язык интерфейса

2018 год

2018 год/ Обзор нового в законодательстве (за период с 4 по 10 августа 2018 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


(за период с 4 по 10 августа 2018 г.)


Постановление Президента РУз от 09.08.2018 г. "О дополнительных

мерах по развитию шахмат в Республике Узбекистан"

                    

Постановление Кабинета Министров РУз от 08.08.2018 г. N 633

"О мерах по развитию возобновляемых источников энергии

и привлечению частных инвестиций для создания фотоэлектрических

станций"

              

Указ Президента РУз от 07.08.2018 г. N УП-5504 "О внесении

изменений и дополнений, а также признании утратившими силу

некоторых актов Президента Республики Узбекистан"

              

Указ Президента РУз от 08.08.2018 г. N УП-5505 "Об утверждении

Концепции совершенствования нормотворческой деятельности"

             

Постановление Президента РУз от 06.08.2018 г. N ПП-3899

"О мерах по повышению эффективности системы интеграции

научной и инновационной деятельности"

               

Постановление Кабинета Министров РУз от 07.08.2018 г. N 622

"Об утверждении Концепции активизации деятельности органов

государственного и хозяйственного управления в виртуальном

пространстве"

               

Постановление Кабинета Министров РУз от 07.08.2018 г. N 631

"Об организации деятельности семейных гостевых домов"

                   

Постановление Кабинета Министров РУз от 07.08.2018 г. N 628

"О мерах по расширению территории свободной экономической

зоны "Ургут"; Постановление Кабинета Министров РУз

от 07.08.2018 г. N 629 "О внесении изменений в Постановление

Кабинета Министров от 27.01.2009 г. N 21 "О мерах по организации

деятельности свободной экономической зоны "Навои"

       

Постановление Министерства внутренних дел, Министерства

здравоохранения, Государственного комитета по автомобильным

дорогам, Узбекского агентства автомобильного транспорта

и Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации

"Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к местам

стоянки транспортных средств лиц с инвалидностью"

(Зарегистрировано МЮ 07.08.2018 г. N 3048)

              

Постановление Министерства дошкольного образования

и Министерства здравоохранения "О внесении изменения

в пункт 11 Положения о порядке организации охраны жизни

и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях"

(Зарегистрировано МЮ 07.08.2018 г. N 3012-1)

         

Постановление Кабинета Министров РУз от 03.08.2018 г. N 617

"Об утверждении Положения о механизме взаимодействия

Государственного налогового комитета и Государственного

таможенного комитета Республики Узбекистан по проведению

камерального контроля целевого использования предоставленных

таможенных льгот"

             

Указ Президента РУз от 02.08.2018 г. N УП-5499 "О мерах

по правовому сопровождению осуществляемых налоговых

и таможенных реформ в Республике Узбекистан"

         

Постановление Президента РУз от 02.08.2018 г. N ПП-3895

"О мерах по созданию современных деловых центров "Business city"

на территориях республики"

                

Постановление Президента РУз от 19.07.2018 г. N ПП-3874

"О дополнительных мерах по ускорению реализации

инвестиционных и инфраструктурных проектов в 2018-2019 годах"



* * *



В 150 школах стартует пилотное обучение учащихся шахматам в рамках обязательной школьной программы. Это следует из Постановления Президента от 09.08.2018 г. "О дополнительных мерах по развитию шахмат в Республике Узбекистан".


В перспективе будет разработана программа мер, предусматривающая поэтапный охват всех общеобразовательных школ республики обучением шахматам, подготовку высококвалифицированных тренерских кадров, укрепление материально-технической базы шахматных клубов и шахматных классов общеобразовательных школ.

Кроме того, в рамках Постановления Республиканскую специализированную детско-юношескую спортивную школу по шахматам передадут в ведение Федерации шахмат Узбекистана. Впредь школа будет осуществлять свою деятельность на условиях самофинансирования.

В месячный срок проведут паспортизацию всех шахматных клубов. С 1 сентября 2018 года все шахматные клубы и другие спортивные учреждения, осуществляющие обучение шахматам и подготовку шахматистов (далее - шахматные клубы), независимо от формы собственности должны будут проходить обязательную аккредитацию в Федерации шахмат Узбекистана по согласованию с Министерством физической культуры и спорта.

Вводится механизм  по предоставлению шахматными клубами ежеквартальных отчетов о своей деятельности в Федерацию шахмат Узбекистана.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 08.08.2018 г. N 633 одобрена "Дорожная карта" по реализации пилотного проекта по привлечению частных инвестиций для строительства солнечной фотоэлектрической станции мощностью до 100 МВт в Навоийской области.


Госкоминвестиций, АО "Узбекэнерго" и Международная финансовая корпорация (далее - МФК) заключили  Соглашение от 17.05.2018 г. по оказанию со стороны МФК финансовых консультационных услуг в поиске и привлечении на конкурсной основе частных инвесторов для проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации в республике объектов по выработке фотоэлектрической энергии с объемом инвестиций до 1 млрд долл. США на основе государственно-частного партнерства.

В рамках Соглашения намечена реализация пилотного проекта по привлечению частных инвестиций для строительства солнечной фотоэлектрической станции мощностью до 100 МВт в Навоийской  области.

Исполнительным органом за реализацию Соглашения и проекта определено АО "Узбекэнерго", координатором их реализации - Госкоминвестиций.

В соответствии с "Дорожной картой" в марте планируется объявление международного тендера в официальной прессе, интернет-ресурсах с приложением документов по предварительной квалификации. Проведение тендера и вскрытие тендерных предложений намечено на 20.07.2019 г. В августе 2019 года планируется принятие правительственного решения о реализации проекта на основе государственно-частного партнерства и подписание Соглашения с инвестором.

В сентябре будущего года намечено провести переговоры с МФК об условиях, объемах и сроках реализации Соглашения на других площадках общим объемом до 900 мВт.


* * *



Индексация МРЗП повлияет на сумму социальных выплат. Соответствующие изменения в законодательство предусмотрены Указом Президента от 07.08.2018 г. N УП-5504.


До настоящего времени суммы ежемесячной материальной помощи малообеспеченной семье (от 1,5 до 3 МРЗП), а также пособий матерям по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет (с 01.01.2003 г. - 200% МРЗП) рассчитывались исходя из минимальной зарплаты, установленной на начало года.


Например, в марте 2016 года женщина вышла в отпуск по уходу за ребенком и начала получать ежемесячные пособия. Исходя из установленного на начало года размера "минималки" (130 240 сумов), сумма пособия составила 260 480 сумов (130 240 х 200%). С 1 октября 2016 года МРЗП проиндексировали на 15% до 149 775 сумов. Однако в силу действующего порядка на исчисление суммы пособия это не повлияло, и женщина продолжала получать 260 480 сумов в течение оставшегося до конца года квартала. Индексация отразилась на получательнице пособия лишь в январе 2017 года.


Ситуация изменилась с внесением изменений в следующие Указы Президента:

q от 23.08.1994 г. N УП-938 "О мерах по усилению социальной защиты малообеспеченных семей";

q от 25.01.2002 г. N УП-3017 "Об усилении адресной поддержки социально уязвимых слоев населения".

Теперь суммы вышеуказанной материальной помощи и ежемесячных пособий исчисляются исходя из актуального размера "минималки" с учетом индексаций, произведенных в течение года.


Для справки. Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет работающим женщинам выплачиваются работодателями за счет собственных средств (пункты 5, 13 Положения о порядке назначения и выплаты работающим матерям ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет) (утверждено Постановлением от 18.02.2002 г. МТСЗН и МФ, зарегистрированным МЮ 14.03.2002 г. N 1113). Это же пособие неработающим женщинам и работницам бюджетной сферы, а также материальная помощь малообеспеченным семьям выплачиваются органами самуправления граждан из средств местных бюджетов и внебюджетных источников в рамках Положения о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 15.02.2013 г. N 44).

Также Указом Президента от 07.08.2018 г. N УП-5504 расширены основания для компенсации процентных расходов по банковским кредитам за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности.


Напомним, в 2017 году при Кабинете Министров создали Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности (Фонд) (Постановление Президента РУз от 17.08.2017 г. N ПП-3225). На текущий момент Фонд оказывает финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства (статья 5 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности") в форме поручительства до половины суммы банковского кредита, но не более 2 млрд сумов и компенсации части процентных расходов по кредитам.


Изменения внесены в условия компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков.

Во-первых, максимальная сумма кредитов, по которым компенсируются процентные расходы увеличена с 4 до 8 млрд сумов. При этом действуют следующие условия:

q в национальной валюте, с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования -  компенсация в размере 5 процентных пунктов;

q в национальной валюте по льготным кредитам, выделяемым за счет средств накопительной пенсионной системы, на реализацию инициированных молодыми предпринимателями проектов, по рекомендациям Союза молодежи Узбекистана - компенсации в размере 3 процентных пунктов для покрытия расходов банка;

q в иностранной валюте (в эквиваленте) - в размере до 40 процентов от установленной коммерческими банками процентной ставки, но не более чем на 3 процентных пункта.

Во-вторых, введены дополнительные основания для компенсации за счет средств Фонда процентных расходов по кредитам коммерческих банков:

q в национальной валюте с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера ставки рефинансирования, для проектов, реализуемых в районах по перечню (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 17.03.2017 г. N ПП-2844), а также в рамках программы "Обод кишлок", сумма которых не превышает 8 млрд сумов - в размере 8 процентных пунктов;

q в иностранной валюте по валютным кредитам, выделенным хозсубъектам до 5 сентября 2017 года (Указ Президента РУз от 02.09.2017 г. N УП-5177) для строительства теплиц, создания интенсивных садов и строительства холодильников за счет кредитных линий международных финансовых институтов - в размере 50% от установленной процентной ставки.

В Указ Президента от 10.11.2008 г. N УП-4051 "О мерах по дальнейшему расширению деятельности акционерного коммерческого банка "Микрокредитбанк" по поддержке субъектов предпринимательства" внесены изменения (см. Указ Президента РУз от 07.08.2018 г. N УП-5504).

Поправки коснулись условий оказываемых Микрокредитбанком финансовых услуг, включая максимальные процентные ставки по ним.

         

         

         

Вид финансовой

услуги

     

        

Прежние условия

(до 08.08.2018 г.)

       

     

Обновленные условия

(с 08.08.2018 г.)

            

льготные микрокредиты для начала предпринимательской деятельности

срок - до 18-ти месяцев

выдаются субъектам малого предпринимательства, в т.ч. по льготным процентным ставкам в пределах финансовых ресурсов, определяемых решениями Президента или Кабинета Министров


сумма - до 200 МРЗП


процентная ставка - 3% годовых


микрокредиты на расширение деятельности и пополнение оборотных средств

получатели - субъекты малого бизнеса

получатели - субъекты малого предпринимательства (в т.ч. микрофирмы и малые предприятия), дехканские и фермерские хозяйства

срок - до 24 месяцев


срок - до 24 месяцев


сумма - до 500 МРЗП

сумма - до 1 000 МРЗП

процентная ставка - 50% ставки рефинансирования Центрального банка


процентная ставка определяется политикой АКБ "Микрокредитбанка"


услуги по льготному микролизингу

получатели - субъекты малого бизнеса


получатели - субъекты малого предпринимательства


срок - до 3 лет


срок - до 3 лет


сумма - до 2000 МРЗП


сумма - до 2000 МРЗП


процентная ставка - 5% годовых


процентная ставка определяется политикой АКБ "Микрокредитбанка"


целевое назначение - не указывалось


целевое назначение - приобретение технологического оборудования и техники


         

* * *



Подписан Указ Президента от 08.08.2018 г. N УП-5505 "Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности".



Новые принципы правового регулирования


Документ вводит новые требования к механизмам правового регулирования общественных отношений.

Во-первых, госорганы вправе инициировать разработку и принятие законов, решений Президента и Кабинета Министров только, когда они сами лишены полномочий решать поднимаемые вопросы или проблемы через предусмотренные законодательством действующие нормы и административные процедуры.


Напомним, законопроекты, инициированные и предложенные органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, включаются в программы законопроектных работ, если они необходимы для осуществления демократических преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах, с учетом комплексности и взаимодополняемости нормативно-правовых актов (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 05.08.2011 г. N 227).


Исключительно Президентом страны принимаются решения по важнейшим направлениям и вопросам, отдельные решения Правительства должны с ним согласовываться (Приложение N 3 к Регламенту Постановления Президента РУз от 28.07.2017 г. N ПП-3161).

Постановления и распоряжения Кабинета Министров принимаются по вопросам, которые отнесены к его компетенции Законом "О Кабинете Министров Республики Узбекистан".

Во-вторых, законы, решения Президента и Правительства применяются с момента их вступления в силу (со дня официального опубликования, если в них самих не указан более поздний срок). Обязательства по принятию дополнительных внутриведомственных актов по организации их исполнения не возлагаются.

В-третьих, субъекты права законодательной инициативы (статья 83 Конституции) при внесении законопроекта в Законодательную палату прилагают к нему план мероприятий по его реализации. Там, как правило, отражаются вопросы по совершенствованию законодательных и подзаконных актов, осуществлению организационно-технических мер, широкому распространению законопроекта и пропаганды его сути и значения. План мероприятий утверждается одновременно с одобрением закона Сенатом при обеспечении действенного контроля за его исполнением палатами Олий Мажлиса.

Отдельные планы мероприятий и контроля, а также "дорожные карты" по решениям Президента и Кабинета Министров, наоборот, дополнительно не утверждаются. Вместо этого в самих актах обязательно предусматриваются нормы, определяющие конкретные поручения и механизмы их реализации, сроки и ответственные исполнители.

В-четвертых, принятие нового ведомственного нормативно-правового акта (приказы или постановления министерств, государственных комитетов и ведомств) должно сопровождаться отменой акта аналогичной юридической силы, регулирующего схожие отношения либо внесением в него предлагаемых изменений (включая изложение в новой редакции).



Предстоит сплошная инвентаризация законодательства


Образованной Указом специальной комиссии поручили внести предложения по организации сплошной инвентаризации законодательной базы и пересмотра нормативно-правовых актов на предмет:

q систематизации нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в конкретных сферах: избирательная система, архитектура и строительство, образование, инвестиции, предпринимательская деятельность и др.;

q реального и эффективного регулирования нормативно-правовыми актами общественных отношений в соответствии с целями и задачами проводимых реформ;

q определения норм, требующих закрепления на уровне нормативно-правовых актов более высокой юридической силы;

q максимального сокращения ведомственных нормативно-правовых актов;

q необходимости пересмотра рамочных, бездействующих и не влияющих на правоприменение нормативно-правовых актов;

q наличия необоснованных ограничений, излишних административных процедур и устаревших механизмов регулирования.

В течение 2-х месяцев необходимо определить конкретный перечень ведомственных актов, принимаемых каждым ведомством. Требуется поэтапное сужение и исключение полномочий с переводом содержащихся в них норм в акты законодательства более высокой юридической силы и применение метода "регуляторной гильотины" (отмена нижестоящих актов, противоречащих вышестоящим) в отношении остальных актов.



Действующие правовые инфосистемы модернизируют,

разработают новые


К началу будущего года должны разработать и запустить в пилотном режиме Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, которая бы позволила:

q управлять и контролировать процесс разработки и согласования проектов НПА, в т.ч. осуществлять в электронном виде визирование проектов уполномоченными ведомствами, иными органами и организациями;

q обеспечивать межведомственное электронное взаимодействие при рассмотрении и согласовании проектов нормативно-правовых актов, а также мониторинг за ходом их разработки;

q проводить общественное и профессиональное обсуждение проектов, включая анализ выгод, издержек и ожидаемых результатов, а также оценку их воздействия на права и интересы физических и юридических лиц, социальную сферу, предпринимательскую деятельность, состояние окружающей среды, а также возможных последствий.

В Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов в качестве составной части интегрируют портал СОВАЗ (общественное обсуждение проектов НПА).

А к 1 февраля 2019 года поручено создать общедоступную постоянно обновляемую онлайн информационную систему, содержащую предложения по совершенствованию законодательства, выработанные по итогам научно-аналитической деятельности представителей научных и экспертных кругов, студентов вузов и соискателей ученых степеней.

Параллельно модернизируют систему Национальной базы данных законодательства за счет:

q совершенствования тематического справочника национального законодательства;

q указания в виде дополнительной информации сведений о нормативно-правовых актах, на которые даются ссылки, либо конкретного указания о наличии пробела в регулировании отсылочной нормы;

q обеспечения официального перевода нормативно-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательства, а также имеющих значительный интерес для инвесторов, на иностранные языки.



Печатные издания уходят в прошлое


С 01.01.2019 г. подписка госорганов и организаций на "Собрание законодательства Республики Узбекистан", "Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "Собрание постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан" и "Собрание международных договоров Республики Узбекистан" прекращается.

Их перестанут публиковать и переведут в Национальную базу данных законодательства. Отдельные экземпляры продолжат печатать только для хранения в архивах, информационно-ресурсных центрах, а также по запросу физических и юридических лиц.


* * *



В Министерстве инновационного развития - структурные изменения, создаются Президентский фонд коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, а также  Научно-технический центр Академии наук. Это следует из Постановления Президента от 06.08.2018 г. N ПП-3899.


Постановление принято для обеспечения рациональной и эффективной интеграции науки и производства, комплексного развития инфраструктуры научно-исследовательской и инновационной деятельности с учетом современных требований.



В Мининноваций - новое управление и должность


В структуре Министерства инновационного развития:

q вводится дополнительная должность заместителя министра, ответственного за обеспечение коммерциализации и трансфера научных разработок, технологий и иных инновационных программ научно-исследовательских учреждений;

q на базе отдела коммерциализации результатов инновационных проектов образуется управление коммерциализации и трансфера научных разработок и технологий с выделением дополнительной численности управленческого персонала в количестве 11 штатных единиц, финансируемых за счет средств Государственного бюджета  Узбекистана.

Основными задачами вновь вводимой должности заместителя министра определены:

q координация работы научно-исследовательских учреждений Академии наук в проведении исследований по разработке продуктов и технологий, ориентированных на практический результат;

q проведение систематического анализа и отбора научных разработок, осуществляемых научно-исследовательскими учреждениями на предмет их экономической рентабельности, а также внедрения и коммерциализации;

q обеспечение интеграции между научными, научно-образовательными учреждениями и производственным сектором в целях разработки высокотехнологичных и коммерциализируемых продуктов;

q оказание всемерного содействия авторам результатов научной и инновационной деятельности в подготовке научно-технической документации, бизнес-планов, патентовании и лицензировании технологий;

q организация работы по привлечению отечественных и зарубежных инвестиций, грантов, средств международных и зарубежных финансовых институтов для финансирования мероприятий по коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности;

q расширение сотрудничества с зарубежными профильными научными и образовательными учреждениями, в том числе организация краткосрочных стажировок и повышения квалификации научных сотрудников, специалистов и молодых ученых в зарубежных научно-исследовательских учреждениях;

q координация деятельности и обеспечение связи научно-исследовательских учреждений с центрами инновационных идей, разработок и технологий.



Создается Президентский фонд коммерциализации

результатов научной и научно-технической деятельности


Фонд будет функционировать при Министерстве инновационного развития (распорядитель средств) без образования юридического лица.


Источники формирования средств Фонда, а также статьи расходов представлены в таблице:

         

        

        

Источники формирования

       

      

Статья расходов

           

q средства Государственного бюджета;

q гранты и кредиты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров;

q доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозитах коммерческих банков;

q другие источники, не запрещенные законодательством.  

предоставление кредитных ресурсов коммерческим банкам в целях кредитования мероприятий, связанных с реализацией задач, указанных в пункте 7 Постановления Президента от 20.07.2018 г. N ПП-3876 "О мерах по дальнейшему повышению размеров оплаты труда работников сферы науки и высшего образования, а также  государственной поддержки внедрения результатов научной и научно-технической деятельности".

         

       

         

Создается Научно-технический центр


На базе специализированного конструкторско-технологического бюро Института ионно-плазменных и лазерных технологий имени У.А. Арифова создается Научно-технический центр с конструкторским бюро и опытным производством Академии наук.

Основными задачами и направлениями деятельности Центра определены:

q участие в формировании приоритетных направлений и непосредственно в осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований, а также реализацию инновационных проектов в области вакуумно-плазменных и лазерных технологий;

q разработка вакуумных и плазменных технологий, новых методов нанесения защитных и декоративных покрытий, изготовление опытных образцов и их испытание, создание импортозамещающих мобильных и стационарных генераторов озона;

q создание эффективных лазеров с солнечной накачкой и солнечных лазеров для различных областей науки, высокотехнологичных сфер и отраслей экономики;

q исследование энергетических характеристик концентраторов солнечного излучения и внедрение полученных инновационных разработок в различные отрасли промышленности и сельского хозяйства;

q разработка и осуществление мероприятий по взаимодействию с высшими образовательными учреждениями, повышению качества и уровня учебно-методической работы путем оказания содействия в создании новых учебных программ, учебников, учебных пособий для использования в рамках образовательного процесса по соответствующим направлениям образования бакалавриата и специальностям магистратуры;

q обеспечение преемственности фундаментальной, прикладной науки и инновационных проектов путем создания опытных образцов приборов, оборудования и опытно-конструкторских разработок;

q освоение производства продукции и комплектующих изделий для оборонной промышленности и проведение модернизации устаревшего оборудования по заказам различных отраслей экономики;

q проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на освоение производства продукции военного и двойного назначения, комплектующих изделий, новейших материалов и сырья.

Центр разместится в задании Института ионно-плазменных и лазерных технологий имени У.А. Арифова по адресу: город Ташкент, Мирзо-Улугбекский район, ул. Дурмон йули, 33.


* * *



Опубликовано Постановление Кабинета Министров от 07.08.2018 г. N 622 "Об утверждении Концепции активизации деятельности органов государственного и хозяйственного управления в виртуальном пространстве".


Определены 6 направлений работы:

а) Ускоренное развитие цифрового общества.


Например, создадут веб-ресурсы для перехода на "цифровую экономику", а также приняты меры по их коммерциализации, организационной, материально-технической и финансовой поддержке;


б) Обеспечение устойчивого, системного диалога и усиление информационно-коммуникационных связей органов гос- и хозуправления с общественностью.


Например, будут не только созданы Интернет-площадки для широкого обсуждения проектов нормативно-правовых актов среди широких слоев населения, но и изучаться мнение общественности об уже принятых решениях.


в) Внедрение информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь.


Например, модернизируют телекоммуникационную инфраструктуру, расширение возможностей для доступа в Интернет из любой точки страны по принципу "последняя миля", развитие мультисервисных услуг связи, рынка мобильных услуг, а также телекоммуникаций, логистических и почтовых услуг.


г) Создание организационно-правовых основ для развития сфер "цифрового прогресса", экономики, социальной и гуманитарной сфер в сотрудничестве с бизнесом и институтами гражданского общества.


Например, создадут платформы и инфраструктуру для участия граждан, бизнеса и государства в глобальной экономике и конкуренции.


д) Обеспечение присутствия органов гос- и хозуправления в виртуальном пространстве, поощрение научных исследований и разработок, предусматривающих формирование культуры использования населением информации и цифровых технологий, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.


Например, для государственных служащих организуют курсы по стратегическому и проектному управлению, менеджменту, маркетингу, информационным технологиям и коммуникациям.


е) Развитие международного сотрудничества в сфере развития глобального виртуального и цифрового пространства, формирование положительного имиджа Узбекистана в международном информационном пространстве, продвижение и защита национальных интересов страны.


Например, будут продвигать национальный бренд Узбекистана в мировом информационном пространстве и организуют виртуальные выставки "Сделано в Узбекистане".


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров от 07.08.2018 г. N 631 "Об организации деятельности семейных гостевых домов". Постановлением утверждено Положение об организации деятельности семейных гостевых домов.



Что такое семейный гостевой дом?


Семейным гостевым домом является частное домовладение, предоставляющее услуги по временному проживанию и (или) питанию одновременно до 10 посетителей (туристов) по принципу их совместного проживания вместе с владельцем дома и членами его семьи. Важным условием  для создания такого пункта размещения является наличие необходимой жилой площади из расчета 3 кв. м на одного проживающего. Владельцы гостевых домов должны быть зарегистрированы как индивидуальные предприниматели или субъекты семейного предпринимательства.



Регистрация и сертификация


Установлено, что регистрацию семейных гостевых домов и ведение Единого реестра семейных гостевых домов (далее - Реестр) осуществляет Государственный комитет по развитию туризма.

Реестр ведется в электронном виде и подлежит размещению на официальном веб-сайте Госкомтуризма. Ведение Реестра предусматривает: внесение в базу данных сведений о гостевых домах с присвоением гостевому дому индивидуального реестрового номера, а также обновление базы данных в режиме онлайн в Интернете.

Сертификация услуг семейных гостевых домов осуществляется упрощенно путем их включения в Реестр на основании акта изучения условий в гостевом доме. Владельцу гостевого дома выдается выписка из Единого реестра.

В 3-месячный срок будет разработано предложение по организации сертификации посредством Центров государственных услуг.

Порядок включения и исключения из реестра представлен в таблице:

         

          

        

Документы,

подаваемые

заявителем

в уполномоченный

орган для включении

в реестр

        

      

Рассмотрение

заявления

уполномоченным

органом

      

     

Решение

         

      

Исключение

из реестра

           

     

отказ

       

     

положительное

        

q заявление по установленной форме;

q копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или субъекта семейного предпринимательства;

q копия свидетельства о государственной регистрации права на здание и сооружение.


Документы могут быть предоставлены непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении.

Заявление рассматривается в течение 3-х рабочих дней со дня получения документов. В течение этого срока проводится изучение гостевого дома на соответствие обязательным условиям.


По результатам изучения уполномоченный государственный орган оформляет акт.


За рассмотрение заявления о включении в Реестр плата не взимается.

В случае несоответствия гостевого дома обязательным условиям, уполномоченный государственный орган в течение 1-го рабочего дня со дня оформления акта направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе во включении гостевого дома в Реестр, с указанием конкретных несоответствий и срока (до 3-х месяцев), в течение которого заявитель вправе устранить причины отказа и предоставить документы для повторного рассмотрения.


В случае устранения заявителем причин отказа повторное рассмотрение документов осуществляется в течение 2-х рабочих дней, с оформлением по результатам рассмотрения дополнительного акта.


При повторном рассмотрении не допускается приведение со стороны уполномоченного государственного органа причин отказа, ранее не изложенных заявителю в письменном уведомлении.


Заявление, поданное заявителем по истечении срока, указанного

в письменном уведомлении об отказе во включении в Реестр, считается вновь поданным и рассматривается уполномоченным государственным органом на общих основаниях.

          

При соответствии гостевого дома обязательным условиям, уполномоченный государственный орган в течение 1-го рабочего дня вносит в Реестр сведения о гостевом доме, с присвоением гостевому дому индивидуального реестрового номера и выдает заявителю выписку из реестра.


По желанию заявителя выписка может направляться в электронной форме с применением считывающих систем QR-кода.


За выдачу выписки плата не взимается.


В случае утраты или порчи выписки по письменному обращению владельца гостевого дома выдается ее дубликат.


Уполномоченный государственный орган обязан выдать (направить) дубликат выписки в течение 1-го рабочего дня со дня получения заявления, а также оригинала выписки - в случае ее порчи.


За рассмотрение заявления о переоформлении выписки и выдачу ее дубликата плата не взимается.

Исключение из реестра производится в случаях:

q подачи владельцем гостевого дома заявления о добровольном исключении из Реестра;

q прекращения деятельности индивидуального предпринимателя либо ликвидации субъекта семейного предпринимательства в установленном порядке;

q выявления уполномоченным государственным органом в ходе проведения изучения и по результатам анкетирования проживающих в гостевом доме лиц фактов систематического нарушения требований, предусмотренных Положением.


Важно! При устранении владельцем гостевого дома нарушений, выявленных в ходе изучения, он может подать повторное заявление на включение в Реестр.

      

          

Льготные кредиты


Коммерческим банкам рекомендовано по заявкам индивидуальных предпринимателей и субъектов семейного предпринимательства, включенных в Реестр, выделять льготные кредиты на следующих условиях:

q сумма до 300 МРЗП;

q процентная ставка, не выше ставки рефинансирования ЦБ (14%);

q срок - 5 лет, в т.ч. с 2-летним льготным периодом.

При этом половина суммы процентов по выделяемым кредитам коммерческих банков, процентная ставка которых не превышает 1,5-кратного размера ставки рефинансирования ЦБ, субсидируется за счет средств внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Госкомтуризма.


Налогообложение


В 3-месячный срок Министерство финансов и Госкомтуризма разработают предложения об установлении отдельной ставки фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги семейных гостевых домов, в зависимости от зон их расположения и категории. А до тех пор эти услуги, включенные в раздел III Перечня видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 07.01.2011 г. N 6) (бытовые услуги, кроме ремесленнической деятельности), облагаются фиксированным налогом по ставке, установленной для бытовых услуг:

q в Ташкенте - 2,5 МРЗП;

q в Нукусе и городах-областных центрах - 1,5 МРЗП;

q в прочих городах -  1 МРЗП;

q в прочих населенных пунктах - 0,5 МРЗП.


* * *



Постановлениями Кабинета Министров от 07.08.2018 г. N 628 и N 629 двум свободным экономическим зонам предоставлены площади в городах Самарканде и Навои.


СЭЗ "Ургут" расширяется за счет массива "Хишрав-2" г. Самарканда. Выделяемая площадь имеет следующие границы:

q с северной стороны территория канала "Даргом";

q с восточной стороны территория Центра повышения квалификации Главного управления пожарной безопасности Самаркандской области;

q с южной стороны территория земель государственного запаса вплоть до оврага;

q с западной стороны территория, прилегающая к военной базе Министерства обороны.

А СЭЗ "Навои" получила площадь в 84,1 га в г. Навои, по улице С.Айний (дома NN 27 и 69).


* * *



Утверждено Положение о требованиях, предъявляемых к местам стоянки транспортных средств лиц с инвалидностью (рег. МЮ N 3048 от 07.08.2018 г.).


С 9 ноября 2018 года на всех стоянках, расположенных на территориях рынков, торговых комплексов и других объектов, требуется отвести не менее 5% мест для стоянки транспортных средств лиц с инвалидностью. При этом количество таких мест не может быть менее 2-х.

Установлены требования к размерам таких мест. При расположении:

q под углом к направлению движения - в ширину 3,5 м, а в длину 5 м;

q параллельно направлению движения -  в ширину 2,5 метра, в длину - 7 м.

Места для транспорта инвалидов должны располагаться ближе к въезду на стоянку, а на многоэтажных парковках - на первом и других этажах ближе к лифту. При этом каждое место должно быть четко обозначено соответствующими дорожными знаками и разметкой.

Кроме того, когда стоянка расположена вдалеке от инфраструктурных объектов (учреждения здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, социальные объекты и др.) вблизи от них организуются места для стоянки автотранспорта лиц с инвалидностью.

За пользование такими местами лица с инвалидностью ничего не платят, то есть парковка - полностью бесплатная. При этом лица с инвалидностью I и II групп должны иметь при себе подтверждающую инвалидность медицинскую справку, а родители детей инвалидов до 16 лет - пенсионное удостоверение о назначении ребенку пенсии по инвалидности.


Для справки. Согласно пункту 92 Правил  дорожного движения (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 24.12.2015 г. N 370) в зоне совместного действия дорожных знаков 5.15 и 7.17, либо в зоне действия дорожной разметки 1.24 стоянка запрещается. За нарушение данного правила наступает административная ответственность по статье 128-6 КоАО (нарушение водителями транспортных средств правил остановки и стоянки). В зависимости от повторности нарушения размер может составить от 3 до 15 МРЗП.


* * *



Внесено изменение в Положение о порядке организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях (рег. МЮ N 3012 от 14.05.2018 г.).


Совместным приказом Министерства дошкольного образования и Министерства здравоохранения (рег. МЮ 07.08.2018 г. N 3012-1) внесено изменение в пункт 11 Положения о порядке организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Теперь приводить и забирать детей с дошкольных образовательных учреждений могут родители, их совершеннолетние дети,  лица их заменяющие (опекуны), дедушки, бабушки или оформленные в установленном законе порядком представители родителей.

Согласно прежней редакции соответствующего пункта документа приводить и забирать ребенка могли только родители или лица их заменяющие.


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 03.08.2018 г. N 617 утверждено Положение о механизме взаимодействия Государственного налогового комитета и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан по проведению камерального контроля целевого использования предоставленных таможенных льгот.


Камеральный контроль осуществляет ГНК на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, грузовой таможенной декларации (ГТД), а также других документов о его деятельности, имеющихся в налоговых органах.

В процессе ГНК и ГТК обмениваются сведениями о товарах, перемещаемых через таможенную границу Узбекистана, о налогоплательщиках, осуществляющих ввоз товаров.

Механизм камерального контроля следующий:

q ГТК представляет в режиме онлайн в ГНК информацию о налогоплательщиках, которым предоставлены таможенные льготы. Она в автоматическом режиме вносится в единую базу данных ГНК;

q налоговые органы ежеквартально проводят камеральный контроль целевого использования предоставленных таможенных льгот по всем налогоплательщикам, применившим таможенные льготы. Вмешательства в их деятельность не происходит, осуществляется анализ представленной налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также полученных от таможенных органов ГТД;

q в процессе камерального контроля сопоставляется цель использования льгот по таможенным платежам и фактическое использование ввозимых товаров. В частности, определяется:

а) наличие нормативно-правового акта, в соответствии с которым представлены таможенные льготы;

б) правильность ведения бухгалтерского учета примененных льгот и использования высвобождаемых средств на цели, предусмотренные нормативно-правовыми актами;

в) использование товарно-материальных запасов и основных средств по назначению и соответствие льготного периода применению льгот по таможенным платежам;

q по итогам камерального контроля сотрудник налоговой службы оформляет акт по утвержденной форме, в котором указываются факты расхождений и причины нецелевого использования таможенных льгот. Один экземпляр акта в тот же день направляется налогоплательщику;

q ГНК ежеквартально направляет в ГТК информацию о выявленных фактах нецелевого использования предоставленных таможенных льгот и принятых мерах. В 3-дневный срок после получения информации она направляется территориальным таможенным органам для принятия соответствующих мер (взыскания сумм в результате нецелевого использования льгот в бюджет).


Важно! В процессе камерального контроля налогоплательщик вправе предоставить обоснование по выявленным расхождениям, представить подтверждающие документы в письменной или электронной форме.


* * *



Подписан Указ Президента от 02.08.2018 г. N УП-5499 "О мерах по правовому сопровождению осуществляемых налоговых и таможенных реформ в Республике Узбекистан".


Управление по надзору за исполнением законодательства в таможенной и налоговой сферах Генеральной прокуратуры преобразовано в Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере осуществления налоговых и таможенных реформ Генеральной прокуратуры. Главные направления его деятельности лежат в плоскости трех сфер:

q преобразование деятельности органов государственной налоговой службы в сервисно-ориентированную службу;

q правовое сопровождение осуществляемых налоговых и таможенных реформ;

q координация деятельности по выявлению резервов дополнительных доходов в бюджет.


Напомним, в июне т.г. вышли программные документы по реформированию налоговой и таможенной сфер: Указ Президента от 29.06.2018 г. N УП-5468 "О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан";  постановления Президента от 26.06.2018 г. N ПП-3802 "О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы" и от 29.06.2018 г. N ПП-3818 "О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан".


Кроме того, вводятся должности заместителя Генерального прокурора, заместителей прокурора Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, заместителей и помощников прокуроров районов (городов), ответственных за осуществление надзора за исполнением законодательства в налоговой и таможенной сферах.

Под руководством зампрокуроров Каракалпакстана, областей и Ташкента образуют экспертные рабочие группы по реализации налоговых реформ и выявлению резервов дополнительных доходов в бюджет из числа квалифицированных специалистов госорганов и иных организаций. А в  недельный срок, по мере их формирования, в разрезе каждого района (города) создадут рабочие подгруппы, направление деятельности которых определят исходя из паспортизируемой категории налогоплательщиков и объектов налогообложения (физические лица, рынки, торговые комплексы, иные субъекты предпринимательства и др.).

Конкретные пошаговые действия членов рабочих групп пропишут в отдельном положении, исходя из возложенных на них задач и реального экономического потенциала соответствующей территории.


Важно! С 01.10.2018 г. должны внедрить информационную систему автоматизированного учета взимания разового сбора, арендной платы и поступлений от оказания услуг рынками и торговыми комплексами.


* * *



Согласно Постановлению Президента от 02.08.2018 года N ПП-3895 в районах и городах Республики Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте создадут современные деловые центры в формате "Business city".


Решения об их создании с конкретной территорией до 01.01.2019 г. примут Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и г. Ташкента по согласованию с Кабинетом Министров.

Механизм реализации проекта следующий:

q после определения территории проведут инвентаризацию сносимых жилых домов, нежилых зданий и сооружений с определением перечня фактически проживающих семей (по состоянию на 01.01.2019 г.);

q территорию разделят на участки (лоты) и отберут инвесторов по конкурсу на основе наилучших предложений;

q затраты по возмещению убытков гражданам и организациям, по расчистке территории и проведению земляных работ, строительству внутриплощадочных сетей, благоустройству территории общего пользования, проведению рекламы и презентаций, а также оплате услуг консалтинговых и архитектурных компаний покроют за счет средств инвесторов в пропорциональных долях от в зависимости от размеров предоставляемых им участков и других источников;

q строительство подводящих инженерных сетей - за счет собственных средств АО "Узбекэнерго", АО "Узтрансгаз", АК "Узбектелеком" и органов госвласти на местах;

q привлекаемые инвесторами подрядчики допускаются к строительству на условиях "под ключ" без лицензий и разрешений методом "fast-track" (одновременное проектирование, закупка и строительные работы).

В рамках проекта предоставлены льготы в виде освобождения:

а) сроком до 1 января 2021 года:

q инвесторов - от уплаты налога на имущество и земельного налога;

q генеральной проектной и генеральной подрядной организации - от уплаты НДС по работам (услугам) выполняемым (оказываемым) нерезидентами;

q организаций-нерезидентов - от уплаты налога на прибыль по доходам, полученным как через постоянное учреждение, так и у источника выплаты в Узбекистане;

q дирекций, инвесторов, генподрядной организации -  от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимую строительную технику, оборудование, комплектующие изделия, запасные части, строительные материалы, металлоконструкции, не производимые в Узбекистане, ввозимые по формируемым в установленном порядке перечням;

б) дирекций от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды на весь период функционирования центров "Business city"

А привлекаемым иностранным специалистам обеспечат бесплатное оформление всех документов: от въездных виз и прописки до подтверждений на право осуществления трудовой деятельности на территории Узбекистана.

Все описанные выше льготы распространены также на Международный деловой центр "Tashkent city".


* * *



Постановлением Президента от 19.07.2018 г. N ПП-3874 утверждена новая редакция Положения о порядке разработки, проведения комплексной экспертизы и утверждения предпроектной и проектной документации инвестиционных и инфраструктурных проектов.


Для справки. По республике на основе специальных программ (инвестиционные программы, государственные программы развития) под координацией государства реализуются:

q инвестиционные проекты - направлены на осуществление или привлечение инвестиций для получения экономических, социальных и других выгод;

q инфраструктурные проекты - направлены на строительство, модернизацию, реконструкцию и расширение социальных, дорожно-транспортных, водохозяйственных и инженерно-коммуникационных объектов с низкой рентабельностью либо ее отсутствием.

Поскольку в их финансировании наряду с вложениями инвесторов участвуют государственные средства, процесс управления такими проектами нуждается в тщательном документальном оформлении.

Упрощенно выражаясь, перед участниками проекта стоит конкретная задача (например, строительство металлургического завода). Нужно определить на какой из вариантов решения этой задачи выделять деньги, т.е. речь идет об эффективном планировании и проектировании (например, какой вид печи предпочтителен с учетом доступности того или иного сырья и топлива). Затем требуется определить подрядчиков, которые будут осуществлять строительство, т.е. обеспечивается эффективное расходование денег. При этом правильность принимаемых решений проверяется путем экспертизы соответствующих документов.

Принятый документ несколько ослабил бюрократические требования.

Во-первых, объединили в один два самостоятельных прежде вида документов - предварительные технико-экономические обоснования и расчеты (ПТЭО/ПТЭР) и окончательные технико-экономические обоснования и расчеты (ТЭО/ТЭР). Теперь существует только ТЭО/ТЭР, в которых обоснуется выбор наиболее эффективного технико-технологического и организационного решения реализации проекта на основе рассмотрения вариантов, определяется предельная стоимость проекта в целом и объем потребности в финансировании с учетом проработанных предварительных условий финансирования проектов.

Таким образом перечень документов по проектам теперь включает в себя:

q техническое задание на разработку ТЭО/ТЭР;

q ТЭО/ТЭР;

q рабочая документация (рабочий проект);

q тендерная (конкурсная) документация.

При этом если раньше экспертиза ПТЭО/ПТЭР и ТЭО/ТЭР занимала до 50 рабочих дней (ПТЭО/ПТЭР - до 30 рабочих дней, ТЭО/ТЭР - до 20 рабочих дней), то после их объединения на это уйдет не более 30 рабочих дней.

Во-вторых, пересмотрели перечень проектов, документы по которым должны проходить экспертизу в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан" (далее - Центр). Теперь он выглядит следующим образом:

       

      

          

Обязательная экспертиза

            

         

Добровольная экспертиза

      

1. Проекты, финансируемые из Фонда финансирования государственных программ развития при Кабинете Министров, Фонда реконструкции и развития Узбекистана, кредитов (займов), привлеченных Правительством или под его гарантию:

q инфраструктурные проекты с применением типовых и повторно применяемых проектов (строительство объектов социальной сферы и жилищного фонда) - в части экспертизы типового проекта. Экспертиза дальнейшей привязки типового проекта осуществляется в ГУП "Экспертиза строительной документации" при Минстрое;

q индивидуальные и остальные инвестиционные и инфраструктурные проекты со стоимостью 10 млрд сумов и более. Проекты менее 10 млрд сумов проходят экспертизу в ГУП "Экспертиза строительной документации" при Минстрое;

2. Проекты, реализуемые на основании отдельных решений Президента, предусматривающих предоставление льгот по налогам и другим обязательным платежам, кроме проектов:

q с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;

q для которых решениями Президента установлен отдельный порядок разработки, проведения экспертизы и утверждения;

q реализуемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции;

3. Проекты, стоимостью в экв. 5 млн долларов США, которые реализуются госорганами, органами хозуправления, хозсубъектами с долей государства в уставном фонде (капитале) 50% и более и хозяйствующими субъектами, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юрлицу с долей государства 50% и более. Исключение - проекты, финансирование которых осуществляется согласно пункту 1;

4. Проекты, предусматривающие добычу и/или переработку стратегических полезных ископаемых (драгоценные, цветные, редкие и редкоземельные металлы, углеводороды, уголь, уран). Кроме проектов:

q  для которых решениями Президента установлен отдельный порядок разработки, проведения экспертизы и утверждения;

q реализуемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции.

1. Проекты:

q с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;

q для которых решениями Президента установлен отдельный порядок разработки, проведения экспертизы и утверждения;

q реализуемые в соответствии с соглашениями о разделе продукции;

q осуществляемые субъектами частного предпринимательства независимо от источников финансирования, в т.ч. включенных в Госпрограммы развития (при условии, если это связано со стратегическими полезными ископаемыми);

2. Проекты, не менее 70% которых финансируются за счет прямых иностранных инвестиций независимо от источников финансирования оставшейся части (при условии, если это связано со стратегическими полезными ископаемыми).

3. Любые иные проекты.

         

      

В-третьих, определен пакет документов, представляемых на экспертизу:

          

       

По техническому заданию:


q письменная заявка на проведение комплексной экспертизы, содержащая наименование инициатора (заказчика) и проекта;

q проект технического задания;

q протокол решения отраслевого научно-технического совета.


По ТЭО/ТЭР проекта:


q письменная заявка на проведение комплексной экспертизы, содержащая наименование инициатора (заказчика) и проекта, стоимость и источники финансирования проекта, перечень предоставляемых для проведения комплексной экспертизы документов;

q ТЭО/ТЭР проекта с приложением к нему исходных материалов и документации (приводятся в тексте акта).


       

         

Также Постановлением Президента от 19.07.2018 г. N ПП-3874 скорректированы случаи, когда указанные документы проходят комплексную экспертизу и регистрацию в Центре при Национальном агентстве проектного управления.



Тендерная документация и техзадания


Для справки:


тендерная документация - пакет документов, содержащих исходную информацию об условиях организации и процедуре проведения тендера, а также квалификационных, технических, ценовых и иных характеристиках товара (работы, услуги), выставляемых на тендер;

техническое задание (не путать с техническим заданием на разработку ТЭО/ТЭР) - документ, содержащий требования государственного заказчика к основному назначению товара (работы, услуги), его характеристике, описание первичных данных, целей и задач государственной закупки, сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, гарантии качества, описание и объем, формы отчетности (при необходимости), обоснование требований к товару (работам, услугам), эквивалентные показатели, экономические, иные специальные требования.


Теперь в Положении о порядке проведения комплексной экспертизы тендерной документации и технического задания на государственную закупку товаров (работ, услуг) (приложение N 2 к Постановлению Президента от 20.02.2018 г. N ПП-3550) закреплено, что в Центре подлежит экспертизе:

а) тендерная документация по госзакупкам на сумму, превышающую по одному договору:

q 6 тысяч МРЗП, осуществляемым бюджетным заказчиком (ранее - экв. 100 тыс. долл. США);

q 25 тысяч МРЗП, осуществляемым корпоративным заказчиком (ранее - экв. 500 тыс. долл. США).

При этом уточнено: если корпоративный заказчик осуществляет госзакупку за счет бюджетных средств, корпоративный заказчик в рамках данной закупки рассматривается в качестве бюджетного заказчика.

б) технические задания:

q на госзакупку товаров (работ, услуг) на сумму свыше 5 тыс. МРЗП (ранее - 100 тыс. долл. США);

q на госзакупку товаров (работ, услуг) на сумму свыше в экв. 50 тыс. долларов США, осуществляемую стратегическим закупщиком, а также организацией, в уставном фонде (капитале) которой имеется доля стратегического закупщика (осталось без изменений).

При этом уточнено: технические задания на госзакупку товаров (работ, услуг) через единых поставщиков или агентов, вносятся в Центр для экспертизы непосредственно заказчиками после согласования с едиными поставщиками или агентами.



Контракты


А согласно поправкам к Положению о порядке проведения экспертизы и регистрации контрактов (приложение N 3 к Постановлению Президента от 20.02.2018 г. N ПП-3550) экспертизе и регистрации подлежат:

а) контракты, импортные контракты и дополнительные соглашения к ним на сумму, превышающую в экв. 50 тыс. долл. США, заключаемые стратегическими закупщиками, а также организациями, в уставном фонде (капитале) которых имеется доля стратегических закупщиков (ранее - необходимость экспертизы и регистрации дополнительных соглашений была под вопросом). При этом комплексная экспертиза допсоглашений оплачивается в случае увеличения стоимости контрактов, импортных контрактов в размере 0,1% от суммы допсоглашения;

б) импортные контракты и дополнительные соглашения к ним на сумму свыше в экв. 100 тыс. долл. США, заключаемые бюджетными и корпоративными заказчиками (ранее - определялось по источникам средств на закупку: бюджетные средства, целевые фонды, внешние заимствования и т.д.);

в) импортные контракты и допсоглашения к ним на сумму в экв. 100 тыс. долл. США, заключаемые за счет средств бюджетов бюджетной системы, Фонда финансирования государственных программ развития Узбекистана, а также Фонда реконструкции и развития Узбекистана (ранее - экспертизе подлежали контракты в рамках проектов, включенных в госпрограммы развития, либо решения Президента и Правительства, даже когда они финансировались частными инвесторами).



Когда экспертиза и регистрация не требуются

            

                

     

Тендерная документация

и технические задания

на государственную закупку

        

     

Контракты

         

При государственной закупке:

q товаров (работ, услуг), по которым решениями Президента или Кабинета Министров определены конкретные поставщики и/или стоимость товаров (работ, услуг);

q товаров (работ, услуг) для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, а также обороноспособности;

q товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения нужд Республики Узбекистан в случаях чрезвычайных ситуаций;

q товаров (работ, услуг) для подготовки и проведения выборов Президента, в Олий Мажлис, областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов, а также референдумов;

q в связи с назначением адвоката (представителя) для участия в судебных разбирательствах;

q товаров (работ, услуг), на которые установлены фиксированные цены в соответствии с законодательством;

q товаров (работ, услуг) у единого поставщика в соответствии с законодательством о государственных закупках;

q товаров (работ, услуг), приобретаемых в рамках проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;

q за счет частных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций;

q товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашениями о разделе продукции;

q по осуществлению банковских (межбанковских) операций и/или банковских (межбанковских) услуг;

q по лизинговой операции согласно трехстороннему договору, в котором лизингополучателем не является государственный заказчик, стратегический закупщик, а также юридическое лицо, у которого имеется доля стратегического закупщика;

q страховых услуг (обязательные виды страхования);

q ценных бумаг;

q товаров (работ, услуг) посредством электронных торгов на отдельных специализированных торговых площадках (биржах) Узбекистана;

q товаров (работ, услуг) между хозяйствующим субъектом и его внутриведомственным предприятием (подразделением), входящим в его структуру;

q товаров (работ, услуг) между стратегическим закупщиком и организацией, в уставном фонде (капитале) которого имеется доля данного стратегического закупщика;

q товаров с целью реализации на территории беспошлинной торговли;

q услуг международной электросвязи (международный телефонный голосовой трафик и доступ в сеть Интернет).

           

В отношении контрактов, импортных контрактов, заключаемых:

q субъектами частного предпринимательства;

q для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, а также обороноспособности;

q для приобретения товаров (работ, услуг) необходимых для обеспечения нужд Узбекистана в случаях чрезвычайных ситуаций;

q для подготовки и проведения выборов Президента, в Олий Мажлис, областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов, а также референдумов;

q в связи с назначением адвоката (представителя) для участия в судебных разбирательствах;

q для приобретения товаров (работ, услуг), на которые установлены фиксированные цены в соответствии с законодательством;

q для приобретения Товаров (работ, услуг) у единого поставщика в соответствии с законодательством о государственных закупках;

q для приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашениями о разделе продукции, а также за счет прямых иностранных инвестиций;

q по осуществлению банковских (межбанковских) операций и/или банковских (межбанковских) услуг;

q по лизинговой операции согласно трехстороннему договору, в котором лизингополучателем не является государственный заказчик, стратегический закупщик, а также юридическое лицо, у которого имеется доля стратегического закупщика;

q для приобретения страховых услуг (обязательные виды страхования);

q для приобретения ценных бумаг;

q для приобретения товаров (работ, услуг) посредством электронных торгов на отдельных специализированных торговых площадках (биржах) Узбекистана;

q между хозяйствующим субъектом и его внутриведомственным предприятием (подразделением), входящим в его структуру;

q между стратегическим закупщиком и организацией, в уставном фонде (капитале) которого имеется доля данного стратегического закупщика;

q в рамках проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций;

q для приобретения товаров с целью реализации на территории беспошлинной торговли;

q для приобретения услуг международной электросвязи (международный телефонный голосовой трафик и доступ в сеть Интернет).


Не требуется также в отношении контрактов, импортных контрактов, если международными договорами и инвестиционными соглашениями предусмотрен иной порядок.

         

       

      

Важно! Отсутствие требования по проведению экспертизы тендерной документации и техзаданий на госзакупку отдельных видов товаров (работ, услуг), а также экспертизы и регистрации некоторых контрактов, импортных контрактов, не отменяет обязательность проведения в этих случаях соответствующих закупочных процедур (часть 3 статьи 1 Закона "О государственных закупках").