ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2018 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 14 по 20 июля 2018 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


(за период с 14 по 20 июля 2018 г.)


Указ Президента РУз от 19.07.2018 г. N УП-5484 "О мерах

по развитию атомной энергетики в Республике Узбекистан"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 30.06.2018 г. N 492

"О внесении изменений и дополнений в Перечень маршрутов,

предназначенных для транзитного передвижения иностранных

автоперевозчиков по территории Республики Узбекистан"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 13.07.2018 г. N 535

"Об утверждении Положения о порядке взыскания расходов

на содержание в специальном приемнике лиц, подвергнутых

административному аресту"

         

Постановление Кабинета Министров РУз от 18.07.2018 г. N 549

"О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке

определения имущества, ввозимого предприятиями с иностранными

инвестициями для собственных производственных нужд"

        

Постановление Кабинета Министров РУз от 18.07.2018 г. N 552

"О внесении дополнения в Перечень органов государственной власти,

органов государственного и хозяйственного управления, других

государственных организаций республиканского значения,

руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке

работников в городе Ташкенте и Ташкентской области"

                 

Постановление Кабинета Министров РУз от 12.07.2018 г. N 534

"О мерах по привлечению авторитетных международных экспертов

при разработке и реализации долгосрочных программ

реформирования ключевых отраслей экономики"

           

Постановление Президента РУз от 18.07.2018 г. N ПП-3863

"О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов

реализации программ по строительству доступных жилых домов

по обновленным типовым проектам в сельской местности и доступных

многоквартирных домов в городах на 2018 год"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 17.07.2018 г. N 543

"О практических мерах по дальнейшему совершенствованию системы

социально-бытового обеспечения и трудоустройства лиц,

освободившихся из мест лишения свободы"

          

Постановление Кабинета Министров РУз от 18.07.2018 г. N 550

"О приеме в магистратуру Банковско-финансовой академии

Республики Узбекистан"

        

Постановление Правления Центрального банка "О внесении изменений

в Положение о порядке предоставления коммерческими банками

банковских гарантий" (Зарегистрировано МЮ 16.07.2018 г. N 2364-4)

        

Приказ министра по чрезвычайным ситуациям "Об утверждении

Правил безопасности гидротехнических сооружений"

(Зарегистрирован МЮ 16.07.2018 г. N 3039)

        

Проект Постановления Кабинета Министров РУз "О мерах

по упорядочению эксплуатации транспортных средств

с тонированными (затемненными) стеклами"

          

Проект Постановления Кабинета Министров РУз "О мерах

по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения

безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан"

            

Постановление Президента РУз от 17.07.2018 г. N ПП-3861

"О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности

Института ботаники Академии наук Республики Узбекистан"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 16.07.2018 г. N 540

"О мерах по расширению внедрения интерактивных услуг

при оплате нотариальных действий и услуг органов ЗАГС"

           

Постановление Кабинета Министров РУз от 16.07.2018 г. N 538

"Об утверждении Плана мероприятий по разработке новых

нормативно-правовых и иных актов, взамен прекращающих

свое действие ведомственных общеобязательных актов"

          

Постановление Президента РУз от 14.07.2018 г. N ПП-3855

"О дополнительных мерах по повышению эффективности

коммерциализации результатов научной и научно-технической

деятельности"

              

Постановление Президента РУз от 16.07.2018 г. N ПП-3857

"О мерах по повышению эффективности подготовки и реализации

проектов с участием международных финансовых институтов

и иностранных правительственных финансовых организаций"

           

Постановление Президента РУз от 14.07.2018 г. N ПП-3856 "О мерах

по совершенствованию и повышению эффективности работы

по обеспечению занятости населения"

             

Проект Указа Президента РУз "О мерах по кардинальному улучшению

инвестиционного климата в Республике Узбекистан"

             

Указ Президента РУз от 13.07.2018 г. N УП-5482 "О мерах

по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы

и повышению доверия к органам судебной власти";

Постановление Президента РУз от 13.07.2018 г. N ПП-3852 "О мерах

по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан

в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой

корпорации "Ведение бизнеса"



Подписан Указ Президента от 19.07.2018 г. N УП-5484 "О мерах по развитию атомной энергетики в Республике Узбекистан".


Агентство по развитию атомной энергетики при Кабинете Министров (Агентство "Узатом") будет отвечать за выработку и реализацию единой госполитики и стратегических направлений в сфере развития и использования атомной энергетики. Входит в состав Комплекса Кабинета Министров по вопросам геологии, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтехимической и металлургической промышленности.

Задачи и направления работы нового органа касаются строго мирного использования атомной энергии: программы развития отрасли, атомная наука и ядерные технологии, радиационная и ядерная безопасность, сотрудничество с международными институтами и т.д.

При Агентстве "Узатом" формируется Научно-технический и экспертный совет. В него войдут представители государственного аппарата и международные эксперты в сфере развития атомной энергетики. Решения по стратегическим вопросам развития отрасли будут приниматься на основе заключений совета.

Предстоит обширная нормотворческая работа, необходимо разработать и внести на утверждение:

q проект Закона "Об использовании атомной энергии в мирных целях" (до 01.10.2018 года);

q проект Концепции развития атомной энергетики в стране на 2019-2029 гг. (до 20.12.2018 года);

q портфель инвестиционных проектов по развитию атомной энергетики в рамках Концепции (до 01.06.2019 года);

q проект Государственной программы развития атомной энергетики в Узбекистане на 2019-2029 гг. (до 01.10.2019 года), и комплекс мер по обеспечению своевременной реализации Концепции и Программы.

К декабрю в Правительство внесут предложения по квотам приема в Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека и Самаркандский государственный университет для подготовки кадров высокой квалификации в сфере атомной энергетики, а также по обучению и прохождению стажировок студентов данного направления за рубежом.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 30.06.2018 г. N 492 внесены поправки в Перечень маршрутов, предназначенных для транзитного передвижения иностранных автоперевозчиков по территории Республики Узбекистан.


В результате изменениям подверглись 8 ранее существовавших маршрутов. Также в Перечень включено аналогичное число новых маршрутов: через границы Туркменистана (NN 45, 46, 47), Афганистана (NN 48, 49), Таджикистана (N 50) и Кыргызстана (NN 51, 52). Таким образом, теперь для транзита иностранных перевозчиков по Узбекистану доступно 52 маршрута.


Напомним, ранее изменение маршрута движения автотранспорта иностранных перевозчиков по территории нашей страны допускалось строго по разрешениям управлений ГТК. Однако, с 1 июня т.г. этот разрешительный документ отменен (Приложение N 1 к Указу Президента от 11.04.2018 г. N УП-5409). Маршруты движения должны соблюдаться в рамках межправительственных соглашений в области международных автомобильных перевозок.


Соблюдение маршрута - не единственное требование к иностранным автоперевозчикам, следующим транзитом по нашей стране (см. Перечень основных документов, необходимых для выполнения международных автоперевозок). За въезд и транзит по Узбекистану автотранспортных средств иностранных государств взимаются сборы в Республиканский дорожный фонд (см. Ставки сборов и отчислений в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан на 2018 год), а за проезд тяжеловесного и крупногабаритного транспорта - плата по тарифам (Приложение N 6 к Постановлению Кабинета Министров от 11.01.1995 г. N 11).


* * *



В Постановлении Кабинета Министров от 13.07.2018 г. N 535 говорится о том, как правонарушители возмещают государству свое содержание за время административного ареста.


Для справки. Административный арест - это вид административного взыскания, который заключается в содержании лица в условиях временной изоляции от общества и применяемый на срок от 3-х до 15-ти суток*. Он может быть применен по 25-ти статьям КоАО**.


Согласно статье 24 Закона "О порядке отбывания административного ареста" за каждые сутки пребывания в специальном приемнике с правонарушителя взыскивается по 15% МРЗП (27 645 сумов). При этом лицо вправе по своему желанию привлекаться к оплачиваемому труду с зарплатой не менее 1 разряда по единой тарифной сетке (456 326,8 сумов).

Со дня прибытия в специальный приемник на лицо, подвергнутое административному аресту, открывается личное дело. При согласии лица на работу в дело подшивается листок привлечения к труду, в котором отмечается каждый день работы вплоть до освобождения.

Если заработок, поступивший на расчетный счет спецприемника, полностью покрывает расходы, связанные с содержанием в нем лица, подвергнутого административному аресту (они могут составить от 82 935 до 414 675 сумов), и его дорожные расходы по следованию к месту жительства, то гражданину выдается справка о полном возмещении расходов. А остаток средств переводится на специальные счета в банке, открытые на его имя.

Когда лицо к труду не привлекалось, либо его заработок не покрыл указанные выше расходы, ему выдается извещение о необходимости производства соответствующих выплат в добровольном порядке в течение 1 банковского дня после освобождения. При этом внести деньги могут не только лица, подвергнутые административному аресту, но по письменному заявлению их близкие родственники, а также другие лица.

При неоплате расходов в течение 1 банковского дня с момента освобождения, администрация спецприемника принимает меры по их судебному взысканию.

        

      

*) В условиях режима чрезвычайного положения за посягательства на общественный порядок (статья 205 КоАО) административный арест может быть назначен на срок до 30-ти суток.


**) Статьи 47, 56, 60, 61-2, 116-1, 116-2, 131, 136, 137, 183, 184-1, 184-3, 187, 194, 195, 196-1, 201, 202-1, 204, 205, 210-1, 225-1, 237, 240, 241 КоАО.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 18.07.2018 г. N 549 внесены поправки в Положение о порядке определения имущества, ввозимого предприятиями с иностранными инвестициями для собственных производственных нужд.


Напомним, имущество, ввозимое на таможенную территорию предприятиями с иностранными инвестициями, в течение 2-х лет с момента их госрегистрации освобождается от уплаты таможенной пошлины, если:

q доля иностранных инвестиций в уставном фонде данных предприятий составляет не менее 33%;

q имущество ввозится на таможенную территорию для собственных производственных нужд предприятий с иностранными инвестициями.


Для применения льготы на момент таможенного оформления этого имущества в режим выпуска для свободного обращения нужно иметь специальный сертификат, выданный АО "Узбекэкспертиза".

Процесс оформления вышеуказанного сертификата ускорили и упростили.

Во-первых, заявление на получение сертификата теперь можно подавать в электронном виде (Приложение к Постановлению Кабинета Министров РУз от 16.05.2011 г. N 136). Примечательно, что к заявлению нужно приложить пакет документов, заверенных подписью руководителя или ответственного за производство лица, а также печатью заявителя. Однако о возможности представить также и эти документы в электронном формате не сказано.

Сам сертификат теперь тоже оформляется в электронном виде после экспертизы и внесения в унифицированную таможенную инфосистему "Единое окно". Но если заявитель потребует бумажный вариант документа, ему распечатают экземпляр.

Электронную форму обрели также мотивированное обращение заявителя о внесении изменений (в т.ч. о продлении срока действия) и дополнений в ранее выданный сертификат, а также сами изменения и дополнения.

Во-вторых, заявление на выдачу сертификата рассматривают в течение 4-х рабочих дней (ранее - 5-ти рабочих дней), а если требуются дополнительные сведения, срок продлевается до 6-ти рабочих дней (ранее - до 10-ти рабочих дней).

Срок оформления изменений и дополнений в ранее выданный сертификат сокращен с 5-ти до 4-х рабочих дней.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 18.07.2018 г. N 552 дополнен Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке работников в городе Ташкенте и Ташкентской области.


Такое право получило Министерство дошкольного образования в лице министра.


Напомним, согласно пункту 11 Перечня категорий лиц - граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области, в таком порядке могут быть прописаны высококвалифицированные специалисты, специалисты узкого профиля, приглашаемые на работу в министерство, а также члены их семей (супруг, супруга, а также их дети, не имеющие своих семей) - на период пребывания указанных граждан в должности.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 12.07.2018 г. N 534 "О мерах по привлечению авторитетных международных экспертов при разработке и реализации долгосрочных программ реформирования ключевых отраслей экономики".


Госкоминвестиций достиг договоренностей по привлечению авторитетных международных экспертов, которые помогут в разработке и реализации долгосрочных программ реформирования ключевых отраслей нашей экономики.

     

     

    

Организации,

с которыми достигнуты

договоренности

      

     

Характер

договоренностей

         

АО "Узбекэнерго";

Европейский банк реконструкции и развития


стратегическое сотрудничество по реформированию электроэнергетики и развитию возобновляемой энергетики


Группа Всемирного банка;

Азиатский банк развития


консультационные услуги в сфере развития и привлечения инвестиций в электроэнергетику


Группа Всемирного банка


консультационные услуги в сфере комплексного реформирования авиационного транспорта и привлечения инвестиций в данную сферу


Международная финансовая корпорация


диагностика условий привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка эффективности использования ресурсов в сфере глубокой переработки природного газа


Компания "McKinsey & Company" (США)


развитие химической промышленности и привлечение в нее иностранных инвестиций


Компания "Boston Consulting Group" (США)


совместная разработка комплексной стратегии развития нефтегазовой отрасли республики, определение и проработка перспективных инвестиционных проектов, поддержка привлечения иностранных инвесторов в рентабельные проекты в сферах разведки, освоения, производства и переработки углеводородного сырья


       

       

Соглашения (контракты) с перечисленными в таблице учреждениями подпишут до 1 августа. Подписан с узбекской стороны - Госкоминвестиций. До 10 августа примут программу сотрудничества и практической реализации представленных ими предложений с конкретными сроками, этапами и ожидаемыми результатами. Персональная ответственность за всестороннее содействие международным экспертам возложена на руководителей предприятий стратегических отраслей экономики.

Центр по анализу мировых рынков, инвестиций и технологий при Узнацбанке преобразован в ГУП "Экспертный центр инвестиций" (Центр). Он будет предлагать Госкоминвестиций перспективные направления инвестирования и реализацию новых проектов, а также взаимодействовать с местными организациями, международными финансовыми институтами и компаниями, привлекать квалифицированных и авторитетных экспертов (по согласованию с Госкоминвестиций).

Документ предусматривает ряд налоговых и таможенных льгот. В частности, до 1 июля 2021 года освобождаются:

q нерезиденты Узбекистана от уплаты налога на прибыль юридических лиц, а иностранные специалисты (в т.ч. международные эксперты) - от уплаты НДФЛ, по доходам, полученным в рамках заключаемых соглашений (контрактов) с Госкоминвестиций и Центром;

q оборудование, компьютерная техника, телеком-система и другие средства, ввозимые для эффективной работы международных экспертов в рамках соглашений (контрактов) с Госкоминвестиций и Центром по перечням - от таможенных платежей (кроме таможенных сборов).


* * *



Подписано Постановление Президента от 18.07.2018 г. N ПП-3863 "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов реализации программ по строительству доступных жилых домов по обновленным типовым проектам в сельской местности и доступных многоквартирных домов в городах на 2018 год".


Напомним, в октябре 2016 года принята Программа по строительству доступных жилых домов по типовым проектам в сельской местности на 2017-2021 гг., а в ноябре того же года - Программа по строительству и реконструкции доступных многоквартирных домов в городах на 2017-2020 гг. (Постановление Президента РУз от 22.11.2016 г. N ПП-2660) для молодых семей, жителей ветхих домов и других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.



Условия кредитования общие на селе и в городах


На период с 01.07.2018 г. по 01.01.2020 г. установлены единые условия ипотечного кредитования в сельской местности и в городах. Ипотека будет оформляться на 20 лет с 3-летним льготным периодом и процентной ставкой - 7% годовых в течение первых 5-ти лет, а в последующем - по Ставке рефинансирования ЦБ.

Таким образом, в рамках программы базовые условия ипотечного кредитования в городах остались без изменений. Однако обучающимся докторантам, начиная со 2-го курса базовой докторантуры в институтах послевузовского образования, предусматривался более продолжительный срок ипотеки - 25 лет. В новом акте об особых условиях кредитования докторантов не сказано, картина прояснится после внесения поправок в Положение о порядке финансирования строительства и реконструкции, а также реализации квартир в многоквартирном доме молодым семьям, жителям ветхих жилых домов и другим категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий. 

В свою очередь, в сельской местности срок, на который оформляется ипотечный кредит, увеличен с 15-ти до 20-ти лет. 



Утвердили новые размеры первоначальных взносов


Для застройщиков под строительство доступных жилых домов по обновленным типовым проектам в сельской местности первоначальный взнос составляет:

q 10% - для 2-х, 3-х, 4-х, 5-этажных многоквартирных (2-х и 3-комнатных) и одноэтажных 2-х, 3-комнатных доступных жилых домов, размещаемых на земельных участках размером 0,02 га;

q 25% - для 2-этажных 4-комнатных сблокированных доступных жилых домов, размещаемых на земельных участках размером 0,04 га, и одноэтажных 3-х, 4-х и 5-комнатных доступных жилых домов, размещаемых на земельных участках размером 0,06 га. 

Следовательно, действовавший ранее размер для домов I и II типа снижен (составлял 15%), а для домов III типа - сохранен на прежнем уровне. Также включены новые виды строений: в I тип - 4-х и 5-этажные многоквартирные жилые дома, в III тип - одноэтажные 3-х, 4-х и 5-комнатные дома на участках в 6 соток.

Средний размер первоначального взноса для молодых семей, жителей ветхих жилых домов и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в городах снижен с 25% до 15%. При этом в практику внедряется дифференцированный размер первоначального взноса (в зависимости от этажа, на котором расположена квартира).

В реализации программ участвуют АКБ "Кишлок курилиш банк", Узнацбанк, АКИБ "Ипотека банк", АКБ "Халк банки", АКБ "Асака" и АКБ "Узсаноаткурилишбанк". По их заявкам Минфин откроет кредитные линии. Также на строительство жилья в сельской местности в текущем году выделят дополнительное финансирование из Государственного бюджета.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 17.07.2018 г. N 543 одобрена "Дорожная карта" по совершенствованию системы реабилитации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы на 2018-2022 годы.


Создается единая комплексная система воспитательных работ. Они будут проводиться в 3 этапа, которые охватят не только период пребывания лица в учреждении по исполнению наказания, но и первый год после освобождения.


Этап 1. При поступлении в учреждение по исполнению наказания осужденный будет предварительно изучаться с определением психологического портрета и предрасположенности к исправлению.


Этап 2. С каждым осужденным по индивидуальной программе будут проводиться мероприятия по изменению сознания, побуждению в них чувства раскаяния в совершенном преступлении.


При этом осужденные будут разделяться на 3 категории:

1) сложно воспитываемые - с ними будут реализовываться мероприятия по улучшению морального облика, побуждению раскаяния и желания придерживаться законопослушного образа жизни.

Работа с этой категорией будет планироваться еженедельно, и корректироваться с учетом изменения психологической характеристики. Для изменения сознания привлекут специалистов-психологов, правоведов и теологов.

Кроме того, к сложно воспитываемым осужденным закрепят сотрудников и наставников из числа искренне раскаявшихся осужденных. Таких наставников будут поощрять. Например, при достижении положительных результатов их переведут в колонии по месту жительства. Как и другие исправляющиеся осужденные, наставники будут получать свидания с родственниками, материальное стимулирование, дополнительные телефонные переговоры и т.д.

К этой работе также привлекут представителей Комитета женщин и Союза молодежи.

2) вставшие на путь исправления - за ними закрепляются воспитатели с целью привития навыков самостоятельного труда и развития социально активной жизненной позиции. В частности, выдадут документы о профессиональном образовании;

3) полностью исправившиеся - в отношении них проводятся мероприятия по полноценной социализации.


Этап 3. Организация профобучения осужденных востребованным профессиям и специальностям, выдача соответствующего документа об окончании обучения и последующее трудоустройство. При этом качество ресоциализации осужденных будет осуществляться в течение 1 года после их освобождения.

В частности, осужденным заранее оформят необходимые документы для жизнедеятельности, а органам государственной власти на местах и по труду ежегодно до 1 июля будут направлять прогноз по количеству освобождаемых лиц с указанием их профессий и специальностей для обеспечения трудоустройства.

Уже освободившимся нуждающимся выделят временное жилье, помогут с пропиской и окажут медицинскую диагностическую и лечебную помощь.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 18.07.2018 г. N 550 "О приеме в Банковско-финансовую академию Республики Узбекистан".


В сравнении с прошлым учебным годом квоты на предстоящий год выглядят следующим образом:

     

    

  

N

    

  

Наименование

специальности

    

      

2018/2019 уч. г.

      

   

2017/2018 уч. г.

    

   

Всего

   

  

По гранту

     

     

На контракт

   

   

Всего

      

    

По гранту

        

       

На контракт

        

1

Монетарное регулирование экономики


10

7

3

В прошлом году не предусматривалось


2

Управление коммерческими банками (ранее - Банковское дело (по направлениям деятельности)


45

11

34

55

18

37

3

Банковский учет, аудит и контроль (ранее - Банковский учет и аудит)


15

5

10

12

5

7

4

Управление инвестициями (банковский сектор)


30

6

24

27

7

20

5

Управление инвестициями (реальный сектор)*


15

4

11

13

3

10

6

Управление государственными финансами**


35

15

20

33

17

16

7

Государственный финансовый контроль и аудит (ранее - Аудит в сфере финансов)


10

3

7

5

3

2

8

Управление страховыми компаниями (ранее - Страховое дело)


10

-

10

10

-

10

9

Управление пенсионными фондами (ранее - Пенсионное дело)


15

10

5

15

10

5

10

Управление корпоративными финансами (ранее - Корпоративные финансы и рынок ценных бумаг)


15

4

11

10

2

8

11

Налоги и налогообложение


Не предусмотрено

20

10

10

       

           

*) Все места по специальности "Управление инвестиционными проектами (реальный) сектор" распределены между следующими организациями: Мининфоком (1 "бюджетное" место), Госкомконкуренции (2 "бюджетных" и 1 контрактное место), Госкоминвестиций (1 "бюджетное" место), АО "Узбекнефтегаз" (3 контрактных места), АО "Узбекистон темир йуллари" (1 контрактное место), ГП "Навоийский ГМК" (2 контрактных места), АО "Алмалыкский ГМК" (1 контрактное место), АО "Узагротехсаноатхолдинг" (1 контрактное место), АКБ "Кишлок курилиш банк" (2 контрактных места).


**) По специальности "Управление государственными финансами" из числа мест на основе государственного гранта для целевого обучения Министерству обороны отводится 2 места, а Министерству по чрезвычайным ситуациям - 1.


* * *



Постановлением Правления ЦБ (рег. МЮ N 2364-4 от 16.07.2018 г.) внесены поправки в действующий порядок (Приложение к Постановлению правления ЦБ, зарегистрированному МЮ 15.05.2012 г. N 2364) предоставления коммерческими банками банковских гарантий.


Напомним, лицо (принципал) может обратиться в банк с заявлением о предоставлении гарантии в качестве обеспечения исполнения своих обязательств перед кредитором (бенефициаром). Банк, в свою очередь, по данной заявке предоставляет письменное обязательство уплатить кредитору денежную сумму по представлении им письменного требования о ее уплате.


Вводимыми поправками упрощаются некоторые моменты оформления этой процедуры и ведения учета предоставленных гарантий.

Во-первых, для получения гарантии принципал должен отвечать установленным требованиям. Одним из таковых раньше являлось наличие положительного аудиторского отчета по результатам последних трех финансовых лет. Теперь данные критерии смягчили, и для получения банковской гарантии достаточно предоставить положительный аудиторский отчет за финансовый год. 

Во-вторых, сумма гарантии приходуется на специальный счет "90993 - Гарантии и поручительства" и хранится до полного покрытия суммы гарантии. В данную норму ввели дополнение для сумм банковских гарантий, связанных с привлечением кредитных линий и ссуд иностранных и международных организаций. При их возврате на основании графика или в досрочном порядке - остаток счета соответственно уменьшается.

В-третьих, упразднен порядок формирования банками резервов против возможных потерь по предоставленным банковским гарантиям (от 1 до 100% в зависимости от категории кредитоспособности принципала).


* * *



Приказом министра по чрезвычайным ситуациям (рег. МЮ N 3039 от 16.07.2018 г.) установлены требования к безопасному использованию гидротехнических сооружений, системам их электрического обеспечения, связи, сигнализации и освещения, а также порядок организации их контроля и мониторинга.


К гидротехническим сооружениям (далее - ГТС) относятся плотины, здания гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные, водопропускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты от паводка и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек и каналов, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.

Пользование сооружениями, входящими в систему ГТС, осуществляется на основании инструкции, утверждаемой эксплуатирующей организацией (на балансе которой находится ГТС). Инструкция должна пересматриваться ежегодно. Все работники должны быть ознакомлены с данным документом, а также с вводимыми в него изменениями.

Кроме того, эксплуатирующая организация должна обеспечить разработку и утверждение плана действий при чрезвычайных ситуациях в соответствии с представленной в приложении схемой.

Ответственным за безопасное использование ГТС является технический руководитель, назначаемый из числа специалистов с высшим образованием в сфере гидротехники.

Для дежурных работников, постоянно обслуживающих ГТС, должны быть выделены специальные жилые помещения для защиты их от осадков и жары. Эти помещения необходимо оборудовать электрифицированными средствами связи, столами, стульями, скамейками, посудой для питьевой воды, вешалками для верхней одежды, средствами оказания первой медицинской помощи.

В холодное время года температура внутри помещений не должна быть менее 20°С. Освещение должно соответствовать предусмотренным Правилами требованиям.


* * *



Проект по "тонировке" авто приняли без изменений. Об этом сообщило Министерство юстиции на своем канале в мессенджере Telegram. На портале СОВАЗ обсуждался проект Постановления Кабинета Министров "О мерах по упорядочению эксплуатации транспортных средств с тонированными (затемненными) стеклами". Документ принят без существенных изменений.


Теперь затемнение допускается после оформления специального разрешения, которое выдается на платной основе:

q физическим лицам - 90 МРЗП (на момент публикации 16 587 000 сумов);

q юридическим лицам - 120 МРЗП (на момент публикации 22 116 000 сумов);

q юридическим лицам иностранных государств - 140 МРЗП (25 802 000 сумов);

q временный въезд и транзит иностранных транспортных средств - 15 долл. США.


* * *



На портале СОВАЗ размещен для обсуждения проект Постановления Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан".


В документе отмечается, что локализация производства видеорегистраторов в нашей стране завершилась в 2017 году. А с 2018 года их производители начали бесперебойно поставлять свою продукцию на внутренний рынок. Таким образом, это отрыло новые возможности для обеспечения безопасности дорожного движения.

Поэтому предлагается обязать всех владельцев общественного и пассажирского транспорта (вне зависимости от формы собственности) устанавливать видеорегистраторы на таких автомобилях. За каждое переданное в ГСБДД видео с нарушением Правил дорожного движения заплатят 5% от суммы уплаченного правонарушителем штрафа. При этом личность заявителя разглашаться не будет и останется конфиденциальной. Направлять видео, скорее всего, смогут не только водители общественного транспорта, а любые граждане.

Чтобы обеспечить объективность видеозаписей Мининфоком и Узстандарт разработают технический регламент и стандарты устанавливаемых видеорегистраторов. А Минфин и ЦБ - предложат юридическим лицам, занимающимся перевозкой пассажиров, льготные кредитные линии, чтобы они могли установить такое оборудование.

Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.


* * *



Задачи Института ботаники скорректированы. Эти и другие организационные мероприятия предусмотрены Постановлением Президента от 17.07.2018 г. N ПП-3861 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Института ботаники Академии наук Республики Узбекистан".



Реорганизация института


В институте началась реорганизация, изменения представлены в таблице:

        

       

     

Вновь создаваемые

подразделения

         

  

Подразделения, передаваемые

другим учреждениям

       

   

Название

      

     

Задачи

    

    

Название

       

     

Передается в:

         

Лаборатория кадастра и мониторинга редких видов растений


q Проведение целенаправленных научных исследований редких и эндемичных видов растений;

q подготовка изданий Красной книги Республики Узбекистан в соответствии с международными стандартами

        

q Лаборатория систематики и интродукции хлопчатника;

q уникальный научный объект "Генофонда хлопчатника";

q тепличный комплекс института


Институт генетики и экспериментальной биологии растений


Лаборатория флоры Узбекистана


q Проведение системных исследований по инвентаризации таксономического разнообразия природной флоры Узбекистана;

q определение состава и географического распространения инвазионных видов растений;

q идентификация ключевых ботанических территорий и подготовка нового издания "Флора Узбекистана" в соответствии с современной номенклатурой и филогенетической системой растительного мира

    

Лаборатория анатомии и цитоэмбриологии, интродукции древесных и травянистых растений, а также лекарственных растений

Ботанический сад имени академика

Ф.Н. Русанова

Ботанический музей


q Популяризация достижений научно-исследовательской и учебно-практической деятельности Института;

q ознакомление широкой общественности с уникальным растительным разнообразием Узбекистан

    

       


Строительство нового здания


На территории Ботанического сада имени академика Ф.Н. Русанова будет построено современное здание, в котором разместятся Институт, Национальный гербарий и Ботанический музей.



Развитие научных исследований


В ближайшее время будет  разработана и утверждена "Дорожная  карта" по развитию научно-исследовательской деятельности Национального гербария на 2018-2020 годы.

Запланировано утверждение Программы мер по развитию  фундаментальных и прикладных исследований в области изучения и сохранения растительного разнообразия, а также укреплению потенциала Института ботаники Академии наук на 2018-2020 годы.

Институт будет расширять сотрудничество  с ведущими научно-исследовательскими институтами зарубежных стран.

Предстоит работа по привлечению грантовых средств для создания в Институте совместных научных лабораторий в области:

q молекулярной филогении;

q биогеографии;

q хемотаксономии растений;

q по другим направлениям науки о растительном мире.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 16.07.2018 г. N 540 "О мерах по расширению внедрения интерактивных услуг при оплате нотариальных действий и услуг органов ЗАГС".


Согласно документу для осуществления оплаты нотариальных услуг и услуг органов ЗАГС внедряются интерактивные информационно-коммуникационные средства, в том числе банкоматы, терминалы, инфокиоски и мобильные приложения.

Коммерческие банки будут получать вознаграждение в размере одного процента от сумм государственной пошлины, взимаемых нотариусами и органами ЗАГС и поступающих через специальные кассы банков, открытые в зданиях и помещениях нотариальных контор и органов ЗАГС.

Также, коммерческие банки и пункты платежных агентских сетей освобождаются от уплаты арендной платы, коммунальных и эксплуатационных услуг за открытые в зданиях и помещениях нотариальных контор и органов ЗАГС специальные кассы и пункты платежей, с последующим возмещением расходов за счет средств органов юстиции и органов государственной власти на местах.

Банкам рекомендовано обеспечить:

q режим рабочего времени специальных касс, открытых в зданиях и помещениях нотариальных контор и органов ЗАГС, соответственно их режиму, а также оснащение расчетными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карт;

q для специальных касс, открытых в зданиях и помещениях нотариальных контор и органов ЗАГС, доступ к высокоскоростной всемирной сети Интернет.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 16.07.2018 г. N 538 "Об утверждении Плана мероприятий по разработке новых нормативно-правовых и иных актов, взамен прекращающих свое действие ведомственных общеобязательных актов".


В документе отмечается, что в соответствии с Постановлением Президента от 13 апреля 2018 года N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан" с 1 января 2019 года прекращается действие ведомственных общеобязательных актов, принятых до 17 июня 1993 года и незарегистрированных в Министерстве юстиции, в том числе ведомственных актов бывшего СССР.

В связи с этим утвержден План мероприятий по разработке новых нормативно-правовых и иных актов, взамен прекращающих свое действие ведомственных общеобязательных актов.

На руководителей министерств, государственных комитетов и других организаций возложена персональная ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных в Плане.


* * *



Опубликовано Постановление Президента от 14.07.2018 г. N ПП-3855 "О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности".


В документе отмечается, что основными задачами научно-исследовательских и высших образовательных учреждений (далее - учреждения) в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности являются:

q ускоренное и широкое внедрение результатов научной и научно-технической деятельности;

q стимулирование процессов формирования междисциплинарных связей, в том числе международных, создание совместных программ и коллективов;

q ориентация научной деятельности на получение практических результатов, направленных на решение конкретных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков;

q проведение инновационных исследований в области разработки высоких технологий, для создания высокотехнологичных производств;

q направление исследований на ускоренную разработку продуктов и технологий с высокой степенью коммерциализации.

Основными способами коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности определены:

q реализация товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов научной и научно-технической деятельности, или использование данных результатов для собственных нужд;

q создание коммерческих организаций, одним из учредителей которых является учреждение (или специализированная аффилированная организация), внесшее в качестве вклада в уставный фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;

q передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставление права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав.

Утвержден перечень разработок, подлежащих коммерциализации путем приобретения их на договорной основе министерствами и ведомствами.

С 1 октября 2018 года вводятся дополнительные единовременные вознаграждения:

q авторам запатентованных объектов интеллектуальной собственности в размере десяти минимальных размеров заработной платы за счет внебюджетных средств учреждения;

q авторам и научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в размере 40 и 30 процентов соответственно от средств, поступающих на счет учреждения от их коммерциализации.

Установлено, что:

q результаты научной деятельности, созданные учреждениями за счет средств Госбюджета, за исключением результатов фундаментальных исследований, а также проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке;

q научные (ученые) советы учреждений имеют право принимать решение об охране интеллектуального (нематериального) результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в режиме секрета производства (ноу-хау) или коммерческой тайны.

Министерство инновационного развития совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработает проекты:

q Положения о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Госбюджета;

q Положения о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау);

q Положения о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.


* * *



Постановлением Президента от 16.07.2018 г. N ПП-3857 утверждено Положение о порядке подготовки и реализации проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, а организациям, их осуществляющим, предоставлены налоговые и таможенные льготы.



Порядок реализации


В Положении расписан алгоритм реализации проектов с учетом международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций (далее - МФИ/ИПФО). Все эти проекты являются составляющими Стратегий (программ) сотрудничества с МФИ/ИПФО, а их реализация подлежит согласованию с Президентом.



Мониторинг реализации проектов


Госкоминвестиций  обеспечит функционирование электронной системы мониторинга за подготовкой и реализацией проектов с участием МФИ/ИПФО. Она будет предусматривать обязательную публикацию предпроектной, проектной и закупочной документации, а также результатов закупочных процедур с обеспечением доступа уполномоченных органов и организаций.



Налоговые и таможенные льготы


В рамках реализации проектов с участием МФИ/ИПФО в срок до 1 июля 2021 года предусмотрено освобождение на период реализации проектов с участием МФИ/ИПФО и гарантийного срока:

q товаров (работ, услуг) и транспортных средств, приобретаемых за счет средств МФИ/ИПФО - от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов), налога на добавленную стоимость, а также сборов в государственные целевые фонды;

q юридических лиц - нерезидентов Республики Узбекистан - от уплаты налога на прибыль юридических лиц;

q физических лиц - нерезидентов Республики Узбекистан - от уплаты налога на доходы физических лиц.

Эти льготы также распространяются  на товары (работы, услуги) и транспортные средства, приобретаемые за счет средств Государственного бюджета, собственных средств инициаторов проектов и исполнительных агентств в рамках реализации проектов с участием МФИ/ИПФО.

Определено, что сумма средств, высвобождаемых в результате предоставления льгот, является вкладом Республики Узбекистан в реализацию проектов с участием МФИ/ИПФО.


* * *



Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством финансов разработана "Дорожная карта" по обеспечению занятости населения.


"Дорожная карта" одобрена Постановлением Президента от 14.07.2018 г. N ПП-3856 "О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения".

Установлено, что:

q для Государственного фонда содействия занятости при Министерстве занятости и трудовых отношений (далее - Фонд содействия занятости) в 2018 году будет выделено 150 миллиардов сумов, а начиная с 2019 года в параметрах бюджета будут предусматриваться дополнительные средства в сумме не менее 300 миллиардов сумов;

q с 15 июля 2018 года источники формирования средств Фонда стимулирования труда работников и укрепления материально-технической базы органов по труду (далее - Фонд стимулирования труда) расширяются за счет увеличения с 5 до 10 процентов размера отчислений Фонда содействия занятости в Фонд стимулирования труда;

q доходы в объеме 50 процентов, получаемые от размещения свободных остатков средств внебюджетных фондов при Министерстве занятости и трудовых отношений на депозиты в коммерческих банках, направляются в Фонд стимулирования труда.

Открываются региональные фонды стимулирования создания новых рабочих мест при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента (далее - региональные фонды) в форме государственных учреждений.

Источниками формирования средств региональных фондов определены:

q ежеквартальные поступления в размере до 40 процентов от перевыполнения прогнозных параметров доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента;

q гранты и безвозмездная помощь отечественных, зарубежных и международных организаций;

q средства благотворителей - физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов, предоставляемые в установленном порядке;

q другие источники, не запрещенные законодательством.

К основным задачам региональных фондов относятся:

q открытие кредитных линий в коммерческих банках для последующей кредитной поддержки субъектов предпринимательства, предусматривающих создание устойчивых рабочих мест, особенно в сельской местности;

q создание в трудоизбыточных районах на условиях государственно-частного партнерства предприятий, предусматривающих создание новых рабочих мест преимущественно для социально уязвимых слоев населения, с условием дальнейшей реализации доли региональных фондов в созданных предприятиях частным партнерам;

q реализация мероприятий, направленных на создание рабочих мест и обеспечение занятости населения по решениям председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента.

Региональные фонды освобождены в части доходов от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на реализацию основных задач.

Также Постановлением определено, что:

а) не менее 50 процентов средств, выделяемых Фонду содействия занятости из госбюджета, и средства региональных фондов, направляются на открытие кредитных линий в АКБ "Микрокредитбанк", АКБ "Агробанк" и АКБ "Халк банк" для последующего выделения банками микрокредитов на реализацию в малых и мини-проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест;

б) микрокредиты выделяются субъектам малого предпринимательства, фермерским и дехканским хозяйствам, субъектам семейного предпринимательства для:

q организации теплиц, приобретения семян, саженцев, скота и птицы, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов, оросительных устройств (насосы, артезианские скважины и др.) в целях развития производства в личных подсобных и дехканских хозяйствах;

q приобретения современного мини-оборудования и сырья для переработки, хранения и фасовки сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов, продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;

q создания и оснащения предприятий в сфере услуг, особенно бытовых, ремонтных, образовательных, медицинских, информационно-коммуникационных и иных востребованных видов услуг;

q развития надомного труда, особенно среди женщин, в сельских районах;

q других направлений, с учетом производственной специализации районов и городов, имеющихся минерально-сырьевых, земельных, сельскохозяйственных и других ресурсов;

в) микрокредиты предоставляются в сумме до 500-кратного МРЗП до 3-х лет, с льготным периодом 6 месяцев, по процентной ставке в размере 50 процентов ставки рефинансирования Центрального банка, включая маржу коммерческого банка в размере 50 процентов от ставки выделяемого кредита.

При этом микрокредиты могут выделяться без залогового обеспечения:

q безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения;

q гражданам, вернувшимся из трудовой миграции;

q женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

q членам малообеспеченных семей;

q другим социально уязвимым слоям населения в сумме не более 100-кратного размера минимальной заработной платы.

Постановлением индивидуальные предприниматели, организовавшие в сельских районах, за исключением населенных пунктов численностью населения более 5 тысяч человек, деятельность по оказанию парикмахерских услуг, услуг по пошиву одежды по индивидуальным заказам, ремонту обуви, а также организовавшие общественные бани, освобождаются от уплаты всех налогов до 1 июля 2023 года:

q а также от уплаты фиксированного налога, уплачиваемого за каждого нанятого работника;

q субъекты семейного предпринимательства без образования юридического лица вправе нанимать до 3 постоянных работников, заключать трудовой договор, а также привлекать близких родственников, достигших трудоспособного возраста, включая супругов детей и внуков, братьев и сестер, их супругов и детей;

q индивидуальные предприниматели, впервые получившие микрокредит, освобождаются от уплаты фиксированного налога в течение 6 месяцев с даты его получения;

q индивидуальные предприниматели уплачивают ежемесячный фиксированный налог от услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3 тонн по ставке в 2 МРЗП.

С 1 августа 2018 года вводится система страхования по безработице за счет средств Фонда содействия занятости, предусматривающая предоставление единовременных субсидий:

q безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения, желающим начать предпринимательскую деятельность, на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации малых предприятий и микрофирм - в размере 2 МРЗП;

q организациям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых слоев населения, в том числе лиц с инвалидностью, сверх установленного зарезервированного минимального количества (квоты), - в размере 2 МРЗП ежемесячно за каждого принятого работника, с условием сохранения занятости принятых на работу лиц данной категории в течение не менее 12 месяцев с даты превышения минимального количества (квоты);

q работодателям для финансирования затрат на профессиональное обучение и повышение квалификации работников из числа социально уязвимых слоев населения, в том числе лиц с инвалидностью, принятых на работу по направлению центров содействия занятости населения, - в размере 3 МРЗП на каждого работника.

Министерству занятости и трудовых отношений поручено обеспечить:

q выделение грантов учреждениям профессионального образования из Фонда содействия занятости для финансирования затрат на профессиональное переобучение безработных лиц, зарегистрированных в центрах содействия занятости населения, особенно девушек и женщин из малообеспеченных семей;

q совместно с Министерством народного образования проработать вопрос внедрения с 2018/2019 учебного года в общих средних образовательных учреждениях программы, предусматривающей проведение курсов профессиональной ориентации для учеников старших классов, с созданием ситуационных кабинетов, оснащенных мультимедийными средствами, описывающими основные характеристики и профессиональные стандарты профессий;

q совместно с Государственным комитетом по статистике внедрение с 1 сентября 2018 года механизма учета в качестве занятых граждан, работающих в личных подсобных хозяйствах на основании подтверждающих сведений руководителей секторов по социально-экономическому развитию, органов самоуправления граждан и заявлений граждан.


* * *



На портале СОВАЗ размещен для обсуждения проект Указа Президента "О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан".


В случае своего принятия документ может решить многие проблемы, накопившиеся в сфере строительства, особенно при принудительном изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд.

Дело в том, что в статье 37 Земельного кодекса конкретно не описано, что является государственными и общественными нуждами. Соответственно отсутствует четкая граница между интересами государства и общества, с одной стороны, и коммерческими интересами частных лиц (застройщиков, инвесторов), с другой стороны. Они смешиваются. Поэтому возникают случаи, когда инвестиционный проект одного субъекта предпринимательства фактически ставится выше интересов другого бизнес-субъекта либо гражданина.

Министерство юстиции предложило установить, что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

q предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;

q необходимость выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров;

q обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых;

q строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;

q исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и актами Президента.

У лиц, которые планируют строить объекты в своих коммерческих целях останется 2 основных варианта для действий:

а) брать свободные земельные участки в долгосрочную аренду на 50 лет для реализации инвестпроектов либо приобретать на специальных аукционных торгах право постоянного пользования такими участками для строительства жилых и нежилых объектов;

б) договариваться с собственниками недвижимости, расположенной на привлекательных земельных участках, и выкупать у них объекты "под снос" по рыночной цене.

Кроме того, предлагается определить, что с 01.09.2018 г.:

q принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;

q снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием;

q убытки, причиненные физическим и юридическим лицам в результате вынесения незаконного административного акта государственного органа (должностного лица), подлежат возмещению государством, в первую очередь за счет внебюджетных средств соответствующих органов;

q вводится принцип защиты добросовестного приобретателя, в соответствии с которым запрещается истребование имущества у добросовестно действовавшего лица, если данное лицо приобрело имущество на возмездной основе с соблюдением норм закона без применения последствий недействительности сделок.

Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.


* * *



Публикация решений судов в Интернете предусмотрена сразу в 2-х новых актах Президента. Об этом говорится в Указе N УП-5482 и Постановлении N ПП-3852. Оба документа приняты 13.07.2018 г.


Напомним, размещение решений судов на веб-сайтах было предусмотрено еще в принятой в октябре 2016 года Программе  комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Республике Узбекистан (пункт 26). В 2017 году начата работа над соответствующим программным обеспечением.


Параллельно проводилась подготовка законодательных норм. Например, с 19.10.2018 г. вступят в силу поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающие внедрение такой практики в уголовном процессе. Учитывая, что стороны могут быть против оглашения, потребуется также получить их согласие. Если согласие не получено, но суд считает опубликование необходимым, решение размещается на веб-сайте суда с обезличиванием (без указания данных об участниках процесса). Судебные решения по делам, рассмотренным в закрытых судебных заседаниях, в любом случае публиковать запрещено. Аналогичные нормы в новой редакции Гражданского процессуального кодекса уже вступили в силу. Экономический процессуальный кодекс и Кодекс об административном судопроизводстве таких правил еще не содержат.

Согласно новым документам (NN УП-5482 и ПП-3852) подход к регулированию вопросов публикации судебных решений был несколько скорректирован.

Во-первых, судебные решения будут публиковаться централизовано, то есть не на веб-сайте каждого суда в отдельности, а на сайте Верховного суда.

Во-вторых, для решений экономических судов публикация будет обязательной. По уголовным и гражданским делам для этого требуется согласие сторон. Вместе с тем, решения по закрытым судебным заседаниям размещаться в Интернете не будут. Проект соответствующих изменений и дополнений в законодательство подготовят к сентябрю 2018 года.

Двухлетняя работа по внедрению необходимого программного обеспечения должна завершиться в ноябре 2018 года.

Об учредителях, руководителях и недвижимости бизнес-субъектов узнают все желающие в Интернете. Это предусмотрено в "Дорожной карте" по улучшению показателей Республики Узбекистан в отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Ведение бизнеса" ("Doing Business"). Документ утвержден Постановлением Президента от 13.07.2018 г. N ПП-3852.

Государство планирует разместить для свободного доступа в сети Интернет следующие сведения о субъектах предпринимательства:

А) до августа 2018 года - основную информацию о юридических лицах:

q фирменное наименование;

q идентификационный номер (вероятно, ИНН);

q дата регистрации;

q организационно-правовая форма;

q адрес (местонахождение);

q сведения о директорах и учредителях с указанием их доли.

Отметим, что на сегодняшний день такая информация в целом уже имеется на сайте Госкомстата. Там отсутствуют только сведения о директорах (руководителях) юрлиц, а данные об учредителях приводятся без раскрытия их долей.

Б) до сентября 2018 года - информацию из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними в части имущества субъектов предпринимательства.

При этом сведения в данном реестре будут актуализироваться (обновляться) дистанционно в электронном виде. Это позволит отменить бумажные свидетельства о правах на недвижимость. То есть реестр станет официальным источником информации о правах субъектов предпринимательства на недвижимое имущество, а достоверность содержащихся в нем данных - гарантироваться государством.

Планируется, что сделки с недвижимостью будут оформляться на основе выписок из реестра, которые будут выдаваться в режиме реального времени (онлайн) и заверяться уполномоченным органом. На случай, когда в выписке окажется неправильная информация, проработают вопрос выплаты компенсации сторонам, добросовестно заключившим сделку на основе недостоверных данных.

Открытие счета, выбор порядка налогообложения и назначение директора будут проходить одновременно с регистрацией бизнеса. Такие меры позволят подняться Узбекистану в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации "Doing Business" (Постановление Президента N ПП-3852 от 13.07.2018 г.).

В сентябре 2018 года юридическим лицам планируется предоставить право дистанционно открывать банковские счета в процессе их государственной регистрации. Это будет возможно только при условии, что учредителями являются физические лица - резиденты Узбекистана. При этом идентификация заявителей будет осуществляться согласно требованиям Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF).


Для справки. FATF - международная организация, созданная в 1989 году. Она - основной разработчик мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Узбекистан членом FATF не является и участвует в ее работе через Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (EAG).


А в октябре хотят обязать заявителей указывать при госрегистрации коммерческих организаций следующие данные:


а) Порядок налогообложения (уплата общеустановленных налогов или применение упрощенного порядка налогообложения).


Напомним, согласно статье 351 Налогового кодекса микрофирмы и малые предприятия, за исключением предприятий торговли, общественного питания, а также семейных предприятий, вправе выбрать либо упрощенный порядок налогообложения, предусматривающий уплату единого налогового платежа (ЕНП), либо уплату общеустановленных налогов.


Для перехода на уплату ЕНП налогоплательщики уведомляют об этом орган государственной налоговой службы по месту налогового учета по форме (Приложение N 13 к Постановлению от 04.03.2013 г. МФ N 23 и ГНК N 2013-8, зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439), установленной ГНК, в следующие сроки:

q вновь создаваемые микрофирмы и малые предприятия - не позднее 15-ти дней со дня госрегистрации;

q юридические лица - плательщики общеустановленных налогов, соответствующие по итогам предыдущего года установленным критериям для уплаты ЕНП, - не позднее 10-го числа 1-го месяца текущего отчетного периода, в котором они переходят на уплату ЕНП.


б) Лицо, осуществляющее функции директора вновь создаваемого юридического лица.


Нововведение устранит сразу 2 неудобства.

Во-первых, в совокупности с возможностью дистанционно открывать банковские счета это избавит от необходимости оформлять карточки с образцами подписей и оттисками печатей.

Во-вторых, с учетом размещения сведений о директорах организаций в общедоступную через Интернет базу данных облегчится процедура проверки контрагентами и государственными органами полномочий конкретных лиц на совершение сделок и представительство от имени юридического лица. Например, судам и банкам, вероятно, не придется запрашивать копию протоколов и приказов о назначении директора.

Вместе с тем предстоит продумать механизм, по которому в единой электронной базе будут обновляться сведения о руководителях субъектов предпринимательства на случай их смены.

Пересмотрена оплата труда в органах судебной власти. Соответствующие нормы утверждены Указом Президента от 13.07.2018 г. N УП-5482.

Утверждены разряды оплаты труда судей и работников Верховного суда, нижестоящих судов, а также Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов по Единой тарифной сетке (ЕТС). Изменения коснулись в основном работников аппарата судов и Департамента. Их должностные оклады увеличились на 1-3 разряда. Среди судей должностные оклады на 1 разряд увеличились только у судей судов Каракалпакстана и областей и приравненных к ним судов.

Установлено, что с 1 августа 2018 года:

q при определении должностного оклада судей и работников аппарата судов, Конституционного суда, Высшего судейского совета, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов по утвержденным разрядам по оплате труда по ЕТС тарифный коэффициент применяется в 1,5-кратном размере;


Например, для судей межрайонных, районных, городских судов установлен 14-й разряд по ЕТС. Обычно при определении должностных окладов работников по 14-му разряду минимальный размер заработной платы умножается на соответствующий данному разряду тарифный коэффициент - 6,893. Учитывая, что тарифный коэффициент для работников судебной системы увеличится в полтора раза, он составит 10,3395. В итоге оклад будет равен 1 905 569,85 сумов (184 300 сумов МРЗП х 10,3395);


q размер ежемесячной надбавки за особые условия труда к должностным окладам судей и работников аппарата судов, Конституционного суда, Высшего судейского совета, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов, имеющих квалификационный класс и классный чин, составляет 50%. Данная надбавка включается в состав должностного оклада при исчислении установленных законодательством стимулирующих доплат и надбавок;


Например, при зарплате судьи районного суда в 1 905 569,85 сумов размер надбавки за особые условия труда составит 952 784,9 сумов (должностной оклад + 50-процентная надбавка за особые условия труда = 2 858 354,75 сумов). С учетом 15-процентной доплаты за минимальный 5-й квалификационный класс и 20-процентной надбавки к должностному окладу (коэффициент стимулирования труда) зарплата начинающего судьи составит приблизительно 3 858 778,9 сумов. Когда судейский стаж достигнет 2-х лет, начнет начисляться надбавка за выслугу лет со стартовым значением в 5%, а зарплата вырастет до 4 001 696,64.


q размеры надбавок за выслугу лет, к должностным окладам (коэффициент стимулирования труда) и доплат за квалификационный класс судей и классный чин работников аппарата судов, Конституционного суда, Высшего судейского совета, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов приравниваются к размерам, установленным для работников органов юстиции.

Эти выплаты распространяются на судей, избранных в установленном порядке или назначенных решениями Президента на должности в государственные органы и организации, в т.ч. до вступления в силу настоящего Указа, а также имеющих квалификационные классы судей, с сохранением всех надбавок и доплат, предусмотренных в данных государственных органах и организациях. Время работы таких судей в государственных органах и организациях включается в судейский стаж с момента начала их трудовой деятельности в данных органах и организациях.

Председателю  Верховного суда представлено право дополнительно выплачивать высококвалифицированным, инициативным судьям и работникам Верховного суда и Департамента по обеспечению деятельности судов, добросовестно и эффективно выполняющим свои служебные обязанности, ежемесячные надбавки в размере до 100% фонда оплаты труда (денежное довольствие).

Квалификационные классы судьям, назначенным (избранным) из контролирующих, правоохранительных или иных органов, предусматривающих наличие специальных званий и чинов, присваиваются в установленном законодательством порядке с учетом соотношения квалификационных классов судей со званиями и чинами других органов, но не более предусмотренного занимаемой должностью. Соотношение классов судей со званиями и чинами других органов представлено в таблице:

           

          

   

N

     

    

Квалификационные

классы судей

     

   

Воинские

звания

   

       

Специальные

звания таможенных

органов

     


Классные чины

органов прокуратуры

(в т.ч. военной прокуратуры)

       

    

Классные чины

органов юстиции

    

     

Специальные

звания органов

внутренних дел

         

    

Классные чины

судебных органов

     

1.

Пятый квалификационный класс


Лейтенант


Лейтенант

таможенной службы


Юрист 3 класса, лейтенант юстиции


Юрист 3 класса


Лейтенант


Юрист 3 класса


2.

Старший лейтенант


Старший лейтенант

таможенной службы


Юрист 2 класса, старший лейтенант юстиции


Юрист 2 класса


Старший лейтенант


Юрист 2 класса


3.

Четвертый квалификационный класс


Капитан


Капитан

таможенной службы


Юрист 1 класса,

капитан юстиции


Юрист 1 класса


Капитан


Юрист 1 класса


4.

Третий квалификационный класс


Майор


Майор

таможенной службы


Младший советник юстиции, майор

юстиции


Советник юстиции

3 класса


Майор


Советник юстиции

3 класса


5.

Второй квалификационный класс


Подполковник


Подполковник

таможенной службы


Советник юстиции, подполковник юстиции


Советник юстиции

2 класса


Подполковник


Советник юстиции

2 класса


6.

Первый квалификационный

класс


Полковник


Полковник

таможенной службы


Старший советник юстиции, полковник юстиции


Советник юстиции

1 класса


Полковник


Советник юстиции

1 класса


7.

Высший квалификационный класс


Генерал-майор


Генерал-майор

таможенной службы


Государственный советник юстиции

3 класса, генерал-майор юстиции


Государственный советник юстиции

3 класса


Генерал-майор


Государственный советник юстиции

3 класса


8.

Генерал-лейтенант


Генерал-лейтенант

таможенной службы


Государственный советник юстиции

2 класса, генерал- лейтенант юстиции


Государственный советник юстиции

2 класса


Генерал-лейтенант


Государственный советник юстиции

2 класса


9.

Генерал-полковник


Генерал-полковник

таможенной службы


Государственный советник юстиции

1 класса


Государственный советник юстиции

1 класса


Генерал-полковник


Государственный советник юстиции

1 класса


        






















































Время: 0.0260
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск