ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2017 год /Собрание законодательства РУз N 24
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
N 24
Законом от 13.06.2017 г. N ЗРУ-436 внесены поправки в Закон "О разгосударствлении и приватизации" и другие акты. Изменения опубликованы 14.06.2017 г. в газете "Народное слово".
Решение Президента на приватизацию требуется в 26-ти случаях
Сегодня по Закону 18 категорий объектов госсобственности не подлежат разгосударствлению и приватизации. Внесено уточнение - решением Президента к ним могут быть отнесены и иные объекты.
Перечень объектов, разгосударствление и приватизация которых осуществляется по постановлению Президента, сокращен с 31 до 26. К ним в т.ч. относятся предприятия с балансовой стоимостью основных фондов более 100 тыс. МРЗП (ранее - более 1 млрд. сумов). Исключены из данного списка следующие объекты:
предприятия фармацевтической промышленности и промышленности медико-биологических препаратов;
предприятия и организации, осуществляющие проектирование, ремонт, монтаж, наладку средств противопожарной автоматики, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
предприятия и организации, осуществляющие проектирование, строительство, ремонт и эксплуатацию водохозяйственных и мелиоративных систем, аварийно-спасательные суда, суда технадзора гидротехнических сооружений;
предприятия и организации, осуществляющие городские пассажирские перевозки. Автомобильные колонны войскового типа;
предприятия и организации по оказанию ритуальных услуг.
Важно! С 1 июля т.г. устанавливаемая распорядителем цена продажи объекта разгосударствления и приватизации должна учитывать текущую конъюнктуру рынка и совокупность объективных факторов, влияющих на его стоимость, на момент разгосударствления и приватизации.
Оценка приватизированных объектов не пересматривается
Важное дополнение включено в Законы "О защите частной собственности и гарантиях прав собственников" и "Об оценочной деятельности". Оно состоит в запрете инициирования вопросов по пересмотру и отмене результатов оценки стоимости приватизированных объектов. Данный запрет касается государственных, в т.ч. контролирующих, правоохранительных органов и судов.
Покупателям госсобственности - налоговые льготы
Для юридических лиц - покупателей объектов госсобственности сумма налога на имущество юридических лиц, а также земельного налога уменьшается на сумму налога, приходящуюся на эти объекты, с целевым направлением высвобождаемых средств на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение, развитие приватизированных объектов. Льгота применяется в течение 12 месяцев с момента подписания договора купли-продажи.
Соответствующие поправки внесены в статьи 269, 282 Налогового кодекса.
Также Законом N ЗРУ-436 внесены изменения и дополнения в акты налогового законодательства.
Для осуществления отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами в электронном виде внедрен новый инструмент - персональный кабинет налогоплательщика. Он представляет собой информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ГНК и обеспечивающий исполнение налоговых прав и обязанностей в бездокументарной форме.
Основанием для использования персонального кабинета является заявление налогоплательщика, поданное в налоговую по месту его учета. Однако он может и отказаться от использования ресурса, тогда документооборот будет осуществляться на бумажных носителях.
Посредством персонального кабинета могут направляться в виде электронных документов:
уведомление налоговых органов об отсрочке (рассрочке) уплаты налоговой задолженности;
уведомление налогоплательщика о зачете излишне уплаченной суммы налога в счет погашения пени и штрафов по данному виду налога, а также заявление налогоплательщика о зачете в счет погашения задолженности, пени и штрафов, а также в счет предстоящих платежей по другим видам налогов;
заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налогов или других обязательных платежей;
требование о погашении налоговой задолженности;
уведомление дебитору налогоплательщика о наличии у него кредиторской задолженности с приложением соответствующих документов, представленных налогоплательщиком;
требование об исправлении выявленных в ходе камерального контроля ошибок в налоговой отчетности или противоречий между сведениями представленной налоговой отчетности и имеющейся в налоговых органах информации.
Если при направлении налоговым органом электронного документа через персональный кабинет поступит ответ о приостановлении его действия или прекращении сертификата ключа ЭЦП, в адрес налогоплательщика в 3-дневный срок будет направлен соответствующий бумажный документ.
Для иска нужно меньше документов
Поправками, внесенными в статью 65 НК, вдвое сокращен перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению об обращении взыскания на имущество налогоплательщика. Теперь он включает только:
выписку из имеющихся лицевых карточек налогоплательщика о наличии налоговой задолженности;
справку о наличии платежных поручений, платежных требований и инкассовых поручений.
Сам иск также может иметь электронную форму.
Данный порядок вступает в силу через 3 месяца после опубликования Закона в газете "Народное слово" от 14.06.2017 г.
Этим же Законом внесен ряд поправок в Хозяйственный процессуальный кодекс.
В частности, ХПК дополнен отдельной статьей, определяющей порядок формирования хозяйственных дел. В ней говорится, что хоздело может быть сформировано в электронной форме. Исключение составляют дела, слушание которых проводится в закрытом заседании. При этом дело в электронном формате может иметь копию на бумажном носителе.
Документы, представленные суду участвующими в деле лицами и другими участниками процесса в электронном варианте, подтверждаются ЭЦП лица, их направившего. Приобщенные к делу в электронной форме письменные документы возвращаются представившим их лицам.
Электронные судебные акты должны подтверждаться ЭЦП судьи (судей), а протоколы судебных заседаний и процессуальных действий вне судебного заседания - ЭЦП председательствующего и секретаря судебного заседания.
Передача электронного хоздела из одного суда в другой суд или иной орган будет осуществляться через информационную систему.
Поправки вступят в силу через 3 месяца после опубликования в газете "Народное слово" от 14.06.2017 г.
* * *
Указом Президента от 07.06.2017 г. N УП-5075 и Постановлением Президента от 07.06.2017 г. N ПП-3042 предусмотрены меры по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов и повышении их ответственности за формирование доходов местных бюджетов.
Напомним, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (приложение. N 1 к Указу Президента от 07.02.2017 г. N УП-4947) поставлена задача по сокращению субвенционных районов и городов, а также расширению доходной базы местных бюджетов за счет ускоренного развития в них промышленности и сферы услуг с сохранением социальной направленности расходов.
Для справки: согласно статье 3 Бюджетного кодекса субвенция - денежные средства, безвозмездно выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету с условием их расходования на определенные цели.
Новые доходы местных бюджетов
С 1 июля по 31 декабря 2017 года в Ташкенте и его районах в порядке эксперимента будут перераспределены доходы и расходы между республиканским бюджетом, бюджетами г. Ташкента и районов.
Местный бюджет столицы получил дополнительные источники доходов:
q поступления от земельного налога с юридических лиц (100%), налога за пользование водными ресурсами (100%), налога на имущество с юридических лиц (100%);
q поступления от налога на прибыль юридических лиц (10%), налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (10%), единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания (20%), налога на доходы физических лиц (10%);
q сумма перевыполнения установленных прогнозов от отчисляемых налогов между республиканским бюджетом и бюджетом Ташкента в части городского бюджета.
Местные бюджеты районов Ташкента также получили дополнительное финансирование в виде поступлений в полном объеме по фиксированному налогу по отдельным видам предпринимательской деятельности, налогу на имущество, земельному налогу с физлиц, сборам за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг.
Кроме того, отчисления единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в Госбюджет и доходы, поступающие с рынков, распределят между бюджетом г. Ташкента и бюджетами районов.
Куда пойдут дополнительные средства
На городской бюджет Ташкента возложена дополнительная нагрузка по расходам на:
q целевые межбюджетные трансферты в районные бюджеты на расходы общеобразовательных школ по заработной плате и единому социальному платежу;
q укрепление материальной технической базы образовательных и медицинских учреждений;
q возмещение выпадающих доходов перевозчиков, связанных с бесплатным и льготным проездом отдельных категорий граждан, затраты городских пассажирских транспортных организаций, связанные с приобретением транспортных средств;
q социальную поддержку лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
q содержание спецшкол, школ-интернатов и специализированных школ-интернатов.
Сохраняется порядок финансирования из бюджетов районов учреждений народного образования, поликлиник, диспансеров без коек, центров культуры и досуга населения, хокимиятов районов и их отделов, органов самоуправления граждан, центров социальной помощи и социальной адаптации и расходов на благоустройство. Расходы по ремонту внутренних автомобильных дорог, финансируемые из городского бюджета, передаются в бюджеты районов.
При этом хокимам г. Ташкента и районов предоставлены дополнительные полномочия. Они вправе:
q вносить при необходимости в соответствующие кенгаши народных депутатов предложения по изменению утвержденных параметров местных бюджетов;
q самостоятельно распоряжаться суммой перевыполнения прогноза доходов бюджетов районов, формируемой по итогам каждого квартала;
q направлять расходы местных бюджетов, в том числе средств, высвободившихся в течение финансового года за счет оптимизации бюджетных организаций и их штатных единиц в пределах установленных нормативов, на другие необходимые расходы в установленном порядке;
q единовременно премировать руководителей бюджетных организаций, работников хокимиятов, финансовых, казначейских органов и госналоговой службы, добросовестно выполняющих свои обязанности, а также особо важные и ответственные поручения, на основе достигнутых результатов в размере 1 должностного оклада за счет дополнительных источников бюджетов г. Ташкента и районов.
Изменения по республике
Результаты эксперимента будут учтены в Концепции налоговой и бюджетной политики на 2018 год в контексте внедрения экспериментального порядка во всех регионах республики.
Кроме того, с 1 июля 2017 года для повышения уровня финансовой самодостаточности регионов и заинтересованности органов госвласти на местах в снижении дебиторской задолженности налог на добавленную стоимость на газ, реализуемый газоснабжающими организациями АК "Узтрансгаз" (кроме населения), будет уплачиваться по месту его реализации в порядке, установленном Минфином и ГНК.
* * *
Указом Президента от 07.06.2017 г. N УП-5081 внесены изменения в структуру аппарата Президента Республики Узбекистан.
Попечительский совет Научно-просветительского мемориального комплекса имени Первого Президента Ислама Каримова возглавил лично Ш. Мирзиёев. Комплекс создан при Президенте и вошел в состав Службы по вопросам развития СМИ, духовности и просветительства, культуры, искусства и творческих организаций аппарата главы государства. Служба окажет содействие в организации эффективной деятельности Попечительского совета.
Напомним, согласно постановлению Президента от 25.01.2017 г. N ПП-2744 "Об увековечении памяти Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова" комплекс размещен в резиденции Оксарой.
Кроме того, Служба по контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц переименована в Службу по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц. Поправки внесены в Указ Президента от 01.03.2017 г. N УП-4974 "О дальнейшем совершенствовании деятельности аппарата Президента Республики Узбекистан".
* * *
Подписано Постановление Президента от 12.06.2017 г. N ПП-3051 "О дополнительных мерах по совершенствованию исполнительной структуры Кабинета Министров Республики Узбекистан". Текст документа размещен на сайте главы государства.
Согласно документу в структуре Кабинета Министров произведен ряд преобразований.
Упраздняются
|
Вводятся и образуются
|
Должность заместителя Премьер-министра - руководителя Комплекса по вопросам макроэкономического развития, структурных преобразований и привлечения иностранных инвестиций |
Должность заместителя Премьер-министра - руководителя Комплекса по вопросам экономического развития, структурных преобразований, инвестиций, реформирования банковской и финансовой систем, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон
|
Должность заместителя Премьер-министра - председателя правления АК "Узавтосаноат" - руководителя Комплекса по вопросам развития экспортного потенциала и машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции |
Должность заместителя Премьер-министра - председателя правления АО "Узавтосаноат" - руководителя Комплекса по вопросам развития внешнеэкономической деятельности, экспортного потенциала, машиностроения, автомобильной и электротехнической промышленности, стандартизации продукции
|
Должность заместителя Премьер-министра - руководителя Комплекса по вопросам экологии, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта
|
|
Сводный информационно-аналитический департамент по вопросам макроэкономического развития, структурных преобразований и привлечения иностранных инвестиций |
Сводный информационно-аналитический департамент по вопросам экономического развития, структурных преобразований, реформирования банковской и финансовой систем, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон
|
Информационно-аналитический департамент по вопросам координации формирования и мониторинга реализации инвестиционных программ, привлечения иностранных инвестиций |
|
Информационно-аналитический департамент по вопросам образования и науки
|
Информационно-аналитический департамент по вопросам образования, науки и молодежной политики
|
Информационно-аналитический департамент по вопросам молодежной политики, культуры, информационных систем и телекоммуникаций
|
Информационно-аналитический департамент по вопросам культуры, информационных систем и телекоммуникаций |
Информационно-аналитический департамент по вопросам развития экспортного потенциала отраслей экономики и территорий республики |
Информационно-аналитический департамент по вопросам развития внешнеэкономической деятельности, экспортного потенциала отраслей экономики и территорий республики
|
Управление правовой экспертизы и международных договоров |
Управление правовой экспертизы, международных договоров и развития внешних связей
|
Лично Премьер-министр страны обеспечивает руководство:
ИАД по вопросам образования, науки и молодежной политики,
ИАД по вопросам культуры, информационных систем и телекоммуникаций
ИАД по вопросам здравоохранения, экологии, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта.
Постановлением утверждена обновленная исполнительная структура Правительства, Аппарата Премьер-министра, а также структурных подразделений высшего органа исполнительной власти.
* * *
Постановлением Президента от 13.06.2017 г. N ПП-3053 создается предприятие с иностранными инвестициями "Uzbekistan Peugeot Citroen Automotive". Информация об этом размещена на сайте главы государства.
Напомним, ранее уже сообщалось о реализации проекта по организации в Джизакской области производства легких коммерческих автомобилей марки "Peugeot" и "Citroen", предназначенных для перевозки пассажиров и грузов.
Для справки: общая расчетная стоимость проекта - 133,3 млн. евро. Под строительство завода на территории СЭЗ "Джизак" отводится земельный участок площадью 45 га.
СП ООО "Uzbekistan Peugeot Citroen Automotive" (ООО "UzPCA") образуется двумя участниками: АО "Узавтосаноат" и компанией "Peugeot Citroen Automobiles S.A." (Франция). Уставный фонд предприятия составляет в эквиваленте 29,3 млн. евро.
В рамках проекта будет действовать ряд льгот и преференций. В частности, на период строительства и на 10 лет с даты ввода в эксплуатацию объекта по производству легких коммерческих автомобилей освобождаются:
ООО "UzPCA" - от уплаты всех налогов, действующих в Узбекистане, а также обязательных платежей в Республиканский дорожный фонд;
организации - производители комплектующих изделий, материалов и технологической оснастки - от уплаты НДС и налога на прибыль юридических лиц в части реализуемой ими продукции и оказанных услуг для легких коммерческих автомобилей производства ООО "UzPCA", а также от налога на имущество в части основных средств, используемых для производства указанной продукции;
иностранный персонал ООО "UzPCA" - от уплаты НДФЛ в части доходов, полученных в рамках работы в ООО "UzPCA";
юридические лица - нерезиденты Узбекистана, оказывающие услуги ООО "UzPCA", - от налога на прибыль по оказанным услугам;
компания "Peugeot Citroen Automobiles S.A." - от уплаты налога на прибыль по доходам, получаемым в виде дивидендов, выплачиваемых ООО "UzPCA";
АО "Узавтосаноат", ООО "Avtosanoat-Injiniring", АО "Узогирсаноатлойиха", ООО "Трест 12" и его субподрядные организации - от уплаты НДС по объемам работ и услуг, выполняемых в рамках инвестиционного проекта на период строительства.
Кроме того, на АО "Узавтосаноат" распространяются льготы по уплате земельного налога, предусмотренные Указом Президента от 26.10.2016 г. N УП-4853.
Услуги официальных дилеров ООО "UzPCA" по ремонту и сервисному обслуживанию выпускаемых авто, включая стоимость запчастей, узлов, агрегатов и материалов и их реализация через торговую сеть осуществляются без НДС.
Вводятся также и таможенные льготы. Так, от таможенных платежей на период строительства и на 10 лет с даты ввода в эксплуатацию завода (за исключением сборов за таможенное оформление) освобождаются товары:
ввозимые ООО "UzРСА", а также другими организациями - производителями технологической оснастки, материалов и комплектующих, используемых в производстве и сервисном обслуживании легких коммерческих автомобилей ООО "UzРСА" по утвержденному перечню;
необходимые для строительства объекта по производству легких коммерческих автомобилей, не производимые в республике, и ввозимые АО "Узавтосаноат", ООО "Аvtosanoat-Injiniring" и ООО "Трест 12" по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
* * *
Президент подписал Постановление от 13.06.2017 г. N ПП-3055 "Об организации производства электротехнической продукции в г. Нукусе". Об этом сообщает пресс-служба главы государства.
Документом одобрено создание ООО "Nukuselectroapparat" (доля швейцарской "Tanotrade AG" - 80%, узбекского ООО "Тоshelectroapparat" - 20%). Ввод объекта в эксплуатацию состоится 1 сентября 2017 года. Общая стоимость проекта - 8 млн. долларов США.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, АО "Узбекэнерго", НХК "Узбекнефтегаз", АО "Узбекистон темир йуллари" поручено обеспечить за счет собственных средств, по принадлежности, перенос и подключение существующих инженерных коммуникаций, подпадающих в зону строительства, а также подключение инженерных коммуникаций и железнодорожной линии согласно проектной документации с учетом их бесперебойного функционирования.
Министерство экономики и Министерство финансов по обоснованным расчетам Министерства жилищно-коммунального обслуживания обеспечит выделение в 2017 году централизованных инвестиций за счет Государственного бюджета на перенос и подключение существующих водопроводных сетей, подпадающих в зону строительства, согласно проектно-сметной документации.
Кроме того, ООО "Nukuselectroapparat" освобождено от уплаты:
в рамках реализации инвестиционного проекта - таможенных платежей (кроме таможенных сборов) за строительные материалы, ввозимые для строительства предприятия по производству электротехнической продукции ООО "Nukuselectroapparat", по перечням, утверждаемым в установленном порядке, а также налога на добавленную стоимость по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) нерезидентами Республики Узбекистан;
до 2024 года - таможенных платежей (кроме таможенных сборов) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, ввозимые для производства готовой продукции, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
* * *
Опубликовано Постановление Президента от 15.06.2017 г. N ПП-3060 "Об организации деятельности Фонда развития Бюро принудительного исполнения".
Напомним, Указом Президента от 29.05.2017 г. N УП-5059 "О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства" вместо Судебного департамента при Министерстве юстиции создано Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре (далее - Бюро) и образован Фонд развития Бюро.
Сформирована нормативная база деятельности Фонда развития Бюро
Документом утверждены:
структура Фонда развития Бюро (Генпрокурору дано право вносить изменения в структуру, в т.ч. вводить дополнительные штатные единицы за счет средств Фонда);
Положение о Фонде развития Бюро и состав его Наблюдательного совета (возглавил заместитель Генпрокурора М. Азимов, по должности входят председатель Верховного суда, министры финансов и юстиции, ответственные работники аппарата Президента и Кабинета Министров, директор Бюро, исполнительный директор Фонда и др.);
Положение о порядке материального стимулирования работников Бюро;
разряды по оплате труда по Единой тарифной сетке работников Дирекции Фонда развития Бюро.
Определены статьи доходов и расходов Фонда развития бюро
К источникам формирования средств Фонда дополнительно отнесены доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда. Ранее уже установлено, что средства Фонда формируются за счет:
10% средств от реализации электрической энергии и природного газа потребителям республики;
8% средств от реализации имущества, изъятого уполномоченными органами и обращенного в доход государства, а также от взыскания налоговой задолженности (за исключением государственной пошлины) за счет реализации имущества должника;
80% средств исполнительского сбора, взыскиваемого государственными исполнителями;
80% сумм штрафов, налагаемых и взыскиваемых работниками Бюро и др. доходы, не запрещенные законодательством.
Средства Фонда направляются на:
зарплату, надбавки, премии и др. стимулирующие выплаты работникам Бюро;
привлечение на работу в Бюро специалистов на основе гражданско-правового договора;
содержание, эксплуатацию, строительство и ремонт зданий и сооружений, обеспечение их инвентарем, в т.ч. мебелью, связью, компьютерами и др. средствами;
компенсацию за аренду (наем) жилья работникам Бюро;
покупку служебных и специальных автотранспортных, а также др. технических средств, их сервисное обслуживание, обеспечение запчастями и ГСМ;
соцзащиту работников Бюро, включая строительство служебного жилья, медицинское обслуживание;
внедрение единой интегрированной автоматизированной системы Бюро по контролю и учету электроэнергии и природного газа в соответствии с национальными стандартами;
обслуживание и развитие информационно-компьютерной сети Бюро, обеспечение информационной безопасности;
обучение, повышение квалификации и стажировки работников Бюро, в т.ч. за рубежом;
визиты делегаций иностранных государств, международных организаций, пребывающих в Узбекистан по вопросам, относящимся к компетенции Бюро;
выплату командировочных расходов работникам Бюро как внутри страны, так и за ее пределами;
проведение семинаров, "круглых столов", конференций, практических занятий, тренингов, профилактических и других мероприятий Бюро;
обеспечение печатными и иными материалами, необходимыми для деятельности Бюро и др. мероприятия по совершенствованию его деятельности.
Сколько будут получать работники Бюро
ФОТ работников Бюро состоит из:
Должностного оклада
|
определяется по тарифной сетке
|
Ежемесячных надбавок |
- надбавка в 50% к должностному окладу для имеющих классные чины, 100% для других работников, кроме технического и обслуживающего персонала (включается в состав оклада при исчислении доплат и надбавок);
|
- надбавка в 40% (коэффициент стимулирования труда);
|
|
- надбавка от 20 до 50% за классный чин;
|
|
- надбавка от 5 до 40% за выслугу лет (имеющим классные чины);
|
|
- надбавка в 10, 20 и 30% за специальные категории;
|
|
- надбавка за выслугу лет др. работникам управленческого и производственного персонала
|
|
Стимулирующих и иных выплат |
- премии до 200% в год (при 70-80 баллах, набранных в ходе индивидуальной оценки результатов деятельности - 50%; 80-90 баллах - 100% , 90-100 баллах - 200%); |
- премии в 15% по праздникам, знаменательным и юбилейным датам, за долголетнюю и безупречную службу (работу), при выходе на пенсию и в др. аналогичных случаях;
|
|
- персональные надбавки в 15%;
|
|
- ежемесячное возмещения за питание в 1-2 МРЗП;
|
|
- ежемесячное возмещение за проезд в 1-2 МРЗП (в районных, городских отделах, когда не закреплен служебный транспорт);
|
|
- матпомощь в 1 оклад в год;
|
|
- матпомощь семьям работников, столкнувшихся с несчастными случаями, а также погибших при выполнении служебных обязанностей
|