ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 22 по 29 августа 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 22 по 29 августа 2020 г.)


В Андижане открывается институт экономики и строительства

       

"Кызылкумцемент" построит IV линию по производству клинкера

       

Система ЧС оптимизируется

      

Территориальное устройство страны регламентировали подробнее

         

На засушливых и засоленных землях создадут плантации павлонии

         

Расширены категории лиц для получения субсидий из Госфонда

содействия занятости

       

Сельхозкультуры будут размещать рационально

          

Защита прав потребителей: Узбекистан и СНГ действуют сообща

       

Как поступить в магистратуру ТГЮУ

          

В Бостанлыкском районе - особый порядок управления

       

Экспортерам компенсируют страховую премию

      

Эффективную деятельность работников вузов материально простимулируют

       

Детям до 16 лет - по 500 тысяч сумов

        

В Андижанской области создается технопарк

           

Фермерским хозяйствам компенсируют расходы при ликвидации

         

Студенты будут изучать творчество известных литераторов

        

Оригинальное семеноводство: как поддержат эту сферу

         

Наши специалисты будут проводить экспертизу документов МСФО

         

Управление госфинансами оптимизируют

       

Изменен порядок деятельности экономических операторов

       

В законы о военной службе внесли поправки

        

Лучшим представителям молодежи будут вручать премию "Илхом"

     

Лицензий и разрешений станет меньше, получить их - проще

       

На реке Аксу построят гидроэлектростанции

       

В госзакупках должно стать меньше импорта



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 26.08.2020 г. N 516 "О создании Андижанского института экономики и строительства".


Документом поддержано предложение Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО), Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства строительства и хокимията Андижанской области о создании Андижанского института экономики и строительства (далее - Институт) в городе Андижане.

Основными задачами и направлениями деятельности Института определены:

q подготовка, переподготовка и повышение квалификации конкурентоспособных специалистов с высшим образованием, научно-педагогических кадров в сфере экономики и строительства, обладающих практическими навыками, с учетом приоритетных задач и перспектив развития региона;

q разработка квалификационных требований, учебных планов и научных программ на основе использования передового опыта ведущих зарубежных вузов, совершенствование учебного и научно-методического обеспечения и его внедрение в практику;

q организация производственной практики студентов на базе предприятий отрасли для обеспечения тесной связи теоретической подготовки с практикой, налаживание целевого сотрудничества в обеспечении трудоустройства выпускников;

q формирование современной учебно-лабораторной базы, выполнение учебных и научных проектов в целях реализации практических научно-исследовательских работ.

Постановлением установлено, что:

q Институт является государственным высшим образовательным учреждением со статусом юрлица, имеет самостоятельный баланс, свою печать и бланки, а также расчетный счет в Казначействе Минфина;

q Институт осуществляет свою деятельность в системе МВССО;

q образовательная деятельность в Институте начинается с 2020/2021 учебного года;

q параметры приема на учебу по дневной форме обучения в 2020/2021 учебном году устанавливаются на основании решения госкомиссии по приему на учебу в образовательные учреждения Узбекистана.

МВССО поручено в двухмесячный срок:

q обеспечить утверждение структуры Института в соответствии с нормативами, установленными для высших образовательных учреждений;

q утвердить устав Института и принять меры по его госрегистрации;

q обеспечить Институт на конкурсной основе высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, имеющими практический опыт, в том числе из числа осуществляющих деятельность в высших образовательных учреждениях республики;

q осуществить необходимые меры по организации учебно-методического процесса в Институте и другие.

Ташкентскому государственному экономическому университету и Ташкентскому государственному архитектурно-строительному институту поручено оказать содействие Институту в организации учебного и научного процессов, а также в других направлениях деятельности.

Постановлением определены источники финансирования деятельности Института, а также меры по укреплению его материально-технической базы.

Хокимияту Андижанской области поручено обеспечить служебным жильем привлекаемых для работы в Институте квалифицированных профессоров и преподавателей.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 27.08.2020 г. N 522 "Об утверждении основных технико-экономических показателей технико-экономического расчета инвестиционного проекта "Строительство четвертой технологической линии по производству клинкера на АО "Кызылкумцемент".


Документом принято к сведению, что:

q в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство четвертой технологической линии по производству клинкера на АО "Кызылкумцемент" (далее - инвестиционный проект) выполнен технико-экономический расчет (ТЭР) инвестиционного проекта с общей стоимостью капитальных вложений в размере 112 639,9 тыс. евро в эквиваленте;

q финансирование инвестиционного проекта осуществляется за счет средств АО "Кызылкумцемент" в размере 92 829 тыс. евро в эквиваленте и кредита АКБ "Хамкорбанк" в размере 19 810,9 тыс. евро в эквиваленте.

Постановлением установлено, что:

q АО "Кызылкумцемент" является инициатором инвестиционного проекта и ответственным заемщиком за целевое использование кредита АКБ "Хамкорбанк" и за эффективную реализацию проекта;

q кредит и связанные с ним расходы покрываются за счет собственных средств АО "Кызылкумцемент";

q инвестиционный проект осуществляется на условиях "сдачи под ключ" по методу (Engineering Procurement Construction) "fast-truck" (одновременное проектирование, закупки, строительные работы);

q ввозимые в рамках проекта технологическое оборудование, их комплектующие и запчасти, материалы, изделия, инструменты, технологическая документация при отсутствии соответствующей испытательной лаборатории, аккредитованной в Узбекистане, в порядке исключения освобождаются от обязательной сертификации.

Установлен срок выполнения инвестиционного проекта - декабрь 2021 года.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 26.08.2020 N 515 "О дальнейшем совершенствовании государственной системы предупреждения и действий в условиях чрезвычайных ситуаций Республики Узбекистан".


Для исполнения Постановления Президента от 10.04.2019 г. N ПП-4276 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию структур по чрезвычайным ситуациям" документом утверждены:

q Положение о государственной системе предупреждения и действий в условиях чрезвычайных ситуаций Республики Узбекистан (далее - положение о ГСЧС);

q функции министерств, ведомств и других организаций функционального низового уровня ГСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

q функции местных органов государственной власти функционального низового уровня ГСЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Министерствам, ведомствам, Совету Министров Каракалпакстана, хокимиятам областей, города Ташкента и другим подразделениям ГСЧС в течение трех месяцев поручено разработать и утвердить положения о деятельности функционального низового уровня системы предупреждения и действий в условиях чрезвычайных ситуаций при согласовании с МЧС.

МЧС внести в Кабинет Министров списки госорганов, хозяйственных объединений и органов власти, в которых создается должность специалиста по предупреждению и устранению последствий чрезвычайных ситуаций.

Положение о ГСЧС определяет задачи, организационно-функциональную структуру и порядок работы системы предупреждения и действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

ГСЧС состоит из территориальных и функциональных низовых структур, а также информационной системы управления, имеет республиканский, местный и объектный уровни.

На каждом уровне ГСЧС создаются:

q органы управления;

q органы оперативного управления;

q силы и средства устранения чрезвычайных ситуаций;

q запасы финансовых и материальных ресурсов для устранения чрезвычайных ситуаций;

q автоматизированные системы оповещения и предоставления информации о рисках возникновения (либо уже возникших) чрезвычайных ситуаций.


* * *



Опубликован Закон Республики Узбекистан от 28.08.2020 г. N ЗРУ-635 "Об административно-территориальном устройстве Республики Узбекистан".


Документ представляет собой новую, более полную, подробную и детализированную редакцию Закона "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Узбекистан", принятого 24 года назад.

Отличительные особенности нового Закона:

q во-первых, в отдельной статье сформирован терминологический аппарат, в котором отражена система административно-территориальных единиц страны (области, районы, города, поселки, кишлаки, аулы, а также Республика Каракалпакстан) и критерии отнесения населенных пунктов:

q к городам:

а) республиканского подчинения - стратегическое значение, наличие крупных промышленных предприятий и развитой инфраструктуры, статус перспективного экономического и культурного центра;

б) областного подчинения и находящимся в подчинении Республики Каракалпакстан - численность населения, как правило, не менее 30 тыс. человек, важное административное значение, развитая инфраструктура, статус перспективного экономического и культурного центра;

в) районного подчинения - численность населения, как правило, не менее 7 тыс. человек, наличие промышленных предприятий и развитой инфраструктуры;

q к районам - вхождение в состав областей или Республики Каракалпакстан и наличие в собственной структуре, как правило, городов, поселков, кишлаков и аулов. А к районам в городах - нахождение на территории города, численность населения, как правило, не менее 20 тыс. человек, наличие сходов граждан (махаллей);

q к поселкам - численность населения, как правило, не менее 2 тыс. человек, расположение вблизи промышленных предприятий, железнодорожных станций и других важных объектов, наличие сходов граждан (махаллей);

q к кишлакам и аулам - расположение на территории районов, наличие сходов граждан (махаллей);

q во-вторых, закреплена компетенция Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Госкомземгеодезкадастра, Жокаргы Кенеса и Совета Министров Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов и хокимов;

q в-третьих, прописан общий порядок создания и функционирования комиссий по вопросам административно-территориального устройства, основные задачи, а также механизм, сроки вынесения и содержание их заключений;

q в-четвертых, упоминается Государственный реестр административно-территориальных единиц, общие аспекты его формирования и содержание;

q в-пятых, максимально подробно раскрыт порядок образования и упразднения, изменения границ административно-территориальных единиц, установления и перенесения их административных центров, а также изменения подчиненности. В рамках каждой процедуры указаны необходимые документы, алгоритм их составления, внесения и рассмотрения, а также межведомственного взаимодействия - в соответствии с утвержденной компетенцией госорганов.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 27.08.2020 г. N 520 "О мерах по созданию в Республике Узбекистан плантаций быстрорастущего промышленного растения павлония".


Для развития производства сырья для ремесленничества, стройматериалов, удовлетворения потребности в древесине мебельной промышленности, сокращения объемов импорта, а также удовлетворения потребности населения в альтернативной энергии утверждены:

q прогнозные показатели создания плантаций дерева павлония на 2020-2024 годы на засушливых землях, засоленных почвах, не использующихся в сельском хозяйстве, площадях с подземными источниками, находящимися на глубине более 30 метров;

q прогнозные показатели приобретения саженцев для плантаций на 2020-2024 годы.

Совету Министров Каракалпакстана, хокимиятам областей поручено выделять земельные участки для выращивания павлонии на правах аренды. При этом на каждый проект по производству древесного сырья из павлонии для мебельной промышленности и производства пеллета (биотоплива) выделяется не менее 100 гектаров земельной площади.

Госкомитет лесного хозяйства совместно с Узгеодезкадастром в течение двух месяцев проведут инвентаризацию земельных участков и разместят плантации павлонии на электронные карты.   

Ученым Ташкентского аграрного университета и других научных учреждений в течение месяца поручено разработать на основе научно-обоснованных и инновационных технологий рекомендации по выращиванию и размножению саженцев бессеменным, in-vitro и другими вегетативными методами и разместить их на своих сайтах.

Ассоциации производителей меда рекомендовано организовать сотрудничество с плантаторами павлонии для увеличения производства меда.

Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли и ТПП поручено в течение двух месяцев разработать проектные предложения по организации производства плантаций павлонии с привлечением иностранных инвестиций и грантов.

Министерство экономического развития и сокращения бедности совместно с ассоциацией "Узпромстройматериалы" и Министерством сельского хозяйства в течение трех месяцев должны разработать программу мер по производству импортозамещающей продукции из древесины и опилок павлонии.

Начиная с 2021 года Министерство инновационного развития вместе с Минсельхозом будут проводить конкурсы научных и инновационных работ, стартапов по темам, связанным с производством и использованием продукции из павлонии в промышленности строительных материалов, медицине, благоустройстве территорий.


* * *



Принят Приказ Министра занятости и трудовых отношений "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке выделения грантов и субсидий за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан" (рег. МЮ N 3163-2 от 26.08.2020 г.).


Приказ подготовлен в соответствии с постановлениями Президента РУз от 18.05.2020 г. N ПП-4716 "О дополнительных мерах по поддержке владельцев приусадебных земель и обеспечению занятости населения" и от 26.06.2020 г. N ПП-4759 "О мерах по развитию в республике отрасли ручного ковроткачества".

Документом в Положение о порядке выделения грантов и субсидий за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан (рег. N 3163 от 31.05.2019 г.) вносятся следующие изменения и дополнения:

q из статьи 2 исключаются 5 и 6 абзацы, и она дополняется статьями 21 и 22:

21. В соответствии с Постановлением Президента РУз от 18.05.2020 г. N ПП-4716 субсидии выделяются для следующих целей:

а) на основании трехсторонних договоров, заключенных между Центром содействия занятости населения (ЦСЗН), организациями-поставщиками и владельцами приусадебных земель:

q на установку теплиц легкой конструкции - до 30 БРВ;

q на приобретение средств орошения - до 10 БРВ;

q на закупку семян и саженцев - до 3 БРВ;

б) до 10 БРВ - для внесения в качестве вклада в уставный фонд сельскохозяйственных кооперативов. При этом:

q сельскохозяйственные кооперативы создаются в рыбоводстве, кролиководстве, птицеводстве, пчеловодстве, плодоовощеводстве, виноградарстве, швейном деле, ремесленничестве и других ведущих сферах;

q в сельскохозяйственные кооперативы объединяются безработные граждане, члены малообеспеченных семей, лица, вернувшиеся из внешней трудовой миграции, а также ведущие предприниматели, имеющие опыт в направлении кооперативной деятельности.

22. В соответствии с Постановлением Президента РУз от 26.06.2020 г. N ПП-4759 лицам, занимающимся ручным ковроткачеством и шелкоткачеством в составе Ассоциации "Узбекипаксаноат", выделяются субсидии на покрытие расходов по приобретению ковроткацких и шелкоткацких станков - 10 БРВ за каждый станок за счет средств Государственного фонда содействия занятости с условием создания не менее 3 рабочих мест.

В пунктах 36 и 37 слова "незанятые" заменяются на "безработные, малообеспеченные и члены бедных семей".

Пункт 38 излагается в новой редакции:

В случаях, когда по результатам изучения, обратившееся лицо, является незанятым, ответственный сотрудник ЦЗСН принимает меры по заключению трехстороннего договора между ЦСЗН, организациями-поставщиками и владельцем приусадебных земель на закупку подходящей ему теплицы легкой конструкции и (или) закупку семян и саженцев либо на приобретение средств орошения. При этом, исходя из потребности владельца приусадебных земель, для одной семьи заключается трехсторонний договор для одного из следующих направлений:

q установка теплицы легкой конструкции;

q приобретение средств орошения;

q закупка семян и саженцев.

Приказом внесены и другие изменения и дополнения в Положение о порядке выделения грантов и субсидий за счет средств Государственного фонда содействия занятости.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 24.08.2020 г. N 505 утверждено Положение о порядке рационального размещения сельскохозяйственных культур.


Документ разработан в соответствии с Указом Президента РУз от 17.06.2019 г. N УП-5742 "О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве".

Положение не применяется к земельным площадям, вводимым в пользование в рамках Концепции эффективного использования земельно-водных ресурсов в сельском хозяйстве, утвержденной Указом Президента РУз от 17.06.2019 г. N УП-5742, земельным площадям дехканских хозяйств, научно-исследовательских организаций, их филиалов, опытно-научных станций.

Министерствам сельского хозяйства, водного хозяйства, экономического развития и сокращения бедности, Госкомгеодезкадастру поручено разработать контурные электронные карты размещения сельхозкультур.

Совету Министров Каракалпакстана, хокимиятам областей и районов поручено ежегодно до 1 сентября предоставлять конкретные предложения Минсельхозу по специализации районов и территорий (массивов) на основе рационального размещения сельскохозяйственных культур.

Рациональное размещение сельхозкультур основано на:

q специализации и предложениях фермерских и других сельскохозяйственных организаций;

q спросе на внутреннем и внешнем рынках;

q учете природно-климатических условий регионов и уровня обеспеченности водой;

q анализе мелиоративного состояния орошаемых и богарных земель.

Положение о порядке рационального размещения сельхозкультур также определяет задачи органов госуправления, в частности министерств сельского хозяйства, водного хозяйства, экономического развития и сокращения бедности, Госкомгеодезкадастра и других в организации эффективной системы размещения сельхозкультур, проведения мониторинга работ по их размещению.


* * *



Президент Узбекистана утвердил документы в области защиты прав потребителей, действующие в рамках СНГ.


Постановлением Президента РУз от 24.08.2020 г. N ПП-4813 утверждены:

q Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей (Москва, 25 января 2000 года);

q Протокол о внесении изменений в Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25.01.2000 г. (Минск, 19 мая 2011 года).

Документы являются правовой основой межгосударственного сотрудничества в сфере защиты прав потребителей. Гражданам государств-членов СНГ гарантируются равные условия по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов на территориях стран-участниц Соглашения. Они праве обращаться в специально уполномоченные государственные и общественные организации, другие органы, предъявлять иски в суды и совершать иные процессуальные действия на территории пребывания.

Протоколом создан Консультативный совет по защите прав потребителей государств-участников СНГ для:

q содействия развитию и углублению сотрудничества, а также формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей;

q содействия формированию равных условий для граждан государств-участников СНГ, созданию транспарентных условий для защиты их потребительских прав и интересов;

q содействия созданию эффективной системы контроля на потребительском рынке в целях предупреждения недобросовестной деятельности хозсубъектов, нарушающих требования законодательства по качеству и безопасности товаров и услуг;

q создания условий для дальнейшего развития механизмов совместной работы в указанном направлении в рамках СНГ.

Интересы государств-членов в Совете представляют руководители профильных госорганов. У каждого государства один голос. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже чем раз в год. По инициативе представителей одного или нескольких государств с согласия минимум 1/3 членов Совета может быть созвано внеочередное заседание. Решения Совета принимаются простым большинством голосов и носят рекомендательный характер.

С узбекской стороны компетентный орган, ответственный за реализацию указанных международных договоров, - Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете. МИД Узбекистана уведомит об этом депозитария - Исполнительный комитет СНГ. Контролировать исполнение обязательств страны в рамках договоров после вступления их в силу поручено Правительству и главам министерств и ведомств.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 26.08.2020 г. N 513 "О мерах по совершенствованию порядка приема на учебу в магистратуру Ташкентского государственного юридического университета".


Постановление принято в соответствии с Указом Президента РУз от 29.04.2020 г. N УП-5987 "О дополнительных мерах по кардинальному совершенствованию юридического образования и науки в Республике Узбекистан".

Документом утверждены:

q Положение о порядке приема на учебу в магистратуру Ташкентского государственного юридического университета;

q Положение о порядке приема на учебу в магистратуру Ташкентского государственного юридического университета иностранных граждан;

q Положение о порядке приема на учебу в магистратуру Ташкентского государственного юридического университета абитуриентов отдельных категорий без вступительных тестов.

Указом Президента от 29.04.2020 г. N УП-5987 начиная с 2020/2021 учебного года вводится следующий порядок:

q граждане Узбекистана принимаются в магистратуру ТГЮУ через тестовые испытания, проводимые Государственным центром тестирования при Кабине Министров;

q лица, имеющие базовое высшее юридическое образование, принимаются на учебу по дистанционному, заочному и вечернему формам обучения, без отрыва от производства;

q руководящие работники, имеющие базовое высшее юридическое образование и не менее 5 лет стажа работы в органах государственной власти и центральных органах управления по юридическому направлению, принимаются на учебу в магистратуру ТГЮУ по дистанционному, заочному и вечернему формам обучения, по рекомендации первых руководителей соответствующих госорганов. Они поступают без сдачи вступительных тестов, на платно-контрактной основе, сверх параметров приема;

q выпускники, окончившие с отличием бакалавриат по направлению обучения "юристпруденция", принимаются в магистратуру ТГЮУ без вступительных тестов, на платно-контрактной основе с оплатой 50% стоимости контракта, сверх параметров приема. При этом принимают обязательство - отработать после окончания учебы не менее 3 лет непрерывно в ТГЮУ, юридических факультетах, юридических техникумах и академическом лицее при ТГЮУ;

q педагогические и руководящие работники, проработавшие не менее 3 лет в юридических техникумах, имеющие базовое высшее юридическое образование, принимаются в магистратуру ТГЮУ без вступительных тестов, на платно-контрактной основе, сверх параметров приема. При этом принимают обязательство - отработать после окончания учебы по распределению, не менее 3 лет непрерывно, в органах и учреждениях юстиции, в первую очередь - юридических техникумах.

Министерству юстиции поручено:

q совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (МВССО) принять меры по открытию в ТГЮУ начиная с 2021/2022 учебного года специальности магистратуры по изучению проблем коррупции;

q совместно с МВССО, МИД и другими заинтересованными министерствами и ведомствами начиная с 2021/2022 учебного года открыть в высших юридических учебных заведениях специальность магистратуры "Адвокатское дело";

q внести обоснованные предложения по выделению государственных грантов для организации прохождения стажировки молодых адвокатов, на конкурсной основе, в ведущих юридических компаниях.

В Положении о порядке приема на учебу в магистратуру ТГЮУ определены правила поступления на дневную, вечернюю, заочную и дистанционную формы обучения. В нем также прописаны порядки приема документов и организации тестовых испытаний.


* * *



До 31.12.2022 г. в Бостанлыкском районе внедрена особая система административного управления, направленная на обеспечение занятости населения, развитие туристской, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также кардинальное улучшение его инвестиционного климата. Соответствующий Указ Президента РУз подписан от 27.08.2020 г. N УП-6053.


В рамках особой системы административного управления:

q заместитель Премьер-министра - председатель Госкомтуризма одновременно занимает должность директора Дирекции свободной туристской зоны "Чарвак" (далее - Дирекция), а также координирует деятельность хокимията Бостанлыкского района;

q дома отдыха, пансионаты, санатории, иные объекты госсобственности, предназначенные для отдыха и восстановления здоровья населения, а также земельные участки, на которых имеется возможность создания туристской инфраструктуры, передаются Дирекции для последующего эффективного использования и (или) реализации на основе перечня, утверждаемого Кабинетом Министров;

q реализация объектов госсобственности и земельных участков, расположенных на территории свободной туристской зоны "Чарвак" (далее - свободная зона) и переданных Дирекции, производится на основании ее решения путем проведения электронного онлайн-аукциона;

q перевод земельных участков, расположенных на территории свободной зоны, из одной категории земельного фонда в другую, их отвод под развитие туристской инфраструктуры осуществляются на основании решения Административного совета свободной туристской зоны. При этом возмещается причиненный ущерб либо владельцам предоставляются соответствующие виду их деятельности земельные участки в других районах Ташобласти;

q выставление на продажу путем электронного онлайн-аукциона земельных участков несельскохозяйственного назначения, расположенных на территории района, для ведения предпринимательской и градостроительной деятельности осуществляется на основании решения Дирекции;

q право собственности на земельный участок, приобретенный инвесторами для реализации инвестиционного проекта на территории свободной зоны, в порядке исключения, оформляется без принятия специального решения хокима Ташобласти;

q решения, связанные с отводом земельных участков, сносом недвижимого имущества, строительством инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территории района (за исключением земельных участков, расположенных на территории свободной зоны), согласуются с Дирекцией в обязательном порядке;

q хоким района подчиняется непосредственно Кабинету Министров. Руководители районных подразделений прокуратуры, внутренних дел и налоговой службы по статусу приравниваются к заместителям руководителей соответствующих госорганов республиканского уровня;

q один из заместителей руководителей всех органов госуправления республиканского уровня одновременно закрепляется за соответствующим территориальным подразделением района для координации его деятельности.

Директору Дирекции предоставлены полномочия:

q заключать соглашения (меморандумы, договоры) с зарубежными инвесторами и международными финансовыми институтами о привлечении инвестиций, кредитов, финпомощи и грантов;

q принимать решения о реализации земельных участков и объектов госсобственности, расположенных в районе;

q получать и привлекать кредиты под залог объектов госсобственности, расположенных на территории района;

q привлекать авторитетные консалтинговые компании, зарубежные проектные и подрядные организации, а также квалифицированных специалистов к проектированию и строительству крупных объектов;

q создавать зеленые зоны на территории свободной туристской зоны для охраны окружающей среды и экологии, а также определять зоны на отдельной территории, где запрещена хоздеятельность, включая животноводство, земледелие, строительство новых объектов промышленности и обслуживания, наносящая вред природе;

q передавать управляющим компаниям дома отдыха, пансионаты, санатории, иные объекты госсобственности, предназначенные для отдыха и восстановления здоровья населения, на основании договора доверительного управления.

На хокимият района возложены дополнительные приоритетные задачи, в числе которых:

q создание благоприятных условий для развития туризма в частном секторе;

q создание специальных функциональных и сезонных рекреационных зон отдыха в объектах современной туристской инфраструктуры;

q развитие транспортной логистики и информационно-коммуникационных технологий;

q реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности и здоровья прибывающих туристов;

q создание своеобразной экологической системы на основе внедрения новых современных энергосберегающих систем и технологий;

q привлечение к развитию туризма специалистов из зарубежных стран, лидирующих в международных рейтингах, таких как Турция, Франция, Испания, Швейцария, Япония и Республика Корея.

При Госкомтуризме создается Фонд развития туристской инфраструктуры в горных и отдаленных местностях (далее - Фонд) без статуса юрлица. Документом определены источники формирования средств Фонда и цели их расходования.

С 1 сентября 2020 года, в порядке исключения:

q средства и пошлины, поступающие в республиканский бюджет и местный бюджет области за выдачу лицензий и разрешений, уплату налога за пользование водными ресурсами, а также штрафов за административные правонарушения в районе, направляются в местный бюджет района в полном объеме;

q средства, поступающие от реализации объектов госсобственности и земельных участков, расположенных в районе (за исключением расходов на проведение мероприятий по оценке и приватизации), направляются в Фонд в полном объеме.

Для создания своеобразного туристского облика района и реконструкции жилых домов населения на основе современной инфраструктуры будут выделяться кредиты, в том числе за счет средств Компании по рефинансированию ипотеки Узбекистана, для реконструкции жилых домов населения.

До 1 декабря 2020 года в районе внедрят совершенно новую систему самоуправления по итогам изучения передового зарубежного опыта.

Документом также утверждены:

q обновленная структура аппарата управления хокимията района с общей предельной численностью управленческого персонала 32 ед.;

q численность управленческого персонала подразделений госорганов и организаций, расположенных в районе.

Образуются:

q Сектор по развитию туристской инфраструктуры в горных и отдаленных районах в структуре Секретариата по вопросам развития спорта и туризма Кабинета Министров;

q Специализированная прокуратура по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей среды и устранению незаконного использования земель в системе Генпрокуратуры.

На территории района категорически запрещено строительство вредных промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 25.08.2020 г. N 512 утверждено Положение о порядке компенсации расходов на возмещение страховой премии при пользовании экспортерами, в качестве залога, страховыми услугами.


Документ разработан в рамках исполнения Постановления Президента РУз от 07.05.2020 г. N ПП-4707 "О мерах по дальнейшей поддержке экспортной деятельности".

Согласно Положению, компенсация расходов на возмещение страховой премии при пользовании экспортерами, в качестве залога, страховыми услугами выплачивается Агентством продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли (далее - Агентство) за счет субсидий из средств Госбюджета в размере не более 1% страховой суммы.

Условиями для выплаты компенсации являются:

q страховая премия согласно страховому договору должна быть выплачена страхователем страховщику (кроме случаев прямого возмещения страховой премии страховщику);

q экспортный договор (инвойс) должен быть зарегистрирован в Единой информационной системе внешнеторговых операций (кроме случаев экспорта по одному инвойсу товаров или услуг на сумму до $5 тыс.), за исключением страхования по договору предэкспортного финансирования;

q осуществлен возврат соответствующей части ранее полученной компенсации страхователем при досрочном истечении срока договора страхования;

q согласно договору, осуществляется страхование предпринимательского риска только самого страхователя в пользу финансирующего лица;

q вид договора страхования должен соответствовать условиям Положения, Гражданскому кодексу и Закону "О страховой деятельности".

Рассмотрение заявок на получение компенсации осуществляется по схеме, приведенной в Приложении к Положению. После получения заявки и необходимых документов Агентство рассматривает их и дает заключение в течение 7 рабочих дней.

Перечисление средств Агентству для компенсации производится в течение трех рабочих дней после получения заявки Министерством финансов, а затем со счетов Агентства - в течение одного дня страхователю или страховщику.

В Положении также указаны:

q документы, требуемые для возмещения страховой премии и порядок их рассмотрения;

q причины отказа в возмещении страховой премии;

q порядок осуществления платежей для возмещения страховой премии.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 26.08.2020 г. N 517 "Об утверждении Положения о порядке материального стимулирования за счет внебюджетных средств профессорско-преподавательского состава и других категорий работников высших учебных заведений республики".


Постановление принято в соответствии с Указами Президента от 08.10.2019 г. N УП-5847 "Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года" и от 08.08.2018 г. N УП-5505 "Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности".

Вносится изменение в Постановление Кабинета Министров от 01.08.2008 г. N 164 в пункт 4, по которому по дневной форме обучения на бакалавриате и в магистратуре устанавливаются следующие предельные нормативы соотношений численности студентов, приходящихся на одного преподавателя:

q с 2009/2010 учебного года - 1:10,5;

q с 2019/2020 учебного года - 1:12;

q с 2020/2021 учебного года - 1:14;

q с 2021/2022 учебного года - 1:16.

Советам высших учебных заведений предоставляется право, при необходимости, изменять вышеуказанные соотношения до 50%.

Нормативы соотношений студентов, приходящихся на одного преподавателя по формам и блокам отраслей образования, утверждаются Министерством высшего и среднего специального образования по согласованию с Министерством финансов.

Утвержденным Положением о материальном стимулировании работников вузов определено, что:

q оно осуществляется в форме денежных премий, а также путем установления руководством образовательного учреждения надбавки или доплат к зарплате за достижение высоких творческих и производственных показателей в работе за счет внебюджетных средств;

q размеры материального стимулирования устанавливаются в зависимости от вклада каждого работника в повышение эффективности и результативности деятельности вуза.

Руководителям вузов (ректор, проректоры, директор филиала и его заместители) надбавки, доплаты и денежные премии устанавливаются решением вышестоящей организации.

В Положении приведены случаи, при которых на основании ходатайства профсоюзной организации работникам вузов может быть оказана материальная помощь за счет внебюджетных средств.

В Положении также прописаны:

q размеры и источники материального стимулирования;

q основные критерии материального стимулирования профессорско-преподавательского состава и других категорий работников высших учебных заведений.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 26.08.2020 г. N ПП-4815 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения".


В сентябре единовременные выплаты в размере 500 тыс. сумов получит каждый ребенок, не достигший 16 лет:

q из семей, включенных в перечни нуждающихся в материальной помощи и поддержке ("темир дафтар") (Указ Президента Республики Узбекистан от 30.07.2020 г. N УП-6038);

q из семей, получающих пенсию или пособие по случаю потери кормильца;

q имеющий инвалидность.

Всего по республике на эти цели будет выделено 427 729 млн сумов. За целевое и адресное доведение средств до получателей отвечают Пенсионный фонд, местные власти, руководители секторов и территориальных подразделений Министерства по поддержке махалли и семьи, Минфин, ЦБ и коммерческие банки.

Кроме того, до 1 октября работников всех дошкольных, средних общеобразовательных и медучреждений страны централизованно бесплатно вакцинируют от гриппа. Исполнение этого пункта поручено обеспечить Министерству здравоохранения.

Необходимые для выплат и вакцинации средства выделят из предусмотренных в Указе Президента РУз от 30.07.2020 г. N УП-6038 и дополнительных источников.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 25.08.2020 г. N 511 "О мерах по организации специализированного технологического парка информационных технологий в Андижанской области".


Постановлением принято к сведению, что в целях развития IT-отрасли и производства программных продуктов, поддержки стартапов и улучшения инвестиционной среды, повышения интереса молодежи к сфере ИКТ, содействия обучению основам программирования, электронной торговли в Андижанской области:

q Постановлением Кабинета Министров от 20.11.2019 г. N 921 предусмотрено создание 16 учебных центров по цифровым технологиям;

q на базе Андижанского профессионального колледжа информационных технологий (г. Андижан, ул. Бобуршох, 2) создан Андижанский технопарк "Digital City". Он передается в качестве объекта госсобственности бесплатно в оперативное управление хокимияту Андижанской области. Управляет деятельностью технопарка дирекция "Digital City".

Основными задачами и направлениями деятельности технопарка являются:

q в целях обеспечения технопарка заказами, формирование портфеля местных заказов для реализации приоритетных проектов программных продуктов, создаваемых для организаций области;

q разработка конкурентоспособной продукции и услуг в сфере ИКТ, их продвижение на внутреннем и внешнем рынках;

q интеграция деятельности научных, научно-исследовательских, учебных и производственных организаций для обеспечения непрерывности цепочки производства высокотехнологичных продуктов и услуг;

q содействие начинающим и малым предприятиям в реализации стартап-проектов в сфере ИКТ, в коммерциализации результатов инновационной деятельности;

q помощь национальным разработчикам в привлечении отечественных и зарубежных инвесторов, в том числе за счет трансфера технологий и программных продуктов;

q развитие "цифрового предпринимательства" путем внедрения цифровых технологий в отрасли сельского и водного хозяйства, образования, здравоохранения, банковскую сферу и другие.

Источниками финансирования организации технопарка являются местный бюджет хокимията Андижанской области, средства от организации платных учебных курсов и других видов деятельности технопарка, а также другие источники, не запрещенные законодательством.


* * *



Кабинетом Министров Республики Узбекистан утверждено Положение о порядке расчета стоимости и возмещения расходов фермерского хозяйства или другого субъекта - производителя сельскохозяйственной продукции, на выделенном ему земельном участке, при его ликвидации или оптимизации (Постановление Кабинета Министров РУз от 24.08.2020 г. N 501).


Документ принят в рамках исполнения Указа Президента от 17.06. 2019 г. N УП-5742 "О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве".

Для получения возмещения сельхозпроизводитель обращается в оценочную организацию и заключает с ней договор. К расходам, которые должны быть возмещены, относятся расходы на многолетние насаждения, оросительные сети и оборудование, агротехнические мероприятия, работы по благоустройству и озеленению, и другие.

Копия отчета оценочной организации о результатах оценки направляется в хокимият района (города), который изучает документы в течение двух дней. В случае возникновения возражений по результатам оценки, хокимиятом проводится экспертиза достоверности документов в течение трех дней.

В Положении предусмотрены следующие виды предоставления компенсации расходов, которые могут быть в наличной или в безналичной форме:

q кредиты коммерческих банков;

q передача другого объекта в качестве имущества;

q другие виды компенсации.

Расходы фермерского хозяйства или другого субъекта - производителя сельскохозяйственной продукции, на выделенном ему земельном участке, при его ликвидации или оптимизации, возмещаются со стороны победителя тендеров по долгосрочной аренде земельного участка в течение трех дней со дня объявления результатов торгов.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 24.08.2020 г. N 502 "О мерах по пропаганде среди молодежи творческого наследия известных писателей и мыслителей и эффективному использованию Аллеи литераторов".


Документом утверждены:

q план мероприятий по эффективному использованию Аллеи литераторов в городе Ташкенте и изучению творчества литераторов в образовательных учреждениях;

q список высших учебных заведений, в которых будет  проходить глубокое изучение творчества известных писателей и поэтов, памятники которых установлены на Аллее литераторов;

q типовое положение о специальных стипендиях и нагрудных знаках имени известных литераторов,  критерии их присуждения начиная с 2020/2021 учебного года, размеры и сроки выплаты стипендий, характеристики нагрудных знаков.

Министерству высшего и среднего специального образования поручено совместно с министерствами и ведомствами, имеющими в своей системе высшие учебные заведения, в прикрепленных вузах:

q в месячный срок наладить работу творческих групп по проведению учебно-просветительских мероприятий по глубокому изучению и пропаганде жизни и творчества закрепленных известных литераторов;

q начиная с 2020/2021 учебного года ввести должность научно-литературного советника;

q с 2021/2022 учебного года принять меры по привлечению к глубокому изучению и пропаганде жизни и творчества известных поэтов и писателей других вузов.

Постановлением также определены задачи научно-литературных советников, источники покрытия затрат, связанных с выполнением плана мероприятий.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан утвердил Программу по восстановлению редких местных сортов сельскохозяйственных растений с редкими особенностями и признаками, находящихся на грани исчезновения, и организации на их основе оригинального семеноводства (Постановление Кабинета Министров РУз от 24.08.2020 г. N 504).


Документ разработан в рамках исполнения Указа Президента от 17.06.2019 г. N УП-5742 "О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве".

В сфере восстановления местных сортов сельскохозяйственных растений с редкими особенностями и признаками, находящихся на грани исчезновения, организации оригинального семеноводства перспективных сортов определены следующие задачи Министерства сельского хозяйства и Академии наук:

q повышение эффективности семеноводства на основе современных технологий исходя из мирового опыта, создание новых местных засухо- и солеустойчивых сортов, имеющих комплекс ценных качеств, а также их генетических паспортов;

q интродукция нетрадиционных сельхозкультур из зарубежных стран с учетом конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка;

q проведение испытаний восстановленных насаждений сельхозкультур и включение их в государственный реестр и другие.

Министерству сельского хозяйства совместно с Академией наук поручено в месячный срок:

q разработать и утвердить критерии оценки местных сортов сельскохозяйственных растений с редкими особенностями и признаками, находящихся на грани исчезновения;

q сформировать и утвердить рабочую группу по изучению местных сортов сельскохозяйственных растений с редкими особенностями и признаками, находящихся на грани исчезновения;

q наладить сотрудничество с ведущими научными и высшими учебными заведениями;

q в течение 3 месяцев организовать работы по увеличению засухоустойчивых сортов саженцев плодовых деревьев и винограда с высокими качественными показателями в лабораториях "In vitro".

Постановлением также определены основные задачи рабочей группы.

Минсельхозу совместно с Министерством инновационного развития поручено обеспечить:

q в 2020-2022 годах модернизацию материально-технической базы организаций, занимающихся селекцией и семеноводством;

q в течение 2 месяцев организовать в НИИ по селекции и семеноводству и их филиалах специализированные семеноводческие питомники для производства и доставки потребителям саженцев местных импортозамещающих сортов.

Министерству инновационного развития совместно с Министерством сельского хозяйства и Академией наук поручено по итогам каждого года в рамках научных программ проводить конкурсы проектов по восстановлению редких местных сортов сельскохозяйственных растений с редкими особенностями и признаками, находящихся на грани исчезновения, и организации на их основе оригинального семеноводства.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 24.08.2020 г. N 507 "Об утверждении Положения о порядке признания текстов международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений к ним".


Документ принят в соответствии с Постановлением Президента РУз от 24.02.2020 г. N ПП-4611 "О дополнительных мерах по переходу на международные стандарты финансовой отчетности".

Принятым Положением определена последовательность действий для признания текстов документов МСФО для их применения в Узбекистане и установлены порядки:

q формирования экспертной комиссии для проведения экспертизы документов МСФО;

q проведения экспертизы документов МСФО для их применения на территории Узбекистана;

q регулярного обсуждения этих документов с их пользователями и представителями научной общественности;

q принятия решения о внедрении документов МСФО на территории Узбекистана.

Министерству финансов совместно с республиканскими общественными объединениями бухгалтеров и аудиторов, с привлечением международных экспертов поручено обеспечить регулярное проведение следующих мероприятий:

q рассмотрение условий договора с Фондом МСФО для получения разрешений на использование текстов документов МСФО на государственном и других языках;

q рассмотрение предложений, поступивших по результатам обсуждений со специалистами, при необходимости - пересмотр текстов документов МСФО, переведенных на государственный язык;

q проведение семинаров-тренингов по практике использования документов МСФО с привлечением зарубежных и местных экспертов.

В состав текстов МСФО и разъяснений к ним входят следующие документы, принятые Фондом МСФО:

q международные стандарты финансовой отчетности;

q разъяснения к МСФО;

q изменения, вносимые в тексты документов МСФО;

q другие документы, указанные Фондом МСФО в качестве неотъемлемой части текстов документов МСФО.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 24.08.2020 г. N 506 утверждена Стратегия совершенствования системы управления государственными финансами Республики Узбекистан на 2020-2024 годы.


Документ принят в соответствии с Постановлением Президента РУз от 30.12.2019 г. N ПП-4555 "О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год".

Утвержденная Постановлением Стратегия объединяет в одном документе конкретные цели, задачи и основные направления проводимых и планируемых реформ в области госфинансов. Она разработана на основе анализа действующей бюджетной системы, проведенного Всемирным банком в 2018 году по методологии PEFA, результатов оценки эффективности управления госфинансами, а также диагностических оценок прозрачности фискальной политики в рамках Кодекса прозрачности МВФ.

В Узбекистане осуществлен ряд мер по совершенствованию системы государственных финансов. В частности, утверждение Государственного бюджета Парламентом, издание "Бюджета для граждан", который размещается на информационном портале openbudget.uz. Данные об исполнении Госбюджета публикуются в соответствии со стандартами Государственной финансовой статистики МВФ (GFS), повысилась роль кенгашей и хокимиятов в формировании местных бюджетов.

Стратегией определены шесть основных направлений дальнейшего совершенствования системы управления государственными финансами Узбекистана на 2020-2024 годы:

q разработка основ среднесрочного бюджетирования и внедрение новой системы формирования ежегодного бюджета, ориентированного на результат;

q повышение институционального потенциала и ответственности участников бюджетного процесса для обеспечения надежности макрофискальных прогнозов;

q повышение полномочий и подотчетности бюджетных распорядителей и органов местного самоуправления в области бюджета и усиление их ответственности;

q оценка фискальных рисков, учет финансовых активов и обязательств, а также внедрение эффективной системы управления;

q укрепление финансовой дисциплины путем унификации стандартов бюджетной отчетности, совершенствования системы внутреннего контроля и аудита, а также усиления парламентского и общественного контроля над бюджетным процессом;

q обеспечение прозрачности, полноты бюджетной информации и ее соответствия международным стандартам.

Постановлением также утвержден план действий по внедрению Стратегии.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 24.08.2020 г. N 500 "Об утверждении Положения об уполномоченном экономическом операторе".


Документ принят в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУз от 29.04.2019 г. N 363 "О мерах по внедрению института уполномоченного экономического оператора".

В соответствии с утвержденным Положением об уполномоченном экономическом операторе (далее - Положение) пункт 2 Постановления Кабинета Министров РУз от 29.04.2019 г. N 363 и приложение к нему утрачивают силу.

Положение определяет, что уполномоченный экономический оператор (далее - оператор) это статус, предоставляемый юрлицам, отвечающим требованиям данного Положения, для использования упрощенных таможенных процедур при осуществлении таможенных операций.

Оператор относится к категории с низкой опасностью, начиная с момента включения его в Реестр уполномоченных экономических операторов.

Органы государственной и местной власти не могут быть операторами.

Удостоверение, выдаваемое уполномоченным экономическим операторам, бывает трех видов и при осуществлении таможенных операций дает право пользования специальными упрощениями.

Так, удостоверение первого вида дает право:

q на первоочередное осуществление таможенных операций, связанных с декларированием и выводом товаров;

q не указывать направления перевозки товаров по отношению к товарам, перевозимым оператором;

q доставлять товары транспортным средством оператора таможенного транзита от отправляющего таможенного органа до места их назначения при необеспеченной оплате таможенных платежей;

q на признание органами таможенной службы в качестве средств идентификации пломб, установленных оператором на грузовых помещениях (отсеках) или их части, транспортных средствах, загруженных товарами, экспортируемыми оператором;

q на приоритетное участие в экспериментальных проектах органов таможенной службы по сокращению времени и оптимизации порядка проведения таможенных операций;

q при обеспечении оплаты таможенных платежей на 50%, вывод товаров оператора в свободное обращение с оплатой таможенных платежей по частям либо с запаздыванием срока оплаты до 20 рабочих дней.

В Положении также перечислены виды специальных упрощений, на которые имеют право владельцы удостоверений второго и третьего видов.

Удостоверение вступает в силу со дня включения юрлица в реестр. Передача удостоверения другим лицам запрещается.

В Положении также прописаны:

q правила формирования реестра, критерии отбора для включения в него;

q порядок подачи заявления для включения в реестр и его рассмотрения;

q виды специальных упрощений для осуществления таможенных операций;

q приостановление и восстановление статуса оператора;

q порядок исключения операторов из реестра;

q права и обязанности операторов;

q правила осуществления контроля за деятельностью операторов;

q взаимное сотрудничество таможенных госорганов с операторами.

Государственному таможенному комитету поручено с учетом изучения передового зарубежного опыта на постоянной основе вносить в Кабинет Министров предложения по совершенствованию института уполномоченного экономического оператора.


* * *



Опубликован Закон Республики Узбекистан от 25.08.2020 г. N ЗРУ-634.


Напомним, в прошлом году утвердили обновленное Положение о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 12.09.2019 г. N ПП-4447).


В этой связи потребовалась корректировка Законов "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" и "О службе в резерве Вооруженных Сил Республики Узбекистан". Внесенные в них поправки привели в соответствие между собой акты разной юридической силы.

В частности, предусматриваются:

q введение новых воинских званий сержантского состава: войсковых - сержант III, II и I степени и корабельных - старшина и старшина III статьи. Прописаны условия их присвоения и лишения;

q более четкие правила приема на военную службу по контракту;

q определение конкретных критериев приема на военную службу и увольнения с нее;

q изменение круга лиц, уполномоченных устанавливать правила ношения военной формы одежды - руководители министерств, госкомитетов и ведомств, в которых предусмотрена военная служба (прежде - только Минобороны) и т.д.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 24.08.2020 г. N 503 "Об учреждении премии "Илхом".


Постановлением принято предложение Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО), Министерства культуры, Республиканского центра духовности и просвещения и Союза писателей Узбекистана об учреждении премии "Илхом" (далее - премия).

Документом утверждены:

q состав оргкомитета по подготовке и проведению конкурсного отбора на премию "Илхом" (далее - Оргкомитет);

q Положение о порядке присуждения премии "Илхом" (далее - Положение), предусматривающее правила и условия проведения конкурсного отбора, организации и проведения конкурса, вручения премии и финансирования.

Постановлением установлено, что:

q премия присуждается молодежи, обучающейся и осуществляющей свою деятельность в вузах, за достижение самых высоких показателей в изучении жизни и творчества поэтов и писателей, переводе их произведений и на этой основе проведение исследований, создание кино и сценических произведений и подобных духовно-просветительских, научно-творческих процессов;

q за проведение конкурсного отбора ответственным является МВССО, а партнерскими министерствами, ведомствами определены МВД, Национальная гвардия, Министерство культуры, Агентство по делам молодежи, Национальное агентство "Узбеккино", Центр духовности и просветительства, Союз писателей Узбекистана и Академия художеств Узбекистана;

q присуждение премии осуществляется ежегодно 20 мая - в день открытия Аллеи литераторов в рамках проведения недели "Большого литературного праздника";

q победители конкурса, кроме специального диплома и статуэтки, получат за:

q 1 место - легковой автомобиль "Spark";

q 2 место - премию 30 млн сумов;

q 3 место - премию 15 млн сумов.

МВССО совместно с Министерством культуры, МВД, Национальной гвардией, Центром духовности и просветительства, Союзом писателей Узбекистана и Национальным агентством "Узбеккино" поручено в двухмесячный срок разработать и утвердить программу награждения премией "Илхом" и обеспечить проведение мероприятий на высоком уровне.

Академии художеств Узбекистана поручено по заказу МВССО в трехмесячный срок разработать проект эскиза призовой статуэтки и внести для утверждения в Оргкомитет.

Расходы, связанные с подготовкой призов и проведением церемонии награждения победителей, осуществляются за счет средств Фонда развития высших образовательных заведений при МВССО.

В Положении прописаны порядки:

q организации и проведения предварительного отборочного этапа конкурса;

q определения и оценки победителей основного этапа конкурса;

q вручения премии, финансирования организации и проведения конкурса.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 24.08.2020 г. N УП-6044 "О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур".


С 1 января 2021 года отменяются отдельные виды лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера, в том числе путем объединения и внедрения уведомительного порядка.

Уведомительный порядок означает, что субъекту не требуется решение уполномоченного органа для начала деятельности или совершения действия, но нужно направить уведомление, подтверждающее его соответствие установленным требованиям и условиям. Проверяется это соответствие в процессе представления документов, приоритетно без вмешательства человека. При этом взимается сбор - до 50% БРВ, кроме уведомлений о начале строительно-монтажных работ и розничной торговли алкоголем. Лицензии и разрешительные документы, оформленные на деятельность (действие), в рамках которой внедряется уведомительный порядок, продолжат действовать - их владельцам направлять уведомление не придется.

Также с 1 января 2021 года:

1) сокращаются сроки оформления некоторых лицензий и разрешительных документов;

2) при лицензировании туристской деятельности сертификация услуг туроператоров становится добровольной;

3) отменяются:

q при лицензировании кредитных бюро - требование о наличии документов, подтверждающих согласие на обмен кредитной информацией с как минимум 10 коммерческими банками;

q практика оформления отдельных лицензий для филиалов аптек, адрес каждого филиала будет указываться в основной лицензии при его создании;

q при лицензировании права пользования участками недр - истребование от заявителя гарантийных писем органов государственной власти на местах;

q право государственных унитарных предприятий и негосударственных организаций, созданных решениями Президента или Кабинета Министров, заниматься лицензируемыми видами деятельности без получения самой лицензии;

4) внедряется информационная система "Лицензия" со специальным мобильным приложением, благодаря чему лицензионные, разрешительные и уведомительные процедуры поэтапно полностью перейдут в онлайн-режим. Исключение:

q документы разрешительного характера, выдаваемые субъектам ВЭД посредством таможенной инфосистемы "Единое окно",

q процедуры, содержащие государственную тайну и информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством;

5) заявления о выдаче лицензии и разрешительного документа, об уведомлении уполномоченного органа и прилагаемые к ним документы принимаются в электронной форме через ЕПИГУ;

6) все виды лицензий и разрешительных документов, письма о принятии уведомлений и включении их в реестр оформляются проставлением QR-кода, дающего возможность проверить их достоверность онлайн. Соответственно оформление этих документов на специальных бланках отменяется, кроме случаев, предусмотренных международными договорами;

7) основной уполномоченный орган самостоятельно получает дополнительные документы или проводит согласование с другими ведомствами через систему "Лицензия", субъект предпринимательства в этом не участвует;

8) вводится денежное поощрение - 10% от суммы взысканного штрафа для граждан, выявивших и сообщивших уполномоченным органам о следующих правонарушениях:

q ведение соответствующей деятельности без лицензии или без документа разрешительного характера либо без направления уведомления;

q связанных с нарушением установленных требований и условий;

q нарушения законодательства при рассмотрении уполномоченными органами заявлений, выдаче лицензий и документов разрешительного характера или отказе в их выдаче, а равно приостановлении их действия;

9) лицензии и разрешительные документы по инициативе уполномоченных органов прекращаются и аннулируются только в судебном порядке. Исключение - случаи неуплаты лицензиатом госпошлины за выдачу лицензии;

10) если обладатель лицензии подает заявление о выдаче другой лицензии в этой же сфере, он представляет лицензирующему органу только информацию, подтверждающую дополнительные лицензионные требования и условия.


Важно! Все лицензии и разрешительные документы, срок действия которых истекает в 2020 году, продлеваются до 1 января 2021 года. Привлекать к ответственности и применять другие меры в связи с истечением их срока запрещено.


Кроме того, уполномоченным органам запретили:

q при выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий - отказывать в оказании госуслуг, если у соискателя есть долги за электроэнергию, природный газ, услуги водоснабжения и канализации, сбора и вывоза твердых бытовых отходов либо по исполнительным документам;

q заменять лицензии и документы разрешительного характера на договоры, заключаемые между госорганами и субъектами предпринимательства;

q в ходе рассмотрения заявлений о выдаче лицензий и разрешительных документов, их выдачи и реализации контрольных функций - прямо или косвенно принуждать субъектов предпринимательства к получению других платных услуг или документов разрешительного характера, не предусмотренных в лицензионных и разрешительных требованиях и условиях.

Законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности" объединят. В консолидированный акт включат перечни лицензий, документов разрешительного характера и сфер, в которых действует уведомительный порядок. После чего физические и юридические лица смогут заниматься деятельностью и совершать действия, не включенные в эти перечни, без прохождения административных процедур.

Также внедряется обязательная оценка регуляторного воздействия новых видов лицензируемой деятельности, разрешительных документов или уведомлений, введение которых предусмотрено проектом НПА. При этом в Минюст такие проекты должны поступать с положительными заключениями Минэкономразвития и сокращения бедности и Антимонопольного комитета и согласованные с бизнес-омбудсманом и ТПП.

Каждая лицензионная, разрешительная и уведомительная процедура будет пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет с точки зрения целей, достигнутых в результате ее реализации, текущего состояния социально-экономического, инновационного и технологического развития, а также затрат субъектов предпринимательства.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 21.08.2020 г. N 497 "О мерах по реализации инвестиционного проекта по строительству Рабатской ГЭС на реке Аксу, Чаппасуйской ГЭС на реке Аксу и Тамшушской ГЭС на реке Акдарья-Аксу".


Документ принят в рамках реализации Постановлений Президента от 02.05.2017 г. N ПП-2947 "О Программе мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017-2021 годы" и от 09.01.2020 г. N ПП-4563 "О мерах по реализации Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2020-2022 годы".

Постановлением принято к сведению, что:

q решением Совета директоров Азиатского банка развития (АБР) от 30.09.2019 г. одобрено выделение Узбекистану для осуществления инвестиционного проекта "Устойчивая гидроэнергетика" (строительство Рабатской ГЭС на реке Аксу, Чаппасуйской ГЭС на реке Аксу и Тамшушской ГЭС на реке Акдарья-Аксу) кредитных средств на сумму $60 млн, сроком на 25 лет, с 5-летним льготным периодом;

q технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта прошло экспертизу Министерства финансов и Министерства инвестиций и внешней торговли в установленном порядке.

Постановлением установлены следующие источники финансирования проекта общей стоимостью $75,3 млн на 2020-2022 гг.:

q $60 млн - кредит, выделяемый АБР;

q $5,8 млн - доля Республики Узбекистан (в виде налоговых и таможенных льгот);

q $9,5 млн - собственные средства АО "Узбекгидроэнерго".

Постановлением утверждены:

q основные технико-экономические параметры ТЭО проекта строительства Рабатской ГЭС на реке Аксу, Чаппасуйской ГЭС на реке Аксу и Тамшушской ГЭС на реке Акдарья-Аксу;

q прогнозная таблица погашения основного долга, процентов по нему и комиссионных расходов по кредиту АБР, привлеченному в рамках инвестиционного проекта строительства Рабатской ГЭС на реке Аксу, Чаппасуйской ГЭС на реке Аксу и Тамшушской ГЭС на реке Акдарья-Аксу.

Документом установлено, что:

q АО "Узбекгидроэнерго" является инициатором, получателем кредита, а также ответственным за эффективную реализацию проекта и целевое использование кредитных средств в течение 2020-2022 годов;

q расходы, связанные с возвратом кредита и обслуживанием кредита, осуществляются за счет собственных средств АО "Узбекгидроэнерго";

q ГУП "Дирекция N 1" АО "Узбекгидроэнерго" является заказчиком и исполнителем проекта, а также ответственным за подбор и использование проектных решений, соответствующих требованиям обеспечения надежности и безопасной эксплуатации сооружений, осуществление сопровождения и технического контроля, приемку и использование оборудования, продукции, работ и услуг по инвестиционному проекту.

Хокимияту Кашкадарьинской области поручено своевременное выделение земельных участков для строительства ГЭС и сетей электропередачи, а Министерству строительства - осуществлять мониторинг качества выполняемых строительно-монтажных работ.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.08.2020 г. N ПП-4812 "О дополнительных мерах по поддержке отечественных производителей".


В документе отмечено, что пандемия продолжает ограничивать производственную активность предприятий в ряде отраслей и секторов экономики. Это происходит из-за нарушения кооперационных связей, сокращения спроса на продукцию и рынков их сбыта. Исправить ситуацию должны предусмотренные актом меры, внедряемые в практику поэтапно.


С 1 октября 2020 года:

q руководители бюджетных и корпоративных заказчиков* при формировании перечня товаров (работ, услуг), предусматриваемых к закупу, обязательно изучают возможность их приобретения у местных производителей, зарегистрированных на портале cooperation.uz;

q руководители предприятий - корпоративных заказчиков обосновывают наблюдательным советам (общим собраниям учредителей) целесообразность корпоративных закупок товаров (работ, услуг) по импорту, если возможность закупки у местных производителей отсутствует по техническим параметрам, объемам и срокам производства;

q представители государства в наблюдательных советах (общих собраниях учредителей) предприятий обеспечивают рассмотрение на заседаниях органов управления вопросов обоснованности предлагаемых к закупу по импорту товаров (работ, услуг) на сумму свыше 50 000 БРВ и проводят анализ складских остатков импортных товаров в производственных запасах, вовлекая их в деятельность предприятия;

q Агентство по управлению госактивами ежеквартально анализирует соблюдение представителями государства требований принятого Постановления, по результатам которого вносит предложения в Кабинет Министров;

q министерства и ведомства - распорядители бюджетных средств обеспечивают оптимизацию импортных закупок в подведомственных организациях, а также системный контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых средств в рамках госзакупок;

q Министерство инвестиций и внешней торговли ежемесячно проводит анализ объема и номенклатуры завозимых по импорту товаров (работ, услуг), а также оценку результативности принимаемых руководителями отраслей, предприятий и регионов мер по оптимизации импорта и вносит их в Кабинет Министров;

q Министерство экономического развития и сокращения бедности ежеквартально разрабатывает в разрезе отраслей промышленности и регионов предложения по развитию цепочек добавленной стоимости по востребованной на внутреннем рынке продукции и вносит их в Кабинет Министров;

q Центральный банк обеспечивает ежемесячное предоставление коммерческими банками в Счетную палату и Кабинет Министров данных о валютных операциях корпоративных заказчиков в пользу компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях;

q Министерство финансов при согласовании смет расходов бюджетных организаций на предстоящий период контролирует формирование расходов, в том числе путем определения стоимости товаров исходя из данных портала cooperation.uz;

q Счетная палата ежеквартально анализирует целевое и эффективное использование средств госбюджета, внебюджетных фондов, а также собственных и привлеченных средств корпоративных заказчиков при импортных закупках;

q помощники глав региональных властей, основываясь на статистических сведениях об объемах и номенклатуре импорта товаров, принимают меры по развитию в регионах производства востребованной продукции и обеспечивают полноценное размещение производимой в регионах продукции на сайте cooperation.uz;

q Кабинет Министров ежемесячно рассматривает в разрезе своих комплексов результативность мер по оптимизации закупок, развитию цепочек добавленной стоимости и расширению кооперации между отечественными производителями, принимаемых руководителями органов государственного и хозяйственного управления - госзаказчиков и представителями государства в органах управления предприятий.

Далее с 1 ноября 2020 года:

а) для корпоративных заказчиков целесообразность закупки импортных товаров (работ, услуг) на сумму свыше 50 000 БРВ подлежит обязательному рассмотрению наблюдательными советами (общими собраниями учредителей) с утверждением перечня на ежеквартальной основе;

б) вводится механизм временных запрета и ограничений в допуске к госзакупкам в отношении отдельных товаров иностранного происхождения, а также работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, - Правительство будет формировать и утверждать специальный перечень ("черный список") на основе:

q совместных предложений Минэкономразвития и сокращения бедности, Мининвествнешторга, Минфина и ТПП, согласованных с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и Ташкента;

q данных о товарах, работах, услугах и их производителях, размещаемых на портале cooperation.uz и обладающих соответствующими сертификатами;

в) даже если продукция не попала в "черный список", при оценке предложений участников тендера (конкурса) товарам местного производства предоставляется преференция - не более 15% от цены CIP (Узбекистан) на импортируемые товары;

г) в состав закупочных комиссий территориальных бюджетных заказчиков обязательно включаются помощники председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по вопросам локализации производства и расширения кооперационных связей в промышленности.

Эти четыре нововведения не будут распространяться на закупочные процедуры и контракты:

q финансируемые за счет средств МФИ и ИПФО;

q заключаемые в соответствии с отдельными решениями Президента и Кабинета Министров, которыми установлен иной порядок закупок;

q необходимые для обеспечения обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка, а также связанные с госсекретами.

А с 1 января 2021 года отменяются отдельные порядки госзакупок стратегических закупщиков (Приложение к Постановлению Президента РУз от 22.01.2018 г. N ПП-3487). До конца текущего года у них должны появиться внутренние правила проведения закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с требованиями законодательства о госзакупках и современных принципов корпоративного управления.

В свете вышесказанного Закон "О государственных закупках" будет принят в новой редакции. Соответствующий законопроект должны внести в Олий Мажлис в течение месяца. Будут разработаны и другие нормативные акты, в частности, регламентирующие механизм формирования "черного списка" и предоставления ценовой преференции.

       

   

*) Корпоративные заказчики - юрлица с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50% и более, а также юрлица, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юрлицу с долей государства 50% и более.
























































Время: 0.0262
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск