язык интерфейса

2018 год

2018 год/ Обзор нового в законодательстве (за период с 15 по 20 января 2018 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 15 по 20 января 2018 г.)



Постановлением Кабинета Министров от 15.01.2018 г. N 26 внесены изменения и дополнения в Положение о Государственном фонде поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан(далее - Фонд).


Напомним, Фонд создан постановлением Президента от 17.08.2017 г. N ПП-3225. Основная его задача - предоставление финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства).


Предельные суммы кредитов, выдаваемых субъектам малого предпринимательства, по которым Фонд предоставляет поручительство и компенсацию расходов по процентам, теперь определяются в сумах.


Вид финансовой поддержки, оказываемой Фондом субъектам малого предпринимательства

Максимальная сумма кредита коммерческого банка, в пределах которого оказывается финансовая поддержка

  

Поручительство по кредитам

Не более 2 млрд сумов.

Ранее - не более 500 тыс. долл. США (в пересчете на нацвалюту по курсу ЦБ на момент публикации - более 4 млрд сумов).

   

Компенсация на покрытие процентных расходов по кредитам

Не более 4 млрд сумов.

Ранее - не более 1 млн долл. США (в пересчете на нацвалюту по курсу ЦБ на момент публикации - более 8 млрд сумов).

  

  

Вместе с тем, уменьшены сроки отдельных этапов процедуры получения финансовой поддержки. В частности, Фонд будет изучать поступившие из банков документы на получение компенсации и поручительства в течение 3-х рабочих дней (ранее документы на компенсацию процентов по кредиту проверялись 7 дней, а на получение поручительства - 10 дней). А в целом общий срок всех мероприятий до заключения договора на оказание финансовой поддержки уменьшился:

q для получения компенсации - на 1 неделю;

q для получения поручительства - на 10 дней.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 15.01.2018 г. N 27 утверждена Программа по укреплению материально-технической базы районных (городских) центров содействия занятости населения (ЦСЗН) на 2018-2021 гг.


Предусматривается строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий ЦСЗН за счет средств Государственного фонда содействия занятости населения на общую сумму 79 млрд 121 млн сумов.


Например, в столице из этих средств планируется построить новые здания Алмазарского, Бектемирского, Чиланзарского, Шайхонтохурского и Юнусабадского районных ЦСЗН, а также капитально отремонтировать уже имеющиеся в еще 5-ти районах.


Кроме того, из Государственного бюджета будут выделены дополнительно 15 млрд 150 млн сумов на строительство новых зданий ЦСЗН в областях республики. Таким образом, общий объем финансирования четырехлетней программы составляет 94 млрд 271 млн сумов.


* * *



Приказом министра юстиции (рег. N 2090-16 от 15.01.2018 г.) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий нотариусами. Документ приведен в соответствие с постановлением Кабинета Министров от 09.10.2017 г. N 810.


Установлено, что физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Ташкент и Ташкентскую область из других государств, получившие вид на жительство, но не имеющие прописки в других регионах республики, вправе приобрести в столице и столичном регионе жилую недвижимость новой постройки стоимостью не менее 600 млн. сумов. Ранее минимальная сумма таких сделок составляла - 150 тыс. долларов США (1 млрд 221 млн 957 тыс. сумов на день публикации обзора).


Параллельно снизится и минимальный размер государственной пошлины за нотариальное удостоверение таких сделок (10% от суммы сделки).


Напомним, под новостройкой понимается здание, сооружение, жилое помещение, с момента принятия в эксплуатацию которого прошло не более 3-х лет. Право собственности на недвижимость в новостройке возникает на основании решения районного (городского) хокима об утверждении соответствующего акта комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, жилого помещения.


Лица, купившие жилплощадь на обозначенных условиях, могут претендовать на получение постоянной прописки в г. Ташкенте и Ташкентской области по пункту 1 Перечня категорий лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на получение постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области.


Напомним, в постановлении Президента от 11.07.2017 г. N ПП-3127 с 1 января 2018 г. отменено требование о постановке гражданами на учет доверенностей на право пользования и (или) распоряжения, договоров аренды, безвозмездного пользования, залога, лизинга автотранспортных средств в подразделениях ГСБДД. Параллельно вводится порядок направления нотариусами их электронной формы. Т.е. постановка на учет осуществляется автоматически.


Принятый документ вышел за рамки этой установки. Теперь нотариусы через автоматизированную информационную систему "Нотариус" направляют для постановки на учет в органы ГСБДД не только сведения о названных сделках, но и о договорах отчуждения автотранспортных средств (купля-продажа, мена, дарение, рента). Полный список направляемых сведений об удостоверенных нотариусами документах выглядит следующим образом:

q о договорах отчуждения автотранспортных средств - ранее проставлялась отметка об отчуждении в техническом паспорте автомобиля;

q о доверенностях, связанных с передачей в аренду автотранспортных средств;

q о доверенностях на управление транспортным средством - ранее проставлялась отметка в доверенности о необходимости постановки ее на учет в органах ГСБДД в течение 10 дней и ответственности за нарушение данного требования;

q о договорах безвозмездного пользования автотранспортными средствами;

q о договорах лизинга автотранспортных средств - ранее проставлялась отметка в договоре о необходимости постановки его на учет в органах ГСБДД в течение 10 дней и ответственности за нарушение данного требования.


Отметим, что на момент опубликования данного обзора не внесено изменений и дополнений в:

q Положение о порядке оформления сделок с автотранспортными средствами (прил. к ПКМ N 38 от 07.03.2006 г.) - п. 10 закрепляет, что договоры отчуждения транспортных средств подлежат не учету, а регистрации в органах ГСБДД;

q Положение о порядке государственной регистрации автомототранспортных средств (прил. N 1 к ПКМ N 683 от 31.08.2017 г.) - п. 13 закрепляет, что для регистрации автомототранспортного средства владелец представляет в орган ГСБДД документ, удостоверяющий право собственности и другие вещные права.


Поэтому для обеспечения бесперебойной работы новой системы велика вероятность дальнейшего внесения изменений и дополнений.


* * *



Подписан Указ Президента от 16.01.2018 г. N УП-5303 "О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны".


С 01.02.2018 г. вводится запрет на предоставление индивидуальных льгот и преференций отдельным субъектам по импорту в страну продовольственных товаров. С той же даты принимается еще целый ряд мер.


Однако утвержденная редакция документа несколько отличается от проекта. Рассмотрим подробнее дополнительно внедряемые механизмы, которые также начнут действовать с 1 февраля т.г.


1 - производители сахара до конца года освобождаются от уплаты НДС в части объемов, произведенных на основе импортного сырья.


2 - отменяется требование о наличии сформированного уставного фонда в размере не менее 3500 МРЗП, из которых 1200 МРЗП - деньгами, при получении лицензии на оптовую торговлю.


Таким образом, размер уставного фонда предприятия оптовой торговли будет определяться исходя из организационно-правовой формы юрлица.


Для справки. В сфере оптовой торговли по-прежнему сохраняются следующие лицензионные требования и условия:

q соблюдение национального законодательства, регулирующего деятельность по осуществлению оптовой торговли;

q наличие сертификатов соответствия или сведений о сертификации продукции на предприятиях-производителях либо их копии (при реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации);

q отдельные требования для предприятий, входящих в состав ассоциации "Узбекозиковкатзахира" (оптовая торговля потребительскими товарами).


Кроме того, документом поручено оптимизировать действующие ставки таможенных платежей на продовольственные товары, упростить процедуры таможенного оформления товаров и сократить расходы на осуществление экспортно-импортных операций, внедрив в эту сферу принцип "одно окно".


Документом не уточняется, какие именно виды таможенных платежей будут оптимизированы. Напомним, что таможенные платежи включают таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость (в 2018 году - 20%), акцизный налог и таможенные сборы.



Указом Президента от 16.01.2018 г. N УП-5303 утвержден Перечень отдельных видов продовольственных товаров и сырья, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, сроком до 1 января 2019 года.


В него вошли 8 наименований товаров (в скобках указаны коды ТН ВЭД):

q крупный рогатый скот живой (0102);

q овцы и козы живые (0104);

q мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (0201);

q баранина или козлятина свежая, охлажденная, кроме замороженной (0204);

q соевые бобы дробленные или недробленые (1201);

q семена подсолнечника дробленные или недробленые (1206 00);

q семена кунжута (1207 40);

q сахар тростниковый или свекловичный и химически чистая сахароза в твердом состоянии (1701).


Стоит отметить, что в документе не сказано, когда применяется льгота: при импорте или экспорте. Поэтому разберем состав таможенных платежей в обоих случаях.


Импорт. При ввозе в нашу страну вышеперечисленные товары облагаются импортной таможенной пошлиной по нулевой ставке. Акцизный налог с них не взимается. Налог на добавленную стоимость составляет 20%. Сбор за таможенное оформление составляет 0,2% от таможенной стоимости, но не менее $25 и не более $3 000 (обязательства по уплате сбора сохраняются).


Экпорт. Экспортные таможенные пошлины в Узбекистане отменены с 1997 года. Акцизный налог с указанных товаров не взимается. Реализация товаров на экспорт облагается НДС по нулевой ставке. Сбор за таможенное оформление составляет 0,1% от таможенной стоимости, но не менее 50% от МРЗП (обязательства по уплате сбора сохраняются).


Напомним, экспорт живого скота, мяса и сахара осуществляется на основании решений Президента или Правительства.


Следовательно, льгота по сути заключается в освобождении от уплаты НДС при импорте в Узбекистан данной продукции.


Документом предусмотрен также ряд нововведений, внедряемых в практику с 1 февраля т.г.


* * *



Опубликовано Распоряжение Президента от 16.01.2018 г. N Р-5181 "О совершенствовании охраны и использования объектов материального культурного и археологического наследия".


Документом создана Республиканская комиссия по разработке проекта программы комплексных мер на 2018-2023 гг. для создания единого механизма охраны, управления и рационального использования объектов материального культурного и археологического наследия. Рабочим органом и организатором деятельности комиссии является Министерство культуры.


В комиссию входят Премьер-министр, министры культуры, экономики, а также среднего специального и высшего образования, Президент Академии наук Узбекистана, Председатель Академии художеств Узбекистана, Председатель Управления мусульман Узбекистана, муфтий, директор Музея государственной истории Узбекистана и др.


Отдельными направлениями программы займутся рабочие группы, чьи составы также утверждены актом. До 01.04.2018 г. они должны организовать проведение описи всех объектов материального культурного и археологического наследия республики на основе показателей их туристического потенциала, историко-культурного значения, технического состояния.


Результаты с подробной информацией обо всех объектах будут внесены в создаваемую единую электронную справочную базу. Опись объектов наследия будут проводить территориальные экспертные группы из числа квалифицированных специалистов.


Территориальные хокимияты, соответствующие госорганы и органы хозуправления обязаны создать все условия для полного изучения состояния объектов.


* * *



Распоряжением Президента от 16.01.2018 г. N Р-5182 создана Рабочая комиссия по критическому изучению и подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов.


Комиссию возглавил заместитель Генерального прокурора Б.Мавлонов. Глава государства уже обозначил главные недостатки в работе 3-х ведомств:

q Финансовые органы - ориентируются на достижение положительных финансово-экономических показателей без учета фактического положения дел на местах, потребностей населения и субъектов предпринимательства. Это препятствует полноценному переходу к реальным рыночным отношениям и внедрению современных принципов управления экономикой;

q Налоговые органы - недостатки в их работе не позволяют снизить налоговую нагрузку за счет расширения налогооблагаемой базы, повысить собираемость налогов, обеспечить эффективность налогового администрирования, защитить права и интересы налогоплательщиков, особенно субъектов предпринимательства;

q Таможенные органы - в их работе распространен бюрократизм и волокита, непрозрачность деятельности, необоснованное затягивание сроков внедрения современных форм таможенных процедур. Это снижает инвестиционную привлекательность страны, а также негативно сказывается на ее имидже и рейтинговых показателях в оценках ведущих международных организаций.


В 3-дневный срок утвердят составы рабочих групп комиссии и детальный план-график критического изучения. По результатам до 15.04.2018 г. в аппарат Президента внесут проекты нормативно-правовых актов по коренному совершенствованию деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов.


Рабочая комиссия обратит особое внимание на:

q эффективность системы управления и контроля, включая планирование и комплексный анализ деятельности, в том числе служебной нагрузки и объема выполняемой работы сотрудниками данных органов всех уровней, действенность механизмов внутриведомственного и внешнего контроля;

q актуальность и соответствие современным требованиям и международным стандартам задач и функций, механизмов их реализации и сфер ответственности финансовых, налоговых и таможенных органов;

q оптимизацию штатной численности за счет широкого внедрения информационно-коммуникационных систем, позволяющих оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений;

q увеличение доходной части бюджета, в том числе за счет отмены индивидуальных льгот и преференций, изыскания дополнительных и обоснованных резервов поступления налоговых и таможенных платежей, дивидендов от доли государства в уставных фондах хозяйственных обществ;

q пересмотр механизмов работы с учетом внедрения широко применяемых за рубежом передовых и апробированных методов достижения высоких результатов за счет минимальных затрат;

q устранение бюрократических процедур и иных препон для осуществления внешнеэкономической деятельности, обоснованность сроков и стоимости таможенного оформления при осуществлении экспортно-импортных операций;

q унификацию и гармонизацию финансового, налогового и таможенного законодательства с международными принципами и стандартами;

q эффективность таможенной инфраструктуры, в том числе таможенных постов и уровень их материально-технического оснащения, наличие высокотехнологичного оборудования, необходимого для качественного и оперативного осуществления таможенных процедур, налаживание на пунктах пропуска через таможенную границу системы двойного коридора;

q внедрение в деятельность налоговых и таможенных органов передовых форм и методов осуществления налогового и таможенного контроля;

q улучшение системы оказания государственных услуг, в том числе путем внедрения бесконтактных форм взаимодействия финансовых, налоговых и таможенных органов с физическими и юридическими лицами;

q организацию системы подготовки кадров, укомплектованность финансовых, налоговых и таможенных органов квалифицированными специалистами;

q совершенствование механизмов материального стимулирования работников финансовых, налоговых и таможенных органов, в том числе путем внедрения критериев оценки эффективности их деятельности и усиления мер социальной защиты.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 16.01.2018 г. N 29 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков участникам свободных экономических зон (СЭЗ).


Документ несколько отличается от ранее действовавшей редакции. Рассмотрим наиболее важные с точки зрения участников СЭЗ аспекты.


Очередность размещения. Уточнен перечень объектов, где в первую очередь размещаются участники СЭЗ. Это бездействующие, пустующие здания, сооружения и незавершенные строительством объекты (в т.ч. объекты госсобственности) и территории, имеющие подведенную инженерную инфраструктуру. Ранее этот порядок был внедрен в СЭЗ "Ургут", СЭЗ "Гиждуван", СЭЗ "Коканд" и СЭЗ "Хазарасп". Теперь он распространяется на все функционирующие СЭЗ.


Форма заявления и порядок его подачи. Чтобы получить земельный участок нужно подать заявление. Теперь оно составляется по утвержденной форме и направляется в единый центр "одно окно". Представить его можно в явочном порядке, направить по почте либо в электронном виде через ЕПИГУ или Единый портал свободных экономических зон и малых промышленных зон (запуск планируется в марте 2018 г.).


Авансовый платеж. Перед подачей заявления (порядок описан выше) участник вносит авансовый платеж на счет областного госпредприятия землеустройства и кадастра недвижимости для подготовки материалов по выбору земельных участков. Его размер составляет 1 МРЗП. При отказе в согласовании материалов аванс не возвращается, но участник может обжаловать такой отказ в судебном порядке.


Срок. Общий срок на подготовку материалов по отводу земельных участков увеличен до 21 дня (ранее составлял 16 дней).



Постановлением Кабинета Министров от 16.01.2018 г. N 29 утверждено Положение о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории свободных экономических зон и регистрации участников свободных экономических зон.


Какие проекты могут размещаться в СЭЗ


Документом утверждены обязательные критерии при размещении инвестиционных проектов на территориях СЭЗ:


1 - создание импортозамещающих, высокотехнологичных производств в соответствие с параметрами, установленными для проектов локализации;


2 - объем экспорта после начала производственной деятельности - не менее 20% во второй и не менее 30% - в третий и последующие годы;


3 - создание новых рабочих мест в количестве, определяемом административными советами, в т.ч. с установлением 10-процентной квоты по приему нуждающихся в занятости по спискам, предоставляемым Советом Федерации профсоюзов;


4 - укомплектование штата работников создаваемой организации из числа граждан Узбекистана в количестве не менее 95% от общей численности привлеченных работников, с предоставлением им возможности прохождения стажировки и повышения квалификации.


Какие документы нужны


Для размещения инвестпроекта необходимо представить в Дирекцию СЭЗ заполненную инвестиционную заявку по типовой форме. К ней нужно приложить:

q информацию о госрегистрации юрлица (инвестора) или иного документа, подтверждающего деятельность инвестора;

q бизнес-план предлагаемого инвестиционного проекта;

q информацию, подтверждающую наличие опыта работы инвестора в соответствующей сфере и/или реализации аналогичных инвестиционных проектов. Если же такой опыт отсутствует, следует представить информацию о привлекаемых к реализации инвестиционного проекта технологических партнерах;

q информацию о финансово-хозяйственной деятельности инвестора за последние 3 года. Если на момент подачи инвестиционной заявки инвестор:

- осуществляет хозяйственную деятельность от 1 до 3 лет, представляются сведения за фактическое время своей деятельности;

- не осуществлял финансово-хозяйственную деятельность или осуществлял ее менее года, - данные о финансово-хозяйственной деятельности одного из учредителей инвестора.


Рассмотрение и согласование заявки, соглашение об инвестировании


Поданные документы рассматриваются Дирекцией в течение 2-х рабочих дней. Документы с нарушениями возвращаются заявителю без рассмотрения с указанием выявленных недостатков, а остальные с соответствующим заключением вносятся в административный совет СЭЗ.


Для реализации инвестпроектов в сфере фармацевтики потребуется заключение Министерства здравоохранения (документы для получения заключения направляются Дирекцией СЭЗ). Инвестпроекты стоимостью в экв. свыше 5 млн долл. США согласовываются с Республиканским советом по координации деятельности административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон (образован постановлением Президента от 25.10.2017 г. N ПП-3356).


После одобрения инвестиционной заявки административным советом на сайте Дирекции СЭЗ размещается проект соглашения об инвестировании. Он может быть выслан инвестору для рассмотрения. Типовая форма соглашения утверждена, но может изменяться в зависимости от специфики инвестиционного проекта.


* * *



Постановлением Президента от 17.01.2018 г. N ПП-3479 "О мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья" уточнен порядок реализации отдельных видов продукции предприятий-монополистов.


Напомним, постановлением Президента от 14.11.2017 г. N ПП-3386 установлено, что с 01.01.2018 г. 27 видов продукции предприятий-монополистов реализуются на основе рыночных принципов только через биржевые торги.


Принятый документ несколько изменил правила, установленные ПП-3386 от 14.11.2017 г. В частности, определены случаи, когда указанная продукция может реализовываться по прямым договорам, а также особые требования к покупателям. Теперь для 14 видов продукции установлен следующий порядок (см. таблицу):


N

Наименование товара

Через биржу / по прямым договорам

Требования к покупателю

1

Бензин экстракционный

  

Только через биржу

Наличие производственных мощностей по дальнейшей переработке, подтвержденное заключением хокимията района (города).

2

Медь катодная

  

3

Медная катанка

  

4

Алюминий вторичный


5

Цинк металлический

  

6

Пшеница фуражная

  

7

Технические семена хлопчатника

Масложировые предприятия АО "Узпахтаег" (по перечню), расположенные по месту производства данных семян.

  

8

Хлопковое волокно

Через биржу

Отечественные текстильные предприятия, имеющие производственные мощности по дальнейшей переработке.

  

По прямым договорам

(в порядке исключения, в других случаях - через биржу)

ГПО "Давлат белгиси", предприятия АО "Узпахтасаноат", Узбекское общество слепых, учреждения ГУИН МВД (в пределах технологической потребности и имеющихся производственных мощностей).


9

Бензин автомобильный

По прямым договорам

(в порядке исключения, в других случаях - через биржу)

Бюджетные организации и автозаправочные станции.

  

10

Дизельное топливо

Бюджетные организации, фермерские хозяйства (производящие хлопок-сырец и зерно по госзаказу), АО "Узбекистон темир йуллари", АО "Тошшахартрансхизмат", государственным предприятиям по сбору и вывозу бытовых отходов.

  

11

Уголь

Бюджетные организации, население и предприятия АО "Узбекэнерго".

12

Масло хлопковое;

  

для социально уязвимых слоев населения

Оптовые и розничные предприятия, определяемые Советом Министров Каракалпакстана, хокимиятами областей и г. Ташкента на основании предложений хокимиятов районов (городов), для дальнейшего распределения по установленным ценам с розничной наценкой не более 10%.

  

для формирования государственного стратегического резерва

  

Комитет по управлению государственными резервами при Кабинете Министров.

13

Шелуха хлопковых семян

  

Через биржу с сохранением биржевой наценки и порядка распределения объемов

Не установлены

14

Шрот хлопковых семян

  



Также Постановлением Президента от 17.01.2018 г. N ПП-3479 "О мерах по стабильному обеспечению отраслей экономики страны востребованными видами продукции и сырья" изменяется порядок выдачи лицензий на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые.


Сложные процедуры лицензирования деятельности по пользованию участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, препятствуют развитию отечественного производства строительных материалов и привлечению прямых инвестиций в данную сферу, отмечается в документе. В этой связи предприняты соответствующие меры


Во-первых, теперь лицензии будет выдавать Госкомгеологии. Правительственная комиссия - предыдущий лицензирующий орган - упразднена.


Во-вторых, заявки на получение лицензии будут рассматриваться в течение 20 дней.


В-третьих, вводится минимальный размер уставного фонда для заявителей - 500 МРЗП на момент подачи заявки.


В-четвертых, горные отводы для разработки месторождений нерудных полезных ископаемых предоставят в 10-дневный срок с момента предоставления недропользователями рабочего проекта.


Обновленный порядок лицензирования разработают в течение месяца.


Механизм использования месторождений нерудных полезных ископаемых будет критически изучен, после чего ряд уполномоченных органов внесет свои предложения. Среди прочего они должны предусматривать:

q оптимизацию затрат, включая снижение энергоемкости добычи нерудных полезных ископаемых и производства строительных материалов, путем модернизации производства и внедрения альтернативных источников энергии;

q ускоренную разработку и освоение альтернативных песчано-гравийных месторождений;

q широкое информирование субъектов предпринимательства об участках недр, содержащих нерудные полезные ископаемые.



* * *



Постановлением Кабинета Министров от 17.01.2018 г. N 31 утвержден размер сбора за рассмотрение заявления о регистрации банка и госпошлины за регистрацию банка и выдачу лицензии на право проведения банковских операций.


Напомним, что регистрация банков и выдача им лицензии на право проведения банковских операций осуществляются Центральным банком. Постановлением установлены следующие размеры взимаемой при этом платы:

Вид платежа

Размер

Сбор за рассмотрение заявления о регистрации банка и выдаче лицензии на право проведения банковских операций

  

5 МРЗП

(на дату публикации - 861 200 сумов)

  

Государственная пошлина за регистрацию банка и выдачу лицензии на право проведения банковских операций.

0,1% от минимального размера уставного капитала банка.

Для справки: с 01.10.2017 г. минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых* коммерческих банков установлен в 100 млрд сумов.

(100 млрд х 0,1% = 100 млн сумов)

  

*) Действующие коммерческие банки должны довести свои уставные капиталы до установленных минимальных требований до 01.01.2019 г.


Обратите внимание! Если лицензиат в течение 3-х месяцев с момента направления уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представил лицензирующему органу документ об уплате госпошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение, лицензия может быть аннулирована.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 17.01.2018 г. N 33 "О дополнительных мерах по упорядочению биржевой и выставочно-ярмарочной торговли".


Документом определены категории товаров, реализуемых на биржевых и торгово-ярмарочных торгах.

Товары, реализуемые на биржевых торгах

Товары, реализуемые на выставочно-ярмарочных торгах, организуемых и проводимых товарно-сырьевыми биржами

  

Товары определенного рода и качества, в т.ч. производные финансовые инструменты (деривативы)*:

- не требующие предварительного осмотра;

- с неизменными качественными показателями и постоянством заключения биржевых сделок;

- включенные в биржевой котировальный лист и допущенные к биржевым торгам.

  

Любые товары, которые:

- не отвечают требованиям, предъявляемым к биржевому товару;

- предоставляют покупателям возможность осмотра их образцов и моделей, электронных каталогов, проспектов, рекламных бюллетеней или другой документации по выставляемым товарам.

  


Взаиморасчеты на биржах - по утвержденным правилам


Постановлением утверждены Правила проведения расчетно-клиринговых операций на товарно-сырьевых биржах. Они устанавливают:

q права и обязанности участников клиринга;

q порядок ведения счетов и проведения клиринга;

q порядок обеспечения исполнения заключенных биржевых сделок;

q прекращение клирингового обслуживания.


Документом также дается определение некоторым понятиям, применяемым при биржевой торговле. Например, клиринг - это комплекс операций по определению, уточнению и зачету взаимных обязательств членов биржи и их клиентов, а также взаиморасчеты между ними. Проведение этих операций обеспечивает расчетно-клиринговая палата (далее - РКП) через электронную систему клиринга. РКП - структурное подразделение биржи без статуса юрлица.


Кто может стать участником клиринга


Ими могут быть члены биржи и/или их клиенты - юрлица, в т.ч. иностранные, а также индивидуальные предприниматели (в качестве покупателей на биржевых торгах).


Для справки: члены биржи - юрлица, получившие в установленном биржей порядке право на участие в биржевых торгах и заключение биржевых сделок (дилеры, маркет-мейкеры, брокеры). Члены биржи участвуют в биржевых торгах через своих работников, уполномоченных заключать биржевые сделки от их имени (трейдеров).


Для того чтобы стать участником клиринга необходимо зарегистрироваться в РКП. Члену биржи или его клиенту присваивается индивидуальный номер пользователя (ИНП) и открывается соответствующий лицевой счет, необходимые для учета обязательств и прав требования по совершаемым сделкам.


После регистрации участники клиринга перечисляют на вторичные счета РКП денежные средства для участия на биржевых торгах и исполнения своих обязательств. Вторичные счета РКП открываются в банке, обслуживающем биржу.


Взаимодействие РКП и участников клиринга - по договору


С участниками клиринга РКП заключает договор на клиринговое обслуживание. А взаимоотношения между членом биржи и его клиентом регулируются заключенными между ними договорами поручения (комиссии). С клиентами членов биржи РКП взаимодействует через обслуживающих их членов биржи. Члены биржи являются представителями своих клиентов, если это указано в договоре поручения (комиссии).


Расчеты по сделкам осуществляются исключительно через электронную систему клиринга.



*) Производный финансовый инструмент (дериватив) - это договор, по которому стороны обязуются купить, продать, обменять или выполнить другие действия с товаром, ценными бумагами, валютой или иными активами. Примеры деривативов - опционы, фьючерсы, валютные свопы и т.д.


* * *



Постановлением Министерства внутренних дел и Министерства финансов (рег. N 2964 от 17.01.2018 г.) утверждены Тарифы за предоставление комнат длительных свиданий в учреждениях по исполнению наказаний Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.


Для справки. Согласно ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса длительные свидания предоставляются осужденным с правом совместного проживания с близкими родственниками (муж, жена, родители, дети, усыновители, усыновленные, братья, сестры, дед, бабка, внуки). Их продолжительность на территории учреждения - от 1 до 3-х суток, а вне его пределов - от 3 до 5-ти суток (свидание вне пределов учреждения предоставляются в колониях-поселениях, а также осужденным беременным женщинам и женщинам с детьми до 3-х лет).


Размер платы за сутки составил:

q за 2-местную комнату - 5% от МРЗП;

q за 3-местную комнату - 10% от МРЗП;

q за 4-местную комнату - 15% от МРЗП.


От платы освобождены: осужденные, дети до 16-ти лет включительно (если дети не прибыли с другим взрослым лицом), инвалиды I группы, лица из малообеспеченных семей (на основании справки с махалли).


Собранные средства направляются на текущий и капитальный ремонт комнат длительных свиданий, приобретение основных средств, товарно-материальных ценностей и хозяйственного инвентаря.


* * *



Постановлением Государственного таможенного комитета (рег. N 2606-3 от 17.01.2018 г.) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке заполнения и оформления пассажирской таможенной декларации.


Инструкция приведена в соответствие с требованиями Указа Президента от 06.12.2017 г. N УП-5276 "О мерах по дальнейшему упрощению порядка ввоза и вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами" и постановления Кабинета Министров от 11.10.2017 г. N 814 "Об утверждении Положения о порядке применения системы двойного коридора в пунктах пропуска через таможенную границу Республики Узбекистан".


Напомним, с 01.01.2018 г. иностранная валюта в размере до 2 тыс. долл. США включительно ввозится и вывозится физическими лицами без декларирования через любые пункты пропуска через государственную границу. Кроме того, в международных аэропортах при соблюдении данной нормы, а также предельных норм беспошлинного ввоза товаров и норм ввоза товаров, не подлежащих обложению акцизным налогом, пассажир вправе не заполнять таможенную декларацию и воспользоваться "зеленым коридором".


* * *



Постановлением Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования и Министерства занятости и трудовых отношений (рег. N 2965 от 18.01.2018 г.) утверждены новые Размеры почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий.


Действовавшие до этого размеры (рег. N 2834 от 24.10.2016 г.) увеличены на 15%. При этом оговорено, что новые повышенные ставки применяются с 1.12.2017 г., т.е. задним числом. С этой же даты повысился минимальный размер заработной платы.


Кроме того, того установлено, что размеры почасовой оплаты труда мастеров производственного обучения учебно-производственных комплексов, специализирующихся на профессиональном обучении учеников 10-11 классов общеобразовательных школ, составляют 14 561,9 сумов. Ранее они не были определены.


Для справки. Размеры почасовой оплаты установлены за 1 академический час. Согласно п. 35 Положения о высшем образовании для всех видов аудиторных занятий установлена продолжительность - 45 минут (40 минут при проведении занятий в единой совмещенной паре).


* * *



Подписано Постановление Президента от 19.01.2018 г. N ПП-3484 "О мерах по ускоренному развитию масложировой отрасли".


Развитие отрасли - по "дорожной карте"


Документом утверждена "Дорожная карта" по ускоренному развитию масложировой отрасли. Она предусматривает:


а) Расширение ресурсной базы производства масложировой продукции - из-за недостатка сырья производственные мощности загружены не полностью, а потребности населения не удовлетворяются. Предлагается использовать альтернативные масличные культуры.


б) Модернизацию оборудования на масложировых предприятиях - их оснастят современными системами контроля и учета производственных процессов, чтобы предотвратить хищения сырья и готовой продукции, а также иные злоупотребления.


Например, масложировые предприятия по переработке семян хлопчатника оснастят автоматизированными системами, позволяющими в режиме реального времени отслеживать процессы отгрузки, приемки, хранения и переработки семян хлопчатника, в т.ч. осуществлять замер и учет сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. А в грузовые автомашины, перевозящие семена хлопчатника, масло хлопковое, шрот и шелуху, установят GPS трекеры для мониторинга за их передвижением в режиме реального времени.


Экстракционное хлопковое масло скупит АО "Узпахтаёг"


Введен порядок, по которому масло хлопковое экстракционное, предназначенное для дальнейшей промышленной переработки, реализуется через биржевые торги исключительно предприятиям АО "Узпахтаёг".


Напомним, ранее закреплено, что в таком же порядке предприятиям АО "Узпахтаёг" (по перечню) продаются технические семена хлопчатника.


Льготы по НДС


Производители растительного масла сроком до 1.01.2019 г освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость в части объемов, произведенных на основе импортного масличного сырья.



Введут фиксированные цены на хлопковое масло для социально уязвимого населения. Это предусмотрено в "Дорожной карте" по ускоренному развитию масложировой отрасли (прил. к ПП-3484 от 19.01.2018 г.).


Министерствам финансов, экономики и юстиции, АО "Узпахтаёг", Совету Министров Каракалпакстана, областей и г. Ташкента поручено принять следующие меры:

q разработать порядок реализации хлопкового масла по фиксированной стоимости для социально уязвимых слоев населения - цена будет сформирована с учетом затрат по его производству и реализации;

q разработать перечень социально уязвимых слоев населения и организаций, осуществляющих продажу хлопкового масла по фиксированным ценам.


Для справки. Ранее документ был опубликован без приложений на сайте УзА, и мы сообщали о некоторых мерах, предусмотренных в "Дорожной карте". Введение фиксированных цен на хлопковое масло предусмотрено в приложении к ПП-3484 от 19.01.2018 г., опубликованном днем позже (20.01.2018 г.).