язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Государственные программы, концепции и их реализация/ Общие концептуальные вопросы/ Указ Президента Республики Узбекистан от 06.07.2022 г. N УП-165 "Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.07.2022 г.

N УП-165



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ   УЗБЕКИСТАН

НА 2022-2026 ГОДЫ


В результате реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы достигнуты большие успехи в обеспечении и стимулировании инновационного и технологического прогресса в отраслях экономики и социальной сфере, в том числе сельском хозяйстве, энергетике, строительстве, образовании, здравоохранении. В частности:

республика поднялась на 36 позиций по сравнению с 2015 годом в рейтинге Глобального инновационного индекса, который оценивается по 81 индикатору;

объем годовых средств, выделяемых из государственного бюджета на инновационную и научную сферы, по сравнению с 2018 годом увеличился в 3 раза и доведен до 1,5 триллиона сумов;

если в 2018 году число молодых ученых составляло 6,5 тысячи, то этот показатель в 2022 году достиг 10,8 тысячи человек, то есть обеспечен рост в полтора раза;

за последние четыре года количество специализированных институтов по финансированию инновационной деятельности (инновационные фонды, венчурные организации и другие) доведено до 28 единиц;

проводимая ежегодно начиная с 2018 года Международная неделя инновационных идей - "Innoweek.uz" превращается в платформу инновационных технологий, объединяющую зарубежные научные и инновационные центры, инвестиционные фонды, технологические агентства, технопарки и бизнес-инкубаторы на пути к одной цели.

Вместе с тем степень коммерциализации научных и инновационных разработок, уровень сотрудничества между наукой, образованием и промышленностью в реальном секторе экономики остаются сравнительно низкими.

В целях ускорения инновационного развития в республике, широкого внедрения инноваций и технологий во всех отраслях экономики, развития человеческого капитала, научных и инновационных сфер:


1. Утвердить Стратегию инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы (далее - Стратегия) согласно приложению N 1.


2. Определить основными направлениями Стратегии:

поддержку стартап-инициатив путем формирования сети субъектов инновационной инфраструктуры (инновационный технопарк, центр трансфера технологий, инновационный кластер, венчурная организация, инновационный центр, стартап-акселератор, инкубатор), а также организацию крупномасштабного производства (создание капитала);

увеличение доли инновационно активных организаций за счет совершенствования институциональных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности;

обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства;

стимулирование спроса на инновации путем обеспечения комплексной системы создания новых видов продукции и инновационных технологий от идеи - до конечного потребителя;

формирование системы переориентации созданного капитала на "подрывные" инновации;

дальнейшее развитие человеческого капитала в управлении инновационной деятельностью путем развития навыков созидательства, инновационного предпринимательства и рационализаторства на всех этапах образования.

Определить, что Стратегия реализуется поэтапно исходя из достигнутых результатов и соответствующих основных направлений по целевым показателям на основе "дорожных карт", отдельно утверждаемых начиная с 2024 года.


3. Утвердить:

Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы (далее - Целевые показатели) согласно приложению N 2;

Целевые показатели реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы в разрезе регионов согласно приложению N 3.


4. Определить, что:

а) Целевые показатели, в частности, предусматривают увеличение количества:

субъектов инновационной деятельности (промышленно-производственные организации) с 613 до 2 250;

субъектов инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры, венчурные организации, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и акселераторы) в 3 раза;

новых рабочих мест, создаваемых по результатам инновационного предпринимательства, в 4 раза;

новых инновационных разработок, создаваемых в результате коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках, в 2 раза;

б) Целевые показатели реализации Стратегии в разрезе регионов, в частности, предусматривают доведение количества:

инновационных центров в регионах до 494;

отечественных промышленных предприятий, занимающихся технологической инновацией, до 600;

новых технологий, создаваемых в регионах, до 384;

патентов, ежегодно зарегистрированных в регионах, до 184;

научных, инновационных и технологических проектов, осуществляемых совместно с иностранными организациями, до 183;

инновационных стартапов до 1 437.


5. Внедрить с 1 августа 2022 года единую систему цепочки "отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация" при создании производства инновационных продуктов, включающую в себя следующее:

региональные отраслевые организации разрабатывают портфель спроса на инновации и представляют его территориальным управлениям Министерства инновационного развития;

территориальные управления Министерства инновационного развития на конкурсной основе определяют исполнителя - научную/высшую образовательную организацию (инновационную спин-офф компанию) по обеспечению научного решения проблем отрасли;

по результатам конкурса научная/высшая образовательная организация (инновационная спин-офф компания) на основе принципа "1+1" финансирует проекты совместно с отраслевыми организациями;

Министерством инвестиций и внешней торговли разрабатывается инвестиционный портфель в целях расширения инновационных продуктов, выпуск которых успешно освоен на рынке, и налаживания их серийного промышленного производства в будущем.

Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И.) в месячный срок разработать и утвердить порядок полного и качественного внедрения в практику предусмотренной в настоящем пункте цепочки "отрасль-регион-научная/высшая образовательная организация".


6. Установить, что:

а) с 1 августа 2022 года внедряется следующая система стимулирования создания "подрывных" инноваций:

местным научным организациям и предприятиям предоставляется право прямого подписания с государственными органами и крупными государственными организациями договоров по производству, внедрению и технической поддержке инновационных товаров и программных продуктов, торговые закупки которых осуществляются через Электронный кооперационный портал;

в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов за счет отчислений в размере до 10 процентов от прибыли до уплаты налога на прибыль на специальных счетах предприятий создаются Фонды поддержки инновационной деятельности (далее - Фонд). При этом:

Фонд не является юридическим лицом и его средства направляются на создание и внедрение "подрывных" инноваций;

портфель проектов, финансируемый за счет средств Фонда, согласовывается с Министерством инновационного развития;

заместитель Премьер-министра Умурзаков С. осуществляет систематический контроль за своевременным отчислением в Фонды и целевым использованием хозяйственными обществами с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов средств, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, а также заслушивает отчеты их руководителей каждые полгода.

Министерству финансов совместно с Счетной палатой и Агентством по управлению государственными активами установить контроль за созданием Фонда в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов, формированием его средств в утвержденном объеме и целевым их использованием;

б) внедряется практика организации совместного патентования и коммерциализации новых разработок, созданных на основе механизма долевого финансирования владельцами инноваций - интеллектуальной собственности и производственными предприятиями, а также субъектами предпринимательства.


7. Принять к сведению, что:

главной целью определено достижение к 2026 году включительно вхождения Республики Узбекистан в состав 56 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса;

в объявленном в 2021 году рейтинге Глобального инновационного индекса Узбекистан поднялся на 7 ступеней, занял 86-е место среди 132 государств и вошел в топ-10 стран, заметно улучшивших свои позиции.

Республиканскому совету по работе с международными рейтингами и индексами (Нарбаева Т.) совместно с Министерством инновационного развития, заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями в месячный срок разработать и реализовать план мероприятий на 2022-2026 годы по улучшению позиции Республики Узбекистан в рейтинге Глобального инновационного индекса.


8. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством инновационного развития в сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами разработать учебные программы по направлениям "Инновационный менеджмент", "Проектное управление", "Коммерциализация", "Управление интеллектуальной собственностью" и с 2022/2023 учебного года внедрить в соответствующих высших образовательных учреждениях.

Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством инновационного развития принять меры по обеспечению распределения и занятости кадров исходя из реальной потребности рынка труда в кадрах по направлению инновационного развития.


9. Принять к сведению, что введена должность заместителя хокима по вопросам инновационного развития Чустского района Наманганской области и достигнуты положительные результаты в его деятельности.

Одобрить предложение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента о трансформации в каждом регионе дополнительных районов (городов) в инновационную зону исходя из их экономического потенциала и утвердить перечень данных зон согласно приложению N 4.

Ввести должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития Нукусского, Мархаматского, Рамитанского, Дустликского, Нишанского, Карманинского, Ургутского, Сырдарьинского, Алтынсайского, Ахангаранского, Алтыарыкского и Гурленского районов, а также районов, приведенных в приложении N 4 к настоящему Указу.

Определить, что:

должности заместителей хокимов финансируются за счет средств бюджета соответствующего района;

налаживается взаимодействие территориальных управлений Министерства инновационного развития с заместителями хокимов районов по вопросам инновационного развития.

Заместителю Премьер-министра Умурзакову С. совместно с Министерством инновационного развития, Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента в месячный срок разработать и утвердить программы по трансформации в инновационные зоны районов, где введены должности заместителей хокимов по вопросам инновационного развития.


10. Установить, что ежемесячная выплата 30-процентной надбавки к базовому должностному окладу заместителей руководителей, на которых в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 апреля 2021 N УП-6198 года возложена задача по внедрению инноваций, осуществляется за счет средств внебюджетного фонда развития соответствующего министерства, ведомства и органа исполнительной власти на местах (в случае отсутствия внебюджетного фонда развития - в рамках средств, выделенных из государственного бюджета) и за счет собственных средств хозяйственных объединений, крупных организаций, доля государства в уставном фонде которых составляет 50 процентов и более.


11. Возложить на Министерство инновационного развития следующие дополнительные задачи:

ведение годового рейтинга результатов инновационной деятельности отраслей экономики, регионов, научных и высших образовательных организаций;

разработка новых систем оценки научной деятельности научных и высших образовательных организаций, а также финансирования проектов по созданию новых научных разработок и технологий;

ведение реестра договоров по прямым закупкам инновационных продуктов и услуг через Электронный кооперационный портал;

внедрение инноваций в инвестиционные проекты, дополнение технологическими решениями инвестиционных проектов, осваиваемых в регионах, оказание содействия в привлечении инвестиций в данные направления.


12. Возложить на заместителя Премьер-министра Умурзакова С.У. и министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение.

О результативности осуществляемых мер внести информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан в срок до 1 января 2023 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Указу Президента РУз

от 06.07.2022 г. N УП-165



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

реализации Стратегии инновационного развития

Республики Узбекистан на 2022-2026 годы


   

N

Показатели

Единица

измерения

Текущий

показатель

Показатели по годам

2023

2024

2025

2026

1.

Улучшение позиции Республики Узбекистан в рейтинге Глобального инновационного индекса


место

86

74

68

62

56

2.

Количество субъектов инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, центры трансфера технологий, инновационные кластеры, венчурные фонды, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и акселераторы)


ед.

25

45

55

65

75

3.

Количество инновационно активных субъектов предпринимательства (в общем количестве организаций промышленного производства)


ед.

613

930

1 215

1 500

2 250

4.

Количество новых инновационных (спин-офф) предприятий, специализирующихся на выпуске наукоемкой продукции


ед.

0

14

22

28

36

5.

Доля экспорта высокотехнологичной продукции на внешние рынки в общем объеме экспорта


%

2,1

3

4

5

6

6.

Количество научных разработок, коммерциализированных на внутреннем и внешнем рынках


ед.

150

250

275

300

325

7.

Объем инвестиций частного сектора на разработки и исследования


млн сум

2 804

3 500

4 750

6 000

8 250

8.

Зарубежные гранты, выделенные на разработки и исследования


млрд сум

0

35

83

141

224

9.

Количество новых рабочих мест, созданных в результате инновационного предпринимательства


ед.

6 000

9 000

13 500

18 000

25 000

10.

Валовые расходы на исследования и разработки (в процентах от ВВП)


%

0,15

0,17

0,19

0,21

0,24

11.

Валовые расходы на исследования и разработки, осуществляемые частным сектором (в процентах от ВВП)


%

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

12.

Количество созданных новых технологий


ед.

69

89

186

288

284

13.

Доход от интеллектуальной собственности (доля в общем экспорте)


%

0

0,02

0,03

0,04

0,05

14.

Годовое количество зарегистрированных патентов


ед.

30

39

82

131

184

15.

Количество научных исследователей


чел.

15 000

16 500

18 000

19 600

21 500

16.

Предприятия, среди работников которых есть научные исследователи (в процентах от общего числа предприятий)


%

13

14

15

16

17

17.

Количество выпускников в области науки и инженерии (в процентах от общего числа выпускников)


%

35,5

36,9

38,5

40,1

41,8

18.

Количество статей в научно-технических изданиях (в базе данных Web of Science)

ед.

900

1000

1150

1300

1500

     





ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 06.07.2022 г. N УП-165



ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

реализации Стратегии инновационного развития

Республики Узбекистан на 2022-2026 годы

в разрезе регионов


  

Показатели


Коли-

чество

иннова-

ционных

центров

в регионе

Коли-

чество

отечест-

венных

промыш-

ленных

пред-

приятий,

занимаю-

щихся

техноло-

гическими

иннова-

циями

Коли-

чество

новых

техно-

логий,

создан-

ных в

регионе

Коли-

чество

ежегодно

регист-

рируемых

патентов

в регионе

Коли-

чество

научных,

иннова-

ционных

и техноло-

гических

проектов,

реализо-

ванных

в сотруд-

ничестве

с зару-

бежными

органи-

зациями

Объем

инвести-

ций оте-

чествен-

ного

частного

сектора

в раз-

работки

и иссле-

дования

Коли-

чество

стар-

тапов

Иност-

ранные

гранты,

выделяе-

мые на

разра-

ботки и

исследо-

вания



ед.

ед.

ед.

ед.

ед.

млн сум

ед.

млрд сум

Регионы

годы









Республика Каракалпакстан

2023


3

6

7

2

3

780,8

10

8,5


2024


7

14

14

5

6

1 630,8

27

20


2025


13

22

22

9

10

2 540,8

52

35


2026


20

32

31

14

14

3 490,8

91

55

Андижанская область

2023


13

10

9

8

2

850

13

5


2024


27

22

20

16

5

1 780

33

11,5


2025


43

34

31

26

9

2 740

61

19,5


2026


60

49

42

37

15

3 730

103

30,5

Бухарская область

2023


3

8

7

3

2

240,5

11

1,3


2024


7

17

15

7

4

551

29

3,5


2025


13

27

23

10

6

876

49

6,6


2026


20

39

31

14

9

1 226

79

10,6

Джизакская область

2023


6

6

6

2

3

400

6

1,4


2024


13

12

12

4

2

820

17

3,6


2025


21

19

19

6

3

1 270

32

6,6


2026


30

27

27

9

3

1 760

50

11,9

Кашкадарьинская область

2023


5

7

6

2

2

200

7

0,8


2024


11

14

12

5

5

480

25

2


2025


18

22

19

8

8

780

50

3,5


2026


26

32

27

11

12

1 130

87

5,9

Навоийская область

2023


5

9

10

5

6

355

20

0,8


2024


12

19

21

10

14

775

45

2


2025


20

29

33

16

22

1 255

75

3,5


2026


30

40

45

22

31

1 775

108

5,9

Наманганская область

2023


3

7

7

3

2

350

15

0,8


2024


7

14

15

6

4

730

35

2


2025


14

22

23

10

7

1 160

60

3,5


2026


25

31

32

14

10

1 640

92

5,7

Самаркандская область

2023


3

6

5

3

2

200

15

0,8


2024


7

13

10

5

6

460

44

2


2025


12

21

14

7

9

750

79

3,5


2026


18

29

19

10

12

1 100

119

5,9

Сырдарьинская область

2023


2

7

3

1

1

180

7

2


2024


3

13

6

3

3

440

23

4,5


2025


5

21

10

5

5

740

48

7,5


2026


7

29

13

7

7

1 090

86

11,5

Сурхандарьинская область

2023


2

8

4

1

2

210

7

0,8


2024


5

16

8

3

4

260

21

2


2025


10

25

13

5

7

300

41

3,5


2026


17

34

18

7

10

350

72

5,9

Ташкентская область

2023


13

8

4

2

2

300

15

0,8


2024


27

17

9

4

4

640

38

2


2025


42

27

14

7

6

1 060

69

3,5


2026


57

39

20

10

9

1 560

109

5,9

Ферганская область

2023


4

5

6

2

2

280

9

0,8


2024


9

11

13

4

4

600

27

2


2025


15

17

21

6

7

950

55

3,5


2026


22

23

29

8

10

1 370

96

5,9

Хорезмская область

2023


2

4

3

1

1

180

30

0,7


2024


5

4

5

1

1

250

40

1,1


2025


10

5

6

2

2

280

49

1,5


2026


16

5

6

2

2

300

60

2,4

город Ташкент

2023


34

30

12

4

8

1 500

55

11


2024


70

75

26

9

17

3 300

121

24,3


2025


107

130

40

14

28

5 400

196

39,8


2026


146

190

44

19

39

7 550

285

61,2

  





ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Указу Президента РУз

от 06.07.2022 г. N УП-165



ПЕРЕЧЕНЬ

районов (городов)в Республике Каракалпакстан,

областях и городе Ташкенте, трансформируемых

в инновационные зоны


    

N

Регионы

Районы (города)

1.

Республика Каракалпакстан

Муйнакский район

Нукусский район


2.

Андижанская область

Булакбашинский район

Мархаматский район


3.

Бухарская область

Гиждуванский район

Рамитанский район


4.

Джизакская область

Дустликский район

Пахтакорский район


5.

Кашкадарьинская область

Каршинский район

Нишанский район


6.

Навоийская область

Карманинский район

Кизилтепинский район


7.

Наманганская область

Давлатабадский район

Чустский район*


8.

Самаркандская область

Нурабадский район

Ургутский район


9.

Сырдарьинская область

Баяутский район

Сырдарьинский район


10.

Сурхандарьинская область

Алтынсайский район

Термезский район


11.

Ташкентская область

Ахангаранский район

город Чирчик


12.

Ферганская область

Алтыарыкский район

Бувайдинский район


13.

Хорезмская область

Гурленский район

Ургенчский район


14.

город Ташкент

Мирзо-Улугбекский район

Алмазарский район


  


*) Должность заместителя хокима по вопросам инновационного развития введена Указом Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года N УП-6198 "О совершенствовании системы государственного управления в сфере развития научной и инновационной деятельности".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 7 июля 2022 г.


"Народное слово", 7 июля 2022 г.