язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Таможенное законодательство/ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 24.11.2018 г. N УП-5582 "О дополнительных мерах по совершенствованию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.11.2018 г.

N УП-5582



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ   И   ПОВЫШЕНИЮ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


В республике на системной основе реализуются задачи по либерализации внешнеэкономической деятельности, повышению инвестиционной привлекательности и усилению экспортного потенциала страны.

Успешная реализация намеченных задач в значительной степени зависит от эффективности деятельности таможенных органов.

Вместе с тем, в сфере таможенного администрирования сохраняется ряд системных проблем, препятствующих формированию в стране благоприятного инвестиционного климата и развитию предпринимательской деятельности.

Действующие таможенные процедуры не отвечают в полной мере требованиям международных норм и стандартов, сопряжены с излишними финансовыми и временными издержками для участников внешнеэкономической деятельности.

Практически отсутствуют механизмы стимулирования соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, поощрения добросовестных субъектов предпринимательства, снижения для них административных барьеров.

Неэффективные и излишние контрольные функции таможенных органов приводят к нарушениям прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Недостаточное использование ресурсов для материального стимулирования сотрудников таможенных органов отрицательно сказывается на профилактике проявлений фактов коррупции и эффективности системы в целом.

В целях дальнейшего совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур, повышения эффективности деятельности таможенных органов, устранения бюрократических преград на пути развития бизнеса и улучшения инвестиционного климата в стране:


1. Одобрить предложение Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан о строительстве таможенных терминалов на приграничных пунктах пропуска, благоприятных для логистики, с привлечением хозяйствующих субъектов.

2. Определить, что:

основными функциями государственных органов и иных организаций на таможенных терминалах является оказание таможенных, банковских, логистических, экспресс-лабораторных, фитосанитарных, ветеринарных, санитарно-эпидемиологических, экологических, сертификационных и других услуг по принципу "одно окно";

субъекты предпринимательства на добровольной основе пользуются коммерческими услугами, оказываемыми на таможенных терминалах.


3. Внедрить в полноценном режиме автоматизированную систему управления рисками с применением:


а) с 1 декабря 2018 года:

"желтого коридора", в котором формы таможенного контроля по проверке таможенной декларации, документов и сведений осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором;

"красного коридора", в котором формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров и транспортных средств, имеющих высокий показатель уровня риска или определенных случайным выбором;


б) с 1 марта 2019 года:

"зеленого коридора", в котором формы таможенного контроля не осуществляются в отношении товаров и транспортных средств с низким уровнем риска при принятии решения об их выпуске;

"синего коридора", в котором формы таможенного контроля осуществляются в отношении товаров, имеющих средний показатель уровня риска или определенных случайным выбором, после их выпуска.


4. Утвердить "Дорожную карту" по совершенствованию таможенного администрирования согласно приложению N 1.

Возложить персональную ответственность на:

Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. - за осуществление строгого контроля за обеспечением своевременной и полноценной реализации мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой";

председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан Азимова М.Б. - за обеспечение своевременной реализации мероприятий, предусмотренных "Дорожной картой".

5. Установить, что с 1 февраля 2019 года:

вводится в соответствии с международными стандартами институт уполномоченных экономических операторов, который предусматривает предоставление права добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности, отвечающим требованиям, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан, пользоваться упрощенными таможенными процедурами;

на таможенных постах управлений Государственного таможенного комитета по Ташкентской области и городу Ташкенту, специализированного таможенного комплекса "Ташкент-АЭРО" реализуется пилотный проект по созданию и организации деятельности специальной группы лиц - "фронт-офиса", оказывающего услуги по заполнению грузовой таможенной декларации участникам внешнеэкономической деятельности на бесплатной основе (далее - пилотный проект).

Предусмотреть, что расходы, связанные с реализацией пилотного проекта, включая оплату труда лиц, привлекаемых на основании гражданско-правовых договоров, покрываются за счет средств Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития таможенных органов и непредвиденных расходов Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан (далее - Специальный фонд).

Возложить в рамках пилотного проекта ответственность за достоверность сведений и документов, представленных для заполнения грузовой таможенной декларации, на участника внешнеэкономической деятельности.

Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан в срок до 1 декабря 2019 года внести в Кабинет Министров предложения о целесообразности внедрения результатов пилотного проекта в деятельность других территориальных управлений Государственного таможенного комитета.


6. Определить, что:

сотрудник органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан обязан выполнять таможенные операции, предписываемые автоматизированной системой управления рисками, в соответствии с утвержденной в установленном порядке инструкцией о таможенных процедурах, осуществляемых при досмотре товаров и взятии пробы и (или) образца;

ключевым показателем эффективности деятельности сотрудников таможенных постов является период времени, затрачиваемый участником внешнеэкономической деятельности на таможенное оформление товаров и транспортных средств. При этом статистическая информация о времени таможенного оформления ежемесячно публикуется на официальном веб-сайте Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан в разрезе каждого таможенного поста;

"желтый" и "красный" коридоры применяются в соотношении 70 и 30 процентов соответственно на основе профилей рисков или случайного выбора товаров и транспортных средств. При этом со дня введения в действие "зеленого" и "синего" коридоров процентное соотношение, указанное в настоящем абзаце, определяется Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан на основании мониторинга эффективности применения автоматизированной системы управления рисками;

таможенный контроль в отношении товаров, определенных в "синий коридор", осуществляется центральным аппаратом Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и его территориальными управлениями в установленном порядке;

таможенный досмотр ввозимых товаров осуществляется исключительно в местах, оснащенных системой видеонаблюдения, обеспечивающей хранение видеозаписи процедур таможенного досмотра в течение трех месяцев и возможность подключения к ней Центрального аппарата Государственного таможенного комитета и его управлений по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту и специализированного таможенного комплекса "Ташкент-АЭРО". В случае, если товары являются специфическими и не могут быть размещены на таможенном складе из-за своих габаритов, физических параметров или химических свойств, либо особых условий, предъявляемых к их хранению, а также в месте доставки товара отсутствует таможенный склад, таможенный досмотр проводится в месте доставки товара с применением органами государственной таможенной службы портативных устройств видеозаписи с обеспечением хранения видеозаписи на таможенном посту в течение трех месяцев со дня проведения досмотра.

7. Отменить требование о постановке на учет в органах государственной таможенной службы Республики Узбекистан экспортных контрактов по отношению ко всем товарам.


8. Установить, что:

при определении должностного оклада сотрудников органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан (в том числе при исчислении пенсий) тарифный коэффициент применяется в 1,7-кратном размере;

размер ежемесячной надбавки за особые условия труда к должностным окладам сотрудников центрального аппарата Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, управлений Государственного таможенного комитета по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту и специализированных таможенных комплексов, а также Национального кинологического центра составляет 50 процентов;

расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, производятся за счет средств Государственного бюджета;

отчисления в размере 30 процентов от суммы поступающих таможенных сборов и платежей за оказание услуг остаются в Специальном фонде с их использованием согласно смете расходов, утверждаемой Министерством финансов Республики Узбекистан.

10. Ввести меру дисциплинарного взыскания "арест с содержанием на гауптвахте" в отношении сотрудников, проходящих службу в органах государственной таможенной службы Республики Узбекистан.


11. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в срок до 1 января 2019 года утвердить Положение об уполномоченных экономических операторах, предусматривающее порядок предоставления статуса уполномоченного экономического оператора, а также виды упрощенных таможенных процедур, которыми они могут пользоваться;

в месячный срок утвердить обновленные ставки таможенных сборов с оптимизацией их видов и установлением фиксированных ставок;

в срок до 1 марта 2019 года совместно с Генеральной прокуратурой внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты законодательных актов по усилению мер правового воздействия за правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, включая увеличение размеров штрафных санкций, в том числе за порчу средств таможенной идентификации.


12. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 3.


13. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 4.


14. Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан:

в срок до 1 февраля 2019 года с целью упрощения процедуры рассмотрения обращений участников внешнеэкономической деятельности критически пересмотреть распределение полномочий между территориальными управлениями и таможенными постами с передачей части полномочий таможенным постам;

принять меры по отмене практики истребования при импорте товаров экспертного заключения о правильности применения кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.


15. Министерствам и ведомствам в двухмесячный срок привести ранее принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.


16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и заместителей советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Ганиева Э.М.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 24.11.2018 г. N УП-5582



ДОРОЖНАЯ КАРТА

по совершенствованию таможенного

администрирования

      

        

   

N

   

    

Мероприятия

    

  

Форма и механизм

реализации

      

    

Сроки

исполнения

      

     

Ответственные

исполнители

    

1.

Утверждение обновленных ставок таможенных сборов с оптимизацией их видов и установлением фиксированных ставок.


Проект постановления

Кабинета Министров


До 10 декабря

2018 года


ГТК (Азимов), МВТ (Ходжаев), Минфин (Хайдаров), Минэкономики (Мирзаев), ТПП (Икрамов)


2.

Утверждение положения об уполномоченных экономических операторах, предусматривающего порядок предоставления статуса уполномоченного экономического оператора, а также виды упрощенных таможенных процедур, рассрочки и отсрочки таможенных платежей, которыми они могут пользоваться.


Проект постановления

Кабинета Министров


До 25 декабря

2018 года


ГТК (Азимов), МВТ (Ходжаев), Минэкономики (Мирзаев), НАПУ (Ахмедходжаев)


3.

Систематизация номенклатуры товаров, подлежащих оценке соответствия, с существенным сокращением данной номенклатуры и утверждением единого перечня.


Проект постановления

Кабинета Министров


До 1 января

2019 года


Агентство "Узстандарт" (Саттаров), Инспекция "Узгоскарантин" (Эргашев), Минздрав (Шадманов), Госкомветеринарии (Норкобилов), Госкомэкологии (Кучкаров)


4.

Упрощение порядка признания в Республике Узбекистан результатов оценки соответствия, осуществленной за ее пределами.


Проект постановления

Кабинета Министров


5.

Усиление мер правового воздействия за правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, включая увеличение размеров штрафных санкций, в том числе за умышленную порчу средств таможенной идентификации.


Проект Закона

Республики Узбекистан


До 20 февраля

2019 года


ГТК (Азимов), Генпрокуратура (Мавлонов), Минюст (Жураев)


6.

Пересмотр, с учетом международных стандартов, положений нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру:

заявления и определения таможенной стоимости, с сокращением перечня документов, обязательных к предоставлению органам государственной таможенной службы;

заполнения грузовой таможенной декларации с ее упрощением.


Нормативно-правовые акты


До 20 января

2019 года


ГТК (Азимов)


7.

Передача функций органов государственной таможенной службы по контролю за наличием установленных законодательством маркировок на импортируемых товарах соответствующим уполномоченным органам с налаживанием эффективного межведомственного взаимодействия между данными органами. При этом предусмотреть запрет на реализацию импортируемых товаров без соответствующих маркировок с усилением мер ответственности за его несоблюдение.


Проекты нормативно-

правовых актов

До 1 февраля

2019 года


ГТК (Азимов), ГНК (Мусаев), Агентство "Узстандарт" (Саттаров), Минэкономики (Мирзаев), Минфин (Хайдаров), МВТ (Ходжаев), НАПУ (Ахмедходжаев)


8.

Реализация в управлениях Государственного таможенного комитета по Ташкентской области и городу Ташкенту, специализированном таможенном комплексе "Ташкент-АЭРО" пилотного проекта по созданию и организации деятельности специальной группы лиц - "фронт-офиса", оказывающего безвозмездно услуги по заполнению грузовой таможенной декларации участникам внешнеэкономической деятельности.


Постановление Государственного

таможенного комитета Республики Узбекистан


До 1 января

2019 года


ГТК (Азимов), Минфин (Хайдаров)


Рассмотрение целесообразности внедрения результатов пилотного проекта в деятельность других управлений Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.


Докладная записка

До 1 сентября

2019 года


9.

Внесение программно-технических изменений в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций, предусматривающих кардинальное упрощение ввода сведений по внешнеторговым контрактам участниками внешнеэкономической деятельности.


Техническое задание


До 1 марта

2019 года


Мининфоком (Садиков), ЦБ (Ишметов), ТПП (Икрамов), МВТ (Ходжаев), ГТК (Азимов)


10.

Утверждение Концепции по развитию и совершенствованию деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан на 2019-2023 годы, предусматривающей в том числе внедрение современных методов таможенного администрирования в цифровой экономике.


Проект постановления

Президента Республики Узбекистан


До 1 июля

2019 года


ГТК (Азимов), ГНК (Мусаев), Минфин (Хайдаров), Минэкономики (Мирзаев)


11.

Утверждение порядка выплаты ежемесячных надбавок высококвалифицированным, инициативным сотрудникам органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан, добросовестно и эффективно выполняющим свои служебные обязанности, в размере до 100 процентов фонда оплаты труда (денежное довольствие).


Приказ Государственного

таможенного комитета Республики Узбекистан


До 10 декабря

2018 года


ГТК (Азимов)






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Указу Президента РУз

от 24.11.2018 г. N УП-5582



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в некоторые решения Президента

Республики Узбекистан и Правительства

Республики Узбекистан



1. Абзац девятый пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2016 года N УП-4848 "О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата" изложить в следующей редакции:

"отменяется требование о постановке на учет экспортных контрактов субъектов предпринимательства в органах государственной таможенной службы с сохранением контроля и мониторинга за внешнеторговыми контрактами органами валютного контроля через Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций".


2. Подпункт "д" пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 6 февраля 2018 года N ПП-3512 "О мерах по дальнейшему упорядочению перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу" изложить в следующей редакции:

"д) порядок, в соответствии с которым:

ввоз и вывоз физическим лицом товаров при пересечении таможенной границы в пределах норм, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, осуществляется без их обязательного письменного декларирования, за исключением международных почтовых и курьерских отправлений, а также ввозимых товаров, предназначенных для предпринимательской деятельности;

при определении таможенным органом предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, учитывается количество товаров, где однородные товары, количество которых превышает потребность физического лица, перемещающего товары, и членов его семьи, рассматриваются как товары, ввозимые для использования в предпринимательской деятельности, если лицо, перемещающее товары, не докажет обратное;

при ввозе физическими лицами товаров через таможенную границу для предпринимательской деятельности применяются общие правила таможенного оформления, установленные законодательством в отношении всей суммы ввозимых товаров;

при превышении предельных норм ввоза в республику физическим лицом товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами и не предназначенных для предпринимательской деятельности, таможенные платежи уплачиваются в части превышения предельных норм.

Кабинет Министров Республики Узбекистан вправе устанавливать по согласованию с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан предельные нормы и условия перемещения физическим лицом товаров через таможенную границу, не подлежащих обложению таможенными платежами".


3. В Дисциплинарном уставе таможенных органов, утвержденном постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года N ПП-3665:


а) пункт 28 дополнить подпунктом "д-1" следующего содержания:

"д-1) арест с содержанием на гауптвахте;";


б) в пункте 46:

дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"арест с содержанием на гауптвахте - в качестве крайней меры дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников за совершение проступка, являющегося основанием для увольнения со службы таможенных органов";

абзацы шестой - восьмой считать соответственно абзацами седьмым - девятым;


в) абзац шестой пункта 47 после слов "уважительных причин" дополнить словами "более трех дней";


г) дополнить пунктом 49-1 следующего содержания:

"49-1. При наложении дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте увольнение со службы таможенных органов за этот проступок не допускается, если оно не влечет за собой уголовную ответственность.

Срок ареста с содержанием на гауптвахте составляет для сотрудников рядового, сержантского и младшего офицерского состава - до 10 суток, сотрудников старшего офицерского состава - до 5 суток.

Дисциплинарное взыскание в виде ареста с содержанием на гауптвахте не может быть наложено в отношении женщин".


4. В приложении N 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 апреля 2010 года N 62 "О мерах по упорядочению отчислений средств во внебюджетные фонды министерств, государственных комитетов и ведомств" (СП Республики Узбекистан, 2010 г., N 4, ст. 14):


а) в графе "Размеры отчислений (в %)" пункта 3 цифру "35****" заменить цифрой "50";


б) в примечании:

абзац четвертый исключить;

абзацы пятый - седьмой считать соответственно абзацами четвертым - шестым.





ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Указу Президента РУз

от 24.11.2018 г. N УП-5582



ПЕРЕЧЕНЬ

некоторых решений Правительства Республики

Узбекистан, признаваемых утратившими силу



1. Пункт 9 приложения N 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 сентября 2003 года N 416 "О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга экспортно-импортных операций".


2. Постановление Кабинета Министров от 4 мая 2006 года N 75 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательному таможенному досмотру при их перемещении через таможенную границу Республики Узбекистан".


3. Постановление Кабинета Министров от 19 сентября 2007 года N 198 "Об утверждении Положения о порядке определения и декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Узбекистан".


4. Пункт 13 Временного положения о механизме реализации процедур, связанных с экспортными поставками, по принципу "одно окно", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 ноября 2011 года N 305.


5. Пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2018 года N 684 "О мерах по дополнительной поддержке зерноперерабатывающих предприятий и расширению их экспортного потенциала".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 ноября 2018 г.


"Народное слово", 27 ноября 2018 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

3 декабря 2018 г., N 48, ст. 913