язык интерфейса

2018 год

2018 год/ Обзор нового в законодательстве (за период с 12 по 17 марта 2018 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 12 по 17 марта 2018 г.)


Постановлением Кабинета Министров от 12.03.2018 г. N 195 утверждено Типовое положение о Фонде поддержки инновационной деятельности в органах хозяйственного управления и крупных государственных предприятиях.


Напомним, создание таких фондов предусмотрено Постановлением Кабинета Министров от 12.01.2018 г. N 24. Они нужны для финансирования научных прикладных исследований, инновационных разработок, опытно-конструкторских работ и их внедрения в производство.


Типовое положение определяет порядок управления и использования средств фонда. Он формируется из 10-процентных отчислений от чистой прибыли хозсубъекта и других не запрещенных источников.

Инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании, представляются в научно-технический совет хозсубъекта для проведения научно-технической экспертизы. По ее результатам  принимается решение:

q о принятии проекта к финансированию или об отказе в финансировании;

q о направлении проекта на доработку или дополнительную экспертизу.

Положительное заключение научно-технического совета является основанием для выделения средств фонда в пределах утвержденной сметы доходов и расходов.

Портфель заказов для научно-технических и инновационных проектов формирует замруководителя хозсубъекта по науке и инновациям на основании следующих критериев:

q соответствие проектов потребностям предприятия;

q экономическая и экологическая эффективность;

q оптимизация трудозатрат и ресурсов;

q энергоэффективность и конкурентоспособность продукции;

q наукоемкость, импортозамещение и экспорториентированность;

q разработка технологий на основе местного сырья.


* * *



Постановлением ЦБ и ГТК (рег. МЮ N 1326-2 от 12.03.2018 г.) внесены изменения и дополнение в Положение о порядке ввоза и вывоза наличной национальной валюты Республики Узбекистан.



Разрешение - по форме N 09006


Напомним, с 1 марта 2004 года ввоз в Узбекистан и вывоз за его пределы наличной национальной валюты (сум) физлицами - резидентами и нерезидентами разрешается в пределах 50 МРЗП. Чтобы вывезти свыше этой суммы, нужно получать разрешение.


Теперь данное разрешение выдается в главном управлении Центрального банка по Республике Каракалпакстан, области или г. Ташкенту (ранее это делал сам Центробанк).

Если представленные при этом документы в порядке, главное управление ЦБ оформит разрешение по форме N 09006. Его подписывает начальник главного управления ЦБ. Разрешение - бланк строгой отчетности, который изготавливается на ГПО "Давлат белгиси" и имеет необходимые степени защиты. Каждый бланк состоит из 2-х экземпляров, с одинаковой серией и порядковым номером: первый выдается заявителю, а второй остается в главном управлении.

Разрешение дает право на вывоз денег один раз, т.к. при выезде сдается в таможню. Сумма указывается в нем согласно поданному заявлению. Разрешение действует в течение 3-х месяцев.

За оформление и выдачу разрешения плата не взимается.



Декларировать - только если сумма свыше 50 МРЗП


Аналогичным образом решается вопрос о необходимости декларировать наличные сумы при их ввозе-вывозе. Если сумма не превышает 50 МРЗП - декларировать не надо (ни при ввозе, ни при вывозе, как резидентами, так и нерезидентами). При вывозе резидентами свыше 50 МРЗП вся сумма указывается в пассажирской таможенной декларации.


* * *



Постановлением Минфина и ГНК (рег. МЮ N 2463-1 от 12.03.2018 г.) внесены поправки в Положение о порядке взимания фиксированного налога с физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без государственной регистрации.


Напомним, выявлением фактов осуществления физлицами предпринимательской деятельности без госрегистрации занимаются налоговые органы. При обнаружении нарушителей на них составляется протокол об административном правонарушении, а им вручается Требование об уплате годовой суммы фиксированного налога.


Нарушитель обязан в течение 30-ти дней с даты выявления незаконной предпринимательской деятельности уплатить годовую сумму фиксированного налога. Альтернатива - в тот же срок зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Тогда исчисленную сумму налоговых обязательств по фиксированному налогу можно погашать ежемесячно равными долями в течение 12-ти месяцев. Согласно изменениям, теперь ежемесячные платежи вносятся не позднее 10-го числа каждого месяца (ранее - до 25-го числа).


* * *



Постановлением правления Центрального банка (рег. МЮ N 2678-2 от 12.03.2018 г.) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке выдачи Центральным банком Республики Узбекистан разрешений физическим лицам-резидентам на вывоз за пределы Республики Узбекистан наличной иностранной валюты.


С одной стороны, процедурные моменты упрощены. Разрешение на вывоз наличной иностранной валюты на сумму в эквиваленте более 5 тыс. долл. США теперь выдает не сам Центральный банк, а его главные управления по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту. Т.е. по постоянному месту жительства заявителя.

При этом уточнено, что разрешение по форме N 09006-1 является бланком строгой отчетности и изготавливается ГПО "Давлат белгиси" с необходимыми степенями защиты. Каждый бланк изготавливается в 2-х экземплярах с одинаковой серией и порядковым номером. Один из них выдается заявителю, а второй остается в соответствующем главном территориальном управлении Центробанка.

С другой стороны, установлено, что в подтверждение источников происхождения валюты к заявлению можно приложить только 3 документа:

q справку банка, подтверждающую покупку ранее наличной иностранной валюты;

q справку банка, подтверждающую снятие с открытого в банке счета физического лица - резидента поступивших из-за рубежа валютных средств;

q таможенную декларацию, подтверждающую ввоз наличной иностранной валюты из иностранных государств.

Ранее перечень подтверждающих документов не был ограничен. Также допускалось представление справки о снятии наличной валюты с вклада (депозита) в банке. Это, например, позволяло продать квартиру или автомобиль за валюту, положить деньги на вклад, затем снять их через некоторое время и таким образом получить справку, необходимую для разрешения на вывоз наличной валюты. Теперь это невозможно.

Когда заявитель не может представить хотя бы одну из упомянутых справок, на основании пунктов 5 и 6 Положения ему отказывают в выдаче разрешения.


* * *



Постановлением Государственного комитета по статистике (рег. МЮ N 2956-1 от 12.03.2018 г.) внесены изменения и дополнения в формы статотчетности на 2018 год.


Напомним, формы государственной статистической отчетности на 2018 год утверждены Постановлением Госкомстата (рег. МЮ N 2956 от 19.12.2017 г.).


Документом изменена одна форма отчетности и введены две новые. Таким образом, общее их количество возросло со 103 до 105.

Переименована Форма 3-саноат (квартальная) - ранее "Отчет о ходе реализации программы локализации производства готовой продукции, комплектующих изделий и материалов", а теперь "Отчет о ходе реализации программы локализации производства импортозамещающей продукции".

Содержание отчета не изменилось. Как и ранее, он состоит из 2 разделов: показатели по производству и реализации продукции. Представляют его организации, участвующие в реализации программы локализации, раз в квартал.

Введены следующие формы отчетности:

   

      

Наименование отчета

       

  

Кто представляет

  

     

Периодичность представления

       

Форма 1 - инвест. Отчет об  инвестициях в Республику Узбекистан и инвестициях из Республики Узбекистан за рубеж

Предприятия с участием иностранного капитала


Квартальная

Организации, получившие средства из-за рубежа

  

Предприятия, осуществляющие инвестиции за рубеж (кроме банков, иных кредитных учреждений)


Форма 8 - маданият. Отчет о культурном наследии республики за 2017 год

          

Балансодержатели материального культурного наследия

  

Годовая

   

* * *



Подписано Постановление Президента от 13.03.2018 г. N ПП-3597 "О создании единой межведомственной электронной системы взаимодействия по взысканию задолженностей по исполнительным документам". Его текст без приложений опубликовало УзА на государственном языке.


Система направлена на:

q оперативный обмен информацией между Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре (далее - Бюро), государственными органами, банковскими учреждениями и другими организациями при розыске должников - физических лиц и их имущества, а также ребенка, подлежащего отобранию;

q отправку постановлений, поручений, указаний, рапортов и других сообщений государственных исполнителей, а также получение на них ответов от соответствующих государственных органов, банковских учреждений и других организаций в виде электронного документа;

q своевременное применение ограничительных мер в отношении должников, уклоняющихся от исполнения судебных актов и актов иных органов, в том числе к их имуществу и имущественным правам, с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Запуск системы намечен к 01.09.2018 г. Интеграция информационных систем и баз данных, организаций, участвующих в сотрудничестве через Систему, в т.ч. создание программного обеспечения, обеспечение своих работников электронно-цифровыми подписями, осуществляется за счет Бюро и сотрудничающих организаций.


* * *



Подписано Постановление Президента от 13.03.2018 г. N ПП-3598 "О широком изучении и пропаганде творческого наследия великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева". Его текст без приложений разместило УзА на государственном языке.


Документом создан организационный комитет по проведению такой работы. Ему предстоит в месячный срок разработать соответствующий план мероприятий, предусмотрев:

q подготовку к изданию произведения Абая Кунанбаева "Сайланма", а также литературно-аналитических статей под названием "Литературные связи узбеков и казахов";

q организацию постоянной экспозиции "Абай и узбекская литература" в Ташкентском государственном педагогическом университете им. Низами;

q ежегодное возложение цветов к памятнику Абая Кунанбаева в Ташкенте и проведение состязания поэтов в день его рождения - 10 августа;

q проведение смотра-конкурса сочинений "Знаток произведений Абая" среди учащихся и студенческой молодежи;

q проведение трансляций и публикация статей о жизни и творчестве Абая Кунанбаева в средствах массовой информации;

q показ художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве Абая Кунанбаева по телеканалам Национальной телерадиокомпании Узбекистана;

q организацию литературных вечеров с участием известных поэтов, писателей и ученых в высших и средних специальных, профессиональных, общих средних образовательных учреждениях, воинских частях, трудовых коллективах и махаллях страны.


* * *



Подписан Указ Президента от 14.03.2018 г. N УП-5379 "О мерах по совершенствованию системы государственной безопасности Республики Узбекистан". Акт размещен на УзА.


СНБ преобразована в Службу государственной безопасности. Данный орган является специально уполномоченным в вопросах защиты конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и интересов нашей страны от внешних и внутренних угроз.

Основные задачи и направления деятельности ведомства:

q обеспечение государственной безопасности и защиты интересов Узбекистана от внешних и внутренних угроз, укрепление законности и верховенства закона, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в данной сфере;

q осуществление разведывательной и контрразведывательной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению посягательств на конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность Республики Узбекистан;

q охрана и защита Государственной границы;

q ограждение Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса от вызовов, рисков и угроз государственной безопасности, участие в реализации стратегических инициатив по укреплению обороноспособности страны;

q борьба с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ;

q предупреждение, выявление и пресечение деструктивной деятельности, направленной на пропаганду национальной, этнической и религиозной вражды, представляющей угрозу государственным интересам и безопасности;

q обеспечение государственной безопасности в экономической, научно-технической, социальной и информационной сферах, защиту культурно-исторического и богатого духовного наследия нашего народа;

q противодействие проявлениям коррупции в государственных органах и иных организациях, представляющим угрозу государственным интересам и безопасности;

q обеспечение государственной безопасности в сфере телекоммуникаций и транспорта, предупреждение, выявление и пресечение предпосылок к чрезвычайным ситуациям;

q осуществление оперативно-розыскной деятельности, проведение доследственной проверки и предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к его компетенции;

q контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальной связи и организацией криптографической защиты информации в государственных органах и иных организациях;

q выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, представляющих угрозу государственным интересам и безопасности;

q совершенствование и поддержание состояния боевой и мобилизационной готовности Службы госбезопасности, подготовку сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и введении военного положения.

Предусмотрена передача с 01.04.2018 г. функций по выдаче:

а) допусков к выполнению работ по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию технических средств охраны на особо важных и категорированных объектах страны - Министерству внутренних дел;

б) справок о допуске соискателей лицензии на проектирование, строительство, эксплуатацию и ремонт режимных оборонных объектов - Министерству обороны.

Разработанный группой депутатов Законодательной палаты проект Закона "О Службе национальной безопасности Республики Узбекистан" будет дорабатываться с учетом положений вышедшего Указа.

К документу прилагаются образцы флага и эмблемы Службы государственной безопасности с описанием. Порядок их использования утвердит руководитель органа.


* * *



Подписано Постановление Президента от 14.03.2018 г. N ПП-3604 "Об утверждении международного договора". Документ опубликован на официальном сайте главы государства.


Узбекистан утвердил Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан о взаимных поездках граждан, подписанное 9 марта 2018 года в г. Душанбе. Оно было заключено в рамках государственного визита Президента Ш. Мирзиёева в соседнюю страну.

Несмотря на то, что Соглашение вступит в силу после аналогичного утверждения таджикской стороной, Узбекистан с 16 марта 2018 года начнет применять его в отношении граждан Республики Таджикистан въезжающих, выезжающих, следующих транзитом и временно пребывающих на территории нашей страны.

Ранее МИД сообщил, что соглашение предусматривает возможность для граждан двух стран пребывать на территории другого государства без виз в течение 30 дней.


* * *



Принято Постановление Президента от 14.03.2018 г. N ПП-3603 "О мерах по ускоренному развитию каракулеводческой отрасли". Акт размещен на УзА.



Налоговые и таможенные льготы


Во-первых, субъекты, занимающиеся каракулеводством, и предприятия по переработке каракулеводческой продукции сроком до 01.01.2023 г. освобождаются от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемые материалы, необходимые для каракулеводства и не производимые в стране, по утвержденным перечням.

Во-вторых, ставки единого земельного налога для производителей каракулеводческой продукции остаются без изменений до 01.01.2023 г.

В-третьих, заготовка и закупка каракульских шкурок и шерсти на территории республики осуществляются предприятиями в системе ассоциаций "Узбекчармпойабзали" и "Коракулчилик" с условием внесения 50-процентного авансового платежа.



Новые научные учреждения


В Бухаре создаются два научных учреждения. Их задачи определены документом:

  

  

Бухарский филиал

Научно-исследовательского института

каракулеводства и экологии пустынь

  

          

Бухарский научно-производственный центр

семеноводства степных пастбищных кормовых растений

при Узбекском научно-производственном центре

сельского хозяйства

          

системная организация на научной основе племенного дела и работ по искусственному осеменению, уделив при этом особое внимание селекции каракульских овец черной и суровой окраски с ценными, экспортоориентированными, полукруглыми, ребристыми, плоскими завитковыми типами

  

создание научных и прикладных основ интенсификации производства кормов в степных районах, организацию первичного семеноводства перспективных сортов степных кормовых растений


апробация научных разработок в фермерских хозяйствах Бухарской области, специализирующихся на каракулеводстве, широкое внедрение ее положительных результатов в производство


внедрение передовых агротехнических мероприятий на площадях по выращиванию семян степных кормовых культур, обеспечение этих площадей качественными семенами и увеличение объемов заготовки семян


организация обмена породистыми баранами по окрасу и типу в разрезе регионов и хозяйств


отбор сортов, соответствующих природно-климатическим условиям пастбищ, ускоренное увеличение заготовки их семян

  

изучение опыта зарубежных стран с развитой каракулеводческой отраслью, проводимой в каракулеводстве племенной и селекционной работы, внедрение передовых достижений в этом направлении


выявление и восстановление деградировавших пастбищ, организацию посадки степных кормовых культур для повышения их урожайности

  

доставка семян кормовых культур по заявкам хозяйств, специализирующихся на каракулеводстве


   

Центру для заготовки семян степных кормовых растений с учетом почвенных и климатических условий Бухарской области выделят 4 участка, что в общей сложности составит 1 000 гектаров пастбищных земельных площадей. Министерство инновационного развития по итогам конкурсов будет выделять гранты на стимулирование инициаторов конкретных разработок и проектов по каракулеводческой отрасли.

С 2018/2019 уч. г. в вузах сельхознаправления планируется открыть заочные отделения по направлениям "Селекционер-каракулевод" и "Пастбищевод степных растений".



Фонды развития каракулеводства


Для совершенствования племенных селекционных работ в каракулеводческой отрасли в Бухарской, Кашкадарьинской, Навоийской и Самаркандской областях, финансовой поддержки заготовки и переработки соответствующих требованиям мирового рынка, конкурентоспособных каракульских шкурок организуются Фонды развития каракулеводства территориальных ассоциаций "Коракул".

  

  

Источники формирования

  

       

Направления финансирования

            

гранты, добровольные взносы физических и юридических лиц, благотворительных фондов, средства иностранных доноров

служебных командировок отечественных специалистов-каракулеводов по вопросам изучения спроса и предложения на каракулеводческую продукцию на мировом рынке, передового опыта зарубежных стран с развитой каракулеводческой отраслью, повышения квалификации


доходы, поступающие от размещения временно свободных средств Фондов

расходов на организацию показательных семинаров по межхозяйственному обмену породистыми каракульскими баранами по республике


иные источники, не запрещенные законодательством

проведение показательных учебных семинаров по каракулеводству с участием отечественных и зарубежных специалистов


поддержки каракулеводческих предприятий республики в экспорте каракулеводческой продукции


открытия в филиалах Народного банка кредитных линий по выдаче кредитов сроком на 3 года с льготной годовой ставкой 3% для улучшения материально-технической базы специализирующихся на каракулеводстве фермерских хозяйств и племенных предприятий, а также организации предприятий по переработке каракулеводческой продукции

  

  

          

Льготные кредиты, поручительство и компенсации по процентам


Народному банку рекомендовано выделить льготные кредитные средства в размере 30 млрд сумов по ставке, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ. Они пойдут на финансирование закупки за рубежом породистых овец для улучшения породы каракульских овец, содержащихся на предприятиях, в фермерских и дехканских хозяйствах, входящих в состав Республиканской ассоциации "Коракулчилик" и занимающихся каракулеводством на территории Бухарской области, а также проектов по организации в области новых и модернизации существующих предприятий по переработке каракульских шкурок и шерсти.

Субъектам предпринимательства, занимающимся каракулеводством, будут выделять средства, предоставлять поручительства и выплачивать компенсации для покрытия процентных расходов по кредитам из Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров. Все это будет происходить в рамках финансирования проектов, связанных с модернизацией действующих и организацией новых пунктов искусственного осеменения, закупкой за рубежом породистых овец и технологического оборудования, необходимого для специализирующихся на каракулеводстве предприятий, фермерских и дехканских хозяйств, переработкой каракульских шкурок и шерсти, развитием и повышением урожайности пастбищ, предназначенных для выращивания степных кормовых растений.


* * *



Постановлением Правления Центрального банка (рег. МЮ N 1165-7 от 14.03.2018 г.) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке приема наличной иностранной валюты на территории Республики Узбекистан.


Перечень случаев, когда допускается принятие наличной иностранной валюты, дополнен. Теперь это разрешено при реализации товаров на выставках и ярмарках за рубежом (в соответствии с Постановлением Президента от 29.12.2017 г. N ПП-3451), а также при экспорте товаров (работ, услуг) хозяйствующими субъектам нерезидентам.

Непосредственный прием валюты осуществляется через кассы коммерческих банков (см. Инструкцию по организации кассовой работы, инкассации и перевозки ценностей в коммерческих банках).


Важно! Коммерческим банкам разрешили по своему усмотрению принимать иностранные валюты, прямо не указанные в Положении. Например, российские рубли, китайские юани и др. Раньше список валют был строго ограничен.


* * *



Постановлением Министерства экономики и Министерства финансов (рег. МЮ N 2979 от 14.03.2018 г.) утверждено Положение о порядке реализации через биржевые торги масла хлопкового экстракционного, предназначенного для дальнейшей промышленной переработки, исключительно предприятиям АО "Узпахтаёг".


Реализация масла хлопкового экстракционного (далее - продукция) осуществляется с использованием электронной системы биржевых торгов (ЭСБТ).


Для справки: электронная система биржевых торгов - информационная система, включающая в себя комплекс программно-аппаратных средств, позволяющих членам биржи непосредственно участвовать в биржевых торгах в торговом зале в режиме реального времени.


Биржа должна обеспечить своим членам участие в электронных торгах из любой территориальной точки республики. Продавцы и покупатели продукции самостоятельно участвуют в биржевых торгах в качестве дилера или при помощи брокера на основании заключенного с биржей договора.

АО "Узпахтаёг" за 5 дней до начала следующего месяца представляет бирже информацию об объеме продукции, выставляемой на реализацию в следующем месяце, и участниках торгов. В соответствии с суммой аванса покупателей и продавцов допуск или отстранение от биржевых торгов, определение победителя биржевых торгов и регистрация биржевой сделки осуществляется автоматически через ЭСБТ.

В результате объединения встречных заявок ЭСБТ формирует и регистрирует биржевые сделки, а затем формирует реестр реализуемых биржевых сделок. Для оформления договора купли-продажи биржевая сделка в день заключения представляется членам биржи. После регистрации биржевой сделки покупатель в сроки, определенные договором купли-продажи, должен перевести дополнительные средства для полного покрытия своих финансовых обязательств. При этом могут быть зачтены средства, внесенные в качестве задатка.

Объемы продукции, не реализованные на биржевых торгах, а также аннулированных биржевых сделок автоматически через ЭСБТ выставляются на следующие биржевые торги. Комиссионный сбор за оказанные биржевые услуги взыскивается с каждой стороны сделки исходя из ее суммы. Начальная цена продукции на биржевых торгах определяется продавцом. Расчеты по заключенным биржевым сделкам осуществляются через расчетно-клиринговую палату (РКП).


Для справки: расчетно-клиринговая палата - структурное подразделение биржи, обеспечивающее проведение клиринга и взаиморасчетов по биржевым сделкам.


Биржа через персональный кабинет направляет клиентам информацию о результатах клиринга и состоянии средств. Покупатели и продавцы размещают на своем лицевом счете в РКП задаток в размере 2% от общей стоимости выставляемого на продажу и предлагаемого к приобретению объема продукции.

Покупатель имеет право на заключение сделки по приобретению продукции в объеме, обеспеченном авансом. РКП обязана в течение 1-го рабочего дня с момента поступления средств от покупателя направить в персональный кабинет продавца перечень проведенных сделок. Если покупатель или продавец не выполняют свои обязательства по оплате, выборке, доставке продукции, биржа аннулирует сделку и переводит потерпевшей стороне в качестве штрафа авансовые средства виновной стороны.

Перечень проведенных сделок, направленный в персональный кабинет продавца со стороны РКП, является основанием для отгрузки продавцом продукции покупателю. Факт отправки и получения продукции подтверждается копией накладной, подписанной покупателем и продавцом (или их уполномоченными представителями).

Представленная копия накладной является основанием для перевода со стороны РКП в течение 1-го рабочего дня средств с лицевого счета покупателя на расчетный счет продавца в коммерческом банке и закрытия сделки.


* * *



Кабинет Министров Постановлением от 14.03.2018 г. N 200 утвердил Положение о специалисте по работе с женщинами и укреплению духовно-нравственных ценностей в семьях (вводится в действие с 01.04.2018 г.), а также Постановлением КМ от 14.03.2018 г. N 201 определил порядок функционирования Общественного фонда по поддержке женщин и семьи.


Оба документа приняты во исполнение Указа Президента от 02.02.2018 г. N УП-5325 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере поддержки женщин и укрепления института семьи».



В сходах граждан появится специалист по работе с женщинами


Должность вводится с 1 апреля т.г. вместо консультантов по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания, штатные единицы которых передаются комитетам женщин районов (городов). В сходах граждан численностью до 2000 семей работает один специалист, там же, где проживают 2000 и более семей - по два.

Основными задачами специалиста определены:

q защита прав и законных интересов женщин, своевременное выявление их проблем, оказание социально-правовой, психологической и материальной помощи женщинам, попавшим в тяжелое социальное положение;

q улучшение репродуктивного здоровья семей, повышение их медицинской культуры;

q предотвращение ранних браков и разводов;

q обеспечение занятости женщин, улучшение условий труда, широкое привлечение их к семейному и частному предпринимательству, ремесленничеству;

q предотвращение правонарушений среди женщин, помощь в социальной реабилитации женщин, освободившихся из мест лишения свободы и др.

На должность специалиста набираются женщины с высшим образованием, не менее 5-ти лет проживающие на территории соответствующего органа самоуправления граждан, с положительной характеристикой их семей и образа жизни. Не допускаются к работе женщины с неснятой или непогашенной судимостью. Назначает на эту должность председатель районного (городского) комитета женщин по рекомендации органа самоуправления граждан.

Деятельность специалиста ежегодно оценивается территориальным комитетом женщин. При этом анализируется динамика количества:

q незанятых женщин трудоспособного возраста;

q женщин, привлеченных к предпринимательству, ремесленничеству;

q разводов и предотвращенных разводов;

q девушек, вступивших в брак в возрасте до 17 (16) лет, имеющих детей;

q совершенных женщинами преступлений и правонарушений, а также случаев суицида.



Материальную помощь нуждающимся женщинам окажет

общественный фонд


Учредителями фонда выступают Комитет женщин Узбекистана и Научно-практический исследовательский центр «Оила» при Кабинете Министров. Кроме материальной поддержки, фонд также будет содействовать женщинам в организации семейного и частного предпринимательства, получении знаний по востребованным профессиям.

Для осуществления этих целей предусмотрено ежегодное выделение средств из Госбюджета в размере до 300 млрд сумов. Другими источниками финансирования могут быть спонсорские пожертвования юридических и физических лиц, и другие не запрещенные источники.

Средства будут направляться, в том числе, на обеспечение жильем в виде выплат первоначальных взносов, на безвозвратной основе. Такие льготы будут предоставляться женщинам:

q с инвалидностью;

q попавшим в трудное социальное положение;

q из малообеспеченных семей, а также воспитывающим детей в неполной семье, и нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Персональный состав попечительского совета общественного фонда возглавляет председатель Комитета женщин Узбекистана.


* * *



Постановлением Министерства финансов и Правления Центрального банка (рег. МЮ N 2980 от 14.03.2018 г.) утверждена Инструкция об организации выплаты пенсий неработающим пенсионерам, пособий и других выплат отделениями Акционерного коммерческого Народного банка Республики Узбекистан.


Напомним, с 01.07.2017 г. функции по выплате пенсий и пособий перешли от почтовых отделений подразделениям Народного банка (см. Постановление Президента от 13.03.2017 г. N ПП-2826).


Инструкция содержит правила доставки пенсий, пособий и других выплат, оформления ведомостей, организации контроля оплат, сопоставления расчетов по выплатам.


Важно! Выездные кассы осуществляют оплату:

q государственных пенсий;

q пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы;

q пособий инвалидам с детства и ВИЧ-инфицированным лицам до 18 лет;

q пособий при рождении ребенка;

q пособий на погребение;

q денежных компенсаций за расходы на покупку автобензина и оплату жилищно-коммунальных услуг;

q компенсационных выплат проживающим на территории Узбекистана лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, а также участникам войны 1941-1945 годов взамен ежегодного санаторного курса оздоровления;

q ежегодной единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы и гражданам пенсионного возраста, проходившим службу на ядерных полигонах и других радиационно-ядерных объектах;

q ежегодных единовременных денежных премий участникам войны 1941-1945 годов и лицам с инвалидностью;

q алиментных выплат с пенсий и пособий;

q сумм возмещения вреда, причиненного работникам ликвидированных предприятий трудовым увечьем, профессиональным заболеванием и другими повреждениями здоровья в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.

Указанные выплаты доставляются в места жительства населения выездными кассами филиалов Народного банка, и выдаются в наличной форме в зданиях сходов граждан или других административных зданиях.

Лицам с инвалидностью I и II групп, а также не имеющим возможности самостоятельного передвижения и получения полагающихся им выплат в выездных кассах, денежные средства доставляются по месту их жительства. Список таких лиц формируется ежемесячно до 27 числа и представляется в электронном и письменном виде в территориальный пенсионный отдел.

Дата доставки денежных средств определяется в разрезе каждого органа самоуправления граждан, но не позднее 27 числа каждого месяца. Если выдача пенсий и пособий приходится на выходные и праздничные дни, выплата должна осуществляться заранее.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 15.03.2018 г. N 202 утверждено Положение о порядке определения квоты обмена, распределения, выдачи и использования разрешений на международные автомобильные перевозки.


Утвержденный принятым актом разрешительный порядок в сравнении с проектом значительных изменений не претерпел.

Международные автомобильные перевозки грузов или пассажиров осуществляются в соответствии с международными договорами Узбекистана на основе разовых разрешений:

q узбекских - на проезд автотранспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории нашей страны;

q иностранных - на проезд автотранспортного средства, принадлежащего национальному перевозчику, по территории иностранного государства.

Обмен их бланками производится ежегодно между узбекскими и иностранными компетентными органами.

Разрешения выдаются Узбекским агентством автомобильного транспорта для:

q двусторонних перевозок грузов;

q транзитных перевозок грузов;

q перевозок грузов в/из третьих стран;

q двусторонних/транзитных перевозок грузов;

q нерегулярных перевозок пассажиров в двустороннем сообщении;

q нерегулярных перевозок пассажиров в транзитном сообщении;

q нерегулярных перевозок пассажиров в двустороннем/транзитном сообщении.

3а каждое выдаваемое иностранное/многостороннее разрешение будет взиматься сбор в размере 1/3 МРЗП.


Для справки: многостороннее разрешение - разовое разрешение на проезд автотранспорта по территории любого государства, являющегося членом многосторонней разрешительной системы.


Обратите внимание! Двусторонние и транзитные перевозки, не требующие разрешений по международному договору, будут осуществляться на основании международной товарно-транспортной накладной.


Документом представлена подробная поэтапная схема обмена разрешениями с компетентными органами иностранных государств и выдачи разрешений национальным перевозчикам.


Важно! Порядок перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом определяются отдельными нормативно-правовыми актами.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 15.03.2018 г. N 203 утверждена Программа комплексных мер по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность в сфере оказания медико-социальной помощи престарелым, лицам с инвалидностью и другим социально уязвимым слоям населения.


До 1 июня т.г. разработают и введут в эксплуатацию Единый электронный автоматизированный реестр престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых слоев населения. Его основная задача - обеспечить обмен данными между госорганами, предотвратить нецелевое расходование бюджетных средств и предупреждать факты злоупотреблений.

К 1 августа в него внесут данные о получателях пенсий и пособий, лицах с инвалидностью и других социально уязвимых слоях населения из базы Внебюджетного пенсионного фонда и из других источников. А к началу октября Реестр интегрируют с базами данных органов и организаций, участвующих в процессах предоставления социальных услуг и помощи престарелым и инвалидам.

Этот реестр станет частью межведомственной информационной системы "Соцзащита". Через нее также будут предоставляться интерактивные госуслуги в сфере соцзащиты населения:

q ведение электронной карточки престарелых и лиц с инвалидностью, а также разработка индивидуальной программы социальных услуг;

q освидетельствование во ВТЭК и создание электронной формы индивидуальной программы реабилитации;

q реабилитация в Национальном и региональных центрах реабилитации;

q обеспечение протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации и кресло-колясками;

q санаторно-курортное лечение;

q размещение в интернатных учреждениях;

q оказание услуг на дому, создание электронной формы индивидуальной программы социальных услуг;

q учет и выдача лекарственных средств;

q мониторинг за ходом, объемом и качеством предоставляемых услуг с отображением аналитической информации на ситуационных экранах лиц, принимающих решения;

q организация трудоустройства лиц с инвалидностью, переобучения и повышения квалификации, а также контроль за резервированием рабочих мест и трудоустройством на эти рабочие места;

q ведение архива электронной карточки престарелого и инвалида.

Разработка и поэтапное внедрение МИС "Соцзащита" будут вестись до 1 июня 2020 года. К августу того же года систему должны подключить к Межведомственной интеграционной платформе системы "Электронное правительство".

Программой также предусмотрено внедрение специализированных программных продуктов по воспроизведению голосов для лиц с нарушениями органов зрения и развитие инфраструктуры ИКТ.


* * *



Опубликована Инструкция о порядке обеспечения безопасности судов, судебных процессов и их участников (рег. МЮ N 2981 от 15.03.2018 г.).



Время работы зданий судов


Документом установлено, что безопасность зданий судов, судебных процессов и их участников обеспечивают органы внутренних дел.

Определен график работы судов:

q рабочее время - с 09:00 до 18:00 часов;

q обеденное время - с 13:00 до 14:00 часов;

q выходные дни - суббота, воскресенье;

q время работы персонала судов в выходные и праздничные дни, а также дежурства ответственных работников устанавливаются на основе приказа председателя суда, который передается на контрольно-пропускной пункт (далее - КПП).



Что запрещено проносить


Фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также трансляция судебных заседаний допускается только с разрешения председательствующего. Соответственно без его разрешения запрещается проносить в здания судов мобильные телефоны, средства аудиозаписи, фото- и видеосъемки, а также электронные носители информации.

Оружие в суд могут проносить только конвой, работники фельдъегерской специальной почты, а также судьи.



Кто и по каким документам проходит в здание суда


Для пропуска в здание суда участников процесса председательствующий заблаговременно составляет разрешение с конкретным списком вызванных лиц и передает его на контрольно-пропускной пункт. Работник суда заводит явившихся граждан по списку. Однако, если была направлена повестка, она сама по себе является основанием для входа в здание суда.

Когда лицо не числится в списке и не имеет повестки (например, публика открытых судебных заседаний), выписывается одноразовый пропуск. При выходе он сдается на КПП.


Важно! Во всех случаях лицо обязано предъявить документ, удостоверяющий личность. Не допускаются лица, намеревающиеся пройти с сумкой большого объема, чемоданом, коробкой, узелком либо животным. Не пропустят отказавшихся пройти досмотр ручной клади либо находящихся в состоянии опьянения.


При предъявлении служебного удостоверения в открытом виде свободно допускаются в здания судов депутаты Законодательной палаты и члены Сената, ответственные работники аппарата Президента, Кабинета Министров, Конституционного суда, Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Службы государственной безопасности, Национального центра по правам человека, Уполномоченный по правам человека (Омбудсман), руководители министерств и государственных комитетов, ответственные работники Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде, судьи и работники судов, работники фельдъегерской специальной почты.

Примечательно, что в тексте документа предусмотрен свободный проход в здания судов не всех сотрудников органов прокуратуры, а только Генеральной прокуратуры.



Безопасность судебного процесса


В ходе судебного процесса органы внутренних дел полностью подчиняются председательствующему. Для обеспечения безопасности он не менее чем за 3 дня до проведения заседания направляет соответствующее поручение в районный (городской) отдел внутренних дел.

Покидать зал судебного заседания без разрешения председательствующего запрещается. По его же распоряжению лица, нарушающие порядок, удаляются из зала. Также органам внутренних дел может быть поручена охрана судебных дел и доказательств.



Защита участников процесса


По письменному поручению суда органы внутренних дел обязаны обеспечить охрану жизни, здоровья, собственности, чести и достоинства участников процесса. В поручении указываются конкретные меры безопасности и время их принятия. Оно направляется в районный (городской) отдел внутренних дел, а копия - лицу, в отношении которого принимаются меры безопасности.

Лица, находящиеся под охраной, обязаны своевременно выполнять решения, принятые органами внутренних дел.

Среди мер безопасности:

q с согласия лица, находящегося под охраной, временное ограничение доступа к сведениям о его личности и его близких родственниках, месте жительства и другим сведениям;

q проведение закрытого судебного заседания в порядке, предусмотренном законом;

q защита лица, жилища и имущества.

Могут быть приняты и другие меры в зависимости от ожидаемого уровня опасности.

Кроме того, в целях безопасности судьям в порядке, установленном законодательством, может выдаваться огнестрельное оружие либо вооруженный телохранитель.


* * *



Постановлением министерств внутренних дел и здравоохранения, Центра профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования (рег. МЮ N 2982 от 15.03.2018 г.) утверждено Положение о порядке проведения медицинского осмотра учеников, поступающих на учебу в академические лицеи Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.


Медосмотр проводят военно-медицинские комиссии медотделений МВД Республики Каракалпакстан, УВД областей и ГУВД г.Ташкента. Поступающие подлежат предварительному и окончательному медицинскому осмотру на основании методических указаний (представлены отдельным приложением).

В ходе предварительного осмотра изучаются амбулаторная медкарта абитуриента (форма 025) и сведения по общему анамнезу его родителей (заболевания, травмы и т.п.). Эти документы запрашиваются комиссией из медучреждений по месту жительства абитуриента, где он состоит на учете. 

Проводятся следующие обязательные анализы и обследования:

q общие анализы;

q анализы крови на гепатит "В" и "С" (HBsAg, HCV); на RW (реакция Вассермана); на СПИД/ВИЧ (сдается в центрах по борьбе со СПИДом);

q анализы крови на АЛТ, АСТ, общий оксил и билирубин;

q ЭКГ;

q ЭФГДС - эндоскопическое исследование для осмотра внутреннего просвета и слизистой оболочки пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки;

q УЗИ;

q флюорография.

В процессе предварительного осмотра выявляются заболевания и физические недостатки, препятствующие обучению в лицеях МВД. Их перечень представлен в приложении и состоит из 109 позиций. При их наличии к окончательному осмотру ученик уже не допускается.

Окончательный осмотр проводится в целях выявления последующих изменений в здоровье ученика после предварительного медосмотра. Каждый врач, участвующий в осмотре, проводит обследование по своему направлению и выдает медицинское заключение. Окончательное решение о годности или негодности к обучению выносит комиссия по результатам заключений всех врачей и медобследований.

На основании решения оформляется справка, направляемая в приемные комиссии лицеев.


* * *



Подписано Постановление Президента от 16.03.2018 г. N ПП-3606 "О мерах по коренному совершенствованию системы оказания психиатрической помощи". Документ без приложений размещен на сайте УзА.


Для развития профилактики и лечения психических расстройств, повышения эффективности психиатрических учреждений, развития частной медицины, подготовки квалифицированных врачей-психиатров предусмотрен целый комплекс мер в текущем году.

Во-первых, с 1 апреля ОВД должны незамедлительно сообщать в учреждения психиатрической службы о каждом "суицидальном" случае. Порядок такого информирования разработают и утвердят до 01.05.2018 г.

Во-вторых, с 1 мая частным медицинским организациям разрешено оказывать населению отдельные услуги по диагностике и лечению психических расстройств и расстройств поведения. Их перечень утвердят в месячный срок.


Для справки. Перечень отдельных видов медицинской деятельности, (в т.ч. лечение психических заболеваний), запрещенных для частных медицинских организаций, утвержден Постановлением Президента от 01.04.2017 г. N ПП-2863.


В-третьих, с 1 октября внедряется единый электронный реестр лиц, находящихся под диспансерным наблюдением. Он будет включать комплексную информацию о таких лицах, сроках пребывания в психиатрических учреждениях, выданных лекарственных средствах, оказанных социальных услугах и предоставленных льготах.

В-четвертых, на территории психиатрических учреждений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента на условиях государственно-частного партнерства создаются лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям. Туда трудоустроят лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов.

С 01.07.2018 г. до 01.01.2023 г. эти предприятия освобождаются от уплаты земельного налога, налога на прибыль юрлиц и налога на имущество, а также ЕНП.



Врачей-психиатров станет больше


Начиная с 2018/2019 уч. г.:

q увеличат квоты приема в медицинские вузы по подготовке магистров по направлению "психиатрия" на грантовой основе: в Ташкентскую медицинскую академию - 15 человек, Ташкентский педиатрический медицинский институт, Андижанский, Бухарский и Самаркандский медицинские институты - по 10 человек;

q в Ташкентском институте усовершенствования врачей, Самаркандском и Андижанском мединститутах организуют курсы специализации по направлениям "психиатрия" и "суицидология" для врачей с базовым медобразованием. При этом за слушателями будет сохранен средний заработок и возмещены "командировочные";

q увеличат количество мест до 10 для обучения в клинической ординатуре по направлению "психиатрия" в: Ташкентском институте усовершенствования врачей, Ташкентской медицинской академии, Ташкентском педиатрическом мединституте, Ургенчском филиале Ташкентской медицинской академии, Нукусском филиале Ташкентского педиатрического мединститута, Андижанском, Бухарском и Самаркандском медицинских институтах.

В 2-месячный срок утвердят Программу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации врачей-психиатров в ведущих клиниках и медучреждениях за рубежом на 2018-2020 гг.



Психиатрические учреждения "обновят" и построят новые


Документом утверждены Программы мер по:

q дальнейшему совершенствованию системы оказания психиатрической помощи населению;

q оснащению (дооснащению) психиатрических учреждений современным медоборудованием в 2018 г.;

q строительству и реконструкции зданий психиатрических учреждений республики на 2018-2020 гг.


* * *



Принято Постановление Президента от 16.03.2018 г. N ПП-3610 "О мерах по дальнейшему развитию футбола". Акт без приложений опубликован на УзА.


Футбольные академии - в каждом регионе


Стадион "Бунёдкор" со всем комплексом зданий и сооружений в столице становится основной базой Ассоциации футбола Узбекистана (Ассоциация) по организации учебно-тренировочного процесса национальных сборных команд по футболу и проведения спортивных соревнований и других мероприятий.

В Каракалпакстане, областях и Ташкенте будут созданы детско-юношеские футбольные академии, а при Ассоциации - Республиканская детско-юношеская футбольная академия. Они займутся отбором (селекцией) перспективных юных футболистов на местах для их дальнейшей профподготовки и создания качественного спортивного резерва для национальных сборных команд по футболу и профессиональных футбольных клубов.

Кандидатуры тренеров по футболу в ДЮСШ теперь будут обязательно согласовываться с Ассоциацией. Также на нее возложены полномочия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации тренеров и судей по футболу (Республиканская школа тренеров и судей по футболу при Министерстве физкультуры и спорта - упраздняется).

Фонд поддержки футбола Узбекистана и его филиалы упраздняются. Высвобождаемые средства направят в Ассоциацию.



Развитие на всех уровнях, вплоть до махалли


На зампредов сходов граждан - консультантов по вопросам молодежи возлагаются функции руководителей комиссий сходов граждан по вопросам несовершеннолетних, молодежи и спорта с соответствующим материальным стимулированием.

Определено что эти комиссии:

q взаимодействуют с районными (городскими) отделами физкультуры и спорта, ДЮСШ, детско-юношескими футбольными академиями, территориальными подразделениями спортивных федераций (ассоциаций) в вопросах популяризации футбола и иных видов спорта, привития здорового образа жизни, организации отбора (селекции) перспективных и одаренных детей и молодежи среди жителей махалли;

q содействуют органам госвласти на местах, отделам физкультуры и спорта, территориальным подразделениям Ассоциации футбола Узбекистана в благоустройстве футбольных площадок и иных спортивных сооружений в махаллях.



В Коканде построят новый стадион,

в Ташкентской области - тренировочную базу


В Коканде (Ферганская область) за счет средств благотворителей и дополнительных источников местного бюджета Ферганской области построят современный футбольный стадион.

А на базе зоны отдыха "Сижжак" в Бостанлыкском районе Ташкентской области (обращена судом в доход государства) создадут учебно-тренировочную базу при Ассоциации для национальных сборных команд по футболу.



В помощь - налоговые и таможенные льготы


До конца 2022 года Ассоциация, ее территориальные подразделения, общественное объединение "Профессиональная футбольная Лига Узбекистана" (ПФЛ) и профессиональные футбольные клубы (ПФК) освобождаются от уплаты:

q всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды;

q таможенных платежей (кроме таможенных сборов) за ввозимое спортивное оборудование, инвентарь и специальную профессиональную спортивную экипировку, транспортные средства, в т.ч. специальные, не производимые в нашей стране, но необходимые для укрепления материально-технической базы спортивных объектов по футболу по утверждаемым перечням.

Привлекаемые в страну иностранные специалисты по футболу освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.

Кроме того, налогооблагаемая прибыль юридических лиц при исчислении налога на прибыль уменьшается на сумму средств в виде спонсорской и благотворительной помощи, направляемых на финансирование деятельности Ассоциации, ее территориальных подразделений, ПФЛ и ПФК, но не более 10% налогооблагаемой прибыли.

Средства, затрачиваемые на организацию спортивного питания футболистов и иных специалистов (тренера, судьи, инструктора), в т.ч. иностранным, во время проведения тренировок и сборов по футболу, а также выплату им вознаграждения (премирования) не рассматриваются в качестве доходов физических лиц.


* * *



Приказом министра занятости и трудовых отношений (рег. МЮ N 2983 от 16.03.2018 г.) утверждено Положение о порядке паспортизации санитарно-технического состояния по результатам проведения аттестации рабочих мест, занятых лицами с инвалидностью, по условиям труда и травмоопасности оборудования на предприятиях, в организациях, учреждениях, использующих труд лиц с инвалидностью.


Аттестация  рабочих мест, занятых лицами с инвалидностью, проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования.

Напомним, что в рамках проведения аттестации рабочих мест лиц с инвалидностью:

q оценивается наличие специальных приспособлений для работы лиц с инвалидностью, оснащенность производственных помещений соответствующими устройствами для лиц, пользующихся инвалидными колясками, лиц с ослабленным зрением и нарушением слуха, а также соответствие рабочей мебели антропометрическим требованиям;

q аттестационная комиссия обязана подготовить документы и справки, выданные в установленном порядке (врачебно-трудовой экспертной комиссией) по группам и причинам инвалидности на каждого такого работника.

По ее результатам аттестационная комиссия организации составляет паспорт, утверждаемый руководителем организации. Он содержит титульный лист, 4 таблицы и одну форму информации, которые включают сведения о:

q наименовании и адресе организации с указанием ведомственной принадлежности (титульный лист);

q работниках организации, в том числе женщинах и инвалидах всех групп;

q санитарно-гигиенических, вспомогательных комнатах и оборудовании, соответствующих потребностям лиц с инвалидностью, а также созданных для них удобствах;

q подразделениях (цехах), использующих труд лиц с инвалидностью, с указанием количества специализированных мест и их условий труда.

К паспорту прикладывается карта условий труда на рабочее место - документ со сведениями о фактических условиях труда на рабочем месте, установленных гарантиях и преференциях, а также рекомендациями по улучшению условий труда на данном рабочем месте.


* * *



Решением хокима г. Ташкента от 16.03.2018 г. N 435 утверждены новые размеры единоразовых сборов, арендных платежей и предоставляемых услуг, взимаемых администрацией рынков и торговых комплексов города Ташкента.


Напоминаем, Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и г. Ташкента по согласованию с территориальными финансовыми и налоговыми органами утверждают данные размеры ежегодно (см. N ПП-1326 от 26.04.2010 г.).


Ознакомиться с цифрами на текущий год можно по следующим ссылкам:

q размеры единоразовых сборов, взимаемых администрацией рынков и торговых комплексов;

q размеры платежей и арендной платы, взимаемых за услуги, предоставляемые ООО «Iste'molda bo'lgan transport vositalari va ehtiyot qismlar Sergeli bozori» (Сергелийский рынок транспортных средств и запасных частей, бывших в употреблении);

q размеры платежей и арендной платы, взимаемых за услуги, предоставляемые ООО «O`rikzor savdo kompleksi» (Урикзарский торговый комплекс);

q размеры платежей, взимаемых за аренду инвентаря и предоставленные услуги на рынках, в торговых комплексах;

q размеры арендной платы за эксплуатацию зданий и сооружений, находящихся на балансе рынков и торговых комплексов;

q размеры платежей, взимаемых за предоставление обязательных услуг по содержанию объектов общего пользования на территории рынков и торговых комплексов.


* * *



Приказом министра финансов (рег. МЮ N 2169-2 от 17.03.2018 г.) внесен ряд изменений и дополнений в Инструкцию о бухгалтерском учете в бюджетных организациях.


Во-первых, инвентаризационные номера основных средств теперь состоят из 10 знаков. Это - неизменное количество (раньше было 8 знаков с возможностью увеличения при необходимости). Изменение произошло за счет выделения дополнительно 2-х знаков для порядкового номера предмета в рамках группы. Как и прежде, первые три знака обозначают субсчет, четвертый и пятый знаки - группу.

Во-вторых, установлены строгие нормы износа основных средств. Они практически идентичны с нормами амортизации, приведенными в статье 144 Налогового кодекса. Имеются только следующие отличия:

q если в Налоговом кодексе нормы являются предельными, то в Инструкции эти же значения принимаются как конкретные (т.е. нельзя начислить меньше или больше);

q в рамках VII группы норм износа (активы, не включенные в другие группы);

q для ведомственной мебели и приспособлений (в том числе телефонных аппаратов, вычислительных устройств и других) введена 15-процентная норма амортизации (в Налоговом кодексе данная позиция не предусмотрена);

q для других активов введена 10-процентная норма амортизации (в Налоговом кодексе предельная норма по этой позиции - 15%).

Также установлено, что амортизация не начисляется на объекты капитального строительства либо их части, по которым не оформлен акт приемки, а также по незавершенному строительству. А в бюджетных организациях, имеющих сезонный характер, сумма износа начисляется в течение финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы годового износа.

В-третьих, определено, что приход отходов, которые могут быть использованы в дальнейшей производственной деятельности, отражается в дебете счета 06 «Прочие товарно-материальные запасы» либо соответствующих субсчетов других счетов и кредиту субсчета 090 «Расходы на товары (работы, услуги)».

В-четвертых, поступление средств в Фонд развития бюджетной организации и Фонд материального стимулирования и развития медицинских организаций теперь учитываются также по кредиту соответствующего субсчета счета 12 «Финансовые результаты текущего года по бюджетным средствам». Как и ранее, в необходимых случаях допускается учет на счете 15 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетах.

В-пятых, закреплены случаи, когда средства, высвобожденные в смете расходов на конец последнего рабочего дня квартала, не признаются сэкономленными и подлежат возврату в соответствующий бюджет либо оставлению в нем:

q при невыполнении плана по сети, штатам и контингенту;

q при незаполении штатных единиц, предусмотренных в утвержденном штатном расписании;

q при неполном освоении по итогам финансового года средств, предусмотренных на финансирование капитальных вложений;

q при приостановлении деятельности бюджетной организации - за период приостановления;

q суммы, предусмотренные в утвержденных сметах расходов, выявленные в ходе мероприятий государственного финансового контроля как излишне либо противозаконно полученные;

q суммы сокращения размеров выделяемых средств в связи с принятием актов законодательства;

q суммы сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей на начало финансового года;

q суммы, предназначенные для выплаты дотаций и субсидий, но в которых не осталось необходимости.

При этом средства, высвобожденные в результате незаполнения количества сотрудников, могут быть использованы на установление надбавок за одновременную работу по нескольким профессиям (на нескольких должностях), расширение зоны обслуживания, увеличение объемов работ, выполнение вместе со своей основной работой обязанностей отсутствующих работников.

Неиспользованные в финансовом году внебюджетные средства бюджетной организации переходят на следующий финансовый год и используются в установленном порядке. Средства, не использованные в прошлом финансовом году, используются в следующем финансовом году на те же цели без перераспределения.

При реорганизации бюджетной организации (объединении, присоединении, преобразовании) остаток внебюджетных средств на расчетном счете (лицевом казначейской счете) бюджетной организации остается в распоряжении реорганизованной бюджетной организации кроме случаев, предусмотренных законодательством.

При прекращении содержания бюджетной организации за счет средств Государственного бюджета остаток внебюджетных средств остается в распоряжении данной организации кроме случаев, предусмотренных законодательством.

При ликвидации бюджетной организации остаток внебюджетных средств на расчетном счете (лицевом казначейском счете) обращается в доход соответствующего бюджета, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Средства, ошибочно поступившие на расчетный счет (лицевой казначейский счет) бюджетной организации, по заявлению плательщика возвращаются в течение 10 банковских дней.

В-шестых, уточнено, что в централизованных финансово-бухгалтерских службах бухгалтерский учет ведется согласно Инструкции раздельно в разрезе подчиненных учреждений. Параллельно закреплено, что на субсчете 180 «Прочие расчеты между вышестоящими и нижестоящими организациями» больше не учитываются операции, связанные с выданными в централизованном порядке материальными активами.

В-седьмых, отражено, что расходы периода, не включенные в себестоимость производимых товаров (работ, услуг), учитываются в дебете субсчета 211 «Расходы периода» и кредите соответствующих субсчетов, учитывающих расходы.


* * *



Постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета (рег. МЮ N 2775-1 от 17.03.2018 г.) в Положение о порядке возврата на банковский счет налогоплательщика суммы превышения по налогу на добавленную стоимость, образовавшейся в результате применения нулевой ставки, внесены изменения.


Напоминаем, товары (работы, услуги), оборот которых облагается НДС по нулевой ставке, указаны в статьях 212, 214-217 Налогового кодекса (НК). Превышение суммы НДС, образовавшейся за счет оборота, облагаемого по нулевой ставке, сперва направляется на погашение суммы НДС, подлежащего уплате в соответствии со ст. 207 НК, а затем - на погашение имеющейся у налогоплательщика задолженности по другим налогам. Если после этого превышение сохраняется, его могут вернуть на банковский счет налогоплательщика. Для этого нужно подать заявление не позднее 12 месяцев после окончания того отчетного периода, в котором образовалось это превышение.



ГНИ в процессе не участвует


Возврат суммы превышения по НДС на банковский счет налогоплательщика производится единовременно в течение 15-ти рабочих дней (ранее - 20-ти дней) с момента получения заявления налогоплательщика.

Заявление теперь подается в территориальное государственное налоговое управление (Республики Каракалпакстан, области или г. Ташкента). То есть районные (городские) налоговые инспекции в данном механизме больше не участвуют. При этом заявление можно представить в бумажном виде, приложив к нему по 3 экземпляра (ранее - 4) соответствующих документов, а можно направить в электронном виде через кабинет налогоплательщика. 

Соответственно, ГНУ в течение 3-х дней с момента получения заявления:

q заверяет все экземпляры представленного налогоплательщиком расчета суммы превышения по НДС, подлежащей возврату на его банковский счет;

q оформляет заключение о возврате суммы превышения по НДС по соответствующей форме и представляет его в Государственный налоговый комитет с двумя экземплярами представленных налогоплательщиком документов (один остается в ГНУ для хранения).

Государственный налоговый комитет не позднее 6 рабочих дней (ранее - 4 рабочих дней) со дня получения заключения, проверяет его обоснованность, утверждает и передает в Министерство финансов. Срок рассмотрения заключения соответствующим отраслевым управлением Министерства финансов и подготовки заявки на возврат сокращен с 6-ти до 4-х рабочих дней.



Если в возврате отказано


Уведомление об отказе в возврате суммы превышения по НДС налогоплательщику проходит тот же путь, только "сверху вниз", если:

q решение об отказе принято ГНУ, уведомление направляется напрямую налогоплательщику в течение 1-го рабочего дня со дня принятия решения;

q решение об отказе принято ГНК, уведомление в течение 1-го рабочего дня со дня принятия направляется в ГНУ, который, в свою очередь, в течение 1-го рабочего дня со дня получения направляет его копию налогоплательщику;

q решение об отказе принято Министерством финансов, оно в течение 1-го рабочего дня со дня принятия направляет уведомление в ГНК. Тот в 1-дневный срок направляет его копию в ГНУ, который в аналогичный срок направляет его копию налогоплательщику.


Для справки. В возврате суммы превышения по НДС могут отказать по следующим основаниям:

q наличие у налогоплательщика задолженности по налогам на дату подачи пакета документов;

q неправильно определена сумма НДС, относимая в зачет, в т.ч. при непроведении корректировки суммы НДС, принимаемой в зачет, а также неправильно определена предельная сумма превышения по НДС, подлежащая возврату;

q представление неполного пакета документов или представление документов, оформленных с нарушением указанных требований.


* * *



Постановлением Министерства обороны и Министерства высшего и среднего специального образования (рег. МЮ N 2984 от 17.03.2018 г.) утверждено Положение о порядке проведения конкурсного отбора студентов для обучения по программам подготовки офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан.


Для справки: данное Положение не применяется в отношении факультетов военного обучения, осуществляющих подготовку специалистов по направлению "Допризывное военное образование". Для них будет действовать отдельное Положение о порядке проведения профессионального (творческого) экзамена при приеме в высшие образовательные учреждения по указанному направлению.


В учебные подразделения военной подготовки (далее - УПВП) студенты отбираются по конкурсу в конце 2-го курса обучения в вузе. Главная цель конкурсного отбора - оценить посредством собеседования и разъяснительной работы состояние физического развития и уровень знаний студентов по программе начальной допризывной подготовки, определить их потенциал для обучения на военной кафедре и возможной последующей службы по военной специальности. 

Приказом соответствующего замминистра обороны создается Приемная комиссия по организации и проведению конкурса, и утверждаются ее члены в составе:

q председателя комиссии - ответственного работника центрального аппарата Министерства обороны;

q секретаря комиссии - начальника УПВП;

членов комиссии:

q ответственных работников центрального аппарата Министерства обороны;

q проректоров по духовно-просветительской работе соответствующих вузов;

q преподавателей УПВП.

Комиссия осуществляет свою деятельность с января по сентябрь. При ней образуются подкомиссии:

q по индивидуальному психологическому изучению;

q по оценке общефизической подготовки;

q по оценке уровня знаний по программе начальной допризывной подготовки.

До проведения конкурсного отбора в январе-феврале среди студентов проводится разъяснительная работа, в ходе которой они информируются о сроках, требуемых документах и основных критериях конкурса.

Для обеспечения прозрачности и объективности во время всех мероприятий конкурса ведется непрерывная видеозапись. В феврале-марте проводится медицинский осмотр в соответствии с установленными требованиями. Студенты, признанные по состоянию здоровья не годными к военной службе, к следующим этапам конкурса не допускаются. Индивидуальное психологическое изучение проводится специалистами-психологами Министерства обороны путем соответствующих тестов, по результатам которых кандидаты рекомендуются или не рекомендуются к дальнейшим мероприятиям конкурса. При оценке уровня знаний принимается во внимание общая сумма баллов, набранных студентом в предыдущий период обучения в вузе в течение 3-х семестров.

Оценка общефизической подготовки студентов осуществляется по специальной методике соответствующей подкомиссией по плану-графику, утвержденному председателем комиссии, в апреле-мае в местах, определяемых Министерством обороны. Студенты, не соответствующие требованиям уровня общефизической подготовки, к дальнейшим мероприятиям конкурса не допускаются.

Оценка уровня знаний по программе начальной допризывной подготовки проводится по специальной методике путем тестирования соответствующей подкомиссией. Конкурсные результаты студента определяются путем сложения его баллов, набранных в предыдущий период обучения в вузе, и баллов, набранных в ходе тестовых испытаний. Прием в УПВП осуществляется на основе рейтинговых показателей. Студенты, имеющие более высокие рейтинговые показатели, принимаются на обучение в УПВП в пределах выделенной квоты.

По результатам конкурса составляется соответствующий протокол в 2-х экземплярах (один направляется в Министерство обороны, другой - в УПВП вуза). Результаты конкурса оглашаются на следующий день после проведения последнего тестового испытания. На основе протокола в третьей декаде августа издается приказ ректора о приеме на обучение в УПВП. Студенты, не согласные с результатами конкурса, имеют право обратиться в течение 24 часов с момента оглашения результатов в апелляционную комиссию вуза.


* * *



Опубликована Инструкция о порядке определения размера среднего заработка, сохраняемого при ежегодном трудовом отпуске (рег. МЮ N 2985 от 17.03.2018 г.).


Напомним, Указом Президента от 28.12.2017 г. N УП-5290 в 2018 году даны 3 дополнительных выходных дня: 2 января, 20 марта и 31 августа. Они обязательны для работников бюджетных организаций. Там дополнительные выходные компенсируются сокращением фактической продолжительности трудового отпуска.

В организациях, не являющихся бюджетными, дополнительные выходные дни устанавливаются исходя из финансовых возможностей и в соответствии с коллективными договорами или иными локальными актами, принимаемыми работодателями по согласованию с профсоюзными комитетами.

Учитывая данные обстоятельства, поручено принять специальную Инструкцию, которая упорядочит фактическую продолжительность отпусков и расчет отпускных.



Сфера применения документа


Поскольку дополнительные выходные дни обязательны только в бюджетных организациях, Инструкция предназначена к применению именно в отношении их работников. Для других организаций документ носит рекомендательный характер.

Инструкция не применяется к отдельным отпускам, поскольку не разрешается их сокращать. К ним относятся:

q социальные отпуска - отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, в связи с обучением и творческие отпуска (ст. 149 ТК);

q ежегодные основные удлиненные отпуска для лиц моложе 18 лет, а также работающих инвалидов I и II групп (часть первая статьи 135 ТК).



Как считать средний заработок


При расчете среднего заработка необходимо исходить из трудового года, за который предоставляется отпуск (может не совпадать с календарным годом). При этом Инструкция определила порядок расчета среднего заработка для 3 систем оплаты труда.

              

       

При повременной оплате

         

      

При сдельной оплате

     

         

При оплате без тарифа

       

Когда работник проработал свыше 12 месяцев:

Ср = Тс + Дв / 12, где:

Ср - средний заработок;

ТС - тарифная ставка (должностной оклад) на день расчета;

Дв - общая сумма всех дополнительных выплат, с которых удержаны взносы на государственное социальное страхование за предыдущие 12 месяцев.

            

Когда работник проработал свыше 12 месяцев:

Ср = Тс + Дв / 12, где:

Ср - средний заработок;

ТС - тарифная ставка (должностной оклад) за норму выработки;

Дв - общая сумма всех дополнительных выплат, с которых удержаны взносы на государственное социальное страхование за предыдущие 12 месяцев, в т.ч. за превышение нормы выработки.

          

Когда работник проработал свыше 12 месяцев:

Ср = Тс + Дв / 12, где:

Ср - средний заработок;

Тс - тарифная ставка за 1 разряд по Единой тарифной сетке (далее - ЕТС);

Дв - общая сумма всех выплат сверх тарифной ставки за 1 разряд по ЕТС, с которых удержаны взносы на государственное социальное страхование за предыдущие 12 месяцев.

    

Когда работник проработал от 6 до 11 месяцев:

Ср = Тс + Дв / количество отработанных месяцев, где:

Ср - средний заработок;

Тс - тарифная ставка (должностной оклад) на день расчета;

Дв - общая сумма всех дополнительных выплат, с которых удержаны взносы на государственное социальное страхование за предыдущие отработанные месяцы (от 6 до 11 месяцев).

           

Когда работник проработал от 6 до 11 месяцев:

Ср = Тс + Дв / количество отработанных месяцев, где:

Ср - средний заработок;

ТС - тарифная ставка (должностной оклад) за норму выработки;

Дв - общая сумма всех дополнительных выплат, с которых удержаны взносы на государственное социальное страхование за предыдущие отработанные месяцы (от 6 до 11 месяцев), в т.ч. за превышение нормы выработки.

        

Когда работник проработал от 6 до 11 месяцев:

Ср = Тс + Дв / количество отработанных месяцев, где:

Ср - средний заработок;

Тс - тарифная ставка за 1 разряд по Единой тарифной сетке (далее - ЕТС);

Дв - общая сумма всех выплат сверх тарифной ставки за 1 разряд по ЕТС, с которых удержаны взносы на государственное социальное страхование за предыдущие отработанные месяцы (от 6 до 11 месяцев).

           

                    

Примечание. Вышеприведенные формулы составлены для упрощения восприятия норм Инструкции. При работе с ними следует внимательно ознакомиться с текстом документа и следовать ему.



Как считать фактический отпуск


Инструкция учла, что согласно ст. 134 ТК ежегодный основной трудовой отпуск не может быть менее 15-ти рабочих дней. Поэтому установлено, что когда его продолжительность составляет:

q 15 рабочих дней - сокращение не производится;

q 16 рабочих дней - сокращение не должно превышать 1 рабочего дня;

q 17 рабочих дней - сокращение не должно превышать 2 рабочих дней;

q 18 рабочих дней и более - сокращение не должно превышать 3 рабочих дней.

При этом рабочий год может не охватывать сразу 3 дополнительных выходных дня. В связи с этим документ обеспечил соразмерность компенсации. Установлено, что если первый день отпуска выпадает на период:

q с 3 января по 21 марта 2018 года - трудовой отпуск сокращается на 1 рабочий день;

q с 21 марта по 1 сентября 2018 года - трудовой отпуск сокращается на 2 рабочих дня;

q с 1 сентября по конец 2018 года - трудовой отпуск сокращается на 3 рабочих дня.

Продолжительность отпуска определяется по календарю исходя из 6-дневной рабочей недели (даже если в организации 5-дневка). При расчете продолжительности отпуска не учитываются приходящиеся на него выходные дни (воскресенье), нерабочие праздничные дни, а также установленные законодательством дополнительные нерабочие дни.

Продолжительность отпуска, исчисляемая пропорционально отработанному времени (при расчете размера денежной компенсации и использовании трудового отпуска при прекращении трудового договора), определяется стандартно: путем деления установленного ежегодного трудового отпуска на 12 и умножения на количество полных месяцев работы. При этом излишки, равные пятнадцати и более календарным дням, округляются до месяца, а менее пятнадцати календарных дней отбрасываются. Обратите внимание, что в Инструкции не говорится, что в этом случае необходимо проводить вычет дополнительных выходных дней.



Как считать сумму отпускных и денежной компенсации


Для этого необходимо взять в расчет баланс рабочего времени на соответствующий год, который ежегодно утверждается Министерством занятости и трудовых отношений исходя из 6-дневной рабочей недели. В 2018 году это - 301 рабочий день, а в среднем 25,1 рабочих дней в месяц.

Средний заработок необходимо разделить на 25,1 и умножить на количество установленных дней отпуска без вычета дополнительных выходных.


* * *



Утверждены нормы оснащения дошкольных образовательных учреждений играми, игрушками, мебелью, оборудованием и другими техническими средствами (рег. МЮ N 2986 от 17.03.2018 г.).


Нормы оснащения установлены для:

q групп дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), в т.ч. специализированных групп для детей с нарушениями здоровья (умственно отсталых и с тяжелыми дефектами речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих);

q вспомогательных комнат (музыкальный зал, спортзал, административно-методические комнаты, прачечная, уголок пожарной безопасности, оборудование для хозработников, медицинские комнаты, столовая, склад);

q территории ДОУ и внешних игровых площадок;

q санитарно-гигиенических средств для детей.

Действовавшие ранее нормы отменены. В сравнении с ними заметно расширился, например, перечень обязательных игрушечных наборов: «Ателье», «Банк», «Почта», «Супермаркет», «Ферма» и др. Больше станет и спортивного инвентаря. Дети смогут кататься на велосипедах и самокатах, пользоваться гантелями, играть в такие игры, как «рыбалка», «валиология» (паззлы, кубы и макеты по ознакомлению с человеческим телом) и др.


Обратите внимание! Нормы оснащения групп ДОУ установлены в разрезе разных возрастных групп детей, в т.ч. для детей от 2-х до 3-х лет (кроме специализированных групп). В государственные детсады дети принимаются с 3-х лет, а в негосударственных минимальный возраст приема детей определяется их уставами. В принятом документе (рег. N 2986 от 17.03.2018 г.) не указано, что нормы действуют только в отношении конкретной категории ДОУ (например, государственных.). Следовательно, утвержденные нормативы обязательны как для государственных, так и частных ДОУ.