ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2021 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 27 февраля по 5 марта 2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 27 февраля по 5 марта 2021 г.)


Вводится институт постоянного представителя ННО

         

Учреждена Дирекция комплекса Абу Муин Насафи

         

Изменен порядок медицинского освидетельствования в ВС

        

Как получить разрешение на строительство АЗС у автодорог

      

На развитие туризма в Кашкадарье выделят 200 млрд сумов

         

Животноводству предоставили дополнительные льготы

       

Как будет действовать антимонопольный комплаенс

         

Утверждены новые меры по господдержке ННО

        

НПА в сфере технического регулирования систематизируют

         

Узбекистан утвердил Соглашение с Казахстаном о защите прав мигрантов

         

Как поддержат производителей и экспортеров электротехники

        

Определены задачи Центра образования МНО

          

Здания судов будут отстроены заново

         

Определен порядок предоставления субсидий для развития туризма

         

Кто подлежит таможенному аудиту

      

Принят новый Градостроительный кодекс

          

Учителя будут повышать квалификацию непрерывно

         

Стратегия развития сельского хозяйства. Определены основные меры

          

Излишки товаров физлиц - на временное хранение

        

Господдержка сельского хозяйства будет расширена

       

Вводится контроль за использование оборудования в профобразовании

        

Базу статданных по сельскому хозяйству значительно расширят

     

    

Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 04.03.2021 г. N УП-6181 "Об утверждении Концепции развития гражданского общества в 2021-2025 годах".


Приоритетными направлениями Концепции являются:

q последовательное совершенствование правовых основ развития гражданского общества;

q содействие институтам гражданского общества и дальнейшее совершенствование механизма их господдержки;

q создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении, а также дальнейшее расширение их участия в реализации социальных госпроектов;

q обеспечение открытости деятельности институтов гражданского общества.

Утверждены:

q "Дорожная карта" по реализации в 2021 году Концепции развития гражданского общества в 2021-2025 гг.;

q Целевые показатели развития гражданского общества в 2021-2025 гг., которые предусматривают:

      

       

    

Период

     

    

в 2021 году

   

   

в 2025 году

    

увеличение объема господдержки ННО и других институтов гражданского общества в виде субсидий, грантов и социальных заказов


не менее чем в 1,2 раза

в 1,8 раза

выделение общественным фондам по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и г. Ташкента средств в размере


16 млрд сумов

70 млрд сумов

доведение числа членов Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз) по отношению к общему количеству действующих ННО


до 10%

до 30%

доведение в деятельности общественных советов при каждом госоргане (по отношению к общей численности представителей ННО, включенных в состав общественных советов) числа представителей ННО, созданных по инициативе граждан


до 5%

25%

обеспечение доведения общего количества предложений, внесенных ННО вышестоящим организациям по совершенствованию законодательства


до 1 тыс.

до 5 тыс.

доведение количества ННО, участвующих в реализации госпрограммы объявляемого года в нашей стране


до 30

до 50

снижение количества правонарушений, совершаемых ННО (по отношению к общему количеству правонарушений, совершенных в 2020 году)


3,8%

19,2%

переподготовка и повышение квалификации

50 руководителей ННО

250 в Академии госуправления


         

             

Вводится институт постоянного представителя ННО, участвующего в заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса и ее комитетов (комиссий) (далее - постоянный представитель).

Основными задачами постоянного представителя являются внедрение социального партнерства, действенных механизмов общественного контроля при обсуждениях и на заседаниях по проектам законов и вопросам, входящим в компетенцию нижней палаты, их правильное применение на практике, представление прав и интересов ННО.

Постоянный представитель назначается на должность и освобождается от нее Общественной палатой из числа работников ННО, внесших вклад в развитие гражданского общества, проявивших активность при защите прав и свобод граждан и заслуживших уважение народа.

С 1 апреля 2021 года вводится Индекс открытости деятельности ННО. Он формируется в порядке, установленном Общественной палатой при Президенте, НАННОУз и Минюстом. Его результаты публикуются на их официальных веб-сайтах. Разработка и полное введение в практику Индекса открытости деятельности ННО возлагаются на органы юстиции.

Рейтинг деятельности ННО составляется по итогам каждого года на основе осуществленной ими работы, уровня социального партнерства, результативности выделенных субсидий, грантов, социальных заказов и других важных показателей.

Состав общественных советов госорганов утверждается решением их руководителями каждые 2 года после согласования с Общественной палатой. Общая численность их членов составляет не менее 15 человек, не менее 50% из которых - представители ННО. Рабочим органом общественных советов является отдел по связям с общественностью (или пресс-служба).

С 1 мая 2021 года  будет запущен Единый интерактивный портал "Шаффоф хайрия" ("Прозрачная благотворительность"). Он позволит централизованно аккумулировать и распределять благотворительные пожертвования, осуществлять мониторинг их целевого и адресного использования.

Палатам Олий Мажлиса совместно с Общественной палатой, Минюстом, Минфином и другими заинтересованными министерствами и ведомствами рекомендовано внедрить единую вертикальную систему господдержки ННО и других институтов гражданского общества.

Общественной палате совместно с Минюстом и Агентством по делам молодежи поручено обеспечить вхождение Узбекистана в ряд ведущих стран мира по Всемирному индексу благотворительности (The World Giving Index).


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 03.03.2021 г. N 117 "Об организации Дирекции по управлению и благоустройству комплекса Абу Муин Насафи Каршинского района Кашкадарьинской области".


Цель создания Дирекции - изучение и популяризация научного наследия Абу Муина Насафи, организация и улучшение управления комплексом.

Дирекция организуется в форме ГУП на базе управления культуры Министерства культуры Кашкадарьинской области.

В качестве основных задач Дирекции определены следующие:

q изучение и пропаганда научного наследия Абу Муина Насафи, внесшего неоценимый вклад в развитие исламской науки, в частности науки акиды;

q издание популярных брошюр о жизни и научном наследии великих ученых;

q своевременная и качественная организация содержания и использования площадей, улиц, парков, фонтанов и других объектов внешнего благоустройства;

q выполнение необходимых организационных и агротехнических работ по сохранению и использованию благоустроенных объектов;

q организация своевременного и качественного выполнения работ по сохранению, уходу, размещению и сохранению ценных пород хвойных и декоративных растений, защите зеленых газонов, комплексных агротехнических мероприятиях по борьбе с их вредителями и болезнями, дальнейшее озеленение и благоустройство территории обслуживания;

q обслуживание и эксплуатация сетей наружного освещения, систем искусственного орошения и фонтанов с внедрением современного оборудования и технологий и др.

Хокимияту Кашкадарьинской области поручено создать рабочую группу по инвентаризации и передаче Дирекции растений ценных пород, фонтанов и других объектов, находящихся на территории комплекса.

Источниками финансирования деятельности Дирекции являются:

q местный бюджет Кашкадарьинской области;

q доходы от основной, в том числе предпринимательской деятельности, Дирекции;

q благотворительные средства;

q другие, не запрещенные законодательством, источники.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 27.02.2021 г. N ПП-5010 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан".


Вносятся изменения и дополнения в следующие документы:

q Приложение N 1, Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 23.08.2017 г. N ПП-3234 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Общественного совета при Министерстве обороны Республики Узбекистан" (1);

q Положение о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах Республики Узбекистан в мирное и военное время (утверждено Постановлением Президента РУз от 25.12.2018 г. N ПП-4076) (2);

q Приложение N 1, Приложение N 3 к Постановлению Президента РУз от 28.06.2019 г. N ПП-4375 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы военно-патриотического воспитания юношей и подготовки кадрового резерва для Вооруженных Сил Республики Узбекистан и государственной службы".

Обновлены Состав общественного совета при Министерстве обороны и Типовой состав региональных подразделений Общественного совета при Минобороны, Совете Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятах областей (1).

В соответствии с изменениями пункта 4 Положения (2) при районных (городских) отделах по делам обороны создаются территориальные медицинские комиссии, а в сборных пунктах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента - военно-врачебные комиссии.

Также уточнено, что военно-врачебные комиссии в сборных пунктах и территориальные медицинские комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановлением Президента РУз от 06.03.2020 г. N ПП-4630 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка призыва граждан Республики Узбекистан на военную службу", Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах Республики Узбекистан на мирное и военное время и иными актами законодательства.

Внесены и другие изменения и дополнения.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 01.03.2021 г. N 111 "Об утверждении Административного регламента оказания государственных услуг по согласованию проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и расположенных вдоль автомобильных дорог и улиц станций АЗС, АГНКС и AГНС (по заправке автомобилей бензином, автомобильных газонаполнительно-компрессорных и автомобильных газонаполнительных)".


Документ принят в соответствии с Указом Президента РУз от 24.08.2020 года N УП-6044 "О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур".

Административным регламентом установлено, что субъекты предпринимательства для пользования указанными госуслугами могут обращаться только через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг.

Настоящий Регламент не применяется к:

q объектам, расположенным в жилых зонах и массивах, во внутренней зоне закрытых объектов;

q объектам, расположенным на полях для выращивания сельхозрастений, во внутренней зоне посевных площадей;

q к любым объектам, на которых ведутся работы по строительству, реконструкции и ремонту, не создающие помех для свободного движения по проезжей части участников дорожного движения.

Государственные услуги оказываются Главным управлением Государственной безопасности дорожного движения МВД или их территориальными управлениями (далее - уполномоченный орган) через Центры государственных услуг или ЕПИГУ.

Обмен информацией между Центрами госуслуг и уполномоченным органом осуществляется посредством обязательного применения электронной цифровой подписи, только при помощи межведомственной электронной связи.

Государственные услуги оказываются согласно схеме, приложенной к Регламенту.

За оказание госуслуг взимается сбор в размере 30% от БРВ. При обращении за получением госуслуги через ЕПИГУ сбор взимается в размере 90% от величины, установленной Регламентом.

В Регламенте установлены размеры и направления распределения взимаемого сбора при обращении через Центры госуслуг и через ЕПИГУ.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 01.03.2021 г. N 112 "О мерах по дальнейшей поддержке и развитию сферы туризма в Кашкадарьинской области".


Документ разработан в соответствии с Указом Президента РУз от 09.02.2021 г. N УП-6165 "О мерах по дальнейшему развитию внутреннего и паломнического туризма в Республике Узбекистан". Он направлен на развитие туристической и социальной инфраструктуры Кашкадарьинской области, решения существующих проблем в инженерно-коммуникационных сетях региона, а также для дальнейшего улучшения и диверсификации качества предоставляемых услуг.

Документом предусмотрено создание внебюджетного фонда развития туризма при хокимияте Кашкадарьинской области и выделение ему 200 млрд сумов из Фонда реконструкции и развития. Основные направления расходов Фонда:

q развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры территорий с туристическим потенциалом;

q строительство, реконструкция, расширение, модернизация и улучшение туристической инфраструктуры и сопутствующей инфраструктуры;

q субсидирование части затрат на организацию семейных гостевых домов;

q подготовка генеральных планов и проектов детальной планировки туристических зон, организация туристических улиц;

q консервация и реставрация объектов материального культурного наследия;

q создание специальных пешеходных и велосипедных дорожек;

q организация продвижения туризма;

q ремонт Шахрисабзского колледжа туризма и сервиса.

Постановлением также утверждено Положение о порядке формирования и использования средств Фонда развития туризма на территории Кашкадарьи, предусматривающее:

q источники формирования Фонда;

q порядок и направления использования средств Фонда;

q порядок и условия предоставления субсидий;

q формирование отчета об использовании средств Фонда и установление контроля.


* * *



Президент Республики Узбекистан  подписал Постановление от 03.03.2021 г. N ПП-5017 "О дополнительных мерах по дальнейшей государственной поддержке отраслей животноводства".


С 1 марта 2021 года субъектам предпринимательства, пользующимся компенсациями и гарантией Госфонда поддержки предпринимательской деятельности и своевременно осуществляющим платежи по кредиту в направлении животноводства, птицеводства, рыбоводства и кролиководства, разрешается вновь использовать гарантию Фонда по новым кредитам до полного погашения их задолженности по кредиту.

Льготы, предоставленные производителям кормовых культур в соответствии с пунктом 2 Постановления Президента РУз от 18.03.2019 г. N ПП-4243, теперь также распространяются на предприятия - производителей комбинированных кормов и все хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством животноводческой продукции.

С 1 января 2021 года по 1 января 2024 года по налогу на прибыль (за исключением процентов, полученных за счет средств, размещенных в коммерческих банках), налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами по основному виду деятельности субъектов племенного дела налоговая ставка применяется в размере 50%.

Определен Перечень товаров, при ввозе которых субъектами предпринимательства на территорию республики срок уплаты начисленного НДС продлевается на 180 дней, а сумма отрицательной разницы уплаченного НДС на конец отчетного периода покрывается на основании заявления налогоплательщика в ускоренном порядке в течение не более 20 дней. При этом камеральная налоговая проверка проводится после покрытия суммы налога в общем порядке.

С 1 июля 2021 года из республиканского бюджета начнут выделять субсидии плательщикам НДС в следующих размерах:

q животноводческим хозяйствам - 2 тыс. сумов за каждый килограмм живого веса и 200 сумов за каждый литр молока крупного и мелкого рогатого скота, выращенного в указанных хозяйствах и реализуемого в качестве мяса;

q птицеводческим хозяйствам - 50 сумов за каждое яйцо и 800 сумов за каждый килограмм мяса выращенной в указанных хозяйствах и реализуемой птицы;

q рыбоводческим хозяйствам - в размере 3 тыс. сумов за каждый килограмм холодноводных видов рыбы (лосося, форели и осетра), выращенных интенсивным методом, других видов рыбы - 1 тыс. сумов.

Субсидии выделяются до 25-го числа следующего месяца на основании заявлений предприятий при отсутствии у них задолженности по НДС и соблюдении необходимой предусмотрительности при выборе контрагентов.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента  поручено обеспечить выделение:

q птицеводческим и рыбоводческим хозяйствам - стационарных торговых точек (пунктов) продажи яиц, мяса птицы и рыбной продукции указанных хозяйств на дехканских рынках и на густонаселенных территориях (на базе мест дислокации ярмарок торговли по сниженным ценам) в установленном порядке;

q мест под строительство не менее двух магазинов для торговли птицеводческой и рыбной продукцией, сооруженных из легких конструкций, - на каждом дехканском рынке и в густонаселенных местах городов (районов).

В целях специализации на животноводстве Касбинского, Нишанского, Миришкорского и Касанского районов Кашкадарьинской области и создания в данных районах современных животноводческих комплексов утверждены:

q программа мер по развитию животноводства в Кашкадарьинской области;

q прогнозные показатели улучшения мелиоративного состояния земель Кашкадарьинской области в рамках Программы в 2021-2022 гг.;

q параметры освоения дополнительных земельных площадей за счет очистки оросительных каналов в Кашкадарьинской области в 2021-2022 гг;

q дислокация скважин, подлежащих новому бурению на сенокосах и пастбищных землях Кашкадарьинской области в 2021-2022 гг.

Для реализации проектов по развитию животноводства во всех районах Кашкадарьинской области АК "Народный банк" и другими коммерческими банками за счет кредитных линий зарубежных финансовых институтов в 2021-2022 годах направляются средства в размере $50 млн. Уполномоченные банки в рамках программ развития семейного предпринимательства выделяют  кредиты на закупку населением и субъектами предпринимательства скота, ввозимого в Кашкадарьинскую область из зарубежных государств в 2021-2022 гг.

Создаются:

q в структуре центрального аппарата Агентства "Узбекчорванасл" Управление по развитию птицеводческой и кролиководческой сфер;

q в центрах "Чорванасл" Республики Каракалпакстан и областей Агентства "Узбекчорванасл" секторы по развитию птицеводческой и кролиководческой работы;

q в системе Государственной ветеринарной службы лаборатория по анализу структуры кормов скота, птиц, рыб и диагностике болезней птиц;

q Андижанский техникум ветеринарной медицины Самаркандского института ветеринарной медицины.

Определены дополнительные задачи Агентства "Узбекчорванасл", в числе которых:

q осуществление координации принятых программных мер по развитию птицеводческой и кролиководческой сфер, последовательной реализации единой научно-технической, технологической, инвестиционной и экспортной политики, а также мониторинга цен на внутреннем и внешнем рынках;

q проведение маркетинговых исследований по расширению рынков сбыта птицеводческой и кролиководческой продукции, разработку предложений и рекомендаций по определению оптимального механизма формирования цен на продукцию и др.

На Госкомитет ветеринарии и развития животноводства возложена дополнительная задача по оказанию содействия в развитии деятельности предприятий, занимающихся производством, переработкой, заготовкой и реализацией мясной, молочной и иной животноводческой продукции. Ему передаются проекты в сфере животноводства Агентства по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения, а также права и обязательства групп по реализации проектов в рамках проектов вместе с договорами и имуществом.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 02.03.2021 г. N 114 "О мерах по внедрению системы антимонопольного комплаенса".


Постановлением утверждены:

q Положение о внедрении системы антимонопольного комплаенса и порядке его функционирования в органах госуправления, органах исполнительной власти на местах и хозяйствующих субъектах;

q "Дорожная карта" по внедрению системы антимонопольного комплаенса в органах госуправления, органах исполнительной власти на местах и хозяйствующих субъектах.

Согласно Положению антимонопольный комплаенс - это система внутренних организационных мер и процедур, направленных на обеспечение соответствия деятельности законодательству о конкуренции, на выявление рисков нарушений и их предотвращение.

Данное Положение применяется в отношении следующих субъектов:

q с 01.01.2021 г. - в качестве эксперимента в органах госуправления, органах исполнительной власти на местах, а также предприятиях с участием государства согласно Перечню (утвержден Указом Президента РУз от 06.07.2020 г. N УП-6019);

q с 01.01.2022 г. - в субъектах естественной монополии, хозсубъектах, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, а также корпоративных заказчиках, размер среднегодовой выручки которых от реализации товаров за последние 3 года превышает 30 млрд сумов.

Основными задачами системы антимонопольного комплаенса (далее - Система), в числе прочего, являются:

q выявление и оценка рисков возможных нарушений требований антимонопольного законодательства и их управление;

q обеспечение и контроль за соответствием деятельности органов госуправления, органов исполнительной власти на местах и хозсубъектов требованиям законодательства о конкуренции;

q предотвращение нарушения требований законодательства о конкуренции в деятельности госорганов, органах исполнительной власти на местах и хозсубъектов, а также со стороны их руководителей при исполнении ими своих обязанностей.

Для обеспечения функционирования и мониторинга Системы назначается уполномоченное лицо (подразделение) в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и характером деятельности субъекта.

Также в хозсубъектах внедрение, обеспечение функционирования и контроль системы антимонопольного комплаенса могут быть поручены службе внутреннего аудита.

Создание и оценка эффективности функционирования Системы в:

q органах госуправления осуществляется руководителем;

q в органах исполнительной власти на местах - хокимом;

q в хозсубъектах - исполнительным органом или наблюдательным советом.

В числе прочего уполномоченное лицо (подразделение):

q отслеживает нарушения антимонопольного законодательства;

q анализирует материалы, относящиеся к деятельности, разрабатывает меры по устранению выявленных недостатков;

q координирует взаимодействие с другими структурными подразделениями по вопросам функционирования системы;

q обменивается информацией с антимонопольным органом (Антимонопольный комитет и его территориальные подразделения) о нарушениях требований законодательства о конкуренции;

q разрабатывает и обеспечивает выполнение предназначенной на год "Дорожной карты" с целью снижения риска нарушения требований антимонопольного законодательства.

Постановление принято в соответствии с Указом Президента РУз от 06.07.2020 г. N УП-6019 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике".


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 03.03.2021 г. N ПП-5012 "О дополнительных мерах по государственной поддержке негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению свободы их деятельности, защиты прав и законных интересов".


С 1 марта 2021 года:

q с 20 до 100 БРВ увеличивается общая сумма денежных средств и имущества, получаемых ННО за один календарный год от иностранных источников, с уведомлением (для сведения) регистрирующего органа;

q срок перерегистрации ННО, а также госрегистрации ее символики сокращается с 1 месяца до 15 дней;

q при госрегистрации (перерегистрации) символик общественных объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, пожилых граждан, женщин, детей госпошлина не взимается;

q обособленное подразделение ННО является юрлицом, отменяется порядок его постановки на учет.

Общественному фонду по поддержке ННО Узбекистана будет выделена госсубсидия для финансирования программ и проектов, направленных на развитие отечественных ННО.

В 2021-2022 гг. в Каракалпакстане, областных центрах и г. Ташкенте будут созданы 15 коворкинг-центров.

ННО, осуществляющие деятельность в соответствии с уставными целями на всей территории республики, а также имеющие обособленные подразделения в двух или более административно-территориальных единицах, признаются республиканскими ННО.

ННО, осуществляющие деятельность в соответствии с уставными целями на территории области, района, города, поселка, кишлака и аула, являются территориальными ННО. За их госрегистрацию взимается госпошлина в размере 50% БРВ.

Руководитель Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций одновременно является советником председателя Общественной палаты при Президенте, руководители территориальных отделений ассоциации - советниками председателей региональных общественных палат по вопросам ННО, осуществляющими свою деятельность на общественных началах.

Размещение ННО, осуществляющих свою деятельность в общественно значимых сферах, в "Домах негосударственных некоммерческих организаций" в Республике Каракалпакстан, областных центрах и г. Ташкенте, осуществляется на основе рекомендации Ассоциации.

Даны поручения:

q министерствам и ведомствам, исходя из определенных сфер социального партнерства, разработать и  утвердить планы  социальных госзаказов на 2021-2023 гг., предоставляемых за счет внебюджетных средств ННО для реализации общественно значимых проектов;

q Минюсту совместно с Верховным судом и Генпрокуратурой внести в Кабмин проект закона, предусматривающий административную ответственность за вмешательство госорганов и их должностных лиц в законную деятельность ННО;

q МВССО по заявкам Ассоциации начиная с 2021/2022 учебного года обеспечить регулярное направление в Ассоциацию студентов высших образовательных учреждений республики для прохождения производственной практики по соответствующим направлениям образования;

q Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента:

а) совместно с соответствующими финансовыми органами, органами занятости и трудовых отношений утвердить структуры и разряды оплаты труда работников общественных фондов по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Каракалпакстана, Кенгашах народных депутатов областей и г. Ташкента;

б) направить в 2021 году из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента средства в размере не  менее 1,1 млрд сумов для содержания данных общественных фондов, а также осуществления ими основных направлений  деятельности.

Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций совместно с общенациональным движением "Юксалиш" рекомендовано создать, разместить и вести на своих официальных веб-сайтах единую базу проектов социального партнерства.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 26.02.2021 г. N 110 "Об организационных мерах по систематизации нормативных документов в сфере технического регулирования".


Постановлением одобрены предложения Минюста, Узбекского агентства по стандартизации, метрологии и сертификации, Минздрава, Минстроя, Госкомитета по экологии и охране окружающей среды, а также органов госуправления и хозяйственных объединений, осуществляющих деятельность в сфере технического регулирования в своих отраслях в рамках своих полномочий, по инвентаризации и систематизации НПА в сфере технического регулирования.

Приоритетными направлениями систематизации нормативных документов в сфере технического регулирования определены следующие:

q устранение излишних бюрократических процедур, прежде всего, снижение регулирующей нагрузки на предпринимательскую деятельность, оптимизация нормативных документов в сфере технического регулирования;

q пересмотр устаревших и потерявших свое значение нормативных документов в сфере технического регулирования, и актуализация их с осуществляемыми на сегодняшний день реформами;

q проведение анализа проблем физических и юридических лиц, связанных с техническим регулированием, совершенствование нормативных документов в сфере технического регулирования путем устранения выявленных недостатков;

q приведение нормативных документов в сфере технического регулирования в соответствие с международными нормами и стандартами и другие.

Документом утвержден состав Межведомственой комиссии по систематизации нормативных документов в сфере технического регулирования (далее - Комиссия).

Основными задачами Комиссии определены:

q обеспечение взаимно согласованной деятельности госорганов и других организаций, входящих в Комиссию;

q создание Проектного офиса, координация его деятельности и оказание ему методической помощи;

q создание благоприятных условий для систематизации, анализа, пересмотра и, при необходимости, обновления нормативных документов в сфере технического регулирования;

q содействие в деятельности уполномоченных госорганов в сфере технического регулирования по установлению, применению и выполнению обязательных требований, касающихся безопасности продукции, работ и услуг;

q проведение комплексного анализа проблем в сфере технического регулирования, а также внесение предложений в Кабинет Министров, уполномоченные государственные органы и организации и другие.

Документом одобрено предложение Министерства юстиции и Комитета по демонополизации об организации при комиссии Проектного офиса без статуса юридического лица.

Проектный офис выполняет функции рабочего органа комиссии. Руководитель Проектного офиса и его управленческие сотрудники назначаются на должность и освобождаются от нее председателем комиссии.

Постановлением определено, что до достижения Проектным офисом финансовой устойчивости, но на срок не более 3 лет, его содержание осуществляется за счет внебюджетных средств Министерства юстиции и Комитета по демонополизации.

Хокимияту г. Ташкента, Агентству по управлению госактивами совместно с Министерством юстиции поручено в 2-недельный срок разместить Проектный офис на условиях безвозмездного пользования.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 25.02.2021 г. N ПП-5008 "Об утверждении международного договора" .


Утверждено Соглашение между Правительствами Узбекистана и Казахстана о трудовой деятельности и защите прав трудящихся - мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Республике Казахстан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Казахстан, в Республике Узбекистан. Оно было подписано 15 апреля 2019 года в г. Ташкенте.

Соглашение призвано урегулировать миграционные потоки и предотвратить незаконную трудовую деятельность на территории обеих республик.

В нем используются следующие термины:

q трудящийся мигрант - лицо, являющееся гражданином государства одной Стороны, достигшее 18 лет, на законном основании пребывающее на территории государства другой Стороны и на законном основании занимающееся в нем оплачиваемой трудовой деятельностью;

q трудовая деятельность - работа трудящегося мигранта на основании заключенного трудового договора, осуществляемая в порядке и на условиях, определяемых законодательством принимающего государства;

q работодатель - юридическое или физическое лицо, использующее труд трудящихся мигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров в порядке, предусмотренном законодательством принимающего государства;

q принимающее государство - государство Стороны, на территорию которого трудящийся-мигрант прибыл с целью осуществления трудовой деятельности.

Закреплены права трудящихся - мигрантов на:

q отдых в соответствии с законодательством принимающего государства и условиями трудового договора;

q получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются государства. Перечень заболеваний определяется законодательством принимающего государства;

q получение от компетентных органов принимающего государства информации, касающейся условий и порядка пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории принимающего государства и др.

Урегулированы вопросы оплаты труда трудящихся мигрантов и налогообложения их доходов, пенсионного и социального обеспечения, осуществления выплат и компенсаций в случаях смерти либо получения увечья, а также возмещения вреда, вследствие увечья, профзаболевания либо иного вреда здоровью, связанного с исполнением  трудовых обязанностей.

Соглашение также закрепляет процедуру признания документов об образовании.

Так, в целях осуществления трудящимися мигрантами трудовой деятельности на территории принимающего государства документы об образовании признаются без проведения установленных законодательством принимающего государства процедур признания документов. При этом трудящиеся мигранты, имеющие право на занятие педагогической, медицинской или фармацевтической деятельностью, получившие соответствующее образование, проходят установленную законодательством принимающего государства процедуру признания документов об образовании. Они допускаются к данной деятельности в порядке, установленном законодательством принимающего государства.

Соглашением урегулированы и другие аспекты.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 02.03.2021 г. N ПП-5011 "О дополнительных мерах по дальнейшему развитию электротехнической промышленности и повышению конкурентоспособности отечественной продукции".


Документом определены следующие основные целевые показатели эффективности электротехнической отрасли на 2021-2022 гг.:

         

        

     

Период

     

    

2021 г.

    

     

2022 г.

    

доведение объема глубокой переработки медного сырья


до 55 тыс. тонн

до 70 тыс. тонн

увеличение объема производства продукции


до 15 трлн сумов

до 19 трлн сумов

обеспечение объема экспорта продукции


$450 млн

$600 млн

доведение количества рабочих мест


до 27 тыс.

до 34 тыс.

         

           

В 2023 году планируется увеличение данных показателей не менее чем на 30%.

Утверждена Программа создания новых производственных мощностей и диверсификации производства в электротехнической промышленности в 2021-2022 гг.

С 1 марта 2021 года устанавливается порядок компенсации Госфондом поддержки предпринимательской деятельности сроком до 3 лет части процентной ставки, превышающей основную ставку ЦБ, но не более 5 процентных пунктов. Этот порядок распространяется на кредиты, выдаваемые предприятиям электротехнической отрасли, выдаваемые в национальной валюте на реализацию инвестиционных проектов, а также пополнение оборотных средств.

Внедряются следующие меры поддержки предприятий электротехнической отрасли Агентством продвижения экспорта:

q предоставление до 1 января 2024 года субсидий на покрытие 50% расходов на транспортировку автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом при экспорте электротехнической и электробытовой продукции во все страны, в том числе в сопредельные государства. При этом покрывается не более 15% от стоимости экспорта продукции (без транспортных расходов) автомобильным, 20% - железнодорожным транспортом;

q предоставление поручительств в качестве залогового обеспечения при получении гарантий отечественных коммерческих банков по осуществлению (возвращению) авансовых платежей, выполнению условий договоров в иностранной валюте и обеспечению гарантийных сроков по поставленным товарам (работам, услугам) в рамках конкурсов (тендеров) независимо от источников финансирования в размере до 50% от суммы гарантии, но не превышающем $3 млн.

Вышеуказанные меры поддержки предприятий электротехнической отрасли Агентством продвижения экспорта и порядок компенсации части процентной ставки кредитов не распространяются на производство и экспорт меди катодной и медной катанки.

С 1 апреля 2021 года до 1 января 2024 года снижаются на 50% ставки налога на прибыль и налога на имущество для предприятий электротехнической отрасли, размер поступлений от реализации электротехнической продукции которых по итогам отчетного периода составляет не менее 80% от общих поступлений. Высвобождаемые средства направляются на создание новых и модернизацию имеющихся производственных мощностей и не могут быть распределены предприятиями в виде дивидендов.

Стартовая цена на медь катодную, производимую АО "Алмалыкский ГМК" и выставляемую на биржевые торги, будет определяться со скидкой от цены, установленной Лондонской биржей металлов, без включения НДС в размере:

q с 1 апреля 2021 года - 8%;

q в 2022 году - 6%;

q в 2023 году - 4%.

С 1 января 2024 года она определяется на уровне цены, установленной Лондонской биржей металлов (цены реализации на экспорт).

С 1 апреля 2021 года предприятия отрасли, внедрившие высокотехнологичный производственный процесс, при закупке медного сырья через биржевые торги осуществляют 25% платежа в виде аванса и оставшиеся 75% - ежемесячно в равных долях в течение 90 рабочих дней после получения медного сырья. Им также на основе гарантии Ассоциации "Узэлтехсаноат" в течение 3 дней возмещается сумма отрицательной разницы по НДС, образовавшейся в результате применения нулевой налоговой ставки при экспорте товаров. При этом камеральная налоговая проверка после возмещения суммы налога производится в общем порядке.

Агентством продвижения экспорта коммерческим банкам предоставляются беспроцентные финансовые ресурсы для финансирования револьверных кредитов на пополнение оборотных средств экспортеров - предприятий электротехнической промышленности при экспорте ими товаров с условием отсрочки платежей. Кредиты за счет данных ресурсов выделяются по ставке 2% годовых (маржа банка) на срок отсрочки платежей и в размере стоимости экспортируемой продукции в эквиваленте не более $3 млн.

Определены также дополнительные направления, финансируемые за счет средств Фонда развития электротехнической промышленности:

q покрытие расходов предприятий - экспортеров медной продукции с высокой добавленной стоимостью, связанных с производством продукции и ее реализацией на внешних рынках, в размере до 6% от экспортной стоимости в зависимости от видов продукции;

q создание в регионах индустриальных технопарков, специализирующихся на электротехнической промышленности;

q покрытие до 50% расходов предприятий, связанных с:

а) проведением маркетинговых исследований по повышению привлекательности собственной продукции на внешних рынках;

б) разработкой предпроектной документации (бизнес-планов, технико-экономических обоснований и других) отраслевых проектов;

в) подключением к международным базам данных (информационным ресурсам) для изучения мирового рынка и проведения маркетинговых анализов;

q частичное или полное финансирование расходов, связанных с привлечением зарубежных специалистов и экспертов в исполнительный аппарат Ассоциации "Узэлтехсаноат".

До 1 октября 2021 года будут завершены работы по созданию современной испытательной лаборатории и центра сертификации по оценке соответствия электротехнической и электробытовой продукции техническим регламентам и международным требованиям (показателям безопасности и энергоэффективности).

С марта 2022 года организуется ежегодная Международная торговая выставка электротехники и электроники ("Uzbek International Electrotechnics & Electronics Fair").


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26.02.2021 г. N 108 "О мерах по совершенствованию деятельности Республиканского центра образования при Министерстве народного образования".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 06.11.2020 г. N ПП-4884 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания" определены основные задачи Центра:

q разработка государственных образовательных стандартов, основных и альтернативных учебных планов, а также программ общего среднего образования;

q отбор авторов по заказу Министерства народного образования и создание единой модели учебников и учебных пособий для учителей;

q экспертиза учебников и методических пособий для учителей с заключением об их использовании в системе образования;

q повышение качества учебников, особенно по математике, информатике, химии, биологии и узбекскому языку;

q внедрение передовых педагогических технологий и методов обучения STEAM (science - естественные науки, technology - технологии, engineering - техническое творчество, art - искусство, mathematics - математика) в образовательный процесс;

q анализ эффективности работы научных методистов районных (городских) отделов народного образования и формирование их рейтинга на основе критериев KPI, утвержденных Министерством народного образования.

С 1 апреля 2021 года, согласно условиям оплаты труда, базовая ставка директора Центра приравнивается к базовой зарплате ректора высшего учебного заведения, первого заместителя директора - проректора вуза, руководителей подразделений - деканов факультета, зарплата методистов - базовой тарифной ставке преподавателя высшей категории.

В целях повышения качества обучения для найма дополнительных сотрудников Центр может заключать гражданско-правовые договоры с высококвалифицированными специалистами, в том числе с иностранными экспертами и гражданами, проживающими за рубежом.

Постановлением утверждены:

q Положение о порядке отбора и утверждения авторов на разработку учебников и учебных материалов для общего среднего образования;

q Положение о порядке проведения экспертизы, рецензирования и оплаты услуг экспертов и рецензентов учебников и учебных материалов по общеобразовательным предметам общеобразовательных учреждений.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 26.02.2021 г. N 103 "Об утверждении Программы строительства и реконструкции зданий и помещений судов на 2021-2025 годы".


Согласно документу, заказчиком по строительству и реконструкции зданий и помещений судов назначены инжиниринговые компании "Служба единого заказчика" при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента.

Совету Министров Каракалпакстана, хокимиятам областей и г. Ташкента на основании генерального плана территорий поручено предоставить в установленном порядке выделение земельных участков под объекты строительства, предусмотренные в Программе.

Верховному суду по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов предоставлено право вносить дополнения и изменения в параметры, предусмотренные Программой, в случае необходимости.

Всего по республике намечено строительство 31 и реконструкция 107 объектов. Финансирование строительства осуществляется за счет средств централизованных источников. При этом финансирование строительства внешней инженерной сети 31 объекта осуществляется за счет средств местного бюджета.

Постановление принято в целях реализации Указа Президента РУз от 24.07.2020 г. N УП-6034 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия".


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 24.02.2021 г. N 100 "О дополнительных мерах по развитию внутреннего и паломнического туризма".


В соответствии с Указом Президента РУз от 09.02.2021 г. N УП-6165 "О мерах по дальнейшему развитию внутреннего и паломнического туризма в Республике Узбекистан" утверждены:

q Список объектов культурного наследия с высоким туристическим потенциалом, в которых планируется создать условия для посетителей;

q Программа реставрации приоритетных объектов культурного наследия, используемых в маршрутах паломнического туризма на 2021-2025 гг.;

q "Дорожная карта" по приему иностранных туристов из дальнего зарубежья и соседних республик и созданию для них благоприятных условий;

q Список фильмов о просветителях для перевода на иностранные языки и широкого распространения;

q Положение о порядке возмещения части расходов на путешествия в Узбекистане из республиканского бюджета;

q Состав специальной комиссии по определению направлений и размеров субсидируемых авиа- и ж/д маршрутов, авиабилетов и гостиничных услуг;

q Состав Совета по развитию паломнического туризма.

Согласно Положению о порядке возмещения части расходов на путешествия в Узбекистане из республиканского бюджета Республики Узбекистан, с 1 марта 2021 г. по 1 июня 2022 г. вводятся следующие субсидии:

q билеты на местные авиарейсы будут продавать со скидкой 25%, а если их приобрели через туроператоров, цену снизят еще на 15% - общая скидка составит 40%;

q скидка в размере 15% для граждан Узбекистана и постоянно проживающих в стране лиц без гражданства на билеты по ж/д, приобретенные у туроператоров, а также 10% скидка на гостиничные услуги.

Размер местного туристического (гостиничного) сбора за проживание составляет 0,4% от базовой расчетной величины.

Также Положение определяет порядок:

q расчета размера субсидии на авиабилеты;

q выделения субсидии организатору турпоездки за билеты на транспорт и гостиничные услуги;

q обращения турорганизации с заявлением для получения субсидии.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 25.02.2021 г. N 101 принято Положение о порядке проведения таможенного аудита.


Согласно Положению, в зависимости от целей таможенного аудита, он проводится в камеральной или выездной форме в отношении следующих уполномоченных лиц:

q декларант;

q перевозчик;

q лицо, хранящее товары под таможенным контролем в местах, не являющихся таможенным складом;

q владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и склада свободной торговли;

q импортер, грузополучатель, лица, ответственные за финансовое регулирование;

q покупатели выпущенных товаров;

q уполномоченный экономический оператор;

q лица, взявшие на себя все финансовые и юридические обязательства уполномоченного лица.

При необходимости к процессу проведения таможенного аудита могут быть привлечены специалисты со специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в результатах проверки.

Таможенный аудит может быть проведен в течение 3 лет с момента окончания срока нахождения товаров под таможенным контролем. Документы по таможенному аудиту регистрируются в системе "Bojxona auditi".

Положением предусмотрено, что проведение повторного таможенного аудита одного и того же товара не допускается.

Сроки проведения камерального таможенного аудита и выездного таможенного аудита должны не превышать 10 и 30 рабочих дней соответственно.

Основанием для проведения камерального таможенного аудита в системе "Bojxona auditi" в числе прочего, являются:

q уровни риска, выявленные в ходе проведения камерального таможенного аудита, по результатам анализа сведений информационных программ таможенных органов;

q несоответствие информации, полученной от соответствующих органов иностранных государств, информации таможенных органов.

Выездной таможенный аудит проводится с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и внесением информации о выездном таможенном аудите в единую систему электронной регистрации проверок.

Основаниями для проведения проверки являются:

q уровни риска, выявленные в ходе проведения выездного таможенного аудита, по результатам анализа сведений информационных программ таможенных органов;

q результаты камерального таможенного аудита, указывающего на возможность нарушения таможенного законодательства;

q непредставление в установленный срок документов и (или) сведений, указанных в уведомлении от таможенных органов;

q при необходимости разъяснения спорных вопросов, поставленных уполномоченным лицом по акту, составленному по результатам камерального таможенного аудита.

Документ принят в целях обеспечения реализации Указа Президента РУз от 05.06.2020 г. N УП-6005 "О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности государственной таможенной службы Республики Узбекистан".

Положение о порядке проведения таможенного аудита вступает в силу с 01.05.2021 г.


* * *



Закон от 22.02.2021 г. N ЗРУ-676 "Об утверждении Градостроительного кодекса Республики Узбекистан" подписан Президентом Республики Узбекистан.


Новая редакция Кодекса принята в целях исполнения пункта 9 Указа Президента от 14.11.2018 г. N УП-5577 "О дополнительных мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства" и состоит из 12 глав и 85 статей (действующий - из 7 глав и 59 статей).

В Кодексе установлены:

q формы общественного контроля в области градостроительной деятельности (общественное обсуждение и общественная экспертиза);

q субъекты общественного контроля (органы самоуправления граждан, негосударственные организации, СМИ, граждане);

q порядок обнародования и общественного обсуждения проектов генеральных планов населенных пунктов, внесения в них изменений по результатам общественного контроля, а также разработки альтернативного генерального плана населенного пункта;

q обязательства строительно-подрядных организаций (осуществлять строительство на основании градостроительной документации, соблюдать градостроительные нормы и правила, выполнять требования технического и авторского контроля, а также инспекции по контролю в сфере строительства) и др.

Урегулированы правовые механизмы проведения экспертизы градостроительной документации (порядок проведения экспертизы, права и обязанности экспертов, полномочия экспертных организаций).

Согласно новой редакции Кодекса, проектная документация следующих объектов не подлежит экспертизе:

q индивидуальные жилые дома этажностью не более 2 этажей (без учета цокольного этажа), высотой не более 12 м от поверхности земли и (или) общей площадью не более 500 кв. м;

q отдельно строящиеся объекты малых размеров не более 300 куб. м;

q временные и бытовые строения для сезонных работ.

В числе прочего, определен порядок по самостоятельному выполнению работ по строительству физлицами в качестве подрядчиков. Они могут осуществлять строительные работы следующих технически несложных объектов:

q индивидуальных жилых домов не более 2 этажей, высотой не более 12 м или общей площадью не более 500 кв. м;

q одноэтажных зданий и сооружений для торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания, возводимых из сборно-разборных конструкций, общей площадью не более 500 кв. м;

q временных строений хозяйственно-бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства и др.

Установлены запреты на:

q самостоятельное (без заключения договора строительного подряда со строительной организацией) строительство и реконструкцию зданий этажностью более 2 этажей, высотой более 12 м или общей площадью более 500 кв. м;

q строительство многоэтажных многоквартирных домов на земельных участках, расположенных на не предназначенной для такого вида строительства территории;

q вмешательство посторонних лиц в процесс строительства и внесения изменений в утвержденную проектно-сметную документацию;

q размещение, проектирование и строительство объектов производственной, торговой, сервисной и рыночной инфраструктуры;

q не предусмотренных утвержденными генпланами, на территориях завершенных строительством микрорайонов и многоэтажных жилых районов в городах, поселках и районных центрах.


* * *



Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26.02.2021 г. N 106 утверждено Положение о порядке организации процесса переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессиональных образовательных учреждений.


Положение разработано в соответствии с Указом Президента РУз от 06.09.2019 г. N УП-5812 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования". Оно устанавливает порядок повышения квалификации на основе принципа "Образование в течение всей жизни".

Исходя из целей, задач и содержания обучения производится постоянное обновление образовательных программ на основе инновационных подходов к организации учебного процесса, переподготовки и непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических кадров.

Кроме того, преподавателям предоставлено право самостоятельно выбирать и адаптировать формы повышения квалификации, направленные на удовлетворение их профессиональных потребностей.

В соответствии с учебным планом переподготовки и повышения квалификации практика в Институте повышения квалификации при Министерстве высшего и среднего специального образования и его территориальных факультетах может быть пройдена в соответствующих организациях.

Повышение квалификации включает в себя следующие формы:

q самостоятельное повышение квалификации;

q альтернативное повышение квалификации;

q непосредственное обучение в Институте или на факультете.

С 1 марта 2021 года на базе штатных единиц методистов и программистов-инженеров, действующих в отделах и подразделениях Института, вводятся штатные единицы главного и ведущего специалистов. Базовые тарифные ставки руководителей отделов, заведующих отделами, главных, ведущих специалистов относительно ставки главных преподавателей профессиональных образовательных учреждений составляют соответственно 2, 1,8, 1,5 и 1,2 раза.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 26.02.2021 г. N ПП-5009 "О мерах по реализации в 2021 году задач, определенных в Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы".


Документ принят в целях исполнения Указа Президента РУз от 23.10.2019 г. N УП-5853. В рамках Стратегии развития сельского хозяйства республики на 2020-2030 годы в 2021 году предусмотрено следующее.

В направлении разработки и внедрения госполитики в сфере продовольственной безопасности:

q поэтапная специализация территорий всех районов республики на выращивании определенных видов продукции, а также специализация территории не менее одного района на производстве органической сельхозпродукции;

q с 1 апреля 2021 года внедряется система сооружения плантационным методом и реализации населению с условием оплаты в 7-летний срок интенсивных садов и виноградников на целостных земельных площадях до 300 га, находящихся в резерве хокимиятов районов;

q передается в аренду молодежи вводимые в оборот земельные площади, во вторичную аренду - посевные площади фермерских хозяйств и иных сельхозпредприятий для выращивания сельхозпродукции на условиях кооперации и др.

В направлении создания благоприятной агробизнес-среды и цепочки добавленной стоимости  предоставляется право:

q в одном районе до трех хлопково-текстильным кластерам на осуществление деятельности с фермерскими хозяйствами на договорной основе;

q фермерским хозяйствам на добровольное заключение фьючерсных договоров с данными кластерами по поставке хлопка-сырца.

В направлении рационального использования земельных и водных ресурсов начиная с 2021 года на системной основе внедряется практика оценки рыночной стоимости земли - на начальном этапе, ее использования в качестве залогового обеспечения - в последующем. Также утверждены Прогнозные показатели повторно вводимых в оборот и осваиваемых земельных площадей в Каракалпакстане и областях в 2021 году.

В направлении поэтапной диверсификации госрасходов, направленных на поддержку отрасли сельского хозяйства:

q с 1 сентября 2021 года по кредитам коммерческих банков, выделяемым производителям сельхозпродукции на закупку сертифицированных семян и рассады сельхозкультур, за счет средств Госфонда поддержки  предпринимательской деятельности предоставляются:

а) компенсации для покрытия процентных расходов в следующем размере:

q по кредитам в национальной валюте - на часть процентной ставки, установленной коммерческими банками, превышающую основную ставку ЦБ, но не более 10 процентных пунктов;

q по кредитам в иностранной валюте - на часть до 30% процентной ставки, установленной коммерческими банками, но не более 3 процентных пунктов;

б) поручительства в размере до 50% суммы кредита:

q производителям сельхозпродукции, закупившим у отечественных семеноводческих хозяйств сертифицированные семена и рассаду сельхозкультур до 31 декабря 2021 года, покрываются до 20% стоимости закупленных семян и рассады за счет Госбюджета;

q внедряется порядок покрытия из Госбюджета части расходов на приобретение отопительной системы, функционирующей посредством альтернативной (по отношению к природному газу) энергии при сооружении теплиц по выращиванию лимонов;

q внедряется система выращивания и поставки защищенных от вирусов, высокоурожайных сертифицированных семян и рассады;

q с 1 марта 2021 года продлевается до 7 лет срок кредитов, выделяемых населению в рамках программы "Каждая семья - предприниматель" для развития садоводства, виноградарства и лимоноводства, а также льготный период по ним до 3 лет;

В направлении создания прозрачного механизма ведомственной статистики сельского хозяйства:

q ведение мониторинга свыше 3 млн га орошаемых земель по реестру землепользователей;

q проведение анализа посева 5 видов основных сельхозкультур (хлопчатника, зерна, риса, картофеля, масличных культур) с помощью космических снимков;

q формирование и обеспечение интеграции с Национальной геoинформационной системой Единой информационной базы, предоставляющей возможность наблюдения на интерактивной карте за сельскохозяйственными землями с учетом основных и повторных видов культур и уровнем урожайности с помощью программы "ArcGIS" и т.д.

Документом утвержден состав Республиканского совета по поддержке и дальнейшему развитию отрасли плодоовощеводства, осуществляющего деятельность в порядке эксперимента до конца 2021 года, и определены его задачи.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 25.02.2021 г. N 102 "Об утверждении Положения о процедурах, осуществляемых в отношении товаров, ввозимых в некоммерческих целях физическими лицами сверх установленных норм через пограничные таможенные посты".


Положение устанавливает:

q организацию информационной системы, предназначенной для электронного учета товаров физлиц, ввезенных в некоммерческих целях, через пограничные таможенные посты;

q порядок приема и возврата товаров и соответствующих документов на временное хранение;

q оформление товаров, принятых на временное хранение и для возврата;

q таможенный сбор и требования к месту временного хранения товаров;

q порядок обращения с товарами, принятыми на временное хранение и не востребованными в установленный срок.

Правила Положения не распространяются на:

q товары и соответствующие им документы, изъятые и конфискованные на основании соответствующих решений компетентных органов, в ходе проведения проверок заявлений и сообщений на предмет правонарушения и о преступлениях, а также в ходе административного производства;

q товары со сроком менее 10 календарных дней с учетом установленного настоящим Положением срока временного хранения, в зависимости от срока годности, срока хранения, использования и (или) срока реализации в представленных товарных документах и (или) на товарных этикетках;

q живых животных, биоотходы, подкарантинную продукцию;

q транспортные средства;

q товары, запрещенные к ввозу в Узбекистан;

q на товары лиц, следующих транзитом.

Прием товаров и соответствующих документов на временное хранение осуществляется путем оформления в автоматизированной информационной системе акта, а также автоматической регистрации этого акта и товаров в электронной книге по форме согласно Приложению N 2 к Положению.

Товары, принятые на временное хранение, размещаются во временном хранилище на пограничных таможенных постах, международных железнодорожных пунктах пропуска и в аэропорту. Они могут храниться в течение 30 календарных дней, а скоропортящиеся товары - не более 2 календарных дней.

За хранение товаров взимается таможенный сбор:

q в первые 5 дней - 5% БРВ (12 250 сумов), в последующие 10 дней - 7% БРВ (17 150 сумов), в оставшиеся дни - 10% БРВ (24 500 сумов);

q за временное хранение скоропортящихся товаров - в размере 15% БРВ (36 750 сумов).

Сбор взимается за каждый полный и неполный календарный день и за каждые 100 кг веса (брутто) товара.


* * *



Принят Указ Президента РУз от 26.02.2021 г. N УП-6179 "О кардинальном совершенствовании деятельности Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан".


Документом установлено, что с урожая 2022 года финансирование расходов на выращивание хлопка-сырца начинается с 1 ноября года, предшествующего соответствующему финансовому году.

Выплата компенсации на покрытие части процентной ставки по кредитам, выделенным коммерческими банками для уборки хлопка, производится за счет Фонда государственной поддержки сельского хозяйства (далее - Фонд). Она выплачивается за первые 9 месяцев кредита в целях покрытия части:

q процентной ставки по коммерческим кредитам, выделяемым в национальной валюте, превышающей основную ставку ЦБ, но не более 10 процентных пунктов;

q до 30% процентной ставки, установленной коммерческими банками по кредитам, выделяемым в иностранной валюте, но не более 3 процентных пунктов.

Установлен порядок, согласно которому в 2021 году:

q Фонд для кредитования расходов на выращивание овощей размещает денежные средства в коммерческих банках на 9 месяцев с годовой процентной ставкой на 2 процентных пункта ниже основной ставки ЦБ;

q коммерческие банки выделяют кредиты на 9 месяцев в размере до 40% стоимости выращиваемых овощей с годовой процентной ставкой по основной ставке ЦБ (с учетом маржи банка - 2%):

а) овощеводческим кластерам;

б) фермерским хозяйствам;

в) другим производителям овощей;

q при невозвращении кредитов в установленные соглашением сроки проценты по их невозвращенной части рассчитываются с прибавлением 6 процентных пунктов к основной ставке ЦБ.

Начиная с урожая 2022 года, внедряется система выплаты компенсации на часть процентной ставки, превышающую основную ставку ЦБ по коммерческим кредитам, выделяемым для выращивания овощей на основных площадях.

Определены основные задачи Фонда, в числе которых:

q финансирование расходов на выращивание хлопка-сырца и зерна;

q финансовая поддержка выращивания овощной продукции на основных площадях;

q закупка по рыночной цене и выставление на биржевые торги пшеницы в объеме, необходимом для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке;

q господдержка поставки фермерским хозяйствам и другим сельхозорганизациям современной высокоэффективной сельхозтехники и др.

Также определены основные источники формирования средств Фонда и направления их расходования.

По отношению ко всем счетам Фонда, посредством которых проводятся операции по оборотным средствам Фонда, ограничительные меры не применяются. При невозвращении средств Фонда в установленные сроки они взыскиваются им на основании инкассового поручения.

Контроль за целевым использованием средств Фонда осуществляется Департаментом государственного финансового контроля.

Утвержден состав Совета Фонда и определены его задачи. Также утверждена структура Департамента по управлению Фондом. Ему, в порядке исключения, предоставлено право на размещение средств Фонда на депозиты в коммерческих банках на основании прямых договоров без проведения электронного аукциона.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 26.02.2021 г. N 105 "О дополнительных мерах по организации Службы по учебным мастерским, техническим регламентам и метрологическому контролю при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан".


Документ разработан в соответствии с Постановлением Президента РУз от 11.07.2019 г. N ПП-4391 "О мерах по внедрению новых принципов управления в систему высшего и среднего специального образования".

Служба по учебным мастерским, техническим регламентам и метрологическому контролю при Министерстве высшего и среднего специального образования (далее - Служба технадзора) создана в форме ГУП на базе Службы метрологического контроля при Центре профессионального образования МВССО.

Основными задачами Службы технадзора являются:

q контроль за эффективным использованием оборудования, инструментов, техники и расходных материалов в учебном процессе всех учреждений профессионального образования, учебных и опытных хозяйств, независимо от ведомственной принадлежности;

q эффективное использование контрольно-измерительных приборов, используемых в учебном процессе, а также контроль за соблюдением метрологических правил, обеспечение единства измерений;

q координация деятельности по оказанию платных услуг, не запрещенных законодательством.

Службе технадзора разрешено по согласованию с МВССО оказывать услуги профессиональным образовательным учреждениям на договорной основе по следующим направлениям:

q разработка и внедрение методических указаний и рекомендаций по эффективному использованию инструментов, оборудования и методик, а также сырья при проведении практических занятий;

q изучение технического состояния устаревшего оборудования, инструментов и техники, разработка рекомендаций по их использованию в учебном процессе.

С 1 марта 2021 года руководитель Службы технадзора по условиям оплаты труда приравнивается к директору филиала высшего учебного заведения, заместитель руководителя - к заместителю директора филиала вуза, начальники отделов - к заместителю декана факультета, главный бухгалтер и главный специалист - к старшему преподавателю, ведущий специалист - преподавателю вуза.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 26.02.2021 г. N 104 "О мерах по расширению и совершенствованию статистической базы данных в области сельского хозяйства".


Утверждены:

q Концепция регистрации в сфере сельского хозяйства в Республике Узбекистан в 2024 году;

q План мероприятий по регистрации в сфере сельского хозяйства в Республике Узбекистан на 2024 год;

q состав Республиканской комиссии по содействию регистрации в сфере сельского хозяйства в Республике Узбекистан в 2024 году;

q типовой состав территориальных комиссий по содействию регистрации в сфере сельского хозяйства в Республике Узбекистан в 2024 году.

Согласно Концепции, регистрация в сфере сельского хозяйства включает в себя следующие процессы:

q обеспечение населения продуктами питания;

q повышение уровня жизни и благосостояния населения;

q сбор, обобщение, оценка, анализ и публикация статистических данных о продовольственной безопасности страны.

Регистрация проводится с учетом следующих основных показателей сельскохозяйственной деятельности:

q виды экономической деятельности сельскохозяйственных объектов;

q трудовые ресурсы и их демографические характеристики;

q земельные ресурсы и состояние их использования;

q площадь сельскохозяйственных культур;

q площадь теплиц и др.

Подготовка и проведение регистрации будет осуществляться в 3 этапа.

Так, на 1 этапе (2022-2024 гг.), в числе прочего, предусматриваются:

q разработка нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение регистрации, определение источников финансирования и другие вопросы, связанные с регистрацией;

q внедрение регистрации в сельском хозяйстве в качестве эксперимента, совершенствование методической документации;

q создание автоматизированной информационной системы для получения и публикации конечных результатов по регистрации;

q обучение временного персонала, который будет заниматься регистрационной деятельностью.

На 2 этапе (2024 г.) процесс регистрации будет осуществляться непосредственно в сфере сельского хозяйства, т.е. собираются первичные данные о сельскохозяйственной деятельности.

На 3 этапе (2024-2026 гг.) будут:

q приняты первичные учетные данные для последующей обработки в автоматизированной информационной системе;

q подготовлены и введены данные для обработки в автоматизированной информационной системе;

q получены предварительные результаты регистрации;

q распространены результаты регистрации.

Документ принят в целях исполнения Указа Президента РУз от 23.10.2019 г. N УП-5853 "Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы" и Указа Президента РУз от 02.03.2020 г. N УП-5953 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики".



































































Время: 0.0455
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск