Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Метрология/ Стандартизация/ Закон Республики Узбекистан от 03.11.2022 г. N ЗРУ-800 "О стандартизации" (Принят Законодательной палатой 15.07.2022 г., одобрен Сенатом 07.10.2022 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.11.2022 г.
N ЗРУ-800
О СТАНДАРТИЗАЦИИ
Принят Законодательной палатой 15 июля 2022 года
Одобрен Сенатом 7 октября 2022 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области стандартизации.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при разработке, принятии и применении стандартов и соответствующих документов по стандартизации, а также осуществлении государственного контроля в области стандартизации.
Особенности стандартизации в военной сфере, сфере защиты государственных секретов и иной информации, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в сфере финансов и образования устанавливаются отдельными актами законодательства Республики Узбекистан.
Законодательство о стандартизации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о стандартизации, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
национальный стандарт - стандарт, принятый Узбекским институтом стандартов Узбекского агентства по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и доступный для широкой общественности;
стандарт - документ, устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение наиболее оптимальной степени упорядочения в определенной области;
стандартизация - деятельность, направленная на достижение наиболее оптимальной степени упорядочения в определенной области, устанавливающая правила для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач;
Национальный орган по стандартизации - Узбекский институт стандартов Узбекского агентства по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан;
технический комитет по стандартизации - консультативно-совещательный орган, участвующий в осуществлении развития системы стандартизации по направлениям деятельности;
объект стандартизации - продукция, товары, услуги (далее - продукция), процессы, системы менеджмента, термины, условные обозначения, исследования (испытания), измерения (в том числе отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;
международный (региональный) стандарт - стандарт, принятый международной или региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу общественности;
стандарт зарубежной страны - стандарт, принятый уполномоченным органом (организацией) по стандартизации зарубежной страны;
консенсус - общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процесса, стремящееся учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.
Статья 5. Национальная система
стандартизации Республики Узбекистан
Национальную систему стандартизации Республики Узбекистан составляют:
Узбекское агентство по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (далее - Узбекское агентство по техническому регулированию);
Национальный орган по стандартизации;
органы государственного и хозяйственного управления;
технические комитеты по стандартизации.
Основными принципами стандартизации являются:
законность;
консенсус заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов;
беспристрастность;
согласованность во избежание дублирования и противоречий в стандартах;
недопустимость дискриминационного отношения к продукции независимо от страны и (или) места происхождения продукции, а также формы собственности производителя;
открытость и прозрачность.
Основными задачами стандартизации являются:
охрана жизни, здоровья граждан и их имущества;
охрана окружающей среды;
защита прав и охраняемых законом интересов потребителей в вопросах качества продукции;
обеспечение взаимозаменяемости и совместимости продукции;
повышение качества и конкурентоспособности продукции в зависимости от уровня развития науки и технологий для удовлетворения потребностей населения и отраслей экономики;
содействие экономии всех видов ресурсов, улучшение технико-экономических показателей производства;
практическое содействие при реализации социально-экономических и научно-технических программ и проектов;
содействие развитию экономики и научно-техническому прогрессу Республики Узбекистан;
обеспечение открытости и достоверности информации о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции;
содействие по продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки;
обеспечение единства измерений.
Статья 8. Основные направления государственной
политики в области стандартизации
Основными направлениями государственной политики в области стандартизации являются:
совершенствование правовых и организационных основ системы стандартизации;
разработка и реализация государственных и иных программ;
совершенствование инфраструктуры системы стандартизации;
внедрение передовых инновационных и современных информационно-коммуникационных технологий;
усовершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
развитие международного сотрудничества и гармонизация национальной системы стандартизации с международной системой.
Статья 9. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан в области стандартизации
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области стандартизации;
координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области стандартизации;
определяет приоритетные направления развития национальной системы стандартизации, организует разработку и реализацию государственных программ;
определяет стандарты, соблюдение требований которых является обязательным;
организует научно-техническую деятельность в области стандартизации;
осуществляет экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности в области стандартизации.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 10. Полномочия Узбекского агентства
по техническому регулированию в области
стандартизации
Узбекское агентство по техническому регулированию:
осуществляет государственную политику в области стандартизации;
осуществляет мониторинг выполнения плана стандартизации;
осуществляет государственный надзор за соблюдением требований стандартов, а также требований законодательства о стандартизации;
осуществляет создание единой интегрированной системы стандартизации, основанной на современных методах управления;
создает Апелляционную комиссию при Национальном органе по стандартизации и организует ее деятельность;
осуществляет международное сотрудничество в области стандартизации.
Узбекское агентство по техническому регулированию может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Полномочия Национального
органа по стандартизации
Национальный орган по стандартизации:
разрабатывает и реализует государственные и другие программы, концепции, а также стратегии в области стандартизации;
осуществляет цифровизацию системы стандартизации путем внедрения современных информационно-коммуникационных и инновационных технологий;
реализует план стандартизации;
согласно обращениям заинтересованных сторон, а также по собственной инициативе принимает решения о создании, приостановлении и прекращении деятельности отраслевых технических комитетов по стандартизации, утверждает положение о них, координирует их деятельность и содействует их развитию на основе международной практики;
представляет национальные интересы Республики Узбекистан в международных и региональных организациях по стандартизации;
заключает соглашения с национальными органами по стандартизации зарубежных стран и осуществляет с ними сотрудничество;
утверждает и регистрирует национальные стандарты, принимает решения об их отмене, а также о внесении изменений и дополнений к ним;
принимает решения о введении в действие и отмене действия на территории Республики Узбекистан международных (региональных) стандартов, стандартов зарубежных стран, а также изменений к ним;
координирует работу заинтересованных сторон по разработке новых, пересмотру действующих стандартов;
дает рекомендации заинтересованным сторонам по гармонизации национальных стандартов с учетом международных (региональных) стандартов и стандартов зарубежных стран;
разрабатывает стандарты при отсутствии соответствующих технических комитетов по стандартизации;
формирует и ведет Единую информационную базу стандартов;
осуществляет переподготовку и повышение квалификации кадров в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии, а также создает систему повышения их квалификации.
Национальный орган по стандартизации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия органов государственного
и хозяйственного управления в области стандартизации
Органы государственного и хозяйственного управления в пределах своих полномочий:
подготавливают предложения по разработке новых, внесению изменений, пересмотру и отмене действующих стандартов и предоставляют их в Национальный орган по стандартизации для включения в план стандартизации;
выполняют задачи, предусмотренные планом стандартизации;
инициируют и участвуют в разработке проектов стандартов;
совместно с Национальным органом по стандартизации участвуют в деятельности международных и региональных организаций по стандартизации;
подготавливают и вносят предложения в Национальный орган по стандартизации по созданию, а также развитию технических комитетов по стандартизации.
Органы государственного и хозяйственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Технический комитет по стандартизации создается на основе добровольного участия органов государственного и хозяйственного управления и иных организаций, заинтересованных в принятии и применении стандартов, в соответствии с решением Национального органа по стандартизации.
С инициативой о создании технического комитета по стандартизации могут выступать заинтересованные субъекты соответствующей отрасли в области стандартизации.
В состав технического комитета по стандартизации включаются представители заинтересованных сторон.
При техническом комитете по стандартизации создается секретариат для обеспечения его деятельности.
Информация о создаваемом техническом комитете по стандартизации открыта для всех заинтересованных сторон.
Технический комитет по стандартизации:
разрабатывает проекты национальных стандартов;
организует обсуждение проектов национальных стандартов в соответствии с областью деятельности;
подготавливает предложения по разработке новых, пересмотру действующих национальных стандартов для включения в план стандартизации;
осуществляет разработку стандартов, включенных в план стандартизации;
направляет обращения в органы государственного и хозяйственного управления по вопросам, входящим в их компетенцию;
формирует и ведет информационную базу стандартов в соответствии с областью деятельности;
участвует в научных исследованиях в области стандартизации;
совместно с Национальным органом по стандартизации участвует в работе технических комитетов по стандартизации международных, региональных организаций по стандартизации и защищает национальные интересы Республики Узбекистан на заседаниях данных комитетов.
Расходы, связанные с деятельностью технического комитета по стандартизации, осуществляются за счет средств субъектов, выступивших с инициативой о его создании, а также иных организаций, заинтересованных в принятии и применении стандартов.
Деятельность технического комитета по стандартизации приостанавливается на основании протокола его заседания решением Национального органа по стандартизации.
Деятельность технического комитета по стандартизации прекращается решением Национального органа по стандартизации в одном из следующих случаев:
при достижении целей, для которых создавался технический комитет по стандартизации, и отсутствии потребности в его дальнейшем функционировании;
при неосуществлении деятельности технического комитета по стандартизации в течение двенадцати месяцев;
при подтверждении отрицательных результатов оценки эффективности деятельности технического комитета по стандартизации;
при принятии соответствующего решения технического комитета по стандартизации.
Статья 14. Государственные инспектора, их права
и обязанности
Государственный надзор за соблюдением требований стандартов, а также требований законодательства о стандартизации осуществляется государственными инспекторами, являющимися представителями органов государственного управления.
Государственный инспектор имеет право:
доступа в установленном порядке в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;
получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного надзора;
использовать технические средства и привлекать специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного надзора;
проводить в соответствии с нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований стандартов на стадиях производства, подготовки к производству, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации продукции;
запрещать реализацию продукции в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от проверки.
Главный государственный инспектор Республики Узбекистан по обеспечению соблюдения требований законодательства в области технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия и метрологии и его заместители, помимо прав, указанных в части второй настоящей статьи, имеют исключительное право:
применять меры административного взыскания к должностным лицам субъектов хозяйственной деятельности и индивидуальным предпринимателям, виновным в нарушении обязательных требований стандартов;
принимать решение о наложении штрафа на юридических лиц, виновных в нарушении обязательных требований стандартов, и обращаться в суд о взыскании штрафа в случае неуплаты этими юридическими лицами штрафа в месячный срок в добровольном порядке;
выдавать предписания о запрете производства или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции в случаях ее несоответствия обязательным требованиям стандартов;
запретить продажу импортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов и не прошедшей государственную регистрацию.
За невыполнение предписаний государственных инспекторов о запрете производства или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции в случаях ее несоответствия обязательным требованиям стандартов должностные лица субъектов хозяйственной деятельности и индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности.
Государственные инспектора за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законодательством, разглашение государственной или коммерческой тайны несут ответственность в установленном порядке.
Работы по стандартизации осуществляются на основании плана стандартизации.
План стандартизации может приниматься на краткосрочную (до одного года), среднесрочную (от одного года до пяти лет) и долгосрочную (от пяти до десяти лет) перспективу с учетом целей и направлений развития области стандартизации.
Планирование работ по стандартизации должно соответствовать основным направлениям социально-экономического развития Республики Узбекистан, учитывать результаты научных исследований и современных технологий.
В период действия плана стандартизации допускается внесение в него изменений и дополнений по предложениям заинтересованных сторон.
План стандартизации формируется на основе:
предложений заинтересованных сторон, технических комитетов по стандартизации и международного опыта;
планов работ технических комитетов по стандартизации;
результатов мониторинга в области стандартизации;
анализа состояния социально-экономического развития Республики Узбекистан.
План стандартизации включает в себя:
код по международному классификатору стандартов;
наименование проекта международного (регионального) или национального стандарта;
основание разработки (пересмотра) стандартов;
сроки реализации работ по стандартизации;
источник финансирования;
организацию-заявителя, предоставившую предложение-заявку;
код классификации продукции по видам экономической деятельности.
Единая информационная база стандартов формируется и ведется Национальным органом по стандартизации.
Единая информационная база стандартов включает в себя национальные стандарты, международные (региональные) стандарты, стандарты зарубежных стран.
К категориям стандартов относятся:
национальные стандарты;
международные (региональные) стандарты;
стандарты зарубежных стран.
Национальные стандарты разрабатываются для реализации задач, предусмотренных настоящим Законом, на основе плана стандартизации и имеют обозначение - O`zMSt (O`zbekiston Milliy Standarti).
Определение оформления, построения по содержанию и обозначению национальных стандартов осуществляется согласно требованиям принятых национальных стандартов.
Национальные стандарты разрабатываются с учетом:
результатов научных исследований (испытаний) и измерений;
достижений науки и техники;
приобретенного практического опыта путем применения новых видов продукции, процессов и услуг;
международных (региональных) стандартов и стандартов зарубежных стран и иных документов, устанавливающих требования к объекту стандартизации.
Разработка национальных стандартов осуществляется заинтересованными сторонами, предусмотренными статьями 11, 12 и 13 настоящего Закона.
Информация о начале и завершении разработки национальных стандартов, а также проекты национальных стандартов размещаются на официальном веб-сайте и электронном портале Национального органа по стандартизации.
Проект национального стандарта до утверждения подлежит согласованию с заинтересованными сторонами в случаях, когда обязательность такого согласования предусмотрена нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан.
В период публичного обсуждения проекты национальных стандартов проходят техническое обсуждение в профильном техническом комитете по стандартизации, а в случае его отсутствия - в Национальном органе по стандартизации.
Публичное обсуждение проектов национальных стандартов, размещенных на официальном веб-сайте и электронном портале Национального органа по стандартизации, осуществляется в течение шестидесяти календарных дней.
Перед утверждением национального стандарта разработчик в срок не более десяти календарных дней направляет проект стандарта на экспертизу.
Национальный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации, но не ранее шестидесяти дней со дня размещения информации о его государственной регистрации на официальном веб-сайте Национального органа по стандартизации.
Национальные стандарты должны основываться на достижениях отечественной и зарубежной науки и не должны противоречить требованиям настоящего Закона, иных нормативно-правовых актов, а также международных договоров с участием Республики Узбекистан.
Национальные стандарты не должны создавать излишних препятствий для международной торговли.
В национальных стандартах могут устанавливаться требования к продукции и ее классификации, терминологии, условным обозначениям, методам испытаний (измерений), отбора образцов, маркировки, процедуры оценки соответствия, системам управления.
Для обеспечения защиты интересов Республики Узбекистан и конкурентоспособности выпускаемой продукции в национальных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.
Обязательным условием принятия национального стандарта является достижение консенсуса.
При рассмотрении проекта национального стандарта в техническом комитете по стандартизации, если его членами признана целесообразность требований, научных разработок, продолжения исследований, приведенных в проекте стандарта, проект данного стандарта принимается в виде предварительного стандарта на определенный срок и ему присваивается обозначение - DS (Dastlabki Standart).
По инициативе заинтересованных сторон проекты, направленные на повышение качества продукции, не противоречащие техническим регламентам и стандартам в производстве, рекомендуемые к применению в масштабе страны, на основе достижений, использованных в качестве ноу-хау в технических условиях, могут быть направлены для рассмотрения и обсуждения в технические комитеты по стандартизации.
Стандарты, содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, разрабатываются и принимаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 19. Международные (региональные)
стандарты и стандарты зарубежных стран
В Республике Узбекистан могут применяться международные (региональные) стандарты и стандарты зарубежных стран.
Международные (региональные) стандарты и стандарты зарубежных стран применяются на территории Республики Узбекистан наравне с национальными стандартами на основании решения Национального органа по стандартизации о введении их в действие.
и отмена национальных стандартов
Внесение изменений в национальные стандарты, замена национальных стандартов, дополнение или исключение отдельных требований, продление или восстановление сроков действия, введение новых требований и гармонизация национальных стандартов с международными (региональными) стандартами осуществляются в случаях, когда не влекут за собой нарушения действующего законодательства.
Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется разработчиком данного стандарта или Национальным органом по стандартизации.
Основаниями для отмены национальных стандартов являются:
противоречие данных стандартов требованиям законодательства Республики Узбекистан;
введение в действие нового национального, международного (регионального) стандарта взамен данных стандартов;
утрата актуальности применения данного стандарта.
Для отмены национального стандарта лица, инициирующие его отмену, направляют в Национальный орган по стандартизации свои предложения с обоснованием целесообразности его отмены.
Информация о внесении изменений в национальные стандарты и их отмене размещается на официальном веб-сайте и электронном портале Национального органа по стандартизации, а также осуществляется проведение общественного обсуждения в течение шестидесяти календарных дней.
Статья 21. Принятие окончательного
решения по вопросам стандартизации.
Деятельность Апелляционной комиссии
В случае наличия разногласий при разработке, согласовании, утверждении, регистрации, введении в действие, внесении изменений, пересмотре, приостановке и отмене стандартов, а также в случаях, связанных с деятельностью технических комитетов по стандартизации, окончательное решение по вопросам стандартизации принимает Узбекское агентство по техническому регулированию.
При Национальном органе по стандартизации создается Апелляционная комиссия. Положение об Апелляционной комиссии и состав Апелляционной комиссии утверждаются Узбекским агентством по техническому регулированию.
В полномочия Апелляционной комиссии входит рассмотрение обращений (апелляций) заинтересованных сторон или технического комитета по стандартизации, не согласных с решением, принятым Национальным органом по стандартизации.
В состав Апелляционной комиссии не могут входить сотрудники Национального органа по стандартизации. Член Апелляционной комиссии не может участвовать в рассмотрении апелляции в случае, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от лиц, которые являются сторонами апелляции, либо при наличии других обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности такого члена.
Заинтересованная сторона или технический комитет по стандартизации имеет право подать апелляцию в Апелляционную комиссию в случае несогласия с решением Национального органа по стандартизации, а также, если считает, что решением или действиями (бездействием) Национального органа по стандартизации были нарушены процедуры в области стандартизации.
Срок рассмотрения апелляции не должен превышать тридцати дней.
Предметом апелляции не может быть содержание национального стандарта или его проекта. В случае, если Апелляционная комиссия признает, что решение или действия (бездействие) Национального органа по стандартизации нарушают процедуры в области стандартизации, она принимает решение, предусматривающее устранение Национальным органом по стандартизации нарушения процедуры.
Решение Апелляционной комиссии оформляется протоколом заседания и предоставляется сторонам спора.
Стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев указания ссылок в нормативно-правовых актах Республики Узбекистан на обязательное соблюдение требований стандарта (обязательное требование стандарта).
Стандарты могут применяться на стадиях разработки, проектирования, производства, хранения, испытания, исследования и измерения, отбора образцов продукции, в отношении терминологии, символики, упаковки, маркировки или этикеток и их нанесения, функционирования (эксплуатации, использования), перевозки, реализации и утилизации (переработки) продукции, при выполнении работ, оказании услуг в отношении иных объектов стандартизации.
Международные (региональные) стандарты и стандарты зарубежных стран применяются в случаях:
членства Республики Узбекистан в международных и региональных организациях по стандартизации;
наличия международных договоров Республики Узбекистан о сотрудничестве в области стандартизации;
наличия соглашения между Национальным органом по стандартизации и международной, региональной, иностранной организацией о сотрудничестве в области стандартизации;
соблюдения договоров, заключенных с органами по стандартизации, при применении международных (региональных) стандартов и стандартов зарубежных стран.
Стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов Республики Узбекистан. Для выполнения требований технических регламентов и оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов на добровольной основе в части выбора применяются взаимосвязанные стандарты.
Выполнение требований стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя при его заявлении о соответствии продукции данному стандарту, в том числе в случае применения его обозначения в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, договорах, рекламе, информационных ресурсах и иных формах представления информации.
В стандартах не допускается применение дублирующих требований к продукции.
Не допускается принятие стандартов:
содержащих нормы, имеющие общеобязательный характер, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан;
противоречащих действующим нормативно-правовым актам Республики Узбекистан и техническим регламентам;
создающих препятствия свободному обращению продукции, направленных на устранение и ограничение рыночной конкуренции.
Применение физическими и юридическими лицами документов по стандартизации осуществляется с соблюдением авторских прав.
Требования к продукции, направляемой на экспорт, устанавливаются в соответствии с положениями договора на поставку продукции.
Статья 23. Опубликование, распространение
и издание стандартов
Опубликование и распространение на договорной основе национальных стандартов осуществляется Национальным органом по стандартизации.
Национальные стандарты должны быть опубликованы на государственном языке.
Стандарты и другие публикации международных и региональных организаций по стандартизации, а также зарубежных стран могут приниматься на одном из официальных языков этих организаций с последующим официальным переводом на государственный язык.
Издание и распространение стандартов международных и региональных организаций по стандартизации, членом которых является Республика Узбекистан, осуществляется Национальным органом по стандартизации в порядке и на условиях, определенных международной или региональной организацией по стандартизации.
Издание и распространение стандартов зарубежных стран осуществляется Национальным органом по стандартизации в соответствии с договорами с национальными органами по стандартизации данных стран.
В случаях, если лицензионными договорами с иностранными правообладателями, а также международными договорами и иными нормами международного права предусматриваются возмездность и (или) недопустимость предоставления свободного доступа к международным (региональным) стандартам, стандартам зарубежных стран, Национальный орган по стандартизации размещает на своем официальном веб-сайте сведения о размере платы за предоставление соответствующих документов и порядке их распространения.
Статья 24. Информационное обеспечение
в области стандартизации
Информационное обеспечение в области стандартизации осуществляется посредством:
размещения информации о стандартах на веб-сайтах;
распространения стандартов, официальных изданий и их копий.
Размещение информации о стандартах осуществляется посредством их официального опубликования на официальных веб-сайтах Национального органа по стандартизации и в ежегодных информационных указателях стандартов.
К информации о стандартах относятся:
номер и наименование;
область применения;
дата и номер решения об утверждении, внесении изменений и отмене;
сведения о разработчике.
Статья 25. Финансирование работ
в области стандартизации
Финансирование работ в области стандартизации осуществляется за счет:
средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средств заинтересованных организаций;
добровольных взносов;
иных источников, не противоречащих законодательству.
Государственному финансированию работ по стандартизации подлежат:
разработка или участие в разработке международных (региональных) стандартов;
разработка стандартов в связи с исполнением решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;
разработка национальных стандартов, предусмотренных планом стандартизации;
проведение научно-исследовательских и иных работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение;
формирование и ведение Единой информационной базы стандартов;
иная деятельность в области стандартизации, определяемая Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Споры в области стандартизации разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 27. Ответственность за нарушение
законодательства о стандартизации
За продолжение или неустранение правонарушения в области стандартизации после получения предупреждения в установленном порядке физические лица в соответствии с законодательством несут административную ответственность. За продолжение или неустранение правонарушения в области стандартизации после получения предупреждения в установленном порядке в отношении юридических лиц применяются финансовые санкции в виде штрафа в соответствии с частью второй настоящей статьи.
В случае несоблюдения производителем или импортером продукции обязательных требований стандарта, предусмотренных законодательством о стандартизации, в отношении них:
при совершении правонарушения впервые - применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере до пятидесяти процентов от стоимости реализованной продукции, не соответствующей обязательным требованиям стандартов;
при повторном совершении того же правонарушения в течение одного года со дня применения финансовой санкции в виде штрафа, предусмотренной абзацем вторым части второй настоящей статьи, - применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере до ста процентов от стоимости реализованной продукции, не соответствующей обязательным требованиям стандартов.
Финансовые санкции в виде штрафа, предусмотренные частью второй настоящей статьи, применяются в судебном порядке, за исключением случаев признания производителем или импортером продукции вины в совершенном правонарушении и уплаты штрафа в добровольном порядке.
Пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа направляется во внебюджетный фонд Узбекского агентства по техническому регулированию, а остальная часть - в Государственный бюджет Республики Узбекистан.
Статья 28. Внесение изменений, а также признание
утратившими силу некоторых законодательных
актов Республики Узбекистан
Внести изменения в следующие законодательные акты Республики Узбекистан:
1. В статье 43 Закона Республики Узбекистан от 14 января 1992 года N 513-XII "О физической культуре и спорте" (в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2015 года N ЗРУ-394) (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., N 9, ст. 340; 2016 г., N 12, ст. 383; 2017 г., N 6, ст. 300; 2018 г., N 1, ст. 1, N 7, ст. 431; 2020 г., N 12, ст. 691; 2021 г., приложение к N 4, N 10, ст. 968; 2022 г., N 5, ст. 464) слова "международным и (или) государственным стандартам, нормам и требованиям" заменить словами "национальным стандартам, нормам и требованиям".
2. В статье 40 Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года N 837-XII "О воде и водопользовании" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., N 5, ст. 221; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 4-5, ст. 126; 1998 г., N 9, ст. 181; 2000 г., N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст. 23; 2004 г., N 1-2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 12, ст. 604; 2009 г., N 12, ст. 472; 2011 г., N 1, ст. 1, N 9, ст. 247; 2013 г., N 4, ст. 98; 2014 г., N 9, ст. 244; 2016 г., N 12, ст. 383; 2017 г., N 9, ст. 510; 2018 г., N 4, ст. 224, N 7, ст. 431; 2019 г., N 5, ст. 261, N 11, ст. 791; 2020 г., N 9, ст. 539; 2021 г., приложение к N 4, N 11, ст. 1065) слова "государственным стандартам" заменить словами "национальным стандартам".
3. Внести в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, утвержденный законами Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года N 163-I и от 29 августа 1996 года N 256-I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., приложение к N 2, N 11-12; 1997 г., N 2, ст. 56, N 9, ст. 241; 1998 г., N 5-6, ст. 102; 1999 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 229; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст. 182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 4, ст. 154, N 9, ст.ст. 494, 498; 2007 г., N 1, ст.ст. 3, 5, N 4, ст.ст. 156, 164, N 8, ст. 367, N 9, ст. 416, N 12, ст.ст. 598, 608; 2008 г., N 4, ст. 192, N 12, ст. 640; 2009 г., N 9, ст. 337; 2010 г., N 9, ст.ст. 335, 337, 340; 2011 г., N 12/2, ст.ст. 363, 364, 365; 2012 г., N 4, ст.ст. 106, 109, N 12, ст. 336; 2013 г., N 10, ст. 263; 2014 г., N 5, ст. 130, N 12, ст. 343; 2015 г., N 8, ст.ст. 310, 312; 2016 г., N 4, ст. 125; 2017 г., N 4, ст. 137, N 9, ст. 510, N 12, ст. 773; 2018 г., N 1, ст. 4, N 4, ст. 224, N 7, ст. 433, N 10, ст. 673; 2019 г., N 3, ст.ст. 161, 166, N 5, ст. 267, N 10, ст. 671, N 12, ст.ст. 880, 886; 2020 г., N 1, ст.ст. 3, 4, N 10, ст. 593; 2021 г., приложение к N 4, N 8, ст. 801, N 10, ст. 968; 2022 г., N 2, ст. 79, N 3, ст.ст. 217, 218, N 4, ст. 340, N 5, ст. 464, N 6, ст. 570), следующие изменения:
в части первой статьи 405 слова "государственными стандартами" заменить словами "национальными стандартами";
часть вторую статьи 407 изложить в следующей редакции:
"В случаях, когда стандарты устанавливают требования к контролю качества товаров, качество должно проверяться в соответствии с их указаниями".
4. В абзаце втором части первой статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 29 августа 1996 года N 265-I "Об охране здоровья граждан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., N 9, ст. 128; 1999 г., N 5, ст. 124; 2001 г., N 5, ст. 89; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 536; 2007 г., N 10, ст. 473; 2010 г., N 5, ст. 177; 2016 г., N 12, ст. 383; 2017 г., N 6, ст. 300; 2018 г., N 1, ст. 1; 2019 г., N 2, ст. 47, N 5, ст.ст. 265, 267, N 9, ст.ст. 589, 592; 2020 г., N 12, ст. 691; 2021 г., приложение к N 4, N 8, ст. 797; 2022 г., N 5, ст. 464) слово "государственных" заменить словом "национальных".
5. Часть первую статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 30 августа 1997 года N 483-I "О качестве и безопасности пищевой продукции" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 9, ст. 239; 2003 г., N 5, ст. 67; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 4, ст. 157; 2016 г., N 12, ст. 383; 2017 г., N 4, ст. 137, N 10, ст. 605; 2018 г., N 1, ст. 4; 2019 г., N 1, ст. 3, N 8, ст. 470, N 11, ст. 791; 2021 г., приложение к N 4, N 4, ст. 290; 2022 г., N 5, ст. 465) изложить в следующей редакции:
"Государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции осуществляется путем установления технических регламентов, санитарных, ветеринарных, ветеринарно-санитарных правил и норм, фитосанитарных норм, правил и гигиенических нормативов, национальных стандартов, технических условий (далее - нормы и правила), содержащих требования к качеству и безопасности пищевой продукции, условиям ее производства, заготовки, закупки, переработки, поставки, хранения, транспортировки и реализации".
6. В абзаце третьем части первой статьи 6 Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 года N 725-I "О радиочастотном спектре" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., N 1, ст. 16; 2003 г., N 5, ст. 67; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 4, ст. 98; 2014 г., N 5, ст. 130; 2015 г., N 6, ст. 228; 2017 г., N 4, ст. 137; 2019 г., N 2, ст. 47; 2021 г., приложение к N 4) слова "государственные стандарты" заменить словами "национальные стандарты".
8. В статье 11 Закона Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года N 120-II "О радиационной безопасности" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 7-8, ст. 212; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 12, ст. 604; 2011 г., N 4, ст. 98; 2013 г., N 4, ст. 98; 2017 г., N 9, ст. 510; 2019 г., N 8, ст. 470, N 9, ст. 591, N 12, ст. 891; 2021 г., приложение к N 4) слова "государственных стандартов" заменить словами "национальных стандартов".
9. Внести в Закон Республики Узбекистан от 3 мая 2007 года N ЗРУ-97 "О профилактике йододефицитных заболеваний" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 5, ст. 219; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., N 6, ст. 228; 2021 г., приложение к N 4) следующие изменения:
в части первой статьи 16 слова "государственных стандартов, правил и норм" заменить словами "национальных стандартов, правил и норм";
в части первой статьи 17 слова "государственных стандартов, правил и норм" заменить словами "национальных стандартов, правил и норм".
11. В части первой статьи 26 Закона Республики Узбекистан от 26 августа 2015 года N ЗРУ-393 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., N 8, ст. 314; 2019 г., N 2, ст. 47; 2021 г., N 1, ст. 13, приложение к N 4, N 4, ст. 290) слова "государственным стандартам" заменить словами "национальным стандартам".
12. Абзац пятнадцатый статьи 3 Закона Республики Узбекистан от 2 июля 2020 года N ЗРУ-626 "О геодезической и картографической деятельности" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., N 7, ст. 446; 2021 г., приложение к N 4, N 8, ст. 800, N 10, ст. 968) изложить в следующей редакции:
"Национальная инфраструктура пространственных данных - система, включающая организационную структуру, научно-техническую политику, технические и программные средства, базовые и профильные пространственные данные, метаданные и базы метаданных, сервисы пространственных данных, нормативно-правовые акты, а также нормативные документы в области технического регулирования по вопросам производства, обновления, обработки, хранения, предоставления, интеграции и использования пространственных данных, которые доступны на территории Республики Узбекистан".
13. В абзаце девятом части второй статьи 20 Градостроительного кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года N ЗРУ-676 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 2, ст. 145; 2022 г., N 6, ст. 570), слова "государственных стандартов" заменить словами "национальных стандартов".
14. В части третьей статьи 12 Закона Республики Узбекистан от 1 апреля 2021 года N ЗРУ-680 "О дехканском хозяйстве" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 4, ст. 286) слова "государственными стандартами" заменить словами "национальными стандартами".
15. Текст статьи 14 Закона Республики Узбекистан от 23 июля 2021 года N ЗРУ-702 "О пространственных данных" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 7, ст. 662) изложить в следующей редакции:
"В настоящем Законе под Национальной инфраструктурой пространственных данных понимается система, включающая организационную структуру, научно-техническую политику, технические и программные средства, базовые и профильные пространственные данные, метаданные и базы метаданных, сервисы пространственных данных, нормативно-правовые акты, а также нормативные документы в области технического регулирования по вопросам производства, обновления, обработки и интеграции пространственных данных, которые доступны на территории Республики Узбекистан".
16. Внести в Закон Республики Узбекистан от 26 ноября 2021 года N ЗРУ-731 "Об издательской деятельности" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 11, ст. 1063) следующие изменения:
в части четвертой статьи 15:
в абзаце втором слова "государственными стандартами" заменить словами "национальными стандартами";
в абзаце третьем слова "государственных стандартов" заменить словами "национальных стандартов";
в части второй статьи 24 слова "государственными стандартами" заменить словами "национальными стандартами".
Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 года N 1002-XII "О стандартизации" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., N 2, ст. 46);
2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 года N 1003-XII "О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан "О стандартизации" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., N 2, ст. 47);
3) раздел X Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года N 82-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 5-6, ст. 153);
4) раздел VII Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 2003 года N 482-II "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., N 5, ст. 67);
5) статью 5 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года N ЗРУ-59 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 10, ст. 536);
6) Закон Республики Узбекистан от 3 апреля 2009 года N ЗРУ-202 "О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан "О стандартизации" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., N 4, ст. 129);
7) статью 8 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года N ЗРУ-352 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 4, ст. 98);
8) статью 5 Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года N ЗРУ-355 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., N 10, ст. 263);
9) статью 9 Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года N ЗРУ-436 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 6, ст. 300);
10) статью 12 Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года N ЗРУ-446 "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 9, ст. 510);
11) статью 4 Закона Республики Узбекистан от 24 декабря 2019 года N ЗРУ-597 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 12, ст. 891);
12) статью 36 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4).
Статья 29. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Узбекскому агентству по техническому регулированию, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 30. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении двенадцати месяцев со дня его официального опубликования.
Действующие стандарты Республики Узбекистан и соответствующие документы, принятые до вступления в силу настоящего Закона с обозначением аббревиатуры O`zDSt, считаются национальными стандартами и должны быть пересмотрены в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Закона.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 ноября 2022 г.
"Народное слово", 4 ноября 2022 г.