого капитала, научных и инновационных сфер:
1. Утвердить Стратегию инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы (далее - Стратегия) согласно приложению N 1.
2. Определить основными направлениями Стратегии:
поддержку стартап-инициатив путем формирования сети субъектов инновационной инфраструктуры (инновационный технопарк, центр трансфера технологий, инновационный кластер, венчурная организация, инновационный центр, стартап-акселератор, инкубатор), а также организацию крупномасштабного производства (создание капитала);
увеличение доли инновационно активных организаций за счет совершенствования институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;
обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства;
стимулирование спроса на инновации путем обеспечения комплексной системы создания новых видов продукции и инновационных технологий от идеи - до конечного потребителя;
формирование системы переориентации созданного капитала на "подрывные" инновации;
дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путем развития навыков созидательства, инновационного предпринимательства и рационализаторства на всех этапах образования.
Определить, что Стратегия реализуется поэтапно исходя из достигнутых результатов и соответствующих основных направлений по целевым показателям на основе "дорожных карт", отдельно утверждаемых начиная с 2024 года.
3. Утвердить:
Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы (далее - Целевые показатели) согласно приложению N 2;
Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы в разрезе регионов согласно приложению N 3.
4. Определить, что:
а) Целевые показатели, в частности, предусматривают увеличение количества:
субъектов инновационной деятельности (промышленно-производственные организации) с 613 до 2 250;
субъектов инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры, венчурные организации, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и акселераторы) в 3 раза;
новых рабочих мест, создаваемых по результатам инновационного предпринимательства, в 4 раза;
новых инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках, в 2 раза;
б) Целевые показатели реализации Стратегии в разрезе регионов, в частности, предусматривают доведение количества:
инновационных центров в регионах до 494;
отечественных промышленных предприятий, занимающихся технологической инновацией, до 600;
новых технологий, создаваемых в регионах, до 384;
патентов, ежегодно зарегистрированных в регионах, до 184;
научных, инновационных и технологических проектов, осуществляемых совместно с иностранными организациями, до 183;
инновационных стартапов до 1 437.
5. Внедрить с 1 августа 2022 года единую систему цепочки "отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация" при создании производства инновационных продуктов, включающую в себя следующее:
региональные отраслевые организации разрабатывают портфель спроса на инновации и представляют его территориальным управлениям Министерства высшего образования, науки и инноваций;
территориальные управления Министерства высшего образования, науки и инноваций на конкурсной основе определяют исполнителя - научную/высшую образовательную организацию (инновационную спин-офф компанию) по обеспечению научного решения проблем отрасли;
по результатам конкурса научная/высшая образовательная организация (инновационная спин-офф компания) на основе принципа "1+1" финансирует проекты совместно с отраслевыми организациями;
Министерством инвестиций, промышленности и торговли разрабатывается инвестиционный портфель в целях расширения инновационных продуктов, выпуск которых успешно освоен на рынке, и налаживания их серийного промышленного производства в будущем.
Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.) в месячный срок разработать и утвердить порядок полного и качественного внедрения в практику предусмотренной в настоящем пункте цепочки "отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация".
а) с 1 августа 2022 года внедряется следующая система стимулирования создания "подрывных" инноваций:
местным научным организациям и предприятиям предоставляется право прямого подписания с государственными органами и крупными государственными организациями договоров по производству, внедрению и технической поддержке инновационных товаров и программных продуктов, торговые закупки которых осуществляются через Электронный кооперационный портал;
в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов за счет отчислений в размере до 10 процентов (в АО "Навоийский горно-металлургический комбинат" и АО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат" в фиксированном размере 10 миллиардов сумов) от прибыли до уплаты налога на прибыль на специальных счетах предприятий создаются Фонды поддержки инновационной деятельности (далее - Фонд). При этом:
Фонд не является юридическим лицом и его средства направляются на создание и внедрение "подрывных" инноваций;
портфель проектов, финансируемый за счет средств Фонда, согласовывается с Министерством высшего образования, науки и инноваций;
заместитель Премьер-министра Умурзаков С. осуществляет систематический контроль за своевременным отчислением в Фонды и целевым использованием хозяйственными обществами с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов средств, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, а также заслушивает отчеты их руководителей каждые полгода.
Министерству финансов совместно с Счетной палатой и Агентством по управлению государственными активами установить контроль за созданием Фонда в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов, формированием его средств в утвержденном объеме и целевым их использованием;
б) внедряется практика организации совместного патентования и коммерциализации новых разработок, созданных на основе механизма долевого финансирования владельцами инноваций - интеллектуальной собственности и производственными предприятиями, а также субъектами предпринимательства.
7. Принять к сведению, что:
главной целью определено достижение к 2026 году включительно вхождения Республики Узбекистан в состав 56 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса;
в объявленном в 2021 году рейтинге Глобального инновационного индекса Узбекистан поднялся на 7 ступеней, занял 86-е место среди 132 государств и вошел в топ-10 стран, заметно улучшивших свои позиции.
Республиканскому совету по работе с международными рейтингами и индексами (Нарбаева Т.) совместно с Министерством инновационного развития, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями в месячный срок разработать и реализовать план мероприятий на 2022-2026 годы по улучшению позиции Республики Узбекистан в рейтинге Глобального инновационного индекса.
8. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством инновационного развития в сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами разработать учебные программы по направлениям "Инновационный менеджмент", "Проектное управление", "Коммерциализация", "Управление интеллектуальной собственностью" и с 2022/2023 учебного года внедрить в соответствующих высших образовательных учреждениях.
Министерству занятости и сокращения бедности совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций принять меры по обеспечению распределения и занятости кадров исходя из реальной потребности рынка труда в кадрах по направлению инновационного развития.
9. Принять к сведению, что введена должность заместителя хокима по вопросам инновационного развития Чустского района Наманганской области и достигнуты положительные результаты в его деятельности.
Одобрить предложение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о трансформации в каждом регионе дополнительных районов (городов) в инновационную зону исходя из их экономического потенциала и утвердить перечень данных зон согласно приложению N 4.
Ввести должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития Нукусского, Мархаматского, Рамитанского, Дустликского, Нишанского, Карманинского, Ургутского, Сырдарьинского, Алтынсайского, Ахангаранского, Алтыарыкского и Гурленского районов, а также районов, приведенных в приложении N 4 к настоящему Указу.
Определить, что:
должности заместителей хокимов финансируются за счет средств бюджета соответствующего района;
налаживается взаимодействие территориальных управлений Министерства высшего образования, науки и инноваций с заместителями хокимов районов по вопросам инновационного развития.
Заместителю Премьер-министра Умурзакову С. совместно с Министерством инновационного развития, Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента в месячный срок разработать и утвердить программы по трансформации в инновационные зоны районов, где введены должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития.
10. Установить, что ежемесячная выплата 30-процентной надбавки к базовому должностному окладу заместителей руководителей, на которых в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2021 N УП-6198 года возложена задача по внедрению инноваций, осуществляется за счет средств внебюджетного фонда развития соответствующего министерства, ведомства и органа исполнительной власти на местах (в случае отсутствия внебюджетного фонда развития - в рамках средств, выделенных из государственного бюджета) и за счет собственных средств хозяйственных объединений, крупных организаций, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 процентов и более.
11. Возложить на Министерство высшего образования, науки и инноваций следующие дополнительные задачи:
ведение годового рейтинга результатов инновационной деятельности отраслей экономики, регионов, научных и высших образовательных организаций;
разработка новых систем оценки научной деятельности научных и высших образовательных организаций, а также финансирования проектов по созданию новых научных разработок и технологий;
ведение реестра договоров по прямым закупкам инновационных продуктов и услуг через Электронный кооперационный портал;
внедрение инноваций в инвестиционные проекты, дополнение технологическими решениями инвестиционных проектов, осваиваемых в регионах, оказание содействия в привлечении инвестиций в данные направления.
12. Возложить на заместителя Премьер-министра Умурзакова С.У. и министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение.
О результативности осуществляемых мер внести информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2023 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 06.07.2022 г. N УП-165
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации Стратегии инновационного развития
Республики Узбекистан на 2022-2026 годы
N |
Показатели |
Единица измерения |
Текущий показатель |
Показатели по годам
|
|||
2023
|
2024 |
2025 |
2026 |
||||
1. |
Улучшение позиции Республики Узбекистан в рейтинге Глобального инновационного индекса |
место |
86 |
74 |
68 |
62 |
56 |
2. |
Количество субъектов инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры, венчурные фонды, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и акселераторы) |
ед. |
25 |
45 |
55 |
65 |
75 |
3. |
Количество инновационно активных субъектов предпринимательства (в общем количестве организаций промышленного производства) |
ед. |
613 |
930 |
1 215 |
1 500 |
2 250 |
4. |
Количество новых инновационных (спин-офф) предприятий, специализирующихся на выпуске наукоемкой продукции |
ед. |
0 |
14 |
22 |
28 |
36 |
5. |
Доля экспорта высокотехнологичной продукции на внешние рынки в общем объеме экспорта |
% |
2,1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6. |
Количество научных разработок, коммерциализированных на внутреннем и внешнем рынках |
ед. |
150 |
250 |
275 |
300 |
325 |
7. |
Объем инвестиций частного сектора на разработки и исследования |
млн сум |
2 804 |
3 500 |
4 750 |
6 000 |
8 250 |
8. |
Зарубежные гранты, выделенные на разработки и исследования |
млрд сум |
0 |
35 |
83 |
141 |
224 |
9. |
Количество новых рабочих мест, созданных в результате инновационного предпринимательства |
ед. |
6 000 |
9 000 |
13 500 |
18 000 |
25 000 |
10. |
Валовые расходы на исследования и разработки (в процентах от ВВП) |
% |
0,15 |
0,17 |
0,19 |
0,21 |
0,24 |
11. |
Валовые расходы на исследования и разработки, осуществляемые частным сектором (в процентах от ВВП) |
% |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
12. |
Количество созданных новых технологий |
ед. |
69 |
89 |
186 |
288 |
284 |
13. |
Доход от интеллектуальной собственности (доля в общем экспорте) |
% |
0 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
14. |
Годовое количество зарегистрированных патентов |
ед. |
30 |
39 |
82 |
131 |
184 |
15. |
Количество научных исследователей |
чел. |
15 000 |
16 500 |
18 000 |
19 600 |
21 500 |
16. |
Предприятия, среди работников которых есть научные исследователи (в процентах от общего числа предприятий) |
% |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
17. |
Количество выпускников в области науки и инженерии (в процентах от общего числа выпускников) |
% |
35,5 |
36,9 |
38,5 |
40,1 |
41,8 |
18. |
Количество статей в научно-технических изданиях (в базе данных Web of Science)
|
ед. |
900 |
1000 |
1150 |
1300 |
1500 |
к Указу Президента РУз
от 06.07.2022 г. N УП-165
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
реализации Стратегии инновационного развития
Республики Узбекистан на 2022-2026 годы
в разрезе регионов
Показатели |
Коли- чество иннова- ционных центров в регионе |
Коли- чество отечест- венных промыш- ленных пред- приятий, занимаю- щихся техноло- гическими иннова- циями |
Коли- чество новых техно- логий, создан- ных в регионе |
Коли- чество ежегодно регист- рируемых патентов в регионе |
Коли- чество научных, иннова- ционных и техноло- гических проектов, реализо- ванных в сотруд- ничестве с зару- бежными органи- зациями
|
Объем инвести- ций оте- чествен- ного частного сектора в раз- работки и иссле- дования |
Коли- чество стар- тапов |
Иност- ранные гранты, выделяе- мые на разра- ботки и исследо- вания |
|
ед.
|
ед. |
ед. |
ед. |
ед. |
млн сум |
ед. |
млрд сум |
||
Регионы
|
годы |
||||||||
Республика Каракалпакстан |
2023 |
3 |
6 |
7 |
2 |
3 |
780,8 |
10 |
8,5 |
2024 |
7 |
14 |
14 |
5 |
6 |
1 630,8 |
27 |
20 |
|
2025 |
13 |
22 |
22 |
9 |
10 |
2 540,8 |
52 |
35 |
|
2026 |
20 |
32 |
31 |
14 |
14 |
3 490,8 |
91 |
55 |
|
Андижанская область |
2023 |
13 |
10 |
9 |
8 |
2 |
850 |
13 |
5 |
2024 |
27 |
22 |
20 |
16 |
5 |
1 780 |
33 |
11,5 |
|
2025 |
43 |
34 |
31 |
26 |
9 |
2 740 |
61 |
19,5 |
|
2026 |
60 |
49 |
42 |
37 |
15 |
3 730 |
103 |
30,5 |
|
Бухарская область |
2023 |
3 |
8 |
7 |
3 |
2 |
240,5 |
11 |
1,3 |
2024 |
7 |
17 |
15 |
7 |
4 |
551 |
29 |
3,5 |
|
2025 |
13 |
27 |
23 |
10 |
6 |
876 |
49 |
6,6 |
|
2026 |
20 |
39 |
31 |
14 |
9 |
1 226 |
79 |
10,6 |
|
Джизакская область |
2023 |
6 |
6 |
6 |
2 |
3 |
400 |
6 |
1,4 |
2024 |
13 |
12 |
12 |
4 |
2 |
820 |
17 |
3,6 |
|
2025 |
21 |
19 |
19 |
6 |
3 |
1 270 |
32 |
6,6 |
|
2026 |
30 |
27 |
27 |
9 |
3 |
1 760 |
50 |
11,9 |
|
Кашкадарьинская область |
2023 |
5 |
7 |
6 |
2 |
2 |
200 |
7 |
0,8 |
2024 |
11 |
14 |
12 |
5 |
5 |
480 |
25 |
2 |
|
2025 |
18 |
22 |
19 |
8 |
8 |
780 |
50 |
3,5 |
|
2026 |
26 |
32 |
27 |
11 |
12 |
1 130 |
87 |
5,9 |
|
Навоийская область |
2023 |
5 |
9 |
10 |
5 |
6 |
355 |
20 |
0,8 |
2024 |
12 |
19 |
21 |
10 |
14 |
775 |
45 |
2 |
|
2025 |
20 |
29 |
33 |
16 |
22 |
1 255 |
75 |
3,5 |
|
2026 |
30 |
40 |
45 |
22 |
31 |
1 775 |
108 |
5,9 |
|
Наманганская область |
2023 |
3 |
7 |
7 |
3 |
2 |
350 |
15 |
0,8 |
2024 |
7 |
14 |
15 |
6 |
4 |
730 |
35 |
2 |
|
2025 |
14 |
22 |
23 |
10 |
7 |
1 160 |
60 |
3,5 |
|
2026 |
25 |
31 |
32 |
14 |
10 |
1 640 |
92 |
5,7 |
|
Самаркандская область |
2023 |
3 |
6 |
5 |
3 |
2 |
200 |
15 |
0,8 |
2024 |
7 |
13 |
10 |
5 |
6 |
460 |
44 |
2 |
|
2025 |
12 |
21 |
14 |
7 |
9 |
750 |
79 |
3,5 |
|
2026 |
18 |
29 |
19 |
10 |
12 |
1 100 |
119 |
5,9 |
|
Сырдарьинская область |
2023 |
2 |
7 |
3 |
1 |
1 |
180 |
7 |
2 |
2024 |
3 |
13 |
6 |
3 |
3 |
440 |
23 |
4,5 |
|
2025 |
5 |
21 |
10 |
5 |
5 |
740 |
48 |
7,5 |
|
2026 |
7 |
29 |
13 |
7 |
7 |
1 090 |
86 |
11,5 |
|
Сурхандарьинская область |
2023 |
2 |
8 |
4 |
1 |
2 |
210 |
7 |
0,8 |
2024 |
5 |
16 |
8 |
3 |
4 |
260 |
21 |
2 |
|
2025 |
10 |
25 |
13 |
5 |
7 |
300 |
41 |
3,5 |
|
2026 |
17 |
34 |
18 |
7 |
10 |
350 |
72 |
5,9 |
|
Ташкентская область |
2023 |
13 |
8 |
4 |
2 |
2 |
300 |
15 |
0,8 |
2024 |
27 |
17 |
9 |
4 |
4 |
640 |
38 |
2 |
|
2025 |
42 |
27 |
14 |
7 |
6 |
1 060 |
69 |
3,5 |
|
2026 |
57 |
39 |
20 |
10 |
9 |
1 560 |
109 |
5,9 |
|
Ферганская область |
2023 |
4 |
5 |
6 |
2 |
2 |
280 |
9 |
0,8 |
2024 |
9 |
11 |
13 |
4 |
4 |
600 |
27 |
2 |
|
2025 |
15 |
17 |
21 |
6 |
7 |
950 |
55 |
3,5 |
|
2026 |
22 |
23 |
29 |
8 |
10 |
1 370 |
96 |
5,9 |
|
Хорезмская область |
2023 |
2 |
4 |
3 |
1 |
1 |
180 |
30 |
0,7 |
2024 |
5 |
4 |
5 |
1 |
1 |
250 |
40 |
1,1 |
|
2025 |
10 |
5 |
6 |
2 |
2 |
280 |
49 |
1,5 |
|
2026 |
16 |
5 |
6 |
2 |
2 |
300 |
60 |
2,4 |
|
город Ташкент |
2023 |
34 |
30 |
12 |
4 |
8 |
1 500 |
55 |
11 |
2024 |
70 |
75 |
26 |
9 |
17 |
3 300 |
121 |
24,3 |
|
2025 |
107 |
130 |
40 |
14 |
28 |
5 400 |
196 |
39,8 |
|
2026 |
146 |
190 |
44 |
19 |
39 |
7 550 |
285 |
61,2 |
к Указу Президента РУз
от 06.07.2022 г. N УП-165
ПЕРЕЧЕНЬ
районов (городов)в Республике Каракалпакстан,
областях и городе Ташкенте, трансформируемых
в инновационные зоны
N |
Регионы |
Районы (города)
|
1. |
Республика Каракалпакстан |
Муйнакский район Нукусский район |
2. |
Андижанская область |
Булакбашинский район Мархаматский район |
3. |
Бухарская область |
Гиждуванский район Рамитанский район |
4. |
Джизакская область |
Дустликский район Пахтакорский район |
5. |
Кашкадарьинская область |
Каршинский район Нишанский район |
6. |
Навоийская область |
Карманинский район Кизилтепинский район |
7. |
Наманганская область |
Давлатабадский район Чустский район* |
8. |
Самаркандская область |
Нурабадский район Ургутский район |
9. |
Сырдарьинская область |
Баяутский район Сырдарьинский район |
10. |
Сурхандарьинская область |
Алтынсайский район Термезский район |
11. |
Ташкентская область |
Ахангаранский район город Чирчик |
12. |
Ферганская область |
Алтыарыкский район Бувайдинский район |
13. |
Хорезмская область |
Гурленский район Ургенчский район |
14. |
город Ташкент |
Мирзо-Улугбекский район Алмазарский район |
*) Должность заместителя хокима по вопросам инновационного развития введена Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года N УП-6198 "О совершенствовании системы государственного управления в сфере развития научной и инновационной деятельности".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 июля 2022 г.
"Народное слово", 7 июля 2022 г.