язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов / Закон Республики Узбекистан от 20.04.2021 г. N ЗРУ-682 "О нормативно-правовых актах" (Принят Законодательной палатой 24.11.2020 г., одобрен Сенатом 18.12.2020 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.04.2021 г.

N ЗРУ-682



О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ


Принят Законодательной палатой 24 ноября 2020 года

Одобрен Сенатом 18 декабря 2020 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является определение понятия, видов, установление юридической силы и соотношения нормативно-правовых актов, а также регулирование отношений в области планирования, инициирования, подготовки, проведения экспертизы, согласования, принятия, опубликования, обеспечения организации исполнения нормативно-правовых актов.



Статья 2. Законодательство о нормативно-правовых актах

Законодательство о нормативно-правовых актах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Виды и соотношение нормативно-правовых актов Республики Каракалпакстан, основные требования, предъявляемые к порядку подготовки и содержанию нормативно-правовых актов, и обеспечение организации их исполнения определяются также законодательством Республики Каракалпакстан.

Порядок заключения, опубликования, регистрации и хранения международных договоров Республики Узбекистан определяется Законом Республики Узбекистан "О международных договорах Республики Узбекистан".



Статья 3. Понятие нормативно-правового акта

Нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в соответствии с законодательством, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных государственных предписаний.



Статья 4. Органы или должностные лица, обладающие

правом принятия нормативно-правовых актов

Органами или должностными лицами, обладающими правом принятия нормативно-правовых актов (далее - органы, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов), являются палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства и ведомства, органы государственной власти на местах.

Граждане вправе принимать нормативно-правовые акты путем референдума, проводимого в порядке, определяемом Законом Республики Узбекистан "О референдуме Республики Узбекистан".



Статья 5. Основные принципы настоящего Закона

Основными принципами настоящего Закона являются:

конституционность;

законность;

защита и приоритет прав и законных интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства;

гласность;

научность;

системность и комплексность правового регулирования общественных отношений;

стабильность правового регулирования общественных отношений.



ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 6. Виды нормативно-правовых актов

Видами нормативно-правовых актов являются:

Конституция Республики Узбекистан;

законы Республики Узбекистан;

постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

указы и постановления Президента Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан;

приказы и постановления министерств и ведомств;

решения органов государственной власти на местах.



Статья 7. Законодательство Республики Узбекистан

Нормативно-правовые акты являются актами законодательства и образуют законодательство Республики Узбекистан.

Конституция и законы Республики Узбекистан, постановления палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются законодательными актами.

Указы и постановления Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказы и постановления министерств и ведомств, решения органов государственной власти на местах являются подзаконными актами.


Статья 8. Верховенство Конституции

и законов Республики Узбекистан

В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.

Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны.

Законы Республики Узбекистан и иные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики Узбекистан и не могут противоречить ее нормам и принципам.



Статья 9. Законы Республики Узбекистан

Законы Республики Узбекистан регулируют наиболее важные и устойчивые общественные отношения и принимаются Олий Мажлисом Республики Узбекистан или путем проведения референдума.

Законы Республики Узбекистан могут приниматься в виде конституционных законов.

Законы Республики Узбекистан, предусматривающие внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан, принимаются в виде конституционных законов.

Законы Республики Узбекистан могут приниматься в виде кодексов Республики Узбекистан, закрепляющих, объединяющих, систематизирующих принципы и нормы права, а также обеспечивающих комплексное правовое регулирование важнейшей области общественных отношений.



Статья 10. Постановления палат Олий Мажлиса

Республики Узбекистан

Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимают нормативно-правовые акты в виде постановлений.



Статья 11. Пределы регулирования подзаконных актов

В подзаконных актах не допускается установление норм по вопросам, подлежащим регулированию на уровне законодательных актов.



Статья 12. Указы и постановления Президента

Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде указов и постановлений.



Статья 13. Постановления Кабинета Министров

Республики Узбекистан

Кабинет Министров Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан принимает нормативно-правовые акты в виде постановлений.



Статья 14. Приказы и постановления министерств и ведомств

Министерства и ведомства могут принимать нормативно-правовые акты, если законодательными актами, указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан им предоставлены полномочия по принятию соответствующих нормативно-правовых актов или правовому регулированию общественных отношений.

Министерства и ведомства в пределах своих полномочий принимают нормативно-правовые акты в виде приказов и постановлений.

Приказы принимаются руководителями министерств и ведомств, в которых принятие решения от имени министерства или ведомства осуществляется единолично.

Постановления принимаются ведомствами, в которых принятие решения от имени ведомства осуществляется их коллегиальными органами.

Приказы и постановления министерств и ведомств могут быть приняты по согласованию с другими министерствами или ведомствами.

Министерствами и ведомствами могут быть приняты нормативно-правовые акты в виде совместных постановлений.

Структурные подразделения и территориальные органы министерств и ведомств не вправе принимать нормативно-правовые акты.


Статья 15. Правопреемство в отношении нормативно-правовых

актов, принятых министерствами или ведомствами

В случае реорганизации министерства или ведомства, наделенного правом принимать соответствующие нормативно-правовые акты, к правопреемнику в пределах его полномочий вместе с правом принимать нормативно-правовые акты переходят также полномочия по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых нормативно-правовых актов, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

В случае упразднения министерства или ведомства либо его реорганизации, при которой правопреемник не наделяется правом принимать соответствующие нормативно-правовые акты, полномочия по изменению, дополнению, приостановлению и прекращению действия ранее принятых нормативно-правовых актов переходят к вышестоящему или иному уполномоченному органу.

В случае переименования министерства или ведомства нормативно-правовые акты, содержащие прежнее его наименование, подлежат изменению или дополнению в части переименования. До внесения таких изменений либо дополнений действие нормативно-правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованное министерство или ведомство в полном объеме.

Изменение статуса министерства или ведомства не влечет прекращения действия ранее принятых ими нормативно-правовых актов.


Статья 16. Решения органов государственной власти на местах

Кенгаши народных депутатов области, района и города в пределах своих полномочий принимают нормативно-правовые акты в виде решений.

Хоким области, района и города в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты в виде решений.

Решения органов государственной власти на местах принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также решений вышестоящих органов государственной власти на местах.



Статья 17. Положения, правила, инструкции и другие документы,

утверждаемые нормативно-правовыми актами

Нормативно-правовыми актами могут утверждаться положения, правила, инструкции, регламенты, стратегии, концепции, доктрины, программы ("дорожные карты") и другие документы, которые являются составной частью этих актов.

Положение определяет статус, основные задачи, функции, права и обязанности, порядок организации деятельности государственных органов и организаций, их структурных подразделений, а также порядок регулирования общественных отношений в той или иной области.

Правила определяют требования к осуществлению какой-либо деятельности.

Инструкция определяет конкретизирующие аспекты применения нормативно-правовых актов.

Регламент определяет порядок работы государственных органов и организаций, а также осуществления государственными органами и организациями административных процедур.

Стратегия определяет приоритетные направления развития страны или ключевых отраслей на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Концепция определяет ключевые приоритеты, цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики в той или иной области.

Доктрина определяет цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения национальных интересов Республики Узбекистан в той или иной области.

Программа ("Дорожная карта") определяет систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, источникам финансирования и ответственным исполнителям) и механизмов, обеспечивающих достижение целей государственной политики в той или иной области.



Статья 18. Соотношение нормативно-правовых актов

Соотношение различных нормативно-правовых актов по их юридической силе определяется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, полномочиями и статусом органов, принявших нормативно-правовые акты, видами этих актов, а также датой принятия нормативно-правового акта.

Нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.

В случае расхождений между нормативно-правовыми актами применяется нормативно-правовой акт, обладающий более высокой юридической силой.

В случае расхождений между нормативно-правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения нормативно-правового акта, принятого позднее, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

Нормативно-правовой акт, принятый министерством или ведомством, имеет более высокую юридическую силу по отношению к нормативно-правовому акту, принятому другим министерством или ведомством одного статуса, если орган, принявший такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной области общественных отношений.

Все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека.


ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ, ИНИЦИИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 19. Планирование подготовки проектов

нормативно-правовых актов

Планирование подготовки проектов нормативно-правовых актов осуществляется, как правило, в рамках планов (программ) нормотворческой работы, которые подготавливаются по итогам выявления и анализа проблем, требующих правового регулирования.

Органы, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов, в целях правового регулирования общественных отношений или совершенствования норм законодательства могут разрабатывать и утверждать текущие (полугодовые и годовые) и перспективные (на срок более одного года) планы (программы) подготовки проектов нормативно-правовых актов.

В планах (программах) подготовки проектов нормативно-правовых актов указываются:

наименование проектов нормативно-правовых актов;

описание состояния правового регулирования той или иной области общественных отношений;

описание проблем, требующих правового регулирования, анализ причин и условий их возникновения;

обоснование необходимости принятия проектов нормативно-правовых актов, направленных на устранение причин и условий возникновения проблем, требующих правового регулирования;

финансово-экономические расчеты - для проектов нормативно-правовых актов, требующих материальных затрат;

виды нормативно-правовых актов;

сроки подготовки проектов нормативно-правовых актов;

государственные органы и организации, ответственные за подготовку проектов нормативно-правовых актов;

ожидаемые результаты в случае принятия нормативно-правовых актов, в том числе результаты оценки регуляторного воздействия в случае ее проведения.

Порядок планирования подготовки проекта нормативно-правового акта определяется органом, обладающим правом принятия нормативно-правового акта, или организацией, осуществляющей подготовку проекта нормативно-правового акта (далее - разработчик).

Планы (программы) подготовки проектов нормативно-правовых в обязательном порядке публикуются на официальных веб-сайтах соответствующих органов, обладающих правом принятия нормативно-правовых актов.



Статья 20. Инициирование подготовки проектов

нормативно-правового акта

Инициирование подготовки проектов законодательных актов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан допускается исключительно при отсутствии в действующем законодательстве правовых механизмов, административных процедур, предназначенных для регулирования общественных отношений, относящихся к сфере деятельности государственных органов, инициирующих принятие нормативно-правовых актов.

Физические и юридические лица вправе вносить предложения о подготовке проектов нормативно-правовых актов в соответствующие государственные органы.



Статья 21. Подготовка проекта нормативно-правового акта

Подготовка проекта нормативно-правового акта состоит из следующих этапов:

рассмотрение предложения о подготовке проекта нормативно-правового акта и принятие решения о его подготовке;

организационно-техническое и финансовое обеспечение подготовки проекта нормативно-правового акта;

сбор материалов и информации, необходимых для подготовки проекта нормативно-правового акта;

проведение оценки регуляторного воздействия;

обоснование целесообразности установления льгот и выделения средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов;

подготовка текста проекта нормативно-правового акта;

проведение правовой и иной необходимой экспертизы;

подготовка пояснительной записки к проекту нормативно-правового акта с изложением его концепции.

Проект нормативно-правового акта подготавливается на государственном языке. При необходимости, он может быть переведен на другой язык.

Срок подготовки и внесения разработчиком проекта нормативно-правового акта, соответственно, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан, не может быть установлен менее двух месяцев, если актами Президента Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики, актами Кабинета Министров Республики Узбекистан не установлен иной срок.

Особенности подготовки проектов законов Республики Узбекистан и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан определяются законами Республики Узбекистан "О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан" и "О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан".



Статья 22. Организация подготовки проекта

нормативно-правового акта

Для подготовки проекта нормативно-правового акта разработчиком может создаваться рабочая группа (комиссия).

В состав рабочей группы (комиссии) могут быть включены представители подразделений разработчика, министерств или ведомств, отвечающих за состояние и развитие соответствующих отраслей, других заинтересованных государственных органов, научных и иных организаций, а также граждане. При этом представители негосударственных организаций, а также граждане включаются в состав рабочей группы (комиссии) с их согласия.

Члены рабочей группы (комиссии) должны обладать знаниями и опытом, необходимыми для подготовки проекта нормативно-правового акта.

Для обеспечения деятельности рабочей группы (комиссии) разработчик вправе получать из государственных органов и иных организаций материалы, статистические и другие данные, необходимые для подготовки проекта нормативно-правового акта, получать консультации и рекомендации научных и иных организаций, ученых и специалистов, а также заключения экспертов по проекту нормативно-правового акта.

Орган, обладающий правом принятия нормативно-правового акта, при необходимости, в пределах своих полномочий вправе поручить в установленном порядке или заказать на договорной основе подготовку проекта нормативно-правового акта государственным органам, научным и иным организациям, отдельным гражданам.

Орган, обладающий правом принятия нормативно-правового акта, при необходимости, в пределах своих полномочий вправе поручить в установленном порядке или заказать на договорной основе подготовку альтернативных проектов нормативно-правовых актов нескольким государственным органам, научным и иным организациям, отдельным гражданам, а также проводить конкурсы на подготовку лучшего проекта нормативно-правового акта.

Координация работы министерств и ведомств, а также органов государственной власти на местах по подготовке проектов нормативно-правовых актов осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.


Статья 23. Изучение состояния законодательства,

практики его применения, общественного мнения

и международного опыта при подготовке проекта

нормативно-правового акта

При подготовке проекта нормативно-правового акта разработчик:

изучает состояние законодательства, практику его применения по предмету правового регулирования проекта нормативно-правового акта;

выявляет пробелы и противоречия, негативно влияющие на правовое регулирование определенной области общественных отношений, а также общественную потребность в правовом регулировании, причины и условия, влияющие на эффективность законодательства;

проводит инвентаризацию законодательства на предмет выявления нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующую область общественных отношений;

обобщает и использует предложения государственных органов и иных организаций, а также отдельных граждан, материалы средств массовой информации, консультации и рекомендации научных и других организаций, ученых и специалистов, данные иных средств выявления общественного мнения;

учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права, а также изучает опыт правового регулирования в других государствах;

изучает результаты научных исследований, публикации в средствах массовой информации, всемирной информационной сети Интернет, обращения физических и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта нормативно-правового акта;

определяет потребность в финансово-экономических затратах, необходимых для реализации нормативно-правового акта, размеры и источники их покрытия.

Проекты законов Республики Узбекистан могут выноситься на всенародное обсуждение в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "О всенародном обсуждении проектов законов".

Проекты нормативно-правовых актов выносятся на общественное или профессиональное обсуждение.

Общественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов проводится с участием представителей заинтересованных государственных органов, а также органов самоуправления граждан и других институтов гражданского общества, иных организаций, ученых, специалистов и граждан.

Профессиональное обсуждение проектов нормативно-правовых актов проводится с участием представителей соответствующих научно-исследовательских учреждений, отраслей.

Участники общественного или профессионального обсуждения проекта нормативно-правового акта должны быть заблаговременно ознакомлены разработчиком с его текстом.

Предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения проекта нормативно-правового акта, носят рекомендательный характер и подлежат рассмотрению разработчиком. Материалы обсуждения проекта нормативно-правового акта вносятся на рассмотрение органа, обладающего правом принятия нормативно-правового акта, одновременно с внесением проекта нормативно-правового акта.



Статья 24. Общественное обсуждение проектов

нормативно-правовых актов

Проекты нормативно-правовых актов размещаются разработчиком на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов (далее - портал) для проведения общественного обсуждения в порядке, установленном законодательством.

Разработчик размещает проект нормативно-правового акта на портале до его внесения в орган, принимающий нормативно-правовой акт.

Срок общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов на портале определяется разработчиком исходя из специфики регулируемых общественных отношений и не может быть менее пятнадцати дней со дня размещения проектов нормативно-правовых актов на портале.

Учет замечаний и (или) предложений, поступивших от участников общественных обсуждений по проекту нормативно-правового акта, осуществляется разработчиком путем его доработки в соответствии с принятыми замечаниями и (или) предложениями.

При отклонении поступивших замечаний и (или) предложений разработчик обязан обосновать причину их отклонения.

Результаты общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов вносятся соответствующими министерствами, ведомствами и иными организациями в Министерство юстиции Республики Узбекистан (для правовой экспертизы) и орган, обладающий правом принятия нормативно-правового акта (для рассмотрения), как правило, с указанием результатов рассмотрения поступивших замечаний и (или) предложений.


ГЛАВА 4. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И СОГЛАСОВАНИЕ

ПРОЕКТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Статья 25. Экспертиза проекта нормативно-правового акта

Проект нормативно-правового акта подлежит обязательной правовой и антикоррупционной экспертизам.

Проект нормативно-правового акта по решению разработчика или органа, обладающего правом принятия нормативно-правового акта, может быть подвергнут экономической, финансовой, научной, лингвистической, экологической, а также иным видам экспертиз.

В качестве экспертов привлекаются организации и (или) лица, не принимавшие непосредственного участия в подготовке проекта нормативно-правового акта. Для проведения экспертизы могут быть привлечены ученые и специалисты, в том числе из других государств и международных организаций. В оценке проекта нормативно-правового акта эксперты независимы и не связаны с позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза.

Заключения экспертов по проекту нормативно-правового акта носят рекомендательный характер и подлежат рассмотрению разработчиком или органом, обладающим правом принятия нормативно-правового акта. По неучтенным пунктам заключения составляется справка с соответствующими пояснениями.



Статья 26. Правовая экспертиза проекта нормативно-правового акта

В ходе правовой экспертизы проверяется соответствие проекта нормативно-правового акта Конституции и законам Республики Узбекистан, иным нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу, требованиям юридико-технического оформления, а также обоснованность и целесообразность применения в проекте нормативно-правового акта отсылочных норм.

Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов проводится юридической службой разработчика или органа, обладающего правом принятия нормативно-правового акта, а также Министерством юстиции Республики Узбекистан, его территориальными подразделениями и другими организациями в соответствии с законодательством.



Статья 27. Проведение правовой экспертизы проектов

нормативно-правовых актов Министерством юстиции Республики

Узбекистан и его территориальными подразделениями

Министерство юстиции Республики Узбекистан проводит правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов после их согласования с заинтересованными организациями и проведения иных видов экспертиз.

Министерство юстиции Республики Узбекистан проводит правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов, в том числе на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для проявления коррупции, совершения других правонарушений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для физических и юридических лиц, а также наличия возможности кодификации законодательства с отражением необходимых норм в одном нормативно-правовом акте и отменой других норм, регулирующих соответствующие отношения.

Проекты законов Республики Узбекистан в ходе осуществления их правовой экспертизы Министерством юстиции Республики Узбекистан подлежат обязательной оценке на предмет определения их прямого действия и наличия нормативно-правовых актов, дублирующих или противоречащих нормам проектов законов Республики Узбекистан для их последующей отмены.

По итогам правовой экспертизы Министерством юстиции Республики Узбекистан представляется заключение.

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов министерств и ведомств проводится Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Правовая экспертиза проектов решений органов государственной власти на местах проводится соответствующими территориальными подразделениями Министерства юстиции Республики Узбекистан.



Статья 28. Сроки проведения правовой экспертизы проектов

нормативно-правовых актов и государственной регистрации

нормативно-правовых актов министерств и ведомств

Министерством юстиции Республики Узбекистан

и его территориальными подразделениями

Правовая экспертиза проектов законов Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, а также постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан проводится Министерством юстиции Республики Узбекистан в течение десяти дней с даты их поступления.

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов министерств и ведомств и государственная регистрация нормативно-правовых актов министерств и ведомств проводится Министерством юстиции Республики Узбекистан в течение тридцати дней с даты их поступления.

В случае, если проекты, указанные в части первой настоящей статьи, и нормативно-правовые акты, указанные в части второй настоящей статьи, требуют дополнительного изучения, срок рассмотрения проектов законов, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, а также постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан может быть продлен до пяти дней, а нормативно-правовых актов министерств и ведомств - до пятнадцати дней.

Территориальными подразделениями Министерства юстиции Республики Узбекистан правовая экспертиза проводится в отношении:

проектов решений областного, районного (городского) Кенгаша народных депутатов - в течение двух рабочих дней;

проектов решений хокима области, района (города) - в течение пяти рабочих дней.

Законодательством могут быть определены иные сроки проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов.



Статья 29. Антикоррупционная экспертиза нормативно-

правовых актов и их проектов

Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов проводится в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов".



Статья 30. Согласование проектов нормативно-правовых актов

Проекты нормативно-правовых актов до внесения в орган, обладающий правом принятия нормативно-правовых актов, в обязательном порядке согласовываются:

с заинтересованными государственными органами и организациями;

с другими государственными органами и организациями в случаях, предусмотренных законодательством.

Направленные на согласование проекты нормативно-правовых актов визируются первыми руководителями (в исключительных случаях - их первыми заместителями) заинтересованных государственных органов и организаций по проектам:

законодательных актов - в течение семи рабочих дней;

указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан - в течение трех рабочих дней;

нормативно-правовых актов министерств и ведомств - в течение пяти рабочих дней;

решений органов государственной власти на местах - в течение трех рабочих дней.

Законодательством могут быть установлены иные сроки согласования и требования обязательного согласования с определенными государственными органами и организациями проектов нормативно-правовых актов.

Согласование проектов нормативно-правовых актов осуществляется в электронной форме посредством специальной информационной системы согласования проектов нормативно-правовых актов.

Порядок согласования проектов нормативно-правовых актов определяется законодательством.



Статья 31. Ответственность за нарушение сроков

согласования проектов нормативно-правовых актов

Руководитель заинтересованного государственного органа и организации, допустивший нарушение сроков рассмотрения полученного для согласования проекта нормативно-правового акта, несет персональную ответственность в рамках исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях.

Контроль за своевременностью рассмотрения и согласования проектов нормативно-правовых актов в органах государственного управления и органах исполнительной власти на местах осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



ГЛАВА 5. ВНЕСЕНИЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВНО-

ПРАВОВОГО АКТА В ОРГАН, ОБЛАДАЮЩИЙ ПРАВОМ

ПРИНЯТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА.

ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Статья 32. Внесение проекта нормативно-правового акта в орган,

обладающий правом принятия нормативно-правового акта

Подготовленный проект нормативно-правового акта вносится в орган, обладающий правом принятия нормативно-правового акта, на государственном языке. В необходимых случаях, может быть представлен его перевод на другие языки.

Подготовленный проект нормативно-правового акта вносится в орган, обладающий правом принятия нормативно-правового акта, с заключением Министерства юстиции Республики Узбекистан по итогам правовой экспертизы и пояснительной запиской.

К проекту нормативно-правового акта прилагаются в случаях, предусмотренных законодательством, заключение (отчет) соответствующих органов об оценке регуляторного воздействия проекта нормативно-правового акта, а также финансово-экономические расчеты, статистические данные и иные сведения для его обоснования.

Разработчик при внесении проекта закона Республики Узбекистан прилагает к нему план мероприятий по его реализации, а также разъяснению и пропаганде его сути и значения.

Разработчик при внесении проекта закона Республики Узбекистан, за исключением проекта закона Республики Узбекистан, предусматривающего признание утратившими силу других законов Республики Узбекистан, обязан подготовить аналитическую сравнительную таблицу с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан.

Проект закона Республики Узбекистан, за исключением проекта закона Республики Узбекистан, предусматривающего признание утратившими силу других законов Республики Узбекистан, внесенный без сравнительной таблицы, в которой содержится подготовленный предметный анализ принципов, положений и формулировок международных документов и законодательства зарубежных стран, не рассматривается.



Статья 33. Принятие нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт после его рассмотрения принимается органом, обладающим правом принятия нормативно-правовых актов.

Подзаконные акты, положения которых отражены в законе, подлежат признанию утратившими силу.

Нормативно-правовой акт принимается органом, обладающим правом принятия нормативно-правовых актов, на государственном языке. При необходимости он может быть переведен на другие языки.

В случае расхождения текста нормативно-правового акта на государственном языке с его текстом на другом языке применяется текст нормативно-правового акта на государственном языке.



Статья 34. Правовой эксперимент

Правовой эксперимент представляет собой изучение органом, обладающим правом принятия нормативно-правовых актов, эффективности нормативно-правового акта путем временного введения его действия на определенной территории и (или) по кругу лиц.

После завершения правового эксперимента:

проводится анализ практики применения нормативно-правового акта, принятого в порядке правового эксперимента, позитивных и негативных последствий правового эксперимента, социальных и иных факторов, оказавших влияние на применение такого нормативно-правового акта, произведенных расходов и полученных доходов в связи с проведением правового эксперимента;

осуществляется прогноз позитивных и негативных последствий, расходов и доходов, которые появятся после принятия нормативно-правового акта без ограничения его действия во времени, на определенной территории и (или) по кругу лиц, обоснованный данными о социально-экономических результатах, достигнутых в ходе правового эксперимента.

По результатам правового эксперимента органом, обладающим правом принятия нормативно-правового акта, принимается решение о целесообразности принятия нормативно-правового акта без ограничения его действия во времени, на определенной территории и (или) по кругу лиц, либо принимаются иные меры по совершенствованию законодательства с учетом результатов правового эксперимента или признанию утратившим силу нормативно-правового акта.



Статья 35. Оценка регуляторного воздействия

Оценка регуляторного воздействия представляет собой комплекс мер, направленных на выявление и оценку возможных последствий принятия проекта нормативно-правового акта, достижения определенных им целей регулирования, а также эффективности и результативности воздействия действующего нормативно-правового акта на регулируемые этим нормативно-правовым актом общественные отношения.

Оценка регуляторного воздействия проводится по нормативно-правовым актам и их проектам, воздействующим на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также на окружающую среду.

Порядок оценки регуляторного воздействия определяется в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 6. ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

И ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 36. Удостоверение официального текста

нормативно-правового акта

Удостоверение официального текста нормативно-правового акта производится путем его подписания в отношении:

закона Республики Узбекистан - Президентом Республики Узбекистан;

постановления Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан - Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

указа и постановления Президента Республики Узбекистан - Президентом Республики Узбекистан;

постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан - Премьер-министром Республики Узбекистан;

приказов и постановлений министерств и ведомств - руководителем органа, принявшего нормативно-правовой акт;

решений Кенгашей народных депутатов - председателем соответствующего Кенгаша народных депутатов;

решений хокима области, района и города - соответствующим хокимом.



Статья 37. Государственная регистрация

нормативно-правовых актов министерств и ведомств

Министерства и ведомства в течение десяти дней со дня принятия нормативно-правовых актов представляют их в Министерство юстиции Республики Узбекистан для государственной регистрации.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации, не могут служить основанием для правового регулирования соответствующих общественных отношений и не влекут за собой правовых последствий.

Должностные лица министерств и ведомств за введение в действие нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, привлекаются к административной ответственности в установленном законом порядке.

Порядок проведения государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и ведомств определяется законодательством.


Статья 38. Требования к опубликованию

нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты должны быть опубликованы в официальных изданиях. Никто не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или каких-либо прав на основании закона, который официально не опубликован.

Официальное опубликование нормативно-правового акта в изложении не допускается.

При официальном опубликовании нормативно-правового акта указываются все его реквизиты.

Электронные версии текстов нормативно-правовых актов министерств, ведомств и органов государственной власти на местах подлежат обязательному опубликованию на официальных веб-сайтах принявших их органов в течение одного дня после официального опубликования нормативно-правового акта. Порядок опубликования электронных версий текстов нормативно-правовых актов министерств, ведомств и органов государственной власти на местах определяется законодательством.

Опубликование нормативно-правовых актов в неофициальных изданиях, а также их распространение через электронные справочные системы законодательства допускаются после опубликования нормативно-правового акта в официальных источниках с указанием всех реквизитов, официальных изданий, в которых они опубликованы, и даты вступления их в силу. При этом должно быть обеспечено точное воспроизведение текста нормативно-правового акта, опубликованного в официальных изданиях.

Опубликование нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения.



Статья 39. Официальные источники опубликования

нормативно-правовых актов

Официальными источниками опубликования Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан являются "Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан", "Собрание законодательства Республики Узбекистан", газеты "Халқ сўзи" и "Народное слово", "Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан".

Официальными источниками опубликования постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан являются "Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан", "Собрание законодательства Республики Узбекистан", газеты "Халқ сўзи" и "Народное слово", "Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан".

Официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов министерств и ведомств являются "Собрание законодательства Республики Узбекистан", "Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан", а также официальные издания министерств и ведомств.

Официальными источниками опубликования решений органов государственной власти на местах являются "Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан", Единая электронная система разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах, а также официальные издания данных органов государственной власти на местах.


Статья 40. Вступление в силу нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.

Нормативно-правовые акты, предусматривающие усложнение процедуры осуществления предпринимательской деятельности и возложение на субъектов предпринимательской деятельности новых обязанностей, а также устанавливающие новые меры их ответственности, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.



Статья 41. Обратная сила нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты не имеют обратной силы и применяются к общественным отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Действие закона Республики Узбекистан распространяется на общественные отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Придание обратной силы не допускается, если закон предусматривает введение либо ужесточение ответственности юридических и физических лиц за совершение действий, которые до принятия данного закона не влекли ответственность или влекли более мягкую ответственность, а также, если в результате применения закона будет нанесен материальный ущерб юридическим и физическим лицам.



Статья 42. Действие нормативно-правового акта в пространстве

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется юрисдикцией органа, принявшего нормативно-правовой акт.

Орган, принявший нормативно-правовой акт, может ограничить сферу его действия в пространстве.



Статья 43. Действие нормативно-правового акта во времени

Нормативно-правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Срок действия нормативно-правового акта может быть установлен для всего акта или его части. В этом случае должно быть указано, на какой срок или до наступления какого события нормативно-правовой акт либо его часть сохраняет действие.

До истечения установленного срока или до наступления события орган, принявший нормативно-правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативно-правового акта или его части на новый срок, до наступления другого события, либо о придании ему (ей) бессрочного характера в случае соответствия нормативно-правового акта законодательству, приоритетным направлениям проводимых реформ, устоявшимся правоотношениям в обществе.



Статья 44. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта распространяется на граждан и юридических лиц Республики Узбекистан, а также на иностранных юридических лиц при осуществлении деятельности ими на территории Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан.



Статья 45. Приостановление и прекращение действия

нормативно-правового акта

Действие нормативно-правового акта или его части может быть приостановлено органом, принявшим его, либо его вышестоящим органом на определенный срок или до наступления определенного события.

Нормативно-правовой акт или его часть прекращает свое действие в случае:

истечения срока или наступления события, на который был рассчитан нормативно-правовой акт или его часть;

признания нормативно-правового акта или его части не соответствующим Конституции Республики Узбекистан либо недействительным в установленном законом порядке;

признания нормативно-правового акта или его части утратившим силу;

отмены нормативно-правового акта или его части.

Президент Республики Узбекистан вправе приостанавливать на срок действия чрезвычайного положения действие указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказов и постановлений министерств и ведомств, а также решений органов государственной власти на местах, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения.


Статья 46. Пересмотр ранее принятых нормативно-правовых актов

в связи с принятием нового нормативно-правового акта

В связи с принятием нового нормативно-правового акта необходимые изменения и (или) дополнения вносятся в ранее принятые нормативно-правовые акты и подлежат признанию утратившими силу все ранее принятые нормативно-правовые акты или их части, если они противоречат новым правовым нормам либо полностью поглощены новым нормативно-правовым актом или фактически утратили свое правовое значение, но официально не признаны утратившими силу.

Изменения и (или) дополнения, вносимые в обладающие равной юридической силой нормативно-правовые акты, перечень обладающих равной юридической силой нормативно-правовых актов или их частей, признаваемых утратившими силу, должны содержаться в самом нормативно-правовом акте.

При значительном числе обладающих равной юридической силой нормативно-правовых актов или их частей, подлежащих изменению, дополнению или признанию утратившими силу в связи с принятием нормативно-правового акта, указанные изменения и дополнения, а также перечень подлежащих признанию утратившими силу нормативно-правовых актов оформляются самостоятельным актом. Проект такого акта подготавливается разработчиком и представляется одновременно с проектом нормативно-правового акта.



Статья 47. Распространение текстов нормативно-правовых актов

Распространение текстов нормативно-правовых актов может осуществляться в любых формах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к ознакомлению с текстом нормативно-правового акта.

Порядок распространения текстов нормативно-правовых актов определяется законодательством.



ГЛАВА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 48. Органы, организующие и обеспечивающие

исполнение нормативно-правовых актов

Кабинет Министров Республики Узбекистан организует и обеспечивает исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан на всей территории Республики Узбекистан.

Министерства и ведомства, их должностные лица организуют и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к их полномочиям.

Органы государственной власти на местах организуют и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов на соответствующей территории.



Статья 49. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан по организации и обеспечению

исполнения нормативно-правовых актов

Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

разрабатывает необходимые мероприятия и (или) принимает решения, направленные на своевременное исполнение нормативно-правовых актов;

координирует и направляет работу министерств и ведомств, определяет их полномочия по исполнению нормативно-правовых актов;

определяет министерства, ведомства и должностных лиц, на которые возлагается ответственность за исполнение законов Республики Узбекистан и иных нормативно-правовых актов;

осуществляет контроль за своевременным исполнением нормативно-правовых актов.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 50. Полномочия Министерства юстиции

Республики Узбекистан по организации исполнения

нормативно-правовых актов

Министерство юстиции Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:

дает разъяснения и оказывает необходимое содействие государственным органам и организациям по вопросам исполнения нормативно-правовых актов;

разрабатывает методические указания по вопросам исполнения нормативно-правовых актов органами государственного управления;

проводит мониторинг и анализ исполнения нормативно-правовых актов органами государственного управления, вырабатывает предложения по устранению проблем в этой сфере;

осуществляет координацию деятельности органов государственного управления по исполнению нормативно-правовых актов;

изучает соблюдение исполнительской дисциплины в органах государственного управления и организациях на предмет исполнения нормативно-правовых актов, подготавливает на этой основе информационно-аналитические документы для внесения Президенту Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Министерство юстиции Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 51. Полномочия министерств и ведомств по организации

и обеспечению исполнения нормативно-правовых актов

Министерства и ведомства в пределах своих полномочий:

разрабатывают необходимые мероприятия и (или) принимают меры, направленные на своевременное исполнение нормативно-правовых актов;

осуществляют разработку проектов нормативно-правовых актов, направленных на исполнение законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан;

обеспечивают распространение текстов нормативно-правовых актов, а также совместно с другими государственными органами и организациями организуют работу по доведению до исполнителей и разъяснению среди населения сути и значения нормативно-правовых актов;

организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих работников для обеспечения правильного и единообразного применения нормативно-правовых актов;

осуществляют контроль за исполнением нормативно-правовых актов, изучают практику применения законодательства в соответствующей отрасли и при необходимости вносят предложения по совершенствованию законодательства;

ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов.

Министерства и ведомства могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 52. Полномочия органов государственной

власти на местах по организации и обеспечению

исполнения нормативно-правовых актов

Органы государственной власти на местах на соответствующей территории:

разрабатывают необходимые мероприятия и (или) принимают меры, направленные на своевременное исполнение нормативно-правовых актов;

обеспечивают распространение текстов нормативно-правовых актов, совместно с другими организациями организуют необходимую разъяснительную работу по нормативно-правовым актам;

координируют и направляют работу соответствующих государственных органов и организаций по исполнению нормативно-правовых актов;

осуществляют контроль за исполнением нормативно-правовых актов, изучают практику применения законодательства и при необходимости вносят предложения по совершенствованию законодательства;

ведут в установленном порядке систематизированный учет нормативно-правовых актов.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 53. Мониторинг и контроль за исполнением

нормативно-правовых актов

Мониторинг и контроль за исполнением нормативно-правовых актов осуществляются в соответствии с законодательством.

Органы, обладающие правом принятия нормативно-правовых актов, и другие организации осуществляют контроль за исполнением соответствующих нормативно-правовых актов, а также мониторинг правоприменительной практики и анализ обращений физических и юридических лиц по вопросам, связанным с их исполнением.

При выявлении пробелов в нормативно-правовых актах, противоречий с нормативно-правовыми актами более высокой юридической силы, а также внутренних противоречий или других ошибок орган, обладающий правом принятия нормативно-правовых актов, принимает меры по их устранению.

Граждане, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке, могут осуществлять мониторинг и контроль за исполнением нормативно-правовых актов в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об общественном контроле" и другими актами законодательства.



ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 54. Основные требования, предъявляемые

к нормативно-правовым актам

Основные требования, предъявляемые к оформлению нормативно-правовых актов, устанавливаются Единой методикой юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним, согласно приложению к настоящему Закону.



Статья 55. Официальное толкование нормативно-правовых актов

Официальное толкование нормативно-правовых актов осуществляется в случае обнаружения неясностей в нормативно-правовом акте, неправильной или противоречивой практики его применения.

Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан дает Конституционный суд Республики Узбекистан.

Официальное толкование норм постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан дает соответствующая палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Официальное толкование норм подзаконных актов дают органы, их принявшие.

В процессе официального толкования нормативно-правовых актов не допускается внесение в них поправок, изменений, дополнений, направленных на конкретизацию норм.



Статья 56. Государственный учет нормативно-правовых актов

Государственный учет нормативно-правовых актов включает в себя централизованный сбор, учет нормативно-правовых актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию о нормативно-правовых актах. Законодательством могут быть установлены дополнительные требования к государственному учету нормативно-правовых актов.

Порядок осуществления государственного учета нормативно-правовых актов определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан.



Статья 57. Признание утратившими силу некоторых

законодательных актов Республики Узбекистан

Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года N 160-II "О нормативно-правовых актах" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 1-2, ст. 8);


2) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года N 161-II "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 1-2, ст. 9);


3) раздел XXVI Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года N 568-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., N 1-2, ст. 18);


4) пункт 46 раздела I Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 года N 714-II "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 1, ст. 18);


5) Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2012 года N ЗРУ-342 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2012 г., N 12, ст. 333);


6) статью 18 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года N ЗРУ-381 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., N 12, ст. 343);


7) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 10 августа 2015 года N ЗРУ-389 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., N 8, ст. 310);


8) статью 12 Закона Республики Узбекистан от 23 сентября 2016 года N ЗРУ-411 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., N 9, ст. 276);


9) статью 47 Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года N ЗРУ-446 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 9, ст. 510);


10) статью 22 Закона Республики Узбекистан от 3 января 2018 года N ЗРУ-456 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов, а также принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., N 1, ст. 1);


11) статью 11 Закона Республики Узбекистан от 9 января 2018 года N ЗРУ-459 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., N 1, ст. 4);


12) статью 37 Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года N ЗРУ-476 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., N 4, ст. 224);


13) статью 12 Закона Республика Узбекистан от 8 января 2019 года N ЗРУ-512 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 1, ст. 1).



Статья 58. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 59. Приведение актов законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 60. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 20 апреля 2021 г.