ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Метрология / Общие положения /

Закон Республики Узбекистан от 27.02.2023 г. N ЗРУ-819 "О техническом регулировании" (Принят Законодательной палатой 15.07.2022 г., одобрен Сенатом 27.12.2022 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.02.2023 г.

N ЗРУ-819



О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ


Принят Законодательной палатой 15 июля 2022 года

Одобрен Сенатом 27 декабря 2022 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области технического регулирования.



Статья 2. Сфера применения настоящего Закона


Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при разработке, принятии и применении технических регламентов, оценке соответствия и осуществлении государственного контроля в области технического регулирования.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные:

с санитарными, фитосанитарными и ветеринарными мерами;

с мерами в области охраны труда;

со стандартами бухгалтерского учета;

со стандартами эмиссии ценных бумаг и проспектами эмиссии ценных бумаг, стандартами оценочной деятельности;

со стандартами медицинской помощи;

с государственными образовательными стандартами.



Статья 3. Законодательство о техническом регулировании


Законодательство о техническом регулировании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о техническом регулировании, то применяются правила международного договора.



Статья 4. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


заявитель - физическое или юридическое лицо, предоставившее продукцию для проведения оценки соответствия;


орган государственного контроля - орган государственного управления, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требований нормативных документов в области технического регулирования;


уполномоченный представитель производителя - субъект предпринимательства, который на основании договора с производителем (с иностранным производителем) осуществляет от его имени действия при оценке соответствия и выпуске продукции в обращение на территории Республики Узбекистан;


продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для использования в хозяйственных и иных целях;


выпуск продукции в обращение - поставка (реализация) или ввоз продукции (отправка со склада производителя или отгрузка без складирования) в целях распространения на территории Республики Узбекистан в рамках осуществления предпринимательской деятельности;


декларация о соответствии - документ, которым производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец или импортер удостоверяют соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям нормативных документов в области технического регулирования;


декларирование соответствия - форма обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов в области технического регулирования;


технический барьер в торговле - препятствие, возникающее в торговле между странами вследствие различного применения обязательных требований к продукции и процедурам оценки соответствия в зависимости от страны (места) происхождения продукции;

испытательная лаборатория - юридическое лицо или его структурное подразделение, осуществляющее испытание;


продавец - субъект предпринимательства - резидент Республики Узбекистан, реализующий продукцию;


техническое регулирование - установление, применение и исполнение требований к безопасности продукции, процессам и методам ее производства, а также проверка их соблюдения путем оценки соответствия и осуществления государственного контроля;


нормативные документы в области технического регулирования - технические регламенты и стандарты;


технический регламент - документ, в котором определены обязательные к применению характеристики безопасности продукции или связанные с ними процессы и методы производства, правила;


услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, результаты которой не имеют вещественной формы.



Статья 5. Основные принципы

технического регулирования


Основными принципами технического регулирования являются:

единство применения технических регламентов;

недопустимость дискриминации субъектов предпринимательства и недобросовестной конкуренции в области технического регулирования;

единство и целостность технического регулирования и оценки соответствия;

независимость органов оценки соответствия от производителей, продавцов и покупателей (потребителей);

единство правил и методов испытания и измерения при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

недопустимость совмещения одним органом полномочий по государственному контролю и подтверждению соответствия;

недопустимость дублирования одних и тех же полномочий двумя и более органами государственного контроля.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Статья 6. Государственная система

технического регулирования


Государственную систему технического регулирования составляют:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

Узбекское агентство по техническому регулированию;

уполномоченные органы государственного управления в области технического регулирования;

органы государственного и хозяйственного управления, осуществляющие деятельность в области технического регулирования;

национальный орган по стандартизации;

орган по аккредитации;

экспертные комиссии в области технического регулирования;

органы по оценке соответствия, испытательные лаборатории.



Статья 7. Основные направления государственной

политики в области технического регулирования


Основными направлениями государственной политики в области технического регулирования являются:

обеспечение соответствия технического регулирования уровню развития экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

разработка и реализация программ развития данной области;

гармонизация данной области с международными (региональными) стандартами;

внедрение передовых инновационных и информационно-коммуникационных технологий;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

развитие международного сотрудничества.



Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области технического регулирования


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

определяет уполномоченные органы государственного управления в области технического регулирования и координирует их деятельность;

координирует деятельность по оценке соответствия органов государственного и хозяйственного управления;

утверждает программу разработки технических регламентов;

утверждает технические регламенты, вносит изменения и дополнения в них, а также отменяет данные регламенты;

определяет орган, назначающий (нотифицирующий) орган по оценке соответствия, утверждает область его деятельности и задачи;

принимает решение о создании информационного центра, устанавливает порядок уведомлений о технических регламентах, стандартах, процедурах оценки соответствия;

утверждает порядок признания в Республике Узбекистан результатов оценки соответствия, проведенной за пределами Республики Узбекистан;

утверждает перечень продукции с высоким уровнем риска, подлежащей обязательной государственной регистрации;

устанавливает правила оценки соответствия, порядок регистрации, приостановления, возобновления, прекращения действия деклараций о соответствии;

устанавливает порядок ведения деятельности экспертных комиссий в области технического регулирования;

утверждает полномочия органов государственного контроля, порядок координации их деятельности по государственному контролю, а также порядок взаимодействия органов государственного контроля с органом по аккредитации;

утверждает порядок принятия соответствующих ограничительных мер, критерии оценки риска;

утверждает порядок функционирования системы оперативного взаимного оповещения о продукции, представляющей высокий риск.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия Узбекского агентства

по техническому регулированию в области

технического регулирования


Узбекское агентство по техническому регулированию является специально уполномоченным государственным органом в области технического регулирования (далее - специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан обобщенные предложения по проектам программ разработки технических регламентов;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления по разработке технических регламентов;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об утверждении технических регламентов, о внесении в них изменений и дополнений, а также об отмене указанных регламентов;

создает экспертную комиссию в области технического регулирования;

проводит экспертизу соответствующих технических регламентов, разработанных органами государственного и хозяйственного управления;

утверждает перечни стандартов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов и определяющих методы отбора проб, испытаний и измерений, необходимых для оценки соответствия продукции, установленной в технических регламентах;

формирует перечень продукции с высоким уровнем риска, подлежащей обязательной государственной регистрации, а также обеспечивает проведение государственной регистрации данной продукции;

осуществляет координацию внедрения международных (региональных) стандартов и технических регламентов министерствами и ведомствами;

осуществляет государственный контроль за соблюдением требований нормативных документов в области технического регулирования;

обращается в суд по применению финансовых санкций к производителям, уполномоченному представителю производителя, продавцам, импортерам или исполнителям, виновным в нарушении обязательных требований нормативных документов в области технического регулирования;

ведет реестр сведений о продукции, признанной не соответствующей нормативным документам в области технического регулирования;

ведет реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии;

утверждает перечень стандартов на продукцию, процессы или методы ее производства, обеспечивающих презумпцию соответствия требованиям технических регламентов;

утверждает методические рекомендации по применению технических регламентов;

формирует и ведет базу данных технических регламентов;

готовит предложения по заключению международных договоров Республики Узбекистан о взаимном признании результатов оценки соответствия и по другим вопросам в области технического регулирования;

осуществляет международное сотрудничество в области технического регулирования.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Уполномоченные органы государственного

управления в области технического регулирования


Уполномоченные органы государственного управления в области технического регулирования (далее - уполномоченные органы государственного управления) в пределах своих полномочий:

вносят предложения специально уполномоченному государственному органу по проектам программ разработки технических регламентов;

обеспечивают разработку технических регламентов;

обеспечивают разработку методических рекомендаций по применению технических регламентов и утверждают их в установленном порядке;

создают экспертные комиссии в области технического регулирования;

проводят экспертизу технических регламентов, разработанных органами государственного и хозяйственного управления;

подготавливают предложения по внесению в технические регламенты изменений и дополнений, а также по отмене указанных регламентов;

осуществляют государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов;

участвуют в формировании базы данных технических регламентов;

осуществляют международное сотрудничество в области технического регулирования.

Уполномоченные органы государственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия органов государственного

и хозяйственного управления в области

технического регулирования


Органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:

вносят предложения в специально уполномоченный государственный орган по проектам программ разработки технических регламентов;

осуществляют разработку технических регламентов и методических рекомендаций по их применению;

подготавливают предложения о внесении в технические регламенты изменений и дополнений, а также об отмене указанных регламентов;

участвуют в формировании базы данных технических регламентов;

осуществляют контроль за соблюдением технических регламентов в порядке, установленном законодательством.

Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Экспертные комиссии в области

технического регулирования


Экспертные комиссии в области технического регулирования формируются при специально уполномоченном государственном органе и уполномоченных органах государственного управления.

В состав экспертной комиссии в области технического регулирования входят представители государственных органов, субъектов предпринимательства соответствующих отраслей экономики, специалисты научно-исследовательских институтов, лабораторий, а также другие специалисты, необходимые для экспертизы технических регламентов.

Экспертные комиссии в области технического регулирования проводят экспертизу проектов технических регламентов, изменений и дополнений в них, а также готовят предложения по отмене действующих технических регламентов и заключения по ним.

Деятельность экспертных комиссий в области технического регулирования осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


ГЛАВА 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ


Статья 13. Цели технических регламентов


Технические регламенты принимаются в целях:

охраны жизни или здоровья граждан путем установления требований безопасности продукции;

охраны окружающей среды, животного и растительного мира;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей (потребителей);

обеспечения энергетической эффективности и рационального использования природных ресурсов;

предотвращения технических барьеров в торговле;

повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.



Статья 14. Содержание технических регламентов


Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда и опасности продукции могут устанавливать требования, обеспечивающие:

биологическую безопасность;

механическую безопасность;

химическую безопасность;

ядерную и радиационную безопасность;

пожарную безопасность;

электрическую безопасность;

безопасность эксплуатации (использования) и утилизации машин и оборудования;

электромагнитную совместимость;

экологическую безопасность;

промышленную и производственную безопасность;

взрывобезопасность;

информационную безопасность;

единство методов испытаний и измерений, а также другие требования по обеспечению безопасности продукции.

Технические регламенты должны содержать:

полный перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования безопасности;

правила, формы и процедуры оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска.

Технические регламенты могут содержать схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В технических регламентах не должны содержаться требования к конструкции продукции и ее выполнению, за исключением случаев, когда из-за отсутствия требований к ее конструкции и выполнению с учетом степени риска причинения вреда жизни и здоровью человека не обеспечивается безопасность продукции.

В технических регламентах могут содержаться требования, касающиеся информирования покупателей (потребителей) о возможном вреде и факторах, от которых зависит риск причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, животному и растительному миру.

В технических регламентах могут содержаться следующие специальные требования к безопасности продукции:

требования по охране жизни и здоровья отдельных категорий граждан, установленные законодательством;

требования к сохранению жизни и здоровья человека при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, уменьшению вреда окружающей среде и материального ущерба, а также требования относительно трансграничных опасных производственных объектов, создающих угрозу имуществу физических и юридических лиц, государственному имуществу.

Технические регламенты, содержащие сведения, составляющие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, разрабатываются и принимаются в порядке, установленном законодательством.

Технические регламенты являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Республики Узбекистан и могут быть изменены и дополнены только путем внесения в них изменений и дополнений.



Статья 15. Порядок разработки и принятия

технических регламентов


Технические регламенты разрабатываются в соответствии с утвержденной программой разработки технических регламентов.

Международные (региональные) стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы при разработке проектов технических регламентов, за исключением случаев, когда международные (региональные) стандарты или их разделы являются неэффективными либо несоответствующими для достижения целей технических регламентов, установленных статьей 13 настоящего Закона, в том числе в силу климатических и географических особенностей.

Национальные стандарты, гармонизированные с международными (региональными) стандартами, также могут быть использованы полностью или частично при разработке проектов технических регламентов.

Требования технических регламентов не должны создавать больше технических препятствий, чем цели технического регламента, установленные статьей 13 настоящего Закона.

Разработчики технических регламентов публикуют на своих официальных веб-сайтах сообщения о разработке технических регламентов не позднее десяти рабочих дней со дня их разработки и уведомляют об этом заинтересованные стороны.

Если разработка технических регламентов или внесение изменений и дополнений в технические регламенты может существенно повлиять на импорт или экспорт продукции и Республикой Узбекистан заключены двусторонние либо многосторонние договоры с иностранными государствами, по запросу этих государств орган, разрабатывающий технические регламенты, должен разъяснить причины разработки технических регламентов.

Разработчики технических регламентов обеспечивают обсуждение проекта технического регламента в течение двух месяцев со дня их размещения на официальном веб-сайте.

После получения заключения экспертной комиссии в области технического регулирования разработчик технического регламента вносит проект технического регламента на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Технические регламенты вводятся в действие не ранее чем через шесть месяцев с момента их официального опубликования.



Статья 16. Пересмотр или отмена

технических регламентов


Разработчики технических регламентов пересматривают их на предмет актуальности и соответствия целям, установленным статьей 13 настоящего Закона.

В случае, если обстоятельств или причин, вызвавших принятие технических регламентов, больше не существует либо если изменившиеся обстоятельства или причины позволяют использовать способы, оказывающие менее ограничивающее воздействие на торговлю, в технические регламенты вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения или технические регламенты отменяются.

Технические регламенты пересматриваются начиная со дня:

вступления их в силу;

вступления в силу изменений и (или) дополнений в них, которые были внесены по результатам предварительного пересмотра технических регламентов;

предоставления соответствующими уполномоченными государственными органами информации об оставлении их без изменения по результатам предварительного пересмотра не реже одного раза в пять лет.



Статья 17. Презумпция соответствия

стандартов техническим регламентам


Продукция, процессы или методы ее производства признаются соответствующими требованиям технического регламента, если они соответствуют требованиям стандартов, на которые ссылается технический регламент.

Перечень стандартов на продукцию, процессы или методы ее производства, обеспечивающих презумпцию соответствия требованиям технических регламентов, публикуется специально уполномоченным государственным органом на своем официальном веб-сайте.



Статья 18. Применение технических

регламентов и переходный период


Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, а также формы собственности производителя, уполномоченного представителя производителя, продавца и импортера продукции.

В случае, если технический регламент содержит ссылку на стандарт или его отдельную часть, данный стандарт или его отдельная часть являются обязательными для исполнения.

Технический регламент должен предусматривать срок и условия введения его в действие, устанавливающие время переходного периода, в течение которого должны быть учтены вопросы, связанные с введением в действие технического регламента и выпуском продукции.

Если продукция, включенная в технический регламент, выпускается в обращение и не соответствует требованиям данного технического регламента, в течение переходного периода ее использование не может быть запрещено или ограничено.

Переходный период не устанавливается, если по итогам пересмотра технического регламента технические требования к продукции не изменились или изменились незначительно.

Техническими регламентами или нормативно-правовыми актами, которыми они утверждены, могут быть установлены также иные условия переходного периода применения технических регламентов.

Производитель имеет право применить требования технического регламента, не вступившего в силу, в течение переходного периода, а также использовать документы, подтверждающие соответствие продукции.



Статья 19. Методические рекомендации

по применению технических регламентов


Разработчики технических регламентов одновременно разрабатывают методические рекомендации по применению технических регламентов, которые разъясняют установленные в них положения и обеспечивают последовательное применение данных регламентов.

Методические рекомендации по применению технических регламентов размещаются на официальных веб-сайтах разработчиков технических регламентов и уполномоченных органов государственного управления, утвердивших соответствующие методические рекомендации, не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения.



Статья 20. Информирование


В случае разработки нового технического регламента или внесения изменений в действующие разработчики технических регламентов информируют заинтересованные стороны через информационный центр о:

начале разработки технического регламента;

продукции, на которую может распространяться технический регламент, с описанием и объяснением цели, в соответствии с которой он разрабатывается;

предоставлении двухмесячного срока для получения замечаний по проекту технического регламента.

Порядок и процедуры уведомления о технических регламентах, стандартах, процедурах оценки соответствия устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 4. ОЦЕНКА И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

СООТВЕТСТВИЯ


Статья 21. Оценка соответствия


Оценкой соответствия является деятельность по определению соответствия продукции, производственных процессов, услуг, систем менеджмента, персонала требованиям нормативных документов в области технического регулирования.

Органом по оценке соответствия является юридическое лицо, выполняющее процедуры оценки соответствия.

Процедурой оценки соответствия является процедура, применяемая прямо или косвенно с целью определения соблюдения соответствующих требований, содержащихся в нормативных документах в области технического регулирования. К процедурам оценки соответствия относятся отбор образцов, испытание и проверка, оценка и подтверждение соответствия, государственная регистрация, а также их комбинация.



Статья 22. Объекты оценки соответствия


Объектами оценки соответствия являются продукция, производственные процессы, услуги, система менеджмента и персонал.

Объекты оценки соответствия определяются нормативными документами в области технического регулирования.



Статья 23. Формы подтверждения соответствия


Подтверждение соответствия осуществляется путем применения процедур оценки соответствия, которые определены в технических регламентах или правилах оценки соответствия.

Подтверждение соответствия может быть обязательным или добровольным.

Обязательное подтверждение соответствия, установленное в технических регламентах, осуществляется в форме:

декларирования соответствия;

обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.



Статья 24. Обязательное подтверждение соответствия


Обязательное подтверждение соответствия обеспечивается путем подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Республики Узбекистан.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Республики Узбекистан в отношении продукции, выпускаемой в обращение во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности либо срока службы продукции.

Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия определяется независимо от страны и (или) места происхождения продукции, а также статуса заявителя.



Статья 25. Добровольное подтверждение соответствия


Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по оценке соответствия.

Объектами добровольного подтверждения соответствия могут быть продукция, производственные процессы, услуги, система менеджмента и другие объекты, требования к которым установлены стандартами и условиями договоров.

Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия стандартам, условиям договоров.



Статья 26. Декларация о соответствии


Декларация о соответствии оформляется в отношении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, если это предусмотрено техническими регламентами.

Декларация о соответствии оформляется в двух экземплярах.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по оценке соответствия и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (далее - третья сторона).

Лицами, принимающими декларацию о соответствии, являются производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец или импортер.

Действие декларации о соответствии на серийно выпускаемую продукцию и на партию продукции устанавливается схемой подтверждения соответствия.

Оформленная декларация о соответствии подлежит регистрации в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии органом по оценке соответствия, область аккредитации которого включает данный вид продукции, по заявлению лиц, предусмотренных в части пятой настоящей статьи. Декларация о соответствии считается действительной с момента ее регистрации в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

В качестве доказательств используются техническая документация, результаты собственных испытаний и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по оценке соответствия, заявитель по своему выбору, кроме собственных доказательств, вправе использовать протоколы испытаний и измерений, проведенных в лаборатории, представить сертификат системы менеджмента качества.

Сертификат системы менеджмента качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

Срок действия декларации о соответствии устанавливается техническим регламентом.

После окончания срока действия декларации о соответствии один экземпляр декларации о соответствии и материалы, использованные в качестве доказательств, хранятся у заявителя, а другой экземпляр хранится в органе по оценке соответствия, зарегистрировавшем ее, в течение пяти лет.

Регистрация, приостановление, возобновление, прекращение действия деклараций о соответствии осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 27. Сертификат соответствия


Сертификатом соответствия является документ, подтверждающий соответствие объектов оценки соответствия требованиям, установленным нормативными документами в области технического регулирования.

Орган по оценке соответствия осуществляет сертификацию на основании договора с заявителем.

Сертификацией является процедура подтверждения соответствия объектов оценки соответствия органом по оценке соответствия требованиям, установленным нормативными документами в области технического регулирования.

Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, круг заявителей устанавливаются соответствующими техническими регламентами.

Сертификат соответствия выдается заявителю органом по оценке соответствия при условии положительных результатов выполнения всех процедур согласно выбранной схеме подтверждения соответствия.

Заявителями при получении сертификата соответствия могут быть производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец или импортер.

Формы сертификата соответствия и порядок их оформления утверждаются специально уполномоченным государственным органом.

Сертификат соответствия подлежит регистрации в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

Срок действия сертификата соответствия устанавливается техническими регламентами или правилами оценки соответствия исходя из схемы подтверждения соответствия.



Статья 28. Знак соответствия


Знак соответствия служит для информирования покупателей о том, что объекты оценки соответствия прошли процедуру подтверждения соответствия требованиям, установленным нормативными документами в области технического регулирования.

Знак соответствия применяется при маркировке продукции, прошедшей процедуру подтверждения соответствия.

Форма знака соответствия, технические требования к нему и порядок маркировки определяются национальными стандартами.

Производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец или импортер, владеющий сертификатом соответствия, вправе применять знак соответствия любыми удобными для себя способами, установленными национальными стандартами.

Не допускается маркировка знаком соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и не прошедшей подтверждения соответствия по требованиям, установленным техническими регламентами.

При сертификации продукции отечественными производителями и импортерами право применения знака соответствия предоставляется им на основании соглашения с органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, и взимается плата за использование знака соответствия.



Статья 29. Права и обязанности заявителя

при обязательном подтверждении соответствия


Заявитель имеет право:

выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом;

обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по оценке соответствия, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

получать от органа по оценке соответствия, выдавшего ему сертификат соответствия, документы и материалы, которые подтверждают результаты сертификации и условия, срок предоставления которых определяется договором о сертификации.

Заявитель обязан:

обеспечить соответствие продукции требованиям технических регламентов;

выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, после осуществления работ по подтверждению соответствия;

указать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

предъявлять в органы государственного контроля, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (сертификат соответствия, декларацию о соответствии или их копии) либо информацию о регистрационном номере сертификата соответствия или декларации о соответствии;

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

извещать орган по оценке соответствия об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

приостанавливать на десять рабочих дней производство продукции, прошедшей подтверждение соответствия и не соответствующей требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля;

приостанавливать или прекращать реализацию продукции в случае истечения срока действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, за исключением продукции, выпущенной во время действия сертификата соответствия или декларации о соответствии, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством.



Статья 30. Цели испытания продукции


Испытание продукции проводится в целях:

определения характеристик подтверждения соответствия образца продукции, указанных в технических регламентах и стандартах;

обеспечения проведения подтверждения соответствия, если испытание является процедурой в рамках подтверждения соответствия.

Испытание является процедурой в рамках оценки соответствия, если это предусмотрено схемой подтверждения соответствия, применяемой при сертификации или декларировании соответствия. Испытание является самостоятельной формой оценки соответствия, если это предусмотрено техническими регламентами.

Испытание проводится аккредитованной лабораторией в соответствии с областью аккредитации, если это предусмотрено схемой подтверждения соответствия, применяемой при сертификации или декларировании соответствия.



Статья 31. Требования, предъявляемые к органам

по оценке соответствия, и их обязанности


Орган по оценке соответствия и его персонал не должны быть ответственными за проектирование, производство, поставку, установку, эксплуатацию или техническое обслуживание продукции, которую они оценивают.

При осуществлении обязательной сертификации испытания и измерения продукции должны проводиться аккредитованными испытательными лабораториями, и их результаты оформляются в виде протоколов.

Органы по оценке соответствия не вправе предоставлять испытательным лабораториям сведения о заявителе.

Орган по оценке соответствия принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия на основании протоколов, выданных испытательной лабораторией.



Статья 32. Признание результатов оценки

соответствия, выданных органами по оценке

соответствия иностранных государств


Признание в Республике Узбекистан результатов оценки соответствия, проведенной за пределами Республики Узбекистан, проводится в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, с учетом международных договоров Республики Узбекистан.



Статья 33. Государственная регистрация продукции


Кабинет Министров Республики Узбекистан утверждает перечень продукции с высоким уровнем риска, подлежащей обязательной государственной регистрации.

Государственная регистрация продукции разрешается только в том случае, если продукция безопасна для употребления (использования) в Республике Узбекистан.

Специально уполномоченный государственный орган устанавливает требования по государственной регистрации продукции и разработке инструкции по безопасному использованию данной продукции на государственном языке.



Статья 34. Назначение (нотификация) органа

по оценке соответствия


Областью назначения (нотификации) является перечень процедур оценки соответствия и видов продукции, в отношении которых в соответствии с соответствующим техническим регламентом назначается орган по оценке соответствия.

Органы по оценке соответствия могут быть назначены (нотифицированы) для выполнения ими в качестве третьей стороны процедур по оценке соответствия согласно соответствующим техническим регламентам при условии, что они:

являются юридическими лицами - резидентами Республики Узбекистан независимо от форм собственности;

имеют опыт выполнения работ по оценке соответствия продукции в течение последних трех лет;

имеют собственные аккредитованные испытательные лаборатории для проведения испытаний продукции в пределах области назначения;

соответствуют специальным требованиям, определенным в соответствующих технических регламентах, которыми предусмотрено применение процедур оценки соответствия с привлечением назначенных (нотифицированных) органов, а в случае, если такие требования не определены в технических регламентах, специальным требованиям, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Назначающий орган должен:

обеспечивать отсутствие конфликта интересов с органами по оценке соответствия;

гарантировать беспристрастность своих решений о назначении;

обеспечивать принятие каждого решения, которое касается назначения органа по оценке соответствия, компетентными лицами, не аффилированными с органом по оценке соответствия, и лицами, проводящими оценку соответствия;

обеспечивать конфиденциальность полученной информации.



ГЛАВА 5. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ

ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Статья 35. Органы государственного контроля


Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется органами государственного контроля в пределах своих полномочий.

Полномочия органов государственного контроля, порядок координации их деятельности по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов, а также порядок взаимодействия органов государственного контроля с органом по аккредитации утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При осуществлении государственного контроля проверки проводятся в порядке, установленном законодательством.

На основании требований, установленных в технических регламентах, меры контроля осуществляются на этапе выпуска продукции в обращение (реализации потребителю), за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи.

Если технические регламенты содержат требования к процессам, связанным с проектированием, производством, монтажом, наладкой, эксплуатацией, хранением, перевозкой, реализацией и утилизацией продукции, должны быть приняты и меры контроля по обеспечению выполнения этих требований.

При проведении контроля в виде отбора, проверки, испытаний и (или) измерений образцов органы государственного контроля используют методы испытаний и измерений, установленные соответствующими техническими регламентами.

Порядок принятия ограничительных мер, в котором должны быть определены четкие критерии оценки риска, условия и обстоятельства, при которых органы государственного контроля выбирают соответствующие ограничительные меры, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 36. Права и обязанности органов

государственного контроля


Органы государственного контроля имеют право:

требовать от производителя, уполномоченного представителя производителя, продавца и импортера представления информации о регистрационном номере сертификата соответствия или декларации о соответствии, если наличие таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом;

осуществлять контрольные мероприятия в порядке, установленном законодательством;

выдавать предписания производителю, уполномоченному представителю производителя, продавцу и импортеру об устранении выявленных нарушений требований технических регламентов;

направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по оценке соответствия и специально уполномоченный государственный орган;

выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия органу по оценке соответствия, о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и направлять информацию о выдаче предписания о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, декларации о соответствии в орган по аккредитации;

привлекать производителя, уполномоченного представителя производителя, продавца и импортера к ответственности, предусмотренной настоящим Законом и законодательством;

требовать от производителя, уполномоченного представителя производителя, продавца и импортера предоставления доказательств и других документов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента;

принимать решение о приостановлении, прекращении действия сертификата соответствия, декларации о соответствии в порядке, установленном законодательством;

принимать решение о запрете или приостановке выпуска в обращение, об изъятии или отзыве из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и уведомить об этом решении соответствующие органы государственного контроля в соответствии с их полномочиями и (или) запретить использование этой продукции до устранения нарушений;

принимать иные меры, предусмотренные законодательством, в целях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля обязаны:

проводить в ходе контрольных мероприятий разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

не разглашать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

соблюдать порядок осуществления контрольных мероприятий и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством;

принимать на основании результатов контрольных мероприятий меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов производителю, уполномоченному представителю производителя, продавцу и импортеру.



Статья 37. Ответственность органов государственного

контроля и их должностных лиц


Органы государственного контроля и их должностные лица в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих полномочий (служебных обязанностей) при проведении контрольных мероприятий или в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в установленном порядке.

Органы государственного контроля в течение месяца обязаны сообщить субъектам предпринимательства, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных своих должностных лиц.



Статья 38. Информация о несоответствии продукции

требованиям технических регламентов


Производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер или исполнитель, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля в течение десяти дней с момента получения указанной информации.

Уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер или исполнитель, получивший информацию о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, в течение десяти дней обязан довести ее до производителя.

Лицо, которое не является производителем, уполномоченным представителем производителя, продавцом, импортером или исполнителем и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить эту информацию в орган государственного контроля.

При получении информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля в течение пяти дней обязан известить производителя, уполномоченного представителя производителя, продавца, импортера или исполнителя о ее поступлении.

Запрещается исключение продукции из реестра продукции, признанной не соответствующей нормативным документам в области технического регулирования, в течение шести месяцев со дня включения ее в данный реестр, а также ввоз и выпуск в свободное обращение данной продукции на территории Республики Узбекистан производителем, уполномоченным представителем производителя, продавцом и импортером.



Статья 39. Обязанности производителя,

уполномоченного представителя производителя,

продавца и импортера при получении информации

о несоответствии продукции требованиям

технических регламентов


В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер обязаны проверить достоверность полученной информации, если необходимость установления более длительного срока не следует из содержания проводимых мероприятий.

По требованию органа государственного контроля производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер обязаны представить материалы указанной проверки данному органу.

При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязаны разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля в соответствии с его полномочиями.

Программа мероприятий по предотвращению причинения вреда включает в себя мероприятия по оповещению покупателей (потребителей) о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также о сроках реализации таких мероприятий.

В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер обязаны осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда за свой счет, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные покупателям в связи с отзывом продукции.

Устранение недостатков продукции, а также ее доставка к месту устранения недостатков и возврат покупателям и (или) потребителям осуществляются производителем, уполномоченным представителем производителя, продавцом, импортером за их счет.

Изъятие продукции из обращения предусматривает возвращение продавцами соответствующей продукции, находящейся в их распоряжении, производителю этой продукции и прекращение ими предложения такой продукции покупателям (потребителям).

Отзыв продукции предусматривает возвращение уже проданной покупателям (потребителям) соответствующей продукции ее производителю.

В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения установленных мероприятий, производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер обязаны незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить покупателям (потребителям) убытки, возникшие в связи с отзывом продукции, незамедлительно прекратить действие сертификата о соответствии или декларации о соответствии на продукцию.

На весь период реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер за свой счет обязаны обеспечить покупателям (потребителям) возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.



Статья 40. Действия органов государственного

контроля при получении информации о несоответствии

продукции требованиям технических регламентов


Органы государственного контроля при получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.

В ходе проведения проверки достоверности полученной информации органы государственного контроля вправе:

запрашивать у производителя, уполномоченного представителя производителя, исполнителя, продавца, импортера и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;

направлять запросы в органы государственного и хозяйственного управления, а также в органы исполнительной власти на местах;

при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;

запрашивать у производителя, уполномоченного представителя производителя, продавца, импортера доказательства и другие документы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля в соответствии с его полномочиями выдает предписание о разработке в течение десяти дней производителем, уполномоченным представителем производителя, продавцом, импортером программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

Орган государственного контроля при осуществлении контроля за выполнением программы мероприятий по предотвращению причинения вреда:

способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;

запрашивает у производителя, уполномоченного представителя производителя, продавца, импортера и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда.

В случае необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан при использовании продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, либо угрозы причинения такого вреда орган государственного контроля:

выдает предписание о приостановке реализации этой продукции;

информирует покупателей (потребителей) через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции;

принимает решение об обращении в суд с исковым заявлением о принудительном отзыве этой продукции.

Производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер вправе обжаловать действия органа государственного контроля в судебном порядке.

В случае принятия судебного решения о неправомерности действий органа государственного контроля вред, причиненный производителю, уполномоченному представителю производителя, продавцу, импортеру действиями органа государственного контроля, подлежит возмещению.



Статья 41. Принудительный отзыв продукции


В случае невыполнения предписания, предусмотренного настоящим Законом, орган государственного контроля в соответствии с его полномочиями, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении производителем, уполномоченным представителем производителя, продавцом, импортером программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном отзыве продукции.

В случае удовлетворения искового заявления о принудительном отзыве продукции судебное решение не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу ответчиком доводится до сведения покупателей (потребителей) через средства массовой информации или иным способом.

В случае неисполнения ответчиком судебного решения в установленный судом срок исполнение судебного решения осуществляется в порядке, установленном законом. При этом истец вправе информировать покупателей (потребителей) о принудительном отзыве продукции через средства массовой информации или иным способом.



ГЛАВА 6. ОБЯЗАННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ,

ПРОДАВЦА, ИМПОРТЕРА


Статья 42. Обязанности производителя


Производители обязаны:

выпускать в обращение безопасную продукцию;

обеспечивать проведение процедуры оценки соответствия в соответствии с техническим регламентом;

составлять техническую документацию и хранить ее в течение определенного периода времени;

составлять и предоставлять декларацию о соответствии в соответствии с техническим регламентом и хранить ее в течение указанного периода времени;

проставлять знак соответствия согласно требованиям настоящего Закона, если это предусмотрено техническим регламентом.

Производитель обязан поставить на продукцию номер партии или серии, позволяющий идентифицировать продукцию в соответствии с нормативными документами в области технического регулирования.

Если из-за размера или других характеристик продукции производитель не может разместить указанную информацию, то она должна быть указана на упаковке или в прилагаемых к продукции документах.

Отдельные обязанности производителя могут быть возложены на уполномоченного представителя производителя в соответствии с договором.

Производитель может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 43. Обязанности продавца


Продавец обязан:

проверить нанесение знака соответствия на продукцию в соответствии с техническим регламентом;

проверить наличие дополнительных документов и информации о безопасности продукции в соответствии с техническим регламентом на государственном языке;

гарантировать, что условия хранения и транспортировки не будут подвергать опасности соответствие продукции требованиям технических регламентов до ее реализации.

Если продавец считает, что продукция не соответствует требованиям технических регламентов, то он обязан принять корректирующие меры с целью приведения продукции в соответствие с требованиями технического регламента.

Если после принятых корректирующих мер выявленное несоответствие продукции требованиям технических регламентов не устранено, то продавец обязан информировать об этом производителя, уполномоченного представителя производителя или импортера, а также органы государственного контроля.



Статья 44. Обязанности импортера


Импортер обязан:

размещать на рынке продукцию, которая соответствует требованиям технического регламента;

гарантировать при выпуске продукции в обращение, что производитель провел предусмотренную процедуру подтверждения соответствия, разработал техническую документацию, проставил знак соответствия на продукцию в соответствии с требованиями технического регламента;

контролировать условия хранения или транспортировки для предотвращения несоответствия продукции требованиям технического регламента.

Если импортер считает, что продукция не соответствует требованиям технического регламента, то он обязан принять корректирующие меры по обеспечению безопасности продукции до размещения ее на рынке.

Если после принятых корректирующих мер выявленное несоответствие продукции требованиям технических регламентов не устранено, то импортер обязан информировать об этом производителя и органы государственного контроля.



Статья 45. Система оперативного взаимного

оповещения о продукции, представляющей

высокий риск


С целью обмена информацией о продукции, представляющей высокий риск, между органами государственного контроля создается и функционирует система оперативного взаимного оповещения о продукции, представляющей высокий риск.

Система оперативного взаимного оповещения о продукции, представляющей высокий риск, формируется из сообщений, представляемых органами государственного контроля в случае выявления ими продукции, представляющей высокий риск.

Сообщение о продукции, представляющей высокий риск, должно содержать:

сведения, позволяющие идентифицировать соответствующую продукцию;

описание риска, который создает продукция, результат испытания образцов такой продукции;

информацию о характере и продолжительности мер, принятых для предотвращения риска (если такие меры были приняты), в том числе мер, принятых производителем, уполномоченным представителем производителя, продавцом и (или) импортером по собственной инициативе;

информацию о происхождении и цепи поставки этой продукции на рынке;

сведения, полученные с помощью международных, региональных и иностранных систем сообщения или иным образом от компетентных органов других государств.

Сведения, содержащиеся в системе оперативного взаимного оповещения, о продукции, представляющей высокий риск, должны быть доступны для органов государственного контроля, таможенных органов, органов государственного управления, реализующих государственную политику в сфере экономического и социального развития, органов государственного управления, реализующих государственную политику в области государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Порядок функционирования системы оперативного взаимного оповещения о продукции, представляющей высокий риск, утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ


Статья 46. Ответственность производителя,

уполномоченного представителя производителя,

продавца, импортера при несоблюдении обязательных

требований, установленных законодательством

и техническим регламентом


За продолжение или неустранение правонарушения в области технического регулирования после получения предупреждения в установленном порядке физические лица в соответствии с законодательством несут административную ответственность. За продолжение или неустранение правонарушения в области технического регулирования после получения предупреждения в установленном порядке в отношении юридических лиц применяются финансовые санкции в виде штрафа в соответствии с частью второй настоящей статьи.

В случае несоблюдения производителем, уполномоченным представителем производителя, продавцом или импортером обязательных требований к продукции, предусмотренных законодательством и техническим регламентом, в отношении них:

при совершении правонарушения впервые - применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере до пятидесяти процентов от стоимости реализованной продукции, не соответствующей обязательным требованиям;

при повторном совершении того же правонарушения в течение одного года со дня применения финансовой санкции в виде штрафа, предусмотренной абзацем вторым части второй настоящей статьи, - применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере до ста процентов от стоимости реализованной продукции, не соответствующей обязательным требованиям.

Финансовые санкции в виде штрафа, предусмотренные частью второй настоящей статьи, применяются в судебном порядке, за исключением случаев признания производителями, уполномоченными представителями производителя, продавцами или импортерами продукции вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций в месячный срок.

Пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа направляется во внебюджетный фонд Узбекского агентства по техническому регулированию, а остальная часть в Государственный бюджет Республики Узбекистан.

Если в результате несоблюдения производителем, уполномоченным представителем производителя, продавцом или импортером обязательных требований к продукции, процессам или методам ее производства, установленных законодательством и техническим регламентом, причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных, вред растениям или возникла угроза причинения такого вреда, производитель, уполномоченный представитель производителя, продавец, импортер, исполнитель обязаны возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством.

Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон.

Решение о применении финансовой санкции в виде штрафа за правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, может быть обжаловано в соответствии с настоящим Законом.

Уплата штрафа не освобождает юридических лиц от ответственности за вред, причиненный покупателям (потребителям) продукции.



Статья 47. Ответственность органов

по оценке соответствия


Орган по оценке соответствия и должностные лица органа, нарушившего правила оценки соответствия, если данный недостаток привел к выпуску продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, или причинению ущерба заявителю, в том числе упущению выгоды в результате необоснованного отказа в выдаче сертификата соответствия, приостановления или прекращения действия сертификата соответствия либо декларации о соответствии, несут ответственность в соответствии с законом и договором об оказании услуг по сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) несут ответственность за недостоверность или неточность исследований (испытаний) и результатов измерений в соответствии с законом и договором.

В случаях выявления правонарушений по результатам оценки соответствия должностными лицами органов государственного контроля составляется акт о выявлении правонарушения, являющегося основанием для применения административного взыскания и финансовых санкций в виде штрафа, который вместе с пояснениями руководителя, иных ответственных должностных лиц и документами, связанными с совершением правонарушения, передается в суд в течение трех рабочих дней.

Размер финансовых санкций в виде штрафа за следующие правонарушения определяется в зависимости от уровня риска и продолжительности правонарушения:

при установлении неправильного декларирования соответствия продукции, неправильного декларирования соответствия продукции, выпускаемой в обращение впервые, для которой обязательно подтверждение соответствия, или неправильного декларирования продукции на основе их личных доказательств в результате отсутствия стандартов или невозможности применения существующих стандартов из-за применения к ним требований технических регламентов - финансовые санкции в виде штрафа в размере ста базовых расчетных величин;

за необоснованный отказ в выдаче сертификата соответствия, необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия либо декларации о соответствии - финансовые санкции в виде штрафа в размере двухсот базовых расчетных величин;

в случае нарушения установленных процедур при выполнении сертификационных работ - финансовые санкции в виде штрафа в размере трехсот базовых расчетных величин;

при установлении, что результаты испытаний, проведенных испытательной лабораторией с целью оценки соответствия продукции, представлены неверно и не обеспечивают беспристрастность, - финансовые санкции в виде штрафа в размере трехсот базовых расчетных величин.

Решение о применении финансовых санкций в виде штрафа за правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, может быть обжаловано в установленном порядке.

Уплата финансовых санкций в виде штрафа не освобождает юридическое лицо от ответственности за ущерб, причиненный потребителям продукции.



ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 48. Финансирование работ в области

технического регулирования


Финансирование разработки, пересмотра технических регламентов, разработки методических рекомендаций по применению технических регламентов, осуществления государственного контроля, а также участия уполномоченных государственных органов в деятельности международных организаций по стандартизации и техническому регулированию осуществляется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Не допускается финансирование за счет бюджетных средств работ по разработке технических регламентов, не предусмотренных программой по разработке технических регламентов.



Статья 49. Разрешение споров


Споры в области технического регулирования разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 50. Внесение изменений, а также признание

утратившими силу некоторых законодательных

актов Республики Узбекистан


Внести изменения в следующие законодательные акты Республики Узбекистан:


1. Внести в статью 28 Закона Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 года N 1004-XII "О метрологии" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 апреля 2020 года N ЗРУ-614) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., N 4, ст. 254; 2021 г., приложение к N 4) следующие изменения:

в части первой слова "нормативных документов в области технического регулирования" заменить словами "нормативных документов по обеспечению единства измерений";

в части второй слова "нормативных документов в области технического регулирования" заменить словами "нормативных документов по обеспечению единства измерений".


2. Абзац восьмой статьи 1 Закона Республики Узбекистан от 26 апреля 1996 года N 221-I "О защите прав потребителей" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 5-6, ст. 59; 2002 г., N 4-5, ст. 74; 2003 г., N 5, ст. 67; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 12, ст. 413; 2006 г., N 10, ст. 536; 2008 г., N 4, ст. 183; 2010 г., N 10, ст. 380; 2013 г., N 10, ст. 263; 2014 г., N 1, ст. 2; 2016 г., N 4, ст. 125; 2017 г., N 6, ст. 300, N 9, ст. 510; 2018 г., N 1, ст. 1; 2019 г., N 12, ст. 891; 2021 г., приложение к N 4; 2022 г., N 1, ст. 4) изложить в следующей редакции:

"нормативные документы - нормативные документы в области технического регулирования и иные документы (градостроительные нормы и правила, государственная фармакопея и статьи фармакопеи), технические описания, рецептура, а также другие документы, содержащие обязательные требования к качеству и безопасности товара (работы, услуги)".


Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 года N 1006-XII "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., N 2, ст. 50);


2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 года N 1007-XII "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О сертификации продукции и услуг" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., N 2, ст. 51);


3) раздел IV Закона Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года N 125-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 7-8, ст. 217);


4) раздел IX Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 2003 года N 482-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 5, ст. 67);


5) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 6 апреля 2006 года N ЗРУ-31 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упрощением процедуры сертификации продукции и услуг" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 4, ст. 157);


6) статью 6 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года N ЗРУ-59 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 536);


7) Закон Республики Узбекистан от 23 апреля 2009 года N ЗРУ-213 "О техническом регулировании" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., N 4, ст. 140);


8) Закон Республики Узбекистан от 4 октября 2013 года N ЗРУ-354 "Об оценке соответствия" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 10, ст. 262);


9) статью 6 Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года N ЗРУ-355 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 10, ст. 263);


10) статью 5 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года N ЗРУ-381 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., N 12, ст. 343);


11) статью 43 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года N ЗРУ-391 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., N 8, ст. 312);


12) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 20 января 2016 года N ЗРУ-401 "О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан в связи с принятием Таможенного кодекса Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., N 1 ст. 2);


13) статью 22 Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 2016 года N ЗРУ-405 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., N 4, ст. 125);


14) статьи 20 и 24 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 2016 года N ЗРУ-416 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., N 12, ст. 383);


15) статью 32 Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года N ЗРУ-436 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 6, ст. 300);


16) статьи 68 и 72 Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года N ЗРУ-446 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 9, ст. 510);


17) статьи 15 и 18 Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2019 года N ЗРУ-597 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 12, ст. 891);


18) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 14 января 2021 года N ЗРУ-666 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 1, ст. 13);


19) статьи 38, 194 и 219 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4).



Статья 51. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Узбекскому агентству по техническому регулированию и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 52. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления своих нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 53. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 28 февраля 2023 г.


"Народное слово", 28 февраля 2023 г.



















































Время: 0.0353
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск