язык интерфейса

2013 год

2013 год/ Собрание законодательства РУз N 41

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


N 41


                 

7 октября Президент Республики Узбекистан подписал Закон "О внесении изменений и дополнений, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан". На основании этого Закона:


q КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ДОПОЛНЕН НОВЫМИ РАЗМЕРАМИ ШТРАФОВ


Так, вырос с 15 до 20 МРЗП максимальный размер штрафа за повторное совершение должностными лицами хозяйствующих субъектов нарушений правил ведения бухгалтерского учета и с 5 до 10 МРЗП - за отсутствие или ведение этого учета с нарушениями установленного порядка, повлекших занижение сумм налога, за непредставление налоговых отчетов по установленной форме, за непредставление в установленный срок выявленных по результатам камерального контроля обоснований расхождений или уточненной налоговой отчетности.

Увеличен размер штрафа в отношении должностных лиц организаций и предприятий за занятие деятельностью без лицензии и разрешительных документов до 20 МРЗП.

Теперь норма, устанавливающая ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, дополнена частью, предусматривающей ответственность за воспрепятствование родителями или лицами, их заменяющими, получению детьми обязательного 12-летнего образования с санкцией в виде штрафа от 5 до 10 минимальных размеров заработной платы.

Внесены изменения и в нормы, определяющие размеры административного взыскания за нарушения законодательства о градостроительстве. Так, нарушение требований при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, технических регламентов при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, уклонение от исполнения предписаний органов государственного архитектурно-строительного надзора влекут штраф, налагаемый на должностных лиц, от 3 до 5 МРЗП, повторное нарушение в этом случае наказывается в размере от 5 до 10 МРЗП. При нарушении правил приемки в эксплуатацию законченных зданий и сооружений, генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, планов реконструкции районов исторической застройки, качества застройки и благоустройства кварталов, микрорайонов и прочих населенных пунктов, а также архитектурных решений зданий и сооружений установлен штраф от 5 до 10 МРЗП, а при повторном в течение года совершении правонарушения - от 10 до 15 МРЗП. Причем штрафы налагаются на должностных лиц.

Строительство объектов без положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию, в том числе на рабочую документацию, а также без регистрации и разрешения органов государственного архитектурно-строительного надзора влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 до 15 МРЗП, повторное нарушение - от 15 до 30 МРЗП.

Внесены и другие изменения.



q НАРУШИТЕЛЕЙ СТАНДАРТОВ И ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ

БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ ЖЕСТЧЕ


Соответствующие изменения внесены в законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг" и Кодекс об административной ответственности.

Так, за невыполнение предписаний государственных инспекторов о запрете производства или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции в случаях ее несоответствия обязательным требованиям стандартов к административной ответственности привлекаются должностные лица субъектов хозяйственной деятельности и индивидуальные предприниматели.

Наказания за невыполнение соответствующих предписаний теперь определены Кодексом об административной ответственности. Указанное правонарушение влечет наложение штрафа от 2 до 3 минимальных размеров заработной платы. А если в течение года после применения административного взыскания допущены повторные нарушения, сумма штрафа составит от 3 до 10 МРЗП.

Отменены экономические санкции и за реализацию несертифицированной продукции, подлежащей обязательной сертификации. В этом случае также привлекаются к административной ответственности должностные лица изготовителей (предпринимателей) и индивидуальные предприниматели. При этом применение административного взыскания не освобождает изготовителей (предпринимателей) от проведения обязательной сертификации.



q ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ БИРЖЕЙ ПРЕДПИСАНИЙ

ВИНОВНЫХ СТАНУТ ШТРАФОВАТЬ


Согласно внесенным изменениям Кодекс об административной ответственности дополнен статьей, предусматривающей ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о биржевой деятельности. В частности, за невыполнение предписаний уполномоченных органов по регулированию деятельности бирж об устранении нарушений должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 5 до 10 минимальных размеров заработной платы.

Повторное правонарушение, совершенное ими в течение года после применения административного взыскания, чревато для должностных лиц штрафом от 10 до 20 МРЗП.

Исключение составляют случаи, когда при невыполнении биржами указанных предписаний уполномоченные органы по регулированию деятельности бирж вправе приостановить действие лицензии биржи не более чем на 10 рабочих дней либо обратиться в суд о приостановлении на срок более 10 рабочих дней или прекращении действия лицензии биржи.

Напомним, что ранее уполномоченные органы при невыполнении биржами их предписаний, помимо остающихся в силе вышеназванных мер, также имели право обратиться в суд с иском о взыскании с биржи и(или) ее членов штрафа в размере до 200 МРЗП.



q ГАРАНТИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА УСИЛЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ


Согласно внесенным изменениям в Закон "О занятости населения" работодатель обязан принять на работу лиц из указываемых в Законе категорий населения, которые направляются местными органами по труду и другими органами для трудоустройства в счет установленного минимального количества рабочих мест.

К пользующимся дополнительными гарантиями по трудоустройству категориям населения, в частности, относятся:

молодежь, окончившая средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, а также выпускники высших учебных заведений, обучавшиеся по государственным грантам;

уволенные со срочной военной службы из Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Дополнительные гарантии по трудоустройству действуют и в отношении лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания или подвергавшихся принудительным мерам медицинского характера по решению суда, жертв торговли людьми и т.д.

За невыполнение решений органов государственной власти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, а также в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных лиц, получивших среднее специальное, профессиональное и высшее образование или направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, должностные лица предприятий, учреждений и организаций привлекаются к административной ответственности.

Санкции за указанное правонарушение в виде штрафов, налагаемых на виновных должностных лиц, установлены путем внесения соответствующих дополнений в Кодекс об административной ответственности. В зависимости от конкретного однократного или повторного правонарушения размер штрафа может составить от 3 до 10 МРЗП.

Закон предусматривает и другие изменения, касающиеся обеспечения занятости населения.



q УСИЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ЗА НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ


В частности, норма Кодекса об административной ответственности, устанавливающая ответственность за расточительное расходование электрической и тепловой энергии, дополнена частью, в соответствии с которой должностным лицам при повторном совершении указанного правонарушения грозит штраф от 15 до 30 минимальных размеров зарплаты.

Также внесением изменений в Закон "О рациональном использовании энергии" усилена ответственность должностных лиц предприятий и организаций, занятых в сфере производства и потребления энергии. Теперь за нерациональное использование энергии несут персональную ответственность виновные должностные лица организаций. Ранее экономические санкции применялись к юридическим лицам за:

нарушение показателей качества энергии;

прямые потери энергии, установленные инструментальным или нормативным методом;

выпуск продукции, показатели энергоэффективности которой не соответствуют требованиям нормативных документов;

нарушение приборного учета потребления энергии;

использование несертифицированного энергетического оборудования, элементов сетей и систем энергоснабжения;

необеспечение установленной доли использования имеющихся вторичных энергоресурсов.

Теперь же за эти нарушения ответят должностные лица в административном порядке, но это не освобождает юридические лица, занятые в сфере производства и потребления энергии, от обязанности возмещения причиненного ими ущерба.



q САМОВОЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ К НЕФТЕГАЗОПРОВОДАМ

ПОВЛЕЧЕТ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ


Внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за совершение кражи путем несанкционированного подключения к нефтепроводам, газопроводам, а также за их повреждение и приведение в негодность.

Данные меры обусловлены необходимостью совершенствования уголовно-правовой базы, регламентирующей сферу противодействия хищениям из трубопроводов. В большинстве случаев указанные виды правонарушений совершаются группой лиц, так как требуют налаженного канала розничного сбыта похищенной продукции. В то же время хищение необработанного газоконденсата или нефти становится источником распространения вредных веществ, содержащихся в данных продуктах, среди населения в виде заменителя автомобильного топлива. При этом некондиционное низкого качества топливо причиняет значительный ущерб интересам потребителей.

Согласно внесенным в Уголовный кодекс дополнениям за кражу из нефтепроводов, газопроводов, нефте- и газопродуктопроводов предусмотрена ответственность в виде штрафа до 300 минимальных размеров заработной платы или исправительных работ на срок от 2 до 3 лет либо лишения свободы от 3 до 5 лет.

Умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, газопроводов, нефте- и газопродуктопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы, наказываются штрафом до 100 МРЗП или исправительными работами до 2 лет либо лишением свободы до 3 лет.

За те же действия, совершенные повторно, по предварительному сговору группой лиц либо в отношении магистральных трубопроводов или повлекшие крупный ущерб, а также средней тяжести или тяжкое телесное повреждение, предусмотрены штраф до 300 МРЗП или исправительные работы от 2 до 3 лет либо лишение свободы от 3 до 5 лет.

Если в результате тех же действий погибнет человек либо будет нанесен особо крупный ущерб, то можно лишиться свободы на срок от 5 до 8 лет.

За те же действия, повлекшие человеческие жертвы либо иные тяжкие последствия, установлено более суровое наказание - от 8 до 10 лет лишения свободы.



q ЧЕК ТЕРМИНАЛА - ДОКУМЕНТ УЧЕТА


Изменения, внесенные в Закон "О бухгалтерском учете" (от 30.08.1996 г. N 279-I) законодательно закрепили норму, введенную ранее Указом Президента "О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства" (от 24.08.2011 г. N УП-4354). Согласно этой норме чеки платежных терминалов, выдаваемые при оплате с использованием корпоративных пластиковых карт товаров (работ, услуг), приобретаемых хозяйствующими субъектами в сфере торговли и сервиса, признаются первичными учетными документами.



q У СТРАХОВАТЕЛЯ СОГЛАСИЯ НЕ СПРОСЯТ


Дополнения, внесенные в Закон "О страховой деятельности" (от 5.04.2002 г. N 358-II) позволяют страховщикам без согласия страхователей в установленном порядке представлять справки о сведениях страхователей и застрахованных лиц органам госуправления, осуществляющим контроль за исполнением обязанности по обязательному страхованию. Исключением являются справки о здоровье страхователей и застрахованных лиц, наличии банковских счетов, остатках и движении денег на них. Для представления справок с такими сведениями требуется согласие страхователей.



q ЗА ЗАЩИЩЕННОСТЬ ИНВАЛИДОВ ОТВЕТСТВЕННЫ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА


Законом вводится порядок, по которому ответственность за нарушение законодательства о социальной защищенности инвалидов несут конкретные виновные должностные лица организаций.

Согласно изменениям, внесенным в Закон "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" (от 18.11.1991 г. N 422-XII, в редакции Закона от 11.07.2008 г. N ЗРУ-162), за невыполнение обязанностей по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, средствами связи и информации привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций, санкции в отношении которых теперь указаны в Кодексе об административной ответственности в виде штрафа от 10 до 15 минимальных размеров заработной платы. За то же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, им придется заплатить штраф от 15 до 30 "минималок". Применение административного взыскания не освобождает организацию от обязанности выполнить указанные выше требования (ранее экономическая ответственность юридических лиц за подобные нарушения предусматривала штраф от 70 до 100 МРЗП).

За невыполнение решений органов госвласти на местах по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов также предусмотрена ответственность должностных лиц - штраф от 3 до 5 МРЗП. Если же данное правонарушение совершено повторно в течение года после применения административного взыскания, то виновные будут наказываться штрафом от 5 до 10 МРЗП.

Административное наказание должностного лица не освободит организацию от исполнения требований по обеспечению занятости инвалидов (прежде за неисполнение решений госорганов по созданию минимального количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов предприятия платили штраф за каждое несозданное рабочее место, равный среднегодовой зарплате его работника).

Гарантии по созданию специализированных предприятий, цехов и участков для использования труда инвалидов с учетом их потребностей и местных особенностей, преимущественного права участия слабовидящих в производстве, условия которого соответствуют их возможностям, не изменились. Сохранены и обязанности госорганов, организаций по оказанию помощи работающим на дому или осуществляющим предпринимательскую деятельность инвалидам в предоставлении нежилых помещений для их деятельности, приобретении сырья и сбыте продукции.



q Законом также внесены изменения в Налоговый, Таможенный и Трудовой кодексы.


В изменениях и дополнениях, вносимых Законом N ЗРУ-355, наблюдается общая тенденция, охватывающая все изменяемые акты. Ответственность за правонарушения персонифицируется, она возлагается на должностных лиц. При этом смягчаются санкции и порядок их применения по отношению к хозяйствующим субъектам.

Так, в Налоговый кодекс внесены изменения в порядок погашения доначисленных по результатам проверок сумм налогов. Теперь юридические лица, направив письменное уведомление в налоговый орган, вправе уплачивать доначисленные по результатам проверок налоги и другие обязательные платежи, а также финансовые санкции равными долями в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании (ранее такой порядок применялся только в отношении доначисленных платежей и финансовых санкций, превышающих в совокупности 20% от суммы текущих активов). Теперь рамки, ограничивающие для юридического лица возможность пользоваться этой нормой, сняты.

В Налоговый кодекс включена норма, определяющая периодичность проведения плановых налоговых проверок финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) частных банковских и иных частных финансовых институтов - не чаще одного раза в 5 лет. Таким образом Кодекс приводится в соответствие с ранее принятым нормативно-правовым актом. Напомним, что 17 декабря 2012 года Президент подписал Закон "О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности" (N ЗРУ-339). Его статьей 20 установлено, что проверки деятельности частных банковских и финансовых институтов, проводимые контролирующими органами, могут осуществляться в плановом порядке не чаще 1 раза в 5 лет по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов в соответствии с законодательством. Закон действует с середины декабря 2012 года.

В Кодексе закреплен также ряд льгот, введенных ранее принятыми нормативными актами. В частности, в число налогоплательщиков, пользующихся льготами по уплате единого земельного налога, включены юридические лица, внедрившие систему капельного орошения. Они освобождаются от уплаты налога с капельно орошаемого земельного участка на 5 лет с начала месяца внедрения этой ирригационной системы.

Освобождаются от уплаты налога доходы физических лиц, привлекаемых на сельскохозяйственные работы по уборке хлопка-сырца, полученные за выполнение этих работ.

Документ содержит ряд других изменений в Налоговый кодекс.



q Наиболее важными изменениями, внесенными в Таможенный кодекс, являются ограничение предельного срока таможенного контроля 3 годами и запрещение доначисления таможенных платежей по истечении 1 года с момента таможенной очистки товаров.

В случае доначисления таможенных платежей юридические лица, направив письменное уведомление в таможенный орган, вправе осуществлять уплату доначисленных по результатам проверок таможенных платежей и финансовых санкций равными долями в течение 6 месяцев со дня принятия решения об их взыскании.

Кроме того, из главы 15 Кодекса, регламентирующей ответственность юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за отдельные виды нарушений таможенного законодательства, исключены 15 статей. Зато усилены санкции за нарушение таможенного законодательства, предусмотренные Кодексом об административной ответственности.



q Изменения, вносимые в Трудовой кодекс, усилили гарантии трудовой занятости и правовой защиты в отношениях с работодателем для ряда нуждающихся в этом категорий населения. Так, молодежь, окончившая средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, а также выпускники высших учебных заведений, обучавшиеся по государственным грантам, включены в число категорий населения, представители которых могут быть направлены органами по труду для трудоустройства в счет установленного количества рабочих мест. Работодатель и уполномоченные им лица, необоснованно отказавшие в приеме на работу, несут установленную законодательством ответственность.

Выпускникам средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений, поступающим на работу впервые в течение 3 лет со дня окончания соответствующего образовательного учреждения, а также работникам, с которыми заключается трудовой договор на срок до 6 месяцев, не может быть установлено предварительное испытание при приеме. Как и ранее, предварительное испытание не устанавливается при приеме на работу беременных женщин; женщин, имеющих детей до 3 лет; лиц, направленных на работу в счет минимального количества рабочих мест, установленного для предприятия.

Согласно изменениям, внесенным в Кодекс об административной ответственности, необоснованный отказ в приеме на работу лиц, направленных на предприятия, в учреждения и организации местными органами по труду при наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 7 минимальных размеров заработной платы.


Закон N ЗРУ-355 вступил в силу со дня его официального опубликования в газетах "Народное слово" и "Халк сузи" - 8 октября 2013 года.


* * *



В целях дальнейшего совершенствования системы организации городского пассажирского транспорта, повышения безопасности и качества пассажирских перевозок Президентом страны 9 октября 2013 года подписано Постановление "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы организации пассажирского транспорта в г.Ташкенте" N ПП-2048.

Документом определены важнейшие задачи и направления дальнейшего совершенствования системы организации городского пассажирского транспорта.

Так, с 1 января 2014 года в столице устанавливается порядок, в соответствии с которым:

запрещается дублирование маршрутов движения линейных автобусов и маршрутных такси, а также использование на городских пассажирских перевозках автотранспортных средств (автобусов и микроавтобусов), привлеченных на условиях аренды у физических лиц;

в составе автобусных парков должны быть созданы специализированные автоколонны по перевозке пассажиров маршрутными такси, укомплектованные квалифицированным водительским персоналом и современным, отвечающим требованиям безопасности перевозки пассажиров подвижным составом.

При этом особое внимание рекомендовано уделить обеспечению необходимой системы и порядка перевозки пассажиров частными маршрутными такси. В первую очередь - оснащению транспортными средствами, отвечающими строгим техническим требованиям безопасности перевозки пассажиров. Указанные автотранспортные средства должны проходить своевременное техобслуживание и ремонтироваться в автобусных парках. Также обязателен для них предрейсовый технический осмотр, а для водителей - медицинское освидетельствование. В связи с этим Кабинету Министров поручено принять специальное положение о пассажирских перевозках частными маршрутными такси.

В целях дальнейшей оптимизации автобусных маршрутов и определения рационального количества подвижного состава для повышения эффективности пассажирских перевозок планируется на системной основе проводить обследования пассажирских потоков на всех видах городского общественного транспорта города Ташкента.

Документом также предусматривается ввод новой системы эксплуатации подвижного состава, позволяющей использовать на одном маршруте автобусы большой и средней вместимости в зависимости от интенсивности пассажиропотока в различное время суток.

Для оптимизации городских и пригородных маршрутов конечные остановки пригородных маршрутов будут вынесены на Ташкентскую кольцевую автодорогу, где в наиболее удобных для пассажиров местах пересадки запланировано строительство пассажирских автостанций, площадок для парковки пригородных линейных такси.

Строгое соблюдение графиков и интервалов движения общественного транспорта будет отслеживать внедряемая система удаленного контроля (GPS) за движением подвижного состава в режиме он-лайн.

Кроме того, запланировано усовершенствование системы материального стимулирования труда работников транспортных предприятий, направленной на повышение доли стимулирующих выплат к базовой тарифной ставке.

Документом также принято решение о ликвидации ассоциации по пассажирским перевозкам "Тошшахартрансхизмат" и входящих в ее состав акционерных компаний "Тошавтобустранс" и "Тошпасремсервис", государственной компании "Тошэлектротранс". На базе ассоциации будет образована акционерная компания "Тошшахартрансхизмат", которая станет правопреемником по правам и обязательствам ликвидируемой ассоциации и входящих в ее состав компаний.

Установлено, что кредиты Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, привлеченные для приобретения 400 единиц автобусов "Mercedes-Benz Conecto Low Floor", будут погашаться за счет средств, которые поступят от реализации зданий и сооружений, находящихся на балансе организаций, входящих в состав АК "Тошшахартрансхизмат", за вычетом расходов, связанных с их оценкой и реализацией.

Постановлением утверждена обновленная структура исполнительного аппарата Департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта хокимията г.Ташкента и одобрена структура исполнительного аппарата АК "Тошшахартрансхизмат".


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 8.10.2013 г. N 276 внесены изменения и дополнение в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан.

В Положении о Главной государственной инспекции по карантину растений (утверждено Постановлением КМ от 5.12.1995 г. N 449) скорректирована одна из основных задач Узглавгоскарантина. Инспекция будет выдавать карантинные разрешения на импорт семян, растений и продукции растительного происхождения, а также на грузы, следующие транзитом через территорию республики, содержащие семена, растения и продукцию растительного происхождения. Разрешения на другие неподкарантинные грузы теперь не требуется.

В Перечне специфических товаров (работ и услуг), экспорт и импорт которых осуществляется по разрешениям, выдаваемым уполномоченными органами Республики Узбекистан (приложение N 2 к Постановлению КМ от 31.03.1998 г. N 137), пункт 8 признан утратившим силу. Это означает, что на импорт аудиовизуальных произведений больше не нужно получать разрешение Национального агентства "Узбеккино".

Из Положения о порядке приобретения (передачи), проектирования, строительства (установки), эксплуатации на территории Республики Узбекистан и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (приложение N 7 к Постановлению КМ от 10.07.1998 г. N 293) исключено требование, согласно которому реализация на территории Узбекистана радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств всех видов и назначений осуществляется только через торговые организации на основании соответствующего разрешения Госкомсвязи.

Внесены изменения и в Правила дорожного движения (утверждены Постановлением КМ от 11.12.2000 г. N 472). Теперь для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных или особо опасных грузов требуется разрешение юридических лиц и территориальных органов внутренних дел, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Ранее для перевозки таких грузов, движения транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают по ширине 2,5 м, по высоте - 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) - 20 м, либо с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также для движения автопоездов с двумя и более прицепами требовалось разрешение органов ГАИ.

Документ содержит также ряд других изменений. Он принят во исполнение Постановления Кабинета Министров "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности" (от 15.08.2013 г. N 225). Напомним, что в целях создания более благоприятных условий для развития деятельности субъектов предпринимательства Постановлением КМ N 225 утвержден Перечень документов разрешительного характера в сфере предпринимательской деятельности. Уточнено также, что запрещается вводить новые виды разрешительных процедур, не предусмотренные Законом "О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности" (от 20.12.2012 г. N ЗРУ-341).


* * *



Постановлением Кабинета Министров от 8.10.2013 г. N 277 внесены изменения и дополнения в Постановление Кабинета Министров "О мерах по организации деятельности судебных управляющих экономически несостоятельными предприятиями" (от 23.03.2004 г. N 138).

Они связаны с установлением Правил по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства (утверждены Постановлением КМ от 14.08.2013 г. N 224) в целях улучшения качества корпоративного управления и повышения ответственности руководителей и собственников хозсубъектов за их экономическую состоятельность.

Внесенные в Положение о судебных управляющих (приложение N 1 к Постановлению КМ N 138) изменения расширили полномочия временного, внешнего и ликвидационного управляющих с момента назначения их хозяйственным судом. Напомним, что хозсудом по конкретному делу о банкротстве назначаются: временный управляющий - при введении процедуры наблюдения; внешний управляющий - при введении внешнего управления; ликвидационный управляющий - при открытии ликвидационного производства. Теперь на них возложена обязанность выявлять признаки лжебанкротства и сокрытия банкротства должником. По итогам этих действий они должны подготовить заключения и в установленном порядке не позднее 10 рабочих дней после их подписания представить в соответствующие органы: заключение о наличии признаков лжебанкротства и сокрытия банкротства - собранию кредиторов, хозяйственному суду и в органы прокуратуры; заключение об отсутствии признаков лжебанкротства и сокрытия банкротства - собранию кредиторов, хозяйственному суду.

В Положении об аттестации судебных управляющих (приложение N 2 к Постановлению КМ N 138) перечень документов, предоставляемых лицом, претендующим на получение аттестата третьей категории, дополнен справкой соответствующего госоргана о погашении или снятии судимости, а также копией паспорта.

Согласно внесенным изменениям теперь с соискателя аттестата четвертой категории при рассмотрении заявления не будет взиматься плата в 2 МРЗП, покрывающая операционные расходы. Не вносит он плату и при повторной сдаче тестового экзамена, которая составляет одну "минималку" (аттестат четвертой категории выдается для проведения упрощенных процедур банкротства юридических лиц).

Документом введен критерий определения положительных результатов оценки уровня знаний претендентов на аттестацию четвертой категории. Теперь для сдачи тестового экзамена надо получить не менее 50% положительных ответов.

Кроме того, дополнениями определен 3-летний срок, в течение которого со дня принятия Госкомконкуренции решения о прекращении действия аттестата соискатель аттестата не допускается к повторной сдаче тестовых экзаменов.


* * *



Приказом министра финансов (зарегистрирован МЮ 9.10.2013 г. N 2515) утверждены форма Сведений об аудиторской деятельности и Правила ее заполнения. Ранее действующие форма Сведений об аудиторской деятельности и Правила по ее заполнению (рег. N 1744 от 29.11.2007 г.) признаны утратившими силу.

В соответствии с Постановлением Президента "О дальнейшем совершенствовании деятельности аудиторских организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг" (от 4.04.2007 г. N ПП-615) представление аудиторскими организациями сведений об аудиторской деятельности является одним из лицензионных требований, предъявляемых к ним. Как и прежде, сведения нужно представлять в Министерство финансов непосредственно либо отправлять по почте с уведомлением об их получении по состоянию на 31 декабря, не позднее 20 дней после установленной даты.

Согласно утвержденным Правилам заполнения сведений в форме должны заполняться все реквизиты, строки и графы. При отсутствии у аудиторской организации тех или иных данных, соответствующие строки (графы) прочеркиваются. Содержащиеся в представляемой форме данные должны быть полными и достоверными.

Уточнено, что сведения, подписываемые руководителем аудиторской организации, также должны быть подписаны и лицом, их подготовившим. Обязательно следует указать дату заполнения.

Установлены и технические требования к заполнению формы. Сведения в нее вносятся при помощи информационных технологий: на компьютере с использованием текстового редактора "Microsoft Word" и применением шрифта "Times New Roman" 12 размера.

Принятым документом изменена периодичность представления сведений аудиторскими организациями в соответствии с требованиями Указа Президента "О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур" (от 16.07.2012 г. N УП-4453). При этом форма заполняется за отчетный год независимо от фактического времени работы аудиторской организации (по установленному ранее порядку данная форма представлялась дважды в год - по состоянию на 1 июля и 31 декабря).

Кроме того, теперь если в отчетном периоде сменился руководитель аудиторской организации, то в разделе "Руководитель аудиторской организации", нужно будет указывать данные в соответствующих строках по каждому руководителю.

При указании численности работников организации должны быть приведены данные о заключенных и прекращенных трудовых договорах с аудиторами за отчетный год.

Указываемая численность распределяется на количество штатных аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы, включая работающих по совместительству, а также привлекавшихся по гражданско-правовым договорам.

Документ согласован с Палатой аудиторов, Национальной ассоциацией бухгалтеров и аудиторов и Федерацией бухгалтеров, аудиторов и консультантов Узбекистана.


* * *



Приказом генерального директора Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации (зарегистрирован МЮ 11.10.2013 г. N 2516) утверждены Правила оплаты работ и услуг в Национальной системе сертификации Республики Узбекистан.

Правила устанавливают порядок оплаты работ и услуг по аккредитации, инспекционному контролю, сертификации, признанию зарубежных сертификатов и декларированию, а также единовременного разового платежа за использование знака соответствия.

Стоимость работ и услуг в Национальной системе сертификации определяется договором. Состав затрат при формировании стоимости работ и услуг по аккредитации, инспекционному контролю, сертификации, признанию зарубежных сертификатов и декларированию определяется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов" (от 5.02.1999 г. N 54). Стоимость работ и услуг предприятий-монополистов и субъектов естественной монополии устанавливается согласно Положению о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (утверждено Постановлением КМ от 28.10.2010 г. N 239).

По установленным Правилам заявитель оплачивает работы по каждому этапу аккредитации отдельно. При этом оплате подлежат все расходы, связанные с проведением работ по аккредитации, независимо от их результатов. Размер отчислений объектов аккредитации зависит от объема и вида работ и услуг, делегированных Агентством "Узстандарт", но не может превышать 5% от общего объема выручки.

Оплата за проведение инспекционного контроля за деятельностью объектов аккредитации осуществляется на основании соглашения, заключенного между объектом аккредитации и Агентством "Узстандарт", с учетом фактических затрат.

При сертификации продукции, услуг и систем качества оплате подлежат все этапы проведения сертификации с учетом фактических затрат и независимо от их результатов.

Также по фактическим затратам оплачиваются работы и услуги по инспекционному контролю сертифицированной продукции и систем качества, которые проводятся на основании соглашения на право использования знака соответствия.

Оплата работ и услуг по признанию зарубежных сертификатов соответствия осуществляется из расчета фактических затрат на проведение процедуры признания в соответствии с Положением о порядке признания сертификатов соответствия, выданных аккредитованными органами по сертификации зарубежных стран на технологическое оборудование и его части, ввозимые в Республику Узбекистан (утверждено Постановлением КМ от 28.04.2011 г. N 122), и Правилами сертификации продукции (рег. N 1458 от 18.03.2005 г.).

Размер оплаты работ и услуг по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям путем декларирования рассчитывается на основе фактических затрат на проведение процедуры подтверждения соответствия согласно Положению о порядке декларирования соответствия продукции требованиям ее безопасности (рег. N 1465 от 6.04.2005 г.).

При положительных результатах сертификации, проведенной по схемам, предусматривающим использование знака соответствия, предприятие-изготовитель уплачивает органу по сертификации единовременный разовый платеж за использование знака соответствия. Для этого между органом по сертификации однородной продукции и предприятием-изготовителем (претендентом на сертификацию) заключается соглашение, которым определяются сроки оплаты.

Разовый платеж рассчитывается от прогнозного объема выручки сертифицированной продукции за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога по утвержденным ставкам от минимальной заработной платы, установленной в республике на день оформления сертификата соответствия:

  

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ШКАЛА

единовременного   разового   платежа

за использование знака соответствия

    

N

    

Шкала объема выручки сертифицированной продукции за 3 года для исчисления единовременного разового платежа за использование знака соответствия (без НДС и акцизного налога), в млн сум.

  

Ставка единовременного разового платежа в кратных размерах минимальной заработной платы (на каждые 10 млн сум. объема выручки сертифицированной продукции)

1


не более 10 000


0,05


2


свыше 10 000


0,025


          

Подтверждением прогнозного объема выручки сертифицированной продукции является письменное заявление предприятия-изготовителя, подписанное руководителем и бухгалтером, а также начальником планового отдела (при наличии в штатном расписании) и заверенное печатью. В нем обязательно указывается мощность оборудования по выпуску сертифицированной продукции.

В связи с принятием данных Правил утрачивает силу Порядок оплаты работ (утвержден Узбекским государственным центром стандартизации, метрологии и сертификации, зарегистрирован МЮ 11.05.1999 г. N 722).